Аксаков, сергей тимофеевич. Сергей Аксаков краткая биография для детей

Знаменитый русский писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (родился в Уфе 20 сентября 1791 г., умер 30 апреля 1859) происходил из старинного дворянского рода. Под влиянием матери, женщины, по тому времени, очень образованной, Сергей Аксаков с раннего возраста перечитал все доступное ему, что можно было достать в Уфе, затем был отдан в Казанскую гимназию, где, между прочим, учение было прервано на год вследствие тоски мальчика по дому. В 1805 г. Сергей был переведен в недавно основанный казанский университет (до 1808). Успеху его учения препятствовали, между прочим, увлечения Аксакова охотой всякого рода (травлей волков и лисиц, ружейной охотой, уженьем рыбы и ловлей бабочек) и пристрастие к театру. Первое сроднило его с природой, второе – заняло его ум театральными делами и при тогдашнем состоянии театра увлекло на ложную дорогу «возвышенной» литературы. Знакомство с Шишковым направило Сергея Тимофеевича Аксакова на путь славянизма, подготовившего и последующее славянофильство.

С 1812 Аксаков поселился в Москве, оставив службу, и сошелся с кружком московских театралов, под влиянием которых переводил Буало , Мольера и Лагарпа и горячо стоял за старое, напыщенное направление литературы (ожесточенная полемика с Н. Полевым ). В 1820 Аксаков женился на Ол. Сем. Заплатиной и уехал в заволжскую вотчину своего отца, село Знаменское или Ново-Аксаково, в 1826 окончательно переехал в Москву, где поступил в цензурный комитет. В 1834 – 1839 Аксаков служил в межевом училище (впоследствии Константиновском межевом институте) сначала инспектором, потом директором. В 1837 Сергей Тимофеевич получил от отца большое наследство, что позволило ему широко и гостеприимно жить в Москве частным человеком. Аксаков обладал сильным, здоровым и крепким телосложением, но с середины 1840-х гг. начал хворать (глазами); за последние годы болезнь приняла мучительный характер.

Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова. Художник И. Крамской, 1878

Литературная деятельность Аксакова началась рано. В 1806 он завел с А. Панаевым и Перевощиковым «Журнал наших занятий», где проводил идеи Шишкова. Таковы были художественные склонности Аксакова до начала 1830-х годов, когда под влиянием своего сына, Константина Сергеевича Аксакова , Павлова, Погодина и Надеждина вкусы Сергея Тимофеевича принимают другое направление. Знакомство и близость с Гоголем (с 1832) имели решающее влияние на перелом в воззрениях Аксакова. Первым плодом его был очерк «Буран» (Альманах «Денница» Максимовича 1834). Очерк имел большой успех, и Аксаков уже не сходил с пути, на который его толкнул Гоголь. «Записки об ужении рыбы» (1847), «Рассказы и воспоминания охотника» (1855) создали славу Аксакову удивительно цельным и ясным отношением к природе, художественностью слога и описаний, а успех «Семейной Хроники», начатой еще в 1840 г. и законченной в 1856 (отрывки в Московском Сборнике 1846 г., без имени автора) превзошел все надежды автора. Критика как западническая, так и славянофильская , ставила Сергея Аксакова рядом с Гомером , Шекспиром , В. Скоттом ; но первая (Добролюбов) выводила из «Семейной Хроники» мрачную картину деспотизма русской помещичьей жизни, вторая – (Хомяков) утверждала, что Аксаков первый взглянул на нашу жизнь с положительной точки зрения. На самом деле, Сергей Тимофеевич рисовал портреты близких ему по духу и крови людей непосредственно. «Детские годы Багрова-внука» (1858) слабее, потому что автор относится не с такой любовью к предмету своего изображения и только старается быть непосредственным. Успех их был меньше, как и «Литературных и театральных воспоминаний». Последняя повесть «Наташа» (выход замуж сестры Аксакова за известного профессора Карташевского) осталась неоконченной.

Быть может, трудно было бы найти другой пример значения теоретических воззрений для художественного творчества чем то, которое представляет собою замечательная и поучительная история литературной деятельности Аксакова. Идеи ложного классицизма , смешанные с еще более ходульными идеями литературного славянизма школы Шишкова, положительно мертвили художественное дарование Сергея Тимофеевича Аксакова, но влияние Гоголя, освободившее его от всех риторических ходулей и разрушившее его прежнее литературное понимание, пробудило долго дремавшие силы уже в возрасте, когда можно было скорее ожидать их ослабления.

Датой рождения известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова считается 1 октября 1791 года. Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа.

Атмосферу в доме, в которой рос мальчик, отличало спокойствие, доброжелательность, уважение всех членов семьи друг к другу и стремление к образованию. Единственное, что омрачало безоблачную их жизнь – это тяжелое течение болезни мальчика. Из-за повторяющихся приступов он не мог постоянно посещать учебные заведения и поэтому вынужден был обучаться на дому.

Гимназию он начинает посещать в 1799 году. Когда гимназия приобрела статус университета, Сергей продолжил там обучение до 1807 года. Будучи юношей, он был участником группы любителей словесности. Этому способствовала его любознательность и большая тяга к чтению. Позже был увлечен деятельностью театра, пробовал себя в сочинении стихотворений, которые были размещены в местных литературных журналах.

После переезда, связанного с окончанием Казанского университета, из Москвы в Петербург, он назначен на должность переводчика, при этом не оставил литературную деятельность.

1811 год в жизни писателя вновь ознаменован переездом в Санкт-Петербург. Во время Отечественной войны он жил в одной из деревень Оренбургской области. Пребывая там на протяжении 15 лет, он занимался переводами.

От брака с Заплатиной О. С., зарегистрированном в 1816 году, у него было 10 детей. Семья была образцовой. Они дружно проводили время на природе, а в сезон охоты писатель с радостью брал с собой ружье. Получив приличное наследство от родственника, он занялся хозяйственной деятельностью. Позже, оставив хозяйство, вернулся в Москву. Однако, занимаемая там должность цензора имела драматическую развязку. Он был вынужден уволиться. Аксаков подвергался гонениям, например за то, что унизительно относился в произведениях к хранителям порядка.

Большое количество переводов, представляющих богатое наследие С. Т. Аксакова за этот период, представляет собой сочетание глубоких знаний русского слова, традиций, тонкой наблюдательности за окружающим миром: трагедия Софокла «Филоктет», комедия Мольера «Школа мужей», романа В. Скотта «Певерил Пик» и другие. В 1847 году свои реальные наблюдения за жизнью живого мира он обобщил в «Записках ружейного охотника», а в 1855 году - в «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Этот эрудированный, талантливый, увлеченный человек не ушел бесследно. Его имя увековечили, назвав его именем улицы многих городов, санатория, кратера на Меркурии.

Каждый творческий этап литературной деятельности Аксакова С. Т. – это время, богатое впечатлениями, которые в автобиографической прозе или описании природы, быта представлены на страницах произведений.

Жизнь известного деятеля, великого писателя оборвалась в 1859 году в городе Москва.

Вариант 2

С.Т. Аксаков – это выдающийся русский прозаик, публицист, философ, мемуарист. Он родился на Урале, в Уфе в дворянской семье, принадлежащей к старинному роду. Имение Аксаковых называлось Ново-Аксаково, а отец мальчика находился на государственной службе в качестве прокурора. Мать – домохозяйка. В семье издавна культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

В отрочестве С.Т. Аксаков учился в уфинской местной мужской гимназии, а потом поступил в Казанский университет, где проучился сравнительно недолго. Именно здесь он обнаруживает блестящие знания по гуманитарным дисциплинам и серьезно увлекается литературой, искусством, театром, стихосложением. В этот же период появились его первые лирические опыты. В эти же годы его также ждет театральный дебют на университетской сцене.

Но Аксаков не окончил полный курс университета. Он вынужден был перебраться в Петербург, где поступил на службу в Комиссию по составлению законов в качестве переводчика. Иностранные языки он знал хорошо. Но этот род деятельности также его не прельщал. Его продолжало тянуть в мир литературы. В этой сфере Аксаков постепенно обзавелся многочисленными знакомствами: начались походы по литературным салонам, кружкам, объединениям по интересам.

С наступлением 1816 года Аксаков решил жениться. Его избранницей стала О. Заплатина, с которой он поселился в родовом имении Ново-Аксаково. За годы счастливого брака, основанного исключительно на любви и взаимоуважении, у Аксаковых родилось десять детей. Родители уделяли много внимания их воспитанию и обучению – впрочем, как когда-то много внимания уделялось самому Аксакову в детстве. Семейные ценности стояли для него чуть ли не на первом месте.

Через десять лет после свадьбы Аксаковы переехали в Москву. Здесь Сергей Тимофеевич работал в качестве цензора, потом служил в Константиновском межевом училище инспектором. Там же он в скором времени стал директором.

Уделяя все больше свободного времени литературе, Аксаков написал очерк «Буран» в 1834 году. Именно это произведение дало «толчок» к другим более проблемным и личным произведениям автора. Об Аксакове заговорили как о писателе-автобиографисте впоследствии. Также его произведения проникнуты природоведческими предпосылками, написаны интересным, понятным языком. Аксаков также вплотную сотрудничал с толстыми критическими журналами, активно публиковал в них свои статьи по поводу произведений А.С. Пушкина. Н.В. Гоголя и других знаменитых современников.

Позднее дом Аксаковых в имении Абрамцево под Москвой стал центром русской культурной, литературной и философской мысли. Там собирались знаменитые люди, обсуждали насущные государственные проблемы.

Большой успех имело сочинение Аксакова "Записки об уженье рыбы", а также "Записки ружейного охотника", где писатель талантливо поэтизировал русскую природу и указал на ее неповторимость.

В конце жизни здоровье Аксакова ухудшилось. Он начал слепнуть. Ему стало уже трудно писать и вообще вести активную общественную жизнь. Автобиографичность присуща в большей степени его поздним произведениям, таким как "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука", сочиненные на основе детских воспоминаний и семейных традиций самого автора.

Как мемуарист Аксаков проявил себя в самые последние годы жизни – в 1858 – 1859 гг. Это знаменитые "Литературные и театральные воспоминания" и "Встречи с мартинистами".

Биография 3

Сергей Аксаков – замечательный литератор консервативного настроя по отношению к нововведениям в старой школе русского языка и литературы, из-за чего многие считали данного писателя узкомыслящим консерватором, однако, несмотря на это автор писал довольно достойные произведения, которые впоследствии вошли в классику художественной отечественной литературы.

Родился будущий автор произведений в городе Уфа в 1791 году, в семье строго консерватора, его отца, который придерживался весьма строгих нравов, ставя в своей семье такие же строгие запреты на практически абсолютно всё, что в дальнейшем, конечно же, повлияло на мировоззрение юного Сергея. Его отец часто запрещал ему простые, казалось бы, вещи, например игрушки, которые отец не позволял ему трогать. Также он часто становился слушателем отцовских наставлений и проповедей.

Став юношей поступил в Казанский университет, после которого решил отправиться на службу, на которой вступил в кружок связанный с литературой, в котором познакомился с будущими литераторами, ему повезло, так как в кружке все придерживались довольно консервативных взглядов насчёт отечественной литературы, и презирали всяческие новшества. Там Сергею прививают любовь к литературе, и именно там он решает связать свою жизнь с литературой, после чего решает начать писать собственные литературные шедевры. Вместе с клубом они выпускают журнал, в котором он издаёт свои произведения. Его труды не остаются без внимания, и очень скоро он становится человеком, о котором все говорят, так как его стиль написания пришёлся очень многим людям по душе, из-за чего он начал издавать свои произведения в более именитых изданиях, чем клубный журнал.

Чуть позже он женится, и отправляется в своё имение в деревне. Там рождается его первенец, а затем и второй сын. В семье он придерживается тех же порядков, что и его отец придерживался при его воспитании.

В 1826 году он с семьей переезжает в Москву, где получает место цензора, а затем, упорно поработав некоторое время, получает место директора в одном из институтов города в 1835 году. Там он и продолжает жить и работать и, в конце концов, покидает мир ввиду старости.

Биография для детей 4 класс

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Кузьма Минин

    Кузьма Минин – это русский национальный герой, очень храбрый человек, который, несмотря на опасность смерти, и увечий, под натиском противника начал противостоять ему, и к тому же, противостоять довольно успешно

  • Жан Кальвин

    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

  • Христофор Колумб

    Сегодня около 6 итальянских городов пытаются доказать, что открыватель Америки родился именно в одном из них. До Колумб 1472 г. жил в Генуэзской республике, имевшей один из крупнейших торговых флотов того времени.

  • Семён Дежнёв

    История географических открытий знает немало громких имен. Одно из них принадлежит сборщику дани, первопроходцу Восточной и Северной Сибири, мореходу, прошедшему Берингов пролив за 80 лет до самого Витуса Беринга.

  • Хлебников Велимир

    Велимир Хлебников родом из Калмыкии, родился в многодетной семье в 1885 году. Мать поэта сумела всем своим пятерым отпрыскам дать великолепное образование.

Сергей Тимофеевич Аксаков - русский писатель. Кроме того был известным общественным деятелем. В разные периоды жизни занимался театральной и литературной критикой. Прочитайте ниже краткую биографию Сергея Аксакова, где мы собрали основные вехи его жизни и творчества.

Детство Аксакова

Аксаков родился 20 сентября 1791 года в городе Уфе. Свое детство вместе с родителями Сергей провел в родовом имении его семьи. Он был выходцем довольно старинного дворянского рода. Большую роль в юные годы Сергея сыграл его дедушка - Степан Михайлович. Дед мечтал о внуке, как о продолжателе старинного рода, можно сказать "знаменитого рода Шимона". Шимон - варяг, племянник норвежского короля, приехавшего в Россию в 1027 году. Д. Мирский охарактеризовал дедушку Сергея, как «неотесанного и энергичного помещика-первопроходеца, одного из первых организовавшего поселение крепостных в башкирских степях». В тоже же время Сергей Аксаков кое-что унаследовал от своего отца, а именно любовь к природе. Известно также его раннее пристрастие к книгам, в 4 года маленький Сергей уже свободно читал.

Говоря о биографии Сергея Аксакова, надо отметить, что в 8 лет Аксаков начал свою учебу в Казанской гимназии, но пробыл там мальчик недолго. Его мать, Мария Николаевна, забрала сына назад. На то было несколько причин. Во-первых, ей трудно было перенести расставание с сыном, который в столь юном возрасте был оторван от семьи. Во-вторых, у мальчика стала развиваться падучая болезнь. Лишь через 2 года Сергей вновь вернулся в гимназию, где проучился до 1807 года. Стоит отметить, что в 1804 году гимназия была преобразована в первый курс Казанского университета. Поэтому в 1807 году Сергей закончил университет. На тот момент ему было 15 лет. Во время этих лет учебы Сергей Аксаков активно сотрудничал с инициаторами студенческих рукописных журналов. Там и были размещены первые опыты Сергея в написании стихов. Изначально он писал их в сентиментальном стиле, однако позже стал приверженцем литературно-лингвистической теории.

Начало творчества

Биография Сергея Аксакова полна творческих успехов и начинаний. В возрасте 16 лет (1807) Аксаков переезжает в Москву, а через какое-то время в Петербург. На следующий год Аксаков поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Петербург стал первой ступенькой в знакомстве Аксакова с литературными деятелями того периода. Он познакомился с такими известными писателями, как Державин и Шишков. Позже он написал о них биографические очерки. Через несколько лет Аксаков переехал опять в Москву. Там он познакомился с литераторами и писателями такими как Глинка, Шатров, Писарев и другими. Во время отечественной войны 1812 г. Аксаков покинул Москву. В это время он занимался переводами классической литературы. Он перевел на русский язык трагедию Софокла «Филоктет» и комедию Мольера «Школа мужей».

В 1816 году Аксаков женился на Ольге Заплатиной. Ольга на тот момент жила вместе с отцом в Москве. Аксаков был пленен красотой и добротой Ольги. На протяжении их семейной жизни Ольга была помощником и верным другом своему супругу. Какое-то время после женитьбы он пытался жить в деревне. Но через несколько лет Аксаков получил в вотчину Надеждино. На год Аксаков вернулся опять в Москву. Он вошёл в писательскую и литературную жизнь Москвы. Но в Москве было жить дорого. Аксаков опять вернулся в деревню и прожил там до 1826 года. После этого он уже навсегда вернулся в Москву.

Творчество в биографии Сергея Аксакова

Благодаря знакомству с Шишковым Аксаков смог получить должность цензора. На тот момент Шишков был министром просвещения. На этой должности Аксаков проработал недолго. В 1828 году был утверждён новый устав отбора цензоров. Теперь отбор членов комитета был намного строже. В результате этого Аксаков был уволен с этой должности.

В 1830 году произошло событие, которое имело большую важность для биографии Сергея Аксакова. В газете "Московский вестник" был анонимно опубликован фельетон под названием "Рекомендация министра". Этот фельетон очень не понравился императору, поэтому было проведено расследование и цензор, пропустивший фельетон, был взят под стражу. Редактор журнала Погодин отказался раскрыть имя анонима. В результате Аксаков сам лично пришел в полицию и заявил о своем авторстве. На Аксакова было заведено дело, и только благодаря заступничеству друга Аксакова, князя Шаховского, он не был выслан из Москвы.

Несмотря на эту историю через какое-то время Аксаков добился, чтобы опять занять должность цензора. Он занимался проверкой печатных материалов. К своей работе в качестве цензора Аксаков подходил добросовестно. В 1832 Аксаков был отстранен от должности цензора за то, что пропустил статью "Девятнадцатый век".

В 1834 году вышло первое большое произведение Аксакова - "Буран". Дружба со своими сыновьями тоже повлияла на творчество и биографию Сергея Аксакова. Консервативные идеи Аксакова встретились с кипением молодых умов. Сразу после появления "Бурана" Аксаков начал писать "Семейную хронику" . Он становился все более популярен и его имя пользовалось авторитетом. Это проявилось также в том, что Академия наук избирала его рецензором при присуждении наград. Кроме того он был нравственным авторитетом в том числе для своих друзей, многие из которых были известными учеными.

В 1837 году умер отец Аксакова. После его смерти Сергею досталось в наследство большое поместье. В начале 40-х годов здоровье Аксакова стало ухудшаться, у него появились серьезные проблемы со зрением. В итоге он потерял возможность писать самостоятельно. Здесь на помощь ему пришла его дочь Вера - она под диктовку записывала слова своего отца. В 1846 году была закончена еще одна книга о рыбалке. Книга получила большой резонанс и была единодушно одобрена критиками. В 1854 году появилось ее второе издание под названием «Записки об уженье рыбы». Успех книги о рыбалке побудил Аксакова начать книгу об охоте. Книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» появилась в 1952 году. Эта книга быстро получила популярность, весь ее тираж был распродан в короткие сроки. Гоголь (читайте краткую биографию Николая Гоголя) написал Аксакову, что хотел бы видеть героев второго тома "Мертвых душ" настолько же живыми, как птицы из книги Аксакова. Тургенев (читайте краткую биографию Ивана Тургенева) также оставил восторженные отзывы о книге. В 1856 году "Семейная хроника" вышла отдельной книгой. В последние годы жизни им были написаны также некоторые сочинения. 30 апреля 1859 года Аксаков умер от продолжительной болезни.

За свою насыщенную жизнь Аксаков стал поистине известным писателем. Можно сказать, что Аксаков рос всю жизнь, рос вместе со временем, в котором жил. Литературная биография Сергея Аксакова как будто символизирует историю русской литературы за время его деятельности.

После прочтения биографии Сергея Аксакова вы можете поставить оценку данному автору вверху страницы.

Аксаков Сергей Тимофеевич Аксаков, Сергей Тимофеевич, знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, А. несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. С. Т. - сын Тимофея Степановича А. (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, с сказками, с святочными играми. И "Аленький цветочек", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришли городская, по преимуществу переводная; старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией "Детского чтения" А.И. Новикова. В мир стихотворной лирики ввела его "Детская библиотека" Кампе, переведенная Шишковым; громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта - "Анабазис" и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением он погрузился в "Россиаду" Хераскова и сочинения Сумарокова; тут же его "сводили с ума" сказки "Тысячи и одной ночи", а рядом с ними читались "Мои безделки" Карамзина и его же "Аониды". Длинный ряд книжных воспоминаний А. показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда А. поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии А. провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал А., особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, "охотник до русской словесности", "обожатель Карамзина", издатель рукописного журнала "Аркадские пастушки", в котором не решился, однако, принять участие А., пописывавший втайне. Через год с лишним - в университете - А. уже сам издавал журнал вместе с И. Панаевым. Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, до 15 1/2 лет, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры. Собственно "научных сведений" - как он сам жалуется - он вынес из университета немного: однако, что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности А., которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Среди казанских гимназистов, пламенно, но поверхностно преклонявшихся пред Карамзиным, один А. оказался, после некоторых колебаний, убежденным сторонником Шишкова. В университете затеяли спектакли. А. быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Репертуар был для своего времени довольно прогрессивный: не только "коцебятина", но и отрывки из "Разбойников" Шиллера. Начинающий артист нашел высокий образец в актере и драматурге Плавильщикове, казанские гастроли которого сопровождались восторгами весьма юного студенчества. Получив от университета аттестат "с прописанием таких наук, какие знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали", А. провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора. В Петербурге произошло первое сближение А. с литературными деятелями - как и можно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. Он сблизился с артистом Шушериным, бывал у адмирала Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но ни из чего не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его. О политической мысли и говорить нечего; она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, гр. Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную "Беседу русского слова"; литературный авторитет стариков был незыблем. В их высоком стиле перевел А. софоклова "Филоктета" - конечно, с французского перевода Лагарпа, - и "Школу мужей" Мольера, причем, по позднейшему признанию автора, эта "комедия отчасти переложена на русские нравы, по существовавшему тогда варварскому обычаю". В эти годы А. жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной А. пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. А. вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой статиры Буало (Москва, 1821). Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, А. переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. Здесь А. написал напечатанное в "Вестнике Европы" (1825 год, № 4, "Эпиграмма") совершенно незначительное четверостишье, направленное против какого-то "журнального Дон-Кихота" - быть может, Н. Полевого, - и идиллию "Рыбачье горе" ("Московский Вестник", 1829 год, № 1) - как бы стихотворное предварение будущих "Записок об уженьи рыбы", в ложноклассической манере, но с живыми колоритными подробностями. Были за это время напечатаны в "Вестнике Европы" (1825) также две критические статьи А.: "О переводе "Федры" (Лобанова) и "Мысли и замечания о театре и театральном искусстве". В августе 1826 года А. расстался с деревней - и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковной, но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности А. говорят различно; есть указания, достойные веры и не вполне благоприятные. Но в общем он был мягок; формализма не выносила его натура. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. "Новыми и преданными друзьями" его стали Юрий Венелин, профессора П.С. Щепкин, М.Г. Павлов, потом Н.И. Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С. Щепкин; бывали Мочалов и другие. В 1832 году А. пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях А. ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем. В 1839 году А., теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в "Драматических прибавлениях" к "Московскому Вестнику" и в "Галатее" (1828 - 1830) несколько небольших статей. Его перевод мольеровского "Скупого" шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в "Московском Вестнике" (без подписи) его рассказ "Рекомендация министра". Наконец, в 1834 году в альманахе "Денница" появился, также без подписи, его очерк "Буран". Это - первое произведение, говорящее о настоящем А. "Буран" - первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный А. поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи. Подрастали сыновья А., мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности А. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого А. встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрение, с которой не познакомили его ни догматы Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевили Писарева. Конечно, переродиться от этого не мог сорокалетний человек, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на А. близкая его сыну пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами. Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к Гоголю. А. был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях "высокого стиля", в направлении Державина, Озерова, Шишкова, но в более реальной, сентиментальной повести Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость А. не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел - быть может, не только у Гоголя, но и в "Капитанской дочке" и "Повестях Белкина", - он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. Не человек А. переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество А. развивалось плавно и плодотворно. Вслед за "Бураном" начата была "Семейная хроника". Уже в эти годы известная популярность окружала А. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы А. побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив "Семейную хронику", он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его "Записки об уженьи рыбы" (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя "уходил" в свои записки. А у него было от чего "уходить" в эти годы, если не от огорчений, то просто от массы событий, захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий А. не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело - и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженьи на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем "Уженье рыбы". Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе "Записок ружейного охотника" стали появляться в журналах новые отрывки из "Семейной хроники", а в 1856 году она вышла отдельной книгой... Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для А. тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье А. становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука". "Детские годы" (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем "Семейная хроника". Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал А., но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку "Семейной хроники". И критика отнеслась к "Детским годам" без былого восторга. Длинный ряд второстепенных литературных работ подвигался вперед параллельно с семейными воспоминаниями А. Частью, как, например, "Замечания и наблюдения охотника брать грибы", они примыкают к естественнонаучным наблюдениям его, в значительной же части продолжают его автобиографию. Его "Литературные и театральные воспоминания", вошедшие в "Разные сочинения" (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов А. о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена "История моего знакомства с Гоголем", показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний А. никоим образом не означает старческого падения его дарования. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой А. скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об А. справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля - и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда "Повести Белкина" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, А. честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний А., как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения. В первое полное собрание сочинений А. (Мартынова, под редакцией И.С. Аксакова и П.А. Ефремова, СПб., 1886, 6 тт.; последнее издание Карцова) не вошли: его рассказ "Рекомендация министра" и полная редакция "Истории знакомства с Гоголем" ("Русский Архив", 1890, VIII). В новое собрание сочинений (изд. "Просвещение", СПб., 1909, 6 тт.), под редакцией А.Г. Горнфельда, снабженное вступительными статьями и примечаниями, не включены ранние литературные опыты, переводы и рецензии. Из вышедших в 1909 году - с прекращением авторского права - очень неполных популярных собраний сочинений некоторые (Поповой, Сытина, Тихомирова и др.) сопровождаются биографическими статьями и комментариями. Отдельно сочинения А. издавались многократно. Особого упоминания заслуживают издания "Аленького цветочка", ввиду их многочисленности, и новейшее издание "Записок ружейного охотника" (М., 1910, под ред. проф. Мензбира) - ввиду научного и иллюстрационного материала, сопровождающего текст. - См. Д. Языков, "Литературная деятельность С. Т. А." ("Исторический Вестник", 1891, № 9); "Русские книги"; "Источники словаря русских писателей" С.А. Венгерова (т. I, 1900); брошюра В.И. Межова, "С. Т. А." (СПб., 1888). Важнейшие характеристики, материалы для биографии и общие оценки: "И.С. Аксаков в его письмах" (М., 1888, ч. I); статьи А.С. Хомякова и М.Н. Лонгинова в полном собрании сочинений 1886 год (т. I); Н. Юшков, "Материалы для истории русской литературы. Первый студент Казанского университета" (Казань, 1891); А. Григорьев, "Мои литературные и нравственные скитания" ("Эпоха", 1864, № 3); Н. Павлов, "А. как цензор" ("Русский Архив", 1898, кн. 5); В.И. Панаев в "Вестнике Европы" 1867 год, № 3 - 4; А. В-н, в "Вестнике Европы" 1890 год, № 9; В. Майков, в "Русском Обозрении" 1891 год, № 6; В.П. Острогорский, "С. Т. А." (СПб., 1891); С.А. Венгеров, "Критико-Биографический словарь", т. I; П.Н. Милюков, "Из истории русской интеллигенции" (СПб., 1903); Д.А. Корсаков, в "Русской Мысли", 1892 год, № 1; С.А. Архангельский в "Русском Обозрении" 1895 год, № VII - IX; К.А. Полевой, в "Историческом Вестнике", 1887 год, № 5; Шенрок, в "Журнале Министерства Народного Просвещения" 1904 год, № VIII - X; Ю. Самарин, "С. Т. А. и его литературные произведения" (в "Сочинениях", т. I, М., 1878); Алферов и др., "Десять чтений по литературе" (М., 1895); Смирнов, "Аксаковы" ("Биографическая библиотека Павленкова", СПб., 1895); Ю. Айхенвальд, "Силуэты русских писателей", выпуск I (М., 1908); А. Горнфельд, в "Русском Богатстве", 1909 год, № 4, и "Бодром Слове" 1909 год, № 9 - 10; Ветринский , в собрании сочинений изд. Поповой (1904); Сидоров, в "Собрании сочинений" изд. Сытина (1909). Из отзывов об отдельных сочинениях А. - о "Семейной хронике": П.В. Анненкова ("Воспоминания и критические очерки", т. II), Н. Г-ва (Гилярова-Платонова, "Русская Беседа" 1856 год, № 1), Дудышкина ("Отечественные Записки", 1856 год, № 4), Ф. Дмитриева ("Русский Вестник" 1856 год, № 3), П.А. Плетнева ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1856, № 3); о "Детских годах Багрова внука": С. Шевырева ("Русская Беседа" 1858 год, № 10), А. Станкевича ("Атеней" 1858 год, № 14), Добролюбова ("Сочинения", т. I, стр. 344 - 386); о "Записках ружейного охотника": И.С. Тургенева ("Современник" 1853 год, т. 37; перепечатано во всех полных собраниях сочинений Тургенева и А.). Некоторые письма А. напечатаны в полном собрании сочинений 1886 года, в переписке И. С. А., в "Русском Архиве" за разные годы. Портрет, писанный Крамским, - в Третьяковской галерее. А. Горнфельд.

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Аксаков Сергей Тимофеевич" в других словарях:

    Отец Ивана и Константина Сергеевичей, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В "Семейной Хронике" и "Детских годах Багрова внука" С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а… … Большая биографическая энциклопедия

Сергей Тимофеевич родился 20 сентября (1 октября н. с.) 1791 года в Уфе. Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново- Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы, в широком раздолье степных просторов Заволжья.

В возрасте 8-и лет, в 1801 г. Аксаков Сергей Тимофеевич был определен в Казанскую гимназию. С 1804 г. , когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского Университета, Аксаков становится в нём студентом.

Воспоминания детства и юности впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука » (1858), «Воспоминания» (1856).

Упоминание о селе Зубово:

Событиям детства Сережи "Багрова" - Аксакова, чудесному времени, проведенному в Уфе, посвящены три главы книги "Детские годы Багрова- внука". На всю жизнь самыми яркими впечатлениями детства Сергея Тимофеевича Аксакова остались речка Дема, бескрайние башкирские просторы. И он отдал сердце и любовь здешним небу и земле, ее хлебу, цветам, деревьям и птицам. Башкирия была для Аксакова домом, через окна которого он увидел Отчизну. Она была его судьбой и счастьем.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Здесь впервые и упоминается село Зубово: "Меня накануне перевезли в подгородную деревню Зубовку, верстах в десяти от Уфы. Видно, дорога и произведенный движением спокойный сон подкрепили меня; мне стало хорошо и весело. "

Основные периоды жизни:

По переезде в С. -Петербург в 1808 году Аксаков поступает на службу переводчиком в «Комиссию по составлению законов ». В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы.

С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург.

В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа.

В своих произведениях Сергей Тимофеевич дал яркое и эмоциональное описание Башкирии:

«Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера - Кандры и Каратабынь (Аслыкуль). Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отрогами Уральских гор, то светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим. Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля. Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса. И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой! Мирны и тихи патриархальные первобытные обитатели и хозяева твои, кочевые башкирские племена!»

Произведения С. Т. Аксакова: o Записки об уженье рыбы o Записки ружейного охотника Оренбургской губернии o Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах o Семейная хроника o Детские годы Багрова- внука o Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи.

o Буран. Очерк o Избранные стихотворения. Сборник из 28 стихотворений o Уральский казак o Воспоминания.

o История знакомства с Гоголем со включением всей переписки o Литературные и театральные воспоминания o Статьи и заметки o Статьи об охоте

Незабываемая поездка по Аксаковским местам:

Ежегодно праздник начинается со звона колоколов в память об авторе книг "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова- внука" в родовой церкви семьи Аксаковых в историко - культурном центре с символическим названием Надеждино", где по соседству находится дом- музей Аксаковых.

Именно это село в предверье 19 Международных Аксаковских дней посетили мы с экскурсией. У ворот в храм нас встретила экскурсовод Мария Александровна.

С этого места началось наше путешествие в историю села Надеждино, которая неразрывно связана с именем замечательного русского писателя 19 века Сергея Тимофеевича Аксакова.

Мы зашли в церковь и Мария Александровна начала свой рассказ: "Эта церковь была построена еще в 1799 году во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского, и с тех пор в народе зовется Дмитриевской. Построили ее на деньги помещика Куроедова. В 30- х годах 20 века ее закрыли и отдали под зернохранилище. Затем в 70- х годах оказавшись бесхозной ее просто разрушили. Но через долгие годы она была воссоздана. Ну, а теперь пройдем в Дом- музей".

Мы подходим к дому. Какая красота вокруг! Неподалеку от дома расположились две небольшие постройки, открывшиеся недавно, которые мы тоже посетили. Это медовый домик и Дом ремесел имени Аксакова. Над входом в медовый домик мы увидели надпись «Медовый дом- гостям земной поклон!» Из рассказа нашего экскурсовода мы узнали, что его построили всего год назад, но он уже пользуется популярностью.

Внутри домика все вещи были так гармонично подобраны, что создавалось впечатление, что в этом доме живет небольшая крестьянская семья, которая вскоре вернется в свое скромное жилище.

Но вот наконец мы и дошли до Дома- музея Сергея Тимофеевича Аксакова. Пройдя в первый зал, все умолкли. Воцарилась тишина. Мы продолжали слушать рассказ Марии Александровны.

" Село и имение, в то время называвшееся еще Кураедовкой, досталось в наследство отцу писателя Тимофею Степановичу Аксакову. С селом будущий писатель Сергей Тимофеевич познакомился в раннем детстве. Он не раз останавливался здесь с родителями, будучи проездом из Уфы в Ново- Аксаково.

И тут впервые маленький Сережа увидел полевые работы крестьян, погрузился в мир сельской природы любовался многочисленными надеждинскими родниками. Потом Сергей Тимофеевич со всей страстностью, присущей его натуре, взялся исполнять обязанности помещика, Однажды он написал об этом такие строки:" Благодаря живости моего воображения мечтательному легкомыслию, я раскрашивал радушными цветами будущую мою сельскую деятельность".

В этом зале документы, детали интерьера, стиль оформления помещения говорили об образе жизни писателя и его семьи. Следующий зал воссоздавал атмосферу семейного уюта и спокойствия, Это было место, где семья собиралась в полном составе, потом читал, кто-то занимался рукоделием. Большое количество семейных фотографий разных покаяний, всевозможные рамочки под фото, мелкие детали комнаты: живые цветы, легкая ширма, настольная лампа, шкатулки, книги, альбомы создают образ таинственности.

Третий зал музея занимает особое положение. Он находится как бы в центре всего хода экскурсии, в него выходят двери трех других залов. В этом зале нет укромных уголков, все располагается в витринах и на стенах. Это книги Сергея Тимофеевича, его сыновей, их портреты, портреты членов семьи и друзей. Надеждино действительно для всей семьи Аксаковых было родовым гнездом, где дети Аксакова получили свои первые жизненные впечатления и вышли в жизнь.

Много нового узнали мы о Сергее Тимофеевиче, его семье и о земле, которая вплелась в судьбу рода Аксаковых прочной нитью!

География Аксаковских праздников:

Аксаковские праздники традиционно проводятся в Республике Башкортостан на самом высоком уровне. Ежегодно праздник отмечают с 24 по 27 сентября.

Программа Аксаковского праздника, который проходит в течение трех дней, настолько разнообразна и обширна, что в ней трудно выделить что-то самое интересное.

Начавшись в г. Уфе, праздник продолжает свое шествие по Башкортостану, побывав в г. Белебее, в Аксаковском историко-культурном центре «Надеждино» Белебеевского района и заканчивается в селе Зубово Уфимского района.

Аксаковский фонд:

Аксаковский фонд, работающий под началом Международного фонда славянской письменности и культуры, возглавляет писатель и подвижник славянского просвещения. секретарь Союза писателей России Михаил Чванов. Его усилиями было организовано восстановление родовой усадьбы Аксаковых в Уфе, Храма Дмитрия Солунского и Дома-музея Аксаковых в селе Надеждино, проведение праздников в г. Белебее и селе Зубово, торжественные вечера и концерты, создана Уфимская Аксаковская гимназия.

Встречи на Белебеевской земле: «В Аксаково звонят колокола!»

"Приветствую тебя, страна благословенна,

Страна обилия и всех земных богатств!. "

Так Сергей Тимофеевич Аксаков писал о Башкирии в стихотворении "Вот родина моя!" Поэтому можно понять чувства участников международного Аксаковского праздника, которые приехали издалека, чтобы соприкоснуться с малой родиной великого писателя, ощутить тот трепет, с которым он ступал на Белебеевскую землю, где столько мест, связанных с его жизнью и творчеством.

Насыщенная программа этого дня начинается с посещения санатория имени Сергея Аксакова и возложения цветов к памятнику писателю. Здесь же гости участвуют в фольклорном празднике "Земля благословенная". Они вдруг оказываются в селении, где каждый дом и двор представляет в лице своего хозяина разные национальности: русских, башкир, татар, чувашей, мордву, украинцев - и оформлен с соответствующим этой национальности колоритом. В каждом доме гостей угощают блюдами национальной кухни под звуки народных песен. А далее историко-культурный центр "Село Надеждино" с его усадьбой семьи Аксаковых, с храмом, где крестились новорожденные младенцы этой семьи, где потом они и венчались. Радушно встречают делегацию жители города Белебея. На площади перед Дворцом культуры разворачивается ярмарка торговых предприятий, у каждого из ее павильонов гостей ждет горячий прием. Здесь же, на площади, проходит концерт

В тот же день группа участников Аксаковского праздника посещает деревню Старые Киешки Кармаскалинского района. Ведь эта деревня благодаря Сергею Тимофеевичу тоже вошла в русскую литературу.

Именно здесь, в ее живописных окрестностях, у озера, что близ деревни, протекали детские годы "Багрова-внука". И заканчивается праздник народными гуляниями в селе Зубово Уфимского района.

По традиции в нашем селе Зубово завершаются Аксаковские дни. Готовимся к ним тщательно и долго. И не зря! В этот день Зубово принимает гостей со всей России!

Особенно приятно отметить, что в разное время на Аксаковских днях у нас побывали Василий Белов, Михаил Алексеев, Валентин Распутин, Вячеслав Клыков, Валерий Ганичев и другие известные деятели культуры.

В Аксаковских днях принимали участие почти все известные сегодня родственники Сергея Тимофеевича Аксакова, живущие во многих странах мира и городах России.

Гостей встречают с большим почетом и уважением. Гости не только оценивают всевозможные угощения, но и ловят рыбу! «Ловись рыбка - большая и маленькая!»

В конце праздника гости по традиции возлагают цветы к стеле писателя.

Вот так на одном дыхании проходит этот светлый праздник, посвященный памяти Сергея Тимофеевича Аксакова!!!