Персонажем какого произведения является тихон кабанов. Образ и характеристика тихон в пьесе гроза островского сочинение

Все персонажи пьесы «Гроза», яркие и неоднозначные, вызывают множество споров и разногласий. Здесь будет приведена характеристика Тихона из пьесы «Гроза», купеческого сына, полностью подчиненного деспотичной матерью и не имеющего собственных убеждений и прав на самостоятельную жизнь.

Тихон Кабанов - молодой мужчина из богатой купеческой семьи, женат на красивой и покладистой женщине, живет в довольстве и достатке, но счастлив ли он?

Конечно, нет. Катерина и Тихон – супружеская пара, живущая вместе с матерью, которая, по сути, и является главой семьи и требует полного подчинения со стороны сына и невестки.

Тихон - совершенно бесхарактерный человек, как говорится, «маменькин сынок». Ничего не делает без прямого позволения властной Кабанихи. В доме родной матери чувствует себя как в тюрьме. Речевая характеристика героя пьесы подтверждает его приниженную роль в доме. Тихон постоянно поддакивает матери, твердит, что не выйдет из ее воли, не может и не хочет жить своим умом.

Кабаниха не стесняется в выражениях со своим единственным сыном, ругает и учит традициям его и свою нелюбимую невестку Катерину.

Отношения с женой

Образ Тихона в пьесе «Гроза» показывает плаксивого, недалекого человека, который не имеет права называться мужчиной. Любит ли он свою супругу? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, хотя, способен ли испытать настоящую любовь забитый и слабый человек.

Тихон женился по воле своей матери, может быть, он и неплохо относится к жене, но такой муж — не защитник. Он мечтает о свободе, но вряд ли знает, что с ней делать. Думает в первую очередь о себе, а не о несчастной женщине, живущей с ним рядом.

Герой пьесы хочет свободы, но никаких шагов по обретению желанной независимости не предпринимает. Уехав из дома на две недели в Москву, уходит в загул, всю дорогу пьет и веселится. Радуется, что над ним не будет «грозы» в течение этих нескольких дней, и проводит время как подсказывают ему совесть и воспитание.

Жестокая мать ревнует своего единственного сына к жене, поэтому часто обижает ее без всякой причины. Покорный Тихон пытается успокоить мать, но не спешит заступаться за безответную жену.

По существовавшему в то время «домострою», муж являлся полным хозяином жизни и судьбы своей жены. Однако характеристика Тихона в этом произведении совсем другая. У этого персонажа нет деспотичных, властных черт характера.

Он не желает наказывать свою жену, но по приказанию матери все же бьет ее и ругает, хотя сам жалеет ее при этом. Когда встает вопрос о том, кто виновен в смерти грешной Катерины, слабый Тихон прямо обвиняет свою мать.

Цитатная характеристика, созданная по репликам героя пьесы, подчеркивают его характерные черты:

  • моральную слабость;
  • нравственную неуравновешенность;
  • полную подчиненность власти Кабанихи.

Противопоставление образов Тихона и Варвары

В «Грозе» у жестокой Кабанихи, кроме сына, есть еще дочь Варвара. Эти два персонажа служат антиподами. Насколько Тихон слаб, мягок и податлив, что даже в мыслях не может перечить матери, настолько Варвара хитра и изворотлива.

Никакой близости у брата с сестрой нет, может быть, из-за разницы в возрасте. Вероятно, это норма для «темного царства»: не испытывать родственных чувств к близким людям, а подчиняться лишь силе и корысти. Варвара живет по принципу «лишь бы все было скрыто, и никто ничего не узнал».

Девушка гуляет по ночам с Кудряшом, потому что ее скоро выдадут замуж за нелюбимого старого мужчину, попросту продадут, и ее девичьей воле придет конец. Она не мучается от этого, на словах не перечит матери, хотя, порой, пытается себя защитить от несправедливых попреков, а затем старается все сделать по своему. Варвара учит тому же прямодушную и чистую Катерину.

Это интересно! Скорее всего, со временем дочка превратится во вторую Кабаниху. Тихон же, старший по возрасту и единственный мужчина в семье, но уже полностью сломленный матерью, будет все больше превращаться в «тряпку». Если его оставить без руководства, он опуститься и сопьется, поскольку жить без твердой руки, направляющей весь его путь, не может.

Что говорит критика о персонаже

В критических статьях 19 века характеристика Тихона из пьесы «Гроза» дается развернуто, как образец человека, полностью подчиненного власти грозной и деспотичной матери.

В «темном царстве» всегда прав лишь тот, кто обладает деньгами, он подчиняет себе всех, делая покорными рабами своей воли. Таковыми являются Кабаниха и Дикой, которые испытывают некое подобие уважения только к себе подобным.

Мнение критиков о герое пьесы:

  • по своей сути муж Катерины человек неплохой, добрый и мягкий;
  • сострадает своей жене и сочувствует ей, понимая, как несладко ей живется под пятой свекрови;
  • старается остановить супругу, когда та, испытывая муки совести за совершенный грех, начинает каяться в присутствии посторонних;
  • не имеет воли к сопротивлению, привык с детства к полному подчинению, раздавлен тяжким материнским гнетом;
  • не может мыслить самостоятельно, а тем более совершать решительные действия;
  • допускает оскорбления в адрес своей жены, подчиняясь приказанию матери, сам оскорбляет и бьет ее, хотя потом и признается, что ему жаль несчастную женщину и по собственной воле он бы и пальцем ее не тронул.

Полезное видео

Подведем итоги

Только после трагической гибели Катерины, сын находит в себе силы протестовать и бросать обвинения в адрес матери. Причем его последние слова о том, что Катерина теперь свободна в своей смерти, а он остается жить и мучиться, звучат как обличение всего «темного царства» и его обитателей.

/ / / Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)

Тихон и Борис стали теми мужчинами, которые предопределили судьбу главной героини пьесы Островского « » Катерины.

Впервые мы видим в окружении его матери и сестры. Он был мужем . Нужно отметить, что Тихон был двуличным человеком. В присутствии своей матери он всячески пытается ей угодить, во всем слушает, даже говорит, как она. После того, как Кабаниха уходила, Тихон менялся в лице, становился более спокойным и даже развязанным. Все это происходило только по тому, что Кабанов был запуган своей матерью-тираном.

Когда он оставался наедине с Катериной, мы видим его совершенно другим человеком со своими чувствами, переживаниями, мечтами. Тихону нужна была свобода от тирании его матери. Поэтому, когда появилась возможность ненадолго уехать, он ни кого и ни чего не замечает. К Катерине он становится груб и невнимателен.

Наиболее полно его характер раскрывается в тот момент, когда Катерина публично признается в измене. Мы видим, как Тихон любит свою жену, ему становится жалко ее, но он очень боится свою мать и поэтому ругает девушку. После этого Кабанов не может найти себе места, он сожалеет о случившемся.

Все-таки, Тихон решается высказать все своей матери, правда это происходит уже после смерти Катерины. Он говорит, что довела его супругу до самоубийства, что именно она во всем виновата. Даже не смотря на смерть любимой, Кабанов остается в этом «темном царстве», он не смог избавится от тирании своей матери, и теперь вынужден мучатся всю оставшуюся жизнь. Об этом свидетельствуют его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Вторым героем, который сыграл в судьбе Катерины фатальную роль, был Борис. Именно любовь к этому молодому человеку заставила главную героиню предать свои внутренние принципы и божьи заповеди.

О Борисе мы знаем то, что он обучался в Московской коммерческой академии. В Калинов вернулся, чтобы получить часть наследства после смерти бабушки. Жизненные обстоятельства заставили его во всем потакать своему дядюшке Дикому, ведь это было единственным условием для получения наследства. Борис считал себя жертвой обстоятельств, так как его судьба была в руках Дикого. Что удивительно, такое положение полностью устраивало молодого человека.

Нужно сказать, что отношения с Катериной были для него словно забава. С начала он с любовью относился к ней, но только понял, что чувства девушки настоящие – отвернулся от нее.

Бориса смело можно назвать эгоистом. Он заботился только о себе, наслаждаясь отъездом Тихона. Ему было все равно на последствия, его не интересовала дальнейшая судьба Катерины.

Таким образом, можно сказать, что эти два героя имеют множество общего. Они оба были детьми «темного царства». Может быть они и были способны на чистые чувства, но не нашли в себе сил противостоять «системе». Они не способны на самопожертвование ради любимого человека. В конечном итоге, эта боязнь и бессилие привели к драматическому финалу произведения – смерти Катерины.


Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы «Гроза», муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая является максималисткой и занимает бескомпромиссную позицию, Тихон, Варвара и Кудряш научились приспосабливаться к сложившемуся порядку и, невзирая на гнет старших, жить по своим правилам.

Формально они признают традиционные порядки, но на деле поступают так, как им хочется.

Тихон – человек незлой, но слабый. Он не видит необходимости придерживаться в быту старинных традиций, но открыто идти против матери тоже не собирается. Герой всячески старается избегать конфликтов и разрывается между сочувствием к жене и страхом перед матерью. Он любит Катерину, но не понимает ее страданий. Мягкий характер Тихона не позволяет ему помочь собственной жене и поддержать ее. Кабаниха требует от сына «мужских» поступков, но Тихон не хочет показывать Катерине свою власть и требовать от нее слепого подчинения. Ему хочется тепла, уюта и ласки, но в родном доме он этого не получает.

Тихону все время приходится исполнять роль послушного сынка. Только дальние поездки по делам являются для него отдушиной: он забывает о постоянных унижениях, топит их в вине. Тайком напиваясь, Тихон, таким образом, выражает свой протест материнскому гнету, на более серьезные поступки ему не хватает смелости. Он и Катерину пытается научить жить по своим принципам: не обращать внимания на упреки и унижения, приспосабливаться к сложившимся условиям и не высказывать свою точку зрения. В патриархальной семье муж должен быть не только властелином, но и надежной защитой, опорой жены. Тихон не соответствует этой роли, он не способен уберечь жену от греха, поскольку вызывает у нее лишь чувство жалости. Постоянно унижаемый попреками матери, Тихон даже иногда готов сорвать на Катерине свою досаду и обиду. Он радуется тому, что вырвется на свободу на целых две недели и совсем не замечает того, что происходит с его женой. Тихон отказывается взять с собой в поездку Катерину, не понимая того, что эта ее просьба является мольбой о спасении. Да, он мог ее уберечь, но не захотел. После возвращения Тихон узнает об измене жены. Это известие он принял достаточно мягко: не разозлился, не вышел из себя. Тихону следовало бы поддержать жену после ее публичного покаяния, защитить от гнева свекрови и насмешек домочадцев, однако он этого делать не стал. Лишь, склонившись над телом мертвой Катерины, Тихон решается на открытый бунт против матери, обвиняя ее публично в смерти своей жены.

Финал пьесы трагичен и неоднозначен. Добро не побеждает, но и зло не торжествует. Внешний конфликт разрешен крушением семьи, что очень напоминает последствия страшной грозы, несущей смерть и разрушения. Кроме внешнего конфликта в душе некоторых героев пьесы происходит активная борьба, которая становится основой конфликта внутреннего. Тихон все время подчинялся влиянию матери, подавляя собственную индивидуальность. Он любил Катерину, но боялся воспротивиться материнскому гнету. Смерть жены пробудила в Тихоне душевные силы для открытого протеста. Именно этот публичный протест наносит Кабанихе самый страшный удар.

Обновлено: 2012-08-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещённых в произведении. Тихон - старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы - вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. В «Грозе» характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения к матери и жене.

Образ Тихона в «Грозе» вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову «инфантильность». Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признаётся в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости. Часто образ Тихона сравнивают с образом ребёнка (из-за сходства в способе мышления и поведении). Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днём всё больше превращает Тихона в великовозрастного идиота.
Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребёнок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по её указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договорённости, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым. Тихон испытывает к Кате тёплые чувства, жалеет её, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны. Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребёнка достойно, потому что сам морально слишком слаб. Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В «Грозе» для Тихона открываются два пути. Первый - пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй - командировка. Отъезд по делам лишает Тихона «грозы на несколько дней». Под «грозой» здесь подразумевается накалённая атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведёт себя Тихон с другими действующими героями? С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично.
Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского |

Тихон Кабанов один из главных персонажей данного произведения. Проживает в доме матери вместе с молодой женой. Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» полны противоречий. С одной стороны мужчина полностью подчинен матери, завися от нее и не смея ослушаться. С другой имеет собственное мнение, мысли, но отстаивать точку зрения не может в силу бесхарактерности и покорности обстоятельствам.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи. Муж Катерины

Образ и характеристика

Имя Тихон исключительно подходит этому человеку. Тихон – тихоня. Замкнутый, нерешительный, Не слышно его, ни видно. Абсолютная амеба, не имеющая слова и мнения. Неудачник. Не сумевший реализовать себя ни как муж, ни как сын.

Мать полностью лишила сына возможности принимать решения самостоятельно, подчинив себе. Здоровый, немолодой мужик лишний раз рот боится раскрыть. Вдруг мамочка не одобрит и разгневается.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит».

Типичный маменькин сынок.

Несчастный. Жизнь в доме, деля крышу с матерью, ежедневная мука.

«С этакой-то неволи, от какой хочешь, красавицы убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить»


Бесхребетный. Не в силах защитить жену от нападок матери, мечтающей загнать Катерину в гроб. Жену Тихон любит, но ее страдания ему непонятны. Как помочь ей справится с душевными муками, поддержать супругу он не знает.

Дальние командировки, совместное распитие алкогольных напитков с соседом его отдушина. Хороший способ отвлечься от семейных проблем, накаленных отношений в доме. На время запоя Тихон забывал о матери и жене.

«Я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…»

Инфантилен. Собственная мать поставила на нем крест, как на мужчине и сыне. Он сродни безмолвной марионетке, постоянно кивающей головой в знак согласия. Боящийся отстоять свою точку зрения, пойти наперекор матери.

Мягкотелый. Не может вести разговор по-мужски. Не понимает, зачем применять силу и власть по отношению к жене.

«Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Именно мягкость характера сыграла с ним злую шутку. Он не смог остановить и образумить Катерину, видя, что она увлеклась другим мужчиной. После ее покаяния Тихон не смог оградить жену от людских упреков. Даже измена не смогла встряхнуть мужчину. Он простил Катерину в душе и жил бы с ней дальше, но судьба распорядилась иначе.

Слабак. Проявление слабости видно в финальной сцене возле тела Катерины.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

В этом возгласе слышится явный протест против старых устоев и порядков, против насилия над человеком и ограничения свободы. Он бы ушел вслед за супругой, но решиться на такой отчаянный шаг никогда не сможет, слишком страшно что-то менять в жизни. Ему проще страдать, виня во всем мать.

Смелость. Первый раз в жизни Тихон смог бросить матери в лицо, что она сыграла финальный аккорд в судьбе Катерины. Он публично высказал все, что думает о ней. Это было смело. Удар достиг цели. Кабаниха никак не ожидала подобного выпада от сына. Видимо смерть жены смогла пробудить в нем скрытые душевные силы для открытого протеста.

Глупый. Тихон знает, что умом не блещет. Неоднократно признавался в этом окружающим. Зачем шевелить мозгами лишний раз, когда есть маменька.

«Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить». «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…».

Плаксивый. Любит жаловаться на жизнь горемычную. Готов пустить нюни в разговоре, словно маленький ребенок, желающий, чтобы его успокоили и приласкали.

«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой же ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»


Характер Тихона формировался за счет деспотичного влияния матери. Добрый по характеру, податливый, он мог быть счастлив в браке, живи они отдельно от свекрови. Кабаниха загнобила сына, лишив права слова, превратив мужчину в бесхребетное существо не способное ни на что.