Все про евгения онегина характеристика. Характеристика Евгения Онегина в I и II главе романа

Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.

Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».

Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.

Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.

Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.

Цитаты Онегина

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...

Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...

Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...

Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...

Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...

Любви все возрасты покорны...

Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…

Основным персонажем произведения является Евгений Онегин, представленный автором в образе двадцатишестилетнего молодого богатого петербургского дворянина. Герой описывается в романе в качестве образованного модного франта, хорошо владеющего французским языком и немного латынью, имеющего приличные манеры, ведущего праздный образ жизни, не имея должности, любящего времяпровождение на званых балах и театральных постановках. Характерными чертами Онегина поэт называется безразличность, холодность, язвительность и злословие, выражающиеся в его резком охлажденным уме, презрительном отношении к людям и постоянной скуке везде и всюду. Отличительной особенностью Евгения Онегина является отсутствие способности на глубокое, истинное чувство любви, являясь опытным сердцеедом, покорившим сердце Татьяны Лариной.

Татьяна Ларина

Вторым главным персонажем произведения является Татьяна Ларина, изображенная в романе в образе простой семнадцатилетней девушки, происходящей из небогатой дворянской семьи и живущей в российской глубинке. Девушка хорошо образованна, но при этом плохо изъясняется на русском языке, поскольку с детства воспитывается в общении на французском языке, хотя очень увлекается чтением и созерцанием окружающей природы. Татьяна отличается непримечательной внешностью, хотя и обладает своеобразной особой очаровательностью. По характеру Татьяна описывается в качестве умной, волевой, упрямой женщины, в которой сочетаются молчаливость, отрешенность, мечтательность и большое воображение. Татьяна, познакомившись с Онегиным, испытывает к юноше искреннее и чистое чувство, но оно не находит взаимности в Евгении. Впоследствии Ларина соглашается на брак с князем, жизнь с которым строится у девушки на обоюдном уважении, верности и честности.

Владимир Ленский

Одним из основных героев романа представлен автором Владимир Ленский, описываемый в качестве молодого черноволосого красивого дворянина восемнадцати лет, получившим немецкое образование, являющимся другом и соседом Евгения Онегина. Ленский хорошо воспитан, занимается шахматами, музицированием, пишет стихи. Владимир отличается мечтательностью, сочетающейся с увлечением философией, романтизмом, пылким, восторженным характером, выражающимся в его наивности, доверчивости, простодушии, вере в добро. Ленский обладает способностью на искренние, нежные чувства к женщине и настоящую дружбу. В финале произведения Владимир умирает, будучи сраженный выстрелом Онегина на дуэли из-за невесты Ленского Ольги Лариной, которая спустя время становится женой иного человека.

Ольга Ларина

Ольга Ларина является одной из основных героинь романа, младшей сестрой Татьяны Лариной, прелестной светловолосой девушкой с голубыми глазами, красивыми плечами, изящной грудью и звонким голосом. Ольга обладает веселым, живым, беспечным, шаловливым нравом, отличаясь ветреностью, резвостью, общительностью, простоватой глупостью. Неспособность Ольги на обдуманные поступки и ее увлечением женским кокетством становятся причиной смерти Владимира Ленского, страстно любившего Ольгу Ларину и считающегося ее женихом.

Муж Татьяны

Второстепенным героем произведения представляется муж Татьяны Лариной, изображенный в образе князя, являющимся давним товарищем и дальним родственником Онегина, с которым во времена юности они вместе развлекаются.

Мать Прасковья

Также второстепенными персонажами романа являются члены Ларинского семейства, включающего отца девушек Дмитрия Ларина, мать Прасковью, а также няню Филипьевну. Супруги Ларины проживают счастливую семейную жизнь, поскольку отличаются разумностью, мудростью и добрым отношением друг к другу и окружающим. Филипьевна изображается в качестве добродушной крестьянки, в раннем тринадцатилетнем возрасте вышедшей замуж без любви по воле своих родителей.

Княжна Алина и Зарецкий

В качестве второстепенных героев произведения представлены поэтом княжна Алина, являющаяся двоюродной тетей сестер Лариных, старой, больной женщиной, у которой семья останавливается при приезде в Москву на ярмарку невест, несмотря на недомогание любящей устраивать званые ужины, а также секундант Ленского на дуэли, изображенный в образе его приятеля, господина Зарецкого, имеющего большой опыт в проведении дуэлей, отличающийся здравым смыслом, острым умом, но при этом обладающий злым языком, выражающимся в нехороших сплетнях, расчетливостью, хитростью. В молодости Зарецкий проявляет себя как буян, картежник и повеса, оставшийся на всю жизнь старым холостяком, но при этом имеющий многочисленных незаконнорожденных детей от крепостных крестьянок. По прошествии времени Зарецкий изменяется и на закате своей жизни занимается обучением своих детей и спокойным ведением хозяйства.

Герои произведения Евгений Онегин

Роман «Евгений Онегин» жемчужина произведений А.С.Пушкина. Произведение нравоучительное и образы героев показывают, что такое хорошо и плохо. В творении все внимание уделено не только центральным героям, но и второстепенным. Здесь нет плохих или хороших персонажей, все они неоднозначны и не подвергаются жесткой критики.

Главными героями являются Татьяна Ларина и Евгений Онегин.

Онегин молодой богатый дворянин, живет в Петербурге, он, как и все столичное дворянство проводит свое время на балах, в театре и поиске новых развлечений. В романе ему примерно 26 лет, тщательно следит за своей внешностью, одевается по моде. Несмотря на праздную жизнь, он не чувствует удовлетворения, постоянно грустит. Онегин снискал славу ловеласа, он не глупый молодой человек, у него много талантов, но в обществе его считают лишь милым и умным. Евгений эгоист, он зависим от общественного мнение, он не ценит близких. Его искренность заключается лишь в тоске и безразличии. Из-за страха упасть в глазах общества убивает друга.

Татьяна Ларина дочь провинциального дворянина. Для Пушкина она стала воплощением русского национального характера. Она тихая и спокойная, шумным компаниям предпочитает книги. Наедине с собой она чувствует себя комфортнее. Ей примерно 17 лет, ее красота неброская, одевается просто. Несмотря на скромность, влюбившись в Онегина, делает первый шаг. В итоге получив отказ, она берет себя в руки и начинает жить заново, выходя замуж за достойного, но нелюбимого мужчину. Спустя два года ей хватает сил отказать Онегину, несмотря на ее любовь. Ведь она верна мужу.

Второстепенные персонажи, не менее важны в этом произведении.

Владимир Ленский молодой и богатый дворянин. Лучший друг Онегина и его полная противоположность. Владимир мечтатель, он верит в любовь, доброту и дружбу. С детства он влюблен в Ольгу Ларину, младшую из сестер. Несмотря на большую популярность у девушек, Владимир хочет жениться на Ольге, пишет и посвящает ей стихи. Ленский приревновал младшую Ларину к Онегину, и в результате погиб от руки друга на дуэли.

Ольга Ларина младшая сестра Татьяны, ее противоположность. Она красивая кокетка, ее персонаж не наделен глубиной. Младшая Ларина веселая, ветреная и беззаботная. В результате ее ветрености и шаловливости, на дуэли гибнет Ленский. Ольга недолго оплакивает его и выходит замуж за молодого офицера.

Прасковья Ларина мать Татьяны и Ольги. В юношестве была мечтательной особой. Она любила одного сержанта, но ее выдали замуж за другого. Первое время она не могла с этим смириться, но со временем привыкла к замужней жизни и научилась аккуратно управлять мужем.

Няня Татьяны Филипьевна. Добрая старушка, с младенчества ухаживает за старшей Лариной, поучает ее жизненными историями и всячески оберегает.

Князь N муж Татьяны, его жизнь посвящена службе Родине. Он любит Татьяну и готов на все ради нее.

Зарецкий сосед и друг Ленского и Онегина. Зарецкий не глупый, но жестокий и безразличный. После бурной молодости живет в своем имении, жены нет, но есть незаконные дети от крестьянок. Был секундантом на дуэли у Ленского. Его можно считать самым отрицательным героем, ведь в его силах было остановить дуэль и примирить друзей.

Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени

    Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

  • Сочинение Гордость - это хорошо или плохо? 5 класс

    Очень часто в жизни мы можем услышать слово «гордость». Что же это такое? Гордость – это яркая эмоция человека, показывающая его отношение к своим успехам и успехам других. При этом, гордость, как я считаю

  • Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия

  • С первых страниц романа читатель узнает об Онегине, что он «молодой повеса», родившийся на берегах Невы. Рос он беспечным мальчиком и обучался в «тепличных» условиях, потому что его учитель » учил его всему шутя». Когда Евгений достиг юношеского возраста, его учителя «прогнали со двора» и Онегин перестал быть обременен вообще какими-либо занятиями:

    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
    Как dandy лондонский одет -
    И наконец увидел свет.

    По этим строчкам понятно, что Онегин следит за модой и выглядит привлекательно, к тому же неплохо владеет французским и умеет танцевать, поэтому свет решает, «что он умен и очень мил».
    Но все-таки, по мнению многих «судей решительных и строгих»,

    Онегин был «ученый малый, но педант». Он лишь поверхностно касался обсуждаемых тем, но при этом делал это «с ученым видом знатока». Из всех знаний Онегина Пушкин выделяет «науку страсти нежной», благодаря которой он легко сводил с ума красавиц. Превосходное владение этой наукой делало его любимчиком среди женщин, поэтому он всегда получал много приглашений от важных персон.

    Онегин был модником и очень педантично относился к своему внешнему виду и к выбору своих нарядов. Праздная жизнь Онегина надоедает ему, ведь она «Однообразна и пестра». Онегин устал от измен, а «друзья и дружба надоели» ему. Пушкин называет его состояние «русской хандрой».

    Онегин пробует себя в роли писателя, но «ничего не вышло из пера его», затем он начал читать, но и книги не увлекли его. В это время у Онегина умирает дядя, к которому он отправляется, «приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман», что характеризует Онегина как лицемерного человека, преследующего свою выгоду.

    2. Дядя оставляет своему племяннику хорошее наследство, и Онегин остается жить в деревне, где он решил «порядок новый учредить», и вместо барщины ввел оброк, из-за этих нововведений он прослыл «опаснейшим чудаком». Общее впечатление жителей деревни об Онегине сложилось такое: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон; он пьет одно стаканом красное вино…». В это же время в соседнее поместье из Германии возвращается Ленский, романтичный и пылкий молодой поэт, у которого вскоре завязывается дружба с Онегиным. И хотя Ленский был, по мнению, Онегина, наивным идеалистом, но всё же «сноснее многих был Евгений; хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, - но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал». То есть к Ленскому Онегин относился по-доброму, внимательно слушая его рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово».

    3. Ленский и знакомит Онегина с семьей Лариных, где старшая сестра Татьяна влюбляется в Онегина. В её глазах он представляет более придуманный ею образ, чем реального человека, ведь она совсем не знала его, а свою любовь «нарисовала» по страницам прочитанных ею романов, наделив Онегина качествами книжных героев.

    4. Душевная чистота и неопытность Татьяны тронули Евгения, и он не посмел насмехаться над чувствами девушками, решившись на серьезный разговор с ней. В этом разговоре в наибольшей степени раскрывается характер Онегина, ведь он, можно сказать, исповедуется перед Татьяной, честно рассказывая ей о себе и своем образе жизни. Онегин признается в том, что не готов к созданию семьи, но если бы он решил жениться, то непременно выбрал бы Татьяну, однако, как говорит сам Онегин, он «не создан для блаженства», поэтому он желает Татьяне более достойного супруга, утверждая, что его союз с ней будет несчастливым: «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой», далее Онегин заявляет: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Здесь Евгений честен перед Татьяной, ведь он избалован и развращен высшим светом, тихая семейная жизнь и послушная робкая жена неинтересны ему. Онегин также просит Татьяну учиться быть более сдержанной в своих чувствах, ведь её неопытность может привести к беде. По отношению к Татьяне Евгений проявил «души прямое благородство», что всё-таки характеризует его с положительной стороны.

    5. В главе пятой Онегин попадает на именины Татьяны, куда Ленский пригласил Онегина, сказав, что они пройдут в тесном кругу семьи. Но, вопреки словам Ленского, народу собралось очень много, и Татьяна очень волновалась, а так как Евгений терпеть не мог женских слез и истерик, то его берет злость на Ленского и он начинает мстить ему в этот же вечер, кокетничая с его возлюбленной, приглашая ее танцевать: «Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал».

    6. Конечно, это очень задело Ленского, поэтому он вызывает Онегина на дуэль. Приняв этот вызов, Онегин испытывает чувство вины за то, что «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», и за то, что не остановил Ленского, понимая, что Владимиру простительна его вспыльчивость в 18 лет, а вот Онегину, с его житейским опытом, — нет. Все это характеризует Онегина как вспыльчивого и обидчивого, но всё-таки быстро отходчивого человека, умеющего признавать свою вину. Но его самолюбие не позволило ему отказаться от дуэли, к тому же он не хотел слышать «хохотни глупцов», которые могли воспринять его отказ от дуэли за трусость. Онегин одержал победу в дуэли, но при этом он испытал «тоску сердечных угрызений», он «с содроганьем отходит и людей зовет», но жизнь молодому поэту вернуть невозможно.

    7. В седьмой главе Татьяна знакомится с книгами, которые читал Евгений, в них «современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой»; девушка видит на страницах пометки Онегина и начинает лучше понимать его, называя Онегина «чудаком печальным и опасным». Но всё-таки Татьяна не может понять его до конца: «Что ж он? Ужели подражанье…», «Чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?».

    8. В восьмой главе происходит возвращение Онегина в Москву, где его ждет встреча с Татьяной. Онегин как прежде одинок и беспечен, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».

    При встрече с Татьяной он удивлен ее преображением, ведь она стала другой, недоступной и равнодушной. Конечно, эта встреча не может пройти бесследно для Онегина:

    Что с ним? в каком он странном сне!
    Что шевельнулось в глубине
    Души холодной и ленивой?

    Евгений не может найти себе места, он постоянно думает о Татьяне и находится в ожидании новой встречи с ней. Но сердце его тронула все-таки не та скромная и робкая Татьяна, которую он знал раньше, а эта «равнодушная княгиня», «неприступная богиня», какой Татьяна стала сейчас. И вот он пишет ей письмо, в котором говорит о своей любви. Онегин уже не тот самовлюбленный «франт», он испытывает настоящие муки любви, его сердцем наконец-таки смогла завладеть хоть одна женщина. Онегин теперь - преданный поклонник княгини и пред нею «в муках замирать, бледнеть и гаснуть… вот блаженство». Онегин словно покорный раб перед Татьяной, с волнением ждущий её ответа, боящийся её «гневного укора»:

    …Я сам себе
    Противиться не в силах боле;
    Все решено: я в вашей воле
    И предаюсь моей судьбе.

    Все слова Онегина подтверждают то, что он противоречивая личность, которой интересен «запретный плод», он способен любить, но любить недоступную, недостижимую женщину, возможно, для того, чтобы, добившись ее, в очередной раз польстить своему самолюбию, ведь Онегин всё-таки тщеславный человек, и добиться расположения княгини, занимающей высокое положение в обществе, - честь для него.

    Роман «Евгений Онегин» написал классик мировой литературы . Став первым шагом русских писателей в области реализма, стихотворное произведение оказалось уникальным для своего времени. Написание «Евгения Онегина» заняло 8 лет, с 1823 по 1831 годы. Действие охватывает события периода 1819-1925 годов. Целиком творение Пушкина впервые опубликовали в 1833 году.

    Критики и исследователи сравнивают «Евгения Онегина» с « » . Главные герои стихотворного произведения достоверно изображают образы, характерные для XIX века, а атмосфера этого периода передана с невероятной точностью.

    История создания

    Работая над созданием романа, Пушкин планировал представить публике образ героя, актуального для новой России. Персонаж, описываемый автором, легко спровоцировал бы события, необходимые для развития страны, и был способен на серьезные поступки. Роман стал для Пушкина, поклонника идей декабристов, своеобразным толкованием российской действительности в стихотворной форме.


    Произведение рождалось в сложные периоды жизни знаменитого поэта: в южной ссылке и после нее, при негласном заточении в Михайловском и во время «Болдинской осени».

    Характеристика главного героя тщательно продумана создателем образа. Пушкинисты находят в описании характера Онегина черты , Катенина и самого автора. Герой стал совокупностью отличительных черт нескольких прототипов и собирательным образом эпохи, а также светской молодежи. Дворянин с подавляющей энергетикой, он становится центральной фигурой романа, от которого зависят судьбы других героев.


    Называя Евгения Онегина «добрым приятелем», Пушкин подчеркивает созвучность образа жизни героя описываемой эпохе. Автор наделяет героя дворянским воспитанием, острым умом и быстрым восприятием, которые гармонично сочетаются с его принципами и точкой зрения.

    Жизнь Евгения скучна. Он не чувствует принадлежности к свету, куда вхож, допускает язвительные и саркастические замечания и насмешки над его представителями. Онегин являет собой нового героя, которому претят активные действия и больше по душе пассивное наблюдение за происходящим. Исследователи до сих пор спорят над тем, был ли герой «чужим» и «лишним» человеком в эпохе или являлся праздным мыслителем, весело проживавшим свой век. Поступки персонажа сложно толковать однозначно, а его мысли не всегда справедливы. Цель жизни героя неизвестна: он не озвучивает ее или не располагает ей вовсе.


    Евгений относится к числу людей, разрывающихся между доводами ума и сердца. Он не выдерживает испытания благородными чувствами вроде любви и дружбы. Спровоцированная им дуэль логична для светского этикета, но становится игрой понятий и своеобразным экспериментом для заскучавшего героя.

    Избалованный молодой человек, способный покорить светскую компанию, избалован женским вниманием и недурен собой. После описания его образа жизни читатель легко воспринимает факт того, что не он влюблен в , а девушка жаждет его взаимности. Человек, которому недоступны сильные искренние чувства, слабый в таких понятиях, как любовь и отношения, Онегин считает себя вправе поучать аудиторию. Но спустя время герой становится заложником своей душевной скупости.

    Сюжет и главные герои

    Сюжет стихотворного романа о Евгении Онегине известен каждому школьнику. Вступление описывает молодого дворянина, чей богатый дядюшка захворал. Евгений вынужден поехать к родственнику с визитом. Повествование ведется от лица автора, описывающего происходящее и представляющегося знакомым главного героя.

    Имея успех среди дам и развлекая себя светскими потехами, Онегин пришел к выводу, что пресыщен тем, что его окружает. Он находится в состоянии тоски и хандры, поэтому поездка к дяде дает старт новому этапу в жизни персонажа. После смерти родственника герой стал обладателем состояния и поселился в деревне. Тоска не проходила, и герой искал способа избавиться от нее.


    В деревне Евгений познакомился с и нашел в нем отдушину. Пылкий юноша оказался влюблен в одну из сестер Лариных – . Веселая девушка оказалась полной противоположностью старшей из сестер – Татьяны, заинтересовавшей Евгения. Молодые люди встречаются, и в сердце героини зарождается любовь к Онегину. Татьяна в порыве чувств пишет письмо возлюбленному, но оказывается отвергнута. На именинах Татьяны Онегин ради развлечения ухаживает за Ольгой и получает вызов на дуэль от Ленского. Убив друга в ходе поединка, герой уезжает в Петербург.

    Спустя три года в столице происходит встреча Онегина и Татьяны. Девушка вышла замуж за генерала и блещет в свете. Евгений сражен ею. Письмо Онегина к Татьяне изобличает чувства Евгения. Женщина отказывает ему, признавшись, что, несмотря на взаимность, останется верна супругу. Повествование заканчивается прощанием автора с аудиторией.


    Главные действующие лица произведения: Евгения Онегин, Владимир Ленский и сестры Ларины – и Ольга.

    Евгений Онегин – дворянин, родившийся в Петербурге. Его отец промотал состояние, поэтому наследство от богатого родственника оказалось уместным для героя. Воспитанный гувернерами, Онегин имел хорошее воспитание, присущее молодому человеку его происхождения. Отсутствие моральных устоев привело к тому, что он ведет себя как сноб и не умеет ценить проявления пылких чувств. Евгению благоволят дамы, к его мнению прислушиваются господа. Сущность юноши неизменна, хотя герой меняется на протяжении романа.


    Татьяна – ключевой женский образ произведения. Она скромна, спокойна и сдержанна. Манеры девушки подчеркивают ее благородство. Ее главным развлечением оказываются книги. Отчасти их влияние приводит к влюбленности в Онегина. Под напором чувств Татьяна решается на рискованный шаг, считавшийся позором для дамы XIX века: написать письмо избраннику. Получив отказ, ранивший ее гордость, девушка делает вид, что ничего не произошло. Она выходит замуж, зная, что былые чувства не угасли, и находит в себе силы дать отказ воспылавшему любовью Евгению. Для разумной и порядочной Татьяны недопустима мысль об измене и предательстве мужа.

    Владимир Ленский – юноша, ставший в деревне близким другом Онегина, по мнению искусствоведов, списан с юного литератора . Богатый дворянин 18 лет от роду влюблен в Ольгу и остается верен ветреной хохотушке не первый год. Образованный красавец не может стерпеть обиды, нанесенной ухаживаниями друга за его дамой сердца. Дружба с Онегиным обрывается дуэлью, которая становится переломным моментом повествования.


    Ольга – младшая Ларина, антагонистка Татьяны. Легкомысленная девица чересчур жизнерадостна и любит кокетничать с кавалерами. Не демонстрирующая талантов и предпочтений, девушка не склонна думать о будущем. Она воспринимает Ленского как игрушку и не разделяет его чувств. После смерти Владимира Ольга быстро находит утешение с молодым офицером, за которого выходит замуж.

    • История создания романа «Евгения Онегин» тесно связана авторским достижением – онегинской строфой. Произведение написано особым способом, благодаря чему Пушкин организовал альтернативу прозаическим главам и с легкостью менял тематику повествования. Читатели отмечают переход автора от изложения мыслей к описанию сюжета и обратно. Роман в формате доверительной беседы с аудиторией был переведен на 19 языков.

    • Легендарное произведение не раз вдохновляло творческих людей на создание объектов искусства. В 1878 году
    • В музыкальной области сюжет, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Евгений Онегин», был воспет автором и исполнителем, псевдоним которого Шура Каретный.

    Цитаты

    Реплики главного героя и второстепенных действующих лиц стихотворного романа давно стали крылатыми фразами. Многие цитаты из произведения XIX века не теряют актуальность и в условиях современности.

    «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть...»

    Этими строками можно описать не одно поколение россиян, читавших произведения Пушкина. Подчеркивая степень образованности героя, автор не без сарказма замечает, что, умея выдавать желаемое за действительное, не сложно создать привлекательный образ в свете.

    «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей...»

    Так пишет поэт, объясняя легкомысленность персонажа, порой свойственную многим серьезным людям. Несовместимые черты нередко сочетаются в характере незаурядных личностей и тех, кто не способен поразить индивидуальностью.

    «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой...»

    Этими словами, посвященными Ленскому и Онегину, Пушкин подчеркивает разительные отличия героев, описывая их в мелодичной манере онегинской строфы.

    «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»

    Писатель дал завет последующим поколениям устами Онегина и навсегда передал представителям сильного пола разящее оружие против влюбленных дам.

    Неизменные истины вкладывает стихотворец в роман, провозглашая:

    «...Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя...»

    Ни для кого, включая Евгения, нет личности знаменательнее, чем собственная, что логично вне зависимости от эпохи и круга общения.

    Произведение:

    Евгений Онегин

    Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.

    О. получил домашнее «французское» воспитание. Его образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато герой полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». О. развлекается всеми способами: посещает театр, балы, дружеские ужины, светские обеды и т. д. Но вскоре герой разочаровывается во всем. Его охватывает «хандра». Причина тоски О. – его душевная пустота. Внешний блеск героя указывает на внутренний холод, его язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. О. сам осознает свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, О. едет в деревню к заболевшему дяде. Здесь он знакомится с Ленским, который представляет его семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в О. и признается ему в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но О. отказывает девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни. Спустя некоторое время оскорбленный О. Ленский вызывает героя на дуэль, где погибает от его руки. Гибель юного Л. потрясает О. Он уезжает путешествовать. В конце романа О. появляется вновь. Он прибывает в Петербург, где встречает вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, О. открывает в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое он пишет Татьяне, подтверждает это. Не получив ответа, О. в отчаянье принимается читать без разбора, пробует сочинять. Но, если в деревне он читал «по обязанности» и от скуки, то теперь от страсти. От страсти он совершает и «неприличный» поступок: посещает Татьяну без предупреждения, в ее уборной. Пустота героя начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все надежды О., но в то же время произвел в нем переворот всех его мыслей и душевных чувств. Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе О., переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.

    ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

    Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

    Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

    Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

    Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

    Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

    В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

    С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

    Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

    Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

    Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

    Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

    Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

    Цитатная характеристика Е.Онегина

    Образован: "... хоть не без греха;

    Из Энеиды два стиха.

    Онегин был знаком с поэзией, хотя

    Не мог он ямба от хорея,

    Как мы не бились отличить...

    Зато читал Адама Смита!"

    Имел достоинства которые ценили в обществе:

    "Он по-французски совершенно

    Мог изъясняться и писать;

    Легко мазурку танцевал,

    И кланялся не принужденно."

    Не имеет навыков к труду:

    "Онегин дома заперся,

    Зевая, за перо взялся,

    Ему был тошен; ничего

    Не вышло из пера его..."

    Глубоко страдал:

    И мелет, грустью отуманен:

    Зачем я пулей в грудь не ранен?

    Зачем не хилый я старик,

    Как этот бедный откупщик?

    Я молод, жизнь во мне крепка;

    Чего мне ждать? тоска, тоска!"

    Охлаждён к жизни:

    "...русская хандра

    Им овладела понемногу;

    Он застрелится, слава богу,

    Попробовать не захотел,

    Но к жизни вовсе охладел."

    Мечтатель: "Мечта невольная преданность,

    Непродолжительная странность

    И резкий охлаждённый ум..."

    Не верит в хорошое:

    "Супружество нам будет мукой.

    Я, сколько не любил бы Вас,

    Привыкну разлюблю тотчас;"

    Лицемер: "Как рано мог он лицемерить,

    Таить надежду, ревновать,

    Казаться мрачным,изнывать;

    Стыдлив и дерзок, а порой

    Блистать послушною слезой!"

    Цитатная характеристика

    1. Онегин, добрый мой приятель,

    Родился на брегах Невы,

    Где, может быть, родились вы

    Или блистали, мой читатель;

    1. Онегин был по мненью многих,

    Ученый малый, но педант

    2. Томясь душевной пустотой,

    Уселся он - с похвальной целью

    Себе присвоить ум чужой;

    Отрядом книг уставил полку.

    Читал, читал, а все без толку...

    3. Имел он счастливый талант

    Без принуждения в разговоре

    Коснуться до всего слегка

    С ученым видом знатока

    4. Он знал довольно по латыни,

    Чтоб Эпиграфы разбирать,

    Потолковать об Ювенале,

    В конце письма поставить uale,

    Да помнить, хоть не без греха,

    Из Энеиды два стиха:

    5. Не мог он ямба от хорея,

    Как мы ни бились, отличить,

    Бранил Гомера, Феокрита,

    Зато читал Адама Смита,

    И был глубоким эконом,

    То есть умел судить о том,

    Как государство богатеет,

    И чем живёт, и почему,

    Не нужно золота ему,

    Когда простой продукт имеет:

    6. Онегин:

    Двойной лорнет скосясь наводит,

    На ложи незнакомых дам;

    И молвил:

    "Всех пора на смену;

    Балеты долго я терпел,

    Но и Дидло мне надоел"

    7. Ему наскучил света шум:

    Измены утомить успели;

    Друзья и дружба надоели:

    Разлюбил он наконец

    И брань, и саблю, и свинец

    8. рано чувства в нем остыли

    Друзья и дружба надоели.

    9. Короче: русская хандра

    Им овладела понемногу.

    10. Онегин был готов со мною,

    Увидеть чуждые страны;

    Но скоро были мы судьбою,

    На долгий срок разведены.

    Отец его тогда скончался...

    Вдруг получил он в самом деле,

    От управителя доклад,

    Что дядя при смерти в постели...

    11. Судьба Евгения хранила:

    Сперва Madame за ним ходила,

    Потом Monsieur ее сменил.

    Ребенок был резов, но мил.

    Monsieur l"Abbé, француз убогой,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил

    12. Вот мой Онегин на свободе;

    Острижен по последней моде,

    Как dandy лондонский одет -

    И наконец увидел свет.

    Он по-французски совершенно

    Мог изъясняться и писал;

    Легко мазурку танцевал

    И кланялся непринужденно;

    Чего ж вам больше? Свет решил,

    Что он умен и очень мил.

    Всего, что знал еще Евгений,

    Пересказать мне недосуг;

    Но в чем он истинный был гений,

    Что знал он тверже всех наук,

    Что было для него измлада

    И труд, и мука, и отрада,

    Что занимало целый день

    Его тоскующую лень,

    14. Как рано мог он лицемерить,

    Таить надежду, ревновать,

    Разуверять, заставить верить,

    Казаться мрачным, изнывать,

    Являться гордым и послушным,

    Внимательным иль равнодушным!

    Как томно был он молчалив,

    Как пламенно красноречив,

    В сердечных письмах как небрежен!

    Одним дыша, одно любя,

    Как он умел забыть себя!

    16. Как он умел казаться новым,

    Шутя невинность изумлять,

    Пугать отчаяньем готовым,

    Приятной лестью забавлять,

    Ловить минуту умиленья,

    Невинных лет предубежденья

    Умом и страстью побеждать,

    Невольной ласки ожидать,

    17. Как рано мог уж он тревожить

    Сердца кокеток записных!

    Когда ж хотелось уничтожить

    Ему соперников своих.

    18. Бывало, он еще в постеле:

    К нему записочки несут.

    Что? Приглашенья? В самом деле,

    Три дома на вечер зовут:

    Там будет бал, там детский праздник.

    Куда ж поскачет мой проказник?

    С кого начнет он? Все равно:

    Везде поспеть немудрено.

    Покамест в утреннем уборе,

    Надев широкий боливар3,

    Онегин едет на бульвар

    И там гуляет на просторе,

    Пока недремлющий брегет

    Не прозвонит ему обед.

    19. Второй Чадаев, мой Евгений,

    Боясь ревнивых осуждений,

    В своей одежде был педант

    И то, что мы назвали франт.

    Он три часа по крайней мере

    Пред зеркалами проводил

    И из уборной выходил

    Подобный ветреной Венере,

    Когда, надев мужской наряд,

    Богиня едет в маскарад.

    20. Что ж мой Онегин? Полусонный

    В постелю с бала едет он:

    А Петербург неугомонный

    Уж барабаном пробужден.

    21. Но, шумом бала утомленный

    И утро в полночь обратя,

    Спокойно спит в тени блаженной

    Забав и роскоши дитя.

    Проснется за полдень, и снова

    До утра жизнь его готова,

    Однообразна и пестра.

    И завтра то же, что вчера.

    22. Но был ли счастлив мой Евгений,

    Свободный, в цвете лучших лет,

    Среди блистательных побед,

    Среди вседневных наслаждений?

    Вотще ли был он средь пиров

    Неосторожен и здоров?

    23. И вас покинул мой Евгений.

    Отступник бурных наслаждений,

    Онегин дома заперся,

    Зевая, за перо взялся,

    Хотел писать - но труд упорный

    Ему был тошен; ничего

    Не вышло из пера его,

    24. И уж заранее зевал,

    Приготовляясь, денег ради,

    На вздохи, скуку и обман

    (И тем я начал мой роман);

    Но, прилетев в деревню дяди,

    Его нашел уж на столе,

    Как дань готовую земле.

    25. Два дня ему казались новы

    Уединенные поля,

    Прохлада сумрачной дубровы,

    Журчанье тихого ручья;

    На третий роща, холм и поле

    Его не занимали боле;

    Потом уж наводили сон;

    Потом увидел ясно он,

    Что и в деревне скука та же,

    Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

    Ни карт, ни балов, ни стихов.

    Хандра ждала его на страже,

    И бегала за ним она,

    Как тень иль верная жена.

    26. Деревня, где скучал Евгений,

    Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    27. Но Ленский, не имев, конечно,

    Охоты узы брака несть,

    С Онегиным желал сердечно

    Знакомство покороче свесть.

    Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой.

    Сперва взаимной разнотой

    Они друг другу были скучны;

    Потом понравились; потом

    Съезжались каждый день верхом

    И скоро стали неразлучны.

    Так люди (первый каюсь я)

    От делать нечего друзья.

    28. Меж ими все рождало споры

    И к размышлению влекло:

    Племен минувших договоры,

    Плоды наук, добро и зло,

    И предрассудки вековые,

    И гроба тайны роковые,

    29. Но чаще занимали страсти

    Умы пустынников моих.

    Ушед от их мятежной власти,

    30. Один среди своих владений,

    Чтоб только время проводить,

    Сперва задумал наш Евгений

    Порядок новый учредить.

    В своей глуши мудрец пустынный,

    Ярем он барщины старинной

    Оброком легким заменил;

    И раб судьбу благословил.

    Зато в углу своем надулся,

    Увидя в этом страшный вред,

    Его расчетливый сосед;

    Что он опаснейший чудак.

    31. Сначала все к нему езжали;

    Но так как с заднего крыльца

    Обыкновенно подавали

    Ему донского жеребца,

    Лишь только вдоль большой дороги

    Заслышат их домашни дроги, -

    Поступком оскорбясь таким,

    Все дружбу прекратили с ним.

    «Сосед наш неуч; сумасбродит;

    Он фармазон; он пьет одно

    Стаканом красное вино

    32. Так точно думал мой Евгений.

    Он в первой юности своей

    Был жертвой бурных заблуждений

    И необузданных страстей.

    Привычкой жизни избалован,

    Одним на время очарован,

    Разочарованный другим,

    Желаньем медленно томим,

    Томим и ветреным успехом,

    Внимая в шуме и в тиши

    Роптанье вечное души,

    Зевоту подавляя смехом:

    Вот как убил он восемь лет,

    Утратя жизни лучший цвет.

    33. Онегин жил анахоретом:

    В седьмом часу вставал он летом

    И отправлялся налегке

    К бегущей под горой реке;

    Певцу Гюльнары подражая,

    Сей Геллеспонт переплывал,

    Потом свой кофе выпивал,

    Плохой журнал перебирая,

    И одевался...

    34. Прогулки, чтенье, сон глубокой,

    Лесная тень, журчанье струй,

    Порой белянки черноокой

    Младой и свежий поцелуй,

    Узде послушный конь ретивый,

    Обед довольно прихотливый,

    Бутылка светлого вина,

    Уединенье, тишина:

    Вот жизнь Онегина святая;

    И нечувствительно он ей

    Предался, красных летних дней

    В беспечной неге не считая,

    Забыв и город, и друзей,

    И скуку праздничных затей.

    35. Прямым Онегин Чильд-Гарольдом

    36. Когда же дело до Евгенья

    Дошло, то девы томный вид,

    Ее смущение, усталость

    В его душе родили жалость:

    Он молча поклонился ей,

    Но как-то взор его очей

    Был чудно нежен. Оттого ли,

    Что он и вправду тронут был,

    Иль он, кокетствуя, шалил,

    Невольно ль, иль из доброй воли,

    Но взор сей нежность изъявил:

    Он сердце Тани оживил.

    37. В тоске сердечных угрызений,

    Рукою стиснув пистолет,

    Глядит на Ленского Евгений.

    38. Хотя мы знаем, что Евгений

    Издавна чтенье разлюбил,

    Однако ж несколько творений

    Он из опалы исключил:

    Певца Гяура и Жуана

    Да с ним еще два-три романа,

    В которых отразился век

    И современный человек

    Изображен довольно верно

    С его безнравственной душой,

    Себялюбивой и сухой,

    Мечтанью преданной безмерно,

    С его озлобленным умом,

    Кипящим в действии пустом.

    Евгений Онегин.

    Евгений Онегин - главный герой, по имени которого и назван роман. . Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

    Чтоб не измучилось дитя,

    Учил его всему шутя,

    Не докучал моралью строгой,

    Слегка за шалости бранил

    И в Летний сад гулять водил”.

    Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными. Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.

    Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”. “Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. Проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”. Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина. В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

    Давно ее воображенье,

    Сгорая негой и тоской,

    Алкало пищи роковой;

    Давно сердечное томленье

    Теснило ей младую грудь;

    Душа ждала... кого-нибудь

    И дождалась... Открылись очи;

    Она сказала: это он!

    В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

    Мне ваша искренность мила,

    Она в волненье привела

    Давно умолкнувшие чувства.

    Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

    Они сошлись.

    Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень...

    Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли. После этих печальных событий, Онегиным овладевает «охота к перемене мест» и он уезжает путешествовать. Вернувшись в Петербург, на балу, Евгений Онегин встречает Татьяну, которая теперь замужняя женщина. В нем вспыхивает любовь к Татьяне, которая стала «равнодушною княгиней, неприступною богиней». Онегин томится и страдает, ищет ответного чувства. Но, увы! Онегин отвергнут.

    Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а “страдающего”. Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. “Тоскующая лень” - вот основная черта и беда его характера. “Упорный труд ему был тошен” - это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.