Врачи-литераторы. Врач смидович и писатель вересаев Вересаев писатель и врач

(настоящая фамилия - Смидович) (1867-1945) русский писатель

В сознании большинства писателей имя Вересаева Викентия Викентьевича занимает видное место в ряду известных художников слова начала XX века. Лишь в последние годы стало очевидно, что он занимал заметное место и в советской литературе, но был сознательно отлучен от нее в тридцатые годы.

Викентий Вересаев родился в Туле, где его отец работал земским врачом. Мальчик начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека. В семье было много детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое.

Закончив Тульскую классическую гимназию, Викентий Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Уже на втором курсе он напечатал свое первое произведение - стихотворение «Раздумье», а через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием.

После окончания Петербургского университета, со степенью кандидата исторических наук, Викентий Вересаев поступил на медицинский факультет Дерптского (Тартуского) университета. В то время он находился под сильным влиянием идей народников и считал, что должен своим трудом приносить практическую пользу людям.

В 1894 году Вересаев получает диплом врача и возвращается в Тулу. Вскоре наступает разочарование в народнических идеях. Свои настроения писатель отражает в повести «Без дороги» (1895). Она ввела его в круг известнейших русских писателей того времени - Ивана Бунина , Максима Горького , Владимира Короленко , Антона Чехова . Повесть открыла цикл произведений Викентия Викентьевича Вересаева, посвященных настроениям русской интеллигенции, - «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени Вересаев перестает заниматься медициной и целиком посвящает себя литературному творчеству.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. писатель был призван в армию, где ему вновь пришлось вернуться к врачебной деятельности. Он проявил себя как пацифист, противник войны, отразив свои наблюдения в автобиографических записках «На войне» и сборнике очерков «Рассказы о войне» (1906).

После демобилизации, Викентий Вересаев живет в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1909), в которой рассказывается о революционерах.

В 1911 году по его инициативе было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нем он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед: выпускает книги о Достоевском, Толстом, а также переводы с древнегреческого языка. Интерес к античности возник у Вересаева после путешествия в Грецию в 1912 году. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен Пушкинской премии - высшей литературной награды России.

Октябрьскую революцию Викентий Викентьевич Вересаев вначале принял и даже; вошел в руководство всероссийского союза писателей. Однако политика новой власти, направленная на подавление интеллигенции, вскоре оттолкнула писателя от участия в общественной, жизни. К тому же в 1918 году было закрыто его издательство, что вызвало у писателя вполне обоснованный протест. В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения - М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века.

Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход Вересаева к художественной публицистике. Он составляет книги «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни», где занимательный рассказ о жизни писателя создается посредством умелого подбора цитат. Такой прием создания биографии был совершенно новаторским, поэтому произведения Викентия Вересаева неоднократно издавались в советское время и практически стали восприниматься как единственные, которые им были написаны. Остальные же его рассказы и романы были опубликованы гораздо позже.

В 1933 году Викентий Викентьевич Вересаев завершает роман «Сестры», в котором продолжает основную тему своего творчества. Он всегда писал об интеллигенции в сложные драматические периоды истории. Но рассказанное им наслоилось на один из самых, пожалуй, страшных периодов в развитии русского общества XX века. Вересаев описывает начало процесса создания тоталитарного мышления и одновременно выносит своеобразный приговор происходящему.

Последствия было легко предугадать. Как и многие другие произведения того времени, роман был запрещен и остался неизвестным широкому читателю точно так же, как и произведения на ту же тему А. Платонова. Только в 1988 году он был впервые опубликован полностью.

Писателю не оставалось ничего другого, как снова уйти в прошлое. Он продолжает писать мемуары, которые будут собраны его близкими. Для читателя Викентий Вересаев становится известным как автор переводов поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также поэмы Гесиода «Труды и дни». В это время писатель жил в подмосковном поселке Николина Гора, где позже его вдова открыла музей.

В конце тридцатых годов начинают печататься рассказы о детях, потом окажется, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

великий немецкий поэт, был сыном полкового фельдшера. Будущий поэт учился в военной академии сначала на юридическом факультете (к учебе на котором испытывал глубочайшее отвращение), затем - на медицинском. Написал даже диссертацию, которая, впрочем, была отвергнута профессурой. Первую свою поэтическую драму "Разбойники" он писал, работая полковым врачом. Потом медицину совсем забросил.

Владимир Даль.
Русской крови в знаменитом "собирателе русских слов" не было ни капли: отец датчанин (врач, к слову), мать - с французскими корнями, но русский язык он очень любил, хоть свободно владел еще несколькими. Довольно долго был военным врачом. В молодости дружил с Пушкиным, был с ним все время практически с момента роковой дуэли до смерти поэта, присутствовал на вскрытии в качестве врача. Сам тоже писал - кроме знаменитого словаря, выпустил, например, несколько сборников сказок под псевдонимом "Казак Луганский" - родился Владимир Иванович в Луганске.


Франсуа Рабле . Автор знаменитого сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" получил медицинское образование, долго работал врачом и даже преподавал медицину в университете в Монпилье.


Артур Конан Дойл больше 10 лет работал врачом, прежде чем полностью отказался от врачебной практики в пользу литературной деятельности. Доктор Ватсон считается прототипом самого писателя, но им, по утверждению самого Дойла, был его секретарь, Альфред Вуд.


Знаменитый писатель-сатирик Григорий Горин несколько лет работал врачом скорой помощи. На выбор этой профессии повлияло то, что мама писателя тоже была врачом.


Еще один сатирик, Аркадий Арканов , и тоже врач, закончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова.


Станислав Лем в молодости изучал медицину сначала во Львове, затем в Кракове, но практическим врачом так и не работал - то был ассистентом профессора, то подрабатывал в анатомическом театре. А потом стал писать, и понеслось...


Арчибальд Кронин , написавший "Замок Броуди" (мой папа когда-то получил эту книгу за макулатуру) блестяще закончил медицинский университет и работал корабельным хирургом. Защитил диссертацию об аневризмах.


Михаил Булгаков . Закончил то же, что и я - медицинский факультет Киевского Университета имени святого Владимира. Правда, в мое время это уже был Медицинский Институт-Университет имени Богомольца.


Василий Аксенов , корабельный врач.


Викентий Вересаев . Военный врач, автор "Записок врача" и множества других произведений.


Луи Буссенар получил медицинское образование, но врачом поработать не успел - сразу стал писать приключенческие романы.

Сомерсет Моэм семь лет учился медицине. Когда-то был моим любимым писателем, кстати.


Антон Чехов всегда считал литературу хобби, баловством, а медицину - главным делом своей жизни.


Юрий Сенкевич закончил Ленинградскую Военно-Медицинскую академию (как и мой папа), и больше известен нам, как ведущий передачи "Вокруг Света", но он еще и автор очень интересных книг "На "Ра" через Атлантику" и "В океане "Тигрис"". Очень мне в детстве нравились.


Януш Корчак , погибший в газовой камере вместе со своими воспитанниками, в молодости был военным врачом, потом - детским. Известен он как педагог и писатель, и еще - как скромный героический человек.

К списку пишущей медицинской братии скромненько, где-то в хвостике, можно пристроить и меня.
Интересно, что всем пишущим врачам (ну, почти всем) свойственен своеобразный юмор и алкоголизм философский взгляд на вещи. Как и не пишущим, впрочем.

Викентий Викентьевич Вересаев (1867 – 1945) – русский советский писатель, рассказавший об исканиях и метаниях интеллигенции на переходе от XIX к XX вв., переводчик Гомера, литературовед, создавший философские и документальные работы о русских писателях (Ф. Достоевском, Л. Толстом, А. Пушкине и Н. Гоголе). Редкое творческое долголетие выпало на долю В. Вересаева. Современник М. Салтыкова-Щедрина и , В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был современником , А. Твардовского, Л. Леонова. Викентий Вересаев вошёл в историю, прежде всего как писатель, однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия.


Викентий Вересаев (литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича*) родился 16 января 1867 г. в Туле в русско-польской семье. Отец из рода польских дворян (по семейной легенде, когда-то давно предки Смидовичей спасли на охоте жизнь польскому королю, за что получили дворянское звание), был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать организовала в своём доме первый в Туле детский сад. В семье было 8 детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое. Викентий начал рано читать, поскольку в доме была собрана прекрасная библиотека.

Учился В. Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был «первым учеником». Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В 13 лет начал писать стихи.

Учёба на историко-филологическом факультете Петербургского университета

В 17 лет в 1884 году закончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряжённой атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». Уже на втором курсе в 1885 году в журнале «Модный свет» напечатал своё первое произведение – стихотворение «Раздумье», подписанное никому не известной фамилией В. Викентьев (под таким псевдонимом вначале выступал в печати В. Вересаев). «Раздумье», по мнению самого автора, относилось к эпохе его «байронизма», целиком примыкало к темам и настроениям юношеской поэзии.

В.В. Вересаев – студент Санкт-Петербургского университета, 1885 г.

В. Вересаев много пишет и много читает, стремясь овладеть «секретами» творчества. В гимназические и первые студенческие годы им было написано около 80 оригинальных стихотворений и переведено свыше 40 поэтических произведений И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллера, Т. Кернера, Ф. Горация и др. Время от времени юноша посылал свои стихи в редакции журналов, но неизменно получал отказ, стихи не печатали. Однако первое увидевшее свет стихотворение было одновременно и одним из последних. В. Вересаев ещё 8 мая 1885 года записывает в дневнике: «... Во мне что-то есть, но... это «что-то» направится не на стихи, а на роман и повесть».

Через год вышли первые рассказы молодого писателя «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Уже в это время юноша понял, что литературное творчество является его настоящим призванием. Скромный и застенчивый студент Петербургского университета становится писателем.

Учёба на медицинском факультете Дерптского университета

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает в Дерптский (Тартуский) университет, на медицинский факультет. «...Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов», – так позднее объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине («Автобиография»).

В 1892 г., ещё, будучи студентом, он ездил в Екатеринославскую губернию «на холеру» и в одном из участков заведовал бараком на Вознесенском руднике (ныне г. Донецк). Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести «Без дороги».

В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу В. Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ » (1893).

В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провёл он 6 лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

В. Вересаев – врач

После окончания Дерптского университета в 1894 году В. Вересаев приезжает в Тулу заниматься врачебной практикой. Убедившись в том, что даже хорошая (по тем временам) теоретическая подготовка не позволяет заниматься самостоятельной врачебной деятельностью, отправляется в Петербург, где устраивается сверхштатным ординатором в барачной больнице для острозаразных больных им. С.П. Боткина. «Сверхштатным» означало много работать и ничего не получать.

Осенью 1894 года заканчивает большую повесть «Без дороги», напечатанную в «Русском богатстве». «Без дороги» – это повесть о поколении, «ужас и проклятие» которого в том, что «у него ничего нет». «Без дороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно и бесповоротно…». Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача Дмитрия Чеканова, тщетно пытавшегося претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Он отказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил всё и пошёл на земскую службу. Земское начальство, однако, невзлюбило гордого и независимого доктора, и он «должен был уйти, если не хотел», чтобы ему «плевали в лицо...». Повесть открыла цикл произведений В. Вересаева, посвящённых настроениям русской интеллигенции, – «Поветрие» (1898), «Лизар» (1899) и «На повороте» (1902).

Демократически настроенный писатель начала XX века

В «Русском богатстве» В. Вересаеву было предложено постоянное сотрудничество. Он примкнул к литературному кружку марксистов, поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодёжью.

Он становится активным участником литературного кружка Н. Телешова «Среда», постоянно печатается в сборниках товарищества «Знание», а после выхода «Записок врача» (1901) окончательно входит в среду демократически настроенных писателей начала XX века. С этого времени В. Вересаев целиком посвящает себя литературному творчеству.

Большую известность В. Вересаеву принесли «Записки врача» , опубликованные в журнале «Мир Божий». «Записки врача» – биографическая повесть об экспериментах на людях и о столкновении с их чудовищной реальностью молодого врача. «Врач – если он врач, а не чиновник врачебного дела – должен, прежде всего, бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова». Работая над книгой, В. Вересаев штудировал медицинскую литературу и периодику, протоколы научных медицинских обществ, письма врачей, статистические отчёты, материалы врачебных съездов. В итоге была создана впечатляющая объективная картина состояния не только современной медицины, но и общества в целом. Немалое место в ней занимают вопросы обучения профессии, ярко описываются переживания студента-медика. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил – бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Вскоре после этого Л. Толстой предложил В. Вересаеву стать его лечащим врачом, но Викентий Викентьевич посчитал, что не имеет права лечить такого гениального человека.

Иллюстрация к книге В.В. Вересаева «Записки врача»


Деятельность В. Вересаева обращает на себя внимание властей. В апреле 1901 года у него на квартире производят обыск, его увольняют из больницы, а в июне постановлением министра внутренних дел ему запрещают в течение двух лет жить в столичных городах. В. Вересаев уезжает в родную Тулу, где находится под надзором полиции. Но и там активно участвует в работе местной социал-демократической организации.



В. Вересаев побывал в Ясной Поляне у Л. Толстого. Но не как врач, а как приглашённый молодой писатель. В своих воспоминаниях В. Вересаев рассказывал, что пришлось долго ждать в приёмной, и чувствовал он себя во время встречи как студент, которого экзаменовали в вопросах философии и мировоззрения. Со временем, по словам В. Вересаева, вся муть ощущений и эмоций осела, и он смог увидеть снежную вершину, которая перед ним тогда засияла во всём своём блеске. Один из первых вопросов, который задал Л. Толстой: есть ли дети? И, услышав отрицательный ответ, по воспоминаниям В. Вересаева, как бы потупился и внутренне отдалился. Вересаев уехал с ощущением недопонятости**.

Когда срок высылки закончился, В. Вересаев переехал в Москву.

В. Вересаев и А. Чехов

Тёплые отношения сложились у В. Вересаева с А. Чеховым. Особенно тесно они общались после 1902 года, когда В. Вересаев уехал в Ялту. Местная общественность чествовала его как автора взбудораживших всю Россию «Записок врача».

«Я познакомился с Чеховым в Ялте весною 1903 года. Повёз меня к нему Горький, который был с ним знаком уже раньше.

Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение: «Просят не курить».

Чехов держался очень просто, даже как будто немножко застенчиво. Часто покашливал коротким кашлем и плевал в бумажку. На меня он произвёл впечатление удивительно деликатного и мягкого человека. Объявление «Просят не курить» как будто повешено не просто с целью избавить себя от необходимости говорить об этом каждому посетителю, мне показалось, это было для Чехова единственным способом попросить посетителей не отравлять табачным дымом его больных лёгких. Если бы не было этой надписи и посетитель бы закурил, я не представляю себе, чтобы Чехов мог сказать: «Пожалуйста, не курите, – мне это вредно»…» («Из литературных воспоминаний»).

Личное общение В. Вересаева с А. Чеховым продолжилось в активной переписке, где больше затрагивались медицинские вопросы. А. Чехов советовался с В. Вересаевым относительно своего здоровья. И писал, что В. Вересаев – единственный врач, который может чётко и прямо сказать о положении вещей.

В. Вересаев – врач на японской войне

С началом Русско-японской войны (1904) В. Вересаев попал в Тамбовский госпиталь, а потом на передовую в качестве доктора. Вернулся с войны В. Вересаев лишь в начале 1906 года. Был награждён орденом Св. Анны и орденом Св. Станислава II степени.

Впечатления этих лет получили отражение в записках «На японской войне» (1906 – 1907) и в примыкающем к ним цикле «Рассказов о японской войне» (1904 – 1906), которые признаны документами большой впечатляющей силы, по которым современники и потомки изучали кошмарные события войны.

Предреволюционные годы

После демобилизации В. Вересаев живёт в Москве и активно занимается публицистикой, а также пишет повесть «К жизни» (1908), в которой рассказывается о революционерах.

Большой интерес представляет работа о Ф. Достоевском, Л. Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (2 части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»; здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества – это не тёмная яма, из которой оно выберется в отдалённом будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся всё выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..». «Не прочь от жизни, а в жизнь, – в самую глубь её, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь – вот основа жизни. В. Вересаев считал «Живую жизнь» одним из самых дорогих произведений в своём творчестве. Первая часть – «О Достоевском и Льве Толстом» – вышла в 1910 году, вторая – «Аполлон и Дионис» – в 1914 году. В то время они вызвали большую полемику.

В 1911 году по инициативе В. Вересаева было создано «Книгоиздательство писателей в Москве». В нём он активно выступает не только как писатель, но и как литературовед.

В этом же году в Москве В. Вересаев познакомился с . Но назвать дружественными эти отношения было нельзя. В. Вересаев отдавал должное И. Бунину как писателю, а вот человеческие качества будущего нобелевского лауреата ему совсем не нравились – было странно видеть соединение в И. Бунине «совершенно паршивого человека с непоколебимо честным и взыскательным к себе художником»**.

С увлечением занимался В. Вересаев и переводами. Ещё в гимназические годы он проявил интерес к философии и поэзии древних греков, обострившийся в конце 1900-х годов, что было связано с разрабатывавшейся им тогда теорией «живой жизни». Путешествие в 1910 году по Греции утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков как раз и воплощало радостное единение человека с окружающей его природой. Он вновь, как и в юности, увлёкся переводами (в 1912 году вышли в свет его переводы «Из Гомеровых гимнов» ) и до конца жизни не расставался с эллинской поэзией.

Когда в 1917 году Россию потряс новый революционней взрыв, В. Вересаев не остался в стороне: он принимает па себя обязанности председателя художественно-просветительной комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, задумывает издание дешёвой «Культурно-просветительной библиотеки».

Крым

Осенью 1918 года, когда в Москве стало голодно, В. Вересаев уезжает в Крым, на свою коктебельскую дачу, чтобы переждать трудные времена на хлебном Юге. Не тут-то было: Крым переходил из рук в руки и периодически оказывался в полной блокаде. Исчезло горючее, электричество, сено, продукты и промтовары. В. Вересаев кормился врачебной практикой, взимая плату яйцами и овощами. В свои 50 лет он объезжал пациентов на велосипеде.

В 1919 году В. Вересаев становится членом коллегии Феодосийского наробраза, заведует отделом литературы и искусства. Сборник его переводов из греческой поэзии был удостоен высшей литературной награды России – Пушкинской премии Академии наук (1919).

5 мая 1920 года по доносу провокатора, проходившая на даче В. Вересаева подпольная областная партийная конференция большевиков была обнаружена белогвардейцами. В газетах появились сообщения, что В. Вересаев расстрелян белогвардейцами. Но, всё обошлось.

В. Вересаев начинает писать роман «В тупике» (1920 – 1923) – первый роман крупного русского автора о гражданской войне. Роман рассказывал о событиях в Крыму, о зверствах белых и красных.

Москва

Вернувшись в 1921 году в Москву, он много сил отдаёт работе в литературной подсекции Государственного учёного совета Наркомпроса, созданию советской литературной периодики (был редактором художественного отдела журнала «Красная новь», членом редколлегии альманаха «Наши дни»). Его избирают председателем Всероссийского союза писателей. В. Вересаев выступает с лекциями перед молодёжью, в публицистических статьях изобличает старую мораль и отстаивает новую, советскую.

Роман «В тупике» прочли в Политбюро. Автора пригласили в Кремль на праздничный вечер 1 января 1923 года почитать избранные места. На вечере Каменев заявил, что всё написанное – клевета на ЧК и намекнул, что пора познакомить автора с этой организацией поближе. Сталин, имея репутацию ценителя словесности, высказался, что государственному издательству печатать такое неудобно, но в целом-то книга неплохая. Последним выступил Дзержинский: «Вересаев… очень точно, правдиво и объективно рисует как ту интеллигенцию, которая пошла с нами, так и ту, которая пошла против нас. Что касается упрёка, что он будто бы клевещет на ЧК, то, товарищи, между нами – то ли ещё бывало!» ***.

Последний этап творчества. Литературоведение и переводы

После романа «В тупике» начинается последний этап творчества В. Вересаева. И в этот период у него случались неудачи, но никогда раньше он не достигал такой поистине философской глубины в анализе действительности, никогда он не работал столь активно в самых разных литературных жанрах.

В 1926 году он начинает писать «Воспоминания», в которых, как и другие писатели старшего поколения – М. Горький и В. Короленко, рассказывает о значительных событиях начала XX века. Сознательный уход от современности в область прошлого обусловил и переход В. Вересаева к художественной публицистике.

В 20-е и 30-е годы В. Вересаев отдаёт много сил литературоведческой и публицистической работе. Он стремился говорить с самым широким читателем. Статья о мужском эгоизме в семье – «Разрушение идолов» , – напечатанная в 1940 году «Известиями», породила горячую дискуссию. А с заметками «О культурности в быту» и «О культурности на производстве» писатель выступал по радио.

Огромный читательский интерес и жаркие споры среди пушкинистов вызвал «Пушкин в жизни» (1926). В этом своеобразном монтаже свидетельств современников великого поэта В. Вересаев стремился дать представление о «живом Пушкине, во всех сменах его настроений, во всех противоречиях сложного его характера, – во всех мелочах его быта». В. Вересаев писал не монографию о жизни и творчестве A.С. Пушкина, а воссоздавал «пушкинскую легенду», рисующую образ «невыразимо привлекательного и чарующего человека». Строгому анализу биографии великого поэта B. Вересаев посвятил другую книгу – «Жизнь Пушкина» (1936).

В 1933 г. писатель заканчивает ещё один «свод подлинных свидетельств современников» «Гоголь в жизни». Продолжает заниматься и Пушкиным, в 1934 году издаёт «дополнение» к книге «Пушкин в жизни» – «Спутники Пушкина».

В статье «Великим хочешь быть – умей сжиматься» (1939) даёт советы молодым писателям, опираясь на поэтическую практику Пушкина. А когда началась Великая Отечественная война, В. Вересаев в своей антифашистской публицистике широко использует патриотические стихи великого поэта («Пушкин о борьбе за родину» ).

В 1926 году был издан отдельной книгой перевод «Работ и дней» Гесиода, а в 1930 – 1940-е годы писатель перевёл «Илиаду» и «Одиссею» Гомера (8000 строк древнегреческого текста были переведены всего за 4 года). Переводы В. Вересаева получили высокую оценку эллинистов. Академик И. И. Толстой писал в одном из писем: «сделанные В. Вересаевым переводы Сафо, Архилоха, Гесиода и Гомеровых гимнов... я считаю, по точности передачи и стилистическому чувству подлинника, лучшими переводами с древнегреческого во всей нашей русской литературе».


В конце 30-х годов начинают печататься рассказы о детях, как потом оказалось, что это были начальные главы из его воспоминаний, открывавшиеся описаниями детских лет писателя. Последний из рассказов был опубликован в газете «Пионерская правда» буквально за несколько дней до смерти Вересаева.

Последней книгой В. Вересаева, своего рода книгой итогов, стало весьма своеобразное в жанровом отношении произведение, названное им «Без плана». Писатель так и не успел полностью завершить работу над ним. Замысел книги возник в середине 20-х годов. В. Вересаев отдал ей двадцать лет из шестидесяти, посвящённых литературе, и вложил в неё весь свой писательский опыт. «Без плана» – по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословно воспроизводят заметки из дневников и записных книжек ещё 80 – 90-х годов прошлого века, а последние строки относятся к 1945 году, к году смерти писателя.

Книга должна была состоять из трёх циклов: «Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «Записи для себя». Её жанр определён в подзаголовке так: «Мысли, заметки, сценки, выписки, воспоминания, из дневника и т.п.». Их сотни, сотни документальных новелл и миниатюр – от довольно крупных мемуарных очерков до совсем коротеньких рассказов, просто отдельных наблюдений и замечаний автора порой всего в несколько строк, – спаянных в единое произведение. Появление такого жанра в творческой биографии В. Вересаева вполне логично, больше того – это итог определения писателем своей художнической индивидуальности.

В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне всё менее интересными становятся романы, повести и всё интереснее – живые рассказы о действительно бывшем...». В. Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

«Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л. Толстым, А. Чеховым, В. Короленко, Л. Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов» ). В них отчётливо проявилась та «связанность с жизнью» , к которой В. Вересаев всегда тяготел в своём творчестве.

Осенью 1942 года В. Вересаев писал в дневнике: «Мне кажется, я мог бы быть крупным писателем, если бы имел другой темперамент. По склонности я – кабинетный учёный, мне бы сидеть у себя в кабинете с книгами, больше мне ничего не надо. В жизнь меня не тянет... А писательская моя сила – именно в связанности с жизнью. Часто, когда слушаю рассказы бывалого человека об его жизни... я думаю: «Эх, мне бы это пережить, – что бы я сумел дать!».

Редкая по суровости самооценка!

Вот так, трезво учитывая особенности своего дарования, свои сильные и слабые стороны, В. Вересаев упорно искал собственную дорогу к правде в искусстве. И нашёл её в жесткой документальности изображения.

Несмотря на старость и резкое ухудшение здоровья, последние годы в творчестве В. Вересаева очень продуктивны. Его плодотворная литературная деятельность в 1939 году отмечена орденом Трудового Красного Знамени, а в 1943-м – присуждением Государственной премии I степени.

Вплоть до дня смерти он поглощён работой: переводит, продолжает заниматься книгой «Без плана», полон новых замыслов.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, В. Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию, – считаться честным писателем». 3 июня 1945 года В. Вересаева не стало. Он умер в тот день, когда закончил редактировать «Илиаду». Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» – в 1949, а «Одиссея» – в 1953.

Как-то В. Вересаева спросили: «Если бы никогда не появилось в печати ничего, что вы написали, было бы что-нибудь в нашей жизни хоть немножко иначе, чем теперь?». И он ответил: «Вот перед вами упала капля дождя. И вы спрашиваете: изменилось ли бы что в урожае, если бы этой капли совсем не было? Ничего бы не изменилось. Но весь дождь состоит из таких капель. Если бы их не было, урожай бы погиб» («Записи для себя»).

В. Вересаев всегда был скромен. Лучшие его произведения явились живительной влагой для всех, кто посвятил себя народу и революции. На долгом и трудном писательском пути он порой ошибался, но никогда не лгал, не заключал сделок с совестью, а честно искал правду. В. Вересаев «не произнёс в своих писаниях ни одного лукавого, неверного слова. Правдивостью, искренностью проникнуты все его произведения, и они оказали громадное влияние на формирование сознания дореволюционной молодежи и интеллигенции». Эти строки А. Серафимовича, написанные им в связи с присуждением государственных премий 1943 года, очень точно объясняют, почему такой весомой «капелькой» в русской литературе был Викентий Викентьевич Вересаев.

Вересаев, В. В. Спутники Пушкина: в 2т. Т.2 [Шрифт Брайля] / В. В. Вересаев. – М. : «Репро», 2002. – 12 кн. – С изд.: М.: Советский спорт, 1993.

Аудиокниги на флеш-картах

Аннинский, Л.А. Серебро и чернь: русское, советское, всемирное в поэзии Серебряного века [Звукозапись] / Л.А. Аннинский; читает В. Герасимов. Пушкин в жизни: систематический свод подлинных свидетельств современников / В. В. Вересаев ; читает В. Герасимов. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах / И. Л. Волгин; читает Е. Терновский. Лиля Брик. Жизнь / В. В. Катанян; читает В. Герасимов. Савва Морозов / Т. П. Морозова; читает Л. Ларионова. Сергей Есенин. Воспоминания родных. Стихотворения / читает В. Лебедева. – М. : Логосвос, 2011. – 1 фк., (88 час.50 мин.).

Васильев, Б. Л. Глухомань [Звукозапись] ; Дом, который построил дед. Кн.2 ; Картёжник и бретёр, игрок и дуэлянт; Отрицание, отрицания; Утоли моя печали: романы / Б. Л. Васильев; читает В. Герасимов, Ю. Заборовский. Бегство от Франка: роман / Х. Вассму; читает И. Воробьёва. Записки врача / В. В. Вересаев ; читает Ю. Заборовский. Размышления о Кристи Т. : повесть / К. Вольф; читает Н. Грачёва. – М. : Логосвос, 2013. – 1 фк., (87 час.25 мин.).

Веллер, М. И. Рассказы [Звукозапись] / М. И. Веллер; читает Л. Музырь. Ураган идёт с юга: исторический роман / А.А. Вахов; читает Л. Селезнёва. Живая жизнь: философские иссследования / В. В. Вересаев ; читает Ю. Оборотов. Нашла себе блондина! : роман / Е. Н. Вильмонт; читает Т. Дюпина. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2012. – 1 фк., (81 час.11 мин.).

Плоскопечатные издания

Вересаев, В. В. В тупике. Сёстры [Текст] : романы / В. В. Вересаев. – М. : Книжная палата, 1990. – 400 с. Вересаев, В. В. Сочинения: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1990.

Вересаев, В. В. Собрание сочинений: в 4т. [Текст] / В. В. Вересаев. – М. : Правда, 1985.

16 января в здании Донецкого главпочтамта прошло спецгашение художественной почтовой марки и конверта первого дня, посвященных русскому писателю, врачу Викентию Вересаеву (1867 - 1945).

Это 54-я почтовая марка, выпущенная Государственным предприятием «Почта Донбасса». «Идея выпуска почтовой марки, посвященной Викентию Вересаеву, принадлежит известному донецкому художнику, историку и филателисту Владимиру Захарову. Она посвящена 150-летию со дня рождения этого замечательного человека. Разработка дизайна и выпуск почтовой марки и конверта заняли около 1,5 месяцев», — рассказала ведущий специалист отдела филателии ГП «Почта Донбасса» Татьяна Олейник.

О жизни Вересаева и его роли в истории Донбасса — материал донецкого журналиста, историка, краеведа Анатолия Жарова .

Имя Викентия Вересаева было очень известно в России в начале ХХ века, при этом его произведения вызывали неоднозначную оценку критиков. Это был человек со своей стойкой жизненной позицией. Есть в его биографии и донецкие странички.

Писатель, врач, гражданин

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия Смидович) - прозаик, переводчик, литературовед. Родился в январе 1867 года в Туле. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерптского (Юрьевского) университета. Одним из главных учителей Вересаева в медицине был известный ученик доктора Сергея Боткина, профессор Степан Михайлович Васильев (1854-1903). Именно после исследований в его лаборатории субассистент Викентий Смидович опубликовал две научные работы по медицине.

А первая литературная публикация писателя Вересаева - это рассказ «Загадка» (1887). Под влиянием Тургенева, Толстого, Чехова сформировалась основная тема творчества этого писателя - жизнь и духовные искания русской интеллигенции. Автор ряда повестей («Без дороги», 1895, «На повороте», 1902, дилогия «Два конца»: «Конец Андрея Ивановича» и «Честным путем», 1899–1903, «К жизни», 1908), сборников рассказов и очерков, романов «В тупике» и «Сестры», а также дилогии «Живая жизнь» («О Достоевском и Льве Толстом», 1909, «Аполлон и Дионис. О Ницше», 1914). Наибольший общественный резонанс вызвала публикация книги «Записки врача» (1901), посвященная проблеме профессиональной этики.
Творчество Вересаева высоко ценил Лев Николаевич Толстой, с которым Викентий Викентьевич лично встретился в Ясной Поляне 15 марта 1903 года и где лично беседовал во время совместной прогулки. Особое место в творчестве Вересаева занимают «Биографические летописи», посвященные Пушкину. Этот писатель известен переводами древнегреческой классики (Гомер, Гесиод, Сапфо). В 1943 году удостоен Сталинской премии. Умер 3 июня 1945 года в Москве.

Почему начинающий писатель в свое время решил стать врачом? Может быть, хотел пойти по стопам своего отца - одного из самых уважаемых докторов города Тулы? Или молодой Викентий Вересаев мечтал об этой благородной профессии? Вот, что об этом написал он сам: «Моею мечтой было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии. Итак - врачебная профессия для литературы? Да, и в то же время какая глубокая вдумчивость в условия работы врача, какие мучительные сомнения в себе, в медицине, в человеческом сердце, обреченном терпеть удары взятой на себя профессии, и - защищаться от них. «Записки врача» — дело одновременно врача, литератора и человека». Для нас интересно, что именно профессия медика в жизни Викентия Вересаева имеет непосредственное отношение к его пребыванию на территории современного города Донецка.

Борьба с холерной эпидемией у Юзовки

То, что будущий писатель бывал вблизи Юзовки- факт общеизвестный, который отражен в творчестве самого Вересаева. На Вознесенском каменноугольном руднике шахтовладельца действительного статского советника Петра Карпова работал горным инженером старший брат Викентия Михаил. Вот к нему на каникулы летом 1890 года в первый раз и приехал младший брат, тогда студент медицинского факультета Юрьевского университета в Дерпте. А через два года, в августе-сентябре 1892 года, студент-медик Викентий Вересаев снова появился в наших краях. На этот раз, не для отдыха. Тот год был очень тяжелым для России. Страна не успела еще отправиться от пережитого неурожая 1891 года, а между тем пришло новое бедствие, — холерная эпидемия. Развившись в Астрахани, к концу июля она достигла Петербурга. Был охвачен холерной эпидемией и Юг России. Вот с этой страшной болезнью и приехал к нам бороться студент-четверокурсник. Он не мог остаться в стороне, так как боролся с этой ужасной эпидемией и его отец - один из самых авторитетных врачей Тулы Викентий Игнатьевич Смидович (1835-1894). Тогда молодой доктор потребовал от руководства рудника построить два деревянных «холерных» барака для приема инфекционных больных. Вересаев ходил по хатенкам рабочих и проводил там дезинфекцию, что по тем временам было очень мужественным шагом. Ведь бытовавшее мнение, что таким образом «дохтора травять рабочих», и стало поводом для знаменитого юзовского «холерного» бунта. О своем пребывании на Вознесенском каменноугольном руднике Петра Карпова вблизи Юзовки в будущем писатель напишет такие строки: «Пришло письмо от брата Миши из Донецкого бассейна. Он писал, что в начале августа произошел в Юзовке страшный холерный бунт шахтеров; перестреляно двести рабочих, выбыло из строя двадцать семь казаков. А вскоре за этим я получил от заведующего каменноугольным рудником Карпова (недалеко от Юзовки), инженера Л. Г. Рабиновича, телеграфное предложение приехать на рудник для борьбы с холерой. Миша служил на этом же руднике техническим директором. Мне надоело ждать, когда холера придет в Тулу. Я телеграфировал о своем согласии. У мамы стало серьезное лицо с покорными светящимися глазами. У меня в душе был жутко-радостный подъем, было весело и необычно.
Приехал на рудник. Я уже был на нем два года назад, гостил у Миши. Далеко во все стороны ровная, выжженная солнцем степь. Вышки шахт с эстакадами над горами угля, и пустой породы. Черная от угля земля, ни деревца на всем руднике. Ряды смрадных землянок - обиталище рабочих. Буйные, независимо держащиеся шахтеры. Я проработал на руднике два месяца. Чувствую затруднение подробно рассказывать здесь о своей работе и о всем, что при этом пришлось увидеть: но существу все отображено в моей повести «Без дороги». Только место действия, по композиционным соображениям, перенесено в Тулу, мастеровщину которой я знал достаточно хорошо.

Отношения с шахтерами у меня были прекрасными, доверием я пользовался полным. В октябре холера кончилась, я собрался уезжать. Вдруг однажды утром ко мне прибежал мой санитар, взятый мною из шахтеров, растерзанный, окровавленный. Он сообщил, что пьяные шахтеры избили его за то, что он связался «с докторами», и что они толпою идут сюда, чтобы убить меня. Бежать было некуда. С полчаса мы сидели со Степаном в ожидании толпы. Много за это время передумалось горького и тяжелого. Шахтеры не пришли: они задержались где-то на дороге и забыли о своем намерении».

«Больница Вересаева» в Донецке

Вернемся в наше время. Имя писателя и врача увековечено в нашем городе. В Петровском районе Донецка, по улице Знаменской, что не доезжая станции Мандрыкино, находится одноэтажное здание из белого силикатного кирпича с мемориальной доской. На ней написано, что, дескать, в этом здании и боролся с холерой в Юзовке Викентий Вересаев. Оно расположено, как раз, на территории бывшего Вознесенского каменноугольного рудника Петра Карпова.
Идея увековечить пребывание известного писателя у нас возникла в конце 1978 года. В Госархиве ДНР в материалах заседания исполкома Донецкого горсовета от 4 января 1979 года есть решение №12 «Об установке мемориальной доски на здании городской больницы №15». Там речь шла о ходатайстве перед областным советом «об установке мемориальной доски на здании горбольницы №15 врачу и писателю Викентию Викентьевичу Вересаеву». Даже был установлен срок выполнения этого решения – 20 мая 1979 года.
Далее, просматривая материалы к этому заседанию исполкома горсовета, автор обнаружил, что такое решение городской власти появилось на основе ходатайств Петровского исполкома районного совета и Совета ветеранов этого же района. В архивном деле подшита выписка из протокола заседания Совета ветеранов Петровского района от 2 ноября 1978 года. Тогда там обсуждались воспоминания жительницы Ангелины Помпеевны Гонтаревской, 1902 года рождения. Совет ветеранов признал ее слова о пребывании Вересаева на Вознесенском руднике (шахте 2/16) во время холерной эпидемии 1892 года достоверными. В материалах также есть и отпечатанные на машинке сами воспоминания старожила Петровского района от 3 апреля 1978 года, основанные на рассказах ее матери – кастелянши при больнице шахты 2/16. В них Ангелина Гонтаревская сообщала, что о литературном псевдониме «Вересаев» Викентия Смидовича они узнали позже, а о деятельности этого врача на Вознесенском руднике рассказывали следующее: «В холерный год Смидович, тогда еще студент медицинского института, гостивший у брата, инженера на Вознесенских рудниках, начал работать в холерном бараке нашей больницы на шахте 2/16. Он описал холерный бунт, поразивший его, в одном из своих рассказов. Очевидцы поражались, читая этот рассказ, большой правдивости и точности его описания.
Я знала санитарку М.Горбань, глубокую старуху (теперь она уже умерла), работавшую в больнице одновременно со Смидовичем. Санитары холерного барака очень уважали молодого «дохтура», готовы были за ним в огонь и воду.
Смидович (Вересаев) резко выступал против владельца Карповских рудников, и, чуть не единственный, осмелился с ним спорить, — и добивался своего.
Написав заявку на необходимые медикаменты, Смидович включил в нее и несколько кусков туалетного мыла. Необычная скупость Карпова взыграла, он крикнул, что «эти хамы» могут и стиральным мылом умываться, но Смидович очень резко поговорил с ним и вынудил вновь выписать злополучное мыло…». Эти свидетельства Ангелина Гонтаревская заверила своей подписью.
Сегодня мы должны, конечно, воспринимать эти воспоминания уже со знанием, что при советской власти без критики владельца рудника не могли обойтись (хотя о скупости Петра Карпова писали и его современники). Можно теперь и по-разному относиться к тому мылу, но факт пребывания Викентия Смидовича (Вересаева) был так или иначе задокументирован и идея увековечить его имя на территории Донецка была хорошей.
Достоверно сегодня уже никто и не вспомнит точно ли в срок к 20 мая 1979 года установили мемориальную доску в честь Вересаева на здании, тогда одного из отделений горбольницы №15? Говорят, что это сделали лишь к концу 1981 года после капитального ремонта больницы.
Однако, к сожалению, сегодня лишь можно констатировать тот неприглядный факт, что после развала Советского Союза, в годы незалежной Украины в Донецке о писателе Вересаеве фактически забыли. Ярким доказательством этого является состояние здания «больницы» писателя и врача. Это удручающее зрелище. Везде разрушение, только стены остались невредимы: почти везде в окнах нет стекол, полы на 85% разобраны, все инженерные коммуникации демонтированы.
Правда, Викентия Вересаева именно в этом полуразрушенном здании с мемориальной доской, скорее всего, никогда и не было. Дело в том, что этот дом не дореволюционной постройки. Там в 2010 годуавтором были обнаружены белые кирпичи с клеймом КР Ш 65 - кирпич шамотный 1965 года выпуска (характерная нумерация в советские времена). А из такого строительного материала построены все стены здания. Дореволюционная архитектура зданий комплекса больницы Вознесенского рудника отчетливо просматривается совсем неподалеку- на предприятии Петровских районных электрических сетей. Даже главная их контора находится в здании дореволюционного типа постройки.
Можно с большой долей вероятностью предположить, что «домик Вересаева» построен в 60-е годы ХХ века на том месте и по образцу той больницы 1910 года, фасад которой можно увидеть читатель на сохранившемся старом фото, которое хранилось в Петровском райсовете.
Как удалось выяснить в начале 2010 года, здание, где висит мемориальная доска, является официальным историческим памятником! На него даже заведен еще во времена Советского Союза официальный паспорт, который хранился в Управлении культуры Донецкого горсовета. В исторической справке указано, что мемориальная доска лишь указывает на само место, где врач Вересаев боролся с холерной эпидемией. Приводим выдержки из этого документа: «В честь пребывания Вересаева на Вознесенских рудниках на месте, где стояли деревянные бараки, в 1981 году была установлена мемориальная доска. Автор-архитектор Ксеневич (Михаил Яковлевич – Прим. автора). Деревянные бараки не сохранились, на их месте в 1907 году был построен дом, на котором теперь находится мемориальная доска».

О незавидной судьбе «домика Вересаева» несколько раз писали донецкие журналисты, начиная с 1999 года. Надеялись, что будут изменения к лучшему в преддверии 130-летия, а затем 140-летия образования города Донецка. Увы… На все вопросы был один ответ — денег на ремонт нет. 14 июня 2007 года комиссия в составе представителей Петровского РИКа, специалистов Управления культуры и УКСа горсовета произвели технический осмотр исторического памятника. Об этом был составлен соответствующий акт, в котором был сделан вывод: «При необходимости сохранения здания как исторического памятника необходима разработка проектно-сметной документации для определения объемов работ и сметной стоимости по восстановлению здания». Но дальше этой записи дело не продвинулось…
Буквально накануне 150-летия со дня рождения писателя и врача Викентия Вересаева автор побывал возле этого здания. Пока ничего там не изменилось, но мемориальная доска еще есть.

Брат Вересаева - горный инженер Михаил Смидович

Напомним, что студент-медик Викентий Вересаев приезжал на Вознесенский рудник близ Юзовки по приглашению находившегося здесь своего старшего брата – горного инженера Михаила Смидовича. Последний долгие годы проработал в наших краях и не на последних должностях, поэтому его биография представляет для дончан краеведческий интерес. Некоторые подробности его жизни удалось выяснить известному донецкому краеведу Валерию Степкину.
Михаил Викентьевич Смидович в 1888 году окончил Петербургский горный институт. Главным горным управлением откомандирован на Вознесенский рудник действительного статского советника Петра Александровича Карпова, где руководил два с половиной года крупной шахтой на 6 млн. пудов годовой добычи. Запустив эту шахту и соорудив подъездные пути к станции Мандрыкино Михаил оставил службу и уехал заграницу для получения еще больших знаний. Он поставил перед собой задачу- изучить построение и организацию добычи угля, соли и руд. Местом пребывания была выбрана Германия. Он побывал в Силезии, Вестфалии, Саарбрюкене, Фрейберге, Стассфурте и других местах. Потом была Бельгия, Швейцария и Австро-Венгрия.
Михаил Смидович в 1891 году возвратился в Донецкий бассейн и получает приглашение от рудника Французского горного и промышленного Общества при станции Рудничной (с 1903 г. ст. Рутченково). Но дирекция Вознесенского рудника настоятельно пытается заполучить назад уже опытного горного инженера и это им удается. Здесь Михаил Викентьевич в течение полутора лет руководит эксплуатацией и развитием им же пущенной ранее шахты. Напомним, что именно в это время к нему и приезжал его младший брат Викентий.
Затем трудовая биография горного инженера Михаила Смидовича оказалась на долгие годы связана с Алексеевским горнопромышленным обществом. Сначала ему поручили руководство разведочными работами в Бахмутском уезде, при станции Карпушино и в районе Кривого Рога. А в 1895 году Михаила Викентьевича назначают управляющим Кальмиусо-Богодуховским рудником Алексеевского Общества, который находился за левым берегом реки Кальмиус, т.е. на территории Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне это Буденновский район Донецка). На этом посту этот горный инженер проработал шесть с половиной лет.
За это время рудник значительно расширился. Возникли новые шахты. Добыча угля составляла 16 млн. пудов в год. Под его руководством рядом были построены три коксовые батареи по системе Коллена, угольная мойка, электрическая станция. Параллельно строится жилье для рабочих, больница, народная аудитория, школы. Кроме двух народных училищ для детей, открывает двери воскресная школа для взрослых. При непосредственном участии Михаила Викентьевича создается Общество потребителей.
Из номера за 27 апреля 1899 года ежедневной газеты «Приазовский край» (Ростов-на-Дону) узнаем и такой факт, что «Управляющий Кальмиуско-Богодуховской копью Алексеевского горнопромышленного общества господин Смидович, обратился в Управление горной и соляной частями со следующим ходатайством. Заседатель 4-го участка Таганрогского округа отдал распоряжение полицейским урядникам своего участка арестовывать каждого еврея, приезжающего на рудники хотя бы на несколько часов. Между тем, ближайшим населенным торговым пунктом для макеевских рудников является население Юзовки, где большинство торговцев – евреи. Таким образом, волей-неволей, администрации макеевских рудников приходится иметь дело по закупке всевозможных материалов с евреями, а последними для урегулирования своих счетов необходимо ездить на рудники. Ввиду этого господин Смидович просит отменить распоряжение заседателя, если это не будет противоречить существующим законоположениям». Напомним, что в те годы для жителей Российской империи еврейской национальности существовала черта оседлости, где им запрещалось местожительство на некоторых территориях, в частности в ОВД.
В 1898 году этого горного инженера приглашают принять участие в экспертной комиссии в связи со взрывом метана на шахте «Иван» Макеевского рудника. В 1900 году Михаила Смидовича командируют заграницу. Сначала он посещает Всемирную выставку в Париже, а затем ездит по шахтам и изучает зарубежный опыт проходки шахтных стволов и плывунов. После возвращения на родину Михаил Викентьевич продолжает руководить Кальмиусо-Богодуховским рудником, одновременно руководя проходкой Александровской копи при деревне Кременной. В 1901 году в Алексеевском Обществе поменялось правление и новое руководство пожелало видеть этого специалиста в должности главного инженера всех своих шахт. На этой должности в Харькове он проработал до 1904 года. В 1906–1908 годы Михаил Смидович работает в правлении Алексеевского горнопромышленного Общества в Петербурге, а затем пять лет руководит Алексеевским рудником при станции Юзово и Анненским рудником в районе Криндачевки, где он руководит проходкой большой шахты Центральная. Еще пять лет прошли в руководстве шахтами Южно-русского горного общества в Горловке.
С началом организации треста «Донуголь» в 20-е годы ХХ века Михаил Викентьевич занимает ряд должностей в эксплутационном, экономическом и горном отделах. Он входит в ряд комиссий по обследованию рудников и шахт Донбасса. Дальше, увы, следы его теряются.

Улица Вересаева в Донецке

Практически по соседству с улицей Знаменской, где находится полуразрушенное здание больницы, расположена в Петровском районе города Донецка и непосредственно улица Вересаева. Получила она свое название во время второго массового переименования улиц столицы Республики, в 1958 году. Решением исполкома Сталинского городского совета бывшая улица Малиновского стала называться улицей Вересаева. Свое нынешнее название тогда получила и улица Знаменская (бывшая имени Ленина).

Улица Вересаева в количестве чуть более ста жилов домов на вид является совсем обычной – таких улиц в Донецке десятки. Есть и неказистые дома, а есть и «хатинки». Всем жителям этой улицы приходится жить в нынешнее военное время. «Бахи» здесь слышать почти каждый вечер и ночь, а в 2014 году и начале 2015 года рядом взрывались снаряды артиллерии ВСУ. Как рассказали автору местные жители, большинство тогда «вересаевцев» сидели в подвалах своих домов. Кстати, по рассказам жителя улицы Знаменской, один снаряд упал и рядом с «больницей» Вересаева. Только, слава Богу, этот смертоносный «подарок» тогда не взорвался. Все жители и улицы Вересаева, и улицы Знаменской надеятся, что в скором времени война закончится.

Анатолий Жаров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ»

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Медицинский факультет

Кафедра инфекционных болезней и общественного здравоохранения

Реферат по предмету «История медицины »

«В.В. Вересаев – врач или писатель? »

Выполнил:

студентка гр. ЛД2-С14А

Кулагина Е.А.

Проверил:

преподаватель

Каткова А.И.

Обнинск, 2015

В.В. Смидович (псевдоним Вересаев он избрал в 1892 г.) родился 4 января 1867 г. в городе Туле. Умер 3 июня 1945 года. Викентий Викентиевич вошел в историю прежде всего как писатель, автор знаменитых «Записок врача», однако немаловажными являются и его заслуги в области медицины и общественной деятельности первой половины ХХ столетия. В своих «Воспоминаниях» писатель объясняет свой выбор «влечением к наукам точным и знаниям реальным», а главное желанием стать писателем. По его мнению, писатель должен хорошо знать человека как в здоровом состоянии, так и во время болезни. В период обучения он с большим усердием и увлечением работал в клиниках, проявлял большой интерес к научной работе. Перу Вересаева принадлежат две научные работы, которые были напечатаны в медицинской прессе и вызвали интерес медицинской общественности: «К упрощению способа количественного определения мочевой кислоты по Гайкрафту» и «О влиянии воды Вильдунген на обмен веществ (1893).

Во время холерной эпидемии 1892 г. Вересаев поехал на борьбу с болезнью в Донецкий бассейн, где два месяца заведовал холерным бараком недалеко от Юзовки.

В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил в Туле к медицинской деятельности. Скоро переехал в Петербург, где в 1896–1901 годах работал ординатором и заведующим библиотекой в Городской барачной в память С. П. Боткина больнице. В Первую мировую войну служил в качестве военного врача. С 1921 года жил в Москве.

Во время русско-японской войны он был мобилизован на фронт в качестве младшего ординатора одного из полковых госпиталей, где не только занимался врачебной деятельностью на передовой, но и выполнял гражданский долг писателя - быть честным и беспристрастным свидетелем происходящего.

Выпускник медицинского факультета, в истории остался как прозаик, литературовед, поэт-переводчик. «Записки врача» - это автобиография, написанная от первого лица.

«Записки» пережили двенадцать изданий только при жизни автора и вызвали волну критических обсуждений, как в газете «Врач», так и в светских кругах. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Врачебное сообщество в массе своей не одобрило «Записки врача Вересаева». Круг рассматриваемых вопросов. Выходили не только гневные статьи, но и целые книги-опровержения. Доктора опасались, что широкая аудитория после прочтения откровений их коллеги настроится против медицины как науки в целом и врачей в частности.

Начиная с поступления на медицинский факультет, а особенно в клинике перед героем «Записок» становились вопросы касающиеся медицинской этики, которые не освещались классической врачебной этикой (того времени). В повести «Записки врача» Викентий Вересаев поднимает целый пласт нравственно-этических проблем, с которыми сталкивается молодой врач, не только думающий, но и способный сочувствовать пациенту.

Вересаев подробно описывает, как под руководством учителей-врачей он приобретал практические навыки. Через неудачи, страдания пациента, опасность осложнений – автор обучался интубации, треахеотомии, и т.д. Вопрос встает следующим образом: если думать о каждом больном, то обучение молодых врачей станет невозможным. С точки зрения врача можно смириться: «все равно, ничего не поделаешь», но стоит представить себя пациентом. Выход из этой ситуации – это хирургическая практика в анатомическом театре. Однако переход с неживой материи на живую осложнен боязнью тяжелых ошибок. Таким образом, хирург приобретет опытность за счет здоровья и жизни себе подобных. Вивисекция, во времена Вересаева, осуждаемая обществом, позволяет избежать человеческих жертв! «Разве у нас нет, - пишет он, - существ, которые должны иметь в наших глазах меньше цены, и на которых было бы позволено применять свои первые попытки?»

О моральном праве врача на нововведения, клинический эксперимент. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя, выступавшего против любых экспериментов на людях, в том числе, и против социальных экспериментов, кто бы их ни проводил - бюрократы или революционеры. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. В начале самостоятельной врачебной практики героя «Записок» появлялись ему на глаза попадается газетная заметка о новом подходе к лечению малярии. Попавший к нему в тяжелом состоянии больной оказывается подходящим для испытания методики, описанной в статье. Однако больной умирает и невозможно точно установить причину приведшую к смерти. Герой разочаровывается в новых, не опробованных методиках, дает себе обещание «впредь употреблять только те средства, которые безусловно испытаны и не грозят моим больным никаким вредом». Он хочет уверенности в том, что лечение безопасно и действительно лучше старого. В частности Вересаев предлагает схему эксперимента, называемую сейчас «двойной слепой плацебо контроль» (признанный эталон клинического эксперимента).

В итоге рассказчик приходит к тому, что, «употребляя только испытанное», медицина не смогла бы достичь ничего, и даже опыты на животных были бы не более, чем спекулятивным изысканием. Где выход? Где граница допустимого? Чтобы отказаться от старого, нужна не меньшая дерзость, чем для того, чтобы ввести новоеВ продолжение темы клинических экспериментов, Вересаев приводит множество описаний экспериментов острых, в основном на безнадежных пациентах. Это искусственные прививание сифилиса, туберкулеза, рака безнадежным больным с целью определения механизма передачи заболевания. Показательно для медицинской этики то, что эти эксперименты продолжались годы, независимо в разных клиниках разными врачами. результат уже был известен, а врачи, будучи ограниченными в своих действиях лишь совестью но не законом – продолжали «исследования». Законодательная база этики медицинских экспериментов появилась только после Второй Мировой Войны.

Одним из наиболее злободневных вопросов для Вересаева является беспомощность врача на первых порах своей самостоятельной врачебной деятельности. Раздумывая на эту тему, он приходит к выводу, что студент изучает много теоретических предметов, которые ему, конечно, знать необходимо, но у него в годы обучения в университете мало практики. Поэтому отсутствие профессиональных навыков и делает его таким беспомощным, когда он ступает на путь самостоятельной работы и встречается лицом к лицу с больным человеком. Вересаев приходит к выводу: студентам нужно предоставить более широкие возможности для практических занятий в клинике и поликлинике. Только при таких условиях не будет серьезной проблемы «первой операции», когда молодой врач впервые вне стен клиники самостоятельно оказывает хирургическую помощь.

В книге немалое место уделено вопросу врачебных ошибок. В.В. Вересаев так пишет о хирургии: «Хирургия есть искусство, и, как таковое, она более всего требует творчества и менее всего мирится с шаблоном. Где шаблон, - там ошибок нет, где творчество, - там каждую минуту возможна ошибка. Долгим путем таких ошибок и промахов и вырабатывается мастер, а путь этот лежит опять-таки через «горы трупов». Он приводит примеры, как неопытность, неосторожность врача приводят к трагическим последствиям. «Да, ошибки возможны в любой специальности, - рассуждает В.В. Вересаев, - но нигде они так не ощутимы, как в медицине, где имеешь дело с человеком, и поэтому надо делать все, что в силах врача и медицины, чтобы ошибок было как можно меньше». Однако, предостерегая врачей от ошибок, он в то же время посвящает немало страниц защите ставших жертвами тяжких обвинений потому лишь, что им не удалось вылечить больного.

В.В. Вересаев поднимает вопрос и о врачебной тайне: «Врач обязан хранить вверенную ему больным тайну, - пишет он, - но к этому одно существенное ограничение: если сохранение тайны грозит вредом обществу или окружающим больного, то врач не только может, но и должен нарушить тайну. Однако в каждом таком случае он должен уметь дать и перед больным и перед собственною своею совестью точный и исчерпывающий ответ, на каком основании он нарушил вверенную ему больным тайну».

Размышления Вересаева о медицине будущего оптимистичны: «В будущем каждый сможет исполнять все предписания гигиены и каждый заболевший получит полную возможность пользоваться всеми достижениями науки». Но и в этом прекрасном будущем, по мнению В.В. Вересаева, процесс физического развития будет протекать крайне односторонне: будет развиваться интеллект, физически же человек будет регрессировать; он все более будет терять положительные качества, унаследованные от природы. Для того чтобы этого не было, писатель считает необходимым, чтобы все больше развивался не только мозг, но и мышцы человека.

Где же выход из этих противоречий? На этот вопрос В.В. Вересаев отвечает: если врач не чиновник врачебного дела, а подлинный врач, он должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной.

Список литературы

1. Вересаев В.В. - М.: Правда, 1980.- 400 с.

2. Вересаев В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. / В. В. Вересаев. - М. : Недра, 1929.

3. Бровман Г. А. В. Вересаев: Жизнь и творчество. - М.: Советский писатель, 1959.

4. Ю. Фохт-Бабушкин. О Вересаеве // В.В. Вересаев Повести и рассказы. - М.: «Художественная литература», 1987.

5. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографич. Словарь. | редкол. : П.А. Николаев (гл. ред.) и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989 - серия биографических словарей, с.28 - 30