Русские художники. Ульянов Николай Павлович

Пушкин с женой перед зеркалом

Родился в Ельце Орловской Губернии, жил и работал в Москве.

Качели

В истории отечественного искусства фигура Н. П. Ульянова - как бы в тени. Он не примыкал к художественным группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он и соответствовал с неизменным достоинством.

К.С.Станиславский за работой

Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был Н.Н.Ге, предсказавший ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг. "Пушкинской серией" и полотном "Лористон в ставке Кутузова").

Лористон в ставке Кутузова

Но более сильным оказалось влияние В.А.Серова: Ульянов стал его другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру рисования и композиционную "формульность" портретов (А. С. Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, - вплоть до портрета "К. С. Станиславский за работой", 1947).

Пейзаж

Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова 1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления - его интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее быстротечности и фантомности ("Парижская витрина", 1909-11; "Кафе", 1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.).

Облака

Пристрастие к резким ракурсам, к пространственной интриге - например, к мотиву зеркального повтора форм ("Автопортрет с парикмахером", 1919; "А. С. Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной для него темой различения реальности и видимости, действительного и мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с живописцами символистского круга.

Снегири

Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А. Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.

Портрет Михаила Лермонтова

Улица Москвы

(1875, Елец - 5.5.1949, Москва)

Живописец, график, театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).

В штате Художественного театра с 1906 по 1908 и с 1923 по 1925 г. Отец его - из крепостных крестьян. Мальчиком был отдан в учение иконописцу сначала в Ельце, а потом в Москве. Из мастерской на Первой Мещанской, где жизнь ученика протекала на манер жизни чеховского Ваньки Жукова, его вытащил земляк-живописец В. Н. Мешков, способствовавший поступлению Ульянова в Училище живописи, ваяния и зодчества. Ульянов провел там более десяти лет. В его творческой судьбе решающую роль сыграл пришедший в Училище В. А. Серов. После первых успехов Ульянов сблизился с художественной элитой круга “Золотого руна”, с С. Судейкиным, Н. Сапуновым, Н. Феофилактовым, М. Сарьяном, П. Кузнецовым. В 1905 г. Ульянов - один из энтузиастов Студии на Поварской. Ему принадлежат декорации к спектаклю “Шлюк и Яу” и эскизы к “Продавцу солнца” (репетиции которого, впрочем, и не начинались). Для 3‑й картины в пьесе Гауптмана, действие которой, по совету Станиславского, было соотнесено с “веком пудры”, Ульянов придумал преувеличенные кринолины и парики, напоминавшие фантастические облачные башни. Семь принцесс в этих кринолинах сидели в семи беседках-трельяжах, сквозь которые сверкало небо в облаках-барашках; сетка на кринолинах повторяла рисунок трельяжей. Семь принцесс вышивали золотую ленту, мягко провисавшую между беседками, объединяя всю картину.

С Мейерхольдом, о котором Ульянов сохранил самые яркие впечатления (ему принадлежит знаменитый портрет Мейерхольда в костюме Пьеро), он вновь встретился в работах для сцены лишь в 1928 г. (“Горе уму”, костюмы). Станиславский же сразу после ликвидации Студии на Поварской привлек художника к дальнейшему сотрудничеству. Ульянов, который был участником выставки исторического портрета в Таврическом дворце (1905), помогал К. С. Станиславскому в постановке “Горя от ума” (костюмы). В “Драме жизни” Гамсуна (1907) Ульянов получил важнейший для постановщика III акт - сцену ярмарки. Он воплотил режиссерский замысел, разместив на разновысоких уровнях палатки, - зажженные внутри огни превращали их в полупрозрачные экраны, на полотне колыхались тени людей, ветер усиливал эту игру, качая фонари. Ульянов вводил световые удары - возникали столбы северного сияния, придававшие еще большую призрачность происходящему на обезумевшей, охваченной мором ярмарке. Все дополнялось кружением дикой карусели (в живописи Ульянова будет повторяться этот мотив). Режиссер и художник сумели использовать высоту сценической коробки: возникала огромная холодная пустыня неба и под ним - суетливый театр теней. Станиславский предлагал Ульянову работу над “Жизнью Человека” и “Синей птицей”, но период бурного театрального энтузиазма художника закончился. Ульянов вернулся к живописи. Преподавал в Строгановском училище, затем во ВХУТЕМАСе. Для сцены он стал снова работать с начала 20-х гг. В 1921 г. делал для Музыкальной студии МХАТ эскизы к “Орфею в аду” Оффенбаха и черновые наброски к опере Ребикова “Дворянское гнездо” (не осуществлены). Работал также для Малого театра (оформление спектаклей Мольера, 1919) и для Показательного театра (“У Дидро”).

Станиславский искал нового сближения с Ульяновым, предложив ему участие в “Евгении Онегине” (Оперная студия) и затем уговорив взяться за “Дни Турбиных”. Художник не очень ценил эту свою работу из-за ее “живописной скупости”. Зато ее оценили и актеры, и публика. “Спектакль по своей внешней форме мог казаться подчеркнуто традиционным, кричаще традиционным, но - только казаться. Художник Н. П. Ульянов почувствовал строгую выразительность пьесы, и он словно отходил на второй план, становился как бы незаметен и неслышен. Но он до конца проникся атмосферой квартиры с кремовыми занавесками, с какой-то примирительно голубовато-серебристой окраской обоев, со строгими и точными линиями немного скошенной комнаты, со скудной и немногочисленной мебелью, - без увлечения бытовыми подробностями. В самом воздухе просто оформленной сцены ощущалась тревога. И ее-то, внутреннюю тревогу, передавал весь коллектив актеров - зараженных, мучимых, разбереженных ею” (П. А. Марков. Книга воспоминаний. М. , 1983, с.232-233).

Так же глубоко жила тревога в световом и пространственном решении сцены “Гимназия” - крутые парадные марши лестницы, подымающейся к портрету Александра I (смутно виден фон фигуры - боевой стан); высокие скругленные окна, в которых тьма.

Ульянов продолжил сотрудничество с необыкновенно дорогим для него режиссером, взявшись за “Мольера” (эскизы костюмов). Станиславский с восхищением принял его работу над “Кармен” в Оперном театре: “Впечатление очень большое, волнительное, хорошее и неожиданное. Это Испания! […] Я всему, всему верю. В “Кармен” верно все то, что сделает постановку и оперу народной, солдатской, крестьянской, контрабандистской. Это очень хорошо. Обнимаю Николая Павловича и поздравляю его с чудесной работой. Он теперь наша художественная радость в театре” (из письма к П. И. Румянцеву от 23.3.1934). В Музее им. Бахрушина хранится более ста эскизов декораций и костюмов к поставленной в Оперном театре им. Станиславского опере Бизе (1935).

Кроме множества рисунков, сделанных с натуры во время оперных репетиций К. С. Станиславского, Ульянов оставил картину-портрет “Станиславский за работой” (1947). Ею завершается его цикл портретов деятелей МХАТ (О. Л. Книппер в жизни и в роли из “Вишневого сада”,1904; портреты Л. М. Леонидова и М. М. Тарханова; между прочим, Тарханов послужил Ульянову моделью для Кутузова в картине “Лористон в ставке Кутузова”).

    Ульянов Николай Павлович - (1875 1949), сов. художник. В 1941, к 100 летию со дня смерти Л., написал его портрет (масло; ГЛМ; вариант Музей Л. в Пятигорске; см. в изд.: Альбом «М. Ю. Л.», М., 1941, с. 325): Л. сидит на диване, облокотившись на подушку. Портрет подкупает… … Лермонтовская энциклопедия

    Ульянов Николай Павлович - (1875 1949), советский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член корреспондент АХ СССР (1949). Учился в МУЖВЗ (1889 1901) и в мастерской В. А. Серова (1899 1902). Член объединений Союз русских художников, Мир… … Художественная энциклопедия

    УЛЬЯНОВ Николай Павлович - (1875 1949) российский живописец и график, заслуженный деятель искусств России (1932), член корреспондент АХ СССР (1949). Член Мира искусства. Психологические портреты (К. С. Станиславский за работой, 1947), исторические картины, серия Пушкин… … Большой Энциклопедический словарь

    Ульянов Николай Павлович - , советский живописец и график, заслуженный корреспондент АХ СССР (1949). Учился в московском училище живописи, ваяния и деятель искусств РСФСР (1932), член зодчества (1889‒1901) и в мастерской В. А.… …

    Ульянов Николай Павлович - (1875 1949), живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член корреспондент АХ СССР (1949). Член «Мира искусства». Психологические портреты («К. С. Станиславский за работой», 1947), исторические картины, серия «Пушкин в жизни»… … Энциклопедический словарь

    Ульянов, Николай Павлович - Род. 1875, ум. 1949. Живописец, график. Участник объединения художников "Мир искусства". Мастер психологического портрета, автор исторических полотен. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Лауреат Государственной премии СССР (1948) … Большая биографическая энциклопедия

    Чуркин, Николай Павлович - Николай Павлович Чуркин … Википедия

    Ульянов - Ульянов русская фамилия, происходящая от имени Ульян (русская форма латинского имени Юлиан): Мужчины Адриан (Ульянов) епископ Ульянов, Александр Ульянов, Александр Ильич (1866 1887) революционер народоволец, старший брат… … Википедия

    УЛЬЯНОВ - 1. УЛЬЯНОВ Александр Ильич (1866 1887), один из организаторов и руководителей т. н. Террористической фракции Народной воли. Брат В. И. Ленина. Участник подготовки покушения 1 марта 1887 на императора Александра III. Повешен в Шлиссельбургской… … Русская история

    Ульянов - I Ульянов Александр Ильич , участник революционного движения в России. Старший брат В. И. Ленина. В 1883 окончил Симбирскую гимназию с золотой … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Имена России. Энциклопедия (CDpc) , Издательство "Директмедиа" представляет новую программу" Имена России" . Энциклопедия посвящена великим людям, которые внесли значительный вклад в развитие российского национального гения, в… Категория: Другое Издатель: Новый диск , Купить за 926 руб
  • Люди эпохи сумерек , Ульянов Николай Павлович , В книге, посвященной художнику и литератору конца XIX - первой половины XX века Николаю Павловичу Ульянову, собрано практически все мемуарное и эссеистическое наследие мастера. Здесь и… Категория: Деятели культуры и искусства Серия: Символы времени Издатель:

Живописец, график, сценограф

Родился в семье уездного фельдшера, мать будущего художника занималась плетением кружев. В 1887 окончил церковно-приходскую школу в Ельце. В 1888 переехал в Москву, некоторое время обучался в иконописной мастерской на Первой Мещанской улице, одновременно готовился к поступлению в МУЖВиЗ. В 1889–1900 учился в МУЖВиЗ у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, В. А. Серова. Познакомился с Н. Н. Ге и Л. Н. Толстым. С 1897 по 1900 за ученические задания (рисунок, живописный этюд и так далее) был удостоен четырех малых серебряных медалей. В 1900 за картину «Чистые пруды» награжден большой серебряной медалью, получил звание неклассного художника.

В 1901–1903 исполнял обязанности помощника в мастерской Серова и К.. Коровина. Параллельно работал учителем рисования в Мясницком казенном училище, в 1901–1906 преподавал в частных школах Е. Н. Званцевой и А. А. Хотяинцевой, а также вел занятия в собственной студии.

С 1902 (по 1912 с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1903 посетил Меррекюле и Силламяги в Эстонии, в 1904 совершил поездку на Новый Афон для получения заказа на росписи монастыря (не состоялся). Примерно в то же время познакомился с К. С. Станиславским. С 1905 работал сценографом в Театре-студии на Поварской. Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана, «Продавец солнца» по пьесе Рашильд, «Пелеас и Мелисанда» по драме М. Метерлинка. Занимался декорированием интерьеров Театра-студии.

В 1905 принял участие в портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. Во время революции 1905 выполнил серию натурных зарисовок на улицах Москвы, запечатлев многие революционные события. В 1906 совершил поездку по Волге и Каме. В том же году оформил спектакль «Горе от ума» по пьесе А. С. Грибоедова в МХТ.

В 1907 экспонировал свои работы на выставке «Венок» (Стефанос), вступил в общество «Свободная эстетика», вошел в состав художественного совета журнала «Золотое руно». В 1907 совершил путешествие в Италию, в 1909 - во Францию, в 1912 на стипендию фонда Е. Д. Поленовой побывал в Германии и Италии (совместно с П. П. Муратовым).

С 1910 исполнял обязанности директора и декоратора в школе танца Е. И. Рабенек. Летние месяцы 1910–1912 проводил на даче семейства Рабенек в Щелково. В 1911 участвовал во Всемирной выставке в Риме, получил приглашение Ф. Т. Маринетти присоединиться к движению футуристов, однако отказался от него. С 1911 член и постоянный экспонент (до 1923) выставок Союза русских художников. В 1913 вступил в объединение «Мир искусства».

В 1915–1918 преподавал рисунок в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1919–1920 - в Первых Государственных свободных художественных мастерских, в 1920–1921 - во ВХУТЕМАСе, Пречистенском практическом институте на отделении изобразительного искуства, школе одаренных детей в Больших Вяземах.

В 1917 стал одним из основателей Профессионального союза художников-живописцев Москвы. В 1924 выполнил серию зарисовок в Колонном зале Дома союзов во время похорон В. И. Ленина. В 1923 и 1925 участвовал в выставках АХРР. В 1925 стал одним из членов-учредителей объединения «4 искусства». В 1926 в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) открылась персональная выставка Ульянова, приуроченная к 30-летию творческой деятельности. В 1929 в Доме ученых прошла выставка рисунков и акварелей мастера.

Продолжал активно работать как художник-декоратор. В 1919 оформил постановку «У Дидро» И. Стюпюи в Московском показательном театре, в 1922 - «Скупой рыцарь» по трагедии А. С. Пушкина в Театре на Тверской. Создал эскизы костюмов и декораций к оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха в Музыкальной студии МХАТ (1920–1922, не осуществлена), спектаклям «Тень осла» в театре «Комедия» (1925), бывший театр Ф. И. Корша), «Дни Турбиных» (1926) и «Мольер» (1935) М. А. Булгакова во МХАТ, «Горе уму» по пьесе А. С. Грибоедова в ГосТИМ (1928). В 1929 был привлечен к работе над фильмом «Евгений Базаров» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» на киностудии «Межрабпомрусь».

В 1932 Ульянову было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В начале Великой Отечественной войны эвакуирован в Нальчик, затем - в Тбилиси, с 1942 жил в Самарканде, преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, также находящемся в эвакуации. В конце 1943 возвратился в Москву. В 1945 награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1948 удостоен Сталинской премии за портрет К. С. Станиславского за работой. В 1949 избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Ретроспективные выставки произведений художника прошли в 1951, 1961, 1975 в Москве, в 1978 - в Ленинграде. В 1965 в Государственном Музее А. С. Пушкина была показана «пушкиниана» Ульянова.

Написал мемуары о Толстом, Ге, Серове, Коровине, А. С. Голубкиной, В. Э. Мейерхольде, Станиславском, А. Н. Скрябине (объединены в книгу «Мои встречи». М., 1953, переизданы в 1959), а также автобиографические воспоминания. Автор нескольких статей и эссе по теории искусства (опубликованы в книге «Люди эпохи сумерек». М., 2004).

Ульянов стоит особняком среди мастеров «серебряного века». Блестящий рисовальщик и живописец, в начале творчества он испытал влияние своего учителя Серова. Однако его нельзя причислить к последователям Серова, как и вообще к каким-либо направлениям этого времени. В 1900-х прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников «Мира искусства». В дальнейшем использовал опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством. Все это привело к созданию собственной системы в живописи и рисунке, отмеченной необычайным разнообразием художественных приемов и нашедшей отражение в произведениях конца 1900-х - 1910-х (это время считается периодом расцвета). Большинство работ позднего периода создано в традициях реализма, они в значительной степени утратили яркую индивидуальность более ранних художественных произведений, сохранив при этом чрезвычайно высокий уровень технического мастерства.

Творчество Ульянова представлено во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями его произведений располагают Государственная Третьяковская галерея и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Устанавливала 3 импланта в данной клинике. Была нехватка кости. Проводить предварительно костную пластику Сергей Павлович не посчитал нужным. Как результат ямы на десне как были, так и остались, десна уходит, коронки "вылезли» из под десны, так что видно уже даже металлический стержень. Деньги просто на ветер.

В моем возрасте мало кто берется за таких проблемных клиентов. Сергею Павловичу особая признательность за отношение к пациентам и мастерство.

Професиональная стоматология, делали имплантаты и зубы весь верх еще в 2007 году. За десять лет никаких проблем, был у них на профилактике, сказали, что все хорошо.

Стоматология ок, рядом живу, удобно, после шести ходил, лечил, работаю,т как удобно тебе и в выходные.

Все хорошо, но долго, зато качественно и денег не жалко на такое, и надеюсь мне этих зубов хватит до конца жизни.

Действительно уровень очень высокий. Импланты ставят даже в зоне риска и они приживаются! По крайней мере в моем случае всё получилось очень шикарно. Спасибо Сергею Павловичу за то, что убедил и настоял на предложенном им варианте. С благодарностью В. А.

Хочу сказать отдельное спасибо техникам по зубам которые за двое суток сделали всю работу. Езжу из Атырау. Поэтому времени не было. До этого долго ждал пока приживутся имплантанты. Ставили тоже здесь. Уровень отличный.
2015-11-16


Клиника Ульянова - хорошая стоматология. Правда за мелочи не берутся, но делают очень сложные работы. Даже берутся исправлять чужие косяки. Кому нужен гарантированный результат - рекомендую.