Сумасшедшие люди – как ими становятся. Упражнение – Я глуп

Иногда случается так, что начинаешь подозревать во всем происходящем с тобой полное отсутствие смысла. Смотришь вокруг и такой, заведомо ложный и нездоровый, задаешь себе вопрос: для чего все это? Далее у кого как: зависит от темперамента и жизненных обстоятельств. Возможен уход в депрессию, апатию или философские изыскания… На самом деле свихнуться можно на ровном месте. Задуматься, скажем, над чем-нибудь из области бесконечности. Цифры, пространства, частицы, души. Много всего, от чего стоило бы держаться подальше – чтобы не дай бог чего… Хотя иногда, для того чтобы оказаться в блаженных рядах умалишенных, вовсе не обязательно ссориться с рассудком. Известны случаи, когда на здорового человека вешали ярлык, и с этого момента его история менялась в корне. Есть такой замечательный фильм – «Полет над гнездом кукушки», где главного героя, абсолютно здорового человека, закрывают в сумасшедший дом. Он трезво оценивает происходящее, даже находясь в среде сумасшедших. Но в отличие от героев сумасшедшего королевства, вовремя сообразивших, что лучший вариант – соответствовать модели общества, не желает мириться с безумием окружающих, от чего в итоге сходит с ума. По-настоящему. И безвозвратно.
Моего знакомого, собиравшегося пойти в армию, поместили для проверки в психоневрологический диспансер. Первая мысль, посетившая меня в тот момент, когда я узнал эту новость, была приблизительно такова: что мне известно о людях? Я общался с этим человеком с большим удовольствием на протяжении многих лет и ни разу не усомнился в его психическом здоровье. А тут – пожалуйста! Интересно, что когда его отпускали на выходные и мы встречались где-нибудь на Ленинском, я смотрел на него другими глазами и действительно подмечал некоторые чудаковатости. Например, поймав мой настороженный взгляд, он откровенно выражал сомнения по поводу моего здравомыслия, после чего мог обескураживающе заулыбаться. Разве это нормально?
Впрочем, нормально. Ненормально везде и всюду искать отклонения. Товарищу поставили какой-то безобидный диагноз, обозначенный цифровым кодом, – мол, меньше знаешь, лучше спишь. В армию он не пошел, там своих таких хватает. А вот с трудоустройством начались проблемы: видите ли, в здоровых нуждаемся. Но… неужели общество имеет право определять степень нормальности человеческого сознания? Быть чудаком – полное право каждого. Главное, трепетно относиться к Конституции и правам окружающих. Умышленно не вызывать отвращения, уважать свободу других. И знать свое дело на своем месте. Быть в состоянии выполнять свои обязательства. Все остальное – лишнее. Благодаря одному подвыпившему психотерапевту мой товарищ полностью реабилитировался в моих глазах. По крайней мере, моя бдительность более не обостряется, когда мы ведем беседы (а поговорить с ним можно на любую тему).
«Знаете, – откровенничал доктор, – нас всех можно посчитать сумасшедшими. Хотя бы в силу того что состояние абсолютного здоровья абстрактно. Патология начинается с расстройства личности. Все, что до этого, – так, безобидные рассуждения на темы вечные, не более того.
«Вооружите советом, как не перейти грань» – приставали мы к врачевателю душ.
«А вы будьте аккуратнее в рассуждениях, – отвечал доктор. – Заняться больше нечем, что ли?»
Философия опасна. Вернее, требует ставки. Думаете, сладко, в смысле житейском, было Диогену? Отказаться от общества и «переехать» в бочку вряд ли случается от хорошей жизни. Так что будьте осторожнее. Если вас спросят, сколько будет один плюс один, возможно не стоит отвечать, что все относительно и требует определения дополнительных условий. Например, ответ будет равен нулю, если речь идет о «черных дырах», равен одному, если это две капли воды, или равен трем, если речь о двух любящих друг друга людях. Или, по крайней мере, прежде чем отвечать, убедитесь, что человек, задавший вопрос, не психолог, не психотерапевт и не психиатр из призывной медкомиссии. Иначе есть риск получить запись с непонятным цифровым кодом в личный документ, направление на консультацию к врачу или, не дай бог, на своем опыте узнаете, что такое «гнездо кукушки».

1. Больше читай

Чем сложнее и необычнее будут книги, тем лучше. Сложные конструкции, длинные, развернутые предложения, редкие слова, заумные статьи из нашего журнала и особенно стихи - самый настоящий «Растишка» для твоего мозга.

2. Барабань по столу

А еще лучше возьми за правило аккомпанировать услышанной музыке: на колене, крышке стола или свежекупленном тамтаме - не важно. Ладонями или палочками для еды. Нейро­биолог Анируд Патель из Сан-Диего считает, что чувство ритма играет важную роль в обучении. Ведь за него отвечают базальные ганглии – доли мозга, вовлеченные в моторные функции.

3. Слушай классическую музыку

Особенно Моцарта. В 1995-м психолог Френсис Раушер хитростью заманила в комнату тридцать крыс. Два месяца там периодически звучала Соната для двух фортепиано до мажор. После эксперимента выяснилось, что животные стали не только лучше танцевать, но и пробегать лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем другая группа крыс, живших эти два месяца в тишине.

4. Тренируй память

У лондонских таксистов, например, увеличен гиппокамп – часть мозга, отвечающая за эмоции и память. Чем ты хуже? ■ Помести в закладки сайт brainscale.ru . Там ты найдешь один из вариантов задачи «N назад», разработанной в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, развития рабочей памяти, логического мышления и способности к концент­рации внимания. Постарайся проходить тест ежедневно, выделяй на это несколько минут в начале дня и столько же в конце. Согласно исследованию, проведенному в 2008 году Сюзанной Йегги, регулярные тренировки в выполнении этой задачи способны значительно развить подвижный интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться. ■ Составив список продуктов, которые нужно купить, перечитай его несколько раз и постарайся запомнить не их названия, а свой будущий путь по разным отделам в магазине. Собрав все в тележку и стоя в очереди, попытайся в уме подсчитать общую сумму. Если она потом окажется верной, можешь купить себе в награду кустик шпината: он хорош для памяти.

■ Ежедневно выделяй полчаса на заучивание стихов. Последний раз ты занимался этим в детском саду, но все слова вылетели из твоей головы в тот момент, когда официальная часть праздника закончилась и гроб опустили в землю. Содержание стихотворений никакой роли не играет.

5. Выпей кофе

Кофеин стимулирует выброс нейромедиаторов дофамина и нор­адреналина – они помогают дольше оставаться в тонусе и сохранять концентрацию. Важно не переборщить: от очень большой дозы кофеина ты перевозбудишься и не сможешь мыслить рационально. Кофеин в дозах более 300 мг (четыре чашки натурального кофе) в сутки подарит состояние тревоги, головную боль, тремор, аритмию.

6. Альберт Эйнштейн

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:
«Интеллектуальный рост должен начинаться с момента рождения и прекращаться только со смертью. Знать, где можно найти информацию и как ее использовать, – вот в чем заключается секрет успеха. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

7. Марк Порций Катон

Старший государственный деятель, писатель:
«Мудрый человек больше учится у дураков, чем дураки у мудрого».

8. Играй в шахматы, шашки и покер

Эти игры не только могут сделать тебя богаче, но и прекрасно развивают мышление. Если ты считаешь, что играешь в шахматы слишком хорошо, попробуй играть еще и на время, чтобы на принятие решения уходило не больше минуты.


9. Развивай свое численное чувство

Да-да, у тебя уже есть такое. Выуди из кармана горсть мелочи, мельком взгляни на нее и попробуй по памяти сосчитать общую сумму. Вероник Изгард, когнитивный психолог из Гарварда, выяснила, что за счет отвечают древние структуры мозга, возрастом что-то около квазилиона лет (такое число есть? У нас плохо с этим), но развиваться они могут на протяжении всей жизни. Чтобы проверить, насколько твое ЧЧ развито на данный момент, пройди короткий тест или масштабный тест , результаты которого даже сохранятся в анналах американского университета и помогут двинуть вперед науку. Ну а дальше - развивай ЧЧ. Самый простой способ - упаковывание вещей в сумку. Когда ты прикидываешь, как бы их лучше впихнуть, твой мозг решает сложнейшие задачи и тренируется.

10. Корми мозг правильно!

Особенно если до сих пор не можешь до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых тебе напоминает Facebook. ■ Грецкие орехи . Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день - и ты будешь обеспечен лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память. Еще орехи полезны, если ты вдруг живешь в условиях повышенной радиации. ■ Рыба . Немногословная и холодная, она богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будешь съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у тебя увеличится скорость реакции и ты снизишь риск развития болезни Альцгеймера. ■ Тыквенные семечки . Высыпь полстакана в карман пиджака и во время офисных скандалов улучшай память и заставляй мозг быстрее соображать. Все благодаря цинку. ■ Шпинат . Добавляй его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения. ■ Шалфей . В университете Джона Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти. Теперь там ежедневно пьют чай с шалфеем и все про всех помнят.

11. Пытайся угадать следующую фразу собеседника

Ребекка Сейкс из Массачусетского технологического института уверена, что при должной тренировке люди смогут понимать окружающих и вовсе без слов - по выражению лица, взгляду и другим подобным признакам. За это отвечает секция мозга, которая находится за правым ухом и отвечает за интуицию.

12. Заведи блог

Рассказывая в нем о событиях дня, ты не только научишься четко формулировать мысли, но и будешь постоянно думать над новыми темами и колкими ответами на вопросы преданных читателей.

13. Коити Тохэй

Писатель, мастер айкидо, обладатель 10-го дана, основатель Общества кии стиля ки-айкидо «Чтение - краеугольный камень интеллекта. Заполняйте свое свободное время чтением всевозможных книг. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные».

14. Решай кроссворды

Удивительно, но это действует: работу мозга здорово подстегивают серьезные кроссворды.


15. Константин Шереметьев

Исследователь, автор проекта «Интеллектика» (), автор книг «Совершенный мозг: Как управлять подсознанием» и «Как стать умнее»:
«Кто-то считает, что если в школе он неплохо решал задачи по математике или что-то в подобном роде – значит, он умный и таким останется навсегда. Это несусветная чушь. Если в 18 лет накачать себе мышцы, а потом лечь на диван и забыть о них, то очень скоро они атрофируются. И с эффективностью работы мозга происходит то же самое».

К ответу!

На наши глупые вопросы умно отвечает Константин Шереметьев.

Кого можно считать умным?
Человека, который использует свой мозг для решения повседневных задач. Основная мыслительная деятельность проходит в подсознании. Обращаться с ним не учат в школе, поэтому мозг большинства людей работает вхолостую. Он никак не помогает им в жизни. А основное предназначение интеллекта - обеспечить выживание. Поэтому, чтобы оценить ум человека, запомни правило: результат работы интеллекта - это изменение материального мира. Выживание? Тогда кто умнее - офисный работник или охотник в дикой природе?
Как ни странно, мозг эти виды деятельности не различает. Обоим нужно исследовать то, что их окружает, и научиться эффективно действовать в данной обстановке. Сколько минут или часов в день нужно выделять на тренировку мозга?
Мозг работает круглосуточно. Вопрос лишь в том, какую нагрузку ты ему даешь. Если ты критически смотришь на жизнь, ищешь то, чем хочешь заниматься, реализуешь себя, то мозг начинает работать на полную катушку. Если же мыслительной нагрузки нет, он атрофируется и способен только на мышление по шаблону. Вы разрабатывали программу реагирования на нештатные ситуации для космонавтов. Они что, умнее тех, кто в космосе не был?
Я заносил знания в разных областях в систему искусственного интеллекта, чтобы в опасной ситуации она подсказала верное решение. Но можно копить полезные советы на все случаи жизни в телефоне. Тогда, например, в случае ДТП точно будешь знать, что делать.

16. Выучи иностранный язык

Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов. ■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смот­реть свежие сериалы. ■ словацкий веб-разработчик Вой­тек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com , он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.

17. Установи себе умное приложение

Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ! Тренажер памяти . Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein . Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения . Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.

18. Не теряй времени

Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.

19. Гуляй

Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.

20. Давай мозгу отдых

Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.

21. Подстегни свой мозг

Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах. ■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, - средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2-3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», - говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.

22. Играй в «Тетрис»

Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тет­рис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.

23. Леонардо да Винчи

Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».

24. Анатолий Вассерман

Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями - и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны - и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».


25. Хорошо высыпайся

Именно во сне мозг обрабатывает собранную за день информацию и формирует воспоминания. Как подсчитали сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, обычно взрослому человеку хватает от 6 до 8 часов сна.

26. Читай новыми способами

Ты, конечно, уже пробежал глазами этот совет и перешел к следующему. Попробуй вернуться и сделать вот что. ■ Возьми карандаш и, ведя им под строкой, читай текст. Глаз, уловив движение, побежит за указкой, читая при этом все, что ты ему подсунул. Каждый раз ускоряй движение карандаша - так твои глаза привыкнут к возросшей нагрузке, скорость чтения увеличится, и ты сможешь поглощать информацию быстрее. ■ 80% людей при чтении мысленно проговаривают слова. Эту вредную привычку ты приобрел, учась читать: проговаривал текст по буквам, потом по слогам, затем складывал их в слова. Но для понимания это вовсе необязательно. Для борьбы с внут­ренним голосом научись читать текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму. ■ Если верить физиологам, у человека, видящего что-либо волнующее, зрачки рефлекторно расширяются. Когда ты доходишь до интересного места в тексте, наблюдается то же самое: зрачок расширяется, в глаз попадает больше света, а значит, и больший объем информации он может уловить. Единственная проблема в том, как заставить себя поверить, что лежащий перед тобой следственный протокол так же интересен, как интервью с девушкой с обложки. С нейрофизиологической точки зрения, интерес возникает в момент, когда мозг сравнивает новую информацию с уже имеющейся в памяти. Поэтому просто предположи, что именно может быть написано в тексте. Мозг вынужден будет сравнивать сведения с реальными и волей-неволей проявлять интерес.

27. Заведи себе необычное хобби

(идеи тебе подкинет наша рубрика «Идея!»).
Новые виды деятельности, как считают в Институте биологических исследований Солка в пригороде Сан-Диего, во-первых, отлично помогают отвлечься от рутины, а во-вторых, вынудят твой мозг приспосабливаться к незнакомой для него деятельности и, как следствие, тренироваться.

28. Алан Вейс

Президент Союза здравоохранения NCH:
«Когда вы полностью погружены в мир игры, ваш мозг сосредоточивается на решении актуальных проблем. Он ищет необычные решения и выходы из непривычных в повседневной жизни ситуаций. Позже эти же идеи могут пригодиться вам в реальной жизни, на работе или при общении».

29. Пробуй новые способы получения информации

Тебе мешают читать книги на рок-концерте? Обрати внимание на аудио­книги и аудиоподкасты. А в Интернете запишись на бесплатные курсы на knowledgestream.ru (coursera.org для англоязычных).

30. Прекрати смотреть телевизор

Созерцание мелькающих картинок, якобы призванное дать отдых натруженному за день мозгу, загружает его точно так же, как чтение или доказательство теорем. Но при этом совершенно не развивает. Вывод? Выкидывай телевизор в окно и ставь на его место горшок с шалфеем.

По свидетельствам современников, Исаак Ньютон был больным на всю голову. Он мог работать днями и ночами без сна и отдыха, а затем впадал в глубокую депрессию, страдал от галлюцинаций и разговаривал с воображаемыми собеседниками.

Никола Тесла был не лучше. Кроме галлюцинаций, у него была сильная боязнь грязи и червей. Он маниакально считал всё, что его окружает, например вычислял объём еды на тарелке.

Среди людей искусства и гениев психические отклонения встречаются чаще, чем в среде обывателей.

Писатели сильнее подвержены депрессии, учёные нередко оказываются , а художники чаще других сталкиваются с биполярным расстройством.

Однако в то время как у отдельных личностей психические расстройства стимулируют творческую и исследовательскую активность, для большинства людей психические заболевания сопряжены с хроническими телесными недугами, сложностями в общении, карьерными ограничениями и меньшей продолжительностью жизни.

Разница между сумасшедшими и нормальными людьми не так уж велика

Во многом понятие нормы зависит от культуры и эпохи, в которой мы живём. Несколько веков назад депрессия называлась меланхолией и считалось, что она вызвана нарушением баланса флюидов, которые назывались юморы.

Одна из причин, по которым умственные расстройства тяжело поддаются диагностике, заключается в том, что многие их признаки - крайние проявления нормальных черт характера, которые есть у каждого из нас. Все мы время от времени можем впадать в крайности и делать что-то странное.

Для кого-то, например, болезненно важна последовательность, в которой стоят тарелки в кухонном шкафчике. Это не обсессивно-компульсивное расстройство, а всего лишь острая необходимость в порядке, который даёт чувство спокойствия и безопасности. Или, например, нам иногда что-то слышится, хотя в комнате никого больше нет, но это ещё не .

Разница в том, что большинство из нас в состоянии заметить, когда наш мозг решил с нами поиграть, и быстро вернуться к реальности. Тем же, кто болен различными видами шизофрении, не всегда удаётся отличить реальную действительность от плодов воображения.

Мы все по-своему немного сумасшедшие. Существует определённый спектр поведения, и те, у кого диагностируют психические заболевания, зачастую просто находятся в крайних точках этого спектра.

Психическую норму можно сравнить с ростом. Рост большинства из нас незначительно колеблется относительно некоего среднего значения, но есть и те, кто находится на крайних точках, - лилипуты и великаны. Они видят мир иначе, чем люди среднего роста. Так же и те, чья психика находится на крайних отметках нормы, воспринимают мир иначе.

Эти же самые крайности способствуют пробуждению креативности и гениальности. Вопрос не в том, чтобы от них избавиться, а в том, чтобы научиться ими управлять.

Зачем природе нужны безумцы

Если представить себе, что эти крайности влекут за собой как большие риски, так и большую выгоду, то можно предположить, что психические заболевания - это попытка природы сделать рискованную ставку в надежде сорвать большой куш.

С точки зрения эволюции, есть ещё один аспект: в определённых ситуациях некоторые проявления психических заболеваний могли быть полезны нашим древним предкам. представляет немалый риск для окружающих. Но благодаря этой же психопатии он мог стать непревзойдённым вождём племени - жестоким, но изобретательным и хитрым.

Парадокс в том, что те же самые причины, по которым генофонд должен был давно избавиться от психических отклонений, способствуют их сохранению. Те же самые крайние проявления, которые мешают их носителям в повседневной жизни, придают нотку безумия их гениальности. И мы все от этого только выигрываем.

Современное общество устроено точно так же. Нам нужно много предсказуемых людей, чтобы заниматься обыденной работой, от результатов которой мы ежедневно зависим. Такие люди составляют основу цивилизации. Но для прогресса современному обществу также нужны чудаки и безумцы, ведь именно они источник всего нового.

Человечеству нужны творческие люди, которые не просто способны посмотреть на мир под другим углом, но и настолько оторваны от реальности, что им и в голову не придёт, что их идеи - бред.

Так как мы все немного безумны, следует знать свои странности и наклонности, чтобы использовать их во благо себе и окружающим. Вот почему так важно изучить собственный мозг и разобраться в собственной психике.

Забота о сводится не к лечению или исправлению человеческого мозга, а к осознанию сильных сторон собственных крайностей в сочетании с умением справляться со слабостями.

Я решил назвать этот рассказ «Асимметрией», хотя в действительности эта история о том, как мой двоюродный брат сошёл с ума. И это впечатлило меня намного больше, чем все мистические явления на этом сайте, вместе взятые.

Мы росли фактически в одном дворе. Наши матери – сёстры. Слава Богу, моя – нормальная, а вот тётя Таня, как говорила мама, всегда «следовала моде»: одевалась не как обычные люди, выбирала себе экстраординарные вроде коллекционирования прикольных заграничных штуковин (её муж, дядя Толя, работал в посольстве), а после евроремонта в квартире решила отделать каждую комнату по-особенному, благо журналов о дизайне у неё тоже было завались.

В общем, с этого всё и началось. Она тогда ходила беременной и ещё до рождения Сашки обставила его будущую комнату мебелью на заказ. На мой взгляд, хотя мне и довелось бывать у них всего 2-3 раза, эта мебель, скорее, подошла бы тюрьмам в качестве пассивных орудий для пыток заключённых. Выглядела она примерно так:





Впервые я её увидел, когда мне стукнуло девять, а Сашке – семь лет от роду. Зайдя в его комнату, я почувствовал, как закружилась голова. Мне пришлось схватиться за дверную ручку, чтобы не упасть. Всё в его комнате казалось мне диким, нелепым, несуществующим. Я не понимал, как здесь можно находиться долго: жить, спать, играть. Мне захотелось выйти и никогда больше туда не возвращаться. Стало жалко Сашку, который, в отличие от меня, ориентировался среди неё обыденно, не набивая синяков и шишек о торчавшие где попало обитые тканью углы.

Примерно тогда же я начал осознавать разницу между им, собой и другими дворовыми ребятами. Несмотря на то, что Сашка был на два года моложе, его поведение резко отличалось от нашего. Он медленно и плохо адаптировался к обыкновенным детским играм, во многих случаях просто не мог вникнуть в их суть. Его собственные игры выходили не только за рамки общечеловеческой морали – они казались странными даже нам, а уж мы чего только ни вытворяли. Казалось, что Сашка вообще не понимал, что такое норма, а также слов «можно» и «нельзя». Я бы не сказал, что тётя Таня не воспитывала его совсем, но она явно предоставляла ему слишком много времени для самостоятельного постижения мира, и в результате Сашка играл с мёртвыми птицами и животными, разбирая их по косточкам, стравливал между собой насекомых, чтобы посмотреть, что получится (победителям он отрывал крылья или лапки и снова выпускал на «ринг» - в литровую стеклянную банку, а проигравших, к нашему отвращению, часто просто равнодушно съедал). Подбирал мусор и долго, тщательно изучал его со всех сторон, при чём не только визуально, но и при помощи обоняния и осязания, вне зависимости от того, насколько неприглядным был внешний вид отбросов.

Между собой мы удивлялись, как тётя Таня могла всего этого не замечать. Теперь я думаю, что она махнула на него рукой из-за того, что он слишком доставал её дома. Она выпускала его на улицу спокойно, жалуясь моей матери лишь на то, каким грязным он ежедневно возвращался домой. Никто, кроме нас, не мог заподозрить в нём ненормального. Я слышал и читал, что дети рождаются даунами, развиваются замедленно… К Сашке это не относилось. Его взгляд был осмысленным, речь ничем не отличалась от нашей – никакого там заикания, запинания. Он просто мыслил иначе. Вообще, он был умнее почти всех из нас – и его могли бы даже уважать, если бы не отвращение, которое он вызывал своими поступками и неопрятным внешним видом.

Никаких отклонений в развитии взрослые и сверстники не замечали за ним и в школе. Нашим рассказам родители просто не верили, поэтому со временем мы замолчали и фактически забыли о нём, предоставив его самому себе – только я, в силу родства, продолжал «присматривать» за Сашкой. Отчасти из любопытства, отчасти из-за того, что они, в отличие от нас, заглядывали к нам часто, и меня каждый раз просили чем-нибудь двоюродного брата занять.

Потом мы выросли и повзрослели. У меня была своя компания, у Сашки – никакой. Он всё больше уходил в собственный внутренний мир, то ползая с лупой по ближайшему парку в поисках новых видов насекомых, то исчезая из дома на целые дни для того, чтобы потом – не без участия милиции – найтись где-нибудь в соседнем городе или в спальном мешке под мостом. Его действия нельзя было объяснить с точки зрения нормальной человеческой логики, однако психологи и психиатры, обследовавшие его после этого уже по просьбе тёти Тани, снова ничего не могли найти. Я думаю, Сашка был для них слишком хитёр. Он мог мотивировать свои поступки так, чтобы они стали понятными для взрослых. При этом настоящие цели, как правило, ставил совсем другие. Например, я как-то засёк его в компании пары бомжих, с которыми Сашка пил портвейн на брудершафт, в перерывах доказывая . В другой раз наши пути пересеклись в позднем ноябре, когда я возвращался, весь продрогший под моросившим дождём, домой, а Сашка, что-то там себе насвистывая, шёл к реке с рюкзаком, откуда торчала удочка и – я готов был поклясться! – часть подошвы летних резиновых шлёпанцев. На мой вопрос, фигли он попёрся на речку на ночь глядя, да ещё и в такую погоду, он невозмутимо ответил, что собирается выяснить, где и как именно зимуют раки.

Он вечно ляпал нечто такое, от чего казалось, что поедет крыша уже у нас. Ещё и по этой причине нормальные люди не хотели с ним общаться, а девушки и вовсе избегали.

Так продолжалось вплоть до его тридцатилетия. По слухам, работал он к тому времени из дома, а днюху собирался отметить в кругу семьи. Но прямо накануне этого события в очередной раз пропал без вести, уже навсегда.

И почему я считаю, что во всём виновата мебель? Ну, хотя бы потому, что когда мы с матерью пришли туда гостями и услышали о Сашкином исчезновении, я заглянул в его комнату в последний раз, чтобы посмотреть, что он взял с собой… и заметил: вся эта проклятая асимметричная мебель, от которой опять пошло головокружение, была изрезана, исцарапана бритвой, ножом и Бог знает, чем ещё, искромсана так, что «живого места» на ней не осталось.

Так, будто бы Сашка ненавидел её всей душой, понимая, что именно асимметрия отчасти является причиной его искажённого мировосприятия.

Как не сойти с ума и не переступить грань безумства: причины умопомешательства


Современный мир можно справедливо назвать сумасшедшим во многих его проявлениях. Распущенность нравов, аморальность различных слоев населения, извращенность ценностей, полное попирание законов природы – именно такими характеристиками можно охарактеризовать «продвинутую» действительность. Реальность сумасшедшая еще потому, что довольно много субъектов из ныне живущего поколения не могут гордиться крепким психическим здоровьем. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый пятый житель планеты (цифра шокирует – более 1,5 миллиарда человек) страдает от каких-либо психических расстройств в разной степени тяжести. Именно поэтому, для сохранения адекватной реальности и жизни вообще, дабы Терра не сошла с ума окончательно, 6 миллиардам жителей Голубой планеты необходимо заботиться о сохранении своего психического здоровья.

В первой части этой статьи мы познакомились с признаками, которые могут свидетельствовать о развитии сумасшествия – тяжелых психических расстройств. Цель сегодняшней встречи – постараться понять, почему люди сходят с ума, какие факторы провоцируют развитие психических расстройств. В рамках данной публикации мы не будет рассматривать врожденные дефекты центральной нервной системы, избежим темы возникновения психических расстройств, которые сопряжены с аномальным течением беременности матери. Наша работа посвящена изучению условий и обстоятельств, которые приводят к сумасшествию изначально здоровых от рождения людей.
Следует оговорить, что в современной психиатрии отсутствует полное понимание причин, давших старт многим психическим расстройствам. Виновники некоторых психических отклонений и вовсе не ясны. Это можно объяснить следующим: практически все гипотезы, сколь бы логичными и основательными они ни звучали, не могут быть полностью изучены и проверены экспериментальным путем. Почему? Дело в том, что психиатрам и психотерапевтам по большей мере приходится иметь дело и лечить людей, уже ставших душевнобольными. Ни один здравомыслящий человек не согласиться стать добровольным участником эксперимента, на практике проверяющий механизм того, как сходят с ума и лишаются рассудка.

Почему люди теряют рассудок: причины и провокаторы
Представители научной среды и практикующие врачи сошлись во мнении: причиной возникновения всех серьезных психических отклонений является совокупное влияние биологических (физиологических) условий, психологических составляющих и социальных факторов.

Физиологические аспекты
Биологические причины душевных болезней – хронически влияющие или стремительно действующие факторы, которые вызывают повреждения и поражения центральной нервной системы, в частности – головного мозга. Физиологическими провокаторами безумства выступают и факторы внешнего мира, и условия внутренней среды организма, воздействие которых вызывает сбои в нормальном функционировании психики. Угнетение и распад высшей психической деятельности часто провоцируют нижеследующие обстоятельства.
Пальма первенства среди физиологических причин сумасшествия принадлежит травматическим воздействиям на черепную коробку средней и тяжелой степени тяжести. Любые повреждения вещества головного мозга и его оболочек так или иначе негативно сказываются на психических функциях. Например, ушиб головного мозга чреват образованием очага поражения в тканях и развитием кровоизлияния. Впоследствии тяжелая травма приводит к гибели нервной ткани, что становится прямым виновником психических дефектов, эпилептических припадков, грубых двигательных нарушений, расстройства речевой функции.

Сойдет ли человек с ума, или его минует такая участь, зависит от степени тяжести травмы и от того, какая именно зона пострадала. Поэтому у одних больных после внутричерепных повреждений возникает амнезия – потеря памяти. Другие особы начинают полагать, что окружающие читают их мысли и строят козни против них. Третьи персоны становятся вспыльчивыми и грубыми, демонстрируют агрессию против других.
Еще одной физиологической причиной, объясняющей, почему человек сошел с ума, является регулярная интоксикация организма сильнодействующими психотропными веществами и алкоголем. Бесконтрольный прием мощных лекарственных средств, употребление наркотиков, регулярное распитие спиртных напитков постепенно отравляет организм и разрушает нервную систему. От интоксикации особый урон ощутим в структурах головного мозга. Именно поэтому наркоман или алкоголик ведет себя неадекватно, деградирует, как личность и со времен сходит с ума, утрачивая человеческий облик.

Биологическая причина безумия человека – нарушение баланса некоторых активных химических элементов головного мозга. Функциями нейротрансмиттеров является регуляция эмоционального состояния: дефицит их производства или сбой в нейромедиаторном обмене приводит к беспричинному ухудшению настроения или же дает старт маниакальной эйфории.
К сожалению, симптомы психических расстройств могут возникнуть и в результате перенесенных инфекционных заболеваний. Нейроинфекция, вызванная бактериями, вирусами, грибками или простейшими, очень быстро поражает структурные отделы центральной нервной системы. Например, следствием герпетического энцефалита часто является депрессия и аутизм.

Очевидным фактором риска выступает пожилой и старческий возраст человека. У лиц преклонного возраста часто присутствуют тяжелые дефекты со стороны сердечно-сосудистой системы. В структурах головного мозга происходят тяжелые дегенеративные изменения. Из-за нарушения кровоснабжения и питания мозга, изменений в структуре сосудов происходит постепенная гибель нейронов – нервных клеток. Уменьшение количества нейронов и нарушение связи между клетками напрямую отражается на ухудшении интеллекта человека.

Именно поэтому среди лиц преклонного возраста встречается много особ, которые напоминают душевнобольных людей. Так, при сенильной деменции, определяется значительное снижение памяти, возникают тяжелые когнитивные дефекты. Больной человек утрачивает критику и лишается возможности самостоятельного обслуживания. Возникает возрастная регрессия: пожилой человек «впадает в детство». Он может демонстрировать злобу и агрессию либо, наоборот, стараться всем угодить. Он не способен логически мыслить, часто не понимает, что и для чего он делает. Атрофия головного мозга в старческом возрасте приводит к нарушениям восприятия реальности. Больной не может ориентироваться правильно во времени и пространстве. У него появляются бредовые мысли и высказывания. Очень часто возникают галлюцинации.

Психологические и социальные факторы
Нас могут обсчитать в магазине и развести на уличных лохотронах. Мы можем нечаянно разбить свой дорогой мобильник и забыть портмоне на сиденье в маршрутке. Мы можем получить уведомление о своем увольнении. Нас могут поставить в известность о том, что банк, где у нас был депозит, разорился. Тысячи факторов: как негативных аспектов, так и позитивных моментов, в какой-то мере могут поколебать наше психическое равновесие. Психические травмы причиняют боль, калечат душу, лишают благоразумия, доводят до самоубийства.
Однако некоторые из нас устойчивы к воздействию стрессовых факторов и не получают серьезного вреда даже после самой трагичной катастрофы. Другие же люди впадают в депрессию и лишаются рассудка при воздействии, казалось бы, крошечных и невредных раздражителей. Все потому, что понимание одной и той же жизненной ситуации у разных людей различается. Для кого-то насморк у любимой кошки – шокирующая драма, для других же даже известие о собственной тяжелой болезни не лишает хладнокровия и здравого рассудка. Это объяснимо тем, что люди по-разному интерпретируют события, наделяют их различной степенью важности.

Немаловажен и еще один факт: стрессоустойчивость человека. Устойчивость к стрессам не что иное, как сила и способность нервной системы адекватно реагировать на раздражители. Чем более устойчивая нервная система, тем человек меньше рискует, что он сойдет с ума.
Соответственно, чем бурнее ответ на предъявленный раздражитель, чем значимее происходящее изменение, то тем больше человек рискует, что в результате стресса у него «снесет башню». При этом вероятность «слететь с катушек» присутствует и у тех, кого накрыло неожиданное глобальное несчастье, и у тех, кого регулярно и методично «прессуют» морально и физически. От того, как мы ведем себя при стрессе, зависит будущее нашей психики (подробная информация о стрессе указана ).

Неадекватно интенсивная реакция субъекта на психотравмирующий фактор часто приводит к реактивным психозам, которые в народе называют безумием человека. В результате инцидента сильный, самостоятельный, доброжелательный человек может стать агрессивным, неуправляемым, опасным для себя и для окружающих психом. Активная и энергичная персона в мгновение ока может погрузиться в депрессию, замкнуться на своих переживаниях и навязчиво прокручивать в голове сцены случившегося. При этом она будет болезненно переживать свою неполноценность и ущербность, размышляя о бессмысленности бытия.
Действие самого крошечного раздражителя при роковом стечении обстоятельств может переполнить чащу, послужив пусковой кнопкой для потери рассудка. Что же может дать старт формированию психического расстройства? Чаще всего непосредственными провокаторами сумасшествия являются следующие ситуации и состояния.

Риск пополнить ряды безумцев и сойти с ума особо велик у того человека, который постоянно терпит неудачи во всех начинаниях. При этом он снимает с себя ответственность за допущенные промахи и винит во всем белый свет. В его понимании, именно окружающая среда является источником бед и проблем. Он убежден, что к нему относятся несправедливо. Против него плетут интриги, ставят палки в колесо. Все свое окружение он воспринимает, как заклятых врагов. При этом такой человек отрицает, что в его характере имеются грубые изъяны, его способности лишены совершенства, а прикладываемые усилия недостаточны для достижения успеха. Такая жизненная позиция в итоге приводит к тому, что человек, измученный закономерными провалами, обретает тяжелые бредовые переживания – паранойю.
Еще одной очевидной причиной того, что человек лишается рассудка, является патологический трудоголизм. Трудоголик не только чрезмерно много и слишком усердно трудится. Он не умеет полноценно расслабляться и грамотно проводить досуг. С его точки зрения, отдых – своеобразный показатель лени. Для него мысль быть незанятым и бездельничать вызывает панику. Однако с научной точки зрения, трудоголизм – прямой признак, что у человека не все благополучно в жизни. Это знак того, что он утратил способность полноценно общаться с окружающими, и погружением в работу он стремится убежать от своих неразрешенных проблем. В результате чрезмерное рвение и избыточная трудовая нагрузка приводит к переутомлению и истощению ресурсов нервной системы. И, как следствие, человек перестает быть адекватной личностью.

Непосредственным провокатором сумасшествия является тяжелая психическая травма, которая оказала громадное влияние на жизнь особы и привела к утрате смысла существования. Вызвать психические расстройства может физическое и сексуальное насилие, тяжелый развод, измена близкого человека, банкротство собственной фирмы, внезапная гибель ребенка или супруга.
Не менее вредной для психического здоровья является вынужденная социальная изоляция человека. Дефицит общения, отсутствие новых впечатлений, невозможность проявить свои эмоции приводит к тому, что особа лишается рассудка. Социальная изоляция делает людей крайне эмоциональными и беспокойными. Пребывание вне человеческого сообщества приводит к искажению восприятия времени, появлению галлюцинаций и навязчивых мыслей, снижению интеллектуальных возможностей.

Виновником того, что человек перешагнул грань нормы и болезни, может стать и психологическая зависимость. Зависимое (аддиктивное) поведение является универсальным решением для «бегства» от реальной жизни. Эмоциональная зависимость заставляет человека отказаться от своих интересов, планов, вынуждает игнорировать собственные потребности и менять жизненные ценности. Аддикция приводит к полному разрушению исходного «Я» и грубым изменениям личности.
Следует помнить: существующая очевидная проблема провоцирует «сдвиг крыши» не всегда и не фатально. Явная причина начинает свое разрушительное действие лишь при наличии ряда условий. При этом возникновение психических расстройств, их развитие, отягощение и исход зависят не только от исходной причины, но и от различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма.