Свобода цензуры: как отреагировали на выступление Райкина. Райкину объяснили разницу между цензурой и госзаказом

Удивительно, но простые и, казалось бы, очевидные для цивилизованной страны истины могут вдруг стать поводом для скандала.
Народный артист России Константин Райкин, выступая в понедельник на прошедшем в Москве Всероссийском театральном форуме, заявил: "Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется от них. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны".

"…И церковь наша, несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать", — напомнил Константин Райкин.

По мнению худрука театра "Сатирикон", искусство само в себе имеет достаточно фильтров из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителей, души самого художника (это и есть носители нравственности). И призывает не делать вид, что единственный носитель нравственности и морали — это власть.

"Я помню: мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм! Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда снова. А меня заставляют читать эту мерзкую книжку опять. Потому что словами о нравственности, Родине, народе и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели", — заявил Константин Райкин.

Всероссийский театральный форум выступил против возрождения цензуры Участники форума намерены обратиться к властям с просьбой принять меры для пресечения попыток возрождения цензуры и антиконституционного вмешательства государственных органов в творчество.

Очевидные же вещи, нет? Понятно же, что государство не должно вмешиваться в творчество, это дело признанных, авторитетных экспертов - критиковать, советовать, рецензировать, выбирать достойные наград постановки.

И понятно, что, согласно Конституции, в нашей стране должно признаваться идеологическое многообразие. И "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (Ст.13 Конституции РФ).

Противоречивая реакция на выступление Константина Райкина

Но отзывы на выступление Константина Райкина - прямо противоположные: от "наконец-то хоть кто-то об этом сказал" до "а что там, у центра "Райкин-плаза" - проблемы, наверное?".

Впервые за историю театра в сезоне вышла , после чего труппа полгода находилась в простое. Пока идет ремонт основного здания, "Сатирикон" вынужден арендовать другие площадки, чтобы иметь возможность играть и репетировать новые пьесы, а на аренду при этом уходит большое количество заработанных средств.

По словам замминистра Александра Журавского, когда руководство "Сатирикона" обратилось за помощью в финансировании на аренду ММЦ "Планета КВН" (в связи с тем, что историческая сцена театра находится на реконструкции), власти пошли навстречу театру и выделили более 44 миллионов рублей на компенсацию аренды.

Оставшуюся часть "Сатирикон" взялся компенсировать из собственных доходов (в прошлом году было около 130 миллионов рублей).
"Мне не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич. Достаточно сказать, что театр активно гастролирует и ставит премьеры", — заявил Журавский.

После того, как Константин Райкин выступил с резонансной речью, его оппоненты легко связали эти два события - финансовые проблемы "Сатирикона" и критическое выступление его худрука на форуме СТД. Это и правда просто, как дважды два: денег не дали - пошел критиковать. Однако, напомню, что позиция Константина Райкина - последовательная, с

Претензии к Минкульту и к одному из замминистров Владимиру Аристархову звучали, к примеру, еще в мае прошлого года - тогда Константин Райкин вместе с Георгием Тараторкиным и Игорем Костолевским раскритиковали высказывания Аристархова по поводу театральной премии "Золотая маска" (тот считал, что фестиваль поддерживает провокационные и русофобские постановки).

Учитывая, что театру "Сатирикон" сейчас как никогда нужны деньги на завершение затянувшегося ремонта, речь Константина Райкина на форуме СТД кажется еще более смелой и весомой, ведь в этом случае худрук рискует не только впасть в немилость властей предержащих (что его вроде бы мало беспокоит), но и как следствие - остаться без дополнительной помощи театру.

Константин Райкин, выступая в Филармонии им. Шостаковича с поэтическим моноспектаклем, затронул темы судеб русских поэтов и гонений, которым они подвергались. Худрук «Сатирикона» заявил следующее:

Константин Райкин

Художественный руководитель театра «Сатирикон»

У нас некрофильское государство, оно любит мёртвых больше, чем живых. Потом их именами называем улицы, площади, станции метро, а до этого убиваем.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал СМИ не выдергивать слова из контекста, и Константин Райкин вкладывал в фразу совсем другой смысл.

Дмитрий Песков

Пресс-секретарь президента России

Вы наверняка вспомните полный, так сказать, пассаж, который был изложен Райкиным, - там про другое. Может быть, это не совсем, вот если отдельно это взять из контекста, не совсем такое благовидное слово в отношении России, но он говорил о другом. Поэтому я здесь призываю не выдёргивать из контекста.

Константин Райкин также заявил, что фраза о «некрофильском государстве» была вырвана из контекста, передаёт Интерфакс.

«Фраза вырвана из контекста большого стихотворного спектакля, который играется уже в течение 15 лет», - подчеркнул Райкин.

По его словам, эта фигура речи произносится с опорой на пушкинскую строку из «Бориса Годунова»: «Они любить умеют только мёртвых...». Она является "комментарием к трагическим судьбам поэтов, которые упоминаются и звучат в этом моноспектакле.

____________________________

Реакция блогосферы на высказывание Константина Райкина

Проблемы с Россией у худрука «Сатирикона» начались после того, как «некрофильское государство» отказалось от полного госфинансирования его убыточного театра.

Я люблю драматический театр. А «Сатирикон», извините, терпеть не могу. Все эти песни и пляски под видом искусства вызывали у меня стойкое отторжение. Фирменный стиль?! Ну, не знаю. Зритель голосует рублем. «Сатирикон» фактически разорился без поддержки Министерства культуры.

Материал по теме

Вторая проблема. «Некрофильское государство» дало новое здание «Табакерке» Олега Табакова, а в «Сатириконе» многие годы продолжался бесконечный ремонт, и никто не помогал и новое здание не давал.

«Некрофильское государство» продолжает измываться над театром «Сатирикон» и его художественным руководителем.

А вообще, жалко, что Райкин в свое время похоронил карьеру замечательного артиста, сделав выбор в пользу плохого режиссера.

Нравственно привитый Константин Райкин, живущий на подсосе у «некрофильского» государства не смог сдержать свою совестливость, и неполживо «рассказал лошади всё». Трудно представить, какие муки испытала его утончённая туша душа в это время. Возможно, это была боль «гласа вопиющего в пустыне», так как мы - «тёмное» большинство, никогда не сможем понять «нравственные» забеги настоящих «поэтов» нагишом за голой бабой...

Кадр из фильма времён перестройки и слома морально-нравственных ориентиров советских граждан: голый Константин Райкин бежит за женщиной демонстрируя новую «норму» в киноискусстве

Когда я был пионером, про таких перцев говорили просто: пошляк. Это я про его дешёвое и бессмысленное заявление про «вытравливание поэтов» в России, а вовсе не про желание демонстрировать стране свой пенис.

П.С.: И, да! На детях талантливых людей природа отдыхает. В данном случае природа брала академический отпуск)))

Остается надеятся, что когда Райкин покинет этот бренный мир, его именем не будут называть улицы или театры.

С такими взглядами, ему будет некомфортно в России как живым, так и мертвым.

Ну а пока он еще жив, но менее любим, чем иные исторические мертвецы, надо срочно дать Райкину еще больше денег из госбюджета, ибо это автор и он так видит.

Мэтр грустно улыбается. Оплакивает поэтов. Рассуждает о «некрофильском государстве»... Между тем, осенний наглый наезд мэтра на государственную культурную политику (якобы отсутствие финансирования и засилье цензуры) не только не повлёк за собой жёстких оргвыводов, но напротив - обернулся увеличением объёмов госдотаций в карманище Константина Аркадьевича.

Материал по теме

Театр «Сатирикон», разродившийся всего лишь одной постановкой в 2016-м, в текущем году получит 250 миллионов рублей. Ничто не угрожает дальнейшему плодотворному сотрудничества Райкина с промышленно-строительной группой «Ташир» миллиардера Карапетяна: ТРЦ «Райкин-Плаза», одноимённый уютный отель, запланированный 15-этажный апарт-отель (общей площадью порядка 20000 кв. м.) с подземной автостоянкой...

Максимально эффективное осваивание денег налогоплательщиков. Вкупе с обязательными ритуальными плевками в страну/государство - «для души».

Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин связал проверки в театре с «местью» министра культуры России Владимира Мединского. По его словам, глава Минкультуры «не может простить» Райкину слова о цензуре и борьбу против «несправедливых» решений, касающихся «Сатирикона». Об этом сам Райкин рассказал Дождю.

«Это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Cоюза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра Сатирикон», — сказал Райкин.

Как сообщил худрук «Сатирикона», в течение года в театре прошло шесть проверок, в ходе которых не выявили серьезных нарушений. Райкин расценил эти действия как «официальную попытку» запугать «Сатирикон».

Кроме того, считает Райкин, Мединский пытается остановить реконструкцию здания театра. В 2014 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы разрешила реконструировать здание «Сатирикона», а также пристроить новый фасад с расширенной частью для зрителей, площадь которой будет достигать 26,3 тысячи квадратных метров. Строительство осуществляет компания « Ташир» Самвела Карапетяна.

Изначально планировалось, что строительство завершится в 2016 году, затем его перенесли на 2017, сейчас — на конец 2018 года. По информации Дождя, в Минкульте недовольны задержкой строительства, но официально это не подтверждают. В театре срыв сроков объяснили строительством метро. По мнению Райкина, сейчас Мединский заинтересован в остановке строительства.

«А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом, это значит его уничтожить. Сделать это в общем при его могуществе вполне не сложно сейчас. И это при том, что мы находимся в таком промежуточном состоянии»,— пояснил худрук «Сатирикона».

В Метрострое отказались комментировать ситуацию. В группе компаний «Ташир» на запрос Дождя о том, действительно ли к ним обращалось министерство культуры, не ответили. В самом ведомстве не смогли предоставить комментарий о ситуации в «Сатириконе», отметив, что министерство находится в постоянном взаимодействии с театром.

В то же время, один высокопоставленный чиновник рассказал Дождю, что скоро министерство публично озвучит претензии к театру.

Райкин также рассказал, что «Сатирикон» получил президентский грант, что «взбесило министра», хотя такие гранты «получают все федеральные театры».

«Все, кроме нас получили бы, если бы я не стал бороться против этого решения. А нас вычеркивало министерство культуры. Почему? Нас, которые в этом нуждаются больше всего, в этих деньгах. Потому что тогда есть возможность что-то еще сотворить в этом пространстве бездомности, в котором мы сейчас находимся», — сказал Райкин.

В октябре 2016 года Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, закрытие выставок и спектаклей, а также высказался о цензуре в России. Мединский, комментируя слова Райкина, что в России нет цензуры, а театры в стране пользуются «немыслимой» свободой. Кроме того, он подчеркнул, что «уж кому-кому, а [Райкину] жаловаться на цензуру просто нелепо», так как «Сатирикону» никто никогда ничего не запрещал. По мнению Мединского, в слова Райкина были мотивированы какими-то другими причинами.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя высказывания художественного руководителя театра, не путать государственный заказ с цензурой.

До выступления на съезде Райкин заявил , что «Сатирикон» испытывает финансовые трудности. Он пояснял, что театр «находится на грани уничтожения», поскольку здание закрыто на реконструкцию, а бюджетные средства, которые выделяет Минкультуры, уходят на аренду площадок для репетиций. После публичной дискуссии Минкультуры пообещало в 2017 году вновь поддержать театр субсидиями.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатририкон», на Всероссийском театральном форуме выступил с речью о цензуре. Выступление вызвало огромный резонанс, так как Райкин фактически высказался против борьбы чиновников за нравственность в искусстве. Многие делегаты съезда выразили полное согласие с худруком «Сатирикона».

«У нас вообще в театре происходит масса интереснейших вещей. И масса интересных спектаклей. Я считаю, это хорошо. Разных, спорных, прекрасных! Нет, мы опять почему-то хотим… Мы друг на друга клевещем, доносим иногда – прямо вот так ябедничаем. И опять хотим в клетку. В клетку-то зачем опять? «Чтоб цензура, давайте!» Не надо, не надо! Господи, что же мы утрачиваем и сами отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно в опеку». Ну, что же мы? Ну, неужели он такой гений, что и на нас настучал на тысячу лет вперед? Про наше, так сказать, раболепство», - сказал Райкин.

Также его возмутило закрытие ряда мероприятий из-за протестов активистов:

«Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна - дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры - я не знаю, как кто к этому относится, а я считаю, что это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны… Это проклятие и многовековой позор вообще отечественной нашей культуры, нашего искусства - наконец, был запрещен».

«Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что - это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли».

«И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях. Она начинает действовать такими же методами сейчас. Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем».

Чтобы противостоять этим явлениям, Райкин призвал людей культуры объединиться.

«Мне кажется, сейчас, в очень трудные времена, очень опасные, очень страшные; очень это похоже… Не буду говорить, на что. Но сами понимаете. Нам нужно вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор этому».

В Кремле прокомментировали высказывание Райкина, указав на то, что он путает цензуру и госзаказ.

«Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. При этом надо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги, или с привлечением каких-то других источников финансирования. Когда власти дают деньги на постановку, то они вправе обозначить ту или иную тему», - сказал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Также Песков отметил, что те произведения, которые появляются без финансирования государства, не должны нарушать закон: например, разжигать рознь или призывать к экстремизму.

Существует мнение, что именно финансирование, вернее, его отсутствие, и подвигло худрука «Сатирикона» на резкую критику культурной политики.

Так, накануне Райкин заявил об угрозе закрытия театра из-за финансовых проблем. Сейчас «Сатирикон» арендует временное помещение в связи с реконструкцией здания театра, и все деньги, которые выделяет бюджет, уходят на оплату аренды. Этого финансирования недостаточно для проведения репетиций, и театр полгода простаивает.

Кстати, именно полгода назад над театром нависла реальная угроза, когда в феврале на его сцене был поставлен спектакль на остросоциальную тему «Все оттенки голубого». Депутат Виталий Милонов не заставил себя ждать и призвал проверить постановку на гей-пропаганду среди несовершеннолетних. Милонова не смутило то, что на афише было указано «18+».

Сопоставив эти факты, можно предположить, что Райкину «уже нечего терять»: если «Сатирикон» не получит финансирования и все-таки закроется, виновной в том будет власть со своей цензурой.

Видеозапись выступления Константина Райкина разошлась в Сети, вызвав бурную реакцию как известных людей, так и простых пользователей.

Президент мотоклуба «Ночные волки» Александра Залдостанова, известный как «Хирург», раскритиковал слова Райкина, обвинив его в «желании превратить Россию в сточную канаву».

«Дьявол всегда соблазняет свободой! А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты», - сказал Залдостанов.

Он пообещал, что будет защищать российскую свободу от «американской демократии», добавив, что «Райкиных в Америке бы не существовало, а у нас они есть».

В «Сатириконе» сообщили, что сейчас Константин Райкин не намерен реагировать на критику своего выступления.

Советский и российский режиссером Иосиф Райхельгауз в интервью Life сказал, что «Райкин говорит, потому что можно говорить».

«Я его целиком поддерживаю. Он выдающийся деятель современного театра. Но он говорит, потому что сегодня это не угрожает его жизни и здоровью. К сегодняшнему времени масса претензий, но сравнить нынешнего президента с генсеками тех времен - Брежневым, Черненко, Андроповым - это несравнимо», - сказал Райхельгауз.

Политический обозреватель Константин Семин также не согласен с Райкиным, заявив, что «не видит на горизонте призрак 37-го года».

«Все те «жуткие» происшествия, связанные с протестом граждан против выставок и спектаклей, которые Райкин перечисляет, – они ведь не могут быть записаны в актив государственной власти. Это не власть запрещает порнографию. Это не власть искореняет педофилию в искусстве. Это не власть наложила мораторий на предательские и антисоветские, русофобские высказывания в СМИ. Больше того, мы видим, что в процентном соотношении таких высказываний, таких «актов искусства», как любят называть это сами «творцы» в публичном пространстве, становится лишь больше и больше. Это происходит при полном попустительстве государства. Государство смотрит на это не то чтобы сочувственно, но уж совершенно точно без возмущения. Поэтому мне абсолютно непонятно: где, в каком месте господин Райкин углядел этот самый «зловещий призрак сталинской цензуры», - сказал Семин.

Также он подчеркнул, что терпение общества не беспредельно, и когда надругательства над здравым смыслом и девиации в искусстве выходят за рамки, нельзя отнимать у людей право на возмущение и негодование.

«Иногда это изливается в безобразные выходки, но эти выходки не более безобразны, чем те акты, которые их спровоцировали», - уверен политический обозреватель.

Писатель Амирам Григоров на своей странице в Facebook также высказался по поводу выступления Райкина.

«Я просто хочу отметить - «Костя Райкин», которого давненько, чуть ли не с 90-х, было не особенно слышно, видимо, не смог промолчать не потому, что он такой особо белоленточный или либеральный - он конкретно бизнесмен и конформист, плотно дружный с властями при двух режимах.

Несмотря на то, что он вышел со всеми квашами-ахеджаками из одного краснознаменного инкубатора, он действительно не делал политических высказываний на публику, поскольку ему это нужно не было - у него есть вообще все - и театр, и гешефт, и покровительство московских властей, у него однозначно (просто к гадалке не ходи) доля в райкин-плазе, просто потому, что плаза эта построена на земле, переданной или в конце совка, в самом конце царствования «великого аггкадия исаковича», или позже, во время смутного времени, театру, и плазу там отгрохали явно не без гешефта.

Я уверен - промолчал бы этот «талантливый майчик Костя» в ста случаях из ста. Но, видимо, позвонили. Видимо, намекнули. Сказали, что он «нагушает пгинципы когпогации». Заметили, что после «геволюции» ему не будет гут - зачислят в кобзоны. И Костя таки нам сказал», - написал Амирам Григоров.

Художественный руководитель театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников в интервью телеканалу «Дождь» прокомментировал слова Райкина:

«Совершенно блистательная речь: честная, эмоциональная, я понимаю, о чем он говорит в каждом слове. Я знаю, что у Райкина какие-то люди срывали спектакли, писали доносы и прочее, это все началось совсем недавно, и он знает, про что он говорит. А вот этот круглый стол в Общественной палате, где был практически открытый конфликт Константина Аркадьевича с первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым, который посмел его учить, как надо жить и что такое государство. Они говорят: государство - это мы, и мы будем решать, что народу нужно, а что не нужно. Все возвращается к самому убогому совку.

Я думаю, что то, что он сказал, будет поддержано и рассмотрено большим числом людей. Потому что многие тоже чувствуют цензуру и сталкиваются с катастрофическим снижением субсидирования культуры, если она не пропагандистская. На пропаганду деньги будут всегда. А на культуру и искусство будет все меньше и меньше. Государство, когда говорит про госзаказ, имеет в виду именно пропаганду. Что еще оно будет заказывать?».

Фото, видео: youtube.com/user/STDofRF

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков прокомментировал высказывание художественного руководителя "Сатирикона" Константина Райкина о возвращении сталинских времен и цензуре в искусстве. Об этом во вторник, 25 октября, пишет "Российская газета".

По словам официального представителя Кремля, цензуру не стоит путать с государственным заказом на те или иные произведения. "Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности", - заявил Песков.

"Естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку, то государство вправе обозначить ту или иную тему. Государство заказывает произведение искусства на ту или иную тему. Это не цензура, не нужно путать это с заказом государства", - подчеркнул пресс-секретарь российского лидера.

Между тем, считает Песков, те произведения, которые создаются без привлечения средств из госбюджета, не должны лишь нарушать положения законодательства по борьбе с экстремизмом, провоцированием розни на религиозной и иной почве.

Накануне, 24 октября, выступая на VII съезде Союза театральных деятелей России, Райкин выразил обеспокоенность многочисленными попытками различных общественных организаций оказывать давление на творческих людей. "Эти наезды на искусство, на театр в частности. Эти беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности и морали группки оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки. И к которым власть нейтральна", - приводит слова худрука Life .

Кроме того, он пожаловался, что в Министерстве культуры с ним разговаривают как в сталинские времена, а среди представителей мира искусства царят клевета и доносы. "Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. Я сейчас вижу, как явно у кого-то чешутся руки это изменить и вернуть обратно, причем не просто во времена застоя, а еще в более давние, сталинские времена, потому что с нами наши непосредственные начальники разговаривают такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь. Мы сидим и слушаем это. Мы что, не можем высказаться все вместе? Мы то друг на друга клевещем, доносим иногда, ябедничаем и опять хотим в клетку. В клетку-то зачем?" - заявил Райкин в понедельник на съезде.

Нужно отметить, что имя худрука "Сатирикона" не сходит с информационного потока СМИ с прошедшей недели. Так, 19 октября Райкин сообщил, что возглавляемый им театр находится на "пути к гибели" из-за финансовых трудностей, возникших из-за необходимости арендовать помещения на время реконструкции основного здания. По его словам, театр "находится в простое" уже полгода, в результате чего Райкин вынужден "отодвинуть репетицию и постановку нового спектакля". Он заявил, что театру нужна "некая сумма, которая должна быть заплачена за аренду". При этом народный артист РФ отметил, что в случае, если Минкультуры не сможет оказать помощь, он обратится "куда-то еще".

"Не совсем понятно, о каком полугодовом простое говорил Константин Аркадьевич", - удивленно комментировал на следующий день слова Райкина заместитель министра культуры Александр Журавский. По его данным, "Сатирикон" активно гастролирует и ставит премьеры. Также Журавский напомнил, что в начале нынешнего лета состоялась премьера "Лекарь поневоле", а в сентябре он присутствовал на сборе труппы и "ничего тревожного от руководства не слышал". Впрочем, представитель Минкульта сообщил, что ведомство рассмотрит просьбу Райкина о финансовой помощи театру.