Пьер безухов в начале пути. Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н

Пьер Безухов - мой любимый герой в «Войне и мире». С момента, когда «массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» входит в великосветский салон Анны Павловны Шерер, и до последних страниц романа мое внимание приковано к нему. Он привлекает прежде всего неустанными «поисками мысли», стремлением жить по совести, чувствовать себя «вполне чистым». Пятнадцать лет жизни Пьера проходят на наших глазах. Много соблазнов, ошибок, поражений было на его пути, но много и свершений, побед, преодолений. Жизненный путь Пьера - это непрекращающиеся поиски достойного места в жизни, возможности приносить пользу людям. Не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность самоусовершенствоваться, становиться лучше - вот путеводная звезда Пьера.

Он, незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, десять лет (с 10 - до 20-летнего возраста) жил и учился за границей, возвратился оттуда свободно мыслящим человеком, бонапартистом по убеждениям, очень далеким от реальностей русской действительности. Пьер тяготится своим двусмысленным положением незаконного сына, но посещает свет. Ему все интересно, он боится пропустить умные разговоры, сам стремится «все полнее высказать». В то же время он неразборчив в знакомствах (кутежи в компании Анатоля Курагина и Долохова), излишне доверчив, беспорядочно тратит свои силы.

Став законным графом Безуховым, обладателем огромного состояния, Пьер позволяет князю Василию обмануть себя и женить на бездушной красавице Элен. Он ведет тягостный для себя образ жизни: стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю ненужность этого, затем порывает с женой и, отдав ей большую часть своего состояния, не видя никакой цели в жизни, уезжает, чтобы быть подальше от Элен и той грязи, в которую его окунули. Подавленный, разочарованный в людях, недовольный собой, Пьер мучительно размышляет о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?»

Встреча с масоном Баздеевым кажется ему даром небес. Сближение с масонами открывает, как кажется Пьеру, широкое поле деятельности, направленной на благо людей. Вызвав в контору всех управляющих, он распоряжается облегчить участь своих крепостных, освободить от барщины женщин, имеющих маленьких детей, построить школы, больницы, приюты. Но, не имея жизненного опыта, непрактичный Пьер опять позволяет себя обмануть, и положение его крестьян еще более ухудшается. Безухов становится во главе петербургского масонства. Он мечтает создать всемирную организацию, вовлечь в нее лучших людей, чтобы бороться с пороками, невежеством и произволом. Но масоны, увлекаясь мистикой, вовсе не стремились к активной общественной деятельности. Предложение Пьера было отвергнуто, а он постепенно начинает понимать, что снова ошибся: масоны вовсе не старались помочь ближнему, а вступали в ложи, чтобы приобрести связи с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Что же делать? Безухов уверен, что всякая насильственная революция есть зло. Он приходит к мысли о самоусовершенствовании: если каждый человек станет лучше, жизнь общества изменится. Но Пьер понимает, что его мечта неосуществима. Он видит лицемерие членов масонских лож, понимает, что их интересуют только «мундиры и кресты», а вовсе не общественные преобразования. Жизнь графа снова заходит в тупик. Он недоволен собой, но ничего не может изменить.

Таков путь Пьера Безухова, прекрасного, чистого человека, будущего декабриста.

Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

I. Вступление

1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии.

2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на тему «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

II. Главная часть

1. В начале романа Пьер - молодой, еще не определившим­ся человек, в сущности, не знающий реальной жизни. Однако уже здесь Толстой отмечает его сочувствие идеям Французской революции и подсознательное неприятие светского общества.

2. Период от объяснения в любви Элен до дуэли с Долохо­вым. Пьер полностью захвачен ложными чувствами и понятиями: чувственным влечением к Элен, ревностью, светскими правилами и т.п.

3. Дуэль с Долоховым потрясла Пьера. Сознание, что он мог убить человека (и чуть не убил) из-за суетных и ложных чувств, приводит его к пересмотру всего, чем он жил до сих пор, и эту жизнь Пьер осознает как чудовищное заблуждение В том., что произошло, Пьер не винит никого, кроме самого себя, - это очень важная для Толстого черта. В этот период Пьер полностью теряет смысл жизни.

4. Встреча с Баздеевым и увлечение масонством. В масон­стве Пьера привлекают две основные цели: стремиться к нрав­ственному самоусовершенствованию и делать добро людям. Это и есть то, чего он все время ищет.

5. Стремление Пьера следовать принципам масонства, по­пытки улучшить жизнь крестьян и т.п. Пьер начинает сомне­ваться и в масонстве, видя, что многих привлекает в ложу ко­рысть, а не любовь к людям, и в самом себе.

6. Пьер на Бородинском поле. Его реальное приобщение к народу и возникновение чувства истинного патриотизма. Дальнейшие действия Пьера (намерение убить Наполеона - следствие ложногероических стремлений и тщеславия, а вме­сто этого спасение девочки из горящего дома и т.п.).

7. Пьер плену. Глубокое потрясение от расстрела пленных. Второй раз Пьер чувствует, что «все завалилось в кучу бес­смысленного сора», а смысл жизни окончательно утерян.

8. Пьер и Платон Каратаев. Каратаев кажется Пьеру «оли­цетворением духа простоты и правды», воплощением всего «русского, доброго, круглого». Пьер приобщается к инстинк­тивной народной правде, суть которой - единение с людьми и отказ от всякого индивидуализма.

9. Через лишения и физические страдания в плену Пьер приходит к пониманию истинной свободы, ему открывается радость жизни, он постигает ее смысл. Он отбрасывает все лишнее, ненужное, что раньше считал важным, и от этого ста­новится впервые действительно счастливым.

10. Пьер в эпилоге. Толстой изображает его немного изме­нившимся. Влияние Платона Каратаева и тот смысл жизни, ко­торый открылся ему в плену, так и остаются с ним, но он ищет свой путь в жизни. В эпилоге Пьер - член тайного общества, вероятно, будущий декабрист, который хочет не только пассив­но принимать жизнь, но и активно бороться со злом и неспра­ведливостью. Он находится на очередной ступени бесконечной лестницы нравственного развития и идейных исканий.

Жизненные искания Пьера Безухова

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…

Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.

Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.

Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона. Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить. К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен.

В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.

Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

Кроме сочинения о жизненных исканиях Пьера Безухова также смотрите:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение

«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»
Пьер Безухов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является произведением, в котором можно проследить, как развиваются исторические события. Но не только об истории этот роман. В нем мы видим становление человеческой личности, развитие определенных нравственных качеств героев, создание семейных отношений. Герои не стоят на месте, они движутся, растут духовно, выбирают лучшие пути, ищут правильные решения важных задач. Большой и трудный путь проходят Андрей Болконский и Пьер Безухов. И главным вопросом моего сочинения будут духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Толстого. Писатель неслучайно выбирает именно Пьера, доброго, мягкого, слабого человека. Трудности закаляют душу, и Безухов становится другим человеком, он перерождается.

Портрет Пьера Безухова

«…массивный, толстый молодой человек с стриженною головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке», – таким мы встречаем Пьера на страницах романа. Он очень рассеян, не умеет вести себя в обществе, как ждут от него его представители, не умеет вовремя сесть, встать, уйти, когда нужно, сказать, когда просят. Он ведет себя непосредственно, чем очень сильно раздражает хозяйку салона – Анну Павловну Шерер. Пьер приехал в Петербург незаконнорожденным сыном богатого графа Безухова. Князь Василий Курагин с недовольством отнесся к этому известию, так как сам имел виды на наследство старого графа. После смерти отца Пьер стал владеть всем его состоянием, и он принял это как должное. «Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними», – подчеркивает Толстой.

Идеалы и разочарования Пьера

На протяжении всего романа «Война и мир» искания Пьера Безухова даны Толстым через познание мира, философское его осмысление. Приехав в Петербург, Пьер был убежден в том, что «Наполеон велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее – и равенство граждан, и свободу слова и печати, – и только потому приобрел власть». Для него наполеоновские идеи были понятны и обоснованы.

После женитьбы на Элен Курагиной, разочаровавшись в любви и доброте помыслов, Пьер признает: «Да я никогда не любил ее. Я знал, что она развратная женщина, но не смел признаться в этом». Дуэль с Долоховым приносит лишь неприятие произошедшего, непонимания смысла жизни. Но Пьер никогда не искал того, кому можно было все рассказать, он «переработывал один в себе свое горе».

Случайно встретив старика-масона, он увлекается этим движением и находит новые идеалы жизни: «Он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Когда у него спрашивают, что он считает главным пороком в своей жизни, Пьер не знал, что именно плохо для него: «Вино?

Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины? – перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество». Утвердившись в своих помыслах, Пьер знал, что из всех «правил» масонства он «…имел любовь к ближнему и в особенности щедрость». Но вскоре и здесь пришло разочарование.

В разговоре с Андреем Болконским Пьер говорит: «Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)». Увидев, что русское масонство идет по ложному пути, Безухов выходит из этого круга и едет в Москву.

Его глазам открылась война, как действие, совершенно непредсказуемое и жестокое. Он видит мужиков-ополченцев, которые надели белые рубахи, потому что всегда готовы к смерти. Он слышит грохот пушек, жалеет раненых. К нему приходит мысль: «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся!». Война преподносит ему неприкрытые истины, которых он не замечал прежде. Теперь он решает, что должен исправить всю ситуацию, прекратить эту войну, спасти всю Европу. Именно он, а никто другой. «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!», – говорит себе Пьер и готовится убить Наполеона, как единственного виновника всех бед России. Его задумка, к счастью, не увенчалась успехом. Пьер попадает в плен.

Пьер и Платон Каратаев

Четыре месяца плена дают Пьеру хороший жизненный урок. Он встречает там простого крестьянина – Платона Каратаева, который своим философскими рассуждениям приводит Пьера к другим истинам. Теперь Безухов понимает, что главное – не богатство и успех, признание в обществе, положение, главное – есть, где спать, что надеть, что поесть. И в этом счастье человеческое – просто жить, без всяких условностей и предрассудков, зависимости от денег и знатности. Жить в добре, в гармонии с самим собой. «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго и круглого», – пишет Толстой, подчеркивая отношение Пьера к русскому народу, познание им патриотических чувств.

Пьер Наташа Ростова

Настоящее счастье Пьер Безухов познал с Наташей Ростовой. Влюбился он с первого взгляда, но хранил эту любовь в душе. Пьер искренне желал счастья своему другу Андрею Болконскому, когда тот сделал предложение Ростовой. Любовь Пьера была настоящей. Ее не сломили ни предательство Элен, ни неискренность Анатоля и Долохова, ни война, ни плен. Пьер пронес это чистое чувство через все испытания. И счастье упало ему в руки, когда Наташа Ростова стала его женой. Истинное человеческое счастье теперь для Пьера было дома, каждый день в его жене, в его детях, в его тихом семейном уюте, в его любви. Нравственные искания Пьера Безухова пришли к неугасимой истине: «…Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене».

В моем сочинении на тему «Духовные искания Пьера Безухова» можно проследить весь путь становления личности нашего героя. Его сомнения, радости, разочарования, новые идеалы. Толстой показывает, как меняется Пьер. Кого мы встречаем его в начале романа, и с кем расстаемся в конце.

Тест по произведению

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.