Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание. Проблема милосердия — аргументы и сочинение Преступление и наказание аргумент сострадания

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Мармеладова Софья Семеновна (Соня) – персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые мы знакомимся с ней заочно, при разговоре отца девушки с Раскольниковым.

Действие происходит в распивочной. Затем, несколько дней спустя, Родион встречает ее пьяной. Не зная, что это и есть Соня, он уже хочет помочь ей. О каком духовном облике может идти речь? Как и в других произведениях автора, не все так просто. Ее жизнь – запутана и полна трагизма. Но, прежде чем перейти к теме духовного подвига Сони Мармеладовой, стоит обратить внимание на ее семью.

Семья Сони Мармеладовой

Соня рано осталась без матери. Возможно, это и сыграло главную роль в ее судьбе. На момент знакомства она живет с отцом (Семеном Захаровичем), мачехой (Катериной Ивановной) и троими ее детьми, оставшимся от первого брака.

Отец Сони Мармеладовой

Отец Сони, Мармеладов Семен Захарович – некогда уважаемый человек, титулярный советник. Сейчас – обычный алкоголик, который не в состоянии обеспечить семью. Мармеладовы находятся на грани. Со дня на день они рискуют остаться не то, чтобы без куска хлеба, а и без крова над головой. Хозяйка комнаты, которую снимает семья, то и дело грозится выгнать их на улицу. Соня чувствует ответственность за своего отца, ведь он вынес все ценные вещи, даже одежду своей супруги. Не в силах смотреть на происходящее, она решает позаботиться о семье сама. И выбирает для этого не самую достойную профессию. Но слово «выбирает» не совсем подходит к этой ситуации. А был ли у нее выбор? Скорее всего, нет! Именно в этом и заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой . Обладая милосердным характером, она жалеет своего отца. По-своему. Не понимая, что он является причиной всех ее бед, она дает ему денег на водку.

Мачеха Катерина Ивановна

Мачехе Сони всего 30 лет. Что заставило ее выйти замуж за пятидесятилетнего Мармеладова? Не что иное, как нищенское положение. Мармеладов сам признается, что не пара такой гордой и образованной женщине. Он нашел ее в таком бедственном положении, что просто не мог не пожалеть ее. Будучи офицерской дочерью, она также сделала духовный подвиг , согласившись выйти замуж за Мармеладова во имя спасения своих детей. Родственники отказались от нее и не оказывали никакой помощи. как нельзя лучше описал жизнь самых бедных слоев населения России тех времен: с какими трудностями они столкнулись, что им пришлось пережить и т.д. Катерина Ивановна – женщина с высшим образованием. Она обладает чрезвычайным умом и бойким характером. В ней прослеживаются черты гордости. Именно она подтолкнула Соню стать девицей легкого поведения. Но и этому Достоевский находит оправдание. Как и любая другая мать, она не в состоянии выносить плач голодных детей. Одна, сказанная сгоряча фраза, становится роковой в судьбе ее падчерицы. Сама Катерина Ивановна и подумать не могла, что Соня всерьез воспримет ее слова. Но, когда девушка вернулась домой с деньгами, и легла на кровать, накрывшись платком, Катерина Ивановна становится перед ней на колени и целует ее ноги. Она плачет навзрыд, прося прощение за падение падчерицы. Конечно, читатель может задаться вопросом: а почему она сама не пошла на этот путь? Не все так просто. Катерина Ивановна больна туберкулезом. Чахоткой, как его называли в то время. С каждым днем ей становится все хуже и хуже. Но она продолжает выполнять свои обязанности по дому – готовить, убирать и обстирывать всех членов своей семьи. На тот момент ее падчерице было 18 лет. Катерина Ивановна понимала, какую жертву ей пришлось принести ради абсолютно чужих для нее людей. Можно ли этот поступок назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой? Конечно, да. Мачеха никому не позволяла плохо отзываться о ней, она ценила ее помощь.

Дети Катерины Ивановны

Что касается детей Катерины Ивановны, то их было трое. Первая – Поля, 10 лет отроду, второй – Коля 7 лет, и третья – Лида 6 лет. Катерина Ивановна – женщина с непростым характером. Она бойкая и эмоциональна. Соне не раз перепадало от нее, но она продолжает уважать ее. Детей Катерины Ивановны Соня воспринимает не как сводных, а как собственных, родных по крови братьев и сестер. Они любят ее не меньше. И это также можно назвать духовным подвигом Сони Мармеладовой. Катерина Ивановна относится ко всем с сильной строгостью. Она не выносит плача, даже если дети плачут от голода. В разговоре с Раскольниковым Мармеладов упоминает, что и им, бедным детишкам, сильно перепадает от матери. Раскольников сам убеждается в этом, когда ненароком попадает в их дом. Испуганная девочка стоит в углу, маленький мальчик плачет навзрыд, как будто его только что сильно избили, а третий ребенок спит прямо на полу.

Соня Мармеладова обладает милой внешностью. Она худа, светловолоса и голубоглаза. Раскольников находит ее совсем прозрачной. Соня носила одежду двух видов. Для недостойной профессии она всегда одевала свое неприличное платье. Впрочем, это были те же лохмотья. Это было разноцветное платье с длинным и нелепым хвостом. Огромный кринолин загромождал весь проход. Соломенная шляпка была украшена ярко огненным пером. На ногах были светлые ботинки. Сложно и представить себе более нелепый образ. Она была унижена и разбита и стыдилась своего внешнего вида. В обычной жизни Соня одевалась скромно, в ничем не привлекающую к себе внимания одежду.

Комната Сони Мармеладовой

Для того чтобы оценить духовный подвиг Сони Мармеладовой, стоит ознакомиться и с ее комнатой. Комната… Это слово слишком величественно для того помещения, в котором она обитала. Это был сарай, убогий сарай с кривыми стенами. Три окна открывали вид на канаву. В ней почти не было мебели. Из немногих предметов интерьера – кровать, стул и стол укрытый синей скатертью. Два плетеных стула, простенький комод… Это все, что было в комнате. Пожелтевшие обои говорили о том, что зимой комната становилась сырой и неуютной. Автор подчеркивает то, что у кроватей не было даже занавесок. Соня была вынуждена переехать сюда после того, как стала на неправедный путь. Жить с семьей было неприлично, так как все стыдили их за это и требовали хозяйку дома немедленно выселить Мармеладовых.

Что объединяет Соню Мармеладову и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя произведения «Преступление и наказание» . Их объединяет одно – нарушение законов Божиих. Это две родственных души. Она не может оставить его в одиночестве и отправляется на каторгу вслед за ним. Это еще один духовный подвиг Сони Мармеладовой. Сам Раскольников невольно ассоциирует Соню со своей сестрой, которая решает выйти замуж за престарелого господина во имя спасения своего брата. Во всем произведении прослеживается готовность женщин жертвовать собой. В то же время автор пытается подчеркнуть духовную несостоятельность мужчин. Один – пьяница, другой – преступник, третий – чрезмерно жаден.

В чем именно заключается духовный подвиг Сони Мармеладовой

На фоне остальных персонажей произведения Достоевского Соня является воплощением самопожертвования. Раскольников во имя справедливости не замечает ничего происходящего вокруг. Лужин пытается воплотить идею капиталистического хищничества.

Почему Соня Мармеладова решилась на духовный подвиг и занялась проституцией? Ответов много. Прежде всего, для того, чтобы спасти умирающих от голода детей Катерины Ивановны. Подумать только! Каким чувством ответственности должен обладать человек перед абсолютно чужими людьми, чтобы решиться на такое! Второе – это чувство вины за собственного отца. Могла ли она поступь по-другому? Вряд ли. За всю историю никто не услышал от нее слов осуждения. Она никогда не просит большего. Каждый день наблюдая, как дети страдают от голода, видя, что у них нет самой необходимой одежды, Соня понимает, что это обычный тупик.

Духовный подвиг Сон Мармеладовой заключается в ее готовности принести себя в жертву. Ее образ и нравственные соображения близки народу, поэтому автор не осуждает ее в глазах читателя, а пытается вызвать сочувствие и сострадание. Она наделена такими чертами, как смирение и всепрощение. Но именно главная героиня спасает душу того самого Раскольникова и тех, кто был на каторге вместе с ним.

Соня Мармеладова является прекрасным сочетанием Веры, Надежды и Любви. Она никого не осуждает за совершенные грехи и не призывает искупить их. Это самый светлый образ! Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в том, что она сумела сохранить чистую душу. Несмотря на процветание позора, подлости, обмана и злобы.

Она заслуживает самой высокой человеческой оценки. Сам называет пару Сони и Раскольникова никак иначе, как блудница и убийца. Ведь именно так они и выглядят в глазах богатых людей. Он пробуждает их к новой жизни. Их воскрешает вечная любовь.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

(По Ф. Искандеру)

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.

Ф.М. Достоевский – роман «Преступление и наказание».

В черновиках «Преступления и наказания» Достоевский за­мечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслужива­ет свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой неспра­ведливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретает­ся опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Жертвенную душу, героиню, принявшую страдание, писатель представляет нам в романе.

Соня Мармеладова жертвует собой, становится продажной женщиной во имя спасения своей семьи. Раскольников, по­знакомившись с Соней, пытается найти что-то родственное в их судьбах. «Ты же переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все рав­но!)». Однако в жизненной позиции героев есть существенная разница. Раскольников разрешил себе «кровь по совести». Соня же признает ценность жизни любого человека, незави­симо от его нравственных качеств. Преступление для нее не­возможно.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Ро­дион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Она прекрасно сознает всю мерзость своего ремесла. Думала она и о том, чтобы покончить с жиз­нью. Однако даже этого она не может себе позволить.

« – Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, стра­дальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смот­рел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действитель­но у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покон­чить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась пред­ложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать реши­мость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая по­лусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Д. Писарев говорит, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать цел­ковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка». Положение героини – неиз­бежный результат условий социальной жизни. Писарев заме­чает, что ни Мармеладова, ни его дочь, ни всю их семью нельзя ни винить, ни презирать. Вина за их состояние лежит не на них, а на обстоятельствах жизни, социальных условиях, ког­да человеку больше «некуда идти». Соня не имеет ни положе­ния, ни образования, ни какой-либо профессии. В семье – нищета, болезнь Катерины Ивановны, пьянство отца, плач несчастных детей. Она пытается спасти свою семью, делая маленькое, частное добро. На жизненном пути ее поддержи­вает кротость, смирение, вера в Бога.

Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блуд­ницы. В евангельской притче Христос спас блудницу от лю­дей, собиравшихся закидать ее камнями. И библейская блуд­ница оставила свое ремесло, стала святой. Таким образом, библейская героиня всегда имела свободу выбора. Соня же у Достоевского, как мы уже отмечали выше, этой свободы вы­бора лишена. Тем не менее эту героиню нельзя назвать пас­сивной. Соня – натура деятельная, активная. Профессия про­ститутки позорна, унизительна, отвратительна, но цели, ради которых она выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотвер­женны и святы. И здесь у Достоевского по-новому звучит мотив воскресения. Всю свою прошлую жизнь героиня считает мерт­вым сном. И лишь беда, несчастья семьи заставляют ее пробу­диться. Она воскресает для новой жизни. «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня». В окончательном вариан­те романа этих слов нет, они были лишь в черновиках романа. Однако мотив воскресения реализуется и в образе Сони.

Вместе с тем этот образ развивает в романе библейский мотив всепрощения, христианской любви. Соня Мармеладо­ва оценивает людей по их внутренним качествам, не придавая большого значения внешности, материальному положению. Даже плохого человека, подлеца и негодяя, она не торопится осуждать, пытается понять, что стоит за этим внешним злом. В отличие от Раскольникова она не разуверилась в людях. Поведением этой героини управляет всепрощающая, самоот­верженная любовь. И спасает она не только собственную се­мью, но и Раскольникова, который не может вынести совер­шенного им убийства. И в этом, по Достоевскому, – истин­ная красота человеческого поступка, нравственная высота личности. И может быть, именно таковым было понимание счастья у этой героини. Счастье – жизнь ради своих близких. Соня постигает свое счастье путем страдания.

Итак, в образе Сони Мармеладовой Достоевский выра­зил свою веру в добро, справедливость, милосердие. Эта ге­роиня – нравственный идеал писателя.

Здесь искали:

  • образ сони мармеладовой
  • образ сони мармеладовой сочинение
  • Сочинение образ сони мармеладовой