Назови 5 русских народных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси

Слайд 2

Цели и задачи:

Знакомство с русскими народными инструментами; - пробуждение интереса к музыкальному народному творчеству.

Слайд 3

МУЗЫʘАЛЬНЫЕ ИНСТРУ̘ЕНТЫ,

Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам.

Слайд 4

Балалайка

Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка – три струны Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны!

Слайд 5

Ложки

Русский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек с удлинёнными ручками (в старину - с подвязанными к ним бубенчиками).

Слайд 6

Гусли

ØУСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

Слайд 7

Гармонь

Гармошка - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия. Гармониста я любилаГармониста тешила,Гармонисту на плечоСама гармошку вешала!

Слайд 8

Дудка

Так называется русский народный духовой инструмент флейтового типа, относящийся к свистковым духовым инструментам. В разных областях России он имеет свои названия, например «дудка» - в Курской области, «пикла» - в Брянской области. «Дудкой» иногда называют дуду (т. е. как бы большую дудку), но это другой инструмент - волынка.Отличительные признаки инструмента: косой срез «корытцем» в верхней части ствола, отсутствие свистка, пять отверстий, одно дополнительное - с тыльной стороны - увеличивает диапазон. В конструкции инструмента отсутствует пробочка - «пыж», поэтому роль свистка выполняет язык. При игре нужно следить за правильной подачей струи воздуха, его расходом, положением губ и языка.

Слайд 9

Трещотка

ТРЕ٘ОТКА, общее название самозвучащих музыкальных инструментов. Обычно набор деревянных или бамбуковых пластинок.

Слайд 10

Колокольчик

Древний самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных вида колокольчика: подвешиваемый (как большой колокол) и колокольчик на ручке (ручной). Используется в культовых ритуалах (например, буддийских) и в быту. В России славились валдайские (поддужные или ямские) колокольчики. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.С. Пушкин

Слайд 11

Рожок

Русский народный духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из древесины, рога животного, ныне также из металла. Длина 600-800 мм. Состоит из небольшого конического ствола с 5-6 пальцевыми отверстиями, с небольшим раструбом. Мундштук вырезается в верхней части ствола в виде небольшого углубления или делается приставным. Разновидности: дискантовый ("визгунок") и басовый ("подбасок"), В 18 в. появились исполнители на пастушьих рожках - рожечники.

Слайд 12

Бубен

Б˜УБЕН, ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Введение

В виду отсутствия выстроенной государственной политики в сфере культуры и незаинтересованности коммерческих СМИ в пропаганде духовных ценностей в современной России остро встала проблема снижения интереса общества к культуре, и, в особенности, к одному из её базовых компонентов – народному музыкальному творчеству.

А ведь традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. В настоящее время даже дети, обучающиеся в музыкальных школах, зачастую не имеют представления о народных инструментах, их познания ограничиваются лишь краткими сведениями о том инструменте, на котором они обучаются.

А знания об истории создания народных инструментов очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению.

Входя в мир народной музыки, ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, становится духовным наследником его традиций.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое. Тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является духовное нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным истокам, традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству.

В связи с этим на уроках музыки я большое внимание уделяю теме изучения русского народного творчества.

Конспект урока музыки в 5 классе по теме

«Русские народные музыкальные инструменты»

Тип урока: углубление и расширение знаний.

Форма урока: традиционный с элементами игры.

Структура урока:

  • Организационный этап: создает психологический настрой учащихся.
  • Проверка знаний учащихся: (кроссворд, задания) помогает выявить уровень знаний учащихся по данной теме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.
  • Изучение нового материала: знакомство с новыми инструментами, с В.В. Андреевым, создателем первого народного оркестра.
  • Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять музыкальное произведение в ансамбле на инструментах, уровень способностей, творческого мышления и мастерства.

Цель урока: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах, показ самобытности и места русских народных инструментов в жизни русского человека..

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов. Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов, показать роль оркестра народных инструментов в сохранении народного творчества.

2. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов , запоминать их названия.

3. Обучать детей навыкам исполнения музыки, используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотку, бубен, бубенцы, треугольники)

Развивающие

Развивать у детей:

Тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство,

Осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя,

Логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально,

- интерес к слушанию музыки, музыкальное восприятие, вокально-хоровые и ритмические навыки, внимание, память, творческие способности.

Воспитательные

1. Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать в учащихся любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

3. Вырабатывать в сознании учащихся нравственные качества, чувство патриотизма.

4. Вовлекать учащихся в совместное творчество.

Педагогическая технология: ИКТ (урок сопровождает презентация, выполненная в формате Power Point)

Оборудование, необходимое для проведения урока :

Музыкальные инструменты – фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, балалайка-бас, домра, гармонь, бубен, бубенцы, дудочка, трещотка, ложки,

Карточки с надписями инструментов,

Компьютер, экран, слайды с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар:

Фрагменты записей звучания русских народных инструментов,

Фрагменты записей звучания русских народных наигрышей и мелодий.

Наглядно-дидактические пособия.

  1. Иллюстрации с изображениями русских народных инструментов.
  2. Портрет Андреева В. В.
  3. Музыкальные и шумовые инструменты.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности,

Ценить отечественные народные музыкальные традиции,

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов,

В качестве аккомпанемента исполнять музыкальные произведения на музыкальных инструментах.

Ученик получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

  1. Вход детей в класс под русскую народную музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной попевки-приветствия.

  1. Введение в тему урока.

Знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием.

- Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.

  1. Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева».
  1. Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц» в обработке В.В.Андреева, работа над эмоциональными терминами.
  1. Практическая работа:

Вокально-хоровая работа над русской народной песней « Светит месяц»

  1. Выставление оценок.
  1. Домашнее задание : нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра.

Ход урока:

  1. Вход детей в класс под рус. нар. музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент . Исполнение музыкальной попевки – приветствия.

(на доске нарисован кроссворд,

также прикреплены карточки с названием инструментов)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Крупа Наталья Викторовна. Я – учитель музыки в школе № 3 п. Магдагачи. Сегодня урок музыки я проведу в вашем классе.

Я очень рада видеть вас! И приглашаю вас в путешествие по удивительному миру музыки! Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы будете мне замечательными помощниками!

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! (усаживаю детей за парты)

Учитель: Как уже было сказано, сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

  1. Введение в тему урока.

Знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием,

Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким бы он был?

А вообще нужна музыка людям?

А в каком возрасте нужна музыка?

Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? (В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства)

Музыка - одно из древнейших искусств.

А что рождает музыку? (музыкальный инструмент).

Мы уже на пути к раскрытию темы урока, и, чтобы полностью её определить, я прошу вас разгадать кроссворд.

Загадки любите?

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки, а -_________ будет их открывать. Отгадки – это инструменты.


(я показываю на инструменты рукой)

  1. Громкий. Чистый, озорной!

Радость он несёт с собой!

И на празднике он будет!

Славно подыграет БУБЕН!

2. Три струны, играет звонко.
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? БАЛАЛАЙКА

3.Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её ТРЕЩОТКА!


  1. А всего-то три струны ей для музыки нужны.
    Поют струны до утра! То, ребята,
    ДОМРА!

6.У него рубашка в складку

Любит он плясать в присядку.

Весельчак и буян

7. Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

8. Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Инструмент тот - не безделка,
В музыке тоже бывают… (ТАРЕЛКИ)

Какое слово получилось по вертикали? (народные)

А что было отгадками? (инструменты)

Итак, ребята, озвучьте тему урока.

Тема урока - « Путешествие в страну русских народных инструментов»

(СЛАЙД «Путешествие в музыкальные инструменты»)

Сегодня на уроке вы ближе познакомитесь с народным инструментами, будете раскрывать тайны их звучания, познакомитесь с понятием «Оркестр народных инструментов», узнаете, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов, а также поупражняетесь в игре на музыкальных инструментах

Поэтому попрошу вас быть внимательными слушателями, зрителями и участниками!

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своём они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

  1. Одним из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке являются гусли.

(карточка с названием на доску)

Показ инструмента (Слайд «ГУСЛИ»)

Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Ходили по Руси музыканты – сказители и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.

(Слайд «Сказители»)

Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок).

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна.

(слайд «Боян»)

В древности оркестров не было. Ходили по городам и сёлам весёлые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали весёлые представления.

Кто знает, как называли таких артистов? – правильно, скоморохи.

(слайд «Скоморохи»)

Скоморох настроит домру,

Скоморох достанет дудку,

И людей честных и добрых

Рассмешит весёлой шуткой!

  1. Играли скоморохи на разных инструментах. Одним из них была домра. Домра (карточку на доску ) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент – основа народного оркестра.

(Слайд «ДОМРА»).

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком.

Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого- нибудь. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И просто чудом в далёких деревнях сохранился этот инструмент и дошёл до нас.

(Слушание « Домра звучит»)

  1. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

Выйдет Ваня за плетень,

Заиграет «Трень-ди-брень!»

(карточку на доску )

(Слайд «БАЛАЛАЙКА»)

(показ инструмента)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки.

В 1887 г. Василий Васильевич Андреев (Слайд «АНДРЕЕВ») организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева»

(Слушание « Балалайка звучит»)

  1. Это – тоже балалайка, но обладающая низким, басистым звуком. И называется она - Балалайка-бас. (карточку на доску )

Слайд «БАЛАЛАЙКА-БАС »)

(Звучание балалайки-баса)

(очень тяжёлый инструмент, требует мужской силы)

  1. Ребята, о этом инструменте вы уже сегодня разгадали загадку!

Это – БУБЕН! Бубен просто встряхивают (карточку на доску )

(Слайд «БУБЕН»)

(приглашаю ребёнка поиграть на бубне)

Игра «Ритмическое эхо»

  1. За обедом суп едят,
    К вечеру «заговорят»
    Деревянные девчонки,
    Музыкальные сестрёнки!
    Поиграй и ты немножко
    На красивых ярких (ЛОЖКАХ) (карточку на доску )

ЛОЖКИ возникли раньше всех.

(Слайд «Ложки»)

Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается чёткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.

(показываю игру на ложках,

приглашаю ребёнка поиграть на ложках)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

(Слайд «ЛОЖКАРИ»)

Игра «Ритмическое эхо»

  1. Трещотка. (карточку на доску )

Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит её за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. (приглашаю ребёнка поиграть на трещотке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Рожок, дудочка

(приглашаю ребёнка поиграть на дудочке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Музыкально – ритмическая зарядка

  1. Гармонь (карточку на доску )

Изобретена была в Германии. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах.

(Слайд «Гармонь»)

В каждой области делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.

(Показ инструментов)

(Слушание « Звучание гармони»)

Ребята, балалайка и гармонь являются символом России.

Недаром говорят: «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!»

(Слайд «Балалайка и гармонь»)

  1. Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.

(карточку на доску )

(Показ инструмента)

Звук извлекается при помощи раздувания мехов.

(Слушание « Звучание баяна»)

(слушание баяна и балалайки – баса)

  1. Он по виду брат баяну, где веселье - там и он.
    Я подсказывать не стану, всем знаком АККОРДЕОН!

(карточку на доску )

(Показ инструмента)

(Слушание « Звучание аккордеона»)

4.Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева»

Русский народный оркестр - коллектив инструменталистов, ансамбль народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки и другие русские народные инструменты .

(под карточками с названиями инструментов наклеиваю плакат «Оркестр народных инструментов)

(слайд – фото оркестра)

Знакомство с понятием «Дирижёр»

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

Что делает дирижер? --- …

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником В. В. Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».

(Слайд «АНДРЕЕВ»)

Позже оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение и существуют практически повсеместно. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных произведений.

Ребята, очень радостно, что у нас в п. Магдагачи тоже есть свой оркестр русских народных инструментов. Это ансамбль преподавателей музыкальной школы. Фото сейчас показано на слайде.

(Слайд)

(приглашаю детей записываться в музыкальную школу)

5.Слушание звучания оркестра народных инструментов.

Работа над эмоциональными терминами.

5.Практическая работа:

Работа над дыханием, мимические упражнения, работа над дикцией.

  1. Цветочек».

Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.

  1. «Шмель».

Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Р

  1. «Одуванчик».

« Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз ,

два

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх - вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь !

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубыкусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаютсяи не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут,то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь , хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь , а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Распевание

  1. Держим один звук (М__М_М_М_)
  2. Исполняем три соседних звука сверху вниз (ТР_ТР_ТР, Ю_Ю_Ю_)
  3. Исполняем 5 соседних звуков (ТР_ТР_ТР, ЛЁ_ЛЁ_ЛЁ, ЛЮ_ЛЮ_ЛЮ, РО-ДИ-НА_МО_Я)
  4. Исполняем звуки мажорного трезвучия в нижнем движении. (Ю_Ю_Ю_, Я_И_ДУ, РО_ДИ_НА)

Хочешь ты красиво петь?

Тогда старайся головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

Широко всем улыбнись!

Вокально-хоровая работа над рус. нар. песней « Во поле берёза стояла»

А сейчас давайте создадим свой оркестр!

Игра на народных инструментах.

  1. Рефлексия. Обобщение полученных знаний . : что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.

Викторина.

Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. У одной группы лист прочерчен и пронумерованы, у другой – чистый лист с указанием чисел и карточки с изображением инструментов. На мой вопрос прошу вас дать ответ:

Первая группа - в виде записи названия инструмента согласно нумерации,

Вторая группа - в виде наклеенного изображения инструмента.

1.- Какой инструмент является самым древним? (гусли)

2.- Какой инструмент является ведущим в оркестре народных инструментов? (домра)

3.- О каком инструменте говорят «Трень-ди-брень»? (балалайка)

4. - Как называется балалайка с низким басистым звуком? (балалайка – бас)

5.- Как называется инструмент, который я держу в руке? (бубен)

6.- Укажите инструмент, издающий сухой, трескучий звук. (трещотка)

7.- О каком инструменте говорят: «Утром кашу едят! К вечеру заговорят?» (ложки)

9. Близкий родственник гармони, не драчун, не буян, развесёлый (баян)

10. Этот инструмент похож и на пианино, и на баян. (аккордеон)

(сверка результатов викторины – листы крепятся на доску)

Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился вам наш урок или нет, с каким настроением вы уходите домой.

Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:

И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного ключа. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно судить о качестве урока.

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Русские народные инструменты Подготовила: ученица 4 «А» класса ГБОУ Школа № 633 Никитина Алиса Учитель: Кириллова О.А. МОСКВА 2016

2 слайд

Описание слайда:

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа. Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка, гудок); язычковые (баян, гармошка); духовые (рожки, жалейка, свирель, кугиклы, варган, свистулька); ударные (ложки, бубен, трещотки, дрова, колотушка). Познакомимся с некоторыми из них. Классификация русских народных музыкальных инструментов

3 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: гусли Под гуслей звонкие напевы Влюблялись юноши и девы. На свадьбах гусли запевали И молодых благословляли. Под перебор волшебных струн Все веселились - стар и юн, Гусляр персоной важной слыл, Народа он душою был. Свое название гусли получили, благодаря своим струнам, которые как-бы гудели при переборе струн. А ведь в стародавние времена именно гудением назывался любой музыкальный звук струнного инструмента. В отличии от духовых или ударных музыкальных инструментов, любой струнный щипковый инструмент назывался не иначе, как гусли. На древнерусских гуслях обычно играли, придав им горизонтальное положение. Количество струн в гуслях не было фиксированной величиной, то есть их можно было устанавливать в любом требуемом количестве. Металлические струны придают гуслям особое, характерное звучание. Именно поэтому гусли и получили свой узнаваемый эпитет «звончатые». Опытные талантливые гусляры всегда перебирали гусельные струны своими собственными пальцами и никогда не пользовались медиаторами или плектрами. В прежнее время гусли звончатые можно было услышать на любом подворье: будь то хозяйство простого земледельца или богатые княжеские терема. Ведун-гусляр являлся хранителем Русских древних традиций, и именно, благодаря им, мы сегодня получили возможность заглянуть в бесконечную глубину нашего Великого Прошлого.

4 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: домра Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси. В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора. Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки. Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая. Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины. Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки. Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали. Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную. Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра. Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева. Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева. Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину. Домра - инструмент важнейший Красивый, с голосом нежнейшим. Когда ты струн рукой коснешься В старинный мир перенесешься! В ней чуткость, радость, доброта И всех созвучий красота! То загрустит, то засмеется! Вся прелесть звуков ей дана И дарит чудо нам она!

5 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: балалайка Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа. Само название инструмента - типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов). В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600-700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)- функцию баса. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

6 слайд

Описание слайда:

Струнные музыкальные инструменты: гудок Гудок (другое название – смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три струны. На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30-80 сантиметров. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ: В словаре Даля значение слова «гудок» трактуется, как род скрипки без выемок по бокам с плоским дном и покрышкою, в три струны. В отличие от тех же гуслей, в древнерусских письменах гудок не упоминается до середины XVII века. Вместо него в разных летописях XVI века упоминается инструмент «смык». Гудок не особенно поощрялся церковью. Например, в списках «Кормчей книги» – своде законов, православной церкви – говорится о невозможности «гудения лучцом».

7 слайд

Описание слайда:

Язычковые музыкальные инструменты: гармошка Что за медвежатки - Малые ребятки! Вместе с мамой выступают, На гормошечках играют! Громче всех гармошка С мишкину ладошку! Гармонь, или гармошка – это язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара – меха. Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие – что в России. По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник – чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони. Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит. Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

8 слайд

9 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: рожок Обычно, рожок делается из древесины клена, можжевельника или березы. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Рожок широко используется в арсенале пастухов, воинов и сторожей. Звук рожка всегда приковывал внимание и слух человека и служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для воспроизведения песенных и танцевальных мелодий. Репертуар рожечников представлен достаточно широко. Не отличается сложностью и устройство рожка: коническая прямая деревянная трубка, с пятью игровыми отверстиями сверху и с одним отверстием – снизу. На противоположных сторонах рожка находятся раструб и мундштук, приспособленный для извлечения звука. Раструб изготавливался из рога домашнего животного или из древесины (например, бересты). Звук рожка достаточно резкий и звучный, одновременно обладает скрытой силой и мягкостью. Звуковой диапазон достигает десятка нот, из которых рождаются миллионы различных мелодий и композиций. Выйдет в поле пастушок, Заиграет в свой рожок.

10 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: жалейка Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок). Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка. Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком. Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя. Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый. На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий. Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели. Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий. Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой. Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то. Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента. Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина). Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла.

11 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: свирель Различные источники дают свирели самые разные названия: сопель; цевница. Очень много общего у свирели с устройством продольной флейты. Свирель часто можно увидеть в различных документальных и художественных фильмах, где она выступает в роли музыкального инструмента, на котором играют пастухи и влюбленные юноши. Самый древний, дошедший до наших дней, образец свирели был обнаружен на территории современной Смоленщины. Обычная, классическая форма дудочки придается свирели в музыкальных мастерских, где сегодня ее изготавливают из металла или из дерева. Правда, наибольшей популярностью пользуется все-таки свирель, изготовленная из дерева. Классическая свирель имеет на своей поверхности шесть игровых отверстий. Кроме обыкновенной свирели, существует еще так называемая двойная свирель, позволяющая музыканту значительно расширить свои музыкальные возможности и свой репертуар. Вот тростник сухой и звонкой.. Добрый Пан! перевяжи Осторожно нитью тонкой И в свирель его сложи!

12 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: кугиклы Нижние концы-стволы трубок закрыты, а верхние приспособлены для игры. Стволы можно переставлять с одного места на другое (в зависимости от необходимости), поскольку у них отсутствует фиксированное соединение. Верхние концы трубочек-стволов лежат в одной плоскости и выстроены в одну горизонтальную линию, что добавляет удобства при игре. Стволы можно настраивать: вставляя в них подвижные пробки; наполняя стволы воском или мешочками с песком; просверливая новые отверстия в их стенках; укорачивая или удлиняя трубки. Кугиклы (кувиклы, кувычки) относятся к семейству многоствольных флейт, на изготовление которых идут стебли пустотелые стебли камыша или куги. Именно так прежде назывался камыш. Для того, чтобы изготовить кугиклы, можно взять и некоторые другие виды растений: бузина, ветви которой обладают мягкой сердцевиной; зонтичные виды трав, стебли которых имеют полую сердцевину; бамбуковидные растения. Кугиклы изготавливаются из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины (примерно, 100-160 мм).

13 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: варган Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук. Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания. С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне. Игра на варгане осуществляется следующим образом: · металлическая рамочка-дуга прикладывается к губам; · через нее музыкант проталкивает и втягивает воздух; · одновременно с этим, музыкант пальцем приводит в движение небольшую стальную полосочку-язычок. В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте. Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких предков. Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России. За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы. Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент. Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил. Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.

14 слайд

Описание слайда:

Духовые музыкальные инструменты: свистулька Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички. Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительному использованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины. Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки. Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто: в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки. В прежние времена, наши предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном. В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку. - Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя внутри? - Верь не верь ли, мой хороший, А внутри-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего.

15 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: дрова Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-предки. Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным. Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом. Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента. Старинный, экзотический русский народный ударный музыкальный инструмент дрова возник в глубокой, седой древности. Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов. Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней. Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.

16 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: ложки Ложки – не просто столовый прибор для повседневного пользования, а это еще и оригинальный Русский народный музыкальный инструмент. Трудно найти более древнее и более испытанное приспособление для воспроизведения ритмического музыкального звука. Очевидно, что ложкам, как музыкальному инструменту, столько же лет, как и самому этому распространенному столовому прибору. Можно даже выдвинуть предположение, что именно ложки являются самым первым и самым распространенным ударным инструментом на Земле. Старинные деревянные ложки изготавливались вручную, без использования современных высокоточных станков и оборудования, поэтому они получались более толстостенными, были намного прочнее и обладали более низким и качественным звучанием. Многие музыканты-ложечники подвешивают к своим ложкам всевозможные бубенчики и колокольчики, чем, без сомнения, разнообразят и усиливают их звучание. Игра на ложках узнаваема по ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, что, безусловно, добавляет ложкам всенародной любви и популярности. Ложки разными бывают, И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой. Ложки - пусть не фортепиано. Но у них свое пиано. Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели.

17 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: трещотка Классическая трещотка представляет собой набор деревянных прямоугольных пластинок, одним концом нанизанных на прочный шнурок. При встряхивании трещотки издаются резкие трескучие звуки. Для того, чтобы изготовить трещотку, понадобиться запастись двадцатью гладкими, ровными, одинаковыми пластинками равного размера (около 6х20 сантиметров). Вырезают эти музыкальные пластинки из крепкой и сухой древесины (предпочтительней, дуба). Между каждой очередной пластиной вставляется деревянная прокладка, имеющая толщину около пяти миллиметров, позволяющие добиться более громкого и звонкого звучания. По одному краю пластинок, на одинаковом расстоянии друг от друга, сверлится по два одинаковых отверстия (около 6-7 мм). Через эти отверстия протягивается прочный шнур. Концы шнура, оставшиеся свободными, следует завязать в узел. Должно получиться свободное и крепкое кольцо, позволяющее добиться более удобной и простой игре на трещотке. - Что за треск на всю округу? - Это мы трещим с подругой! - Ох, трещотки хороши, Прямо праздник для души!

18 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: бубен Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным. Бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука. По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики. Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла. В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее. Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас, набат. Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней. Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице). Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению. Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается. Как пошел медведь плясать, Петь и в бубен ударять: - Бум! Бум! Трам - ра - ры! Улетайте, комары!

19 слайд

Описание слайда:

Ударные музыкальные инструменты: колотушка Колотушка – очень древний Русский народный ударный музыкальный инструмент. Сначала, он был предназначен для охранников и сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая колотушкой через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все в порядке. Со временем, этот музыкальный инструмент прочно закрепился в Русских Народных ансамблях. Редкий праздник обходился без мерного звучания колотушки. Получалось, что колотушка отбивает музыкальный ритм мелодии. Колотушка выглядит, как некий деревянный каркас-коробочка или какое-либо подобие простого барабана, обтянутого кожей. На верхний конец колотушки, как правило, привязывался небольшой деревянный шарик или кусочек дерева. Раскачивающие движения колотушки, заставляли шарик раскручиваться и ударяться о поверхность каркаса или мембраны. При этом слышались четкие, стучащие звуки. Колотушка тук-тук-тук, Спит животное Паук, Спит Корова, Муха спит, Над землей луна висит. Над землей большая плошка Опрокинутой воды. Спит растение Картошка. Засыпай скорей и ты!

20 слайд

Описание слайда:

Русские музыкальные инструменты располагают большими техническими и художественными возможностями. Им под силу исполнение самых различных произведений - от простых, бесхитростных попевок, наигрышей и танцев до сложных оригинальных музыкальных сочинений. Многие из рассмотренных музыкальных инструментов находятся в развитии, совершенствуется их конструкция и качество звучания. Этот процесс напрямую зависит от достижений ведущих концертных исполнителей. Благодаря их тесному сотрудничеству с композиторами создается высокохудожественный оригинальный народный репертуар. Расширяется круг музыкальных образов, передаваемых народными инструментами, другой становится сама эстетика их звучания. Развитие русских народных музыкальных инструментов на современном этапе Сегодняшнее состояние инструментальной народной музыкальной традиции вселяет определённые надежды за ее сохранность и дальнейшее плодотворное развитие. Русские народные музыкальные инструменты представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре. Неразрывно связанные в своём развитии с духовной жизнью, практической деятельностью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями широких слоёв русского народа, они выражают богатство его внутреннего мира, неиссякаемый оптимизм, ум, глубину чувств, особые специфические черты нации.

21 слайд

Описание слайда:

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова Лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле. Былинными перезвонами гуслей, утренней свирелью, раздольным звуком рожка и пшеничной спелостью балалаек звучит музыка. Она дарит нам Россию. Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

22 слайд

Описание слайда:

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, мы все учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков. Вывод

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки