Сообщение о монументальной живописи. Особенности монументальной живописи

Монументальная живопись делится на виды в зависимости от техники исполнения:

Роспись - произведение живописи выполненное непосредственно на стене, потолке, своде или же специальном холсте, затем укрепляемом на потолке или стене. (Росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, Микеланджело).

Роспись сделанная на стене по сырой штукатурке - фреска. Фреска - “сырой, свежий” - в переводе с итальянского языка. Способы фресковой живописи: “а фреско” - по-сырому, “а секко” - по-сухому.

Монументальная роспись, сделанная на холсте, который затем укрепляется на предназначенном для него месте называется панно.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

Виды станковой живописи: картина, икона, миниатюра (не связанная с декоративно-прикладным искусством).

Картина - произведение станковой живописи, воплощающее глубокий замысел, отличающееся значительностью содержания и завершенностью художественной формы. Событие, действие - непременное условие картины, но и портрет и пейзаж - тоже картина, только здесь - расширенное понимание этого слова.

Иконой ранние христиане называли всякое изображение святого, противопоставляя его “идолу” - языческому изображению. Позднее словом “икона” стали называть только станковые произведения, стремясь отличить их от мозаики, фрески, скульптуры.

Миниатюра. В книге - композиции, располагаемые на отдельном листе или занимающие значительную его часть. Чаще художники употребляли красную краску (minium - по латыни). От нее и возникло название “миниатюра”.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ

ПЕРСПЕКТИВА (от латинского Perspicere) – насквозь видеть. В жизни мы постоянно сталкиваемся с законами прямой линейной перспективы (человек, стоящий на другом берегу реки, кажется маленьким, рельсы железной дороги у горизонта сходятся в одной точке и т.д.)

Три закона прямой линейной перспективы:

1. Все параллельные линии в картине сходятся в одной точке.

2. Предметы, удаленные от зрителя, выглядят меньше, чем те, которые рядом.

3. Линия горизонта всегда проходит на уровне глаз.

Законы перспективы были открыты в Древней Греции в V веке до н.э. Анаксагором, Демокритом, Агафархом и были связаны с театрально-декорационным искусством. Но в древнем искусстве прямая перспектива не прижилась. Ее второе открытие произошло в эпоху Возрождения, в эпоху активного интереса к наследию античного искусства. Реальный мир и человек были провозглашены высшей ценностью. Научные открытия, желание в искусстве отразить картину Мира, следовать принципу «подражать природе» утвердили и развили знания о перспективе. Авторство ее открытия принадлежит итальянскому архитектору XV века Филиппо Брунеллески и математику Тосканелли.

Существует также и обратная перспектива. В этом случае, изображение как бы опрокидывается на нас, выходит в наше реальное пространство. Элементы обратной перспективы часто использовали древнерусские художники в иконах.

РИСУНОК – это каркас, структурная основа живописного произведения.

ФОРМАТ картины связан с внутренним строением произведения и часто подсказывает правильный путь к пониманию замысла художника.

Горизонтальный формат больше подходит для эпических повествовательных композиций, для передачи движения вдоль холста.

Вертикальный формат останавливает движение, вносит чувство торжественности, бодрости, радости.

Квадрат дает чувство покоя и уравновешенности.

Круг (тондо), популярный в эпоху Возрождения (считалось, что это идеально правильная форма), способствует покою, сосредоточенности, концентрации мыслей и чувств.

КОМПОЗИЦИЯ (от латинского compositio) означает «связывание», «составление», «соединение» различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Композиция может быть: замкнутая, открытая, статична, динамичная, симметричная, асимметричная, устойчивая, неустойчивая.

СВЕТОТЕНЬ – одно из важных выразительных средств в живописи, которое помогает выявлять объемность изображения, фактуру, местоположение в пространстве.

КОЛОРИТ (от латинского «color» - цвет) – гармоничное, согласованное объединение разных цветов в картине в связи с замыслом автора. Колорит может быть: теплым и холодным, светлым и темным.

РИТМ – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Универсальное природное свойство – ритм – сопровождает нас в течение жизни (смена дня и ночи, времен года, пульс человека, движение транспорта, вращение часовой стрелки). В живописи ритм может быть задан линиями (позы, жесты), пятнами цвета, светотенью. Ритм может быть: равномерным, четким и дробным, сложным и простым, спокойным и динамичным.

ФАКТУРА (от латинского «factura») – обработка, характер поверхности художественного произведения.

В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.

Что такое монументальное искусство?

Это особенный раздел отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства - один из самых древних на земле.

История монументального творчества

Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.

Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как картина «Сотворение Адама», а также Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени - Микеланджело Буонарроти.

В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.

Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.

Примеры данного вида искусства

Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.

Разнообразие произведений

Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.

Эпоха СССР и данный вид творчества

Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.

Бессмертное произведение

Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры - рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.

Монументальная живопись: примеры

Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.

Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:

  • Фреска . Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
  • Мозаика . Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
  • Темпера . Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
  • Витраж . Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.

Наиболее известные произведения монументальной живописи - фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства

Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.

Существует несколько типов зодчества этого типа:

  • Памятник . Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент . Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела . Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Заключение

Монументальное искусство - вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то - гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.

Принято разделять живопись на станковую и монументальную. К станковой живописи относится та, которая выполнена масляными красками на холсте, картоне или другом твердом материале. Как правило, она имеет не столь внушительные размеры, исполняется на мольберте и способна кочевать по выставкам, музеям, интерьерам владельцев. Другое дело живопись монументальная. Она жестко привязана к архитектурной поверхности, часто имеет гигантские размеры и технологоя исполнения имеет свои особенности. Существует немало разнообразных техник монументальной живописи, но мы предполагаем рассказать вам только о трех из них. Это фреска, мозаика и витраж.

Итак…
Под термином «фреска» понимается письмо по сырому известковому основаниюкрасками, разведенными водой, либо красками, имеющими в своем составе известковое связующее (известковое тесто, известковую воду). Гидрат окиси кальция, содержащийся в известковом тесте и, следовательно, в известковом растворе, является основным элементом этой техники, который, вступая в химическую реакцию с углекислым газом воздуха, образует углекислый кальций - прозрачную стекловидную структуру, которая, пронизывая весь слой грунта и красок и образуя на их поверхности тонкую прозрачную пленочку, закрепляет (цементирует) как весь грунт, так и красочный слой фрески, который она еще и предохраняет от атмосферных воздействий. Что делает эту технику практически вечной. Её гибель наступает вместе с разрушением архитектуры.

Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «a fresko» -по сырому, то есть письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. В Италии, где зародился термин «fresko», фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены вархитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века, хотя способ письма по сырому известковому грунту применялся со времен, значительно более ранних, и имел место не только на Апеннинском полуострове. Как во всякой другой технике, в монументальной живописи многотрудным оказывается дело мастеров. А фреска требуетособо тщательной подготовки стены, ибо «грунт живописца» ляжет всего лишь третьим по счету. Первые же два закрывают кирпичную или каменную кладку стены и выравнивают ее. Причем очень тщательно! Так, чтобы не осталось пузырьков воздуха, чтоб сгладились неровности, чтоб во втором слое, более тонком в сравнении с первым, поверхность была бы идеальной. Недаром ее без устали «отглаживают» специальной доской. И вот уж тогда, поверх двух предыдущих, мажут штукатурковый слой для живописи. Тонкий, менее сантиметра в толщину, его накладывают частями и ровно столько, сколько сможет художник расписать за день. Иначе штукатурка высыхает, и ее придется соскабливать. Во фреске, исполненной «сырым способом», нередко видны соединительные швы, границы между частями, которые заканчивал в определенный период художник. А также прориси -процарапанные в штукатурке контуры рисунка, переведенного на стену с предварительно созданного картона.
Сложное дело фреска! Требует мастерства особого и смелости, и точности, и предвидения. . . Писать надо по сырому, пока штукатурка не высохла, пока краскисвободно перетекают в грунт. Писать надо точно, потому что исправлять сложно, ибо ошибки обнаруживаются через несколько дней после высыхания (поправляют темперой). Писать надо, предвидя изменение цвета, потому что в сыром состоянии краски значительно ярче. Словом, «буон фреска» (ит.), «чистая фреска» (хорошая!) без поправок оказывается явлением очень редким и труднодостижимым. Вот почему фреску пишут не только «сырым способом» («а фреско» - ит.), но и «сухим способом» («а секко» - ит.). Пишут по высохшей штукатурке, замешивая известь в краски. Она одновременно служит белилами и делает живопись похожей более на гуашь, в то время как водяные краски придают фреске «акварельный характер».
В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в XVI-XVII веках в русских документах он не встречается, и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике, - будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.

Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали вДревней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси X-XII веков. Многочисленные фрески выполнены в средневековой Европе.
В этой технике созданы значительные и выдающиеся произведения. Начиная разговор о фреске как о технике стенописи, сразу же следует сказать, что не было единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту Эта техника, зародившись в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской, и естественно, что она за время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона, исходя из традиций мастерства и свойств местных материалов. Единственное, что характерно для всех ее модификаций - это известковое связующее ее грунтов и красок. Все остальное представляет калейдоскоп рецептур грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д.
Чаще всего применялись темперные краски (главным образом цельнояичные), которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое, что диктовалось нередко необходимостью исправления неудавшихся фрагментов, дописыванием деталей.
«Совершенно неверно утверждение отдельных исследователей о том, что Микеланджело, Рафаэль и многие другие итальянские мастера XVI столетия писали свои произведениятолько техникой одной чистой фрески. Они, так же как и в более ранние века, применяли ретушь по сухой штукатурке и живопись отдельными минеральными красками в виде темперы». Однако Дж. Б. Арменини (XVI в.) в своем трактате пишет о том, что в его время некоторые художники ретушировали фрески даже пастельными карандашами и масляными красками К этому следует добавить, что ни в одном из памятников русской стенописи X-XVIII веков нет росписей, выполненных только фреской, - все они в той или иной мере дописаны по сухому. Нигде и никогда не было фрески, писавшейся подобно акварели, то есть системы письма очень жидкими, разбавленными только водой колерами и красками. Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э.
Фреска среди других техник монументальной живописи, ближе всего станковой самим процессом писания красками. И хотя художник работает не с палитрой в руке и не у мольберта, а около стены (нередко огромной), живопись в своем проявлении едина. Влажная красочная кисть в руке художника подчинена его воле, его характеру. Мы видим во фресках силу лепки цветом, следы мазков, плотность, прозрачность красок и в то же время «звучание».

Фреска. Под фреской сегодня часто подразумевают любую декоративную интерьерную роспись, незави-симо от того, в какой технике она выполнена, будь то масляная, клеевая или темперная живопись. Фреско-вая роспись известна еще со времен Древней Греции, хотя само название произошло от итальянского (тез- со, что значит "свежий”. Она выполняется разведен-ными на воде минеральными красками по свеженанесенной известковой штукатурке. Во времена Ренессанса ее называли a fresco (афреско), что оз-начает "писать по свежей штукатурке”. Из всех живо-писных техник эта самая сложная, так как требует от художника высокого мастерства: писать нужно быст-ро (пока штукатурка влажная) и сразу правильно, так как ничего исправить нельзя. Также нужно учитывать, что на сырой стене краски выглядят иначе, нежели на сухой. Поэтому многие художники, профессионально владеющие маслом и темперой, в этой технике рабо-тать не могут.

Фресковая роспись, с одной стороны, обеспечивает силу и чистоту цветового тона (кроме воды в краску не вводят никаких добавок), а с другой - высокую прочность и долговечность (краска затекает при еще влажной шту-катурке во все имеющиеся на поверхности мельчайшие неровности и поры и химически закрепляется с содер-жащейся в штукатурке известью).

Фресковую живопись выполняют на каменных или кирпичных стенах, связанных известковым раствором, на деревянных оштукатуренных стенах - при условии, что штукатурка имеет значительную толщину. Штукатурку, ис-пользуемую в качестве грунта наносят не на кирпич, а на ранее уложенное основание. Последнее наносят в два слоя (нижний называется набрызг, верхний - накрывка). Нижним слоем выравнивают поверхность основа-ния. Накрывку наносят перед началом выполнения жи-вописи только на том участке, который предполагается расписать. Штукатурный грунт делают из тощего изве-сткового раствора. В качестве наполнителя используют промытый речной песок средней фракции.

Когда необходима гладкая мелкозернистая поверх-ность, накрывку наносят в два или три слоя: первый тол-щиной 10-12 мм, второй, через полчаса после первого, толщиной 1,5-3,5 мм. Последний левкасно-шпатлевочный слой делают из смеси равного количества извести- теста и мраморной муки, затворенных до консистенции и шпатлевки. Когда для росписи требуется общий цвето-вой фон, в раствор накрывочного слоя добавляют пиг-менты в количестве до 10 % общего веса извести.

Большинство выпускаемых порошкообразных пиг-ментов для фресковой живописи перед употреблением необходимо измельчить, чтобы при нанесении на грунт они прочно соединялись (пылинки должны войти в сос-тав образующейся на поверхности штукатурки твердой корочки). Краски не просто смешивают с водой, а рас-тирают до исчезновения комочков.

Роспись масляными красками. Как показал много-вековой опыт, масляная живопись в меньшей степени, чем другие, пригодна для росписи. Она представляет со-бой плотный непроницаемый слой краски, препятству-ющий самовентиляции стены. Этот недостаток требует спе-циальной подготовки стены, поддержания температурно-влажностного режима в помещении для за-щиты живописи от воздействия влаги, которая может скапливаться внутри и стать причиной разрушения изоб-ражения. Пример тому история росписи Леонардо да Винчи "Тайная вечеря”. Во времена Ренессанса худож-ники, писавшие маслом,тщетно искали средства против изменения и разрушения живописи под влиянием сырос-ти стен. Несмотря на то что в тот период процветала фресковая и темперная роспись, Леонардо да Винчи предпочел масло, так как оно позволяло растянуть про-цесс работы. Несмотря на тщательную по тем временам подготовку поверхности стены, большая часть шедевра разрушилась - в основном от сырости. Еще один недос-таток масляной росписи - блестящая поверхность, кото-рая мешает рассматривать изображение со всех точек по-мещения. Но, несмотря на очевидные недостатки, такой росписью часто украшали стены.

Подготовка стен и потолков под живопись масляны-ми красками ничем не отличается от подготовки под вы-сококачественную окраску. Предварительно выров-ненную и оштукатуренную поверхность нужно отшлифовать, чтобы она была гладкой, а фактура мел-козернистой. Лучше всего для этой цели подходит из-вестковая штукатурка. Она обязательно должна быть сухой

Просохшую штукатурку можно пропитать линоленовой кислотой, раствором углекислого аммония или цинкового купороса, льняным маслом, покрыть масля-ным грунтом или олифой. Но лучше вообще не писать по штукатурке, а отделить роспись от стены, вмонтиро-вав в последнюю плиту (размером с роспись) из шифе-ра (свободного от железного колчедана) и аспида, ме-таллический лист (олово, медь, алюминий), деревянную плиту или линолеум. В некоторых случаях на штукатур-ку наклеивают полотно. Наклейку производят на про-олифленную поверхность, еще дающую некоторый от-лип. Вначале смоченное в олифе полотно крепят на гвоздях, затем приглаживают ладонями или валиком к стене, совершая движения руками от центра к краям. В отдельных случаях роспись наносят на основание, прикрепленное на подрамнике к стене, оставив между ними некоторое расстояние. В качестве основания ис-пользуют льняной холст средней толщины и плотнос-ти, без узлов и редин. Подрамник делают из сухого де-рева. Холст натягивают равномерными усилиями от середины к краям, а затем грунтуют.

Роспись выполняют художественными масляными красками в тубах. Основные дефекты масляных роспи-сей - жухлость, то есть потеря блеска и насыщенности цвета, трещины. Основные причины происходящего - пористый грунт, который поглощает масло из красок, чрезмерное количество летучих растворителей, нало-жение краски на недостаточно просохший предыдущий слой, наложение чрезмерно толстых слоев краски, ста-рение покрасочной пленки. Образовавшиеся жухлые места устраняют, пропитывая их маслом, либо покрыва-ют их специальными лаками.

Роспись клеевыми красками. Клеевая живопись, как и фреска, относится к самым древним. Ввиду простоты выполнения, сравнительной дешевизны материалов, а также красивого, воздушного и в то же время бархатис-того тона она до сих пор пользуется популярностью. Несмотря на некоторые недостатки, в условиях нор-мальной эксплуатации зданий она сохраняется надол-го и не теряет первоначальной свежести. Связующие клеевых красок - растворимые в теплой воде сорта живот-ного клея (костяного или рыбьего). Клеевую живопись легко смыть или размыть водой. Главный ее враг - по-вышенная влажность воздуха в помещении (при ней клей теряет связующие способности). Добавки квас-цов в колер делают клеевую пленку водостойкой, но изменяют свойства краски: она становится тягучей, что затрудняет работу. Избыток клея снижает живописные качества колера, ведет к трещинам и шелушению. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее получается краска.

Клеевые росписи выполняют непосредственно по штукатурке или холсту, приклеенному к ней. Некоторые художники пишут на холсте, натянутом на подрамник. За-тем холст наклеивают на поверхность стены или потол-ка. Наклеить готовое произведение непросто, ведь жи-вопись этого рода не так эластична, как масляная или темперная. Поэтому возможно появление трещин или отслоение красок от основания. В целях повышения эластичности в клеевой раствор вводят немного мучно-го клейстера, глицерина или олифы.

Перед тем как приступить к росписи по штукатурке, на нее наносят раствор мыла или медного купороса в следующих пропорциях: на 16 л воды берут 1 кг мыла и на то же количество воды -1,2 кг медного купороса. Раст-воры наносят в горячем виде. После высыхания сверху накладывают белый грунт. Работая с клеевыми краска-ми, необходимо помнить, что при высыхании они значи-тельно светлеют, как и все водные краски.

Восковая живопись. Техника живописи восковыми красками довольно древняя. Воск является весьма стой-ким веществом и в обычных условиях может долгое время сохраняться без изменения. В отличие от масла воск не окисляется, в нем не образуются трещины, он не раст-воряется в воде, даже не смачивается ею. Недостаток вос-ка - горючесть. В эфире, скипидаре, бензине воск раст-воряется без нагревания, а в жирных маслах - при нагревании.

Чаще всего применяют два способа восковой живо-писи: горячий (пигменты сначала затирают на расплав-ленном воске, затем расплавляют восковую краску на спе-циальной палитре и горячим металлическим инструментом наносят на поверхность) и холодный (восковые краски наносят кистью в холодном виде). В качестве связующе-го применяют восковые растворы или эмульсии.

Основанием для восковой живописи служат дерево, штукатурка, пластмасса, камень, не имеющие отполиро-ванной поверхности. Грунтовка не обязательна.

Темперная живопись. Ввиду своих достоинств тем-пера наряду с фреской пользовалась большой популяр-ностью в средние века и во времена Ренессанса, причем вследствие трудоемкости последней эти два способа не-редко применяли в одном произведении. В зависимос-ти от состава связующего вещества темпера имеет то большую, то меньшую плотность и потому в различной мере закрывает поры стены (но все же меньше, чем мас-ло) и имеет различный тон.

Для росписи лучше всего подходит яичная и казеино-вая темпера. Старинный рецепт темперы для росписи: цельное яйцо, некрепкий винный или столовый уксус (пиво, хлебный квас, разбавленное водой вино) в коли-честве, равном объему яйца.

Для росписи стен используют также казеиновую темпе-ру различного состава, причем темпера, содержащая мень-шее количество масел и смол, считается более подходящей. Она имеет более легкий и воздушный тон и в меньшей сте-пени препят вует "дыханию” стен. Казеиновая темпера об-ладает высокой клеящей способностью. Она хорошо свя-зывается с поверхностью материала, на который наносится, поэтому требует крепкой штукатурки и плотного грунта, так как в противном случае может сорвать поверхность.

Краску наносят на известковую штукатурку, которая может состоять из двух слоев. Первый включает круп-ный песок и известь, второй - толченый мрамор (про-пущенный через мелкое сито) и известь; или на одну часть извести берут две части алебастра; или алебастр смешивают с толченым мрамором. В результате полу-чается гладкая поверхность, отличающаяся белизной.

Чтобы не возиться со штукатуркой, на стену можно наклеить холст с готовой росписью или чистый холст под роспись. Живопись темперой, выполненная на холс-те (из льняной или пеньковой мелкозернистой ткани), приклеенном к штукатурке (клейстером на ржаной му-ке, в который вводятся канифоль и щелочь, увеличива-ющие клейкость), обладает большой прочностью. В слу-чае необходимости ее можно снять со стены или потолка и перенести в другое место. Холст средней плотности грун-туют один раз толстым слоем. Если нужно получить иде-ально гадкую поверхность, холст грунтуют три-шесть раз (тонким слоем яичного или казеинового эмульсионного грунта с небольшим содержанием масла), а затем шли-фуют грунт наждачной шкуркой.

Живопись современными красками. Поскольку ин-терес к росписи не угасает, современные художники стремятся найти более простые способы, не уступающие традиционным ни в качестве, ни в долговечности. При-мером тому может служить силикатная живопись. В этом случае в качестве связующего для красок используют стекло определенного состава (кремнекислый калий). Оно имеет вид сиропообразной бесцветной или окрашен-ной жидкости, хорошо разводимой водой, обладающей клеящей способностью. Палитра силикатной живописи тождественна фресковой. Правда, при фиксировании краски несколько темнеют.

Иногда художники используют краски, предназна-ченные для окраски внутренних стен - латексные, водо- эмульсионные, водно-дисперсионные, водно-эмульси-онные, акрил-дисперсионные, водно-латексные, но ча-ще акриловые, для художественных работ, имеющие ши-рокую палитру. Последние не блекнут со временем и даже становятся ярче. В зависимости от количества раст-ворителя или воды получается эффект масляной, гуаше- вой или акварельной краски. По окончании работы изоб-ражение покрывают матовым или полуглянцевым акриловым лаком, создающим защитный слой. Сегодня художники, как правило, не пишут прямо на стенах, а используют в качестве основы картон, фанеру, подрам-ник с натянутым холстом. Такие произведения живопи-си можно перенести в другое помещение или дом в слу-чае перемены места жительства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды монументальной живописи Ярощук Татьяна Викторовна Учитель ИЗО

Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые выполняются на внешних и внутренних поверхностях зданий. Монументальное произведение и архитектура здания неразрывно связаны, составляют единое целое.

Виды монументальной живописи: Фреска Витраж Мозаика Панно

Что такое фреска? Искусство фрески известно было еще в Древней Руси. … Слово « фреска » происходит от итальянского « fresco », что значит «свежий», «сырой».

Фреска это живопись по сырой штукатурке, в переводе с итальянского означает «свежий», «сырой», фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублёв

Что такое витраж? Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Витраж это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками, наибольшее распространение это искусство получило в средние века, почти все средневековые соборы славятся своими витражами, широко распространен в настоящее время

Что такое мозаика? Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.)…

Мозаика это монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты (цветное непрозрачное стекло), керамических плиток, возникла в античную эпоху, популярна до сих пор.

Что такое панно? Панно (франц. panneau, от лат. pannus - кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д.

Панно это обрамленная часть стены или потолка, заполненная изображением, или картина, украшающая стену или потолок.

Творческое задание Создать эскиз витражного окна

Итог урока: Что такое монументальная живопись? Перечислите виды монументальной живописи. Что узнали о фреске, витраже, мозаике, панно?

Домашнее задание Выучить понятия и определения. Принести альбом, клей, ножницы, цветные ручки или фломастеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....