Принципы маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга

Принципы маркетинга - это основополагающие постулаты, на которых держится данная наука. Зная их, вы сможете правильно построить свою работу и добиться максимальной прибыли.

Что такое маркетинг

Маркетинг может рассматриваться учеными и экономистами с нескольких позиций. Так, некоторые специалисты определяют его как некое действие, направленное на организацию товарного и денежного обмена между субъектами. Также маркетинг может рассматриваться в качестве процесса, который начинается с некоторой идеи и заканчивается ее реализацией и получением определенной суммы прибыли. Так, можно сказать, что целью маркетинга является нахождение оптимального соотношения между предложением и спросом, а также организация производства в соответствии с этими параметрами.

Основные понятия

Познать сущность и принципы маркетинга невозможно, не разобравшись в его основных понятиях и составляющих, среди которых стоит выделить:

  • обмен - процесс, в ходе которого происходит передача субъектами друг другу определенных ценностей;
  • спрос - это потребность в определенном количестве товаров, которое потребители способны приобрести на данный момент;
  • товар - это объект или действие, которое удовлетворяет потребности покупателя;
  • сделка - это обмен материальными ценностями, который подразумевает участие денежных средств;
  • рынок - это основное понятие, подразумевающее среду, в которой покупатель встречается с продавцом;
  • сегмент рынка - группа потребителей, которая имеет схожие запросы, потребности, характеристики и платежеспособность.

Основные принципы маркетинга

Для того чтобы разобраться во всех тонкостях маркетинга, для начала стоит разобраться с его основными позициями. Только благодаря им вы сможете понять, как функционирует рынок и каким образом его субъекты взаимодействуют между собой. Так, принципы маркетинга можно сформулировать следующим образом:

  • первое и самое важное заключается в том, что стратегия и тактика должны взаимодействовать и работать в едином направлении;
  • производить продукцию нужно в строгом соответствии с конъюнктурой рынка, а также структурой потребностей покупателей;
  • ассортимент выпускаемых наименований товаров должен быть строго обоснован, с точки зрения экономической целесообразности;
  • уровень технического развития должен непрерывно совершенствоваться в соответствии с возрастающими потребностями;
  • выходить на рынок с тем или иным товаром нужно именно в тот момент, когда есть возможность получить наибольшую прибыль.

Организация маркетинга

На предприятиях работа отдела маркетинга может организовываться абсолютно по-разному. Но основополагающие правила при этом остаются одинаковыми. Принципы организации маркетинга можно описать так:

  • системность подразумевает, что маркетинг является звеном общей структуры, а не какой-то отдельной службой;
  • планирование, а также корректирование программ производства должно осуществляться непрерывно по мере необходимости, вызванной изменениями во внешней и внутренней среде;
  • план маркетинговых мероприятий должен быть многовариантным и предусматривать различные возможности развития событий;
  • в ходе разработки стратегии маркетинга должны использоваться различные методики и подходы.

Соблюдая данные принципы маркетинга, вы гарантируете своему предприятию успех и превосходство над конкурентами. Невозможно эффективно вести практическую деятельность, не ознакомившись предварительно с теорией. Фундаментальные знания - это залог успеха предприятия.

Принципы и функции маркетинга

Если принципы составляют основу маркетинга и являются обязательными к исполнению, то функции дают возможность разобраться в том, какую роль на предприятии выполняет данная служба. Так, можно выделить следующие:

  • аналитическая функция подразумевает непрерывное изучение ситуации как внутри организации, так и за ее пределами;
  • производительная функция заключается в том, что разработка и выпуск нового товара начинаются только по результатам комплексного исследования ситуации на рынке;
  • функция сбыта подразумевает поиск оптимальных рынков для продажи продукции, а также наиболее коротких и выгодных путей ее доставки к месту назначения;
  • функция управления и контроля означает, что на всех стадиях маркетинговых исследований, а также производства и сбыта продукции должен осуществляться непрерывный надзор со стороны вышестоящего руководства, по результатам которого деятельность будет корректироваться и направляться в нужное русло.

Как осуществляется управление маркетингом

Принципы управления маркетингом могут быть сформулированы следующим образом:

  • Принцип взаимовыгодности заключается в том, что интересы всех участников товарно-обменной сделки должны быть соблюдены в одинаковой степени, если же это невозможно, то обязателен поиск компромисса. Стоит помнить, что все субъекты рынка равноправны и могут выдвигать свои условия.
  • Принцип стратегической ориентации гласит, что все маркетинговые исследования и производственные процессы должны быть направлены на долгосрочную перспективу с параллельной разработкой подробного тактического плана. Также данная программа маркетинга должна быть полностью согласована с общими целями предприятия.
  • Принцип индивидуализации спроса проявляется в том, что для разных групп потребителей должны быть предложены разные товары, направленные на удовлетворение потребностей той или иной группы. С этой концепцией соотносится также и сегментирование рынка. Это позволяет диверсифицировать ассортимент выпускаемых продуктов или же сконцентрироваться на производстве товаров для отдельной (целевой) группы потребителей.
  • Принцип интеграции маркетинга заключается в том, что в своей деятельности фирмы должны использовать все доступные механизмы для исследования рынков и продвижения своей продукции.
  • Принцип бенчмаркетинга состоит в том, чтобы постоянно сравнивать свое предприятие с лидерами в той или иной отрасли. Делается это с той целью, чтобы сопоставить основные показатели и принять меры по достижению установленного уровня. Допускается перенимать у предприятий-лидеров некоторые механизмы и методы, используемые в их маркетинговой деятельности.

Что такое маркетинговые исследования

Маркетинговое исследование - это целенаправленное действие по сбору и анализу информации для выработки стратегии и тактики предприятия. В ходе этого процесса должны быть строго соблюдены принципы маркетинга.

Маркетинговые исследования проводятся в несколько этапов:

  • установка целей и определение задач для их достижения;
  • разработка и четкая детализация плана, в соответствии с которым будет проводиться исследовательская деятельность;
  • реализация плана деятельности, которая проявляется в сборе и анализе информаций;
  • составление отчетов по итогам.

Качественно проведенное исследование - это залог успешной деятельности предприятия.

Философия маркетинга, достаточно элементарна – фирма должна производить такой товар, которому заранее обеспечен спрос и который приведет фирму к намеченному уровню рентабельности и получение максимальной прибыли.

Потребитель предъявляет свои определенные требования к каждому товару: необходимое качество, количество, сроки поставки, технические характеристики и т. д. Вследствие этого возрастает конкуренция, что заставляет производителей целенаправленно ставить задачи перед научно-техническими разработками, определять технологию производства, совершенствовать службу сбыта и многое другое.

Маркетинговая деятельность как раз ориентирована на выявление и учет рыночного спроса и организацию производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Задача маркетинговой деятельности – отражать и постоянно усиливать тенденции к совершенствованию производства с целью увеличения эффективности функционирования фирмы посредством определения конкретных текущих и долговременных целей, путей их достижения, а также определение товарного ассортимента, его качества, структуру производства и уровень возможной прибыли.

Маркетинг как современная философия бизнеса базируется на четырех основных принципах

1 Ориентация на потребителей - стратегия продвижения товара на рынок, согласно которой, производимый или продаваемый продукт должен соответствовать интересам и вкусам потребителей.

2 Сегментирование рынка предполагает выявление конкретной группы потребителей (сегмента рынка), на удовлетворение потребностей которой через товары и услуги следует сориентировать деятельность предприятия

3 Принцип глубокого исследования рынка включает определение емкости рынка, потребительских качеств товаров, подходов к ценообразованию, эффективных каналов сбыта, методов стимулирования продаж и т.д. Учет результатов таких исследований в деятельности предприятия обусловливает коммерческий успех его товара на рынке.

4 Нацеленность маркетинга - это досрочный результат, обеспечивается инновациями производственной и сбытовой деятельности, а именно: создание новых товаров, технологий, совершенствование форм и методов выхода на новые рынки, стимулирования сбыта, каналов товародвижения.

При разработке планов маркетинговой деятельности предприятия, маркетологи должны постоянно использовать приведенные выше принципы, вносить коррективы и изменения в стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятий.

§1.3. Функции маркетинга и их характеристика

Функции маркетинга - основные направления, правила работы компании, отражающие сущность маркетингового подхода к организации бизнеса.

Функции маркетинга:

1. Аналитическая функция;

2. Производственная функция;

3. Сбытовая функция;

4. Формирующая функция;

5. Функция управления и контроля.

Аналитическая функция - изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы.

Аналитическая функция маркетинга, которую иногда называют исследовательской, представляет собой фундамент всей маркетинговой деятельности предприятия. И это понятно, так как без глубокого знания состояния и перспектив развития внешней среды, без анализа внутренней среды предприятия практически невозможно заниматься хозяйственной и коммерческой деятельностью, управлять целенаправленно самим предприятием и изменять в интересах предприятия контролируемые факторы внешней среды.

Производственная функция - организация производства нового товара, организация снабжения, управление производственным качеством.

Продуктово - производственная функция маркетинга – это создание новых товаров, которые бы наиболее соответствовали требованиям потребителей. Маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспособные товары, соответствующие технико-экономическим параметрам, и с относительно низкими издержками

Сбытовая функция - организация системы товародвижения, организация сервиса, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики. Эта функция маркетинга включает в себя все то, что происходит с товарами в промежутке времени после его производства и до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества (сохранить во время транспортировки), на которое рассчитывает потребитель.

Формирующая функция – формирование спроса, стимулирование сбыта.

Функция управления и контроля - представляет собой организация стратегического и оперативного планирования и контроля, информационное обеспечение управления, коммуникативная функция. Функция управления и контроля подразумевает установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей. При этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределённости и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурса на выбранных приоритетных направлениях.

Функции маркетинга могут быть представлены в виде циклического процесса - последовательного выполнения мероприятий по маркетинговому анализу, производству, сбыту и анализу результатов.

Сейчас маркетинговая функция управления заменяется целостной концепцией управления и представлением маркетинга интегрированной системой. Переход на систему интегрированного маркетинга означает подчинение задачам максимизации выгод компании от удовлетворения потребностей клиентов всех этапов жизненного цикла продукции, всех сторон деятельности компании.

Чтобы использовать маркетинг для повышения эффективности производственно-коммерческой работы, необходимо оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, свободно маневрировать производительными и иными ресурсами предприятия. Однако всего этого недостаточно. Нужны изменения не только организационного и технического плана, но и психологического характера. Работа на принципах маркетинга требует перестройки способа мышления не только руководителей, но и рядовых работников, трудовых коллективов в целом.

Сущность маркетинга определяется формулой: «Производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать покупателю «не согласованную» предварительно, с рынком продукцию».

Основные принципы маркетинга

Нацеленность на достижения конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы, что требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработка па основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную деятельность.

3. Применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

Исходя из принципов маркетинга, его отождествление со сбытом ошибочно. Один из крупнейших теоретиков маркетинга Ф. Котлер называет сбыт лишь верхушкой маркетингового айсберга, одной из многих (зачастую не слишком существенных) функций маркетинга. «Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление подходящей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко», -- утверждает Ф. Котлер. Маркетинговый подход в качестве важнейшей предпосылки успешной деятельности предприятия рассматривает удовлетворение действительных или потенциальных потребностей покупателей. Суть перехода от «сбыта» к «маркетингу» выражается в том, что фирмы стремятся продавать не то, что производится, а производить такие товары и в таком количестве, которые необходимы потребителям и могут быть реализованы на рынке. При этом важно и то, что ориентированный на обычную сбытовую деятельность производитель товаров создает свои изделия в расчете на некоторого усредненного человека или предприятие, то есть учитывает их средние потребности. Ориентированный же на маркетинг производитель стремится сделать свой товар возможно более индивидуализированным, то есть отвечающим потребностям более или менее узкой группы покупателей (сегмент рынка), вплоть до учета требований каждого отдельного человека или предприятия.

Главное в маркетинге -- его целевая ориентация и комплексность, то есть слияние в стройный «технологический» процесс всех отдельных элементов в этой деятельности. Комплексность означает, что отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товаров и т. д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает применение маркетинга как системы. Только комплексный программно-целевой подход позволяет разрабатывать действенные стратегии «прорыва» на рынки с наиболее перспективными товарами, обоснованно намечать ударное направление деятельности, разумно концентрировать усилия предприятия на выбранных участках работы.

Попытки обеспечить рыночный (коммерческий) успех товара только на этапе его сбыта дают незначительный эффект. Маркетинговой концепции следует подчинить всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия.

Ряд авторов формируют и конкретизируют принципы маркетинга в более практической форме изложения, сохраняя при этом приверженность основополагающим принципам, изложенным выше. В числе таких принципов можно отметить следующие:

  • - Уважай и береги своего потребителя. Не уставай искать своего потребителя.
  • - Товар -- это постоянный повод для размышлений: а что еще можно с ним сделать?
  • - Хорошо в гостях, но дома лучше. Ищи собственную рыночную нишу - дом для твоих товаров.
  • - Сбыт, реклама, сервис -- это система движения вашего товара, содержите ее в порядке.
  • - Не забывай познать себя, свой маркетинг -- это зеркало твоего предприятия.

В конечном счете, обобщая различные подходы, можно сформулировать следующие основополагающие принципы маркетинга:

  • - необходимость ориентации всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет требований рынка;
  • - необходимость дифференцированного подхода к рынку;
  • - ориентация на нововведение;
  • - гибкое реагирование на всякое изменение требований рынка;
  • - постоянное и целенаправленное воздействие на рынок;
  • - ориентация на длительный период времени;
  • - эффективное управление, необходимость творческого, новаторского подхода к управлению со стороны руководства;
  • - необходимость маркетингового мышления для всех сотрудников фирмы.

Конкретизируя их, следует выделить следующие аргументы:

Рынок образуют потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене. Именно идентификации запросов потребителей (покупателей) придается в маркетинге особое значение. Предлагаемые товары рассматриваются фирмой с учетом того, насколько они могут помочь покупателям в решении их проблем.

При изучении различных рынков во многих промышленно развитых странах обнаружилось, что спрос редко носит однородный характер. Более типичным скорее является наличие большого количества покупательских групп с различными запросами. Ориентация на рынок, являющаяся основополагающей для маркетинга, не может, как правило, быть индифферентной. В большинстве случаев необходимо разделение потенциальных покупателей на группы, которые, с одной стороны, должны быть по возможности однородными по многим существенным признакам, а с другой стороны, достаточно представительными для сбытовой деятельности на этих отдельных рынках. Это разделение позволит фирме приспособиться к специфическим потребностям покупательских групп, по возможности отмежевавшись от конкурентов, и разработать свою стратегию по оказанию влияния. Такой подход называют сегментацией. Таким образом реализуется принцип дифференцированного подхода к рынку.

Результатом направленности производственной программы предприятия на удовлетворение довольно быстро меняющихся запросов покупателей является выведение на рынок новых товаров или освоение новых рынков. К тому же обновление ассортимента, оформление, реклама и т. д. -- важные средства, используемые, чтобы выделиться на фоне конкурентов и привлечь внимание потенциальных покупателей. Прежде всего инновация предполагает постоянное совершенствование товара и его модификацию, обновление существующего и создание нового товара, разработку новых технологий и новых направлений НИОКР, но не ограничивается этим. В инновационную политику включается сфера внедрения новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении предприятием, определение новых каналов товародвижения и т. п., то есть все направления работы по реформаторству, нововведениям и новообразованиям в производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Для укрепления своих конкурентных позиций фирмам необходимо увязывать стратегию активного приспособления к изменяющимся требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него. Маркетинг основывается на принципе гибкого реагирования производства и сбыта на существующий и потенциальный спрос, то есть предполагает мобильность управления и возможность быстрой адаптации производственно-сбытовой и научно-исследовательской деятельности фирм к меняющимся требованиям рынка. В то же самое время необходимо воздействовать на потребителя с целью создания у него благоприятного отношения к фирме и ее продукции, а также чтобы возбудить у него желание приобрести предлагаемый товар. Для воздействия на потребителя фирмы используют различные средства, такие, как реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта и др.

Важным является направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат. В отличие от концепции интенсификации коммерческих усилий, когда зачастую на переднем плане стояло кратковременное увеличение сбыта благодаря усилиям посредников, понижению цен и т. д., при ориентации на маркетинг предприятию требуются более длительные периоды времени для планирования и реализации мероприятий. Сначала идет тщательный анализ рынков сбыта, затем закладываются основы, например, разрабатываются соответствующие изделия, и уже после этого, возможно, они представляются на рынке. Между возникновением идеи нового продукта и его успехом на рынке могут пройти годы. Таким образом, типичной задачей маркетинга является скорее длительное удерживание рынков сбыта при помощи мероприятий среднего и длительного срока действия (разработки продуктов, организации сети сбыта, рекламы и т. д.), чем краткосрочное повышение оборота. Горизонты прогнозирования в маркетинге составляют 5 лет при среднесрочном планировании и 10--15 лет -- при долгосрочном.

Принцип ориентации на длительный период времени ни в коей мере не вступает в противоречие с принципом гибкого реагирования на изменения требований рынка, а тесно увязан с ним и является его логическим продолжением и дополнением. Реализация принципа ориентации на длительную перспективу в сочетании с использованием методов стратегического менеджмента обеспечивает возможность развития фирмы в условиях роста уровня нестабильности внешней среды, предусматривая использование соответствующих механизмов эффективной адаптации к изменяющейся ситуации. В частности, одним из таких механизмов является многовариантная маркетинговая программа, разработка которой требует значительных усилий и времени, однако позволяет предусмотреть различные варианты возможного развития в будущем.

Все более актуальным принципом, обеспечивающим успех фирмы на рынке, является ориентация в кадровой политике на выдающихся менеджеров. Процветание компании зависит от интеллигентного и агрессивного менеджмента. Руководитель должен устанавливать такие отношения с сотрудниками, которые мотивировали бы последних более эффективно выполнять свою работу. Менеджеры должны уметь видеть нужды компании так же хорошо, как и задачи отделов, уметь планировать будущее развитие, быть открытыми для новых идей, совершенствовать свою коммуникабельность. Джон Д. Рокфеллер однажды сказал: «Умение контактировать с людьми можно приобрести подобно тому, как мы приобретаем сахар или кофе. И я готов платить за это умение значительно дороже, чем за что-либо другое на свете».

Маркетинговое мышление предполагает создание и поддержание такой микрокультуры в организации, которая обеспечит единство образа действий сотрудников, стимулируя их стремление к совершенству. Этот принцип предполагает прежде всего уважение к человеку -- главной ценности компании, раскрепощение его творческой энергии, предоставление ему возможности проявлять инициативу, самостоятельность и предприимчивость. Реализация данного принципа направлена на развитие у сотрудников патриотизма по отношению к компании, их стремления к самосовершенствованию.

Из сущности маркетинга вытекают и основные принципы маркетинга.

В литературе по маркетингу трактовка «принципов маркетинга» достаточно различается. Рассмотрим позиции различных авторов.

П.С.Завьялов и В.Е.Демидов считают, что «основные принципы маркетинга» включают:

Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности;

Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности;

Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат

Маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность;

Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

Р.Б.Ноздрева и Л.И.Цыгичко отмечают, что «для маркетинга характерны следующие основополагающие положения, или принципы:

Глубокое и всесторонне научно-практическое исследование рынка и экономической конъюнктуры, а также производственно-сбытовых возможностей предприятия;

Сегментация рынка;

Гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса;

Инновации;

Планирование.

В книге: «Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб…» дается исходное определение, что такое «принципы маркетинга» вообще - это «основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью», они «отражают сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности».

Перечисляются и сами «основные принципы маркетинга»:

Производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

Наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя;

Эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

Обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности предприятия, прежде всего за счет постоянного совершенствования научно-технических идей и внедрения разработок для производства товаров рыночной новизны;

Единство стратегии и тактики производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей.

На наш взгляд, наиболее полное представление о принципах маркетинга приводится в работе «Практический маркетинг»:

marketing research — исследование рынка (всестороннее и глубокое); кроме того, также используется контекст исследования экономической конъюнктуры и производственно-сбытовых возможностей предприятия;

segmentation — сегментация рынка;

adaptation — гибкое реагирование на требования активного и потенциального спроса;

innovation — инновация, создание нового товара;

planning — планирование, построение различных маркетинговых программ, долго-, средне- и краткосрочное планирование маркетинговой деятельности фирмы;

promotion — (дословный перевод: «продвижение при поддержке»);

governing of market — «глобальное» управление маркетингом, обуславливающее «основной ход событий» в деятельности фирмы;

management of market — управление маркетингом, понимаемое как решение, в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках (типа того: что продавать, кому продавать, почему следует это продавать, где и каким образом это продавать, когда все это продавать и как управлять всем этим движением товаров и услуг). Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.

Рассмотрим перечисленные принципы маркетинга подробнее, чтобы хотя бы кратко очертить границы их применения.

Первый принцип маркетинга: «исследование рынка», или marketing research. Под данным принципом понимается работа профессионала (требующая достаточно высокой квалификации) по изучению и анализу рыночной конъюнктуры, а также включающая в себя собственно маркетинговые исследования товарных и других аналогичных рынков. Из определения видно, что в marketing research входят две составляющие: «конъюнктура» и «собственно маркетинговые исследования», которые также называются «комплексный анализ рынка».

В целом, конъюнктурные исследования — связаны с изучением спроса, предложения и цены по отдельным сегментам рынка, в соотношениях с емкостью и объемом интересующих фирму сегментов, эластичности спроса и эластичности предложения, условий конкуренции и т.д., причем, как правило, еще и по трем временным интервалам — стратегическому, тактическому и оперативному.

Отметим, что в действительности, хорошие (качественные) конъюнктурные исследования - это достаточно дорогостоящие мероприятия, причем больше экономического, чем маркетингового характера. Итак, конъюнктурные исследования — это изучение причин колебания спроса и предложения по тем или иным сегментам рынка, которые предназначены для разработки прогнозов развития сегментов рынков в долгосрочной перспективе. Но, как правило, собственно конъюнктурные исследования выступают в качестве некоего «фона» для собственно-маркетинговых исследований рынка.

Переходим к рассмотрению второй части принципа marketing research — комплексному анализу рынка, не связанного с чисто конъюнктурными исследованиями. Вторая часть marketing research (комплексный анализ рынка) включает в себя следующие переменные:

Изучение спроса (а также и объемов спроса);

Изучение товара (по сравнению с конкурентами);

Изучение рынка (по тенденциям развития) и определение рыночной структуры;

Изучение покупателей (по стратам и сегментам);

Изучение конкурентов и условий конкуренции;

Анализ форм и методов сбыта;

Изучение правовых аспектов торговли на данном рынке.

Второй принцип маркетинга - segmentation.

Сегментация рынка представляет собой одну из важнейших особенностей теории и практики маркетинга. Сегмент рынка — это каким-либо образом выделенная часть рынка, группа потребителей, группа товаров, группа предприятий и т.п. группы, которые имеют те или иные общие признаки.

С помощью сегментации достигаются следующие цели:

Усиление конкурентных преимуществ;

Уклонение от конкурентной борьбы, в случае необходимости, путем перехода в неосвоенный сегмент рынка;

Выявление запросов четко выделенных совокупностей потребителей и, кроме того, жесткая «привязка» научно-технической политики фирмы к этим запросам;

Повышение конкурентоспособности как товара (услуги), так и самой фирмы-производителя;

Усиление в целом конкурентных преимуществ;

Ориентация всей маркетинговой работы на конкретные сегменты клиентов;

«выращивание» новых сегментов на основе изучения и прогнозирования будущих требований к новым товарам (услугам);

Конечный смысл грамотной сегментации предполагает создание такого товара (такой услуги), который (которая) имеет свои отличия и который (которая) ориентирован на определенный сегмент рынка.

Третий принцип маркетинга - adaptation.

Adaptation - это гибкое реагирование производства на требования активного и потенциального спроса.

Принцип маркетинга adaptation предполагает мобильность управления производством и сбытом фирмы в зависимости от меняющихся требований рынка и конкретных запросов, нужд и потребностей клиентов-потребителей, эластичности спроса, эластичности предложения как по цене, так и по другим ключевым условиям маркетинга. Рыночный принцип adaptation требует ориентации производства на особенности спроса и запросы клиентов-потребителей, то есть совершенствования всей работы фирмы в отношении инновационных процессов и организационного построения в контексте гибкой реализации на факторы внешней среды, активного совершенствования промышленного оборудования, перевод технологии на гибкие производственные линии, переход на активные формы инновации.

Четвертый принцип маркетинга - innovation.

В маркетинге innovation подразумевает совершенствование, модификацию и обновление товаров и услуг, создание новых товаров и услуг, создание новых технологий, разработку новых направлений, а также любые инновации в системе ФОССТИС, рекламной и другой маркетинговой деятельности фирмы. Инновации как составляющая маркетинговой деятельности подразумевает и включение новых форм выхода продукта (услуг) на новые (и старые) рынки, введение новизны и стимулирование сбыта и в рекламу, определение принципиально новых каналов в товародвижении, формирование новых организационных служб развития фирмы, позволяющих захватывать новые рынки.

Пятый принцип маркетинга - planning.

В маркетинге под планированием (planning) понимается построение производственно-сбытовых и ФОССТИСных долго-, средне-, краткосрочных и оперативных программ в сфере рыночной деятельности фирмы. Эти программы, как правило, основаны на комплексной разработке рыночных и конъюнктурных прогнозов, прогнозов развития НТР, анализа роста тех или иных сегментов рынка и т.п. Планирование в маркетинге должно быть таким, чтобы оно было «тесно связано» с рынком и являлось его «дополнением и логичным продолжением».

Пятый принцип маркетинга (planning) основан на том, что он реализуется в «маркетинговой программе». При разработке (создании) маркетинговых программ — происходит включение в перспективное планирование фирмы достаточно реалистических конкретных стратегий и других различных регулирующих мер, направленных на реализацию поставленных перед фирмой комплекса долго-, средне-, и краткосрочных и оперативных целей.

Шестой принцип - promotion. Это продвижение товаров и услуг; любая форма сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке и т.д.

Седьмой принцип - управление маркетингом.

Управление маркетингом включает два понятия: « governing of market», «management of market». В целом выражение « governing of market» можно перевести как «глобальное управление маркетингом». Выражение « management of market» можно перевести как «непосредственное управление маркетингом».

Отсюда становятся более понятным и особенности различий принципов « governing of market» и « management of market». Если « governing of market» - в понятийном смысле ориентирован прежде всего на стратегический маркетинг, то принципа « management of market» — на тактический, или оперативный маркетинг.

Управление маркетингом в контексте « governing of market» - это решение глобальных задач по достижению желаемых уровней сбыта на предполагаемых рынках. Управление маркетингом в контексте «management of market» - это оперативные мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения ближайших целей фирмы.

Основными принципами современного маркетинга являются:

Производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателя, рыночной ситуации и реальных возможностей фирмы;

Эффективное решение проблем потребителя;

Нацеленность фирмы на долгосрочный коммерческий успех;

Активное воздействие на формирование потребностей на рынке.

Концепция же современного маркетинга предполагает в качестве исходной посылки потребности (запросы, интересы, желания, проблемы) конкретных потребителей, причем не только текущие (что хочет потребитель в данный момент в условиях конкретного рынка), но и перспективные (что потребитель будет хотеть), а также потенциальные (что потребитель может захотеть). При этом фирма ориентируется не на получение сиюминутной, пусть даже высокой прибыли, а делает ставку на длительные коммерческие перспективы.

В основе деятельности производителей, работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что требует рынок, покупатель. Сущность маркетинга состоит в следующем: следует производить только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «несогласованную» предварительно с рынком продукцию.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы - правила действий, охватывающие как познавательный (изучение рынков), так и операциональный (проникновение на рынки) аспектов деятельности организации, предприятия, фирмы, которые включают:

1.Нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности. Эффективная реализация товара на рынке в намеченных количествах означает овладение его определенной долей в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

2.Концентрацию исследовательских, производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.

3.Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработке на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

4.Применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.

5. Производить то, что нужно потребителю;

6. Выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;

7. Организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;

8. Концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы;

9. Использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей;

10. Применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;