Театр в древней греции. Театр Диониса в Афинах: история, описание и интересные факты

2) Афинский театр

Театральное представление в эпоху расцвета греческого общества входило как составная часть в культ Диониса и происходило исключительно во время празднеств, посвященных этому богу. В Афинах V в. в честь Диониса справлялся ряд праздников, но драмы ставились только во время «Великих Дионисий» (примерно в марте - апреле) и Леней (в январе - феврале). «Великие Дионисии» - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров; на этот праздник являлись представители общин, входивших в состав афинского морского союза, для внесения подати в союзную кассу; «Великие Дионисии» справлялись поэтому с большой пышностью и продолжались шесть дней. В первый день происходила торжественная процессия перенесения статуи Диониса из одного храма в другой, и бог мыслился присутствующим на поэтических состязаниях, которые занимали остальную часть празднества; второй и третий день были уделены для дифирамбов лирических хоров, последние три дня - для драматических игр. Трагедии, как уже было указано, ставились с 534 г., т. е. с того времени, когда праздник был учрежден; около 488 - 486 гг. к ним присоединились комедии. Леней, более древний праздник, были обогащены драматическими состязаниями лишь позже; около 448 г. там начали ставиться комедии и около 433 г. - трагедии. Все эти игры имели характер массовых зрелищ и были рассчитаны на большое количество зрителей. К состязаниям в V в. допускались, за редкими исключениями, только новые пьесы; впоследствии новым пьесам предшествовала пьеса старого репертуара, которая, однако, не служила предметом состязания. Произведения афинских драматургов были, таким образом, предназначены для однократной постановки, и это способствовало насыщенности драм актуальным и даже злободневным содержанием.

Порядок, установленный около 501 - 500 гг. для «Великих Дионисий», предусматривал в трагическом состязании трех авторов, из которых каждый представлял три трагедии и драму сатиров. На комедийных состязаниях от поэтов требовалось только по одной пьесе. Поэт составлял не только текст, но и музыкальную и балетную части драмы, он же был режиссером, балетмейстером и зачастую, особенно в более раннее время, актером. Допущение поэта к состязанию зависело от архонта (члена правительства), заведывавшего празднеством; этим путем осуществлялся также и идеологический контроль над пьесами. Расходы по постановке драм каждого поэта государство возлагало на какого-нибудь состоятельного гражданина, который назначался хорегом (руководителем хора). Хорег набирал хор, числом в 12, а впоследствии в 15 человек для трагедии, в 24 для комедии, оплачивал участников хора, помещение, в котором хор готовился, репетиции, костюмы и т. д. Пышность постановки зависела от щедрости хорега. Затраты хорегов бывали очень значительны, и победы в состязании присуждались совокупно хорегу и режиссеру-поэту С увеличением числа актеров и отделением актера от поэта третьим, самостоятельным участником состязания стал главный актер («протагонист»), который подбирал себе помощников: одного для вторых, другого для третьих ролей («девтерагонист» и «тритагонист»). Назначение хорегу его поэта и поэту его главного актера происходило по жребию в народном собрании под председательством архонта. В IV в., когда хор потерял свое значение в драме и центр тяжести перешел на актерскую игру, этот порядок был признан неудобным, так как он ставил успех хорега и поэта в чрезмерную зависимость от игры доставшегося им актера и успех актера от качества пьесы и постановки. Тогда было установлено, чтобы каждый протагонист выступал у каждого поэта в одной из его трагедий.

Жюри состояло из 10 человек, по одному представителю от каждого афинского округа. Они выбирались в начале состязания по жребию из заранее составленного списка. Окончательное решение выносилось на основании подачи голоса пятью членами жюри, выделенными из его состава также по жребию. На празднике Диониса допускались одни только «победы»; судьи устанавливали первого, второго и третьего «победителей» как в отношении поэтов и их хорегов, так и особо в отношении протагонистов. Реальными победителями являлись только хорег, поэт и протагонист, которые были признаны «первыми»; они увенчивались плющом тут же в театре. Третья «победа» фактически была равносильна поражению. Однако все три поэта и протагониста получали призы, которые являлись вместе с тем их гонораром. Решение жюри хранилось в государственном архиве. В середине IV в. Аристотель опубликовал эти архивные материалы. После появления его труда стали заноситься на камень сводные реестры побед на каждом празднестве и списки победителей, и до нас дошел ряд фрагментов этих надписей.

Заботу о помещении для зрителей и исполнителей, сначала об устройстве временных деревянных сооружений, а впоследствии о содержании и ремонте постоянного театра, афинское государство поручало частным предпринимателям, сдавая помещение на откуп. "Вход в театр был поэтому платным. Однако для того чтобы обеспечить всем гражданам, независимо от их материального положения, возможность посещать театр, демократия со времен Перикла предоставляла каждому заинтересованному гражданину субсидию в размере платы за вход на один день, а в IV в. и на все три дня театральных представлений.

Одно из важнейших отличий греческого театра от современного «состоит в том, что игра происходила под открытым небом, при дневном свете. Отсутствие крыши и использование естественного освещения связаны были, между прочим, и с огромными размерами гречески? театров, значительно превышающими даже самые большие современные театры. При редкости театральных представлений античные театральные помещения должны были строиться в расчете на массы справляющих праздник граждан. Афинский театр, по вычислениям археологов, вмещал 17000 зрителей, театр города Мегалополя в Аркадии - 44000 человек. В Афинах представления сначала происходили на одной из городских площадей, и для зрителей воздвигались временные деревянные помосты; когда они однажды во время игры рухнули, для театральных целей был приспособлен южный скалистый склон Акрополя, к которому стали прикреплять деревянные сидения. Каменный театр был окончательно достроен лишь в IV в.

До второй половины XIX в. устройство греческого театра известно было лишь на основании описания в трактате римского архитектора Витрувия «Об архитектуре», написанном около 25 г. до н. э. В настоящее время археологически обследованы развалины большого количества греческих театров разных эпох, в том числе и афинский театр Диониса, для постановки в котором были в свое время предназначены почти все драмы классического греческого репертуара.

В связи с хоровым происхождением аттической драмы, одной из основных частей театра является орхестра («площадка для пляски»), на которой выступали и драматические и лирические хоры. Древнейшая орхестра афинского театра представляла собой круглый утрамбованный плац, диаметром в 24 метра, с двумя боковыми входами; через них проходили зрители, а затем вступал хор. Посреди орхестры находился алтарь Диониса. С введением актера, выступавшего в разных ролях, понадобилось помещение для переодевания. Помещение это, так называемая скена («сцена», т. е. палатка), имело временный характер и сначала находилось те поля зрения публики; вскоре его стали сооружать позади орхестры и художественно оформлять как декоративный фон для игры. Скена изображала теперь фасад здания, чаще всего дворца ила храма, перед стенами которого развертывается действие (в греческой драме действие никогда не происходит внутри дома). Перед ней воздвигалась колоннада (проскений); между колоннами ставились разрисованные доски, служившие как бы условными декорациями: на них изображалось что-либо, напоминавшее обстановку пьесы. Впоследствии скена и проскений стали постоянными каменными постройками (с боковыми пристройками - параскениями).

При этом устройстве театра остается неясным один весьма существенный для театрального дела вопрос: где играли актеры? Точные сведения об этом имеются лишь для поздней античности; актеры выступали тогда на эстраде, высоко поднимавшейся над орхестрой, и были таким образом отделены от хора. Для драмы эпохи расцвета подобное устройство немыслимо: в это время хор принимал непосредственное участие в действии, и актерам по ходу пьесы часто приходилось вступать в соприкосновение с ним. Необходимо поэтому предполагать, что актеры в V в. играли на орхестре перед проскением, на одном уровне с хором или на очень незначительном возвышении; в отдельных случаях можно было использовать для игры актеров крышу проскения, и драматург имел возможность строить пьесу так, чтобы одни действующие лица находились на более высоком уровне, чем другие. Высокая эстрада, как постоянное место игры актеров, появилась значительно позже, вероятно, уже в эллинистическую эпоху, когда хор потерял свое значение в драме.

Третьей составной частью театра, кроме орхестры и скены». являлись места для зрителей. Они располагались уступами, окаймляя орхестру подковой, и были разрезаны проходами» радиальными и концентрическими. В V в. это были деревянные скамейки, которые впоследствии были заменены каменными сидениями.

Механических приспособлений в театре V в. было очень немного. Когда нужно было показать зрителю то, что происходило внутри дома, из дверей скены выкатывалась платформа на деревянных колесах (эккиклема), вместе с помещавшимися на ней актерами или куклами, а затем, по миновании надобности, увозилась обратно. Для поднятия действующих лиц (например богов) в воздух, служила так называемая машина, нечто в роде подъемного крана. Расцвет греческой драмы имел место в условиях самой примитивной театральной техники.

Участники игры выступали в масках. Греческий театр классического периода полностью сохранил это наследие обрядовой драмы, хотя магического значения оно уже больше не имело. Маска отвечала установке греческого искусства на подачу обобщенных образов, притом не обыденных, а героических, возвышающихся над бытовым уровнем, или гротескно-комических. Система масок была очень подробно разработана. Они покрывали не только лицо, но и голову актера. Окраской, выражением лба, бровей, формой и цветом волос маска характеризовала пол,возраст,общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого лица. При резком изменении душевного состояния актер в разные свои приходы надевал различные маски. В иных случаях маска могла быть приспособлена и к изображению более индивидуальных черт, воспроизводя особенности привычного облика мифологического героя или имитируя портретное сходство с высмеиваемыми в комедии современниками. Благодаря маске актер легко мог выступатьна протяжении одной пьесы в нескольких ролях. Маска делала лицо неподвижным и устраняла из античного актерского искусства мимику, которая, впрочем, все равно не доходила бы до огромного большинства зрителей при размерах греческого театра и отсутствии оптических инструментов. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством актера. В представлении греков мифические герои превышали обыкновенных людей ростом и шириной плеч. Трагические актеры носили поэтому котурны (обувь с высокими ходулеобразными подошвами), высокий головной убор, с которого спускались длинные кудри, и подкладывали подушки под костюм. Они выступали в торжественной длинной одежде, старинном облачении царей, которое продолжали носить только жрецы. (О костюме комического актера см. ниже).

Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры рассматривались как лица, обслуживающие культ, и пользовались некоторыми привилегиями, например освобождением от налогов. Ремесло актера было доступно поэтому только свободным. Начиная с IV в., когда в Греции появилось много театров и число профессиональных актеров возросло, они стали образовывать особые объединения «дионисовых мастеров».

Одной из достопримечательностей древнего греческого города является театр Диониса. Он представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».

Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек.

В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.

Особенности античной постройки афинского театра Диониса

Находится театр Диониса на юго-восточной стороне афинского Акрополя.

В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.


Характерной особенностью театра Диониса является то, что он не имеет крыши и располагается под открытым небом. Он сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении.

Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках.


А для особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана).


На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений.


Древнегреческий театр Диониса сегодня

Как одно из наиболее древних сооружений столь великой культуры, театр Диониса в Афинах подлежит реставрации. Сегодня этим занимается некоммерческая организация «Диазома». Финансируются работы частично из бюджета Греции, частично – из собранных с помощью благотворительности средств. На это будет потрачено около 6 миллиардов евро. Главным реставратором является греческий архитектор Константинос Болетис, а сами работы планируется закончить к 2015 году.

Адрес: Греция, Афины, на юго-восточном склоне Акрополя
Координаты: 37°58"13.3"N 23°43"40.1"E

Когда-то, в далекие времена, сердцем духовности Афин по праву считался Акрополь. Именно здесь в IV веке до нашей эры проходили торжественные шествия во славу того или иного божества, проводились обязательные, в то время, жертвоприношения, спортивные состязания, разыгрывались небольшие сцены из жизни богов.

Театр на фоне Афин

Правивший тогда Писистрат, был большим почитателем бога Диониса - покровителя веселья, виноделия, религиозного экстаза и оргий. Благодаря стараниям правителя Афин , на южной стороне Акрополя сначала было построено Святилище Диониса Элевтерея, в котором стояла древняя статуя божества, а спустя некоторое время старый храм было решено заменить новым. Теперь в центре нового Святилища возвышалась, выполненная из слоновой кости и украшенная золотом, новая статуя бога Диониса. Недалеко от храма по указу Писистрата была построена танцевальная площадка, которая и стала тем первым «кирпичиком», благодаря которому на свет «родился» Театр Диониса .

Вид на театр от Акрополя

Первоначально Театр Диониса был выстроен из дерева и радовал зрителей спектаклями, поставленными по трагедиям Эсхила, Аристофана, Софокла и Еврипида. Однако, вскоре деревянные сидения, на которых располагалась восторженная публика, перестроили и сделали более надежными и долговечными - каменными. И это неудивительно, ведь грекам так полюбились театральные постановки, что со временем они стали не частью религиозных церемоний и общественных празднеств, а совершенно отдельным, со своими правилами и традициями, видом искусств.

Во многих исторических документах встречаются интересные описания этой удивительной римской архитектуры, одного из самых древнейших театров на нашей планете. Согласно ним, первый ряд Театра Диониса насчитывал 67 кресел, сделанных из дорогостоящего и редчайшего мрамора и, предназначенных вовсе не для простолюдинов, а для почетной знати. Интересно будет знать, что на некоторых из них даже были высечены имена людей, правивших древнейшим греческим городом. К слову, и сегодня можно увидеть эти кресла с высеченными на них именами, правда, сохранились они до наших дней далеко не все.

Театр на фоне Акрополя

Во втором ряду, на небольшом выступе расположено кресло римского императора Адриана, который слыл большим любителем поэзии, философии и театрального искусства. Кроме этого, здесь, но чуть позже, любил выступать и еще один римский император - Нерон, «прославившийся» на весь мир своим дурным вкусом и тем, что в свое время сжег столицу величайшей Римской Империи .

Театр Диониса, по предположениям практически всех археологов, принимавших участие в его раскопках, мог вмещать в себя практически 17 тысяч человек, желающих увидеть воочию театральное действо. Эта цифра, по современным меркам, совсем незначительна, но для того времени она была довольно внушительна, и составляла практически половину всего населения Афин. В связи с большими размерами Театр Диониса не имел перекрытий для крыши, поэтому все - и участники, и зрители находились под открытым небом, а происходящее на сцене освещалось естественным светом.

Вид на театральную сцену и мраморный бортик вокруг неё

Театр Диониса, построенный в V-м веке до нашей эры, на протяжении своего существования претерпевал некоторые изменения . Как уже было сказано выше, деревянные кресла и сцена были заменены на мраморные. В I-м веке уже нашей эры, когда кроме театральных постановок было принято проводить цирковые и гладиаторские представления, первый ряд был дополнен бортиком из мрамора и железных прутьев, которые позволяли безбоязненно наблюдать зрителям за кровопролитными сражениями и хищниками.

Во II-м веке, когда к власти пришел римский император Нерон, реставрация «коснулась» и ближней части сцены - орхестра, где располагался хор. Ее сделали более рельефной и украсили картинами, сюжет которых был взят из мифов о Дионисе.

Вид со сцены театра

Театральное действо - тогда и сейчас…

Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала - тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.

Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.

Театр Диониса в наше время

Сегодня власти Греции говорят о том, что на реставрацию Театра Диониса уже выделено более шести миллионов евро , которые удалось собрать не только благодаря финансированию из бюджета страны, но и некоммерческой организации «Диазома», известной в Греции своим стремлением к защите и сохранению древнейших памятников истории и архитектуры.

Зрительские каменные сиденья

Реставрационные работы намечено завершить уже к середине 2015 года. За это время планируется провести и работы, связанные с укреплением стен, добавлением новых ярусов сидений, а также отреставрировать многочисленные декоративные элементы. Реставрация и восстановление Театра Диониса были доверены греческому архитектору Константиносу Болетису, который и возглавил, гигантский по своему объему и сложности, проект.

Путешественникам, отправляющимся в Грецию, интересно будет узнать, что и возле самого Театра Диониса также сохранились памятники архитектуры, относящиеся к древней эпохе. Было бы непростительно не упомянуть о храме богини Артемиды (покровительницы всего живого), который расположен в скале, нависающей над Театром Диониса.


Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков. В существенных чертах послужил образцом для римского театра. Многие его особенности и принадлежности перешли и в современные театры, а также частично в храмы.

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.





Первый театр был деревянным. Построили его в 5 в. до н. э. Здесь проводили практически все торжественные события.

Труды великих древнегреческих драматургов – Аристофана, Софокла, Эсхила и Еврипида - впервые были представлены именно здесь. История мирового театрального искусства связана с этим местом.




1) Для чего первоначально служил театр?

2) Как называется самый большой театр в Афинах?

3) Где он находился?

4) Каким был первый театр в Афинах? 5) Когда он создался?

6) Когда его изменили?

7) Сколько человек участвовало в театральных состязаниях?

8) Что они делали?


Ответы: 1) Первоначально театр служил видом чествования божества Вакха или Диониса.

2) Самый большой театр в Афинах называется театр Диониса.

3) Был сооружен на юго-восточном склоне акрополя

4) Первый театр был деревянным.

5) Построили его в 5 в. до н. Э

6) Почти через тысячу лет деревянную сцену и сидения заменили.

7) В состязаниях участвовало 3 человека.

8)Каждый ставил три трагедии и одну сатировую драму


Спасибо за просмотр!

Понкратова Христина 5 А класс

В знаменитом театре Диониса были показаны в первый раз не менее знаменитые трагедии Эврипида, Софокла, Эсхила, а также комедии Менандра и Аристофана. Античный театр был построен в 5 столетии до нашей эры, поэтому считается одним из древнейших театров в мире. Встречаются . Древнегреческий театр Диониса был построен на месте храмов, которые были посвящены Дионису - богу виноделия. Поэтому театр получил такое название. В античном театре помещалось свыше семнадцати тысяч зрителей. На сегодняшний день сохранились всего двадцать рядов, хотя их было 64. Местом строительства было выбрано подножие холма Акрополь. Интересно, что всего два раза в год в этом театре проходили выступления.

Театр Диониса заслуживает особого внимания всех путешественников не только своей античностью, но и превосходной архитектурой и богатой историей. Если отправиться в групповую экскурсию, то можно услышать интереснейшие истории, связанные с театром Диониса. Хотя даже самостоятельная экскурсия доставит немало удовольствия посетителям. Стоит захватить с собой аудиогид, который будет знакомить с историей и архитектурой прославленного театра.

Особенности театра Диониса

Размеры театра не позволили построить кровельные перекрытия, по этой причине зрители, хор и актеры находились под открытым небом. Поэтому в основном мероприятия проводились при дневном освещении. В театре Диониса помещалась половина жителей Афин, а это немалое количество зрителей. Первоначально, строительство было осуществлено из древесины, и предназначалось для проведения различных торжеств. Интересно, что результаты соревнований бережно сохранялись в городском государственном архиве, написанном в особых надписях.

Гиды предлагают всем туристам на себе почувствовать грандиозную театральную акустику. И это действительно так. К примеру, один человек стоит на месте оркестра и что-то говорит, при этом другой человек должен взобраться на самый верхний ряд, и оттуда действительно удивительно хорошо слышно человека снизу.

Театр также перестраивали и римляне, которые использовали его для гладиаторских и цирковых представлений. В то время примерно был построен высокий бортик, который закрывает первый ряд. Особенным художественным элементом можно назвать скульптурный фриз, где изображены сатиры. Он был создан в эпоху правления императора Нерона. Кстати, этот император считал себя настолько одаренным актером, что часто выступал на сцене.

Реконструкция знаменитого театра Диониса была начата в 2009 году. Планируется, что работы будут продолжаться до 2015 года. При этом на реставрации этот грандиозного сооружения будет потрачено примерно шесть миллионов евро. И это не просто так. Ведь театр Диониса входит в список ЮНЕСКО. Греческое правительство прилагает все усилия, что этот исторический и культурный памятник сохранился еще на долгие годы. Это не может не радовать, ведь театр считается одним из лучших достопримечательностей страны, и великим достоянием всего мира.