Проблема любви в евгении онегине. Любовь Татьяны (по произведению «Евгений Онегин»)

«Евгений Онегин» – знаменитый роман в стихах, принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, написанный в промежутке между 1823 и 1831 годами. Он представляет собой классическое, образцовое произведение, признанное шедевром русского слога не только в России, но и за ее пределами. Сегодня, пожалуй, каждому мало-мальски образованному человеку известен сюжет и герои произведения "Евгений Онегин". Тема любви, тема дружбы, тема сокровенности человеческих и романтических отношений, проблемы морально-этического характера –все это лишь небольшой перечень вопросов, которые поднимает в произведении поэт. И не только поднимает, он размышляет над ними, ставя своих героев в нетривиальные ситуации, наблюдая за их поведением и реакциями. Во время прочтения произведения периодически возникает ощущение, что роман живет своей жизнью, что у героев есть свои принципы и желания, и что, может быть, сейчас Евгений прочтет письмо и найдет в своем сердце отклик на него, полюбив несчастную Татьяну. Однако нет, не таков Евгений Онегин. Тема любви не трогает его, он устал, ему скучно, а сердце его не готово на любовь в тех глобальных масштабах, которые предлагает ему Ларина. Герой вежливо, но убедительно отказывается от тех чувств, что открыла ему девушка. И, тем самым, любовь Татьяны переходит из разряда «тайного чувства» в категорию «неразделенной любви». Однако она так сильна, что даже через много лет, выйдя замуж за другого и кардинально изменив свою жизнь, Ларина не перестанет любить Онегина. Подтверждение тому мы видим в самом конце романа, где Татьяна прямым текстом говорит своему герою: Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. Однако, в романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается не только с точки зрения Татьяны – женщины сильной и твердой, которая через всю свою жизнь бережно несет чувство любви, но и с точки зрения героя –Евгения. В свое время он оттолкнул «милую девушку Таню», но когда, спустя годы, столкнулся с ней в высшем обществе, понял, что она притягивает его, словно магнит. И даже более того – ранее холодный, рассудочный и прямолинейный Евгений – теперь, опьяненный нынешней Татьяной, поступает как когда-то она – пишет ей письмо, в котором признается: Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел. Он обвиняет себя в роковой ошибке, в той злой шутке судьбы, которая теперь бросает его к ногам княгини Татьяны. Кается и плачет в ногах у любимой, поверженный Евгений Онегин. Тема любви превращается для него из второстепенной и ненужной, в единственно важную. Он покоряется решению Татьяны: Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. В романе «Евгений Онегин» тема любви раскрывается многосторонне и непросто, но хэппи-энда, как это не грустно, быть и не должно. Любовь есть, она никуда не исчезает, но выше этого чувства стоит мораль и долг. А значит, пусть герои и не могут быть вместе, но они должны быть счастливы, ведь Господь одарил их высшим переживанием и высшим счастьем – любовью! Стоит признать, что с такой точки зрения, в романе «Евгений Онегин» тема любви преподносится как радость и благо, несмотря ни на что.

В жизни человек постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. Один из главных аспектов этой проблемы: остаться верным любимому, другу, своим убеждениям, идеалам общества – или пойти на измену ради собственной выгоды? Писатели всех времён на примере судеб своих героев показывают, как по-разному можно ответить на этот вопрос. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Верность и измена» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Говоря об измене, чаще всего подразумевают измену в любви. В произведении Пушкина такой поступок совершает Ольга Ларина. Будучи невестой Ленского, она на балу не противится ухаживаниям Онегина и принимает одно за другим его приглашения на танец. На следующий же день она ведёт себя как обычно, словно ничего не случилось. Но то, что Ленский ошибочно зовёт «нежной простотой», на самом деле кокетство и игра самолюбия, доказывающие, что привязанность Ольги к Владимиру не была глубокой. Изменив ему при жизни, она предает и память о нём, когда вскоре после смерти жениха выходит замуж за другого.
  2. А как расценивать поведение Онегина? Это – тоже измена, поскольку Евгений предаёт своего друга, флиртуя с его невестой. Однако, как прямо говорит сам Онегин, он не испытывает к Ольге никаких чувств. Каковы же причины его поступка? Первая и самая распространённая версия, подтверждённая текстом: он мстит Ленскому за то, что тот позвал его на бал к Лариным. Но, может, повидавший жизнь Онегин ещё и хочет показать юному и наивному другу, чего стоит его невеста? Тем более, что последующие события только подтверждают иллюзорность её любви.
  3. Увы, сам главный герой романа, Евгений Онегин, не является идеалом. Устав от светских развлечений, в том числе мимолётных романов, он и потом, живя в деревне, не обременяет себя серьёзными привязанностями. Онегин легко меняет возлюбленных, друзей, место жительства… В общем, верность точно не входит в список качеств его характера. Хуже всего, что он и других мерит по себе: пишет письма с признаниями уже замужней Татьяне и даже заявляется к ней домой без приглашения, не думая о том, к чему это может привести.
  4. В противоположность Онегину, Татьяна Ларина – олицетворение верности. И речь не только о любви, хотя Татьяна, храня в сердце чувство к Онегину, не нарушила священных уз брака. Кроме этого, она также дорожит своей родиной и часто вспоминает деревню, где прошло её детство. Наконец, героиня верна себе: и в деревне, и в светском обществе она остаётся собой, не притворяется и не лицемерит.
  5. Как известно, А.С. Пушкин изобразил в своём романе типичное общество той эпохи. Какие же представления о верности и измене в нём существовали? На примере семьи Лариных мы видим, как менялись традиции: мать Татьяны и Ольги была выдана замуж против воли, но её дочери уже могли выбрать себе возлюбленного, даже если он не «выгодная партия» (как, например, Онегин). Однако целью всё равно было замужество. С другой стороны, на примере юности Онегина ярко показано, как распространены были среди городской молодёжи несерьёзные романы, мелкие интрижки и измены.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» вопрос верности и измены раскрывается как в рамках отношений между людьми – любви, дружбы, – так и в социальном плане, то есть во взаимосвязи личного выбора человека и принятых в обществе моральных норм.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовь Татьяны
(по произведению «Евгений Онегин»).

Она была девушкой,
она была влюблена.
Мальвилатр

«Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого».
Одним из замечательных поэтов, воспевших это прекрасное чувство, стал А.С. Пушкин. Любовь по Пушкину – это естественное состояние души человека; это чувство, даже если оно и не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Поэт с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь – как своего рода обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Эта тема нашла свое отражение и в романе «Евгений Онегин».
Татьяна – главная героиня романа, «натура глубокая, любящая, страстная». На формирование ее характера и взглядов действуют родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается французскими романами, воспитывающими в ней мечтательность, чувствительность, но вместе с тем и высокие нравственные принципы.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюбляется в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Татьяна наделена «воображением мятежным… И сердцем пламенным и нежным». Стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогло вспыхнуть любви к Онегину, который не был похож на других знакомых в скучном кругу соседей. Татьяна вновь обращается к книгам: ведь ей некому доверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, и воображение ее создает свой образ Онегина.
«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал… Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства…
Татьяна любит не шутя,
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Татьяна отдала свое сердце, свою душу Онегину на всю жизнь. Она не представляла себе другого человека, способного завладеть ее чувствами. В Испании есть поговорка: «Истинная любовь длится до смерти». Эта фраза очень точно подходит к чувствам героини.
Несмотря на отповедь Онегина, Татьяна продолжает томиться и тосковать, не переставая любить его и думать о нем. После посещения опустевшей усадьбы Евгения, героиня пришла к мысли, что он вовсе не тот герой, какого она создала в своем воображении, не тот человек, какому она писала письмо.
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Пушкин, вспоминая рассуждения Радищева о «браках поневоле», пишет: «Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа». Эта тема звучит на протяжении всего романа, а в финале становится главенствующей. Сцена последнего свидания напоминает далекое первое объяснение в саду. В «равнодушной княгине» мы видим прежнюю Татьяну, но уже умудренную печальным опытом жизни, глубоко чувствующую, верную нравственным принципам.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна отвергает Онегина, потому что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам. Так обусловлено ее последнее роковое решение, ее отказ от любви, от личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.
«Женщина не может презирать общественного мнения, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тяжесть проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование».

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть.
Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герой произведения, “дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов”, до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными “окурками” под каблуком “модного повесы”. Однако смотрим, что же происходит далее.
Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только “наукой страсти нежной”, а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.
Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.
Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.
Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.
В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.
Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: “Несчастной жертвой Ленский пал”. Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.
Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.
Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: “Уж не пародия ли он?” Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на “ярмарку невест”, по сути, ей становится безразлична собственная судьба.
Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. “Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…” – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.
А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню “роскошной царственной Невы”. И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.
Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: “Чуть с ума не своротил”. Но время бежит, а ответа нет. “Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума”, – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.
Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.
Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)


Другие сочинения:

  1. Любви все возрасты покорны… А. Пушкин Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что Read More ......
  2. Роман “Евгений Онегин” – это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали Read More ......
  3. В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон. По этическим Read More ......
  4. Все дело в том, что Пушкин с гениальной прозорливостью в ряде случаев угадывал эту диалектику бытия. Его образы позволяют читателю и в наши дни заново для себя открыть это вечное обновление, кипение, развитие жизни посредством отрицания отрицания или перехода скачком Read More ......
  5. Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, Кто захочет меня в таких случаях остерегать И показывать мне мои ошибки. Петр I Великий “Евгений Онегин” – вершина творчества А. С. Пушкина. В своей Read More ......
  6. Александр Сергеевич Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для молодых людей начала 19 века: человек в обществе одинок, если он образованнее других. Автор “Евгения Онегина” проследил истоки этого явления: Read More ......
  7. Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них – проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны, самой Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Read More ......
Тема любви в романе “Евгений Онегин”

Тема любви является традиционной в русской литературе. Каждый писатель и поэт вкладывает в эту тему свой личный, субъективный опыт. Поэтому в русской литературе можно найти любовь, приносящую великое счастье, безответную любовь, любовь страдание, любовь разочарование, даже любовь смерть.
Об истинной любви, ее очищающей и возвышающей силе идет речь в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой произведения, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов», до встречи с Татьяной Лариной вел жизнь праздную, скитальческую и не всегда достойную. Он не задумывался о счастье, о смысле своего существования, он играет людскими судьбами, порой калеча их. Онегин не принимает на себя ответственности за свои деяния, которые производят воздействие на мысли и судьбы окружающих людей. Так погибает Ленский, разочаровывается в своих мечтаниях Татьяна, и ничто не дает нам права утверждать, что эти ключевые персонажи романа были единственными «окурками» под каблуком «модного повесы». Однако смотрим, что же происходит далее.
Искренняя любовь Татьяны трогает Онегина, привлекает к себе внимание. Татьяна в принципе заинтересовывает главного героя, однако он знает про себя, что не умеет любить, не способен на чувство. Онегин владеет только «наукой страсти нежной», а в случае с Татьяной эти знания неприменимы.
Героиня пишет своему возлюбленному письмо, потому что именно так поступали девушки из любимых ею романов и всегда были услышаны молодыми людьми. Татьяна строит модель жизни по книгам, да и образ Онегина она создала в своем воображении. На самом деле, девушка не знает, кто такой Евгений Онегин, она хочет, чтобы он был героем ее романа. Ей и в голову не приходит, что, может быть, нехорошо самой признаваться в любви молодому человеку, ведь в книгах об этом ничего не сказано.
Онегин, ценя Татьяну, ее наивность и чистоту, даже после получения письма думает прежде всего о себе, а не о Татьяне. Он упивается своим благородством, тем, что не воспользовался неопытностью юной героини. Евгений преподносит девушке урок, не понимая, насколько жестоко звучат его слова. Можно сделать вывод, что Евгений Онегин на любовь не способен.
Вообще, герой не умеет считаться с чувствами других людей. Это качество проявляется и в любви, и в дружбе. Истинная любовь Татьяны не смогла возвысить героя, и он совершил ужасный поступок – убил на дуэли друга.
В принципе, с точки зрения психоанализа, смерть Ленского закономерна. В любом из нас живут и Ленский, и Онегин. То есть Ленский олицетворяет мечтательность и наивность – черты ребенка, а Онегин – расчетливость, может быть, даже цинизм, рассудочность – черты взрослого. И на определенном жизненном этапе наш Онегин убивает нашего же Ленского, чтобы, отступив от обаяния детства, наконец то принять на себя ответственность и начать реализовываться как личность.

Смерть друга становится неизбежной для Онегина. Он и не пытается помириться с Ленским, внутренне отвергает попытки примирения и принимает вызов к барьеру. По закону дуэли того времени смысл поединка состоял в проверке смелости и стойкости – чтобы с честью выстоять под дулом пистолета. Онегин же нарушает данный кодекс, он стреляет, убивает, а потом в письме к Татьяне заявляет: «Несчастной жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Тщеславия городского повесы, оскорбленного авторитета, гордыни?.. Пушкин довольно лояльно относится к своему главному герою, но не приукрашивает его поступков. Однако, как ни странно, смерть Ленского – это первый шаг к душевным переменам в Онегине.
Далее, уставший от деревенской скуки, подавленный сознанием совершенного убийства, Онегин отправляется в путешествие. Пушкин сравнивает его с байроновским Чайльд Гарольдом – этакий романтический герой, скрытный, мрачный, зловеще обаятельный и смертельно скучающий. Однако эти эпитеты тут же получают свое опровержение.
Когда Татьяна приходит в заброшенный дом Онегина и начинает разбирать его книги, она видит пометки на полях, рисунки, у нее в корне меняется отношение к герою. Она вопрошает: «Уж не пародия ли он?» Нет, он человек из плоти и крови, человек, способный убивать, доставлять страдания. Она понимает, что любимый ею образ совершенно не соответствует реальности и что, может быть, реальность и не совсем достойна ее любви. Влюбленность разрушается, и это причиняет героине сильные страдания. Она не может успокоиться, не хочет ехать в Москву на «ярмарку невест», по сути, ей становится безразлична собственная судьба.
Ее рассеянная лень не пробуждает к открытому бунту, и она с достоинством принимает свой долг. «Для бедной Тани все были жребии равны, я вышла замуж…» – скажет потом она Онегину. В замужестве она обретает все, о чем так мечтала: из глуши лесных селений попадает в высший свет Петербурга, становится законодательницей зал, посещает модные салоны, устраивает вечера у себя. Нигде в тексте не сказано, что Татьяна не любит своего мужа. В целом, судьба любимой героини А. С. Пушкина складывается удачно.
А что ж Онегин? Помотавшись по свету, так и не обретя цели, не занятый трудом, ничем так и не сумевший увлечься, он оказывается волею судьбы в Петербурге и встречает там Татьяну. Но Татьяну совершенно преобразившуюся, княгиню, неприступную богиню «роскошной царственной Невы». И что же происходит? Увидев знакомого человека, вернее, его преображение, Онегин начинает попытки ухаживания, затем, не встретив поощрения, впадает в тяжелейшую хандру и запирается у себя дома, предварительно в письме к Татьяне раскрывая свои намерения и чувства.
Пушкин иронизирует над романтичной маской героя: «Чуть с ума не своротил». Но время бежит, а ответа нет. «Дни мчались, в воздухе нагретом уж разрешалася зима. И он не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума», – то есть Пушкин, как реалист, заставляет героя принять ответственность за свои слова и деяния.
Татьяна отказывает Онегину, отвергает его любовь. Ранние черновики романа дают понять сомнительность испытываемых героем чувств, несмотря на проникновеннейшее, страстное послание к Татьяне, ставшее бесспорной вершиной русской лирики, – это Пушкин, это не Онегин.
Так кто же действительно меняется? Татьяна. Потому что именно она любила и любит Онегина; даже удостоверившись в его слабой сущности, открыв для себя его недостатки, она спустя годы так же его любит. И меняется. И мы видим эти разительные перемены. Все просто, как и все гениальное. В этом основной смысл и ирония содержания романа великого русского гения А. С. Пушкина.