Сочинение по картине Венецианова Захарка (описание). Сочинение по картине Венецианова «Захарка

/ / Описание картины Алексея Венецианова «Захарка»

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847), русский художник периода романтизма русского искусства, писал портреты своих выдающихся современников, первым из художников обратил внимание на жизнь крестьян как на объект живописания. Алексей Гаврилович основал венецианову школу, в которую вошли художники, привлечённые «крестьянским» жанром. Образы крестьян в работах Венецианова были написаны в романтическом ключе, несколько приукрашены, но именно картины в «крестьянском» жанре принесли ему известность.

Самые знаменитые из них - «На пашне. Весна», «Жнецы», «Захарка», «Девушка в платке», «Спящий пастушок». Лица крестьян, занятых простым трудом, в картинах Венецианова очень живы, искренни, полны чувств, и уже более двухсот лет привлекательны для людей работы этого живописца.

«Захарка» (1825) - портрет крестьянского мальчика лет двенадцати. Он изображён по плечи, с левого бока, голова - в полуобороте к зрителю. Этот мальчик не плод воображения художника, он писан с реального Захарки, сына крестьянина Федула Степанова. Алексей Гаврилович относился с интересом и уважением к жизни крестьян, полной труда, справедливо полагая, что простые труженики дают в этом мире всему начало.

Захарка в свои двенадцать лет выглядит самостоятельным пареньком. У него серьёзный, выразительный взгляд, но ещё по-детски припухлое лицо. В юном отроке уже видна крестьянская обстоятельность: это небольшой ещё мужичок с навыками необходимой в деревенском быту работы. На нём зимняя одежда, шапка немного великовата, на правом плече лежит топор, кистью в рукавице мальчик обхватил топорище. Вид у паренька деловитый.

Захарка - здоровый мальчуган с румянцем во всю щеку. Из-под шапки торчат его русые вьющие волосы, нос - картошкой, губы - полные, добрые. Он слегка насупил отчётливые, темнеющие на лице брови, для важности, придавая себе взрослость. Чувствуется, что Захарка - первый помощник в доме. В то же время легко представить его катающимся на салазках с ребятами, играющим в бабки в праздничные дни.

Венецианов сумел показать во взгляде мальчика нечто такое, что притягивает зрителя. В глазах Захарки затаились какие-то свои переживания, соображения. Современников художника этот портрет не мог не навести на мысль о несправедливости крепостной зависимости крестьян, наделённых разумом и чувствами не менее, чем их господа.

Венецианов - Захарка

Алексей Гаврилович Венецианов – великий русский художник-живописец. Именно им в 1825 году был написан портрет «Захарка».
На полотне перед зрителями предстаёт молодой паренёк лет двенадцати. На плече юноши деловито расположен рабочий топор и сразу становится понятно, что мальчишка является сельским жителем. Огромная меховая шапка, толстые коричневые варежки и накинутый на плечи подростка тулупчик, указывают на зимнее время года.

Мальчишка не отличается особой красотой: русые курчавые волосы, выглядывающие из-под головного убора, по-детски пухлые щёчки, большие красноватые губы, аккуратный коротенький носик, густые нахмуренные брови и задумчивый взгляд карих глаз. Автор хотел донести до зрителя, что порой деревенские мальчуганы, занимаются совсем недетскими делами. Ведь топор в руках Захарки - главного героя картины, говорит о том, что он собирается или уже закончил рубить дрова. А ведь это совсем не детская работа.

Полотно исполнено в грубых коричневых тонах. Светлым пятном здесь является лишь лицо Захарки, показанное в светло жёлтых и тёмно-оранжевых красках.

После просмотра картины в душе остаётся тяжёлое чувство того времени. Как обычные дети должны были помогать своим родителям, работая как взрослые, а иногда даже и больше.

7 класс

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Сочинение по картине Васнецова Аленушка 5, 6 классы описание

    Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке».

  • Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке (описание)

    Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он ещё не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине - это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу.

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича.

Венецианова называют певцом крестьянской жизни. Крестьянская тема не соответствовала сложившимся эстетическим взглядам зрителей того времени, в котором жил художник. Его пристрастие к «низкому жанру» вызывало непонимание. Лучшие картины нашли своего зрителя лишь спустя десятилетия после смерти живописца.

Знакомство детей с творчеством Венецианова нужно начинать с дошкольного возраста. Предлагаю для детей познавательный материал о биографии и картинах художника.
Алексей Гаврилович Венецианов – создатель новой темы в русской живописи. Его творчество было самобытным, свободным и своеобразным. Он творил, повинуясь своему разуму, слушая свое сердце, и не стремился кому-либо угождать своими картинами.

Родился А. Г. Венецианов в Москве в 1780 году. Его предками были выходцы из Греции. Отец Гаврила Юрьевич был торговцем и видел в сыне своего продолжателя. Алексей с ранних лет срисовывал картины и писал с натуры. Бороться с увлечением сына было бессмысленным, и отец купил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник». Из воспоминаний племянника художника Н. Венецианова известно, что у маленького Алексея был учитель Пахомыч, который научил его готовить краски, делать грунтовку холста и натягивать холст на подрамник. Учился Венецианов в частном пансионе, после окончания которого работал в Чертежном управлении.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

В 1802 году художник переехал в Петербург. В 1807 году он поступает на службу в Канцелярию почт. Там Венецианов познакомился со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским. Так начинающий живописец оказался в центре художественной жизни и в кругу известных русских писателей и художников. В тот же год он начал издавать первый в России юмористический листок «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», запрещенный позже цензурой за сатиру на чиновников.

В 1811 году за представленный в Академию художеств автопортрет художник получил звание «назначенного». Эту ступень могли преодолеть все те, кто не учился в Академии. Через год Венецианов выполнил программу, получив звание «академика». В период Отечественной войны 1812 года Венецианов создал серию карикатур на французов и дворян-галломанов.

В 1815 году художник женился на девушке из дворянской семьи М. А. Азарьевой. Через год родилась дочь Александра, спустя три года – дочь Фелицата. В 1818 году семья Венециановых купила небольшое имение в Тверской области. Из воспоминаний дочери Александры:

«Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый бедный крестьянин имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть…»

В Сафонково Венецианов писал картины крестьянской жизни и портреты. Эти работы, созданные с натуры, вошли в ряд нового художественного направления, основой которого стало правдивое отражение жизни. Вот, что он писал о трудном пути художника:

«кистью современного живописца часто управляют нужда и вежливость, а он вынужден отступать от истины и марать свои достоинства».

В 1820 году художник начал обучать талантливых крестьянских детей ремеслу живописца. Со временем сформировалась группа, известная как «школа Венецианова». Многих своих учеников учитель пристраивал в Академию художеств. Венецианов говорил своим ученикам:

«Таланты тогда развиваются, когда они ведутся по тем путям, к которым им природа назначила».

Он и сам шел путем, назначенным природой.

В 1824 году он выставляет «крестьянские» полотна в Академии художеств. Академический совет забраковал эскизы художника для конкурсной картины, которая открыла бы ему путь к званию «советника живописи».

В 1830 году Венецианов получил звание «художника государя императора». Ему было назначено ежегодное жалование в 3000 рублей и вручен орден св. Владимира 4-й степени.

В 1831 году умирает жена Марфа Афанасьевна, оставив на воспитание отцу двух юных дочерей. В 1833 году не стало отца Гаврилы Юрьевича. Содержание школы требовало непомерных расходов. За 20 лет школу прошли больше 70 учеников. Многие ученики стали известными художниками: Н.С. Крылов, Л. К. Плахов, А. В. Тыранов, А. А. Алексеев, Г. В. Сорока…

В Сафонково находили приют странники, монахи, иконописцы… Венецианов перестал выставлять свои картины. Ему пришлось заложить свое имение, браться за заказные работы: портреты и иконы для церквей. В последние годы он страдал от упадка сил, падал в обморок. 4 декабря 1847 года художник вез эскизы икон из Сафонково в Тверь. На спуске с горы лошадей понесло, и его выбросило из саней. Эта поездка закончилась трагедией.

«Захарка» 1825

Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
- Так вон оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
- А кой тебе годик? - «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

Рассмотрите картину Венецианова «Захарка». Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • Кто изображен на этой картине? Сколько ему лет? (7-9 лет)
  • Что он сжимает в руке? (Инструмент)
  • Куда он идет? (Он идет на работу)
  • Почему мальчик работает? (Он живет в крестьянской семье. Крестьянские дети помогали родителям с раннего возраста)
  • Какие чувства ты испытываешь к герою картины? Какой он? (Серьезный, задумчивый, сильный, уверенный…)
  • Что общего в этих двух произведениях? (Главным героем стихотворения Некрасова и картины Венецианова является деревенский мальчик).
  • Чем похожи Влас и Захарка? (Влас и Захарка умеют трудиться. Они оба из крестьянской семьи, и, несмотря на малый возраст, много работают и считают себя взрослыми).
  • Как относятся к своим героям поэт Некрасов и художник Венецианов? (Некрасов испытывает к своему маленькому герою жалость и нежность, называя мальчика «мужичком с ноготок». Однако он восхищается его взрослостью и рассудительностью: «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой, да я…». Чувства Венецианова к Захарке переданы в самом образе героя. Портрет полон эмоций: о чувстве взрослости говорит поворот головы и привычное обращение мальчика с инструментом, детский возраст выдают черты лица и величина одежды).

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

« Спящий пастушок» (между 1823-1826)


Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…

Слово «порты» означает длинные неширокие штаны, армяк – сшитый из армячины крестьянский кафтан. Кафтан – верхняя мужская одежда, похожая на халат. Армячина – шерстяная ткань.

Лапти – вид обуви, который использовался в каждой крестьянской семье. Их плели из липового лыка, из ивовой и дубовой коры. Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Луб – внутренняя часть коры молодых деревьев. Онуча – кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов.

Время создания портрета неизвестно.

Молодая девушка смотрит на мир открыто и робко. В живых глазах отражена чистая, невинная душа. Искренний взгляд манит загадочностью. Губы замерли в легкой улыбке. Ее каштановые волосы гладко зачесаны. Синяя косынка бережно обрамляет нежное лицо. Она не знает зла и тяжелой крестьянской доли, верит в добро, доверяет людям…

Это не измотанная трудом крестьянка, а юная красавица. Даже в том, как девушка держит руку, таится благородство манер, чувств. Художник изобразил образ, полный гармонии и юной прелести. Он уверен в том, что юная крестьянка несет в мир свет и заслуживает счастья в жизни.

«Жнецы» 1825

На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.

Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.

«На пашне. Весна» 1820


Раннее утро. Молодая крестьянка в красном сарафане и нарядном кокошнике боронит пашню. Первый день пахоты был настоящим праздником. Крестьяне выходили в поле в своих лучших нарядах. Картина полна аллегорий. В образе женщины воплощена богиня весны. Она плавно ступает по пашне босыми ногами. Лошади, тянущие плуг, покорно повинуются своей хозяйке. На окраине поля играет младенец, одетый в одну рубашонку. Молодая мать любуется своим первенцем, доверив его матери-земле. Ребенок олицетворяет начало жизни. На распаханном поле видна пробивающаяся зелень. Вот рядом с высохшим корявым пнем растут молодые деревья. Вдали, словно по кругу, ведет за собой лошадей другая крестьянка. В этом простом сюжете предстает вечный круговорот жизни: обновление природы в связи со сменой времен года, ее рождение и увядание.

«На жатве. Лето» 1820


Картина представляет собой окно в большой мир крестьянских забот. Тянется до самого горизонта местами убранное ржаное поле. Желтая нива блестит от раскаленного солнцем воздуха. Вдали видны женские фигуры жниц. Идет своим чередом жатва — вяжутся стога.

На переднем плане сидит мать, кормящая грудью своего младенца. Его принесли покормить старшие дети. Рядом с женщиной лежит серп. Жница смотрит на спелое поле, прижимая к сердцу ребенка. Ее ждет работа, с которой нужно справиться в короткие сроки. В этой картине художник показал идиллию – красоту крестьянских будней и прелесть русской природы, скрыв все тяготы крестьянского труда.

Главная тема творчества Венецианова – человек на земле, его связь с природой. Художник показал на своих полотнах повседневные занятия крестьян, их быт, характеры, взаимоотношения с окружающим миром. Свою первую скрипку в живописи он сыграл мастерски. В этом и есть истинная ценность художника А. Г. Венецианова.

Уважаемый читатель! Приглашаю вас совершить экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций!


Сочинение по картине Венецианова "Захарка"

Сочинение по картине А. Г. Венецианова "Захарка".
А. Г. Венецианов - известный портретист.
Его картины были открытием в русской живописи.
Художник показывал крестьян в их повседневной жизни.
Он задавался целью представить русскому обществу людей труда, полных собственного достоинства и благородства.
При этом художник оставался верным натуре.
Захарка - сын крестьянина Федула Степанова,
взятого В. Г. Венециановым в дворню из отдалённой деревни Сливнево.
Когда художник впервые увидел мальчика, тот был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече.
Сам маленький, а на вид важный, деловой.
Ну прямо мужичок с ноготок!
Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело наползавшей на лицо шапки пытливо глядели большие живые глаза.
В них светились ум, твёрдость, доброта.
Ясный взгляд озарял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами.
Алексей Гаврилович тогда сразу подозвал Захарку, разговорился с ним и повёл к себе в дом.
Там немедленно начал писать с него портрет.
Бедно одет деревенский парнишка, крепостной по положению, но ни тени робости, зависимости, а только живость ума, человеческое достоинство, одарённость.
Вот он каков, русский крестьянин!

Портреты всегда обращали особое внимание зрителей. Ведь внимательно рассмотрев их, можно лучше понять человеческую натуру. Такая практика не только для психоаналитиков будет полезна. Но и каждому. Ведь лица людей, я убежден в этом, это - целый мир! Мир, полный не только загадок, но, думаю, и особой логики. Так, узнавая лучше людей, можно понять, как вести себя в разных ситуациях. Получается, что это целая академия для познания жизни. Поэтому, картина А.Г. Венецианова заслуживает особого внимания. Ведь «Захарка» - это и портрет, и история, которую нам поведает натура, со своим бытом, культурой, обычаями. Так что лично я узнал, смотря на это полотно? И чему научился?

Написать портрет маленького сорванца, казалось бы, что в этом такое особенное? Но А.Г. Венецианов мог это сделать, подчеркнув особенности своего героя, изобразив характерную искорку во всем образе. Смотря на портрет Захарки, я невольно поражаюсь тому, что маленький мальчик такой серьезный. Возможно, топор на плече его должен подсказать причины того, почему нет озорства в глазах, которое так присуще этому возрасту. Его загорелый цвет лица свидетельствует о частом пребывании на свежем воздухе, и о физическом труде. А значит, ребенок остался за главу семьи. Я думаю, что Захарка взял на себя ответственность заботиться о матери и остальных членах семьи, потому что отец его по какой-то причине умер. Отсюда и печаль в глазах, что он не считает себя уже ребенком. Совсем другие заботы свалились на плечи маленького мальчика.

Рассматривая его портрет, я думал, а я готов отвечать как взрослый за свои слова и поступки? А заботиться о своих близких? Хорошо, что мне не приходится этого делать. Ведь тогда я потеряю последнюю возможность побыть еще какое-то время ребенком, которому можно почти все. А главное, у меня есть еще время, чтобы разобраться, как правильно жить!