Поэма А.Твардовского «Василий Тёркин» - поэтическая энциклопедия ВОВ. Картины фронтовой жизни в произведении

Цели и задачи :

  • для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.
  • для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский – твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин – лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин – один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество – Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым – героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя – распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? – в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Ответ:Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Книга про бойца» - это тридцать частей фронтовой хроники. Состоит она из отдельных глав, каждая из которых является композиционно завершённым произведением и построена по законам гармонии. Поэма, по свидетельству самого автора, написана:

...На войне под кровлей шаткой,

По дорогам, где пришлось,

Без отлучки от колёс…

Каков мотив движения в этом произведении? Поэт реализовал его в эпизодах отступления, а потом наступления, причём, почти по одному и тому же маршруту.

Композиция произведения Твардовского продиктована положенной в её основу архетипической схемой путешествия.

Василий Тёркин начинает войну на Карельском перешейке, это первые сведения о герое Твардовского. Дальше в произведении упоминаются конкретные географические названия: Борки, Днепр, Берлин, позывной Тула.

Но у Твардовского герой не воюет по дороге «на Берлин». Он утверждает мир: русский солдат помочь любитель «прочим флагам не в упрёк» словом, делом, личным примером.

Как солдат жил на войне?

В главах «На привале», «Два солдата» Теркин рассказывает о суровом быте.

На привале сон пропал у всей роты, так как герой – опытный боец – ведёт речь о «сабантуе». Он не подчёркивает своё превосходство, а просто рассуждает.

В разговоре вдруг приходит осознание человеческой жизни, солдат радуется, что сумел избежать смерти, значит, жизнь продолжается:

…Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой…

Тёркин осматривает:

…Но куда-то шильцем сунул,

Что-то высмотрел в пыли,

Внутрь куда-то дунул, плюнул,

Что ты думаешь, пошли…

Нет, война не навсегда, время пошло, оно не остановилось. Старик-солдат верит этому невзрачному бойцу. Хотя потом и «снял их немец со стены», но остановить события не смог.

Александр Твардовский, конечно, не ставит Тёркина в ситуации героизма, солдат просто делает на войне всё, что положено.

В главе «Переправа» создаётся напряжённая ситуация ожидания.

(Поэма окольцована переправами – это главы четвёртая и двадцать шестая).

Чёрный цвет здесь повторяется несколько раз, грохот понтон и страшная картина гибели «стриженых ребят».

Что там, на том берегу?

…Люди, тёплые живые,

Шли на дно, на дно, на дно…

Но не всё потеряно, если есть отчаянный боец - «в каждой роте был такой»:

– Разрешите доложить.

Взвод на правом берегу

Жив-здоров назло врагу!

Лейтенант всего лишь просит

Огоньку туда подбросить.

А уж следом за огнём

Встанем, ноги разомнём.

Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим...

Тёркин появляется именно в тот момент, когда размышления о судьбе взвода достигают кульминации.

Это не уверенность в себе, а образ русского народа, воплотившийся в одном простом бойце. Хотя, некоторые критики утверждали, что герой Твардовского имеет недостаток: не хватает черт советского человека.

В главе «Гармонь» случайная встреча с танкистами показала всю деликатность простого солдата, его природную тонкость чувств и такт.

Все вдруг становятся родными, когда Теркин берёт в руки сироту-гармонь:

…И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шёл народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь…

Стало теплее и уютнее на дороге зимней, от родных напевов гармони, от посветлевших лиц товарищей.

Вся поэма Твардовского написана двухсложным стихотворным размером -хореем, а глава «Гармонь», наверное, не совсем случайно написана акцентным стихом, распространённым в народной поэзии.

Здесь подчёркивается смысл происходящего - понятие общего родства.

И ведёт Твардовский своего героя через бои и минуты отдыха, отдыха на земле, пострадавшей от бомбёжек и выстрелов...

В такие минуты вдруг заноет у солдата сердце и вспомнится мать, ночное, тепло отчего дома.

В главе «Кто стрелял» описана именно такая ситуация. Притихла земля, не слышны выстрелы, но тонко и назойливо возник ноющий звук. Душа солдата не выдержала, не стал прятаться от пикирующего врага, только о смерти подумал. Подумал и понял, что не хочет умирать летом – слишком хорошо. Осенью очень уж холодно – не хочется в сырую землю. Зимой земля, как камень - нет уж. Весной – душу рвёт, так умирать не хочется.

Философское размышление поднимает из окопа, ставит на одно колено и заставляет из винтовки стрелять в самолёт.

Герой? Не думал он об этом, просто защищался.

Все главы поэмы рассказывают о буднях войны, но именно эти будни и стали дорогой бойца Тёркина.

В главе «В бане» говорится об околице войны: вот ещё немного - и всё. Баня в поэме имеет и отвлечённый смыл завершения войны, когда боец смывает с себя её кровавый прах.

Баня – это ещё и остановка в пути, осмысление пройденного.

Где, на каких дорогах войны происходили события, связанные с главным героем, Александр Твардовский не указывает.

Он не ограничивает события поэмы пространственными и временными рамками. Именно поэтому принято считать, что в образе Василия Тёркина автор изобразил народ-герой.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор-ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са-мых значительных произведений о Великой Отечест-венной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» — просто ряд эпизодов из жиз-ни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыс-лив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны — от отступления в 1941 году до великой победы.

Война — это голод и холод, смерть, самопожертво-вание, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардов-ского. Поэт нарисовал впечатляющие картины воен-ных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, мож-но больше», и все эти тяготы нужно выносить терпе-ливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается род-ная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побыв-ку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, гру-стный» , потому что жалкие часы, если не минуты от-ведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько ухо-дить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

С великим уважением говорит поэт о простой рус-ской женщине, вынесшей на своих плечах в годы вой-ны огромные страдания, и ей поэт отдает земной по-клон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашед-шему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет от-давать свою жизнь за Отечество.

В главе «Генерал» Твардовский показывает един-ство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую, типичную картину рисует поэт в гла-ве «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, прохо-дя мимо родных мест, не узнает родной деревни Крас-ный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: «страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,— ради жизни на земле». Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма "Василий Теркин"

(картины фронтовой жизни)

Цели и задачи:

· для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.

· для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание - цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем - Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин - лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин - один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество - Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым - героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя - распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? - в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : н

Воспитательная цель :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе .

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт н а войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);

учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.

Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)
  2. Сообщение темы и целей урока .
  3. Работа по теме.

Чтение эпиграфа к уроку:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(А.Т.Твардовский).

Слово учителя : - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.

(Словарная работа : фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)

Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: « Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.

Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны , самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне (в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата », «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах « Переправа», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне («без правды сущей, да была б она погуще »), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя, в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.

Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки: от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:

Эти строки и страницы-

Дней и вёрст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны ».

Дальнейшая наша работа пройдёт в группах. Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.

Раздаю карточки с заданиями.

На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.

Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.

Группы получают задания (карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.

- У вас на партах лежат оценочные листы,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице. Готовы, ребята?

Итак, слушаем первую группу

1 группа инсценирует (чтение по ролям) « Перед боем». Слово учителя.

Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.

Герои: Теркин, командир.

Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно, чтобы звучал связный текст.

После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.

Задания в карточке №1.

Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)

2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.

Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой».

Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».

Ответы на вопросы из карточки№2 . - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст .

Задания в карточке № 2.

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? (война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава(чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? (сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)

3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.

В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.

Чтение по ролям.

Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни , а потом частушка.

Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.

Задания в карточке №3.

Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

4 группа « Бой в болоте ». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор . Чтение по ролям. Затем музыка « У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».

Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны, 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.

Ответы на вопросы из карточки №4. – являлся связанным текстом.

Задания в карточке №4.

Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:

Согласись, Василий Тёркин,

Хуже нет уже беды?

Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».

Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.

Ответы на вопросы из карточки №5 . – Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.

Вопросы:

  1. Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?
  2. Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?
  3. Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?
  4. Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?

Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.

- Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.

Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми .

Подведение итогов .

« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался (живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ.Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина.Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам, что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».

Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе- это мы,

Тот народ, Россия.

Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий, несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила, которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.

Рефлексия по произведению.

Твардовский напишет :

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли .

Давайте посмотрим, какие уроки вынесли вы из поэмы.

Ответы детей. 1. Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?

  • Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?
  • В чём поэт видит ратный подвиг народа?
  • Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?
  • Домашнее задание.

Дать развёрнутый ответ на вопросы:

1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?

2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг?

Рефлексия по моему уроку.

Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.

Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.