Дела давно минувших лет преданье старины глубокой. Урок-исследование «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

МБОУ «Степуринская СОШ»

Старицкий район, Тверской области

Праздник, посвященный дню памяти

Святого Благоверного Михаила Тверского.

Золотова Марина Александровна

Зам директора по ВР

Пояснительная записка

Номинация: методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

Праздник, посвященный дню памяти Святого Благоверного Михаила Тверского.

В настоящее время необходимо и важно воспитывать у детей такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, чувства долга. В целях реализации данных принципов одним из важнейших воспитательных моментов является проведение таких праздников, они помогут постичь суть непостижимой, великой и трагической страницы истории Древней Руси и роли в ней Тверского княжеского дома.

Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков; развитие уважения к памяти великого человека и его подвигу.

Задачи:

    способствовать пониманию школьниками истинных духовных ценностей

Отечества;

    развивать у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине,

чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим

поступкам людей.

Оформление:

Репродукции картины «Бортеневское сражение»;

Репродукция иконы «Святой Михаил Тверской»;

    выставка книг посвященных данной теме;

    выставка рисунков «Истории великие дела...»

Участники данного мероприятия: учащиеся 7-11 классов.

Результат деятельности : убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится Родиной и ее народом, изучает историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Звучит фонограмма «Богатырская симфония» А.П. Бородина

Ведущий 1 : Всегда интересно узнать что-нибудь новое, особенно если речь идет о той земле, на которой ты родился, где находится частичка твоего сердца...

А для тех кто родился на Тверской земле, знать историю своих родных мест просто необходимо хотя бы потому, что история богата событиями и людьми, которыми можно гордиться. Одному из таких людей и посвящается этот праздник. Михаил Тверской.

1 чтец:

«Когда мой дух
Вдруг обнищает силой,
Когда кругом отрежутся пути.
Тогда шепну я:
«Господи, помилуй!»-
И попрошу я:
«Господи, прости!»
И грешный перст

легко чела коснется,
Потом замрет усталая рука
Я не гадаю - что во мне проснется,
Что в будущем случится,

Моя душа во власти не покоя
Мятежная, но кроткая на вид.
Как всякая - в святые норовит,
Не понимая, что это такое».
Так думал князь тверской
Над Волгой мутной,
Где льдины,

наособицу кружась,

Вздымались обреченно и могутно,

Хребты ломая, лезли носом в грязь.

В дуге зенита маленькая птаха

У солнышка, как будто бы у зги.

На Михаиле красная рубаха

Малинового цвета сапоги.

Разгоряченный, словно после битвы,

Движения подчеркивали стать.

Крестясь, творил о русичах молитвы,

Прося Твери земную благодать.

Ведущий 2 : Михаил Ярославич Тверской (1271-1318гг) князь Тверской с 1285 Т. Великий Владимирский с 1305 по 1317 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за шесть недель до рождения сына, возвращаясь из Орды. Воспитан Михаил матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном. «Родился же он от блаженной воистину преподобной матери великой княжны Ксении, и его эта святая и премудрая мать воспитала в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости.»

Ведущий 1 : Уделом Михаилу Тверскому досталась «Тверь старая, Тверь богатая », сравнительно молодое княжество Северо- восточной Руси, быстро выросшее во второй половине 13 века, за счет притока населения из владимирских земель, страдающих от татаро- монгольского ига. Поэтому возмужав, Михаил пытается объединить русские земли под своей властью и организовать освободительную борьбу против Золотой Орды.

2 чтец: « Русь рвали на части Княжьи распри безвременьем. Редко в согласии - чаще с силой растерянной...

Не объять необъятного

По отдельности каждому.

Дела были ратные - стали гибелью страшной...
Была жизнь вольная
Верх по восходящей-
Стала веткой сломанной,

безжизненно висящей.»

Ведущий 2 : После смерти 1304 г. Великого князя Андрея Александровича Михаил Тверской в возрасте 33 лет едет в орду и получает ярлык на Великое княжение.

На Великокняжеский Владимирский стол приходит русский князь, воспитанный в духе единодержавной власти на Руси. Его первого стали называть «Великим князем всея Руси» ж «самодержцем», именно так к нему обращался в письмах Патриарх Константинограда Нифонт. Осенью или зимой 1305 года тверской князь вернулся «изо Орды отъ царя на великое княжение, и сяде на великомъ княженни въ Володимери...»

3 чтец: Князь / Михаил в бордовом зипуне,

Расшитом жемчугами и парчою,

На вороном породистом коне

Во Тверь въезжал с открытой головою.

За ним с великокняжьим ярлыком

Берег ларец печатник пуще ока.

Тохта, вручая, цокнул языком

И засопел в раздумий глубоком.

Всесильный и великочтимый хан

Не утруждал велеречивой речью,

Он оглядел тверского князя стан

И пожалел его по-человечьи.

Тохта хитер, но пуще был умен,

Перебирая четки, думал чаще.

Что если правил бы в Орде не он.

То на кусочки Русь князья растащат.

Перегрызутся из-за городов,

Себя не помня в перепалках шумных.

Пока живой хоть несколькогодов

Он от Литвы спасает неразумных.

«Что им в великокняжьем ярлыке,

Пока не сшилась твердая основа?

Князья глупы, дурак на дураке,

Но Михаил из варева другого».

Ведущий 1 : Михаил Ярославич встал на долгий путь будущего объединения Руси и начал делать на нем первые шаги к экономическому объединению. Немецкий ученый Э. Клюг утверждает: «Михаил Ярославич был первым князем, о котором мы доподлинно знаем, что он перенял у прежних баскаков взимание податей для Орды». Это и есть тот главный инструмент, который в будущем с блеском использовал Калита для экономического укрепления Москвы. Таким образом, именно в Твери, и именно Михаил первым завладел мощным рычагом будущего экономического благосостояния.

В 1313 г. умер Тохта и на ханский престол взошел Узбек. Михаил Ярославич и другие князья поехали в Орду за подтверждением своих прежних ярлыков или за получением новых. Узбек не имел пока оснований отнять у Михаила Ярославича великое княжение, да и сам Михаил хлопотал в Орде о том, чтобы сохранить за его собой.

Ведущий 2 : «В 1315г. новый хан вручил Михаилу ярлык на великое княжение. До 1317 был он великим князем Владимирским. Не возвеличить свое родовое тверское княжество, но объединить Русь под единой властью мечтал. Твердо знал - Русь может освободиться от ига Золотой Орды лишь будучи единой. Все эти годы воевал. Оберегая единство великого владимирского княжества, ходил походами на переменчивый Новгород, на Торжок, на Москву. Может, и сбылись бы его мечты, да московский князь Юрий Данилович - его племянник двоюродный уж больно яростно рвался на великое княжение. Сумел таки обойти его Юрий. В 1317 году, обещая платить дань большую, чем Михаил Тверской, получил от хана Узбека ярлык на великое княжество Владимирское. Уступил ему Михаил Ярославич. Уступил без боя. Понимал: в споре меж русскими разить друг дружку врагам на потеху любо ли? А у Юрия Даниловича руки чесались поратиться. Зимой1317 году вышел он с немалым войском на Тверь. По татарскому обычаю воевать вышел - с молодой женой Кончакой, сестрой самого хана Узбека да с татарским войском, где полководцами были Кавгадый и Острева. Уверенный в своей силе, Юрий хвастал: "Не одолеет меня тверской князь. Нету у него такого войска!". На каждой стоянке подолгу пировал Юрий Данилович, угощал красавицу Кончаку, рассылал кругом отряды разорять тверские деревни. Ждал он, когда новгородская рать подойдет к Твери, чтобы вместе осадить город. Михаил Ярославич стремительным ударом разгромил новгородцев, а затем повернул войско навстречу московскому князю. В сорока верстах от Твери, на месте, называемом Бартенево, встретил он полки Юрия Даниловича. Хоть и меньше ратников у Михаилы, ринулся бесстрашно в сечу, надеясь на верных тверичей, на силушку свою немалую, да твердо зная, что Бог всегда правому поможет. Да, да вот на этом гнедом вылетел он тогда на ратном поле, а сзади - кованая дружина его. И несся по полю боевой клич: "Тверь, Тверь, Тверь!"

Ведущий 1 : Случилось несбыточное, негаданное. Разметал Михаил московские войска, опрокинул и татар, которые кинулись прочь, спасаясь бегством. Впервые с кровавого похода Батыя в 1238 году в битве с русскими показали татары спину.

Захватил князь Михаил богатый полон: жену Юрия Даниловича черноокую красавицу Кончаку, родного брата московского князя - Бориса да еще, - позор великий для воина татарского князя Кавгадыя. А было это 22 декабря 1317 года.

Приказал Михаил с честью, с бережением доставить пленников в Тверь, угощал их, как дорогих гостей. Пленил Кончаку умом и радушием, нашел лекаря для князя Бориса которого одолевали раны - в битве помяли его крепко.

Ну а потом пришла беда. Умерла в одночасье Кончака И пополз по Твери, по всему княжеству и далее липкий слушок - отравили. Почему он тогда отмахнулся от этого слуха? Почему не понял, против кого направлена клевета? Почему не приказал боярам допросить слуг Кончаки и Кавгадыя?

Не верилось, что татары могут отравить сестру своего грозного хана? И тем более не поверилось, что свой, русский будет заниматься таким богопротивным, страшным делом. И правильно, что не поверилось. Свой-то никогда не сделает подобного. А уж тем паче он - князь. Как же он не уберег ее? Почему не подумал, что злодей тайный и на женщину руку поднять может? Кому нужна была ее смерть? Юрию Московскому? Нет, нет! Не изверг же он окаянный - жену губить. Значит... значит, Кавгадый?

Когда провожал Кавгадыя и других татар из Твери с богатыми дарами, много льстивых слов о храбрости и великодушии тверского князя услышал тогда Михаил. Мало верил этим словам. И все же не мог подумать, что тот, кому он сохранил жизнь, уже обдумал, как вернее погубить Михаила Ярославича. Могло ли прямодушное русское сердце предположить такое коварство?»

Ведущий 2 : Выходя на Бортеневское поле, Тверской князь знал, что в случае его победы Орда не простит своего поражения, что и произошло. Михаил Ярославич был вызван на суд в Орду, где был осужден и казнен. Перед отъездом на суд у Тверского князя был выбор: бежать, и тогда из Орды пришло бы огромное карательное войско. Михаил предпочел сохранить жизни тысяч своих подданных, добровольно поехав на суд и казнь.

4 чтец:

«Не езди, тятя!»-Сыновья просили

«Нам так печально будет ожидать!»

«Не езди, княже!»- птицы всей России

Вдруг перестали в рощах щебетать...

«Отговори!» - Князья просили Анну.
«Спаси, Господь!»- Крестились кузнецы. ,

А Михаил, решительный и бледный,

Смотрел в глаза, готовые для слез

Чуть- чуть надеясь на исход победный,

Уже не верил этому всерьез.

Он слишком знал жестокие их нравы,

Что не к домбру зовут его в Орду,

Где и святого сделают неправым,

И потому предчувствовал беду.

Он знал и то,

Что до скончанья века

Подымется отеческая рать, /

Но за Кончаку, за сестру Узбека,

Ему сполна придется отвечать.

И он искал решительное слово,

Чтоб оградить потомков от беды.

Увидел снова поле Куликово,

Где из Непрявды зачерпнул воды... ...

Князь Михаил тревоги пересилив,

Вдруг улыбнулся детям на крыльце

Судьба страны,

Судьба самой России

Была печатью на его лице.

Окинув избы и хоромы взором,

Дотронулся до повода коня:

«Неведомо, что будет,

Но с позором

Не повстречают русичи меня.

Я никогда в беде их не покину,

Невзгоды разделю напополам».

Князь чувствовал-

Печаль смотрела в спину

И шла за ним смиренно по полям.

Ведущий 1 : В августе 1318 года Михаил Ярославич выехал из Твери в Орду, приняв благословение от своего епископа Варсонофия. Во Владимире Михаил встретил ханского посла Ахмыла, который предупредил его о том, что он оболган Кавгадыем. Его дети говорили ему: «Не езди, дорогой отец наш, в Орду, но пошли одного из нас, потому что ты оклеветан перед царем; подожди пока утихнет гнев царский». Михаил Ярославич вполне справедливо отвечал им: «Вы видите, что не требует царь вас... и только моей головы хочет. Если же я не пойду и уклонюсь, мое родное княжество будет пленено, много христиан избито, а мне после этого все же придется умереть. Лучше же мне ныне положить душу свою за многие души!»

Михаила Ярославича безосновательно обвиняли в том, что он не платил царю дань, воевал против его посла и отравил его сестру. Князь был признан виновным, и на него была наложена тяжелая деревянная колода Кавгадый же всеми способами добивался казни великого князя тверского. Хан наконец изъявил свое согласие на смерть Михаила Ярославича.

5 чтец:

Князь пить хотел,

Все тело так болело,

Что этот день- считал Последним днем.

Вдали заря закатная алела

Как будто ранен леса окоём...

К нему пришли бояре осторожно,

Шептали тихо в проседь бороды,

Что сговор есть с купцами и возможно

Ему побег устроить из Орды...

Но князь ответил,

Даже слишком резко,

Что от судьбы и хана не уйдешь.

И он боярам рек той ночью синей,

Что жизнь ему мила и дорога,

Но он в Орде- посол своей России,

И не к лицу устраивать бега,

Он говорил о жалком материнстве

В поре военных суетных годов,

И о единстве,

Только о единстве

И княжеств, и земель, и городов.

Велел беречь он избы и хоромы,

От ворогов не бечь на сеновал.

За землю от ордынского погрома

Он жизнь свою, страдая отдавал.

Ведущий 2 : Множество татар-палачей ворвалось в палатку Михаила. Палачи схватили князя за колоду на шее и ударили его о стену палатки так сильно, что пробили ее. Затем татары бросили Михаила на землю и долго били его ногами. Наконец один из них именем Романец вонзил в грудь князя нож и несколько раз повернул его. Так 22 ноября 1318 года погиб великий князь тверской Михаил Ярославич. Но Владимир Колосов считает, что эта история имеет продолжение. После расправы Кавгадый с гневом сказал Юрию: «Не брат ли он тебе старейший, как отец; зачем же тело его лежит нагое». После этого Михаил Ярославич был крепко привязан к большой доске по приказу князя Юрия. Но на следующее утро он был найден лежащим в стороне. Правая рука Михаила была на лице, а левая -прижата к ране на груди. На основании этого можно сделать вывод, что князь умер не от рук татарских палачей, а еще более мучительной смертью: за смерть был принят глубокий обморок, после которого князь пришел в сознание и, очевидно, потеряв много крови, слез с доски, после чего и умер.

Тело Михаила привезли в Москву и погребли в Спасском монастыре. Но нескоро об этом узнали в Твери. Великая княгиня Анна ее сыновья Дмитрий, Александр, Василий просили Юрия, чтобы тот отпустил тело их отца домой. Но разрешение они получили лишь в июне 1319 г. «И певше над ним надгробное пение и положиша в церкви святаго Спаса на десной стране... месяца сентября в 6 день». После трагической кончины своего супруга великая княгиня Анна постриглась в Тверском Софийском монастыре. После смерти Михаила Ярославича княжить стал его сын Дмитрий.

Ведущий 1 : На заре становления нашей государственности русский князь Михаил Тверской совершил великий подвиг:

    он первым стал объединять Русь,

    он первым вышел на открытое военное столкновение с ордынской конницей и разгромил ее,

    он, первое лицо государства добровольно поехал на суд и казнь в Орду и «положил жизнь за други своя».

В 1549 году на втором Московском Соборе Михаил Тверской был причислен к лику святых.

Мы гордимся подвигом своих предков, историей нашего народа и будем преумножать славу своего Отечества.

Ведущий 2 : « Бога во имя, в вере искренней, истинной
ни перед кем свой штандарт не склоню,
В борьбе не за первенство, за единству,
Жизнь и смерть, не колеблясь, приму...
И не надо скорбеть,

Что в земле станет прахом.

Я телом умру, но душою спасусь

И жил я без страха,

И уйду я без страха

В вере в святую единую Русь.»

Святой благоверный князь Михаил Тверской, моли Бога о нас!

«Дела давно минувших дней…»

  1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
  2. Знакомство с жанром арии.
  3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
  2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
  3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.

Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!».

А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным.

  1. Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)
  2. Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники – актёры не говорят, а поют? (Опера.)
  3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)
  4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.)

Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство…

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы... В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке…

Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)

Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю – Баяну.

Кто такой Баян?

Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдёт!»

Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.

Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…

Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на подвиги.

… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»

Эти стихи легли в основу арии Руслана.

Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и Людмила»

Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире.

За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!

Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.

В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец-сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка.

  1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)
  2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
  3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)
  4. Что такое лукоморье? (Морской залив.)
  5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)
  6. Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)
  7. Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали?
  8. Какой была эта музыка по характеру?

Вопросы и задания:

  1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво?
  2. Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
  3. Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика?
  4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по-вашему, это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

Русские. История, культура, традиции Манышев Сергей Борисович

«Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…»

Однажды во время прогулки, увидев, что в наш дом въезжают новые жильцы, переносят мебель, вещи, мы заинтересовались тем, как на берегах Каспия, в Дагестане, появились первые русские. И вот, что мы узнали.

Знакомство прикаспийских народностей с Русью произошло еще в VII веке. Севернее Дербента была целая колония русов. Здесь они занимались торговлей, перевозя товары по Каспию.

На дербентстком рынке можно было встретить меха, янтарь, моржовую кость, воск, привезённые русами. Об этом базаре по всему миру шла слава как о рынке русского льна. Здесь же можно было встретить и русских рабов, которых продавали в восточные страны.

Время от времени, там, где сейчас расположен современный Дагестан, селились русы. У многих народов Дагестана, которые поддерживали прочные связи с русами, сложились всевозможные легенды. У аварских ханов существовал обычай: если их род обрывался, то на престол должен был взойти «хан из русских, грузин или армян». Жители высокогорного лезгинского селения Микрах, например, связывали своё происхождение с русами.

Дагестан, по территории которого пролегали пути из Европы и России в Грузию и Персию, всегда был местом, где сталкивались интересы множества разных государств. Поэтому здесь всегда было неспокойно, и русские поселенцы то покидали эти места, то появлялись вновь.

Вместе русы и народы Дагестана боролись против арабов, когда те огнём и мечом насаждали исламскую религию. Как писал средневековый дагестанский историк Мухаммад Рафи, русы и дагестанцы всегда поровну делили добро и зло.

Не раз они вместе совершали совместные походы на Грузию и Азербайджан. Жители Дагестана были и в дружине князя Святослава, который захватил столицу хазар – город Семендер.

В конце X века дербентские вельможи захватили в свои руки правителя Дербента, но ему удалось призвать на помощь русов. Они приплыли по Каспийскому морю на 18 судах и освободили правителя; с тех пор он окружил себя дружинниками из русов. Их приглашали на военную службу и дагестанские феодалы.

В 1466 году тверской купец Афанасий Никитин, погрузив на два корабля товары для продажи, отправился по Волге на Каспий. Каспийское море тогда называли Хвалынским. Один из его кораблей в устье реки Волги разграбили кочевники, другой разбился о скалы приблизительно там, где сейчас располагается Махачкала.

Выжившие купцы отправились на юг, к Дербенту, но их захватил в плен Халил-Бек – кайтагский уцмий (правитель). Афанасию Никитину удалось добраться до Дербента. С помощью русского посла Василия Панина и знатных жителей города он освободил своих товарищей-купцов. Эти хлопоты заняли у него целый год. Оставшись без товаров для продажи, одни из них вернулись обратно, на родину, другие решили заработать на путь домой, в Баку. И лишь Афанасий Никитин, отважный и сильный духом путешественник, отправился дальше – в Персию.

О своём путешествии Афанасий Никитин оставил знаменитые записки «Хождение за три моря». Из них можно узнать о плавании русских купцов по Каспийскому морю, о торговле России с Дербентом, о дипломатических отношениях России и Дагестана во времена Ивана Третьего, в XV веке.

Россия была очень заинтересована в том, чтобы её южные границы были в безопасности, чтобы на Каспийском море развивалась торговля.

В течение XVI–XVIII веков по пути Афанасия Никитина – от Терека через Сулак, Тарки и Дербент – шли в Грузию, Ширван, Персию русские посольства. Послы, как опытные разведчики, интересовались не только ценами на самые популярные товары на местных базарах для развития торговли. Не меньше внимания они уделяли крепостям и численности войск на случай войны.

Через 150 лет после Афанасия Никитина по его маршруту в Турцию и Персию через Дагестан прошёл другой русский купец – Фёдор Котов. В своём торговом дорожнике (путевых заметках) он рассказал о землях между Сулаком и Аксаем, о Тарках и Тарковском шамхальстве, а также населявших его «кумычанах» (кумыках), о кайтагском уцмийстве и его жителях, о городе Дербенте, его базарах, караван-сараях, о поразившей его грозной крепости Нарын-кала, о легендарной дербентской стене Даг-бары, которая уходила вглубь Табасарана, о быте и нравах «лезгинцев» (лезгин). Фёдор Котов оставил правдоподобное и подробное описание страны гор, которая манила своими труднодоступностью и много образием, таинственностью и многоязычием не одно поколение русских путешественников и исследователей.

Не раз за эти годы из Москвы в Дагестан и из шамхальства Тарковского в Москву были отправлены дипломатические посольства, чтобы решать важные вопросы: о развитии торговли, об обороне от иноземных завоевателей.

Так из века в век сближались Дагестан и Россия. Император Пётр Первый хотел завоевать Каспийское море, чтобы оградить южные границы России от вторжения Турции и Ирана, торговать с заморскими странами и укрепить связи с христианской Грузией.

Поэтому в июле 1722 года он и появился – на берегах Каспия вместе с большим войском. В августе войска во главе с Петром гостили в Тарках по приглашению шамхала Адиль-Герея. В честь наступившего праздника – Успения Пресвятой Богородицы – на берегу моря отслужили молебен. После чего Пётр и его свита сложили из камней холмик, обозначив место, где должен был появиться порт на Каспии. Впоследствии здесь и возник город Порт-Петровск, который мы знаем как Махачкалу. Прощаясь с Петром Первым, Адиль-Герей подарил ему на память шёлковый шатер и прекрасного породистого коня.

Дальше император Пётр направился на юг, в Дербент. Знатные люди вручили Петру Первому серебряные ключи от города. Здесь он ждал прибытия флотилии из Астрахани, обдумывал планы морской торговли с Персией и Индией. Но страшная буря повредила флот, уничтожила припасы для армии, и Пётр был вынужден вернуться в Москву.

Вернувшись в Россию, Пётр не забыл о Дагестане. Он всегда интересовался исследованиями Каспия и прилегающих к нему земель.

В свите Петра Первого во время его Каспийского похода и пребывания в Дагестане были замечательные люди, которые исследовали Каспийское море и прикаспийские земли.

Фёдор Иванович Соймонов, первый русский картограф (составитель географических карт), ещё в 1719 году на паруснике «Святая Екатерина» проводил картографическую съёмку северо-западного и западного, то есть дагестанского побережья Каспия от Терека до Куры. В 1720 году была составлена сводная (общая) карта всего Каспийского моря. Учёные впервые получили правильное представление о море, потому что раньше они пользовались очень неточными, приблизительными картами, составленными около полутора тысяч лет назад ещё античными учёными.

Фёдор Соймонов обследовал устья Сулака и Аграхани, составил план постройки крепости Святого Креста. В своих научных трудах он описал историю исследования Каспия, дал подробную его характеристику, составил карты Аграханского залива и острова Тюлений, рассказал о Персидском походе и развитии торговли России с Бухарой, Персией и Индией.

Среди спутников Петра Первого был и артиллерийский офицер Иван Гербер – известный исследователь прикаспийских земель. Обследуя, по поручению императора, прибрежную полосу от Волги до Куры, Иван Гербер часто углублялся в горы – туда, где до него не ступала нога ни одного исследователя. Пробыв в Дагестане и других приморских областях до 1729 года, Гербер первым в мире опубликовал в печати описание аула Кубачи. Он подразделял Дагестан на «верхний» (Тарки, Эндери, Буйнак, Кубачи) и «нижний» (Алтыпара, Рутул, Ахты, Докузпара), на Лезгистан (Акуша и Табасаран) и Тавлистан (земли аварцев). Наблюдательный исследователь, он не только рассказал о Дербенте, но и о жизни и быте народов, населявших Дагестан: кумыков, лезгин, аварцев, даргинцев, лакцев.

Другой сподвижник Петра Великого – Дмитрий Кантемир – не только исследовал стену Даг-бары, но и с увлечением переводил на русский язык рукопись «Тарихи Дербенд-наме» («Историю Дербента»), которую императору преподнесли в подарок в Дербенте вместе с ключами от города.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 1. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ… 1. Территория и население нашей страны в глубокой древностиПервобытные охотники и собиратели, земледельцы и скотоводы. Территория нашей страны была заселена человеком в глубокой древности. В европейской и азиатской частях современной

Из книги Русь - Дорога из глубин тысячелетий, Когда оживают легенды автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Глава 11 "ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ" В первой части мы рассмотрели некоторые версии и гипотезы, касающиеся развития и распространения древнеарийской цивилизации. Что ж, перейдем к более конкретному вопросу, поднятому в самом начале этой работы: "откуда есть пошла Русская

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

В дни новизны - преданья старины В Семилетнюю войну никто из русских военачальников не приобрел славы полководца. Уроки Великого Петра как будто были забыты. И Русская армия постепенно возвращается к преданиям старины. Снова начинает строиться на манер побеждаемых ею

Из книги Русские пираты автора Широкорад Александр Борисович

I. ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Из книги А был ли мальчик? [Скептический анализ традиционной истории] автора Шильник Лев

Глава 3 Преданья старины глубокой

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Дела давно минувших дней

Из книги Вслед за Великой Богиней автора Захаров Аркадий Петрович

Верста тридцать третья Дела давно минувших дней Предания русские ничуть не уступают в фантастической поэзии преданиям ирландским и германским. А. Пушкин. Письмо П. А. Плетневу, около 14 апреля 1831 г. Зима 1924 года. Село Михайловское, что неподалеку от древней границы

Из книги Заселение Земли человеком [С иллюстрациями] автора

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Русалки В Переславле-Залесском, в Пронске, в Рязани, в Туле, и почти во всех местах великороссийских, с самою большою подробностью рассказывают о русалках. В Вожской засеке близ Рязани, в борах Муромских, в лесах Переславль-Залесских, в засеках

Из книги Легендарные полководцы древности. Олег, Добрыня, Святослав автора Копылов Н. А.

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой… Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков,

Из книги Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи автора Чуприн Константин Владимирович

Дела давно минувших дней Корейский народ (если говорить о нем как едином этническом целом) имеет славную военную историю. Еще в V – II вв. до нашей эры древнекорейское государство Чосон воевало с китайскими государствами Янь, Цинь и Хань, посягавшими на земли, населенные

Из книги Заселение Земли человеком [Без иллюстраций] автора Окладников Алексей Павлович

«Преданья старины глубокой...» Вопрос о происхождении человека волнует умы человечества с глубокой древности. Спустя каких-нибудь 600 тыс. лет после того, как человек выделился из мира животных, он, вероятно, уже мог задаться вопросом: кто он и откуда? Во всяком случае

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ Клады и кладоискательство появились на земле вместе с человеком. Если кто-то прятал что-нибудь ценное и об этом становилось известно, обязательно находился человек, пытавшийся найти укрытое. Не случайно еще в XI веке неизвестный летописец

Из книги Большая ложь автора Максимов Анатолий Борисович

Глава 1 «Дела давно минувших дней…» (IX–XX века) Для них Россия – это загадочная полуварварская «пустота»… В случае нужды ее можно и должно использовать для своей торговли и для своих целей и интриг, а впрочем, – ее необходимо всячески ослаблять. Иван Ильин, русский

Из книги Живая древняя Русь. Книга для учащихся автора Осетров Евгений Иванович

Преданья старины глубокой В этих тихих комнатах вспоминаешь о том, что в некогда известном всей Москве доме Пашкова помещался Румянцевский музей.Отдел рукописей Ленинской библиотеки сохраняет до сих пор в своем облике музейные черты. В шкафах, в особых приспособлениях

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):
A tale of the times of old!..
The deeds of days of other years!..
Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).
Вот такие строки А.С.Пушкина,я думаю,подойдут,как эпиграф,к циклу моих рассказов "Наш приезд в Казахстан",потому что мои внуки с трудом верят,в каких тяжелых условиях оказалось большинство советских людей в послевоенные годы, как тяжело было восстанавливать экономику страны.Война рушила не только города,но ломала и семьи,и психику людей... Но только упорство и воля к жизни побеждали преодолевать все трудности.Я описываю жизнь от своего имени и только то,что видела и слышала сама, без розовых тонов -все как и было в моем далеком послевоенном детстве.Спасибо Интернету, а с ним и Прозе.ру за доставленную мне возможность опубликовать и оставить свои воспоминания для моих близких людей!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.01.2012. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубоко
  • 09.01.2012. Взялся за гуж, не говори, что не дюж
  • 06.01.2012. Приятная неожиданность

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Цели урока:

  1. закрепление изученного материала по теме;
  2. обобщение знаний о жанровом многообразии литературного наследия А.С. Пушкина;
  3. определение принципа выбора Пушкиным исторических сюжетов в качестве основы для своих произведений;
  4. оперирование литературоведческими понятиями;
  5. отработка основных навыков монологического ответа.

Ход урока

Урок проходит в форме разгадывания литературного кроссворда, нарисованного на бумаге и закрепленного на обычной доске, но возможно использование интерактивной доски. (Рис. 1)

Структура урока.

1. Слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.С. Пушкина. Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы усвоили этот материал. В этом нам поможет кроссворд, который вы видите перед собой.

Но сначала давайте вспомним, что объединяет произведения А.С. Пушкина, которые мы изучали в этом году?

(Пушкинские произведения объединяет интерес к истории своей страны, желание осмыслить современность через историю .)

Да, обобщая ваши ответы, можно сказать, что речь у нас шла о делах давно минувших дней. И в тему сегодняшнего урока мы вынесем слова А.С. Пушкина “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…” (Презентация )

Кстати, подскажите, из какого произведения А.С. Пушкина взята эта цитата?

Из поэмы “Руслан и Людмила”.

2. Да, действительно, это так. В нашем кроссворде зашифрованы имена трех персонажей, героев этой поэмы, самой первой поэмы Пушкина. Давайте попробуем их отгадать.

Первое – имя главного героя поэмы. Руслан.

Второе – имя главного соперника Руслана, сразившегося в ним в поединке. Рогдай.

Вспомните, как звали других соперников Руслана? Ратмир и Фарлаф.

“Руслан и Людмила” – поэма-сказка, в ней действуют ведьма, живая голова, карлик, но действие этой поэмы происходит во времена правления реального, очень известного князя.

– Как его имя и чем он известен?

Владимир Красное Солнышко, известен тем, что крестил Русь.

3. Но в своем творчестве А.С. Пушкин обращался и к более ранним временам в истории Руси. Как вы думаете, в каком произведении отразилось это время, время до крещения Руси?

– Здесь зашифровано имя главного героя. Олег. “Песнь о вещем Олеге”.
– Вспомните, в каком жанре написано это произведение? Баллада.
– Каковы особенности этого жанра?

а) напряженный сюжет,
б) конфликт героя с судьбой,
в) содержит моральный урок и несет поучительный смысл,
г) написано в стихотворной форме.

– Какую дорогую, важную для себя мысль вложил Пушкин в уста кудесника?

Независимость поэта-пророка.

Чтение наизусть отрывка из “Песни…”.

– Вспомните, откуда Пушкин взял сюжет для баллады “Песнь о вещем Олеге”?

За основу Пушкин взял предание, записанное в “Повести временных лет”.

– Кто создал это произведение? Монах Киево-Печерского монастыря Нестор-летописец.

4. А в каком произведении Пушкина выведен образ летописца? Назовите жанр это произведения?

Трагедия “Борис Годунов”.

– Как звали летописца в трагедии? Пимен.
– Как Пимен относился к своему труду? Найдите ответ в тексте.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному…

– Какими основными качествами, по мнению Пимена, должен обладать летописец?

Он должен быть правдив, честен, независим, беспристрастен.

– Как Пушкин добивается беспристрастности своего героя?

Пушкин много работал над словом, сначала была строка.

“Еще одно УЖАСНОЕ преданье”, а потом “Еще одно ПОСЛЕДНЕЕ сказанье”, сначала было осуждение, потом к равнодушие.

– В стенах какого монастыря звучат эти слова:

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца, –
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда!

Чудов монастырь.

Слайд 2.

Чудов мужской монастырь, основанный в 1365 году митрополитом Алексеем, находился на территории Кремля. Свое название он получил от церкви Чуда архистратига Михаила. Его снесли во время реконструкции Кремля в 30-х годах XX века.

– Кто произносит эти слова? Как имя этого человека? Какова его дальнейшая судьба? Григорий Отрепьев.
– Какой фразой заканчивается трагедия “Борис Годунов”? Что это значит?

“Народ безмолвствует”.

5. Кому посвятил Пушкин строки в стихотворении “Стансы”:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Эти строки посвящены Петру I.

– Куда мы впишем это имя?
– В каких еще пушкинских произведениях действует Петр I?

1826 г. – стихотворение “Стансы”.
1827 г. – незаконченный роман “Арап Петра Великого”.
1828 г. – поэма “Полтава”.
1833 г. – поэма “Медный всадник”.
1835 г. – стихотворение “Пир Петра Первого”.
1832–1837 гг. – исторический труд “История Петра I”.

– Почему у Пушкина не ослабевает особое отношение к Петру?

Мы анализировали с вами эпизод из поэмы “Полтава” “Полтавский бой”

– На каком композиционном приеме построен это эпизод? Антитеза.
– Каким предстает перед нами Петр I на страницах поэмы “Полтава”? С кем сопоставляется Петр I? Как это дается в тексте?

Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза”, “движенья быстры”, “он промчался пред полками”. Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, “бледен, недвижим”, “несомый верными слугами в качалке”.

Вступление к поэме “Медный всадник” – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

Чтение отрывка наизусть.

6. А теперь попробуйте отгадать последнее слов в кроссворде. Это имя главного героя незаконченного романа Пушкина, который мы читали в 6-м классе. Что вы можете сказать об этом герое?

7. Подведение итогов:

Отгадав этот кроссворд, мы с вами еще раз увидели, что все произведения Пушкина, с которыми мы познакомились в этом году, объединяет искренний, глубокий интерес поэта к истории своей страны.

– Почему же Пушкина так волнуют страницы истории Отечества, почему он в своем творчестве к ним так часто обращается?

8. Домашнее задание. Составить свой кроссворд (на листочках) по произведениям Пушкина.