Цирк дю солей чей он. Кто создал «Цирк дю Солей»

Канадец Ги Лалиберте заработал состояние в $1,9 млрд, построив знаменитый на весь мир Cirque du Soleil. Спустя 31 год он продал 90% компании за $1,5 млрд, а сам решил сосредоточиться на своих детях и благотворительности

Канадец Ги Лалиберте (Фото: REUTERS 2015)

В апреле Cirque du Soleil — один из самых знаменитых в мире операторов театрализованных цирковых представлений — объявил о переходе под контроль новых владельцев: американской инвестиционной компании TPG (ей теперь принадлежит 60%), китайской Fosun International (20%) и канадского пенсионного фонда Caisse de dépôt et placement du Québec (10%). По сообщениям СМИ, сделка стоит около $1,5 млрд (официально сумма не раскрывается). У основателя «Цирка Солнца» (так переводится с французского Cirque du Soleil) — 55-летнего эксцентричного канадца-миллиардера Ги Лалиберте останется 10% компании.

Лалиберте основал Cirque du Soleil, когда ему было всего 25 лет. С тех пор он не только изменил представление о цирке во всем мире, но и стал одним из богатейших людей Канады (21-й в канадском списке Forbes, журнал оценивает его состояние в $1,9 млрд), слетал в космос туристом и создал фонд, который помогает бороться с проблемой нехватки питьевой воды во всем мире.

Искатель приключений

Ги Лалиберте было 18 лет, когда он отправился путешествовать по Европе, став бродячим артистом. Там он зарабатывал тем, что играл на аккордеоне традиционную канадскую музыку на улицах, и однажды из-за отсутствия денег был вынужден ночевать на скамейке в лондонском Гайд-парке. За год своих странствий по Европе он также научился жонглировать, глотать огонь и ходить на ходулях, после чего вернулся в Канаду.

«Это было просто приключение, — говорил он в одном из интервью про свой европейский опыт. — Я планировал продолжить учебу и вести обычную жизнь». Но найти «нормальную» работу ему не удалось, и он присоединился к цирковой труппе акробатов на ходулях Les Echassiers в Бэ-Сен-Поль (пригород Квебека), где познакомился с ее основателем Жилем Сент-Круа. В 1982 году они вместе начнут делать карнавал циркового искусства La Fête Foraine.

Цирк, замечала New York Times, является только третьей страстью Ги Лалиберте. Вторая — это путешествия, а вот на первом месте — бизнес: с самого начала Лалиберте сам занимался привлечением денег для развития компании. В 1984 году он «выбьет» у властей провинции Квебек финансирование в размере $1,3 млн на проведение праздничных мероприятий к 450-летию открытия Канады, писала The New York Times. Так родился Cirque du Soleil, при том что сама труппа на тот момент тренировалась в арендованном спортивном зале.

Первое шоу принесло совсем небольшую прибыль — $40 тыс., а после второго сезона компания и вовсе оказалась на грани банкротства. Но цирк Лалиберте нравился публике, и его постепенно стали воспринимать как национальное достояние, и власти еще раз поддержали компанию.

В 1987 году Cirque du Soleil пригласили на открытие фестиваля искусств в Лос-Анджелесе. «Я поставил на этот вечер все, что у нас было», — вспоминал предприниматель то первое американское выступление в интервью New York Times в 2011 году. На поездку в Лос-Анджелес «скидывалась» вся труппа. «Если бы мы тогда провалились, нам пришлось бы возвращаться домой пешком — у нас не было денег даже на бензин на обратную дорогу», — рассказывал он. Но уже на следующий день после открытия фестиваля город выстроился в очереди за билетами на Cirque du Soleil.

Азарт у Лалиберте, очевидно, в крови — в 2005 году он увлечется покером и два года спустя займет четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, выиграв приз в размере почти $700 тыс.

Изобретая цирк заново

Настоящий триумф к Cirque du Soleil пришел в Лас-Вегасе. Первым шоу в городе-казино стало Mystère в декабре 1993 года, оно также было первым «стационарным» шоу (которое не гастролирует по миру, а проходит в специально построенном для него театре). «В мире есть три столицы развлечений — Лас-Вегас, Нью-Йорк и Лондон», — говорил NYT Лалиберте, и, по его словам, по-настоящему завоевать ему пока удалось только Лас-Вегас. Сейчас на долю мировой столицы развлечений, где у Cirque du Soleil восемь «стационарных» представлений, приходится около половины выручки компании. Бизнесом там управляет специально созданная дочерняя фирма.

Одно из шоу Cirque du Solei l в Лас-Вегасе — Love — родилось в 2006 году и было навеяно дружбой с ДжорждемХаррисоном. Ради постановки этого шоу по одноименному альбому The Beatles бизнесмену удалось посадить за стол переговоров оставшихся в живых «битлов» — Пола Маккартни и РингоСтарра, а также Йоко Оно и ОливиюХаррисон, представлявших покойных Леннона и Харрисона. Специально для шоу песни с альбома Love «пересобрали» в единую органичную композицию, а в общей сложности в музыкальном оформлении были использованы сэмплы из более 120 песен The Beatles.​

Историю успеха Cirque du Soleil изучают в бизнес-школах на курсах по стратегии Blue Ocean («голубой океан» как метафора новой, свободной ниши на рынке в противовес рынку с уже созданной конкурентной средой — «красный океан»). Как писал российский Forbes, ее «знает наизусть каждый студент «Сколково». Лалиберте не только сумел вновь привлечь интерес к акробатическим театрализованным представлениям, но по сути «изобрел цирк заново», отказавшись от номеров с животными и традиционных конферансье. Изначально в Cirque du Soleil уделяли особое внимание драматургии представления: создание каждого шоу начинается с разработки концепции (основной идеи) и сценария, и только затем продумывается акробатический «костяк». В 1990-х годах Лалиберте стал приглашать к сотрудничеству режиссеров-постановщиков театра и кино, не имевших опыта работы с цирком, например знаменитого канадского театрального режиссера Робера Лепажа.

Такой подход помог привлечь более взрослую (по сравнению с традиционным цирком) и соответственно платежеспособную аудиторию. Менее чем за 20 лет Cirque du Soleil удалось достичь уровня выручки, до которого Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus [американский цирк, основанный в 1919 году; принадлежит компании Feld Entertainment] добирались сто лет, отмечали в своей книге «Стратегия голубого океана» профессора французской бизнес-школы INSEAD Чан Ким и Рене Моборн. В 2011 году выручка Cirque du Soleil впервые превысила $1 млрд.

Впрочем, год спустя компания столкнется с финансовыми трудностями: несмотря на миллиардную выручку, она останется без прибыли, а в 2013 году оборот сократится до $850 млн. Одной из причин сокращения доходов сам Лалиберте назовет чрезмерную экспансию: Cirque du Soleil стал ставить слишком дорогие шоу, которые медленно окупались. В рамках реструктуризации Лалиберте пришлось сократить 400 сотрудников. Если в какой-то момент штат цирка достигал 5 тыс. человек, то теперь их осталось только 4 тыс.

Сколько стоит шоу Cirque du Soleil

Стационарное шоу (представления, которые Cirque du Soleil не возит по миру, а демонстрирует всегда только в определенных городах) стоит около $40-50 млн. Стоимость перевозных шоу, как правило, ниже, однако Zarkana или трибьют Майлу Джексону стоили более $50 млн и показывались в нескольких странах мира, в том числе в России. На сегодняшний день Cirque du Soleil показывал свои представления на всех континентах мира (кроме Антарктиды), в 48 странах. Репертуар цирка за всю историю насчитывает около 30 шоу.

Отчасти именно с финансовыми проблемами были связаны поиск инвесторов и последовавшая продажа цирка в апреле 2015 года. Лалиберте надеется, что китайская Fosun Capital поможет выходу и развитию Cirque du Soleil в Китае, где компания до сих пор была не очень успешна. Сам он объясняет продажу еще и тем, что, поговорив со своими пятью детьми (им сейчас от 7 до 18 лет), понял, что никто из них дело отца продолжать не хочет.

Теперь Лалиберте планирует сосредоточиться на своем благотворительном фонде One Drop Foundation, который занимается проблемами нехватки питьевой воды в мире. Он создал его в 2007 году, а в 2009 году во время своего полета на Международную космическую станцию в качестве туриста провел двухчасовое «поэтическое шоу» — телемост, чтобы привлечь внимание к проблеме водных ресурсов. За космический «аттракцион» канадец предположительно заплатил $35 млн. На связь с Лалиберте в космосе вышли бывший вице-президент США Ал Гор, Шакира, Сальма Хайек, группа U2 и другие. И это мероприятие как нельзя лучше иллюстрирует идеологию предпринимателя, которой он руководствовался, создавая Cirque du Soleil, — «вместе искусство и бизнес могут сделать мир лучше».

Cirque du Soleil в России

Знаменитый Cirque du Soleil впервые приехал в Россию только в 2009 году. Организацией и продвижением российских (и украинских) спектаклей занимается не головной офис в Монреале, а созданная в 2008 году компания Cirque du Soleil Rus — она на 75% принадлежит канадскому Cirque du Soleil, остальными 25% владеют канадцы Джордж и Крейг Кохоны (Джордж открывал McDonald’s в Канаде и России, а его сын Крейг в начале 1990-х годов «привез» на российский рынок Coca-Cola).

По словам гендиректора Cirque du Soleil Rus Натальи Романовой, у Cirque du Soleil только две дочерних компании в мире, которые занимаются управлением на конкретном рынке: в России и «дочка» в Лас-Вегасе, которая курирует «стационарные» шоу в городе-казино. «Фактически мы создали бизнес в России с нуля», — замечает Романова в разговоре с РБК. Проведенные перед выходом на российский рынок маркетинговые исследования показывали, что уровень узнавания бренда в Москве и Петербурге с подсказкой составил около 2%, это уровень статической погрешности, говорит она.

«Поначалу мы чувствовали к себе отношение [со стороны монреальского офиса], как к промоутерам, — говорит Романова, — однако сейчас российская компания принимает Cirque du Soleil в России «под ключ»: занимается всем, от продажи билетов и маркетинга вплоть до технического обслуживания шоу, логистики и размещения артистов... Мы стали частью большой семьи Cirque du Soleil».

Ги Лалиберте, с которым она знакома лично, Романова характеризует как человека, «от которого ты загораешься как лампочка». С Россией и российскими артистами (выходцы из стран бывшего СССР составляют 30% труппы Cirque du Soleil) предприниматель познакомился в начале 1990-х годов и приезжал практически на все премьерные показы шоу Cirque du Soleil в России. Показ самого первого — Varekai — совпал по времени с окончанием космического путешествия Лалиберте: он в течение 9 месяцев проходил подготовку в России и полетел в космос именно на российском корабле. Он всегда с большим интересом относился к России и считал российский рынок очень перспективным, говорит Романова.

На вопрос о том, не смущает ли Cirque du Soleil экономическая обстановка в России, Романова отвечает, что уже с началом рецессии, в конце прошлого года, в Россию привезли «сестру» Cirque du Soleil — Cirque Eloize, спектакли которого показали в 12 городах. Опять же, напоминает Романова, идея привезти Cirque du Soleil в Россию родилась в разгар мирового экономического кризиса — она смеется, рассказывая, как на пресс-конференции в 2008 году журналисты спрашивали: «в своем ли вы уме» выводить на рынок столь дорогостоящий иностранный продукт в непростое время? Но время доказало правильность этого выбора, говорит она (хотя и отказывается назвать операционные показатели российского бизнеса). ​

С 2009 года представления Cirque du Soleil посетили почти два миллиона российских зрителей — юбилейного посетителя компания ждет на пятничном показе шоу Quidam.

Cirque du Soleil в цифрах

31 год существует Cirque du Soleil

Более 160 млн зрителей посетили представления Cirque du Soleil с момента его основания

$40-50 млн составляет средняя стоимость производства одного шоу Cirque du Soleil

$850 млн выручил цирк в 2013 году

Больше 2,6 тыс. зрителей вмещает традиционное шапито Cirque du Soleil

$1,5 млрд составляет оценочная стоимость сделки по покупке 90% Cirque du Soleil (точная сумма не раскрывалась)

Источники: Wall Street Journal, New York Times, Reuters, данные компании

Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в г. Квебек, франкоязычной канадской провинции Квебек. Карьеру начал в 14 лет, выступая на улицах родного города — глотал огонь, ходил на ходулях, играл на аккордеоне.

В 18 лет бросил колледж и уехал на гастроли с труппой бродячих циркачей. Объездил полмира. Лучшие впечатления сохранил о Гавайских островах и Франции.

Цирк Солнца — рождение

Вернувшись в Канаду, Ги Лалиберте вместо сказочных богатств привёз мешок сумасшедших идей и опыт организатора цирковых представлений.

Здесь он находит единомышленников среди друзей детства. Это владелец консалтинговой компании Даниэль Готье и уличный циркач Жиль Сен-Круа. Вместе они разрабатывают концепцию нового цирка и составляют план её реализации.

Жаль, легенда рождения Цирка Солнца умалчивает имя муниципального чиновника, к которому обратился за помощью молодой «глотатель огня». Своей страстной речью Лалиберте убедил его, что пройдёт совсем немного времени, и новый цирк станет визитной карточкой Канады, наравне с кленовым листком и хоккеем.

Власти Монреаля (столицы провинции Квебек) пошли навстречу самоуверенному «факиру» и выделили сумму, нужную для постановки спектакля в честь 450-летия открытия Канады. Так в 1984 году была создана компания Cirque du Soleil .

Цирк Солнца — становление

Далеко не всё было безоблачно в судьбе молодого цирка. Вслед за успешными выступлениями во всех крупных городах Канады последовал провал представления в шапито, построенном возле Ниагарского водопада. Туристы предпочитали наслаждаться красотами природы, игнорируя рекламу неизвестного шоу. Цирк Солнца едва не прогорел.

Полной авантюрой была и поездка на цирковой фестиваль в США. В случае провала у труппы не оставалось денег даже на обратную дорогу. Однако здесь Цирк Солнца ожидал головокружительный успех и внимание серьёзных инвесторов.

В 90-е годы Лалиберте много путешествует, изучая цирковое искусство разных стран и народов. Со временем, это опыт стал основой большинства спектаклей.

«- Когда вы пришли к идее соединить искусство цирка и бизнес? В вашем здании в Монреале тренировочные площадки прямо-таки переплетены с офисами.

Двадцать пять лет назад. Мы практически сразу поняли, что можем жить за счет нашего цирка, и изначально были намерены расширяться, регулярно выпуская новые представления. И мы, руководители, и артисты должны понимать, что это не только развлечение, это бизнес. Конечно, сначала пришлось попотеть, это было нелегко. Но уже спустя три года после основания, в 1987 году, у нас был большой успех в Лос-Анджелесе, и с тех пор мы довольно успешны — и как артисты, и как менеджеры".

Цирк Солнца — особые приметы

О детище Ги Лалиберте говорят, что это единственный цирк, где не мучают животных. Действительно, всех животных в представлении изображают люди. Кроме морального удовлетворения, это приносит компании существенную материальную и медийную поддержку партии зелёных.

Сценическая площадка Цирка Солнца — это арена, вывернутая наизнанку. Зрители находятся ниже основной сцены. Артисты падают или спускаются сверху, появляются из запутанной системы лабиринтов и люков. Исполнив свою роль, незаметно растворяются в искусственном тумане или среди многочисленных декораций.

Главное отличие Цирка Солнца: любое представление — это цельный спектакль с единой драматургической основой. Номера плавно перетекают один в другой, не разрушая общую атмосферу зрелища.

Наравне с захватывающими и рискованными цирковыми номерами, ведущая роль в организации действа принадлежит музыке, цветовому и световому оформлению. Таких фантастически-красивых костюмов и декораций вы не увидите больше нигде. С успехом используются технические новинки, многие из которых обязаны своим появлением «креативному кабинету» компании, где Ги Лалиберте собирает 7−8 своих близких друзей для совместного творчества.

Так, зрители «Евровидения», проходившего в Москве, были поражены «летающими бассейнами».

Цирк Солнца в цифрах

Главный офис компании был построен на окраине Монреаля. Это жёлто-синее здание площадью 18 600 квадратных метров. Высота потолков большого тренировочного зала — 23 метра.

Ежегодный доход от спектаклей — 810 миллионов долларов.

Оборудование во время гастролей перевозит 71 трейлер.

Представления Цирка Солнца посмотрели 80 000 000 человек.

Ткань для главного шатра весит более 5 тонн.

На кастинги для новых артистов компания ежегодно тратит 45 миллионов долларов.

«…мой мозг. Он так устроен, что одновременно заточен и на бизнес, и на творчество. Обычно же как бывает: либо ты хороший бизнесмен, но слаб как творческая единица, либо ты творец, но очень плохой бизнесмен. Я же нашел баланс между коммерцией и искусством. Ну и второе: я умею находить правильных людей, из которых получается отличная команда, и, следовательно, удаются проекты любой сложности».

Наши — везде!

Некоторые сценографические и драматургические приёмы Ги Лалиберте «подсмотрел» у знаменитых «Лицедеев». С их основателем и идейным вдохновителем Вячеславом Полуниным Ги подружился в Санкт-Петербурге. Почти год «Лицедеи» участвовали в одном из представлений Цирка Солнца.

Вообще, в Cirque du Soleil очень много выходцев из бывшего СССР. Кроме циркачей, это известные спортсмены и музыканты.

Приглашение принять участие в спектаклях сезона 2011 года получила Ксения Симонова. Её «песочная анимация» завоевала 1-е место в телевизионном шоу «Україна має талант» и получила многочисленных поклонников благодаря Интернету.

Личные награды Ги Лалиберте

1997 г. — кавалер Национального Ордена Квебека.

2001 г. — Почётный житель города Монреаль.

2004 г. — Орден Канады (высшая награда страны).

2004 г. — журнал «Time» назвал Лалиберте в числе 100 самых влиятельных людей в мире.

2008 г. — почётная докторская степень Университета Лаваля.

Ещё большая награда — пятеро детей, обожающих своего папу-клоуна.

Кроме того, Ги Лалиберте — один из самых известных игроков в покер, регулярно принимающий участие в международных соревнованиях.

Звёздный клоун

В 2009 году Ги Лалиберте сделал уникальный подарок к своему 50-летию и 25-му дню рождения Цирка Солнца.

30 сентября он стал 7-м по счёту космическим туристом. С борта МКС (Международной Космической Станции) Лалиберте провёл 2-х часовое мировое шоу «Сдвинуть звёзды и Землю ради воды», посвящённое иссякающим источникам воды на Земле. В шоу приняли участие U2, Шакира, Питер Габриел, Сальма Хайек, Альберт Гор.

«Тема воды — источника жизни захватила меня , — отметил Ги Лалиберте во время прямой трансляции с борта МКС. — Когда несколько лет назад я узнал о том, что каждые восемь секунд на планете гибнет ребенок из-за недостатка питьевой воды, я понял, что нужно действовать» .

Все, кому повезло побывать на спектаклях Цирка дю Солей, говорят об ощущении праздника и полного счастья, рождённого фантазиями великого Ги Лалиберте и его команды.

История самого знаменитого цирка в мире началась в 1984 году. По цирковым меркам Дю Солей – очень молодой цирк.

Например, китайский Golden Lion имеет 2000-летнюю историю, московский цирк на Цветном был открыт в 1880 году, а крупнейший цирк Европы Circus Krone в Мюнхене – в 1905 году. Как смог этот проект добиться такого головокружительного успеха за сравнительно короткий срок?

Ги Лалиберте (Guy Laliberte), создатель Цирка Дю Солей (по-русски переводится как Цирк Солнца), родился в 1959 году в Канаде, на окраине Квебека.

Его мать была медсестрой, отец работал специалистом по связям с общественностью в алюминиевой корпорации. В 14 лет юноша начал свою карьеру циркового артиста и даже бросил учебу в колледже ради выступлений. Он умел играть на губной гармошке и аккордеоне, ходить на ходулях, жонглировать, глотать огонь, хотя специального циркового образования он не получил – он был самоучкой, и большую часть своих умений постигал для собственного удовольствия. В 18 лет молодой человек покинул отчий дом и отправился странствовать по Европе, имея всего 1 тысячу долларов в кармане. Первую ночь по прилету в Лондон он провел на скамейке в парке. Вскоре он присоединился к труппе бродячих артистов, с которой исколесил полмира. За время странствий, как признавался потом Лалиберте, он смог увидеть и изучить приемы цирков разных стран мира, набраться идей и фантазий, которые требовали своего воплощения.

В 20 лет Лалиберте вернулся в Квебек. По настоянию родителей он попытался устроиться на «нормальную» работу на гидроэлектростанцию, но проработал там он всего 3 дня. Затем на электростанции началась забастовка рабочих, а Лалиберте понял, что его судьба навеки связана с цирком.

В 1982 году Лалиберте вместе со своими друзьями детства Даниэлем Готье и Жилем Сте-Круа организовали уличную ярмарку, которую им удалось превратить в целый фестиваль уличных исполнителей, на который съезжались цирковые артисты со всей Канады и США. После этого проекта друзья решили организовать свою труппу и обратились за помощью к правительству Квебека с просьбой профинансировать новый цирк. Чтобы убедить администрацию и доказать серьезность своих намерений, Жиль Сте-Круа прошел на ходулях расстояние в 90 километров!

Сейчас шоу Цирка Дю Солей – самые дорогие театральные постановки в истории. Например, бюджет шоу Kà, премьера которого состоялась в Лас-Вегасе в 2005 году, составил 165 миллионов долларов. Это вдвое дороже, чем стоимость Spider-Man: Turn Off Dark – самого дорогого в истории бродвейского шоу. Всего за историю Дю Солей создано 37 уникальных шоу. Годовая выручка Цирка составляет 600 миллионов долларов – баснословный доход для цирка шапито.

Конечно, удача не всегда улыбалась молодому Цирку. В период с 1984 по 1995 годы Цирк периодически испытывал финансовые трудности. В 1987 году труппа рискнула выехать на гастроли в Лос-Анжелес, не имея денег даже на обратный билет. К счастью, гастроли были очень успешными.

Впервые Дю Солей приехал в Россию в 2009 году с шоу Varekai. Чтобы избежать спекуляций, билеты на шоу были именными – при покупке в каждом билете печаталось ФИО зрителя, а для входа на представление необходимо было предъявить паспорт. Все это не оставляло шанса перекупщикам.

Что же новаторского внес Ги Лалиберте в идею цирка?

Цирк превратился в невероятно красочное театральное представление, связанное единым сюжетом, без промежутков между выступлениями. Все шоу Дю Солей – это великолепно отрежиссированный спектакль, без остановок на смену реквизита. Переход от одного номера к другому, смена декораций – всего это зритель не замечает, настолько органично это вплетено в канву представления. До появления Дю Солей цирк в широком сознании ассоциировался с набором отдельных акробатических номеров, демонстрирующих гибкость, ловкость и другие способности человеческого тела, с клоунами и слонами. С появлением Дю Солей цирк вышел на новый качественный уровень.
В представлениях Цирка задействованы самые впечатляющие костюмы. Для каждого артиста создается цельный образ, который перекликается и с образами его партнеров по номеру, и с декорациями, которые тоже специально создаются для каждого циркового номера. Цирк Дю Солей создал самую большую фабрику цирковых костюмов в мире. Дизайнерам дается полная свобода творчества и возможность экспериментировать. Артистические костюмы больше похожи на фантастические, сказочные иллюстрации, чем на одежду, по красоте и тщательности исполнения – это настоящие произведения искусства. При этом каждый костюм создается индивидуально под конкретного артиста, с учетом требований техники безопасности при исполнении акробатических номеров. Для костюмов закупается только ткань белого цвета, которая затем проходит обработку и окраску в соответствии с дизайнерскими эскизами. В год изготавливается около 20 тысяч костюмов и 5 тысяч пар обуви.

В шоу полностью отсутствуют диалоги. Эта инновация позволила Цирку преодолеть языковой барьер и обращаться в равной степени к аудитории по всему миру.
Цирк принципиально не использует в своих шоу трюки с животными – здесь нет ни дрессированных тигров, ни танцующих слонов, ни кланяющихся обезьянок. Это единственный в мире цирк, не приемлющий жестокое обращение с животными. Кстати, эта позиция приносит Цирку Дю Солей большую медийную поддержку. Цирк Дю Солей заботится о своих сотрудниках. На гастролях труппа проживает в 4* и 5* отелях. Здоровье каждого циркового артиста застраховано. Компания заботится даже о детях сотрудников: для них нанимаются няни, воспитатели, учителя, чтобы дети могли получать полноценное образование. Работа в Цирке гарантирует стабильный высокий доход и всемирную известность. Надо ли говорить, что приглашение в Цирк Дю Солей – невероятная удача для любого циркового артиста, и работают там только лучшие. К настоящему времени в штате задействовано более 4000 артистов из разных стран мира, в том числе из России.

Сейчас Ги Лалиберте, начинавший свою карьеру как бродячий артист, – один из богатейших людей мира. Об этом человеке можно сказать, что он полностью сделал себя сам. Историю успеха цирка Дю Солей изучают в бизнес-школах и, как выразился российский Forbes, ее знает каждый студент «Сколково». Бизнес-стратегия Цирка заключалась в создании новой свободной ниши в противовес уже имеющемуся рынку с очень конкурентной средой. Ги Лалиберте смог воплотить свои невероятные идеи и безумные фантазии, возникшие у него в годы странствий, в проект, который стал самым успешным и зрелищным шоу в мире и вдохнул в саму идею цирка новую жизнь.

Cirque du Soleil (Цирк Солнца) - яркий представитель современного жанра циркового искусства. Цирк Солнца насчитывает более 4000 человек, работающих в разных труппах, что позволяет компании давать представления в нескольких точках мира одновременно. Выступает со зрелищными спектаклями, постановка которых осуществлена на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, а также на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

Про цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. Наряду с суперзвёздами популярной музыки он развлекал публику во время 74-й церемонии вручения премии «Оскар», 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI. Его достижения награждены ведущими премиями циркового мира, а запись одного из их шоу - ещё и телепремией «Эмми». В 2009 году в Москве этот цирк открывал финал музыкального конкурса «Евровидение». В 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. В 2010 году цирк выступал на конференции EC.

Цирк Солнца придумали в 1984 году Ги Лалиберт (Guy Laliberté) и Даниэль Готье (Daniel Gauthier). С тех пор он базируется в Монреале, Канада.Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 года в г. Квебек, франкоязычной канадской провинции Квебек. Карьеру начал в 14 лет, выступая на улицах родного города – глотал огонь, ходил на ходулях, играл на аккордеоне. В 18 лет бросил колледж и уехал на гастроли с труппой бродячих циркачей. Объездил полмира. Лучшие впечатления сохранил о Гавайских островах и Франции.

Вернувшись в Канаду, Ги Лалиберте вместо сказочных богатств привёз мешок сумасшедших идей и опыт организатора цирковых представлений. Здесь он находит единомышленников среди друзей детства. Это владелец консалтинговой компании Даниэль Готье и уличный циркач Жиль Сен-Круа. Вместе они разрабатывают концепцию нового цирка и составляют план её реализации. Жаль, легенда рождения Цирка Солнца умалчивает имя муниципального чиновника, к которому обратился за помощью молодой «глотатель огня». Своей страстной речью Лалиберте убедил его, что пройдёт совсем немного времени, и новый цирк станет визитной карточкой Канады, наравне с кленовым листком и хоккеем. Власти Монреаля (столицы провинции Квебек) пошли навстречу самоуверенному «факиру» и выделили сумму, нужную для постановки спектакля в честь 450-летия открытия Канады. Так в 1984 году была создана компания Cirque du Soleil.

Далеко не всё было безоблачно в судьбе молодого цирка. Вслед за успешными выступлениями во всех крупных городах Канады последовал провал представления в шапито, построенном возле Ниагарского водопада. Туристы предпочитали наслаждаться красотами природы, игнорируя рекламу неизвестного шоу. Цирк Солнца едва не прогорел. Полной авантюрой была и поездка на цирковой фестиваль в США. В случае провала у труппы не оставалось денег даже на обратную дорогу. Однако здесь Цирк Солнца ожидал головокружительный успех и внимание серьёзных инвесторов.
В 90-е годы Лалиберте много путешествует, изучая цирковое искусство разных стран и народов. Со временем, это опыт стал основой большинства спектаклей.

О детище Ги Лалиберте говорят, что это единственный цирк, где не мучают животных. Действительно, всех животных в представлении изображают люди. Кроме морального удовлетворения, это приносит компании существенную материальную и медийную поддержку партии зелёных. Сценическая площадка Цирка Солнца – это арена, вывернутая наизнанку. Зрители находятся ниже основной сцены. Артисты падают или спускаются сверху, появляются из запутанной системы лабиринтов и люков. Исполнив свою роль, незаметно растворяются в искусственном тумане или среди многочисленных декораций.

Главное отличие Цирка Солнца: любое представление – это цельный спектакль с единой драматургической основой. Номера плавно перетекают один в другой, не разрушая общую атмосферу зрелища. Наравне с захватывающими и рискованными цирковыми номерами, ведущая роль в организации действа принадлежит музыке, цветовому и световому оформлению. Таких фантастически-красивых костюмов и декораций вы не увидите больше нигде. С успехом используются технические новинки, многие из которых обязаны своим появлением «креативному кабинету» компании, где Ги Лалиберте собирает 7-8 своих близких друзей для совместного творчества. Так, зрители «Евровидения», проходившего в Москве, были поражены «летающими бассейнами».

Все, кому повезло побывать на спектаклях Цирка дю Солей, говорят об ощущении праздника и полного счастья, рождённого фантазиями великого Ги Лалиберте и его команды.

Многие названия спектаклей Цирка Солнца являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

  • 1984 Le Grand Tour (Большое Путешествие )
  • 1987 Le Cirque Réinventé (Цирк, выдуманный заново )
  • 1990 Nouvelle Expérience (Новый опыт )
  • 1990 Fascination (Очарование )
  • 1992 Saltimbanco (Бродячий акробат ) (первая постановка в шапито)
  • 1993 Mystère (Мистерия )
  • 1994 Alegría (Радость, Веселье )
  • 1996 Quidam (Некто )
  • 1998 «O»
  • 1998 La Nouba (Кутить, прожигать жизнь )
  • 1999 Dralion
  • 2002 Varekai
  • 2003 Zumanity - The sensual Side of Cirque du Soleil (Чувственная сторона Цирка Солнца )
  • 2004
  • 2005 Corteo (Кортеж )
  • 2006 Delirium (Бред )
  • 2006 Love (Любовь )
  • 2007 Koozå
  • 2007 Saltimbanco (спектакль восстановлен на постоянной арене)
  • 2007 Wintuk
  • 2008 Criss Angel Believe
  • 2009 Ovo (Яйцо ) - захватывающее «путешествие» в заполненный энергией и постоянным движением мир насекомых
П
О
И
С
К


ТАЛАНТ В СОЛНЕЧНОЙ ОПРАВЕ

Цирк дю Солей и его русские артисты

"Это круче, чем кайф от колес". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Я больше никогда не смогу ходить в другие цирки". Такие записи оставляют зрители в книге отзывов "Цирка дю Солей".

Семь его разных шоу одновременно идут в разных точках мира. Любопытно, что в одном из представлений, "Алегрия" , среди 50 выступающих на сцене артистов - 30 из стран бывшего Союза. В других труппах процент меньше, но тоже впечатляет. Интересно, почему там столько россиян и как наши земляки влияют на развитие современного цирка?

Цирковой организм

Кульминация многоходовой клоунады - придуманный им номер "Шторм" (авторские права защищены), в котором главный герой (исп. Юрий Медведев), собираясь в дорогу, влезает одной рукой в плащ, висящий на вешалке под шляпой, и чистит себе полы щеткой. Вдруг как в триллере, плащ оживает, отчуждая руку клоуна, и не отпускает его, отнимая щетку. Бедный клоун обмирает в тихом ужасе, а плащ неожиданно гладит его, снимает с плеча пылинки, по-женски приголубливает и незаметно сует ему в пиджак записку. Но раздается свисток на отправление, клоун вырывается, бежит к чемодану, надевает дымящуюся, как труба, черную шляпу и поездом объезжает вокруг сцены. Запыхавшись, он присаживается на чемодан, достает носовой платок, видит выпавшую записку, жадно ее читает... Потом медленно рвет и грустно бросает клочки вверх. Они кружатся, как снежинки, а сверху вслед за ними сыплется легкий бумажный снег, переходящий в густой непрерывный вал. Через минуту нарастающего завывания ветра начинается апокалиптический шторм. В глаза залу врубается ослепительный пожектор и ветряная турбина, которая разносит бумажные сугробы аж до верхнего яруса шапито. Громовая музыка продирает до костей. Полный зрительский катарсис. Истерическая овация. Антракт.

После окончания шоу народу надо минимум 15 минут, чтобы вдосталь наораться-насвистеться. В финале - особенный такой номер, когда артисты выбегают на поклон и срывают с себя маски.

Прости, что меня занесло в слезливый восторг, но ничего с этим поделать не могу. Слезы текли сами, не спросясь. От радости.

Эпилог под фанфары

Думается, что столь глобальный успех цирка, достигнутый всего за 15 лет, обусловлен великолепным руководством, мощной художественной концепцией и неординарной эстетикой, абсолютным мастерством всех создателей шоу и артистов, новейшим техническим оборудованием, и, как следствие всего перечисленного, - элементарным денежным богатством. Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить, и мы вправе гордиться соотечественниками, которые своим искусством потрясают такое количество зрителей во всех концах света.

Не даром же на разных языках они пишут в книге отзывов: "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки." "У моего дедушки от радости выпала челюсть, но мы ее нашли и подняли." "Я бы мог смотреть это еще 10 раз подряд..." "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни."

[...Ург улыбнулся и запел. Потом затанцевал. / Затем заухал, как сова, и закатил глаза. / Взмахнул руками, прошипел - не шёпот, не слова. / Преобразился...] Эрдэм Гомбоев : Попроси непечальных картин [...Ах, забудь, милый друг, это всё - закоулки души. / Я в них редко бываю, ведь я так боюсь темноты. / Не придай им значенье. Давай лучше дальше кружить...] Ольга Кочнова : Стихотворения [вот и кажется - снова по дну, по льду / на осклизлых камнях скользя / отступает вода за лесок, за гряду / оглянуться - нельзя, нельзя...]