Регистрация полученных и выданных счетов-фактур.

  • себестоимость рассчитывается по номенклатурным группам;
  • затраты на себестоимость распределяются пропорционально плановой себестоимости.

Поэтому перед расчетом нужно определить и на выпускаемую продукцию.

Сам расчет и калькуляция выполняется обработкой « ».

Номенклатурных групп может быть сколько угодно (рис.1). Можно создать номенклатурную группу не только для каждого вида продукции, но и для каждой единицы продукции (Справочники – Доходы и расходы – Номенклатурные группы).

Плановые цены для калькуляции задаются в документе 1С « » (Склад – Цены – установка цен).

Есть еще одна важная особенность – в программе 1С 8.3 рассчитывается не только себестоимость продукции, но и стоимость материалов. Что это значит? Стоимость комплектующих может быть увеличена на величину дополнительных расходов(рис.3).

Например, если в приходной накладной указана цена материала, равная 10 руб., в производство может быть списана эта же позиция по цене гораздо большей(будут учтены затраты на доставку, страховку, «растаможку» и т.д.).

На рис.4 видны проводки, по которым стоимость бруса и пиломатериалов на складе увеличена соответственно на 1111,11 и 388,89 руб.

В обработке закрытия месяца в 1С Бухгалтерия 8.3 для расчета стоимости материалов есть специальный пункт – «Корректировка стоимости номенклатуры», эта операция выполняется до расчета стоимости продукции.

Проверка себестоимости

Что еще нужно сделать перед расчетом себестоимости?

В учетной политике смотрим разделы « », «Запасы» и «Затраты» (рис.4).

Здесь важно правильно задать методы распределения прямых и , а также установить флажки выпуска продукции и услуг производственного характера.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

В разделе «Параметры учета» проверяем пункты «Производство» и «Запасы» (рис.5).

Тип цен должен быть выбран таким, по которому заданы плановые цены в документе « ».

Оформление операций по производству

Какими документами отражается выпуск продукции и услуг:

Оба документа находятся в разделе «Производство» (рис.6). Реализацию услуг можно отразить также документом « » из раздела «Продажи», но по этому документу себестоимость услуг не рассчитывается.

На рис.7 представлен документ выпуска. В нем указывается, что выпущено, когда, где, в каком количестве, а также счета учета, счета и аналитика затрат (номенклатурная группа, статья затрат).

Кроме этого, в документе можно указать прямые затраты (закладка «Материалы»), которые заполняются или вручную, или в автоматическом режиме по данным спецификации (если ведется справочник спецификаций).

Важно соблюдать соответствие аналитике выпущенной продукции и затрат. Например, если продукция выпущена по номенклатурной группе «Стулья», то и затраты должны быть отнесены на эту номенклатурную группу. Проверить можно по оборотно-сальдовой ведомости по 20 счету(рис.8).

И еще одно замечание – номенклатурные группы для производственных услуг не должны использоваться для выпуска продукции .

Наше видео про оформление документа Отчет производства за смену в 1С 8.3:

Косвенные затраты при расчете себестоимости

Для учета косвенных затрат используются документы:

Анализ косвенных расходов также проводится по оборотно-сальдовой ведомости 25 и 26 счетов (рис.9).

Закрытие месяца в 1С 8.3 для расчета себестоимости

Итак, все настройки проверены, документы выпуска оформлены, затраты отражены. Можно приступать к расчету себестоимости. Вызываем обработку «Закрытие месяца»(рис.10).

Как видим, программа сама подсказывает последовательность действий. Каждую операцию из списка можно проверить и перепровести вручную. При выполнении каждого пункта программа анализирует корректность ввода, сообщает об ошибках и выдает рекомендации по их устранению(рис.11).

1С: Розница позволяет создавать сборку товара с учетом себестоимости комплектующих. Сам механизм формирования комплектов очень простой. и выполняется всего в несколько шагов. В примере будем формировать новогодние комплекты в упаковке, состоящие из шапки и варежек.

Для начала выполним поступление необходимых товаров, которые будут составляющими при сборке. Если при поставке этих товаров организация понесла сопутствующие расходы(доставку, сертификацию, выгрузку), их тоже нужно указать в документе.

Следующим шагом переходим в НСИ- Номенклатура.

В ранее созданной папке “Комплекты новогодние” уже есть составляющие для сборки, теперь нам нужно завести сам комплект как товар.



Через кнопку Создать открываем отдельные составляющие. В окне Комплектующие номенклатуры выбираем из справочника наш комплект и одну из составляющих, в поле Доля стоимости указываем 1. В поле Количество указываем то количество позиций, которое будет в одном комплекте. В нашем примере ставим 1, так как в одном комплекте будет только одна шапка.


По аналогии добавляем комплектующие “Варежки синие” и “ Бумажный пакет новогодний”.


После того, как мы показали программе, что у нас есть комплекты и указали, из чего они состоят, осталось провести сборку товаров. Открываем раздел Склад- Сборки товаров- Создать.


Заполняем документ Сборка товаров : в разделе Комплект, поле Номенклатура- указываем название нашего комплекта, количество- то, которое необходимо собрать. Далее нажимаем Заполнить комплектующие , после чего 1С сама подберет в табличную часть необходимые товары в нужном количестве.



В открывшемся окне устанавливаем флаг Расчет себестоимости и нажимаем кнопку Рассчитать и заполнить . Программа 1С выведет себестоимость комплекта. В нашем примере эта цифра составляет 600 руб.


Для проверки идем в Склад- Отчеты по складу-Оценка склада(в розничных ценах) . Себестоимость товаров теперь отображается.


Сборка товаров с учетом себестоимости завершена.

Осталось только провести наценку комплектов и готовые наборы можно отдавать на реализацию.

Печать (Ctrl+P)

Использовать учет себестоимости

Функционал учета себестоимости товаров в рознице 8 состоит из следующих объектов конфигурации

  1. Функциональная опция “Использовать учет себестоимости” – Переключатель функционала учета себестоимости. При выключенной опции становятся недоступными объекты, которые входят в состав функционала учета себестоимости.
  2. Регламентное задание “Расчет себестоимости” – Предназначено для выполнения расчета себестоимости товаров по расписанию
  3. Документ “Расчет и установка себестоимости” – Документ предназначен для установки результат расчета себестоимости и ручной корректировки информации о себестоимости товаров в том случае, если себестоимость товаров можно определить только экспертным путем, например, при переходе на конфигурацию Розница неавтоматизированных магазинов для ввода начальной информации о себестоимости товаров.
  4. Отчет “Оценка валовой прибыли” – В отчете отображается информация о валовой прибыли, полученной при продаже товаров в магазине
  5. Регистр сведения “Настройка способа учета себестоимости” – содержит сведения о способе учета себестоимости товаров
  6. Регистр сведения “Себестоимость номенклатуры” – Содержит информацию о себестоимости номенклатуры и ее характеристики в разрезе магазинов.
  7. Регистр накопления “Себестоимость поставки товаров” – Это вспомогательный оборотный регистр для хранения информации о поступлениях товаров для расчета себестоимости по средней взвешенной оценке.

Функциональная опция “Использовать учет себестоимости” устанавливается в разделе Администрирование /запасы и закупки.

Ставим флаг «Учет себестоимости» и переходим на «Настройка способов учета себестоимости». Откроется список записей периодического регистра сведений “Настройка способа учета себестоимости”. Периодичность – в пределах месяца. В демонстрационной версии конфигурации 1С розница 2.2, которую я показываю, используется упрощенный способ учета себестоимости, потому,что эта информационная база была создана при редакции 2.0 . Я добавил новую настройку способа учета себестоимости с 01.01.2017 года, чтобы продемонстрировать новый вариант расчета себестоимости, который появился в редакции 2.1 – Способ учета по средневзвешенной оценке при автономном расчете себестоимости.

В новой настройке с 01.01.2017 ставим флаг «Рассчитывать регламентным заданием» и выбираем способ учета Средняя взвешенная оценка (Автономный учет) . Отметим, что с помощью регламентного задания можно производить только расчет средневзвешенной оценки себестоимости. Для других способов учета себестоимости не требуется регламентное задание.

Установим флаг «Распределять стоимость услуг», чтобы распределять стоимость услуг на себестоимость закупаемых товаров. Такая возможность появилась также в редакции 2.1. При этом распределение происходит на себестоимость товаров, указанных с услугой в одном документе (“Поступление товаров”, “Перемещение товаров”, “Сборка товаров”). При использовании данной опции необходимо выбрать правило распределения (Пропорционально количеству товаров или Пропорционально стоимости товаров ).

При сохранении настроек начало их действия устанавливается на начало месяца выбранной даты. При этом система не позволит записать две настройки с началом действия в одном месяце. Можно только отредактировать старую или создать новую после удаления предыдущей.

Очень важно ! перепровести с момента начала действия установки нового способа расчета, следующие документы товародвижения:

  1. Поступление товаров
  2. Перемещение товаров
  3. Сборка товаров
  4. Акт о Расхождениях При Приемке Товаров

Дело в том, что эти документы записывают информацию о себестоимости в регистре накопления “Себестоимость поставки товаров” при использовании способа учета себестоимости «Средняя взвешенная оценка (Автономный учет)» , а при использовании способа учета «Упрощенный (Автономный учет)» информация записывается в другом регистре – регистр сведения себестоимость номенклатуры.

Если при первом варианте учета «Упрощенный (Автономный учет)» себестоимость товара приравнивается к цене последней поставке, то при втором варианте остатки и себестоимость товара предыдущего расчетного периода влияет на расчет себестоимость товара текущего периода.

Посмотрим, как работает расчет себестоимости по средневзвешенной оценке. Допустим, что на конец года 2016 г, согласно отчету «Оценка склада» остатки Телевизоров “JVC” по всем складам магазина «Бытовая техника» составляет 49 штук, а общая себестоимость 126 850 р.

Допустим также, что в январе 2017 года в магазин «Бытовая техника» поступили 2 партии телевизоров Телевизор “JVC” по разным ценам – Одна партия из 5 штук по 10 000 р, а вторая партия из 5 шт по цене 15000 .

Поскольку с 01.01.2017 используется второй вариант учета себестоимости, то при проведении документов поступления, информация о цене и количестве записывается в вспомогательном оборотном регистре “Себестоимость поставки товаров” , а не в регистре себестоимости номенклатуры. Следовательно, для расчета себестоимости требуется ввести еще документ “Расчет и установка себестоимости”. В документе появилась дополнительная опция Расчет себестоимости , которую следует установить. При этом станет активной кнопка Рассчитать и заполнить .

При нажатии данной кнопки система автоматически заполняет список товаров и рассчитывает их себестоимость по средневзвешенной оценке. В список попадают все товары, которые поступали в рамках расчетного периода (месяца),в котором введен документ расчета.

В текущем примере видим, что рассчиталась усредненная себестоимость по двум документам текущего периода с учетом остатков товаров предыдущего периода: 49 шт на 1256850 руб. , 5шт на 50 000 руб, 5 шт на 75 000 руб

итого =(1256850+50 000+75000)/(49+5+5)= 23 421,19 р.

Важно отметить, что в системе 1С: Розница версии 2.1.2.8 расчет себестоимости по средневзвешенной оценке был очень упрощен и производился только по поступлениям расчетного месяца без учета остатков на начало периода. Т.е. усреднение себестоимости в рамках нескольких месяцев не производился и в данном примере рассчиталась бы усредненная себестоимость только по двум документам:

5шт на 50 тыс.руб., 5шт на 75 тыс.руб., итого с/с 1шт = (50+75)/10 = 12500руб.

Настройка регламентного задания для расчета себестоимости

Если при настройке способа учета себестоимости был установлен флаг Рассчитывать регламентным заданием , то это регламентное задание следует еще создать и настроить его расписание.

В разделе Настройка и администрирование выберем команду Поддержка и обслуживание Регламентные и фоновые задания .

Откроется список регламентных и фоновых заданий. Если в списке нет задания “Расчет себестоимости”, то его следует добавить

После нажатия «добавить» нужно выбрать Расчет себестоимости из списка шаблонов регламентного задания перед редактированием стандартной формы создания нового регламентного задания

Установим флаг, что данное задание включено и настроим его расписание. Установим, например, настройки: повторять каждый день через 60 секунд.

Благодаря тому, что 1С: Розница 2.2 работает уже на Платформе 8.3, регламентные задания будут выполняться в автоматическом режиме даже для файловых информационных баз. После того, как задание автоматически отработает, в списке документов Расчет и установка себестоимости обновится ранее созданный документ.

Программа 1С предусматривает возможности расчета себестоимости товаров и услуг, причем для правильности получаемого результата требуется соблюдение двух основных условий:

  • Расчет ведется на основе номенклатурных групп;
  • Распределение затрат ведется в пропорции с плановой себестоимостью.

Поэтому изначально пользователем должны быть заданы номенклатурные группы и параметры плановых цен. Непосредственно расчеты ведутся в процессе обработки «Закрытия месяца».

Настройка расчета себестоимости в 1С

Число используемых номенклатурных групп не ограничивается, причем их создание допускается даже для каждой отдельной единицы товара, а не только отдельного товара. Задать их можно через «Справочники» — «Доходы и расходы» — «Номенклатурные группы».

Внесение плановых цен в систему предполагает задействование документа «Установка цен номенклатуры», доступного в разделе «Склад» — «Цены» — «Установка цен».

Одной из отличительных черт программы 1С выступает возможность определения не только себестоимости продукции, но и расчета стоимости материалов. В частности итоговая стоимость может быть скорректирована с учетом дополнительных затрат.

Например, при стоимости единицы материала в 10 рублей списание возможно по более высоким ценам, включающим в себя траты на страховое обеспечение, доставку, контроль качества и так далее.

Изображение ниже отображает набор проводок, отражающих рост стоимости бруса и пиломатериалов на величину в 1.111,11 и 388,89 рубля соответственно.

В процессе «Закрытия месяца» имеется возможность определить себестоимость через сервис «Корректировка стоимости номенклатуры», причем использовать его необходимо до момента определения стоимости продукции.

Проверка себестоимости

Перед тем, как приступить к операции проверки себестоимости, необходима проверка существующей учетной политики и параметров учета. Для учетной политики внимание уделяется трем разделам: «Налог на прибыль», «Запасы», «Затраты». Основное внимание требуется уделить вопросам распределения прямых и косвенных трат, а также активировать флажки производственной деятельности.

Для параметров учета внимание уделяется вкладкам «Производство» и «Запасы». Тип цен выбирается в соответствии с плановыми ценами, указываемыми в документе «Установка цен номенклатуры».

Оформление операций по производству

Выпуск продукции в программе 1С отражается документами:

  • «Отчет производства за смену»
  • «Оказание производственных услуг».

Доступ к ним осуществляется через раздел «Производство». При этом исключительно для услуг возможно применить документ «Реализация (акты, накладные)», имеющийся в разделе «Продажи», но в последнем случае расчет себестоимости оказывается невозможным.

Представленный ниже документ выпуска демонстрирует результаты производства, включая выпущенный товар, его количество, счета учета и аналитику затрат на производство по счетам. Через закладку «Материалы» возможно отражение прямых затрат, причем, как в ручном режиме, так и посредством автозаполнения из выбранной спецификации.

На объективность данных влияет соответствие аналитики затрат и производства. В частности только при соответствии номенклатурных групп возможно правильное заполнение данных. Проверка доступна через оборотно-сальдовую ведомость, создаваемую для счета 20.

Учесть необходимо и тот факт, что номенклатурные группы, предназначенные для производства, не должны совпадать с группами, используемыми для услуг.

Косвенные затраты при расчете себестоимости

Учет косвенных затрат проводится в программе 1С с использованием многочисленных документов. Среди них:

  • Требование-накладная;
  • Начисление зарплаты;
  • Поступление (акты, накладные);
  • Начисление амортизации;
  • Авансовые отчеты.

Проанализировать расходы данной группы возможно при помощи оборотно-сальдовой ведомости, создаваемой по счетам 25, 26.

Закрытие месяца в 1С для расчета себестоимости

После того, как установлены все необходимые настройки и созданы документы выпуска, можно рассчитать итоговую себестоимость продукции. Для этого потребуется проведение операции «Закрытие месяца».

При этом программа оказывает пользователю поддержку, выдавая рекомендации по дальнейшим действиям. Каждая из проводимых операций доступна для ручной проверки и корректировки, причем проверку проводит и программа, уведомляя о выявленных ошибках или неточностях.

Например, представленная выше ошибка указывает на использование операций перепроводки задним числом для каких-то документов. Для устранение проблемы требуется выполнить «Перепроведение документов за месяц».

После того, как закрытие месяца выполнено успешно, формируется справка-расчет себестоимости. Она доступна в разделе «Справки-расчеты».

Расчет себестоимости товаров – важнейшая операция закрытия периода и получения финансового результата деятельности фирмы.

Программа 1С отражает учетную информацию, делая акцент на распределении издержек между стоимостью реализованных товаров и стоимостью товарно-материальных запасов.

Для укрупненного учета выручки и затрат в программах 1С:Предприятие имеется справочник «Номенклатурные группы». Если настроить учет по каждому продукту или товарной группе, можно оценить их «вклад» в доходы компании. Справочник расположен в «Доходах и расходах»:

Заполнение и редактирование справочника осуществляется пользователем вручную в необходимой детализации.

В какой детализации необходимо раскрыть показатель (по товарным группам, товарам, покупателям, объектам выполнения работ, торговым точкам и т.д., то есть в действительности все то, что вызывает необходимость численно оценить используемые ресурсы) устанавливается учетной политикой предприятия.


Системы калькуляции себестоимости неразрывно связаны с учетом затрат, что позволяет учитывать как внешние, так и внутренние требования по составлению отчетов, и измерять прибыль.

Важный вопрос при калькуляции себестоимости – какие расходы компании учитывать?

Основная часть расходов любой торговой компании – расходы по закупке товара и логистические расходы (транспортные расходы, расходы на хранение товара). Увеличение стоимости товаров за счет распределения транспортных расходов можно отразить с помощью документа «Поступление доп. Расходов», который можно сформировать из документа «Поступление товаров и услуг» с помощью кнопки «Ввести на основании»:


Здесь необходимо указать поставщика транспортных услуг, стоимость и ставку НДС, а также выбрать способ распределения: «По сумме» или «По количеству».


В нашем примере 86% дополнительных расходов на транспортировку товара (без НДС) приходится на приобретенный товар «Опята»:


Себестоимость товара «Опята» осуществляется документом отгрузки и регоперацией корректировки стоимости номенклатуры, которая формирует проводки по корреспонденции счетов по корректировки стоимости списания МПЗ:


Обязательно для случаев:

  • Допрасходы входят в стоимость МПЗ после их списания;
  • При использовании в учетной политике метода оценки МПЗ «по средней», когда за отчетный срок сумма списания матценностей просчитывается по средней/скользящей. При выполнении регоперации сформируются корректирующие записи на разницу между средней скользящей и средней взвешенной.


В бухучете расчет себестоимости продукции для производственных компаний включает статьи:

  • Сырье и материалы;
  • Возвратные отходы (вычитаются);
  • Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производству от сторонних организаций;
  • Топливо и энергия на технологические цели;
  • Зарплата производственных рабочих;
  • Отчисления на социальные нужды;
  • Расходы на подготовку и освоение производства;
  • Общепроизводственные расходы;
  • Потери от брака;
  • Прочие производственные расходы.

Проверим настройки программы:

В блоке «Производство» установлен флаг «Учет процесса производства и выпуска продукции»:



Методы распределения косвенных (общепроизводственных и общехозяйственных, если включаются в себестоимость продукции, работ, услуг) расходов настраиваются в одноименном регистре (переход по ссылке «Методы распределения»), согласовываясь с учетной политикой, установленной на отчетный период:


Отражение выпуска готовой продукции осуществляется через «Отчет производства за смену», который расположен в разделе «Производство»:


В документе заполняется:

  1. Счет затрат;
  2. Склад;
  3. Подразделение затрат;
  4. Продукция за смену (наименование + количество).


Цена плановая устанавливается системой из документа через расчет плановой себестоимости, который осуществляется пользователем по технологическому процессу и планируемой норме прямых расходов:


Сумма плановая – арифметический расчет (количество х цена плановая).

Счет учета – автоматически из регистра «Правила определения счетов учета» справочника «Номенклатура»:


Из информации того же справочника система заполняет и номенклатурную группу.


На ее основании система заполняет закладку «Материалы» по количеству, просчитанному исходя из количества выпущенной продукции, и нормы материалов для ее изготовления. При необходимости количество материалов может быть изменено вручную.

Аналитика «Номенклатурная группа» на закладке «Материалы» должна строго соответствовать этой аналитике на закладке «Продукция». Заполнение используемых материалов по спецификации самой системой исключает возникновение такой ошибки и значительно сокращает время на расчет и анализ себестоимости за отчетный период.


В бухгалтерском учете формируются проводки:


При проведении документа «Отчет производства за смену» также заполняется регистр «Выпуск продукции в плановых ценах»:



По плану счетов счет учета 20 формируется по аналитическим разрезам: номенклатурная группа, статья затрат и продукция. Если в момент начисления мы не можем распределить заработную плату по конкретной продукции, то рекомендуется отражать ее через общепроизводственные расходы и распределять по видам продукции регламентной операцией «Закрытие месяца»:


Рассчитаем заработную плату и начислим страховые взносы за январь 2016 г. по работникам ЦЕХА №1:


Рассчитаем заработную плату и начислим страховые взносы за январь 2016 г. по административному персоналу:


Расчет себестоимости продукции осуществляется системой через регламентную операцию «Закрытие месяца» и может быть проанализирован с помощью отчетов бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета и т.д.) и отчетов по форме «Справка-расчет», вызов которых происходит:



Правила распределения более наглядно отражаются в отчете «Справка-расчет распределения косвенных расходов (бухгалтерский учет)»:


Состав затрат по статьям и номенклатуре анализируем с помощью отчета «Калькуляция себестоимости продукции»:


Анализ фактической себестоимости в сравнении с плановыми затратами проверяем по отчету о выпуске:


Списание общехозяйственных расходов по методу «Директ-костинг» можем проанализировать как с помощью оборотно-сальдовой ведомости по сч. 26, так и с помощью отчета «Списание косвенных расходов»:



Расчет себестоимости должны проводить все организации, рассчитывая на различных этапах разные виды первоначальной стоимости, что поможет им сформировать план мер, направленных на повышение рентабельности.