Описание народной игрушки матрешка. Когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин? Русская матрешка: история для детей

Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России. Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка. Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей.

Матрешка: описание игрушки

Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера. Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю. Всего кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!

Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном сарафане и платке. Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.

Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет, при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой. Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Последующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину, чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей). Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.

Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.

Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов. Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см, из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см. Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.

Матрешка – игрушка или сувенир?

До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.

На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия . Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка . Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка . Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

История матрешки – русской народной игрушки для детей

История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре. В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.

Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.

На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.

Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы. Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя). Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.

Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах. Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.

Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина». Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16. Похоже на нашу матрешку, не правда ли?

Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей

Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?

  • Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
  • Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
  • Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
  • Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
  • Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
  • С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
  • Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.

Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.

Игры с матрешками для детей

Матрешка сама по себе является привлекательной игрушкой для ребенка, но лучше всего родителям не просто дать ее малышу, но и научить простым играм.

Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)

  1. Научите ребенка открывать матрешку. Удивитесь и обрадуйтесь вместе с малышом, что внутри большой куклы есть еще одна, поменьше. Неужели внутри нее тоже кто-то есть?
  2. Покажите ребенку, что каждая фигурка собирается из двух конкретных половинок. Если же половинки не подходят, собрать целую куколку не получится.
  3. Скажите крохе: «Маленькая матрешка испугалась и просит большую спрятать ее». Пусть ребенок попробует сам вкладывать элементы игрушки один в другой.
  4. Когда малыша не будет в комнате, расставьте матрешек на видных местах. Предложите вошедшему ребенку разыскать потерявшихся сестричек.

Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет

  1. Попросите малыша дать вам самую большую, двух самых маленьких матрешек, матрешку среднего размера. Предложите выстроить куколок по росту – по возрастанию или по убыванию. Можете придумать историю: матрешки пошли в гости, мама впереди, а дочки за ней, от той, что побольше, до самой маленькой. А домой матрешки возвращаются уже в обратном порядке.
  2. Расставьте матрешек по росту, а одну «забудьте». Пусть ребенок догадается, где именно она должна стоять.
  3. Поставьте самую большую и самую маленькую матрешек на некотором расстоянии друг от друга. Попросите ребенка разделить несколько заранее подготовленных вами игрушек большого и маленького размера, отправив маленьких «в гости» к маленькой матрешке, а больших к большой.
  4. Предложите ребенку разместить матрешек в «кроватках» (например, колечках от пирамидки) или домиках (их можно сделать из картонных коробок разного размера). Для этого ему сначала нужно будет распределить матрешек и их кроватки/домики по размеру. Еще один вариант подобной игры – сделать заранее несколько картонных ворот разного размера. Ребенку необходимо найти для каждой матрешки подходящие по высоте ворота.
  5. Если у вас есть два набора матрешек, перемешайте их и попросите малыша рассортировать. А два набора из одинакового количества элементов можно предложить выстроить парами.
  6. Обведите основания матрешек на листе бумаги или картона. Пусть ребенок подберет для каждого «стульчика» свою хозяйку. Или можно представить кружочки как вагоны поезда, лодочки, места в кинотеатре и т.д.
  7. Объясняйте, а потом и сами задавайте вопросы о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже», «спереди-сзади», «справа-слева».
  8. С помощью матрешек можно изучать числительные, названия дней недели. Назовите матрешек именами, созвучными нужным понятиям. Надев верхние половинки кукол на пальцы, учите с ребенком названия пальцев руки.
  9. Спрячьте маленькую матрешку в любую из других, побольше. Попросите ребенка на слух определить, где прячется матрешка-малышка.

Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)

  1. Внутрь матрешек можно складывать бусинки/горошинки или картонные кружки, по возрастанию размера. Если вы хотите помочь ребенку освоить цифры, напишите на донышке каждой матрешки, сколько в ней горошинок. Покажите малышу цифру, а потом вместе посчитайте горошинки.
  2. Матрешка замечательно подходит для ролевых игр. Обычно самая большая матрешка – это мама, а меньшие – ее дочки. Но у кого-то большая матрешка может быть и папой. Обыгрывайте с матрешками ситуации, близкие ребенку (или детям). Общение мамы с ребенком, который не слушается, отношения старших и младших детей, конфликты на детской площадке. Несколько наборов матрешек смогут изобразить несколько семей.
  3. Детям старше 4-5 лет можно предложить раскрасить заготовку матрешки. Чем старше ребенок, тем более самостоятельной и аккуратной будет его работа.

Виды матрешек

Существуют как классические деревянные (с разными видами росписи), так и нестандартные матрешки: мягкие, пластиковые, матрешки-елочные игрушки и другие. На фото ниже представлены разнообразные вариации матрешек:

Деревянные игрушки-матрешки:

(матрешка, хохлома);

(матрешка, гжель);

(дымковская игрушка-матрешка);

(матрешка, филимоновская роспись);

(матрешка, городецкая роспись);

(вятская матрешка);

(семеновская матрешка).

Деревянные матрешки, изображающие героев сказок

Курочка Ряба:

Мягкая игрушка-матрешка

(матрешка, игрушка-антистресс от «Смолтойс»);

(вязаная матрешка, рукодельная).

Матрешка-каталка, пластиковая

Новогодняя матрешка

Как видите, матрешка – это целый мир! Неспроста она полюбилась и «прижилась» в русской культуре… Экологичная, яркая, раскрывающая множество возможностей для игры, матрешка обязательно станет одной из любимых игрушек для вашего ребенка.

Семеновская матрешка - услышав название этого произведения искусства, все вспоминают о родине хохломской росписи, мастерах-кустарниках, умельцах резьбы по дереву. Поначалу матрешка не была первым делом мастеров, зато навек укоренилась в народных промыслах города Семенова Нижегородской области. Игрушка отличается красотой и неповторимым колоритом.

Семеновская матрешка - один из уникальных и самых узнаваемых символов России. Появился в конце XIX века, когда в истории страны многое поменялось коренным образом, изменив культуру русского народа. В это время расцветает эра «славянского стиля». Все больший интерес вызывают новые изящные искусства, вместе с тем возрождаются старинные промыслы.

Что такое матрешка?

Если попытаться дать определение этой игрушке, то оно примерно такое: матрешка - русская деревянная кукла, внутри которой вложены подобные ей, отличающиеся друг от друга по размеру и росписи такие же куклы-матрешки.

Первая подобная игрушка из дерева была представлена народу в виде восьми чередований девочек - мальчиков, которые в своих руках держали черных петухов да маленьких цыпляток, а последняя, самая маленькая, была изготовлена в виде спеленатого младенца. Все восемь куколок были расписаны яркими цветными красками с использованием народных мотивов. Вырезал эту первую матрешку мастер-игрушечник В.П. Звездочкин, а расписал художник С.В. Малютин.

История создания

Создавая произведения искусства в «народном стиле», известные художники, краснодеревщики, а зачастую и наемные мастеровые брали за образец игрушки других народов. Возникает мода на все японское, потому как восточные образчики искусства вызывают в то время наибольший интерес. Тогда-то и была завезена на нашу землю прародительница русской матрешки.

Из японского города Хонсю была привезена фигурка буддийского мудреца - Фукуруму, внутри которой были вложены несколько таких же, только меньшего размера. Самое интересное, что первым данное произведение искусства вырезал русский монах, чудесным образом попавший на острова Японии.

По мнению историков, семеновская матрешка, история которой начинается в 19 веке, была создана по образу Фукуруму, именно его фигурка стала моделью для русской игрушки.

Символизм

Семеновская матрешка - символ материнства, сильной и здоровой женщины. Кукла, несущая в себе все семейство, является еще и символом плодородия.

Женщина - родительница, Матери приходилось много работать, смотреть за детьми, заботиться об их пропитании, для этого нужны были крепкие руки и здоровье, именно поэтому семеновская матрешка выглядит такой упитанной и цветущей.

Вложенные друг в друга куколки символизируют крепкую семью, взаимопомощь и духовную близость.

Откуда появилось название "матрешка"

Объяснить название русской игрушки можно, проанализировав все нижеперечисленные факты. Матрешка, Матрена, Матреша - корень слова имеет латинское происхождение. Mater с латыни дословно переводится как "мать", интересно, что других значений слово не имеет.

Матрешка - производное от имен Маша, Маня, Мария. Это широко используемое имя у славян во все времена.

Матрешка - имя буддийской богини Матри.

Навсегда в истории

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году русская матрешка завоевала всеобщее признание, после чего ее изготовление пошло в гору, так как спрос вырос в несколько раз. Так и в Семенове - городе деревянных изделий - стали изготавливать новые сувениры. Семеновская матрешка, история создания которой только начиналась, стала самой востребованной, так как местные умельцы легко переняли опыт усовершенствовали технологию, использовали яркие краски для росписи.

Поначалу мастера вытачивали, а затем и расписывали кукол на дому, потом в мастерских, позже стали работать уже на фабриках, выполняя большие заказы.

Семенов называли «столицей ложкарей» России, и матрешки не были на первом месте в производстве деревянных изделий. Изготавливались они из отходов от сделанных ложек. С течением времени, переняв у подмосковных мастеров опыт изготовления русских матрешек, местные умельцы внесли свои характерные черты в рисунок семеновской матрешки. Образ яркой игрушки становится узнаваемым, приобретает популярность не только в России, но и за рубежом.

Рождение игрушки

Родилась первая семеновская матрешка, история создания которой рассказывается в статье, в Семеновском уезде в деревне старообрядцев - Мериново Нижегородской области. Многие жители Мериново зарабатывали тогда продажей разъемных шкатулок различных форм, изготавливали для торговли диковинные токарные игрушки, а затем и матрешек.

Уже в 1929 году были произведены матрешки в строгом семеновском стиле - с особой росписью, с определенной формой, в заволжской манере деревянного искусства. Первыми мастерами-игрушечниками, сотворившими этих кукол, были Вагины, старейшие мериновские умельцы. Их первые куклы были выполнены по образцу таких же игрушек из Нижнего Новгорода - бородатые старики да усатые мужики.

Еще один мериновский мастер - игрушечник Майоров, привез домой такую же куклу из Нижнего Новгорода, только та была пустышкой, как внутри, так и снаружи. Старшая дочь мастера расписала куклу по-своему, нарядив ее в с яркими красными цветами на фартуке, "надев" ей на голову яркий кокошник. Так и появились расписанные по-мериновски матрешки, ну а вместе с мериновской росписью появилась и особая форма этой игрушки. Так родился феномен семеновской матрешки.

Вместе с ними в Семенове вытачивали большое количество других деревянных забав. Расписывали их художники все в том же стиле хохломской росписи. Рисунки на поверхности деревянных изделий поначалу были незатейливы, но со временем орнамент насытили яркими красками, более сложными элементами, добавили больше растительных узоров. Семеновская деревянная матрешка стала очень живописной и колоритной.

Как изготавливают матрешек

Матрешка - полая внутри кукла. Уже это заставляет задуматься о великом мастерстве умельцев, ее делающих. Матрешечное дело очень непростое, требует огромного мастерства и терпения. Не каждая порода дерева подойдет для изготовления, поэтому к выбору древесины мастер относится очень серьезно. Часто используют такие породы, как береза, липа, осина, иногда это ольха. Дерево срубают поздней зимой или ранней весной. Выбирают ствол ровный, без сучков, который затем распиливают на несколько бревен, после чего снимают кору, а чтобы дерево не потрескалось, когда высохнет, края мажут глиной. После складирования древесины в хорошо проветриваемом помещении ее долго сушат, но не пересушивают. «Дерево звенит - это то, что надо!» - говорит мастер, да еще и проверяет его на запах. Точными и умелыми движениями он вытачивает нужную форму изделия, самой первой матрешкой делает самую маленькую. Готовую выточенную фигурку шлифуют, грунтуют и полируют. Только после этого начинают окрашивать поверхность, используя гуашь, акварель, акриловые либо масляные краски.

Дивной красоты роспись

Роспись семеновских матрешек делается в знаменитом семеновском хохломском стиле, используются живописные элементы и мотивы Древней Руси. Именно внешние, декоративные элементы играют важную роль при изготовлении сувенира.

Первые куклы делались для крестьянских детишек, поэтому расписывались незатейливыми узорами. С помощью заточенного гусиного пера художники наносили контуры лица и одежды, затем все элементы раскрашивались анилиновыми красками ярких оттенков алого, малинового, синего, зеленого и сиреневого цветов. Основа семеновской матрешечной росписи - крупные яркие цветы, увенчанные рябинками, кружочками, бантиками, мелкими цветочками. Поверх расписанной матрешки наносили слой воска, позднее стали использовать лак.

Это касается традиционных семеновских матрешек, тогда как со временем начали появляться сувенирные куклы в модном «русском стиле», силуэты которых наполнены историческими лицами («Тарас Бульба», «Наполеон», «Кутузов»). Часто лицом матрешки становились известные личности, семьи царей («Семья Романовых»), бояр, писателей («Гоголь», «Пушкин», «Крылов») и героев их рассказов и сказок («Репка», «Колобок»).

Фольклорное наследие страны

Для многих семеновцев матрешечное искусство стало потомственным делом. Семеновские мастерские, игрушечные кружи и артели объединились в одну фабрику. В 1954 году появилась объединенная артель «Игрушка», которая в 1960 году была реорганизована уже в фабрику. С этого момента идет производство многоместных матрешек, изготавливаются куклы из 18, 25 матрешек. Многоместные матрешки изготавливались к самым знаменитым событиям и большим датам.

Семеновские мастера расписали 1600 матрешек

Уникальная роспись семеновской матрешки наблюдается и по сей день. Оригинальные сувениры фабрики «Семеновская роспись» удивляют своим ассортиментом. Недавно семеновские мастера расписали 1600 матрешек, но на этом они не останавливаются. В качестве сувенира эта игрушка всегда была и будет отличным подарком как на территории нашей страны, так и за границей. Это свидетельствует о международной популярности русской матрешки.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и другие.

100 -летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников - профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.

Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.

Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.

Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.

Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900 -х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество "Русские кустари" открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) - ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.

Сейчас существует множествовидов матрешек, самыми популярными считаютсяМайдановские(из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки.

С начала 1990 -х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990 -х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемыеавторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Виды матрешек:

Сергиевская матрешка - это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек – семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаютсяМайдановские (из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки .

Полховский Майдан - известнейшийцентр по изготовлению и росписи матрешек , расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Длясеменовской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60 -е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Матрешки - технология производства

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные - восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35 -ти местные, даже 70 -ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником... Мамы при этом не было. А клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.

Портрет Саввы Мамонтова

Автопортрет Сергея Малютина

Василий Звездочкин.

Первая русская матрешка - Девочка с петухом

Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Вот мы все матрешка, да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Новая игрушка мгновенно стала популярной. В том же году, как эта кукла появилась на свет, российский консул доносил, что в Германии нюрнбергская фирма “Альберт Герх” и токарь Иоганн Вильде начали подделывать русскую матрешку. Такое же известие пришло из Франции. Но, как показало время, эти игрушки там не привились.

Всемирный триумф матрешки состоялся на выставке в Париже в 1900 году. В 1911 году заказы на игрушку поступили уже от 14 государств мира.

Женщина с узелком (матрешка 10-местная),

Матрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале XX века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги. Впоследствии многие иконописцы занялись росписью матрешек, среди них А.И.Сорокин, Д.Н.Пичугин, А.И.Токарев, а также мастерские Р.С.Бусыгина, братьев В.С. и П.С.Ивановых и другие. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица. Заготовки для росписи поставляли в посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые была налажена промысловая выточка матрешки. Подольским мастерам в токарном искусстве не было равных.

Бояре
(матрешка 12-местная),

Женщина со сложенными руками
(матрешка 10-местная),
Сергиев Посад, начало XX века

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно-промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек (ныне фабрика игрушек №1). Там и стали изготавливать матрешек после закрытия в Москве мастерской "Детское воспитание". В 1905 году в Сергиевскую мастерскую В.И.Боруцкий пригласил токаря В.П.Звездочкина, который обучил сотни учеников. В 30-х годах в Загорск (так переименовали Сергиев Посад в 1930 году) приехали подольские токари Ромахины, Кузнецовы, Березины, Белоусовы, Нефедовы, Новизенцевы. Мастера С.Ф.Нефедов, Д.И.Новизенцев, В.Н.Кожевников до сих пор остаются лучшими изготовителями матрешек.

Ревизор
(к столетию Н.В.Гоголя),

Тарас Бульба
(к столетию Н.В.Гоголя),
художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века

Степан Разин,
мастер Бусыгин,
мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века

Матрешка пользовалась большим спросом не только в России, но и за границей. После Всемирной Выставки в Париже (1900г.) земская мастерская получила на нее заказы, ежегодно игрушка появлялась на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма "Альберт Лерх").

Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники.

Кутузов со своим штабом
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров,
Сергиев Посад, начало XX века

Наполеон
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года,

Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрешки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор". В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрешек на темы сказок и басен: "Репка", "Квартет", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич", "Жар-птица". Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось. До настоящего времени выпускаются матрешки традиционной формы. Надо заметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга.

Народы Прибалтики
(матрешки 8- и 12-местные),
мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века

Стрелец-неваляшка,
Сергиев Посад, начало XX века

В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала двадцать один вид 2-24-местных матрешек. Самыми ходовыми были 3-, 8- и 12-местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка бабенским токарем Н.Булычевым.

В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии (сейчас Горьковская область) в городе Семенове, деревне Меринове, в селе Полхов-Майдан. Мастер А.Ф.Майоров (1885-1937) привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек: расписывали по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивался анилиновыми красками.

Семья
(матрешка 10-местная),
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад, начало XX века

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы. Загорская (Сергиевская - в 1991г. Загорску было возвращено старое название - Сергиев Посад) матрешка расписывалась гуашью, иногда покрывалась лаком.

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 году Музей игрушки переехал в Загорск.

Богатырь и девушка
(матрешки 6-местные)
в виде древнерусского шлема,
мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века

Репка
(матрешка 8-местная)
по мотивам одноименной сказки,
мастер Шарпанов, Сергиев Посад, начало XX века

В 1932 году в Загорске был открыт первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов разных игрушек была выточена 42-местная матрешка к 42 году Советской власти. При содействии института игрушки производство матрешек разошлось по многим областям СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик, так кировская матрешка отделывалась соломкой, матрешка из Уфы (предприятие "Агидель") сохраняла башкирский национальный колорит.

Царевна-лебедь
(матрешка конусообразная
с иллюстрациями к сказке А.С.Пушкина "Царь Салтан"),
Сергиев Посад, начало XX века

Конек-горбунок
(матрешка 12-местная по мотивам одноименной сказки П.П.Ершова),
Сергиев Посад, начало XX века

Матрешка

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Матрешка «с петухом», 8-местная. Конец XIX в.

Однако с историй возникновения матрешки не все так просто и однозначно.

«Родилась матрёшка в Москве в Леонтьевском переулке в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…» .

Из исследования Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. . В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Являлся ли он на самом деле художник Малютин автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина» .

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера» .

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона.

Вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов - древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка - семеновская - высотой1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.

Технология изготовления матрешки

Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Обычно сушат на улице под навесом два-три года. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть и расколоться.

Начинается работа с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Последовательность изготовления матрешки:

1- закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером- полукруглым резцом.

2- Выравнивание торца заготовки мейселем - резцом для чистовой обработки.

3- Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейром - полукруглым резцом.

4- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной матрешки, между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.

5- Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем - резцом для чистового точения.

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.