6 класс
Тема: Единство музыкального произведения
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Давайте разберёмся в этих названиях.
1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
2. Гармония.
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".
Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.
Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?
- это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
- призывная, несущаяся, фанфарная
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
песенная, протяжная, льется
Василий Андреевич Жуковский:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы
Заголовок 115ўсR15Стиль приложения ЗнакСтиль приложенияМаринаTC:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\Единство музыкального произведения.docМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asdМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asdМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asdМаринаQC:\DOCUME~1\85B6~1\LOCALS~1\Temp\Автокопия Единство музыкального произведения.asd
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода. Откуда же появилась музыка? Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка. Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах. Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная. Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую. Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение. Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются:мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы. Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. Гармония Ритм Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Лад Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор. Тембр Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание. Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки Концерты;Симфонии;Сонаты;Этюды;Инструментальные пьесы… Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»Д.Д. Шостакович. Домашнее задание. Учебник музыка 7 класс. Темы 1 – 2.
Приложенные файлы
Детская музыка, создаваемая композиторами, или народная, всегда должна быть яркой, образной, предельно приближенной к переживаниям и интересам ребенка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении. Войти в мир музыки -значит научиться понимать особенный «музыкальный язык» (мелодические интонации, гармонические сочетания, ладовую окраску), который в современных условиях приобретает новое своеобразное звучание. Вместе с тем форма произведений (понимаемая в широком смысле, как комплекс всех музыкальных средств) не должна быть громоздкой, сложной.
Ребенок воспринимает музыку, ее образы в единстве со средствами музыкальной выразительности. Так, если исполнить только фортепианное сопровождение (без пения) песни «Пограничники» В. Витлина, то дети способны почувствовать выразительность музыкального вступления, звучащего чуть таинственно, настороженно - паузы, низкий регистр усиливают это ощущение. Затем напряженно-сдержанный характер запева («Притаился у границы пограничников отряд») сменяется на уверенный динамичный характер при-
Стр. 26
пева («Наше море, нашу землю, наше небо сторожат»). В единстве формы и содержания создан запоминающийся музыкальный образ, достигнута высокая художественность произведения, что является основным требованием при отборе произведений для детей.
Соответствие репертуара видам музыкальной деятельности
Программе музыкального воспитания по слушанию музыки, пению, ритмике должен соответствовать и репертуар.
Для слушания подбирается вокальная и инструментальная музыка, чаще всего программная (имеющая конкретную программу, тематику, часто определенную в названии, например пьесы П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»). Предусматриваются произведения, разнообразные по тематике, жанру, характеру.
Из народно-песенного творчества отбираются колыбельные, игровые, хороводные, шуточные песни и танцы. Они просты, выразительны, разнообразны - ласковые и напевные, веселые и подвижные. Такие произведения (русские, украинские, белорусские, литовские, эстонские, армянские, грузинские, азербайджанские, татарские и др.) включаются в сборники и издаются для детей во всех республиках нашей страны.
К детской музыке можно отнести высокохудожественные произведения русских и западноевропейских классиков, слушание которых обогащает духовный мир ребенка. Назовем «Детский альбом» П. Чайковского, польки М. Глинки, С. Рахманинова, отдельные фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, некоторые произведения Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Много произведений для детей создано и создается советскими композиторами: С. Прокофьевым, Д. Кабалевским, ан. Александровым, А. Островским, Е. Тиличеевой, М. Раухвергером, М. Иорданским, Т. Попатенко, А. Филиппенко, 3. Левиной, В. Герчик, Н. Леви и др.
В своем творчестве композиторы часто встречаются с трудностями: создавая музыку для детей, они должны пользоваться весьма ограниченными средствами в песенной мелодии, гармонии, фактуре изложения и форме произведения.
Тематика всех произведений, предназначенных для слушания, посвящена явлениям, с которыми детей знакомят в процессе всей общевоспитательной работы, но жизненные впечатления, выраженные в музыкальных образах, по-новому окрашиваются, углубляются. Слушая, например, песню «Пограничники» В. Витлина на слова С. Маршака, дети не просто узнают о том, что солдаты охраняют границы нашей Родины. Они хорошо чувствуют напряжение и беспокойные интонации мелодии на слова «пограничники не дремлют у родного рубежа»:
Стр.27
[Не спеша]
И в то же время они чувствуют решимость, твердость, выраженные мелодией, пунктирным ритмом и паузами, когда поются слова «наше море, нашу землю, наше небо сторожат»:
Песни, которые ребята учат и поют, должны иметь свою особенность - яркую мелодию. Чтобы выразительно исполнить песню, нужно не только почувствовать ее характер, но и правильно спеть. Например, в песне «Барабан» Е. Тиличеевой на слова Н. Найденовой мелодия исполняется не спеша, четко, с умеренной звучностью. При этом важно точно исполнить более сложный отрезок песни:
[Четко]
Здесь надо правильно передать ритмический рисунок, точно проинтонировать восходящий интервал (соль - до), отметить усиление и акцент на верхнем звуке до второй октавы.
Следовательно, отбирая песни, надо ясно представить, над какими навыками необходимо особенно потрудиться. Работая в старшей группе детского сада над формированием легкого, подвижного звучания, можно выбрать из репертуара «Голубые санки» М. Иорданского, а для выработки напевного звучания - Русскую народную прибаутку «Бай, качи-качи» в обработке М. Магиденко.
Репертуар для различных музыкальных игр, упражнений, хороводов и плясок является средством обучения музыкально-ритми-
Стр. 28
ческим навыкам и навыкам выразительного движений. Каждый извидов выполняет спои функции. Например, сюжетные игры и хороводы позволяют детям передать характерные движения различных персонажей; упражнения дают возможность усвоить разнообразные элементы танца и т. д. Но в какую бы форму ни были облечены движения, они выполняют свою функцию - учат освоению программных навыков.
Похожая информация.
Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение - это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Давайте разберёмся в этих названиях.
1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
2. Гармония .
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".
Свиридов Георгий Васильевич. 1915 -1998.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.
Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?
Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы - символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
Призывная, несущаяся, фанфарная…
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
песенная, протяжная, льется…
6 класс
Тема: Единство музыкального произведения
Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.
Давайте разберёмся в этих названиях.
1. Мелодия
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.
2. Гармония.
Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
3. Ритм
Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
4. Лад
Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
5. Тембр
Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуково
·й окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.
Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".
Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.
Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.
Какой же образ нам нарисовала музыка?
- «Птица - тройка» лошадей.
Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?
- это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
- призывная, несущаяся, фанфарная
Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
песенная, протяжная, льется
Василий Андреевич Жуковский:
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокий
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы
Заголовок 115
Приложенные файлы