Бердяев. жизнь, учение, биография философа

Плоды Петровских реформ в гуманитарных науках стали особенно заметными во второй половине XIX столетия. Серебряный век породил множество талантливых поэтов, художников и философов. Европейская модель развития нашла отклик в умах и сердцах гениальных сынов России, среди которых был и экзистенциалист Николай Бердяев. Он – отнюдь не плагиатор или подражатель. Его творческое наследие вполне самобытно, хотя и эклектично. Философ оказался свидетелем крушения империй, идеалов свободы и традиционных ценностей. На его век приходится становление нацизма в Германии. В то время, как другие эмигранты рукоплещут новому идолу, готовому сокрушить Советский Союз, Бердяев изучает тоталитарные системы под микроскопом своей души.

Жизнь в дореволюционной России

Николай Александрович Бердяев родился 6 марта (по старому стилю) 1874 года в имении своего отца, кавалергарда Александра Михайловича Бердяева. Малороссийское дворянство не могло похвастаться родовитостью, но из их рядов выходили активные, не закосневшие в фамильной гордыне, люди. Мать Николая Александровича имела в жилах французскую кровь. Будущему философу была предначертана военная карьера, вслед за отцом, однако при подготовке к экзаменам на аттестат зрелости Николай твердо решил не брать в руки оружия. Он ищет себя на естественном факультете Киевского университета, а через год перекочевывает на юридический. Если в молодости не переболел революцией, то у тебя нет сердца, сказал один мудрец. Бердяев участвовал в студенческих беспорядках, за что был отчислен и сослан в Вологду.

Его первая работа была опубликована в 1899 году в марксистском журнале. Это была статья под названием «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». Очень скоро этот представитель «непоротого дворянства» начинает понимать, что марксизм загоняет людей в новое стойло. Кроме того, рабством, более утонченным, нежели массовые социальные эксперименты, является философия позитивизма, ведь она не дает человеку никаких шансов вырваться за пределы своих пяти чувств. Это не значит, что наука с ее эмпиризмом пагубна для человека, но она ничего не дает душе. Вряд ли какой-либо физический закон способен объяснить смысл человеческой жизни.

Бердяев с его свежими идеями и бойким пером оказался востребованным в кругах мыслящей публики. Он пишет статьи для сборников «Проблемы идеализма», «Из глубины» и «Вехи». Вокруг этих изданий собрался кружок единомышленников, исповедующих мистический идеализм. В 1903-1904 годах судьба занесла его в Швейцарию, где философ участвует в работе Союза освобождения. Свободе личности Бердяев отдал весь свой талант и силы, однако эти освободители России от тирании самодержавия не вдохновляют его. Он пытается объяснить будущим кадетам, меньшевикам и большевикам свое отношение к свободе, но все тщетно. Революционный пафос опьянил деятелей Союза, не подозревавших о жутких последствиях социальных преобразований.

Будучи человеком религиозным, Бердяев, тем не менее, едко критикует официальную церковь. Анафемой ему был приговор о высылке в Сибирь в 1913 году. Война, а за ней и революция смягчили гнев властей. Бердяев отделался тремя годами в Вологодской губернии. Его заражает энтузиазм интеллигенции, вызванный падением самодержавия. Николай Александрович много пишет и спорит в литературно-философских кружках. Погруженный в свое творчество, философ не хочет верить, что русский титаник неминуемо утонет. В 1917 году он основал «Вольную академию духовной культуры», которую возглавлял до своей высылки в 1922 году. За эти годы философ написал множество статей и несколько книг, которые до сих пор читаются с большим интересом.

Бердяев и Дзержинский

Советская власть до поры до времени терпит чудаковатого интеллигента с мировым именем, который никак не желает смириться с тем, что наступили новые времена. Его привлекают по делу о Тактическом центре в 1920 году, но отпускают. Пока большевики ловят бандитов и белогвардейцев, на духовную проповедь «буржуазного подпевалы» они смотрят сквозь пальцы. Бердяев – наглядный пример свободы слова, которая, якобы, сохраняется в Советской России. Но в 1922 году новая власть достаточно укрепилась, чтобы расправиться с враждебной, хотя и безоружной интеллигенцией.

Бердяеву повезло не только выпорхнуть из клетки советского рая, но перед этим всласть побеседовать лично с железным Феликсом. Председатель ВЧК был человек образованный, и кое-что знал о популярном философе. Возможно, это и спасло жизнь человеку, который всегда говорил то, что думал. Дзержинский внимательно выслушал Бердяева, который препарировал перед ним не только настоящее, но и будущее грядущего рабства России. В его лице Дзержинский нашел последовательного и глубокого критика марксизма. Беседу с Бердяевым Феликс Эдмундович подробно записал в отдельном блокноте, отмечая некоторые фразы восклицательными и вопросительными знаками. Не каждый враг социализма удостаивался подобной чести.


Революция не является творческим началом, — таков был приговор философа. Значит, она бессмысленна и бесцельна. Видеть свой идеал в куске хлеба, завидуя богачам? Таков пафос и религия большевиков? Принудительное равенство во имя достижения материального благополучия? В мире казармы не растут нежные цветы истинного творчества. А что может быть выше творчества? Конечно, новый порядок способен окружить себя псевдо-интеллигенцией, работающей на заказ, слащаво воспевающей большевицкий рай. Но чем будет отличаться советский рифмоплет от придворного прихлебателя какого-нибудь султана или римского императора?

Дзержинский внимательно слушал Бердяева, время от времени вставляя замечания философского плана. Председатель ВЧК не был сентиментальным человеком. Его интерес к Бердяеву был вызван, прежде всего, желанием получше изучить аргументы врага. Кроме того, железный Феликс пытался выведать у Бердяева конкретные имена, но тот отказался называть кого-либо. Для философа это была битва мировоззрений, схватка добра со злом, которая окончилась для него благополучно. Бердяев был не только отпущен, но и отвезен на мотоцикле домой, поскольку Москва кишела бандитами. Кстати, заместитель Дзержинского Вячеслав Рудольфович Менжинский был человеком более деликатным и более образованным, нежели шеф, но именно «Вяча – божья коровка» готов был сожрать Бердяева с потрохами.

Философ покинул родину на том самом философском пароходе, который увозил из России цвет ее интеллигенции. Увозил ее совесть, которую новые хозяева тогда еще были не готовы расстреливать. Но вскоре они преодолеют этот комплекс и начнут пожирать мыслящую публику без всякого стыда.

Жизнь на чужбине

Николаю Александровичу повезло больше, чем другим русским эмигрантам. Его знали, печатали и принимали в салонах. Бердяеву не пришлось работать таксистом или швейцаром. Он продолжал заниматься любимым делом, общался с коллегами и открывал для себя имена новых мыслителей. До 1924 года Бердяев живет в Берлине, где знакомится с творчеством немецкого религиозного мистика Якова Бёме. Среди его знакомых – лучшие представители философской мысли Веймарской Германии: Освальд Шпенглер, Герман Александр фон Кайзерлинг и Макс Шелер.

С 1924 года и до самой смерти в 1948 году Бердяев живет во Франции, сначала в Париже, а потом в пригороде Кламаре. Он принимает активное участие в жизни эмиграции, но не интересуется политикой. Возможно, это и спасло ему жизнь. Ни ГПУ, ни Гестапо не считали опасным христианского мыслителя, устраивающего философские посиделки в своем имении, полученном в наследство от французской родни.

Вдали от родины он не утратил способности творить. Труды, им написанные, сделали его Нобелевским лауреатом. У него не было недостатка в ни поклонниках, ни в друзьях-философах. Материально он был неплохо обеспечен. Тем удивительнее звучит его «плач», который философ излил на членов Нобелевского комитета при получении награды. «Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено». Никто ни разу не прикоснулся и пальцем к этому «страдальцу» ни в России, ни во Франции.

Возвращение на родину

За два года до смерти Бердяев получил советское гражданство. Непонятно, зачем ему это было нужно, ведь в Россию он так и не вернулся. Он верил в Высшую Силу, которая хранила его на протяжении всей жизни. За две недели до смерти философ закончил свой капитальный труд «Царство Духа и Царство Кесаря», лелея замысел новой книги. С точки зрения творческого человека, он прожил удачную жизнь. Судьба посылала ему нужных людей и своевременные события, дававшие пищу для размышлений. Он всегда был в правильном месте, не испытывая унижения нищеты и ужаса перед сильными мира сего. Он всегда говорил то, что считал нужным, имел внимательных слушателей и ни разу по-настоящему не пострадал за свою прямоту.

Философия приносила ему удовольствие, друзей, пропитание и смысл жизни. До последнего вздоха он сохранял светлый ум, и ушел из этого мира, набирая высоту для нового взлета. Высшая Сила, хранившая его, милосердно выхватила его из цепких лап объективации, не позволив впасть в старческий маразм. Он не забыт и по сей день, оставаясь самым читаемым и наиболее актуальным философическим писателем России. Могила его в Кламаре скромна, но истинным памятником являются многочисленные издания его трудов на родине – не ради красивой обложки, но для вдумчивого чтения, увлекающего нас в Царство Свободы и Духа. Царство Бердяевской Свободы.

Биография

Семья

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева, по матери была француженкой.

Образование

Бердяев сперва воспитывался дома, потом поступил во 2-й класс киевского кадетского корпуса. В 6-м классе оставил корпус «и начал готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии» . В 1894 г. Бердяев поступил в Киевский университет - сначала на естественный факультет, но через год перешел на юридический.

Жизнь в России

Бердяев, как и многие другие русские философы рубежа XIX-XX веков, прошел путь от марксизма к идеализму. В 1898 г. за свои социал-демократические взгляды он был арестован (вместе с 150 другими социал-демократами) и исключён из университета (до этого он однажды уже подвергался аресту на несколько дней как участник студенческой демонстрации). Месяц Бердяев провел в тюрьме, после чего был освобождён; его дело тянулось два года и кончилось высылкой в Вологодскую губернию на три года, два из которых он провёл в Вологде, а один - в Житомире.

В 1898 г. Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым , П. Б. Струве , С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, которое впервые заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (), затем сборником «Вехи », в котором резко отрицательно характеризовалась русская революция 1905 года.

За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две - «Смысл творчества» и «Смысл истории»; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919–1922).

Жизнь в эмиграции

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. «Первый раз я был арестован в 20 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечен не был». Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу».

После отъезда (на так называемом «философском пароходе») Бердяев жил сначала в Берлине, где участвовал в создании и работе «Русского научного института». В Берлине Бердяев познакомился с несколькими немецкими философами - с Максом Шелером , Кайзерлингом, Шпенглером . В 1924 г. он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала «Путь», активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель , К. Барт и др.

«В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные» .

Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Посмертно были опубликованы книги «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1951) и др.

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.

Основные положения философии

Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта , отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. - Самопознание , гл. 11.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма .

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую , буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм , гностицизм , мистицизм , масонство , космизм , антропософию , теософию , Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Книги

  • «Философия свободы» (1911) ISBN 5-17-021919-9
  • «Смысл творчества (Опыт оправдания человека)» (1916) ISBN 5-17-038156-5
  • «Судьба России (Опыты по психологии войны и национальности)» (1918) ISBN 5-17-022084-7
  • «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1923) ISBN 5-17-038078-X
  • «Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли» (1926) ISBN 5-17-039060-2
  • «Философия свободного духа» (1928) ISBN 5-17-038077-1
  • «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» (1934)
  • «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)» (1934)
  • «Дух и реальность» (1937) ISBN 5-17-019075-1 ISBN 966-03-1447-7
  • «Истоки и смысл русского коммунизма» http://www.philosophy.ru/library/berd/comm.html (1938 на нем. яз.; 1955 на рус. яз.)
  • «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939)
  • «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947)
  • «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения» (1996 на рус. яз.)
  • «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952) ISBN 5-17-017990-1 ISBN 966-03-1710-7

Литература

  • Л. И. Шестов , «Николай Бердяев (гнозис и экзистенциальная философия)»
  • В. В. Розанов , «На чтениях г. Бердяева»
  • Свящ. А. Мень , «Николай Александрович Бердяев»
  • Свящ. Г. Кочетков , «Гений Бердяева и Церковь»
  • Шенталинский В. «Философский пароход»
  • Вениамин (Новик) Иг. «Мужество человека, публициста, философа» (К 50-летию земной кончины Николая Бердяева)
  • Титаренко С. А. «Специфика религиозной философии Н. А. Бердяева»
  • «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…» (Н. А. Бердяев и оккультизм)
  • Юрий Семёнов . О русской религиозной философии конца XIX - начала XX века
  • Е.А. Королькова Смысл аскезы в философии Н.А. Бердяева
  • Л. Аксельрод г. Бердяев и моя бабушка

Примечания

Ссылки

  • Сочинения Бердяева в библиотеке Я. Кротова
  • Сочинения Бердяева в библиотеке «Вехи»
  • Бердяев, Николай Александрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Н. А. Бердяев «Основы религиозной философии», издано впервые в 2007 году в Библиотеке ImWerden
  • Бердяев, Николай Александрович - Биография. Мировоззрение. Афоризмы
  • Н. А. Бердяев на сайте hpsy.ru . Экзистенциальная и гуманистическая психология
  • Черный Ю. Ю. Философия пола и любви Н. А. Бердяева. Монография (2004)


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ
(1874-1948)

Российский религиозный философ. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставлял необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени.

Основные сочинения "Смысл творчества" (1916), "Миросозерцание Достоевского" (1923), "Философия свободного духа" (т 1-2, 1927-1928), "Русская идея" (1948), "Самопознание" (1949).

Николай Александрович Бердяев - один из наиболее блистательных представителей второго поколения философского ренессанса. На Западе он оказался наиболее известным из русских мыслителей. Его называли "русским Гегелем XX века", "одним из величайших философов и пророков нашего времени", "одним из универсальных людей нашей эпохи", "великим мыслителем, чей труд явился связующим звеном между Востоком и Западом, между христианами разных исповеданий, между нациями, между прошлым и будущим, между философией и теологией и между видимым и невидимым".

Николай Александрович Бердяев родился 6 (18) марта 1874 года в Киеве. Отец его происходил из рода малороссийских помещиков. По этой линии почти все предки были военные, и сам отец был кавалергардским офицером, а впоследствии - председателем правления Земельного банка Юго-Западного края. Мать - урожденная княжна Кудашева - была в родстве с магнатами Браницкими, в имении которых в детстве гостил Бердяев. Прабабушка по материнской линии была француженка, графиня де Шуазель. Бердяев далеко отошел от родовых традиций, но многие черты его личности, пожалуй, легче всего объяснять, вспоминая о рыцарской крови и дворянской чести. Отец хотел также видеть сына военным и отдал его в кадетский корпус. Но сын пробыл там недолго. Увлекся философией. В четырнадцать лет он читал Шопенгауэра, Канта и Гегеля. В альбом кузины, в которую был влюблен, Бердяев писал не стихи, как было принято в его кругу, а цитаты из "Философии духа".

В течение шести лет Бердяев получал образование в Киевском кадетском корпусе, но неприязнь к этой стезе взяла свое, и в конце концов он в 1894 году поступил на естественный факультет Киевского университета, а в 1895-м перешел на юридический. Довольно быстро он включился в молодежное революционное движение.

Бердяев стал марксистом. "Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас", - писал он в "Самопознании". Плеханов был его наставником, Луначарский - товарищем по борьбе. "Разрыв с окружающей средой, выход из мира аристократического в мир революционный - основной факт моей биографии".

В 1898 году за участие в акциях студенческой социал-демократии его арестовывают, исключают из университета и ссылают в Вологду. За годы ссылки будущий философ формируется как полемист и публицист.

Вернувшись в Киев из Вологодской ссылки (1898-1901), Бердяев сближается с Сергеем Булгаковым, который тогда принадлежал к так называемым легальным марксистам. Вместе они переживают новый духовный кризис - возвращение в лоно церкви. В 1901 году выходит первая книга Бердяева "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском".

В 1904 году Бердяев женится на Лидии Юдифовне Трушевой, которая, как и он, участвовала в революционном движении, а затем прониклась идеями православия. Лидия и ее сестра Евгения были самоотверженными ангелами-хранителями Бердяева до последних лет его жизни.

В том же году он переезжает в Петербург, где вступает в кружок Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского, поставивший перед собой задачу сближения интеллигенции и церкви. Знаменитые религиозно-философские собрания, с диспутами богословов и философов, просуществовали недолго и были запрещены, но они сыграли большую роль в деле кристаллизации нового духовного направления, которое осуществило переход "от марксизма к идеализму". Активнейшими участниками этого процесса были Бердяев и Булгаков. Их работа в журналах "Новый путь" и "Вопросы жизни" заложила основы так называемого нового религиозного сознания, для которого были характерны синтез высокой гуманитарной культуры и постановка религиозно-экзистенциальных проблем, от которых открещивалась позитивистская и социалистическая интеллигенция предыдущего поколения. В журнале сотрудничали Д. Мережковский, В. Розанов, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб, А Блок, В Брюсов, А. Белый, Л. Шестов, С. Франк, П. Новгородцев, А. Ремизов - цвет литературы и философии "серебряного века".

В 1908 году Бердяев переезжает в Москву и, разумеется, оказывается в центре идейной жизни. Он активно сотрудничает с философами, объединившимися вокруг издательства "Путь" (основанного Е. Трубецким и М. Морозовой) и Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Поездки во Францию и Италию расширяют его кругозор.

В 1911 году выходит знаменитая "Философия свободы" - первый опыт построения оригинальной бердяевской философии. Перед самой мировой войной Бердяев завершает вторую свою большую книгу "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916). К тому времени Бердяев уже был автором большого числа публицистических работ, собранных в ряд отдельных изданий "Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные. 1900-1906" (1907), "Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. 1907-1909 гг." (1910) и др., а также публиковался в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909). Все это сделало его одним из самых авторитетных мыслителей серебряного века.

"Смысл творчества. Опыт оправдания человека" - работа, которая принесла Бердяеву известность философа. "Книга эта была написана единым, целостным порывом, почти в состоянии экстаза. Книгу эту я считаю не самым совершенным, но самым вдохновенным своим произведением, в ней впервые нашла себе выражение моя оригинальная философская мысль. В нее вложена моя основная тема". Эта тема - эсхатология, "конец света". Смысл любого творческого акта - не в накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении "конца", или, точнее, преображения мира. "Творческий акт в своей первоначальной чистоте направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю". О новом небе и новой земле речь идет в Апокалипсисе. Вслед за Н. Федоровым, к которому он относился с большим пиететом, Бердяев толкует "Откровение святого Иоанна" как предостережение человечеству: "конец мира" должен обернуться не гибелью его, а восхождением на новую ступень, которую человечество призвано достичь своими усилиями, но по воле Господа.

В годы первой мировой войны Бердяев выступил с серией статей о русском национальном характере, которые затем собрал в книге "Судьба России" (1918). Он говорил об "антиномичности" России: это самая анархичная, самая безгосударственная страна и одновременно самая бюрократическая, обожествляющая государство и его носителей; русские - самый "всемирно-отзывчивый", нешовинистический народ, и одновременно у русских дикие проявления национальной ограниченности. Наконец, - свобода духа; русские вольнолюбивы и чужды мещанской ограниченности, и вместе с тем Россия - "страна неслыханного сервилизма". Из этого круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее духовной глубине мужественного, личного, оформляющего начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного светоносного начала. Не надо призывать "варягов", искать себе на стороне вождей, ждать из-за кордона руководящей помощи, только пробуждение национального самосознания спасет Россию.

И еще одна беда России - устремленность к крайнему, предельному. "А путь культуры - средний путь. И для судьбы России самый жизненный вопрос - сумеет ли она себя дисциплинировать для культуры, сохранив все свое своеобразие, всю независимость своего духа". Бердяев мыслит национальными категориями: национальное единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех других преходящих исторических образований. Национальность мистична, таинственна, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. А индивидуальность, личность для Бердяева главное. Поэтому он отвергает космополитизм.

"Космополитизм и философски, и жизненно не состоятелен, он есть лишь абстракция или утопия, применение отвлеченных категорий к области, где все конкретно. Космополитизм не оправдывает своего наименования, в нем нет ничего космического, ибо и космос, Мир есть конкретная индивидуальность, одна из иерархических ступеней. Образ космоса также отсутствует в космополитическом сознании, как и образ нации… К космической, вселенской жизни человек приобщается через жизнь всех индивидуальных иерархических ступеней, через жизнь национальную… Кто не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, тому не мил и конкретный образ человечества".

Вполне естественно, что Бердяев не мог остаться в стороне от великих и трагических событий 1917 года. Февральская революция инициировала новый всплеск его публицистической деятельности: статьи Бердяева в газете "Русская свобода" - интереснейший документ эволюции интеллигентского сознания в этот период от эйфории к острому разочарованию. Однажды, когда на усмирение народа были брошены войска, философ обратился к солдатам с призывом не стрелять, его послушались.

Бердяев много выступает перед самой пестрой аудиторией, пользуется колоссальным успехом, он - один из организаторов возникшей в 1918 году Вольной Академии Духовной Культуры, а в 1920 году даже становится профессором Московского университета. На Октябрьский переворот он откликнулся статьей "Духи русской революции" в знаменитом сборнике "Из глубины" (1918) и книгой "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии", написанной в 1918 году, но вышедшей лишь через пять в Берлине.

Эта книга - первая в серии глубоких и мучительных размышлений о крахе освободительного движения в России, размышлений, которые не оставляли Бердяева до самой смерти, приобретая разную окраску. Бердяев не боролся с большевиками, но они боролись с ним. Он вел интенсивную духовную работу, ему мешали. Писал книгу "Смысл истории". Создал "Вольную академию духовной культуры" (зарегистрированную в Моссовете), которая первоначально заседала в квартире философа, а затем - где попало. В 1920 году он был избран профессором МГУ. В том же году был арестован. На Лубянке Бердяева допрашивал сам Дзержинский. Не дожидаясь вопросов, Бердяев прочитал целую лекцию о своих взглядах. Говорил он минут сорок пять. Дзержинский внимательно слушал. Затем приказал своему заместителю освободить Бердяева и доставить домой на автомобиле. В 1922 году его опять арестовали. На этот раз дело обернулось высылкой из страны. Осенью в составе большой группы ученых (не только философов) Бердяев выехал за границу.

В Берлине Бердяев много пишет, выступает, создает с единомышленниками Русский научный институт и становится деканом его отделения. Участвует в создании Религиозно-философской академии. Постепенно он отдаляется от белой эмиграции. Происходит фактический разрыв с ее главным философским авторитетом - П. Б. Струве. Бердяева, по его словам, отталкивала "каменная нераскаянность" эмиграции, ее неспособность извлечь уроки из прошлого. В свою очередь эмигрантская интеллигенция не могла простить Бердяеву попыток найти глубинный смысл в социалистических идеях, сблизить христианские и коммунистические идеалы, очистив последние от лжетолкований и извращений. Важнейшие публикации этого периода: "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы" (Берлин, 1923) и "Миросозерцание Ф. М. Достоевского" (Прага, 1923).

Неожиданно большой, всеевропейский резонанс вызвала брошюра, которой сам автор не придавал слишком большого значения: "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (Берлин, 1924). Она сделала Бердяева самым известным представителем нашей философской эмиграции на Западе (Любопытный эпизод в годы фашистской оккупации в Париже Бердяев ждал ареста после первого визита немцев, но все обошлось, по слухам, из-за того, что среди нацистских "бонз" нашелся старый почитатель этой статьи.). Среди знакомств этого времени особенно важной была встреча с Максом Шелером, крупнейшим представителем немецкого философского "авангарда". Берлинский период (1922-1924) закончился переездом в Париж. В Париже продолжалась деятельность в Религиозно-философской академии, которая была туда перенесена.

С 1926 года Бердяев был в течение 14 лет редактором журнала "Путь", объединившего философов-эмигрантов. Он был лояльным, склонным к диалогу редактором, и это позволило журналу выжить, несмотря на атмосферу жестких споров и размежеваний. Бердяев собрал вокруг себя "левые христианские элементы" и боролся с реакционерами, придавая особое значение сражению за умы молодежи.

Дом Бердяева в Кламаре (пригород Парижа) становится своеобразным клубом французской интеллигенции, где собираются блестящие умы: Мунье, Маритен, Марсель, Жид и др. Последователи отмечают большое влияние Бердяева на представителей левой католической молодежи, собравшихся вокруг философа-персоналиста Э. Мунье. Сам Бердяев говорил, что он принес на Запад эсхатологическое чувство судеб истории, сознание кризиса исторического христианства, конфликта личности и мировой гармонии, русскую экзистенциальность мышления и критику рационализма, религиозный анархизм и идеал религии Богочеловечества.

Нельзя сказать, что отношения Бердяева и французской культуры были безоблачными. Французов настораживала страстная категоричность его проповедей, Бердяеву же не нравилась у французов "закупоренность в своем типе культуры". Но в то же время мало кого из русских философов-эмигрантов можно хотя бы сравнить с Бердяевым по глубине воздействия на довоенную европейскую культуру.

Годы войны Бердяев провел в оккупированной Франции, ненавидел захватчиков, но активного участия в Сопротивлении не принимал. Остро переживал судьбу России, радовался ее победе над Гитлером. Одно время намеревался вернуться на родину, но разгул сталинизма отпугнул его. Тяжелое впечатление произвела на него история с Ахматовой и Зощенко.

В 1947 году Кембриджский университет, отвергнув кандидатуры К Барта и Л. Маритена, удостоил Бердяева степени почетного доктора. До него такой чести из русских удостоились только И. Тургенев и П. Чайковский. Через год Бердяева не стало. Незадолго до кончины он писал: "Я очень известен в Европе и Америке, даже в Азии и Австралии, переведен на много языков, обо мне много писали. Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, - это моя родина. Это один из показателей перерыва традиции русской культуры. После пережитой революции вернулись к русской литературе, и это факт огромной важности. Но к русской мысли еще не вернулись…". Из важнейших публикаций 1930-х - 1940-х годов надо отметить любимую книгу Бердяева "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (Париж, 1931) и "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (Париж, 1947). Последние многочисленные публикации у нас работ Бердяева, издания его коллег по эмиграции - свидетельство возвращения страны к прерванной философской традиции.

Бердяев - один из последних самостоятельных мыслителей. Написал он много (453 работы, не считая переводов на другие языки). Вступительный раздел в одной из поздних своих работ он назвал - "О противоречиях в моей мысли". Есть философы - создатели систем, которым они сохраняют верность как своим избранницам. "Я никогда не был философом академического типа… Моя мысль всегда принадлежала к типу философии экзистенциальной… Экзистенциальность же противоречива. Личность есть неизменность в изменении… Философ совершает измену, если меняются основные темы его философствования, основные мотивы его мышления, основоположная установка ценностей".

В одной из последних своих работ Бердяев писал: "Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую, философию персоналистическую, философию эсхатологическую".

Духовность человека - свидетельство бытия Бога. Свое доказательство бытия Божия Бердяев именует антропологическим. Как и немецкие мистики, он не видит Бога вне человека. Бог - не абсолютный монарх, не первопричина мира; понятие детерминизма, как и другие понятия, к Богу не приложимы, Бог существует "инкогнито". Только наличие духа в человеке говорит о том, что Бог есть, ибо он смысл и истина жизни.

Бог - не творец мира, до Бога была некая "Бездонность", первичная свобода. Свобода, по Бердяеву, первична и… трагична. Свобода есть основное условие нравственной жизни, не только свобода добра, но и свобода зла. Без свободы зла нет нравственной жизни. Это делает нравственную жизнь трагической. Смысл зла - испытание свободы.

Учитывая различные концепции свободы, Бердяев говорит о трех ее видах. Помимо первичной, формальной свободы "по ту сторону добра и зла", есть два варианта содержательной свободы, один - творить зло ("дьявольская свобода"), другой - творить добро ("высшая", божественная свобода). Любовь есть содержание такой свободы. Когда Бердяева называли "пленником свободы", речь шла именно о втором ее варианте. Направление подвига - преодоление смерти. Философская идея естественного бессмертия, выводимая из субстанциальности души, бесплодна. Ибо она проходит мимо трагизма смерти. Бессмертие должно быть завоевано. Борьба со смертью во имя вечной жизни есть основная задача человека.

Основной принцип этики может быть сформулирован следующим образом: поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть. Так, перефразируя категорический императив Канта, формулирует Бердяев центральную идею русской философии - идею смысла жизни. Бердяев - противник революции. Всякая революция - беда, смута, неудача. Удачных революций не бывает. Ответственность за революцию несут и те, кто ее совершил, и те, кто ее допустил. Успех революции и ее подавление одинаковы по последствиям: упадок хозяйства и одичание нравов. В стихии революции нет места для личности, в ней господствуют начала безличные, это стихийное бедствие, как эпидемия и пожар.

Каким он видит будущее России? Возврата к старому нет и быть не может. Невозможен для России и "западный" вариант. "Не может хотеть русский человек, чтобы на место коммунизма пришел европейский буржуа". Между тем именно коммунисты толкают страну к буржуазному образу жизни. Страшно именно то, что в коммунистической революции Россия впервые делается буржуазной, мещанской страной. Ловкие, беззастенчивые и энергичные дельцы мира сего выдвинулись и заявили свои права быть господами. В России появился новый антропологический тип. Дети этих молодых людей будут вполне солидными буржуа. Эти люди свергнут коммунистическое господство, и дело может "обернуться русским фашизмом".

К социализму и демократии Бердяев относился резко отрицательно. Социализм - буржуазная идея. Для социалистов, как и для буржуа, характерен культ собственности. Социализм завершает дело, начатое демократией, дело окончательной рационализации человеческой жизни. Это принудительное, безличное братство, лжесоборность, сатанократия. Социализм - освобождение не труда, а освобождение от труда. Между тем надо увеличивать производство, а не заниматься перераспределением произведенного богатства, - эту мысль Бердяев отстаивал в своей статье, опубликованной в сборнике "Вехи".

Критикуя социализм, Бердяев не выступает сторонником капитализма. На страницах "Философии неравенства" появляется термин - "хозяйственный универсализм". Последний одинаково должен быть противоположен "и капитализму, и социализму". Хозяйство должно развиваться только как иерархическая система; одухотворенное отношение к земле, любовь к ней и орудиям труда возможны только при индивидуальной собственности. Необходимо стремиться к синтезу аристократического принципа личности и социалистического принципа справедливости, братского сотрудничества людей.

В 1939 году ("О рабстве и свободе человека") Бердяев вспомнил о своих ранних убеждениях: "Круг моей мысли в социальной философии замкнулся. Я вернулся к той правде социализма, которую исповедовал в юности, но на почве идей и верований, выношенных в течение всей моей жизни. Я называю это социализмом персоналистическим, который радикально отличается от преобладающей метафизики социализма, основанного на примате общества над личностью".

Бердяев смолоду увлекался Достоевским. Он публиковал статьи о своем "духовном отце", в годы революции в ВАДК вел семинар по Достоевскому, а в 1923 году в Праге выпустил итоговую работу "Миросозерцание Достоевского". Для Бердяева Достоевский - "не только великий художник, но великий философ". Он - гениальный диалектик, "величайший русский метафизик". Все в нем огненно и динамично, все в движении, в противоречиях и борьбе.

Значительное место в философском наследии Бердяева занимают проблемы отечественной культуры, изложенные в книге "Русская идея", а также в ряде монографий, посвященных выдающимся русским умам (Хомякову, Леонтьеву, Достоевскому). Плоть от плоти русской судьбы, он не мог не интересоваться своей духовной родословной. Историю русской идеи, поборником которой он себя видел, Бердяев начинает с древности.

В русской религиозности всегда был виден эсхатологический элемент, а это - родная стихия Бердяева. Русская антиномичность проявилась в противостоянии двух мыслителей - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. "Нил Сорский - предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции. Иосиф Волоцкий - роковая фигура не только в истории православия, но и в истории русского царства… Вместе с Иоанном Грозным его следует считать главным обоснователем русского самодержавия".

Раскол лишь выявил те тенденции, которые существовали задолго до этого. В основу раскола легло сомнение в том, что русское царство истинно православное. Раскольники почуяли измену в церкви и государстве, идея богооставленности царства была главным мотивом раскола. Уже в Алексее Михайловиче видели слугу антихриста. Что касается Петра Первого, то этот "большевик на троне" воспринимался в народе как антихрист собственной персоной.

Бердяев тонко подметил характерную черту русского Просвещения "В России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным. Это относится и к последующему периоду. Нравственными поисками отмечена деятельность масонов (Новиков), мистиков из окружения Александра I, вольнолюбивого русского офицерства, вынесшего из Европы идеи всеобщего братства и так неудачно попытавшегося его осуществить в декабре 1825 года. Великие русские писатели XIX века будут творить не от радостного творческого избытка, а от жажды спасения народа, человечества и всего мира".

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Век XIX - век философов революционеров. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

70 лет назад, 23 марта 1948 года, не стало одного из величайших русских философов и религиозных мыслителей, представителя золотого века русской философии Николая Александровича Бердяева .

Обращенный к метафизическому

Николай Александрович родился 18 марта (н. ст.) 1874 года и происходил из дворянского рода Бердяевых, известного традициями офицерской службы. Бабушка Бердяева по материнской линии принадлежала к старинному французскому графскому роду Шуазёль-Гуфье. Как было принято у русских дворян XIX века, Николай Александрович получил домашнее образование. Обучался в Киевском кадетском корпусе, проникся философией и поступил в университет. В 1897 году, во время волны студенческих беспорядков, Бердяева, как участника, арестовали и сослали в Вологду. Постепенно Бердяев стал играть одну из важнейших ролей в движении, выступавшем с критикой взглядов революционно настроенной интеллигенции. Вместе с тем он считал себя социалистом, близким по взглядам к социал-демократам, но те не принимали его устремленности к трансцендентному, обращенности к метафизическому идеализму.

Эмиграция

Царская власть Бердяева не жаловала. В 1914 году он едва избежал ссылки в Сибирь за свою статью, написанную в защиту афонских монахов годом ранее. Ситуацию «спасла» начавшаяся Первая мировая война, а затем революция. Отношения у Бердяева, всегда стремившегося к свободе, как он ее понимал, с советской властью тоже не заладились. Его дважды арестовывали, а в 1922 году выслали первым рейсом «Философского парохода». Наблюдать за страшной войной 1941-1945 годов против СССР Бердяеву пришлось из оккупированной гитлеровцами Франции. К 1948 году философа семь раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе. В 1946 году ему дали советское гражданство, однако умер Николай Александрович в эмиграции, за своим рабочим столом в доме во французском городе Кламар, где он жил с 1924 года.

Философия

В основе философии Бердяева лежат свобода и творчество. Это связано с тем, что он определял христианство как «религию свободы». Он очень тосковал по отсутствию в русской культуре рыцарского начала, из-за которого, как Бердяев считал, в России произошло ослабление мужского начала, и видел в этом причину многих русских бед. Бердяев называл это «вечно бабьим в русском характере», имея в виду пассивность, ожидание того, что придет некто сильный и все устроит. Как религиозный мыслитель Бердяев однажды отметил, что прийти к голодному человеку и начать проповедовать ему Духа Святого - это оскорбление для Духа Святого. Человека надо сначала накормить, иначе слова ничего не будут стоить, голодный их не услышит. Это и есть понимание рыцарского начала Бердяевым. Внутренний мир для Николая Александровича всегда был важнее, чем мир внешний - «мир объективации», как он его называл. Любовь и свобода, по Бердяеву, две важнейшие вещи в жизни, но они подчас вступают в страшный и неразрешимый конфликт.

Противник избранности и сторонник личностной свободы. Будучи человеком религиозным, считал, что и коммунизм, и фашизм предполагают отречение от моральной и религиозной совести. Его идеи, высказанные на заре 20 века, настолько актуальны, что цитаты из сочинений философа использовал в послании к российскому парламенту глава государства.

Детство и юность

Николай родился в марте 1874 года под Киевом, в родовом имении, пожалованном прадеду императором . Семья была аристократическая. Отец Александр Михайлович – потомок татарских князей Бахметьевых. Предки матери Александры Сергеевны, в девичестве Кудашевой - представители древних родов Мнишек, Потоцких и даже короля Франции Луи VI.

Николай Бердяев в детстве со своей мамой

Николай и старший брат Сергей получили начальное домашнее образование, владели несколькими иностранными языками. Подросший Коля учился во Владимирском и Киевском кадетских корпусах. Затем, согласно семейной традиции, должен был поступить в пажеский корпус, но предпочел заняться самообразованием. В 1894-м Бердяев получил аттестат зрелости Киево-Печерской гимназии.

В том же году Николай поступил в Университет , на физико-математический факультет, через год перевелся на юридический. Но получить диплом учебного заведения Бердяеву не довелось: за участие в студенческом марксистском кружке саморазвития и Киевском «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса» его исключили из университета. До этого молодого человека уже дважды арестовывали за участие в антиправительственных демонстрациях.


В 1900 году Николая выслали в Вологодскую губернию под полицейский надзор. Там молодой философ написал книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». Известный публицист и экономист Петр Струве перед своим отъездом в Германию подготовил к ней предисловие. Бердяев вступил в организованное Струве с соратниками политическое движение «Союз освобождения».

Биография Бердяева отражала время, в котором он жил: революционное движение, поиски новых идеалов, метание из крайности в крайность. Николай Александрович стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который назвал «русским ренессансом начала ХХ века».

Философия

Философские воззрения Николая Бердяева основывались на отрицании или, во всяком случае, критике телеологии и рационализма. Эти концепции, с его точки зрения, разрушительно влияют на свободу личности, а именно в освобождении личности заключается смысл существования.


Личность и индивидуум – понятия противоположные. Мыслитель полагал, что первая – это категория духовная, этическая, вторая – природная, часть общества. Личность по сути своей не поддается влиянию и не относится ни к природе, ни к церкви, ни к государству. Свобода для Бердяева – это данность, она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного. Если же она нарушает «божественную иерархию бытия», появляется зло.

В работе «Человек и машина» рассматривает технику как способ освобождения духа человека, но опасается, что может произойти подмена ценностей, и человек лишится духовности и доброты. И тогда возникает вопрос, а что же подарят будущему миру люди, лишенные этих качеств. Ведь духовность – это не только связь с Богом, это в первую очередь связь с миром и то, как человек отражает этот мир через самого себя.


Возникает парадокс. Технический прогресс двигает вперед культуру, искусство, меняет нравственные устои. Да и жизнь есть движение вперед. С другой стороны, чрезмерное поклонение техническим новшествам лишает человечество стимула в достижении культурного прогресса. И здесь снова поднимается тема свободы духа

В начале своих философских изысканий Николай Александрович восхищался идеями . Однако позднее, размышляя о развитии коммунистических идей в России, в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» прямо заметил, что одного марксизма в данном случае недостаточно.


В труде «Русская идея» философ попытался ответить на вопрос, что же это такое – таинственная русская душа. Бердяев использует яркие образы и аллегории, исторические параллели и афоризмы. В качестве примеров приводятся события широких временных рамок – от протопопа до , от крещения Руси до Октябрьской революции.

По Бердяеву, русский народ не склонен слепо следовать догмам закона, куда больше смысла и веса вкладывается в содержание, чем в форму. Идея «русскости» заключается в «свободе любви в глубоком и чистом смысле слова».

Личная жизнь

Жена Бердяева, Лидия Юдифовна Трушева, происходила из семьи знатного юриста, почетного гражданина Харькова. Девушка получила образование в пансионе в Швейцарии, а после того как вместе с сестрой Евгенией провела месяц в тюрьме по подозрению в политической деятельности, мать отправила их в Париж, в Русскую высшую школу общественных наук.


На момент знакомства с Бердяевым Лида состояла в браке с потомственным дворянином и сторонником социал-демократических идей Виктором Раппом. Этому веянию поддалась и Трушева. После очередного ареста Лидию с мужем выслали из Харькова в Киев, где в феврале 1904 года она познакомилась с Николаем.

Осенью того же года Бердяев предложил женщине уехать с ним в Петербург, и с тех пор пара больше не расставалась. Однако Лида и Николай не жили как муж и жена в традиционном смысле, а, по словам сестры Трушевой – Евгении, как «первые апостолы», словно брат с сестрой.

Гораздо больше смысла Бердяевы вкладывали в брак духовный. Об этом писала в дневниках и Лидия Юдифовна, подчеркивая, что ценность их союза заключалась в отсутствии «чего бы то ни было чувственного, телесного, к которому относимся и всегда относились с одинаковым презрением».


Сферой деятельности для себя Лида избрала благотворительность, помогала Николаю в работе, делала корректурную правку его трудов. Не чуждо было Бердяевой и творчество – писала стихи и заметки, но печататься не стремилась.

В 1922-м семья Бердяевых уехала из страны. Выслали Николая Александровича, а Лидия, конечно же, не могла оставить его одного. К тому же в 1917-м она сменила веру – перешла в католичество, в советской России начинались преследования католиков. Поначалу Бердяевы, а также мать и сестра Лиды жили в Берлине, потом перебрались во Францию, где друг семьи Флоранс Вест оставила в наследство дом. Там Николай написал автобиографию «Самопознание», которая вышла в свет после его смерти.

Смерть

Русский философ умер на чужбине, в пригороде Парижа - Кламаре, в марте 1948 года. За три года до этого от рака скончалась Лидия Юдифовна. По дому помогала ее сестра Евгения. Она и нашла Бердяева в кабинете за письменным столом. До последней минуты мыслитель работал – готовил рукопись книги «Царство духа и царство кесаря».


Дом Николай Александрович завещал Русской православной церкви за рубежом. Отпевание по православному обычаю провели несколько священников. Они лично знали Бердяева и захотели проводить его в последний путь. На могиле философа установлен всего лишь обычный крест.

Библиография

  • 1909 – «Вехи»
  • 1913 – «Гасители духа»
  • 1915 – «Душа России»
  • 1918 – «Из глубины»
  • 1924 – «Новое средневековье»
  • 1931 – «Христианство и классовая борьба»
  • 1931 – «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм»
  • 1934 – «Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)»
  • 1939 – «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»
  • 1940 – «Самопознание»