«Основы композиции». Открытое занятие по рисованию

Половина успеха картины зависит от того, насколько грамотно продумана композиция . Я по личному опыту могу сказать, если вы поступаете в художественный ВУЗ, плохо закомпонованный рисунок не может получить высокий балл, даже если все остальные показатели достаточно хорошие. То же относится и к картинам. Поэтому так важно уметь компоновать правильно. Если вы изначально плохо расположите предметы в картине, исправить это будет уже невозможно.

Итак, как же строить композицию , чтобы работа воспринималась гармонично? Рисунок всегда начинается с того, что вы легкими линиями намечаете положение основных предметов в листе — не важно, рисуете вы куб или многофигурную композицию. Мы с вами уже говорили, о том, что такое , теперь я расскажу, как применять имеющиеся знания на практике.

Вы помните про числовой ряд Фибоначчи ? (если нет, можно посмотреть в )

Напомню первые цифры ряда: 0 1 1 2 3 5 8 13 … и так далее… И вы, конечно, помните, что числа Фибоначчи выражают пропорциональные соотношения между частями. То есть, чтобы работа воспринималась гармонично, нужно целое разделить на соответствующее количество частей. Может быть, пока немного непонятно, давайте рассмотрим на примере.

Возьмем процентное соотношение 3/5/8. Вам нужно мысленно или легкими линиями поделить лист на 8 равных частей (не обязательно строго по линейке, можно на глаз). Линия, отделяющая 3/8 будет использоваться для расположения значимых объектов.

Допустим, вы рисуете пейзаж, ориентация листа альбомная. Тогда на высоте 3/8 будет располагаться линия горизонта:

Если это портрет, на линии 3/8 вы расположите линию глаз:


Это самое простое, что можно сделать. Далее можно нарастить сетку, то есть добавить значимые линии не только по горизонтали, но и по вертикали. Вот так:



На пересечении линий находятся важные точки картины, в них стоит располагать узловые предметы и ставить акценты.

Это вариант сетки для пропорций 3/5/8. Однако наиболее часто используется сетка для соотношений 1/2/3. Вот, как она выглядит:



Вы видите, что диагонали проходят через узловые точки. Диагонали не менее важны, это главные направления — желательно их также использовать в вашей композиции.

Как это выглядит на практике. Для примера я взяла свою работу, которую рисовала еще в институте:

Обратите внимание, как располагаются предметы относительно главных линий и узловых точек картины. Разумеется, рисовать такую сетку изначально не обязательно (и даже нежелательно). Строгое линейное соответствие сетке тоже не нужно. Достаточно просто помнить о ней, и ставить оси предметов приблизительно. Потренируйтесь находить гармоничные соотношения на глаз, а потом попробуйте наложить сетку на готовый рисунок. Немного практики, и вы удивитесь, насколько результат будет близок к «золотому сечению»!

Если мы будем знакомиться с работой литератора, режиссера, композитора или художника над созданием произведений, то постоянно будем сталкиваться с термином «композиция».

Что же такое композиция? Слово «композиция» пришло к нам из латинского: оно переводится как сочинение, соединение, составление, расположение, связь. Поэтому компоновать - значит строить изображение, т. е. располагать основные его части и элементы по определенной системе, подчинять отдельные разрозненные детали целому.

Первоначально это понятие применяли в архитектуре, затем распространили на музыку, живопись, литературу и другие виды искусства. Поскольку основным средством выражения содержания любого произведения является художественный образ, композиция нацелена на то, чтобы наиболее ярко и полно раскрыть этот образ.

«Сочинение является главной задачей художника, ибо в нем одном сказывается вся его душа и все знания его. Сочинение есть мудрость, с которой художник находит выражение мысли своей». Эти слова из руководства Российской академии художеств XVIII в. очень близки и нам.

Повсюду в окружающей нас природе объективно существуют композиционные начала. Всматриваясь в листья и цветы, ветви деревьев, окраску насекомых, строение кристаллов, пропорциональный строй человека и животных, мы можем найти различные закономерности и ритмическую последовательность, организующие единый стройный образ.

Художник, всматриваясь в природу и находя многообразие принципов организации объектов реального мира, подчиняет их своим целям. Поэтому любое произведение искусства есть рукотворное повторение природы, созданное сознанием и чувствами человека. Даже любой рисунок или этюд с натуры несет в себе глубокие композиционные начала, являющиеся итогом большой подготовительной работы.

Вопросы композиции волновали художников и педагогов всегда. В Российской академии XVIII в. существовали правила «высокого штиля», выведенные на основе изучения работ великих мастеров. «Правило требует, чтобы фигуры занимали три части картины, четвертую же разделить на три части, из коих две должно оставлять над фигурами, а третью под ногами оных. Сия последняя часть и составляет первый план», «…надлежит изъявлять лучшие части фигур, делая из них, целых и частей их, образ пирамиды…».

Но созданная по этим принципам любая картина напоминала театральную сцену. Причем каждый план играл свою роль. Например, первый план - введение к главному действию, второй план - главное действие и т. д.

Идеал совершенства художники искали в слепом подражании классикам. Догматический подход к композиции привел к отказу от познания живой реальности. Конечно, против такого подхода выступали передовые мыслители и художники. В. Гете писал: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит, который приготовляют, смешивая яйца, муку и сахар! В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и овеяны дыханием единой жизни, причем созидающий его не идет путем сложения кусочков по своему произволу».

В XIX в. прогрессивные художники уже отказались от этих штампов. Они познавали реальную жизнь и изображали ее с позиций современника. Так, П.П. Чистяков учил своих учеников рассматривать композицию как познание реальности через образ.

Иногда в среде художников появляются мнения, что творческий процесс в искусстве строится лишь на интуиции и не доступен изучению ввиду своей индивидуальности. Очень хорошо по этому поводу сказал В.А. Фаворский: «Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Правил, конечно, нет и не может быть, а законы, конечно, есть. Каким! образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым оно создается и живет? Раз есть цель и есть условия, то есть и законы, и открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила неподвижны».

Художник воспринимает окружающую его жизнь как бы в двух аспектах: смысловом и пространственно-пластическом. Он совмещает в себе творца и зрителя. Каждая линия, проведенная им, остается на бумаге или отбрасывается благодаря рассудочным оценкам мышления или его эмоциям.

Практически вся трудовая деятельность человека протекает при участии, глаз, которые работают в среднем 15-18 часов в сутки.

Ученые считают, что процесс зрительного восприятия состоит из двух частей:

  1. образование плоского, т. е. двухмерного, изображения на сетчатке глаза;
  2. воссоздание трехмерного облика внешнего пространства.

Исходя из этого, композицию как форму образного представления реального мира в изображении можно условно разделить на две части: линейную и тональную.

Рассматривая любой объект, глаз человека двигается в направлении каких-либо воображаемых линий. Эти линии обычно начинаются в местах, несущих важную информационную нагрузку. Направления могут быть различные. Они могут пересекаться между собой. В точках пересечения глаз останавливается и меняет направление движения. Глядя на картину, мы часто находим эти «направляющие» глаз линии. Можно легко установить определенную схему изображения в картине. Эта схема и является основой линейной композиции.

Схемы линейной композиции могут быть различны. Надо помнить, что вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, создает впечатление устойчивости и статики, горизонтальное направление - тишины и неподвижности, диагональное движение - динамичность, направленность движения. Наибольшую устойчивость дает композиция, вписанная в треугольник.

Конечно, каждый человек чувствует эту ритмику композиции по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому не следует подгонять композицию под какую-нибудь определенную схему. Но все композиционные поиски должны быть построены не только на одной интуиции. Чтобы сделать хорошо продуманное, глубокое изображение предметов на плоскости, надо знать законы композиции. Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Тональная композиция несет информацию о различных массах пятен в картине и о значении этих пятен для достижения основной идеи изображения.

Все элементы в художественном произведении должны быть распределены так, чтобы в результате получался эффект равновесия. Равновесие - это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, расположение, направление масс в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. Невозможно изменить ничего в отдельных частях. Единый, цельный организм изображения нуждается во всех частях, его составляющих.

Любое пятно изображения имеет определенную «тяжесть». Эта «тяжесть» в композиции зависит от месторасположения изобразительного элемента. Чистая изобразительная плоскость подобна гладкой поверхности воды. Каждая линия на изобразительной плоскости, каждое пятно подобны камню, брошенному в воду. Нарушается покой плоскости, мобилизуется пространство, и от того, как оно мобилизовано, зависит, какой образ возникнет на изобразительной плоскости.

Поэтому плохо скомпонованный рисунок , где художник не добился равновесия и гармонии между изображением и полями, кажется прерванным, незаконченным. Отдельные элементы такой композиции стремятся изменить свое место и форму, чтобы занять более удобное положение. Возникает неопределенность композиционного образа, его временность.

Остановимся на особенностях визуального восприятия человеком отдельных пятен на изобразительной плоскости. Любое пятно в верхней части тяжелее пятна, расположенного внизу. Пятно справа от центра имеет больший вес, чем пятно слева. Тяжесть пятна зависит от его размеров и цвета. Яркие цвета всегда тяжелее. Например, голубой цвет легче красного и т. д. При равных цветовых условиях предмет больших размеров всегда тяжелее. Чтобы возникло равновесие на белом листе бумаги, площадь темного пространства должна быть большей, чем белого. Тяжелее предмет кажется на ровном фоне, вдали от других предметов. Например, солнце на безоблачном небе весомее, чем среди облаков. Правильная геометрическая форма тяжелее, чем неправильная. Вертикально расположенные формы кажутся более тяжелыми, чем наклонные. Как уже говорилось ранее при рассмотрении линейной композиции, различные направления навязывают глазу свое движение и таким образом влияют на равновесие.

Если на очень вытянутой изобразительной плоскости с ярко выраженным горизонтальным направлением появляются другие небольшие направления, то они подчиняются тяжести горизонтального направления. Часто в композиции создаются направленные силы движения. Например, исходящей будет восприниматься линия движения, если одна ее точка совпадает с точкой опоры предмета, т. е. как бы «закреплена» там. Это можно легко проверить на примере дерева. Форма ветки дерева всегда будет стремиться не к стволу, а к своим тонким концам.

Таким образом, в композиции возникают сложные отношения между тяжестью пятен, их месторасположением и основными направлениями. Художник, компонуя, использует различные комбинации и создает несколько различных изображений, которые, сравнивая между собой, отбраковывает, уточняет и дополняет. Например, тяжесть, образованная цветом, может уравновешиваться тяжестью, созданной месторасположением, и т. д. Если в художественном произведении все эти отношения очень сложны и многолики, оно интереснее, оживленнее, эмоциональнее воспринимается. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза.

Мы знаем, что нижняя часть зрительно воспринимаемого предмета тяжелее. Попробуйте разделить строго вертикальную линию пополам на глаз. Проверьте после этого, и окажется, что нижняя половина больше верхней. А теперь с помощью чертежных инструментов найдите центр. Нижняя половина будет восприниматься глазом короче верхней.

Архитекторы эту особенность человеческого глаза применяли очень давно. Достаточно проанализировать месторасположение окна - «розы» на фасадах готических соборов.

Другая особенность человеческого глаза - восприятие левой и правой стороны. Как уже говорилось, любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой части картины. Сравните два изображения картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» - нормальное и перевернутое. На перевернутом положении картины фигура монаха становится тяжелее, и композиция «опрокидывается».

Любую картину мы воспринимаем слева направо, аналогично чтению книги. Ученые это связывают с подавляющим господством левого полушария коры головного мозга над правым, в котором, если человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры - речи, письма, чтения. Интересные исследования работы правого и левого полушарий головного мозга человека ведутся в лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Более отчетливым мы видим правую часть изображения. Глаз же человека всегда привлекает внимание предмет, наиболее выделяющийся из других окружающих его предметов. Рассматривая изображение, глаз скользит от места, впервые привлекшего внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия.

Немецкий психолог Макс Вертхеймер, который занимался психологией искусства, на основе проведенных экспериментов сформулировал законы группирования различных изображений на изобразительной плоскости. Он выдвигает два принципа, по которым группируются предметы: принцип подобия и принцип «согласующейся формы».

Характеризуя принцип подобия, Вертхеймер поясняет, что чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе. Подобие может быть по размерам, форме, тону или цвету, по месторасположению, а также по движению.

Принцип «согласующейся формы» можно охарактеризовать так: чем более согласована форма, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция строится на основе закона равновесия по принципу симметрии, когда предметы будут иметь одинаковый вес и уравновешены относительно центра изобразительной плоскости на основе закона равновесия по принципу асимметрии и на основе закона гармонических сочетаний, движений и ритмов. Поэтому простое фотографическое изображение предметов очень опасно, особенно начинающему художнику, тем, что не дает никаких творческих открытий. Очень важны выбор центра композиции на основе психологических особенностей нашего зрения, а также определение размеров изображения.

В композиции важно не только группировать предметы, но и учитывать свободные места, которые должны восприниматься в качестве ритмических интервалов и пластического неравенства объемов и масс. Это свойство композиции наглядно иллюстрируют наши древние иконы, где найдена гармония между изображением и свободными полями.

Работая над композицией, не следует искусственно подгонять ее под какую-либо определенную схему. Схема должна играть служебную роль. Если схемы обнажаются и довлеют при восприятии, то изобразительные средства начинают господствовать над содержанием. Нам будет скучно смотреть на такой рисунок.

Леонардо да Винчи писал, что в хорошей живописной картине распределение, или расположение, фигур должно быть «произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить». Поэтому главным остается всегда то, что хотел сказать своим произведением художник. Главное в композиции натюрморта - чтобы достигались целостность изображения. соразмерность частей, подчиненность деталей, продиктованная содержанием.

Компонуя, нужно много искать, переделывать, экспериментировать, сравнивать. «Работа над композицией должна проходить как процесс реализации, уточнения, обогащения, дальнейшей логической всесторонней разработки первоначальной идеи», - писал советский художник, действительный член Академии художеств Ю.М. Непринцев.

Знакомства с законами композиции недостаточно для создания совершенного натюрморта. Можно прекрасно знать законы и не уметь применять их в своем рисунке. Приемам композиции надо учить. К сожалению, в учебных заведениях этому уделяют меньше внимания, чем хотелось бы. Подразумевается, что если ученик умеет профессионально и грамотно воспроизводить на бумаге видимый им предмет, то при определенных усилиях со стороны педагога его можно научить собирать изображенные предметы в группы, т. е. компоновать.

Конечно, основа творчества - в художественном видении. «Для художника творчество начинается с видения, видеть - это уже творческий акт, требующий напряжения», - писал А. Матисс. Одаренный ученик быстро схватывает основы художественного восприятия, но научиться художественно видеть должен каждый, а если этих качеств нет, - необходимо развить их.

Чувство композиции - самая основная часть художественного видения Ван Гог писал: «…я не выдумываю картину, а, наоборот, я нахожу ее в при роде готовой, хотя и требующей раскрытия». Самостоятельные упражнения - самый эффективный прием в обучении изобразительной грамоте. Чтобы закрепить знания законов композиции, необходимы упражнения, цель которых - развить композиционные навыки учащихся.

Упражнения могут быть очень простые, краткосрочные, но обязательно нести большую информацию о том или ином законе композиции Их можно проводить перед выполнением длительной работы или прерывая ее на каком-то этапе. На занятиях, в классе или дома, главное, чтобы эти упражнения шли по строго продуманной системе от простого к сложному и подкрепляли материал, выполняемый ранее. Время, затраченное на упражнения, может быть от 1-2 до 5-10 минут.

Прилагаем примерный план композиционных упражнений, развивающих композиционные навыки.

Нас интересует всего два термина, и мы их вводим в изучение: композиция и компоновка и они относятся к рисунку. Они несколько разные по смыслу, но в рисунке не обходятся друг без друга. Композиция это непосредственный процесс, в переводе с латинского означает- составлять, сочинять- в каком- то смысле глобальное значение. А компоновка- более частное, означает- составлять целое из частей. Здесь одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над нашим рисунком.

А вообще, термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция"- это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А вот в учебном рисунке- это в первую очередь правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Общее представление о композиции в изобразительном искусстве: композиции бывают станковые, декоративные, монументально- декоративные, монументально- скульптурные, театрально- декорационные, объемно- пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно- прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально- декоративным- мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы... К театрально- декоративным- эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно- пространственным- архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно- скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства- дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды... Вот такое широкое значение.

Композиция в рисунке

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, для знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими ЭТОГО нужно время и много много практики. Но начать обучение, запустить процесс, мы безусловно можем и сделаем это.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Что нам на данном этапе нужно? В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом- при помощи упражнений, которые можно легко исполнить. Для начала:

1. Берем тушь, или краску, или акварель и в прямом смысле этого слова- портите чистый лист бумаги. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Можно их размазывать, или оставлять как есть. Потом берем и понравившуюся нам кляксу ограничиваем рамкой- просто прочертите рамку вокруг получившегося пятна на некотором расстоянии так, что- бы закомпоновать кляксу в какой- либо удобный, гармоничный с ней формат. Вот вы уже и получаете композицию пятна. Заметьте, очень важно, что- бы даже такая элементарная композиция пятна хорошо просматривалась с любого поворота. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Дело простое, но хитрое. Хитрость его заключается в том, как именно вами соблюдены правила и приемы размещения данного объекта- кляксы в созданном формате, а в будущем- на листе. Добивайтесь ощущения гармонии, делайте отступы от кляксы так, что- бы в начерченном формате кляксе было "удобно". Отступайте снизу кляксы больше (может и наоборот), вверху делайте расстояние до границы формата меньше (может наоборот), по краям- также нужно добиваться ощущения гармоничности.

2. Теперь берем краску- гуашь. Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Наносим пятна на бумагу, варьируя размерами пятен, соотношением их тональности, формой, расположением их между собой, наложением один на другой. Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Можно сразу для этого брать небольшие кусочки бумаги различных форматов и стараться закомпоновать эти пятна сразу на листике. А можно сначала сделать вот такие нехитрые поиски, и уже потом, как в первом задании, заключать такие маленькие композиции в формат, который вы подбираете исходя из того, что получается. Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие.

3.Следующее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой- либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите какой- либо рисунок предмета.

4. Усложняем задачу: включаем в компоновку два и более предмета. Здесь уже нужно помимо компоновки предметов в заданном формате скомпоновать и сами предметы между собой.

Такими простыми упражнениями закладываются и воспитываются основы понимания композиции в рисунке, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Теперь переходим непосредственно к созданию правильной композиции в рисунке. А при работе над композицией в учебном рисунке необходимо:

1. Определить задачи и цели

Прежде чем приступать к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи самой постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, заранее подбираются в соответствии с определенным сюжетом или какой- либо темой. Случайных предметов в композиции быть не должно. И по тому, как составлена учебная постановка, можно и предопределить будущую композицию, потому как сама постановка, в некоторм смысле, уже и есть композиция.

2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения

Иногда бывает так, что постановка предметов, включенных в композицию, может быть несовсем удачной. В одном случае предметы могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом- плохо просматриваться- смотря с какой стороны вы собираетесь ее рисовать, или предмет может иметь незнакомую конструкцию и ее трудно разглядеть с какой- то стороны... Перед тем как сесть за рисование постановки, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности, и выявить наиболее выгодные для создания будущего рисунка положения. Нужно заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.

4. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги

Что- бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально- это в том случае, если предмет учавствует в постановке один. Если несколько, то нужно смотреть на соотношение всех предметов в постановке. Есть некоторые закономерности зрительного восприятия, это когда предметы образуют (условно) общий объем, массу, которая отлично вписывается в горизонтальный формат, а вы размещаете его в квадрат или вертикальный, при этом гармонии ощущаться не будет. В каждом отдельном случае расположение листа выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. И, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.

5. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа

Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке, их можно делать на полях или отдельном листочке. Для этого необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. Если постановка состоит из группы предметов, то компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

6. Определить центр композиции

Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:

Зрительный центр- центр картинной плоскости.

Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомагательные предметы.

В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.


Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было "ни убавить, ни прибавить" в пределах отверстия (рамки "формата"). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи

Второй способ его применения: расставляете на предметной плоскости предметы, которые можно соотнести к одной тематике. Чем больше найдете, тем лучше, и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. В этом случае вы тренируете глаз составлять- компоновать предметы в одну композицию, находить удачную точку зрения, находить композиционный центр.

7. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера

Построение предметов на плоскости бумаги нужно начинать с определения их мест в пределах границ, оведенных им ранее- легким касанием карандаша намечаете общими очертаниями места расположения предметов с учетом пропорций. После на листе намечаете детальнее общий характер формы предметов, их пропроции и расположение в пространстве листа. Дальше детальнее рассматриваете форму, объем каждого учавствующего в композиции предмета.

8. Выявление объема предметов

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Не забывайте, что работа над выявлением объема предмета тоном- это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к вам. И главное в работе тоном- это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Когда прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции. Это не значит, что им нужно меньше уделять внимания, но работая с ними отдельно можно создать дробность в рисунке. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то- есть, методически последовательно.

9. Завершение и обобщение работы над рисунком

Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.

Используйте эту информацию, когда будете рисовать, например натюрморт .

Приходилось ли вам создавать Т.е. не рисовать картину с натуры, а придумывать свой сюжет, свою композицию по воображению?

Было? Тогда вы знаете, что когда мы сочиняем картину, перед нами встают две сложности.

Первая - что нарисовать? как сделать свою мысль понятной зрителю?

Вторая - как создать композицию, в которой всё гармонично? как нарисовать "красивую" картину?

Любой художник, прежде чем писать серьёзную картину, создаёт её эскиз. В этом эскизе он продумывает сюжет картины, размеры и соотношение объектов, расположение персонажей, освещение, что будет главным, а что - второстепенным, и, что немаловажно, как будет двигаться глаз зрителя по картине.

Создание картины - это долгий процесс, в котором по времени львиную долю занимает именно эскиз!

Стадии создания картины от поисковых эскизов к готовой акварели

Если вы упускаете эту стадию и сразу пытаетесь нарисовать что-то на большом холсте (листе), то вас, скорее всего, ждет разочарование. Какой бы великолепной ни была техника исполнения, картина может оказаться стереотипной, избитой, а то и вообще не гармоничной.

ТЕОРИЯ. КАК СОЗДАТЬ КРАСИВУЮ ГАРМОНИЧНУЮ КАРТИНУ?

Можно ли описать гармонию ? Не придуманное ли это понятие? Ведь что одному красиво, другому может быть НЕкрасиво, скучно, пресно, безобразно.

Как измерить гармонию?

История мирового искусства говорит, что это возможно. Существуют определённые законы, правила и принципы, которые позволяют нам создать гармоничное произведение. Они описаны в науке, названной композицией .

Что отвечает за гармонию в картине?

На мой взгляд, это как минимум четыре основных базовых элемента:

1. СООТВЕТСТВИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ КАРТИНЫ ВАШЕЙ ИДЕЕ

Это означает, что что бы вы не взяли в картине: образы персонажей, их жесты и мимика, взаимосвязи между ними, тональное и цветовое решение картины, какие-то отдельные детали - всё это должно работать на раскрытие образа, раскрытие идеи картины.

В картине не должно быть ничего случайного, "инородного".

2. БАЛАНС

В картине всё должно находиться в композиционном равновесии.

Если картина асимметрична, то мы должны какими-то элементами восстанавливать баланс, чтобы в целом картина смотрелась уравновешенной и не вызывала внутреннего дисбаланса.

3. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Цвета, которые присутствуют в картине, должны быть созвучны друг с другом и соответствовать идее картины.

4. ЦЕЛЬНОСТЬ

Простым языком понятие цельности картины можно выразить как «ни убавить, ни прибавить...»

В картине не должно быть дробности, второстепенные элементы должны подчиняться главным и работать на общую идею и ясность восприятия.

Пожалуй, это самое сложное для объяснения понятие. Поэтому я расширю его.

Что составляет цельность картины?

Я выделила такие составляющие:

Ритм

Повторение элементов, цветовых пятен, линий, движений. Ритм обязательно должен быть в картине в любом качестве как некое структурирующее начало.

Композиционный центр.

Это фокусная точка, куда взгляд зрителя чаще всего возвращается, и именно в этом месте художник располагает смысловой центр, что непосредственно выражает идею. Очень важно для создания цельности, чтобы композиционный центр доминировал, а все остальные элементы ему подчинялись.

Движение глаз по картине (пластика).

Художник может направить взгляд зрителя, заставить его двигаться по нужной траектории, от одного элемента картины к другому. Эта траектория движения глаза позволяет зрителю воспринимать картину ясно и цельно, "прочитать" её идею.

Обучение композиции - процесс не сиюминутный. Он требует и знания теории, и самостоятельной практики сочинения картин.

Основы композиции мы изучаем в онлайн Школе Изобразительного искусства на протяжении года.

Передать все эти знания в одном мастер-классе не получится.

Но я попытаюсь объяснить вам самые основы композиции и набросать схему ваших действий при создании эскиза картины.

И давайте сразу совместим теорию с практикой! Так будет понятнее.


ПРАКТИКА. СОЧИНяем КАРТИНу по шагам.

Чтобы разобраться в вопросах композиции, давайте пройдет весь путь вместе.

Я буду рассказывать вам о композиционных приёмах, а вы будете создавать картину, выбирая тот или иной способ.

Сочинять картину мы будем на примере... снеговика.


Шаг 1. ИДЕЯ

Прежде чем рисовать эскиз, следует задуматься о том, какова идея картины.

О чем она? Что будет изображено на картине?

В нашем случае для картинки со снеговиком я предлагаю вам составить список всего того, что может делать ваш снеговик, например, дарить подарки, рисовать, дирижировать, лежать, падать, скользить...

Не пытайтесь продумывать композицию и вспоминать конкретные картинки, просто "набросайте" десяток глаголов действия.

Остановите свой выбор на том варианте, который более откликается или же сделайте выбор вслепую!


Поиски идеи картины в эскизе Светланы Ланских

Шаг 2. ВЫБОР ФОРМАТА

У каждого формата есть свои особенности. Выбирая формат для своей картины, задумайтесь, какой из них лучше передает вашу идею?



  • Горизонтальный формат отображает движение вширь. Он хорош для изображения пейзажей с полями и лесами, объектов более протяжённых в длину, чем в высоту.

  • Вертикальный формат показывает нам высокое, подчёркивает движение вверх. И если горизонтальный показывает нам нечто материальное, то вертикальный намекает на возвышенное и духовное.

  • Квадратный формат. В нём пропорции равны, он замкнут сам на себя, никуда не спешит, не торопится или неподвижен. Выражает ощущение стабильности, уюта, покоя.

Продумайте, какой из этих форматов лучше передаст действие, которое вы определили глаголом в шаге 1.

Отделите этот формат на листе небольшим прямоугольничком размером около 10 см по одной стороне. Это удобный компактный вариант размера для эскиза.


Эскизы Галины Селивоненко

  • Малый размер


Маленький объект и много фона.

Хорош, когда важно показать не сам объект, а движение в картине, то, что там проис-ходит, весь рассказ. В этом случае мы не можем подробно рассмотреть персонаж, и детальная прорисовка образа не важна, но важны поза, силуэт и цвет. Очень важен фон.

  • Равнозначный с фоном


  • Укрупнение, обрез


Очень сильно укрупняем персонажа, фон минимален.

Фактически мы обрезаем персонажа, и это должно быть чем-то обусловлено. Тут важны эмоции, мелкие детали, а фон совсем неважен, его можно задать абстрактными цветовыми пятнами.

Подумайте, какой вариант лучше подойдет для раскрытия идеи вашей истории?


Эскизы Надежды Кораблевой

Шаг 4. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ

Персонажа вы можете расположить в разных частях картины. При этом восприниматься персонаж и сама картина уже будут по-разному.

Расположение в центре.

Самое элементарное и логическое - расположение в центре.

Наш взгляд сразу попадает в центр картины. Мы видим персонажа и ни на что не отвлекаемся.



На краю формата. Если мы ставим объект на край формата, то он сразу вываливается из нашего внимания, если в центре есть другой объект. Однако, если в центре пусто, а сам персонаж близок к раме, то это очень сильное положение, он буквально притягивает к себе внимание, потому что эти края стремятся войти в реальность, соприкасаются с ней.

Такой вариант хорош для стенгазет, но в целом такое положение следует избегать, его сложно уравновесить.

Квадранты. Запомните!

Правый нижний угол весит больше, чем левый верхний. Мы должны больше нагружать левую сторону, чтобы создать равновесную картину. В левую часть мы ставим более тяжёлые объекты и двигаем их больше к верхней части, которая для нас более лёгкая.



Золотое сечение.

Ещё один выигрышный вариант – расположение объекта на линии золотого сечения. Персонаж на линии золотого сечения воспринимается нами как главный, он гармоничен и уместен.

Помните о балансе в асимметрии! Смещая объект от центра, думайте, как его уравновесить.


Эскизы Антонины Нужных

Прежде, чем вы разместите своего снеговика, подумайте ещё вот о чём:

Подсказка! ПРИЕМ, КАК ПЕРЕДАТЬ ДВИЖЕНИЕ В КАРТИНЕ


Рисование - сложный навык. Вам нужно изучить такие вещи, как ручное умение, техника карандаша, точность, перспектива, жест, анатомия, свет и тень... Но даже если вы являетесь мастером всего этого, даже если ваша картина имеет все эти элементы на своем месте, все равно может быть что-то с ней не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может разрушить воздействие даже самых отполированных произведений искусства. Тем не менее эта тема часто замалчивается на уроках рисования, и представлено лишь несколько примеров хороших и плохих композиций, оставляя все это на вашу интуицию.

В этой статье я хотела бы остановиться на более практическом подходе к композиции. Что это, собственно? Из чего это сделано? И, прежде всего, как вы можете убедиться, что ваша композиция в порядке еще до того, как вы поместите свою первую линию, вместо того, чтобы заметить это уже только после того, как все будет сделано? Продолжайте читать, и я отвечу на эти вопросы для вас!

Что такое композиция и почему это так важно?

Чтобы выразить это как можно проще, композиция - это расположение элементов, которое заставляет нас рассматривать их как единое целое. Каждая работа имеет определенную композицию. Вы либо создаете ее сознательно либо случайно, но вы не можете создать рисунок без нее.

В более практическом смысле композиция - это отношение между элементами картины. И это отношение, а не сами элементы, это первое, что мы замечаем. В то же время, это на самом деле невидимо для нас. Это похоже на скелет живого существа - вы не можете видеть кости, но они заставляют тело выглядеть таким, как оно есть. Без скелета не было бы никакой формы.

Скелет создает форму, будучи невидимым для нас.

Тем не менее, это форма, которую мы видим, и если вы попытаетесь нарисовать только форму, вы можете получить что-то неестественное. Вы можете случайно создать форму, которая выглядит правильно, но осознание влияния скелета увеличивает ваши шансы сделать все верно.

То же самое и с композицией. Вы можете попытаться угадать, как расположить элементы изображения, но вы также можете узнать, что заставляет ваше произведение выглядеть хорошо и использовать это знание в ваших собственных интересах.

Хорошая композиция - это баланс. Слишком много так же плохо, как и слишком мало. Если ваш рисунок - блюдо, композиция - это приправа. Независимо от того, сколько времени вы провели на кухне, неправильно используемые приправы могут испортить вашу работу. Но что значит «правильно»? А каковы «приправы» композиции?

Каковы элементы композиции в рисунке?

Поскольку композиция - это отношение, для этого должно быть как минимум два элемента. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что делает этот вопрос настолько сложным. Давайте решать их один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хотя для композиции требуется как минимум два элемента, вы не можете избежать создания композиции, рисуя один элемент. Между этим элементом и фреймом всегда будет связь.

Под «рамкой» я подразумеваю не только богато орнаментированные рамки традиционных картин. Рамка - это граница рисунка. Даже если вас это совсем не волнует, рамка создается краями вашего листа бумаги или, если вы сделаете снимок, обрезкой.

Другими словами, рамка является границей между тем, что является частью рисунка, а что нет. Эта граница становится частью композиции, как только вы рисуете что-то внутри нее - это мини-вселенная вашего искусства. Когда вы показываете свое искусство кому-то, их глаза смотрят на весь кадр в целом, независимо от того, где находится фактический рисунок.

1-произведение искусства; 2-не произведение искусства

Здесь мы подходим к вопросу о негативном пространстве. На картине мы видим не только то, что рисуется, но и то, что не изображено. Область между чертежом и рамкой не является «ничем». Мы это видим, хотя сознательно это не создавалось. И даже если мы проигнорируем эту часть, это еще добавит смысл картинки и повлияет на наше восприятие ее.

Положительное место в сравнении с отрицательным пространством - когда вы его создаете, другое создается автоматически

Примеры

Здесь рисунок является крошечным по сравнению с остальной частью области картины. Зритель увидит много пространства и персонажа. На самом деле пространство - звезда этой картины! Если это то, что вы хотели, нет ничего плохого в этой композиции - это показывает незначительность персонажа, который может быть полезен. Если это не ваша цель, и вы хотели, чтобы персонаж был звездой, это ошибка.

Здесь мы имеем обратную ситуацию. Персонаж занимает почти все пространство, и в результате он становится пространством. Персонаж здесь на самом деле является художественным произведением, а не персонаж художественного произведения. Его детали становятся символами.

Здесь персонаж выглядит так, как будто он пытается оставить произведение. Зритель добирается, чтобы видеть много пустого места и персонажа, не заинтересованного в его собственном показе. Это хорошо или плохо? Опять же, это вопрос намерения.

Упражнение

Как вы можете сделать эти композиции более интересными? Подсказка: не существует единого правильного решения для каждого.

Контраст

Композицию можно объяснить, главным образом, путем сопоставления элементов. Контраст - это мера различия между ними. Это очень важно, потому что мы видим по сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, чтобы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, потому что это привлекает наше внимание. Он разделяет две вещи, заставляя нас смотреть на них по отдельности. Изображения внизу имеют одинаковое количество элементов, а справа - более высокий контраст. Какая композиция для вас более интересна?

Высокая контрастность позволяет быстро находить элемент, что вызывает внезапный всплеск интереса. Низкий контраст показывает вам одно и то же медленнее, с большим усилием, что приводит к смягченной реакции.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные возможности элементов, чтобы визуально группировать их для более быстрой реакции. Чем выше контраст, тем легче сделать такую группировку, и тем больше она себя проявляет. Есть много характеристик, которые мы можем использовать для измерения контраста:

  1. Размер (большой или маленький)
  2. Форма (острая или тупая, продолговатая или округленная)
  3. Затенение (темное или яркое)
  4. Оттенок (красный против зеленого, синий против оранжевого)
  5. Материалы (блестящие и матовые)
  6. Тема (большой плохой волк против ребенка, натюрморт vs. Движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако, здесь есть уловка. Контраст требует баланса для работы. Слишком много разных вещей становится одним-хаосом. Слишком мало станет просто одной вещью - порядком. Чтобы достичь естественного эффекта, вам необходимо сбалансировать хаос и порядок.

1-хаос; 2-баланс; 3-й порядок

Контраст настолько силен, что имеет эволюционный смысл - он заставляет нас видеть голову льва в траве или один красный плод среди зеленых листьев. Это привлекает наше внимание к тому, что важно. И именно так вы должны использовать его в своем составе: привлечь внимание к тому, что важно.

Конечно, это означает, что вам нужно решить, что важно, и что это всего лишь фон. После этого, это просто вопрос в том, чтобы дать им противоположные характеристики. Нет необходимости использовать их все или делать все наоборот. Это все зависит от стилистического выбора: реализм не любит преувеличения, но стиль мультфильма в этом преуспевает.

Стиль Chibi использует контраст между маленьким телом и огромной головой, чтобы сделать персонажа таким же симпатичным, как ребенок.

Примеры

Каждый из этих объектов будет тусклым, если его поместить отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а чувство масштаба.

Здесь теряется чувство масштаба. Слишком высокий контраст приводит к хаосу, создавая грязный узор, а не сцену.

Но хаос может стать отличным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если только он достаточно отличается от хаоса, это будет рассматриваться как первое, что делает фон несущественным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересны, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов - их позиция по отношению друг к другу. Но есть ли правильные и неправильные расположения? Не совсем так, но точно одно: определенные расположения имеют для нас значение.

Ритм - это визуальный снимок, который делает наш мозг. Если некоторые элементы следуют ритму, нам не нужно смотреть на них все один за другим - ряд ограждающих рельсов - это забор, «облако» листьев - это крона дерева и т.д. Но мы также берем более тонкие намеки, отделяя естественные объекты («как они должны быть») от неестественных («как их сделали»).

Ритм создает различный контраст. На этой фотографии маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с большими, но и потому, что он нарушает ритм. Это превращает «ряд цветов» в «маленький цветок между большими».

Но это не только вопрос контраста. Ритм заставляет нас увидеть то, что на самом деле не было нарисовано. Ряд камней означает, что кто-то поместил их таким образом. «Облако» листьев на дереве означает, что они принадлежат одному растению. Элементы, идущие в одном направлении, означают, что они управляются одной и той же силой (будь то ветер или страх).

Это дает дополнительную информацию к изображению. И эта информация не должна быть случайной, поскольку она добавляет влияние композиции. Просто посмотрите: простой рисунок «плавающую рыбу» можно превратить в «идущую против течения», просто нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Это что-то значит - не позволяйте этому значению стоять на пути вашего намеченного сообщения.

Примеры

Сломанный ритм сломанного забора моментально привлекает наше внимание. Что случилось? Было ли это стадо сумасшедших коров или просто пьяный фермер на тракторе? История разворачивается, просто нарушая ритм.

Эта композиция - вся заключена в порядок. Здесь есть контраст по размеру, так что это интересно, но мы также видим здесь нечто большее: это на 100% искусственное и контролируемое. Все дрейфует до хаоса, но здесь кто-то останавливает эту тенденцию.

Вот такая же ситуация, когда деревья сажают люди. Эта композиция проста, но в этом предсказуемом ритме есть красота.

Упражнение

Что вам говорят эти композиции?

Фокусные точки (точки интереса)

Ваш рисунок - это не просто набор случайных линий. Они должны что-то значить, но даже самое удивительное сообщение будет прервано, если вы прочитаете его неправильно - например, когда читаете с конца.

Композицию можно использовать, чтобы побудить зрителя увидеть именно то, что мы хотим, чтобы они увидели, именно в том порядке, который мы выбрали, чтобы быть наиболее эффективным для понимания сообщения. Если вы игнорируете это, зритель может получить совершенно неправильное первое впечатление, отказавшись от художественных работ до понимания его реального значения.

Когда мы смотрим на картину, сначала мы ищем вещи, на которые нужно смотреть. Порядок поиска важен, потому что, даже если миллионные секунды потребуются, чтобы увидеть все это, в природе одна миллисекунда может быть вопросом жизни и смерти. Мы хотим убедиться, что сначала мы увидим самые важные элементы.

При планировании композиции вам нужно решить, что это за «самые важные элементы». Затем вы можете использовать контраст, чтобы выделить их, и ритм, чтобы создать путь для просмотра в определенном порядке.

Примеры

Давайте еще раз посмотрим на предыдущий пример. Все линии ведут нас к центру. Вы смотрите туда, прежде чем вы заметите дорогу или деревья. Независимо от того, что вы туда посмотрели, это будет замечено первым.

Здесь это более тонко, потому что линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по нему без всякой остановки. Это добавляет чувство движения.

Здесь контраст заставляет вас сначала взглянуть на эту большую фигуру. Затем, ища полную информацию, вы смотрите, где они ищут.

Упражнение

Что вы замечаете в первую очередь при рассмотрении этих примеров? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Но это нам ни чем не поможет, если вы закончите рисование, и только тогда обнаружите, что вы оставили слишком много негативного пространства, или ритм заставил ваш пейзаж выглядеть искусственно. Вот почему вам нужно подумать о композиции перед тем, как вы нарисуете свою первую линию.

Но как вы можете это сделать, если не уверены, что рисуете? Планы, как правило, делают все жестким и скучным, а спонтанность вообще не может быть запланирована. Посмотрим, как ее решить.

Изображения эскизов

Вам не нужно создавать готовый рисунок, чтобы судить о его композиции. Заметьте, что я не упоминал подробностей в теоретической части. Это потому, что они не имеют значения в композиции. Они видны как последняя вещь на картине, спустя много времени после того, как мы понимаем, на что мы смотрим.

Вот почему вам не нужно заканчивать рисование, чтобы увидеть, какое воздействие оно создает. Вам просто нужно увидеть рамку, контраст, ритм и фокусные точки. И это то, что вы можете набросать довольно быстро, чтобы увидеть, как элементы взаимодействуют вместе!

Мы называем этот метод рисованием эскизов. Миниатюра - это миниатюрная версия обложки, которую вы часто видите перед открытием оригинальной версии. Вы не можете увидеть какие-либо детали в миниатюре, но вы видите все, что наиболее важно для изображения.

Графика уменьшенного изображения сообщает вам, что представляет собой изображение, фактически ничего не говоря. Изображение от

Чтобы создать миниатюры, сначала нарисуйте набор рамок, которые представляют собой миниатюрные версии вашего предполагаемого фрейма (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа бумаги). Затем зарисуйте очень общую версию вашего рисунка. Простые формы, простые силуэты, простое затенение - вот все, что вам нужно, чтобы увидеть, работает ли композиция так, как вы хотели. Вы также можете свободно экспериментировать, не теряя времени.

Обложки эскизов не должны быть чистыми, поэтому не тратьте на них слишком много времени; Просто набросайте свою идею и обсудите их все позже.

Подробнее об эскизе можно узнать здесь:

«Призрак композиции»

Вот как вы это сделаете: посмотрите на лист бумаги и решите, где будет внешняя граница чертежа. Нарисуйте это очень, очень легко. Затем набросайте контуры элементов внутри него, все еще очень легко. Вы должны получить рисунок «призрак» - что-то настолько тонкое, что оно почти невидимо, но этого должно быть достаточно, чтобы посмотреть, правильно ли настроена ваша композиция.

Эти строки не должны иметь ничего общего с анатомией - все дело в общих формах, которые вы увидите как первое, когда картина закончится

Правило третей

Вы, вероятно, уже слышали об этом, но я не могу пропустить это правило в статье о композиции. Есть много правил, которые вы можете использовать в этой теме, но я думаю, что правило третей является самым простым и универсальным из них.

Чтобы использовать это правило, разделите (физически или умственно) ваше изображение на три горизонтальные части и три вертикальные части. Точки пересечения линий, согласно правилу, являются естественными фокальными точками для наших глаз. Разместите там самые важные элементы - элементы, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели в первую очередь.

Еще лучше, если элементы действительно близки к этим точкам, а не точно в них. Повышение непредсказуемости делает рисунок еще более интересным.

Это правило также говорит нам, какие композиции следует избегать. Например, использование «правила половин» достаточно интуитивно, но его композиции в лучшем случае неинтересны и в худшем случае визуально сбивают с толку.

Та же композиция может быть легко улучшена, просто перемещая фокусные точки немного в сторону/вверх/вниз.

Обложки книг часто используют правило третей в своих интересах. Вы можете узнать, как создать те, которые приведены ниже в наших уроках:

Присвоение весов элементам изображения

Есть много факторов, влияющих на состав. Как вы можете управлять ими всеми? Вы можете использовать метафорические весы, чтобы взвесить их.

В композиции есть три основных типа веса: отрицательное пространство, положительное пространство и координационные центры. Положительное пространство - это фактический рисунок. Отрицательное пространство - область вне рисунка (это не должно быть пустое пространство - это может быть просто небо). Фокальные точки - это те части, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели.

Интересная композиция основана на балансе между этими весами. Этот баланс также имеет много оттенков, все основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке вы больше всего заботитесь о размере. Если вы используете оттенки, затенение будет еще более важным.

Посмотрим, как это сделать. Здесь у нас есть один элемент, помещенный в фокус, описываемый правилом третей. Композиция несбалансирована, потому что это всего лишь один маленький элемент в сравнении с огромным пустым пространством. Позитивное пространство и фокус здесь одинаковы.

Добавление другого подобного элемента в любой из других фокальных точек не решит ситуацию, поскольку она блокирует зрителя внутри центральной области, описанной координационными центрами. Поэтому создается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше сделать его чуть менее негативным. Отдельное отрицательное и положительное место где-то близко к фокусам правила третей.

Когда положительное пространство перевешивает отрицательное пространство, негативное пространство может стать фокусом.

Любой элемент контраста может использоваться для баланса композиции. Фактически, вся эта деловая сбалансированность заключается в достижении надлежащего уровня контраста. Чтобы сделать его более интуитивным, подумайте о низкой контрастности в качестве фона и добавьте что-то контрастное, чтобы сделать композицию законченной.

Здесь баланс создается путем нарушения ритма.

Перспектива

Композиция - это отношение элементов, но есть один элемент за рамкой - зритель. Если вы включите их в свой состав, вы достигнете другого, более глубокого уровня отношений.

Когда зрители смотрят на изображение, они могут увидеть себя там - им просто нужны некоторые намеки от вас, чтобы найти их положение. Перспектива может помочь вам здесь. Хитрость заключается в том, чтобы поставить что-то близко к «камере», чтобы подчеркнуть ее положение.

Чем ближе что-то к нам, тем оно больше. Так что если в вашем составе есть огромная версия чего-то обычного нормального размера, это означает, что она близка к зрителю. Все остальное далеко от них, что создает ощущение глубины.

Перспектива также может улучшить композицию, если вы включите какой-либо масштабный индикатор. Самый яркий из них - человеческий силуэт, но для этой цели вы также можете использовать животных или деревья. Если вы сделаете все правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже когда вы все знаете о композиции, легко потерять ее смысл после нескольких часов работы над одним и тем же произведением. Вы только начинаете видеть это как «то, что я видел раньше», и вы не чувствуете , что кто-то видит его в первый раз.

Чтобы получить больше расстояния и новый взгляд, вам нужно время от времени менять свою точку зрения, чтобы заставить ваш мозг переналаживаться. В цифровом искусстве проще всего перевернуть изображение по горизонтали. В традиционном искусстве вы можете вращать лист бумаги или использовать зеркало. Делайте это часто, чтобы сохранить ваш взгляд свежим.

Перевернутое представление становится новой композицией для вашего мозга.

Обрезка изображения

После того, как вы закончите картину, если что-то не так, вы можете сделать еще одно последнее изменение. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете перестроить фокальные точки и значительно улучшить композицию.

В цифровом искусстве вы всегда можете использовать инструмент кадрирования. В традиционном искусстве вы можете использовать служебный нож, сделать правильную обрезку при фотографировании обложки или использовать рамку, которая добавит негативное пространство, покрывая части, которые вы не хотите видеть.

Одна и та же картина может иметь разные значения в зависимости от используемой вами обрезки.

Расширение вашей интуиции

Теория - это теория, но в конце концов все эти знания должны стать частью вашей интуиции - то, что вы можете использовать, не думая. Чтобы расширить свою интуицию, добавьте еще один шаг к вашей оценке художественных работ. Попытайтесь понять, почему это выглядит так хорошо, найдите элементы композиции и попытайтесь угадать, какое решение художник должен был сделать.

Интуиция также может быть расширена просто благодаря искусству. Таким образом, вы будете сравнивать ваши композиции со всем тем, что вы видели, даже не осознавая, что вы это делаете. Однако лучше всего сочетать интуицию со знанием.

Заключение

Объяснив все эти правила, я должна добавить самое важное: в искусстве нет правил. Нам нравятся определенные образы, определенные композиции, и мы не всегда знаем почему. Художники пытаются создать некоторые эмпирические правила, которые будут полезны большую часть времени, но в конце вы можете нарисовать фантастическое произведение искусства, просто разбив их все.

Вы можете использовать правила композиции, чтобы узнать, что не так с вашей картиной, но они не скажут вам точно, как сделать все правильно. Экспериментируйте, держите свои глаза открытыми и создавайте сердцем. Не бойтесь делать ошибки - вы тоже можете учиться у них!