Презентация на тему "Н. Гоголь «Портрет»"

Амосова Валентина Александровна

МБОУ «Старобрянская сош» Заиграевского района Республики Бурятия

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 9 классе по творчеству Н. В. Гоголя.

Тема: «Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Цели урока:

Образовательная:

Проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет».

Определить тему и основные проблемы повести.

Развивающая:

Развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя

Устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;

Умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.

Воспитывающая:

воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;

Убедить учащихся, что чистота души человека зависит только от его самого;

Умение различать светлые и негативные стороны жизни.

Словарная работа.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого;

Ростовщик- тот, кто дает деньги в долг под большие проценты;

Щукин двор - один из петербургских рынков;

Беленькая - двадцатипятирублевая ассигнация;

Коломна - Окраинная часть Петербурга;

Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.

Эпиграф к уроку:

«Спасай чистоту души своей.

Кто заключил в себе талант,

тот чище всех должен быть душою»

Н.В. Гоголь

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Записываем число, тему урока…

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

На предыдущем уроке мы говорили о том, как дорога Украина Н.В. Гоголю... И все - таки как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой... Что это за город? (Санкт – Петербург ) ... Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее - и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя.

Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, - страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности.

В декабре 1828 г. Гоголь приезжает в Петербург. И именно этому городу посвящен цикл повестей, которые называются петербургские.

И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей - «Портрет».

Сейчас мы проверим домашнее задание, которое было индивидуально. Ребята должны были приготовить сообщение (реферат), прослушаем выступление, которое приготовила Лена. Постарайтесь вспомнить прочитанное, упорядочить свои мысли, понять тему и идею повести. Работаете по плану, который записан на доске. Не забывайте записывать самое главное по каждому пункту плана.

План реферата записан на доске (или спроецирован).

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).

2. Проблема противостояния ремесла и искусства.

Художник- творец, гений. (А.Иванов).

4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.

5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

Что вы можете сказать по данному выступлению?

(Да, я поняла, что в повести «Портрет» показывает нам разные типы отношения к творчеству, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество - дело прежде всего

духовное, и его нельзя загрязнить тщеславием).

(Лена проанализировала образ Чарткова, Образ художника, служащего Богу).

Учитель:

Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре. (Тщеславие - кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)

Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.

Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Как вы понимаете эти слова? (Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков - способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).

Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.)

Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие - тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение (Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих

мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».)

О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»

Убьет святых и ангелов... Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова, соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт - в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало).

Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь

догадываться.

Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

О чем предупреждал Чарткова профессор живописи? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».)

У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую... »)

Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь - это Добро, второй - зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро - это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? («стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

Какой путь выбрал художник? (Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.)

Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.)

Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « ... Кисть его хладела и тупела... »)

Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке... но этих толков не слышал упоенный художник..)

Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.

Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу»

(Демонстрируется репродукция картины Иванова «Явление Христа народу»)

Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины - представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?

Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль... »

Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».)

Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.

Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да)

Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня... Им овладела, ужасная зависть до бешенства»)

Что такое зависть? (Зависть - один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?(Нет).

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

Какое сравнение? (с бешенством тигра )

Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой... K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия... Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)

Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.

Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)

Как называется повесть? («Портрет»)

Так что же здесь главное? (Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе..)

В чем заключается смысл названия?

А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? (До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .

Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

Простил ли его Бог? (Да, наверное.)

Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. - все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога - не погуби его... Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку. который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

Это идеалы, достойные человека? (Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - пишет в конце повести Гоголь.)

Какой литературный прием использует автор в повести? (- Две жизни, два художника. Прием сопоставления).

И мы с: вами опять вернулись к началу урока.

Эпиграф.

Как вы понимаете эти слова (Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.)

Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет» (Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства.)

План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока.

О чем же мы говорили на уроке. (Цели)

Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией. ">


«Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в годах и впервые опубликована в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в Вторая редакция (текст был значительно переработан в конце 1841начале 1842 года) была напечатана в 1842 в третьей книге «Современника».


Сюжет Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукинском дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека, старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.


Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.


Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю. Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.


Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от азиата. Поскольку он давно думал о том, чтоб изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын.


Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его. Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №24»

Урок литературы в 9Аклассе

по повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Лосева Изабелла Васильевна

Г.Гуково, Ростовская область

2014 год


Тема урока «Спасай чистоту души своей…». Цели урока: 1.показать деградацию таланта художника – богоотступника; 2.раскрыть идейно – смысловое и художественное содержание повести, сопоставить Чарткова с героем песни Светланы Копыловой «Леонардо Да Винчи»; 3.развивать умение интерпретировать художественное произведение, навыки постижения и восприятия повести Гоголя в соответствии со своим духовным миром. Ход урока. Крикну я … но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Н.Гумилёв. 1.Проверка усвоения содержания текста повести: заполнение индивидуальных карт

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о замысле и истории создания повести « Портрет».

Ученик.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства...” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации увлеченья... художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Слово учителя . Начать разговор о повести «Портрет» и её авторе я хотела бы со слов самого Н.В. Гоголя: «Соотечественники, я вас любил…». Действительно, только огромной любовью к людям можно объяснить тот факт, что писатель, будучи в силу

своих взглядов и убеждений отдалённым от коренных общественных вопросов, тем не менее стал писателем общественного значения. Он не остался в литературе художником – бытописателем Диканьки, а создал такие внутренне яркие и правдивые характеры, просвечивающиеся через внешнюю форму, которые живы до сегодняшнего дня. Гоголь – это Художник, Учитель, который воспринял внешний мир через субъективно – духовное осмысление. Уверена, ребята, в том, что Гоголь

нам дан для того, чтобы нас не убили пошлость, равнодушие, ничтожность. Ведь христианская проповедь составляет значительную часть гоголевского наследия. В полной мере это относится и к повести «Портрет».

Беседа по вопросам . 1.В чем причина «перерождения»Чарткова из «художника с талантом, пророчившим многое», в жалкого, алчного ремесленника?

Причиной был страшный портрет ростовщика, а главное, деньги, выпавшие из рамы.

2. А был ли у него действительно талант, было ли что терять?

Талант был немалый, об этом говорит неоднократно сам автор: «он был с самоотвержением предан своему труду», в картинах, выставленных в лавочке на Щукином дворе видел своим опытным взглядом «тупоумие, бессильную, дряхлую бездарность», «его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибкмим порывом приблизиться к природе. Сам профессор говорил Чарткову: «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

3.Обратите внимание на то, что в речи и упрёках профессора трижды звучит слово «модный», в это слово он вкладывает оценочный смысл. Какой?

В нём живёт желание щегольнуть, но, наверное, это объясняется его молодостью и бедностью. Более того, он ведёт внутреннюю борьбу с собой – «но при всём том он мог взять над собой власть».

сторона его души. А во второй половине жажда мгновенного успеха и славы. Но пока страсти не бушуют, Чартков справляется с ними, ему удаётся сохранять душевное равновесие. Но вот приходит сильнейшее искушение – из рамы выпадают деньги… . Что происходит с героем?

Это самый короткий путь к славе, успеху, лёгкой, полной ярких впечатлений жизни. Чартков почувствовал присутствие какой – то страшной силы, исходящей от портрета, она – то и подтолкнула его к ропоту, впервые он возвысил свой голос против судьбы. Он стал роптать.

5.Да, ропот есть возмущение против Бога, это голос дьявола, и возродился он в момент сомнения и внутреннего разлада. А когда деньги появились в его руках, то спор стал ещё более ожесточённым. Можете ли вы найти какие – либо оправдания для Чарткова, приближающегося к роковой черте?

Он молод, ему всего 22 года. Устал от бедности, бывает даже голоден, видит вокруг себя блеск и роскошь, способен увидеть в несовершенствах людей лёгкость и беспечность. Юность и зависть берут верх над талантом, трудолюбием, скромностью.

6.И, что самое страшное, богобоязненностью. Чартков преступает не только нравственные нормы поведения, но и заповеди Бога. Художник движим одним желанием – мотивом: обогащением. Забвение совести, что является главной христианской добродетелью, одержимость материальной страстью, приводят к тому, что он начинает писать ремесленнические портреты, меняет талант на деньги, превратив его в дорогой товар. Его жизнь представляется мне в виде математической пропорции, которую вам нужно завершить:

Чартков= жизнь

Картина? (золотая рама).

7.А теперь давайте прослушаем песню Светланы Копыловой

«Леонардо Да Винчи». Уместно ли её прослушивание на уроке? Почему?

Оба героя совершили грехопадение, богоотступничество, и оба как бы предстали перед ликом Христовым. Обоим удалось увидеть и понять результаты своего уклонения от праведности: Чартков умер раньше, чем обезумел, а жалкое подобие человека с чертами Иуды ещё помнит то время, когда с него списывали Образ Христа.

7. Оба героя отступили от Бога, забыли о том, что созданы по его образу и подобию, один выбрал путь в сточную канаву, предавшись пьянству и разгулу, другой выбрал путь заурядного ремесленника, когда искусство служит прихоти заказчика, вместо искусства во имя вечного. И каков же их финал?

Позирующему остались только воспоминания о прекрасном образе Христа, черты которого находил художник в его лице, а Чартков лежал среди изрезанных картин, и « труп его был страшен». Жуткое зрелище и тяжёлые впечатления.

Нет, эти безнравственные персонажи, эти слабовольные и без веры проживающие свою жизнь существа не могут служить для нас жизненными ориентирами.

9. Я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один аспект. Оба автора стремятся к искоренению недостатков, разрушая тем самым антиидеал, созданный ими же самими. Как вы думаете, с помощью каких средств им это удаётся?

Во-первых, им обоим удалось передать характеристические черты своих героев, они, как скульпторы, удалили всё лишнее, все незначительные детали, а самые главные довели до совершенства. Во-вторых, нельзя не восхититься языком произведений, говорить о разрушении личностей таким ярким языком возможно лишь великим мастерам слова. Так у Гоголя чем больше сюжет приближается к реальности, тем значительнее меняется стиль, меняются средства художественной выразительности, хотя свойственный автору художественный язык остаётся по-прежнему единственным, неповторимым, неподражаемым.

10. Действительно, Гоголь ещё до Достоевского осознал великую и спасительную роль красоты в век «прихоти и наслаждения». В его произведении, как и в песне творит художник, который должен спасать мир красотой, ибо красота это то, ради чего стоит жить и творить. Оба автора высоко ценят подлинную живопись, потому что в ней, как в литературе нельзя солгать, изменить высоким идеалам. Авторы не только всё «дурное» поставили перед ликом Христовым, но прежде всего предстали сами, осветились верой и зажгли ею других. Даже говоря о безобразном, отпавшем от Божественного начала, Гоголь создаёт неповторимый стилистический колорит с пафосной тональностью изложения, восхищает глубиной, тонкостью, изящностью прозы.

Найдите ключевые слова, завершающие вторую часть портрета. В них главная идея – идея высокой ответственности Человека быть Человеком, а художника быть ответственным за свой талант, так как он «драгоценнейший дар Бога».

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»

Дом.задание. Описать любую из иллюстраций В.Панова к повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Используемая литература

Т.Ф.Курдюмова. Литература. 9 класс.-М./Дрофа,2012

Слайд 2

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя.

Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…

Слайд 3

Из «Авторской исповеди»

«…когда я стал задумываться о моём будущем… мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным… и что я сделаю даже что-то для общего добра… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё…»

Слайд 4

ЧАСТЬ I

«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе».

Слайд 5

«Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчишки и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чём калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит».

Слайд 6

«В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков».

Найдите портрет героя.

«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».

Слайд 7

Что купил Чартков?

«…Портрет в больших великолепных рамах… Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм… Необыкновеннее всего были глаза… Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…»

Слайд 8

«Усталый и весь в поту дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. Он…скинул шинель, поставил рассеянно принесённый портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд мелких гвоздиков, когда-то прикреплявших её, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»

Какие слова своего профессора вспомнил Чартков в это мгновение?

Слайд 9

Слайд 10

«Виват, Андрей Петрович!.. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам на обеды и даже на гулянья, щегольски одеваться и даже утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя…»

Какие события предшествовали этому?

Слайд 11

«Но точно ли был у меня талант?»

  1. Что погубило Чарткова?
  2. Каковы ужасные последствия его гибели как художника?
  • Слайд 12

    Часть II

    «Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы я был совершенно как живой?»

    Слайд 13

    «…вошёл к нему ужасный ростовщик. Ты художник? Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить…»

    Подумайте, можно ли назвать повесть «ПОРТРЕТ» фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?

    Слайд 14

    1. Кто из героев, по-вашему, становится выразителем взглядов Н.В. Гоголя на искусство?
    2. Как писатель-романтик решает вопрос о назначении искусства?
  • Слайд 15

    Внеклассное чтение

    • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Слайд 16

    Слайд 17

    Оскар Уайльд (подлинное имя Оскар Фингал О Флаэрти Уилс) поэт, прозаик, драматург(1854 - 1900).

    Слайд 18

    Философский роман «Портрет Дориана Грея»

    История морального падения аристократа Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и умник лорд Генри становится духовным учителем Дориана.

    Под его влиянием юноша превращается в совершенно безнравственного человека. Провозгласив смыслом жизни удовольствие, герой романа утрачивает представления о добре и зле.

    Слайд 19

    Слайд 20

    У Дориана грея есть двойник – это обладающий фантастическими свойствами его собственный портрет, написанный когда-то его другом художником Холлуордом.

    Урок литературы в 9 классе по теме:

    «Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

    Обучающие цели:

      организовать деятельность учащихся;

      познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Портрет», учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали, выяснить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов;

      показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю;

      выяснить, какие типы художников существуют по мнению Гоголя и какой высший тип художника.

    Развивающие цели:

      развивать умение самостоятельно анализировать художественное произведение;

      развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.

    Воспитательные цели:

      воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие;

      содействовать развитию умения общаться между собой.

    Форма урока : урок-размышление.

    Оформление доски:

    Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», икона «Рождество Христово», иллюстрации к биографии и произведениям автора, учащихся к уроку.

    Ход урока.

      Слово учителя.

    Учитель:

    — Предварительно к уроку вы получили задание прочитать повесть Н.В.Гоголя «Портрет», задать вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке ответ, прикрепить их на доске на стикер. Уходя с урока, не забудьте вернуться к своим вопросам и, если вы получили ответ на свой вопрос, снимаете его, а если не получили, оставляете. Это будет для меня сигналом, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке.

      Задание: Восстановить логическую цепочку.

    Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.

    А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.

    Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.

    модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.

    Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.

    История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – «украден» — приносит несчастья – монах.

    В правильном варианте это будет выглядеть так:

    Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть — болезнь ужасна – жизнь прервалась.

    Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – «украден».

    Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по содержанию повести, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.

    Беседа с классом:

    — Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?

    — Кто ещё являются героями повести? (художники)

    — Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?

    — Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник — ремесленник, художник — гений, художник — иконописец).

      Работа с текстом повести .

    Работаем в группах. Каждая группа выбирает себе один тип художника: исследовав текст произведения, определить, какой тип художника стоит за каждым из них?

    Задание: проанализировать по тексту повести Гоголя «Портрет» один тип художника. Сформулировать, какой тип отношения к искусству стоит за каждым художником? Найти в тексте доказательства. Сделать вывод.

    Критерии: 1)отношение к искусству (цель)

    2)отношение к труду

    3)отношение к славе

    4)образ жизни (быт)

    5)отношение к людям

    Что, по мнению Гоголя, есть истинное искусство? Что губит талант?

    На работу даётся 10-15 минут.

    Итогом вашей работы будет не только устное выступление от группы, но и оформленный листок с таблицей, графиком … .

    Каждая группа выступает со своим проектом.

        Ремесленник – Андрей Петрович Чартков, главный герой повести. Талантлив, следует природе. Но…стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.

        Высший тип художника. Он занимался не светской, а религиозной живописью. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит себе человека. Он высказывает взгляд Гоголя на творчество: «Спасайте чистоту души своей». Творчество — дело прежде всего духовное, и его нельзя загрязнять тщеславием».

      Делается общий вывод:

    Идеалы для человека: духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Гоголь говорит о том, как должно жить и действовать русским людям. Жизнь перед людьми творческими ставит много проблем. Одна из них: искусство и реальность. А они отражают мир, в котором живут.

      Домашнее задание: письменная работа на выбор:

    — перечитайте финал 1 части повести, представьте, что Чартков оставил посмертное письмо юным художникам (потомкам). Напишите его (сочинение-письмо);

    — эссе по впечатлениям от рассказа;

    — цель человека в жизни? – делать Добро!?