Интервью с NOIZE MC. А что ты менял? Объясни на примере

История журналистского везения: во время интервью "Медузы" с Noize MC в баре, где оно проходило, появился Oxxxymiron.

Получилось интервью на троих, в котором один герой отвечал на вопросы, а второй иногда вставлял ремарки. .

Noize MC - об альбоме "Горгород"

Конечно, Мирон меня вдохновил. Я был этим альбомом очень впечатлен. Это реально было новое слово в русском рэпе - в первую очередь, с точки зрения общей конструкции. Это дерзко и круто - в тот момент, когда люди с трудом дослушивают до конца двухминутное произведение, появляется история на 11 треков, в которой сложно выдрать что-то из контекста.

Oxxxymiron - о любимом сезоне сериала "Прослушка"

Наверное, про портовых работников, прям такой working class - это, кажется, второй. И четвертый, где одновременно про школу, и они пытаются построить такой мини-легалайз в отдельно взятом квартале.

Noize MC - о том, почему он больше не работает с продюсером Григорием Зориным

Подходил к концу наш контракт, собственно. Настало время его подписывать заново, причем я был на это настроен. В процессе, пока мы обсуждали условия, мы очень сильно рассорились. Плюс вскрылся ряд нелицеприятных фактов о деталях нашего прежнего сотрудничества - связанных с деньгами и правами на песни. Это привело к тому, что контракт мы подписывать не стали.

Oxxxymiron - о том, кто помогает ему писать новые треки

У меня, кстати, есть книга Юрия Лозы - «Как писать хиты». Это моя последняя надежда. Я только начал читать.

Noize MC - о песнях Face и фрешменах

Сейчас я абсолютно спокойно воспринимаю всю эту волну артистов. Это то же самое, как мы слушали «Красную плесень» или «Сектор Газа». Нет, все-таки Фейс - это скорее как «Красная плесень», «Сектор Газа» был поэтичней. Я понимаю, почему это задевает людей. Это пубертатная история, максимально вывернутая мехом наружу. <...>


Из артистов до 27 самый крутой, конечно, Хаски. «Пошлая Молли» нравится еще. Там есть какой-то драйв рок-н-ролльный и все-таки владение инструментами, это не попрыгушки под фонограмму.

Noize MC - о том, отодвинули ли его с вершины молодые рэперы

Никуда меня не отодвинули. У меня все в порядке, дела только в гору идут <...> Больше меня из рэперов сегодня собирают только Мирон, Баста и Корж. Можно еще Тимати сюда добавить, но тогда его и к твоей «большой четверке» 2012-го надо приписать.

Оба - о том, как ненависть двигает хип-хоп вперед

Оксимирон: Слушай, пятый элемент хип-хопа - это ненависть.

Нойз: Первый, по-моему.

Оксимирон: Я помню интервью одного из моих любимых немецких рэперов, в котором он говорит: когда я был никем, я хейтил тех, кто наверху. Поэтому я максимально лояльно отношусь к тем, кто ******** [ругает] меня сейчас. Это круговорот.

Нойз: И об этом круговороте в опере очень много сказано.

Оксимирон: Это суперлицемерие - срать кого-то в начале пути и потом не понимать тех, кто срет тебя позже. В этом смысле я не понимал «Касту» в момент терки с нами, потому что когда «Каста» начинала, насколько я помню, они срали Шеффа, причем достаточно открыто.

Apple Music теперь дает возможность своим подписчикам слушать во встроенном плеере не фрагменты песен, а все целиком - для это нужно просто залогиниться

Помню забавное критическое замечание, когда десять лет назад вышел мой дебютник «The Greatest Hits Vol. 1»: «Я не могу слушать этот альбом - там как будто поют двадцать разных людей!» В каком-то смысле этот проект обобщает весь мой накопленный скилл в данной области. А корнями все это уходит в онлайн-баттлы Hip-Hop.Ru - и в плане подхода к драматургии, и в плане дисциплины, которая понадобилась, чтобы довести дело до конца, и Маэстро Эйсид с Репаком тут тоже оказались не просто так. Плюс ко всему это для меня и моей команды музыкальный эксперимент: саунд здесь совершенно нетипичный для Noize MC, хотя главный саунд-продюсер проекта - Кирилл Борисов, работавший с нами над альбомами «Protivo Gunz», «Hard Reboot 3.0» и «Царь горы».

- Слушатели будут узнавать: в этой песне Нойз на самом деле рассказывает о таком-то случае из своей жизни?

90% этих предположений окажутся неверными. Этот клубок не так просто распутать для человека, который не знает меня лично. Но близкие люди досконально поймут, о чем речь. Там много меня - там я в основном.

Видишь, моя жена всегда являлась для меня музой. Но в этом альбоме ее роль и вовсе бесконечно важна. Многие вещи появились из наших с ней разговоров

Когда я понял, что сейчас буду делать хипхоперу, я, как любой рэпер, начал с начала - сочинил . Разослал это всем на имейл, в том числе своей жене. Она, даже не слушая, как это звучит, просто прочитав текст, сказала мне: «Ваня, что это за говно? Это не смешно, в этом вообще ничего нет, это ни рыба, ни мясо ». Я призадумался. И обобщив ее претензии, написал . Это был первый триггер, с которого вообще все завертелось. Так стало понятно, что есть драма Орфея, который забрел не туда, и его музы, которая говорит ему об этом. Дальше стали возникать другие опорные точки.

Переживания протагониста по поводу того, что он погнался за деньгами, расстался с трушностью - это упрощение и дань жанру?

Существует стереотип и существует мой опыт. И мне было интересно поиграть в этом зазоре между ними.

- То есть и тут постмодерн.

Что, кругом все ссылаются на лирического героя? Правда ли было такое? Естественно, у любого артиста было переживание, что он сделал что-то не так. Это чувство знакомо абсолютно каждому, кто выпустил хотя бы один альбом и дал хотя бы пару концертов. Кто-то может заявлять, конечно, что с ним такого не было и он светлый ангел андеграунда, но это только поза.

- Сегодня тебе кажутся смешными идеалы андерграунда пятнадцатилетней давности?

Нет, почему же. Просто некоторые вещи кажутся понятыми превратно. Исполнителями часто движут не столько принципы, сколько комплексы. В процессе карьеры важно отделить одно от другого.

- Ты отделил?

Скажем так, справляюсь с этим лучше, чем пятнадцать лет назад.

- Баттловая линия в опере - это попытка зацепиться за тренд?

Почему? Это часть моей личной истории как она есть. Андрей, ты когда в 2005 году для rap.ru - ты пришел его брать после моей победы над МС Молодым на баттле SGK. Вообще, «Орфей & Эвридика» - это даже скорее баттл-мюзикл, нежели хипхопера: тут же многие конфликты между героями решены в этой риторике, не только линия, о которой ты говоришь.

- Это круто звучит под бит. Почему ты не идешь на какой-нибудь баттл под бит?

Я сталкиваюсь с дилеммой. Либо я не уважаю исполнителя, меня раздражает то, что он делает, его творчество мне неблизко - и тогда я не хочу в нем ковыряться…

- Стоп, то, что ты говоришь больше соотносится с баттлами вроде «Версуса», но баттлы под бит сильно не такие.

Сильно не такие, да. Причем в случае с «Версус BPM» мне скорее не нравится то, что я вижу, а на «Рвать на битах» бывают прекрасные проблески. Но все равно - я вернусь к этой дилемме. У меня отсутствует мотив «он занимает свое место не по праву, и я всем покажу, какой он плохой». Люди, с которыми мне интересно сразиться в творческом плане, вызывают у меня уважение, а не зависть, ревность и ненависть. А практика показывает, что баттл, в котором нет настоящей вражды, получается ватным. Да и мне лень тратить время на такие вещи.

Кстати, именно сцену с баттлами античных героев я переделывал наибольшее количество раз, это самая многострадальная часть альбома: я как раз попытался обобщить и выделить основные типы баттловых претензий, обнажить тот момент, что вне зависимости от конкретных персоналий МС на баттлах зачастую говорят оппонентам одни и те же вещи, по сути. Этот проект отнял огромное количество сил и времени. Я скинул его послушать Влади, он сказал: «Как ты вообще собрал это все воедино?»

- Сколько писал альбом?

Два года. Мне постоянно казалось, что еще полгодика, и я закончу. Дольше всего я переписывал . Последние строчки написал после того, когда решили, что уже точно не будем ничего менять!

- А что ты менял? Объясни на примере.

В случае с баттлами я старался сделать острее. При этом это мой самый длинный альбом - это мой первый альбом без мата. Делать баттл с вымышленными персонажами и такими исходными условиями - это задача. Надеюсь, мне удалось.

© Игорь Клепнёв

- В конце года у вас будет тур по поводу пятнадцатилетия группы. В Москве будете в «Мегаспорте» выступать?

Да, а в Петербурге в «Юбилейном».

- Когда ты начинал, как представлял себя через пятнадцать лет?

Ты знаешь, как-то так и представлял. С поправкой на то, что пятнадцать лет назад рэп-артист, конечно, мог себе представить многое, но не стадионную площадку.

- С какого вообще момента идет отсчет?

С первой совместной репетиции. Предыстория такая. Я записывал песню «Когда-нибудь» - кто следит, знает ее; мы ей открывали концерт на десятилетие. Нужна была бас-гитара. Я знал, что в общаге есть Саша Кислый по прозвищу Панк, который играет на бас-гитаре, и попросил инструмент у него. А когда я пришел возвращать ему бас, он поинтересовался, что я там вообще такое записываю, мол, сыграй что-нибудь из своего. Я ему спел пару песен - и скоро мы уже репетировали у него в комнате.

- Он решил, что это настолько великолепно?

Он был сильно вдохновлен. К тому момент он играл в панк-группе - есть такие группы, где все вроде собирались репетировать, но нажрались и ничего не получилось. А вот наша группа сразу начала нормально функционировать.

А отсчет существования группы мы ведем вот с какого момента. Мы бухали на дне рождения культового общажного персонажа Валеры по прозвищу Черная Пятка и встретили чувака, который утверждал, что он барабанщик. Чтобы немедленно это проверить, мы поехали в ПТУ на Нахимовский проспект, где была репбаза в виде двух комнат. Точно помню, что он сломал там все барабанные палочки, которые смог найти, так что по окончанию репетиции играть ему было уже нечем. Этого человека мы больше не видели никогда, а группа и дальше меняла состав, но начало было положено. Это был конец апреля 2003 года.

- До нынешнего момента из первого состава группы остались только вы с Кислинским?

После всех пертурбаций - да.

- Вы когда-нибудь ссорились с другими участниками группы из-за денег?

Бывало. Но с Кислым - нет, никогда.

- Есть способ этого избежать?

Не знаю ни одной группы, где не было бы таких конфликтов. Всегда кто-то считает, что делает больше, чем получает, - всегда. Видишь, пока ваше общее благосостояние - это ноль, таких вопросов не возникает. Когда появляются первые бабки, тоже все прекрасно, потому что они первые, а у всех, как правило, есть другой источник дохода. А потом все вдруг обнаруживают, что они столько вложили - а получили не столько.

- В какой момент за эти пятнадцать лет ты был ближе всего к полному краху и провалу?

Если говорить именно об ощущении опасения за саму, так сказать, карьеру, то это классическая история в стиле «самый темный час - перед рассветом». Году в 2005-м. Группа существовала два года, но у меня были такие ожидания по поводу всего этого гениального материала! Мне казалось, что его все сразу должны понять, дать нам мешок с миллиардом долларов.

А мы выступали по Подмосковью, по безумным ДК, играли на совершенно неподходящих городских мероприятиях. И мне казалось, что так всегда и будет: поездки на маршрутках в Черноголовку, выступления за ящик пива

Это было незадолго до того, как я выиграл баттл-турнир SGK, выиграл баттл с МС Молодым и меня впервые позвали ездить по стране в составе «Сникерс Урбании». И все начало стремительно меняться. Сейчас вспоминать смешно: два года - это просто ничего в контексте становления группы.

- Сейчас за это время артист успевает и хайпануть, и скатиться.

Ну, видишь, я был тоже двадцатилетним и, видимо, существовал в том же темпе.

- Концерт Noize MC сейчас и десять лет назад - как поменялась аудитория?

Расширилась. Огромное количество людей с нами все эти годы, они уже и детей своих приводят, но и по-прежнему огромное количество молодежи и подростков. Концертная программа поменялась, это уже не «Девочка-скинхед», а «Сохрани мою речь», «Иордан», «Грабли».

- Самые ожидаемые песни на концертах - это…

Ну какой-нибудь «Выдыхай», «Из окна», «Устрой дестрой».

Концерты по три часа вы перестали играть довольно давно. А в чем вообще была необходимость так долго выступать?

А очень много фристайлов было. И очень сильно накуренный я, как правило, был - поэтому их было много. А потом уже все как-то привыкли, что мы играли три часа. Но со временем стало понятно, что концерт на два с чем-то производит большее впечатление и получается более энергоемким.

Вопрос, ответ на который я не перепроверю никак, - и тем не менее: сравни ваши концертные сборы сейчас и пять-десять лет назад? Вы уже проехали свой пик или все еще идете вверх?

Мы идем вверх, да.

- Пятнадцать лет - и только вверх?

Да. Были и спады. Были безумные 14 и 15 годы, когда наши концерты отменяли. Там по-разному получалось себя чувствовать. Но глобально это движение вверх. Причем без скачков, плавное.

- Ты понимаешь причину? Типа вы все делаете правильно и так и должно быть?

Ну, видимо, да. Хотя многие делают правильно, но им это не помогает. Не знаю.

- Можешь представить себя человеком, который не занимается музыкой?

Не могу совершенно точно. Просто по той причине, что есть такое огромное количество вариантов заниматься музыкой, что я за это абсолютно не переживаю. Писать саундтреки, писать музыку для других артистов, заняться вплотную каким-то театрально-киношным творчеством - что-то в этом плане могло быть, но сейчас не является предметом моего основного интереса.

- По сцене скучал бы?

Сцена - это то, без чего не протянуть. Когда долго не выступаю, то уже очень хочется, а первый концерт после большого перерыва всегда получается особенным. Это зависимость.


© Игорь Клепнёв

- Какие выводы ты для себя сделал из этих отмен концертов в 2014-м? Например, что нужно потише себя вести?

Нет, вывод не такой. Не давать прямой зацепки, скажем. Это того же плана опыт, что и в Волгограде (на выступлении в Волгограде Noize со сцены высмеял полицейских и получил десять суток административного ареста. - Прим. ред. ). Существуют варианты высказаться так, чтобы это было настолько же сильно по масштабу воздействия, но не давало поводов тебя зацепить. Это все равно хождение по краю, и никогда не знаешь, что именно посчитают достаточным условием, чтобы устроить гонения. Но этот рубеж музыканту необходимо держать. Вот недавно у ЛСП заблокировали в «ВКонтакте» песню «Номера». Феерическая, конечно, глупость. Что это вообще за новый закон, что нельзя описывать способ самоубийства?

Он не новый, все, кто работает в медиа, хорошо о нем знают - в соответствии с ним ты, например, не можешь прямо писать, что произошло с музыкантом Авичи. Но я впервые вижу, чтобы его действие распространилось на песню.

Для меня это новость. Раньше он так не применялся. У меня-то тогда вообще надо запретить половину дискографии - я одно время очень плотно разрабатывал эту тему, одна песня «Суицид» чего стоит, там сразу четыре способа описано! А как вообще быть с кучей художественных произведений, где это главный момент драматургии. Напрашивается такой длинный список. И все пожимают плечами: «Плохой закон, неправильный, что делать - непонятно». Раньше я думал, что люди пойдут с вилами на Кремль, только когда станет нечего жрать. Но сейчас я понял, что это произойдет, когда закроют ютьюб.

Возвращаясь к предыдущему вопросу - ну а были примеры, когда ты высказался не прямо, а как-то тонко, но и чтобы это произвело эффект?

Бывало. Неоднократно наблюдал на фестивалях организаторов, следящих за моим фристайлом и хватающихся за сердце.

Ну или вот выступал я на Красной площади - и перед песней «Yes Future!», построенной на саркастичных псевдопозитивных социально-политических прогнозах, говорю, мол, я написал этот текст шесть лет назад, но ничего из того, о чем там говорится, до сих пор не сбылось - вы же сами понимаете: ну что можно успеть сделать за шесть лет? Только половину того, что можно успеть сделать за двенадцать!

- Понимаешь ли ты, чем новые двадцатилетние рэп-звезды цепляют своих слушателей?

Да. Это по-прежнему тинейджерский панк-рок. Чисто пубертатные вещи - ровно то, почему мы слушали «Мальчишник», «Сектор газа», «Красную плесень» и «Коррозию металла». Абсолютно те же схемы в основе, но на новом уровне. Новый способ переступить черту, довольно топорный, но в силу возраста исполнителя адекватно работающий.

- Кто из молодых тебе лично нравится?

- «Пошлая Молли» - классная группа. В них помимо игры с традиционными запретными темами есть настоящий рок-н-ролльный драйв, есть неподдельная отвязность. Меня это по-настоящему трогает.

- Кто еще?

Монеточка! Я фанат ее нового альбома, «Раскраски для взрослых» - это цайтгайст в абсолюте. ЛСП - но их ведь молодыми не назвать. Хаски, которому двадцать пять, считается молодым? Вот он крутан. Притом он же сейчас говорит, что собирается вообще с рэпом завязать. И наглядно продемонстрировал, что он имеет в виду: на последнем концерте в Москве он вышел с живой группой, и они валили хардкор как у Bad Brains.

- Хаски сокрушался, что в рэпе нет товарищества, братства и общей среды.

Слишком уж это соревновательный жанр. Хотя я с большим количеством представителей этой сцены поддерживаю приятельские отношения. Думаю, что сцена гораздо менее разобщенная, чем десять лет назад.

- Как тебе кажется, идеалы хип-хопа - они остались или все свелось к наполнению больших залов зрителями?

Появился большой сегмент коммерческого хип-хопа, где главным является то, о чем ты говоришь. Когда-то он был невозможен: рэпом можно было заниматься только по любви, потому что бабок за это не платили. Но это не значит, что пропали артисты, которые это делают из любви к искусству.

Открытая репетиция «Орфея & Эвридики» в Останкино

С десяток лет назад Смоки Мо получил за свой сильнейший дебютный альбом «Кара-Тэ» тысячу долларов и, кажется, ноль роялти. В 2018 году Айза Долматова за дебютный EP получает аванс миллион рублей. Что такое произошло с рэпом?

А просто музыка снова стала платной. Победила модель стриминга - людям не западло заплатить пару сотен за неограниченный доступ к музыке. И последние два года стриминг стал приносить большие бабки. Лейблы не боятся давать большие авансы, потому что они быстро их отбивают.

- Миллион за EP - это много или мало?

Это нормально. Это успех, хорошая цифра. Ну и Айза Долматова очень популярный персонаж в соцсетях, поэтому люди, которые давали ей деньги, - думаю, они знали, что делали. Художественные достоинства обсуждать не буду - это же вопрос про бизнес.

- То есть ты недооцениваешь тексты Гарри Топора (рэпер, соперник Noize MC на «Версусе», по распространенному мнению - гострайтер Айзы. - Прим. ред. )?

Слушай, очень зрелищный, конечно, ей клип сняли - спору нет. Но это как Ольга Бузова: когда есть персонаж, ему пишут материал, он его как-то репрезентует. В коммерческом ключе это способно некоторое время функционировать - ну ок. Если бы мне было 18–22, я бы сейчас трехэтажным матом объяснял, насколько это неправильно. Но сорян, что-то мне надоело за пятнадцать лет (смеется) .

- У тебя были опыты гострайтинга помимо каких-то давних, когда ты писал тексты для Тани Терешиной?

Обширный опыт был, собственно, с хипхоперой. С поп-исполнителями? Давненько не было. В те годы это делалось, чтобы штаны не упали. Сейчас я могу спокойно заниматься тем творчеством, которым хочу. Хотя это тоже было по-своему интересно.

- Ты завидуешь тем, кто сейчас начинает?

Я за них рад. Пропал огромный входной барьер, когда за клип, в котором ничего не происходит, нужно заплатить 20 000 евро. Когда, чтобы нормально записать, нужно обязательно накопить на студию - не факт, кстати, что еще нормально запишут. С другой стороны, люди же быстро расслабляются. У них все это есть, и они начинают меньше стараться. Забавно было это с Чачей обсуждать: он говорит, что, когда начинала группа «Наив», на студию попадали только те, кому очень-очень-очень-очень-очень надо.

- У тебя есть запал все равно заниматься музыкой, если тебя будут слушать 20–30–40 человек?

Очень странно так к этому подходить. Понимаешь, музыка, которую я пишу, в момент, когда я ее пишу, - она для гораздо меньшего количества человек.

- Для одного?

Бывает и так. А то, что с ней потом становится, это, конечно, магия и мистика. Но, понимаешь, в моем случае сочинить музыку, которую будут слушать реально 20–30 человек - это я даже не знаю, как вообще так сделать. Что я такого должен выдать. Даже если я грайндкор-альбом запишу, ну уж пара сотен точно что-то в нем найдут. В мире соцсетей это невозможно - прежде чем сказать, что это кал, ее вынуждены будут послушать несколько сотен тысяч. Неизвестно, не вызовет ли еще это противоположный эффект.

Есть множество американских саунд-продюсеров, которых послушать, - они точно знают, как написать хит. А ты за пятнадцать лет разобрался?

Я понимаю какие-то работающие схемы. Но сознательно не прибегаю. Не знаю, это смешной вопрос. У меня есть один трек, который сделан по всем поп-лекалам. Хочу угореть и выпустить летом.

- Будет ли он под хаус-бит, как сейчас положено?

Да, у меня будет хаус-сингл. Вот и проверим.

- Ну что же… Хаус-сцена , как в 2017–2018-м.

Я на самом деле сначала был удивлен, что весь этот хип-хаус, который в 90-е проскакал уродливым гибридом по ушам слушателей и канул через несколько лет, вдруг столь величественно воспрянул и все собой заполонил. Хотя в детстве мне нравились Technotronic, NYCC, Bomfunk MCʼs - я как ведущий школьных дискотек всю эту сцену знал хорошо и подробно. Мне казалось, что это полностью отработанная схема, которая никому уже не кажется привлекательной. И тут вдруг ничего больше не стало - только трэп и прямая бочка. А лучше совместить! Но, кстати, я все чаще начинаю слышать в самых разных заведениях плейлисты, основанные на хитах конца нулевых: 50 Cent, Нелли Фуртадо, Тимбаленд, ранние хиты Бейонсе. От last season до «хорошо забытого старого» - полшага.

Новый альбом во всех его понятиях вот уже практически на горизонте, хотелось бы узнать, определился ли ты с датой его выхода и полностью ли составил треклист этой компиляции?
- Да, треклист полностью составлен, все песни сейчас находятся на стадии сведения и монтажа. Как только мы закончим, сразу обнародуем.

- Непосредственно физический носитель имеет место быть?
- Ну, попозже будет. Я думаю, к презентации альбома уже будет.

- Которая, как нам известно, перенесена…
- Да, 18 мая в STADIUM состоится презентация нового альбома в Москве. Остальные презентации не перенеслись, то есть Минск и Питер своё получат вовремя. Ну и, соответственно, все сибирские города.

Можешь ли ты вытащить пару козырей из рукава и рассказать о том, присутствуют ли какие-то фичеринги интересные на этой пластинке?
- Присутствуют. Например, будет фичеринг с группой «Воплi Вiдоплясова ». Ребята ко мне обратились с предложением по поводу своего 25-летия - обработать древнейший хит, песню «Танцi». У нас получился такой дабстепово-брейкерский замес очень жёстокий и интересный, с моим текстом и со старым текстом тоже. Мы всё это удивительным образом совместили, и скоро представим на суд широкой общественности. В рамках украинского тура, который у нас в конце марта будет, планируем снять видео. Возможно, какие-то треки ещё появятся до презентации самой пластинки. Вообще мы сейчас не рубимся за сохранение тайн, скажем так. Многие песни уже звучали. Этот новый, а для кого-то уже не новый материал, тоже окажется на пластинке. Но, там планируется 22 трека, так что новья тоже всем хватит.

В прошлом году мы были свидетелями массы перфомансов в неожиданных составах с различными музыкантами - это и виолончель, и тот же DJ Mos, который теперь с вами гоняет практически постоянно. Хотелось бы узнать - с материалом нового альбома, возможно с его презентацией, мы увидим уже огромный Лондонский филармонический оркестр?
- Знаешь, я, если честно, думаю все подобные фишки оставить слегка на потом, когда всем уже поднадоест, как мы рубим эти песни в своём классическом составе. Но, DJ Mos с нами теперь постоянно, так что его вы, конечно, будете лицезреть. Что касается остальных музыкантов, которые принимают участие в наших концертах, на презентацию мы не планировали их задействовать, но они приняли участие в записи альбома. То есть, в виде различных семплов, которые будет запускать DJ Mos, вы их сможете услышать.

Уже практически классический хронометраж, ставший притчей во языцах - это трёхчасовой концерт Noize MC. Сейчас выходит альбом, как ты сказал, с 22-мя треками. Значит ли это, что концерты движутся к прогнозируемой круглосуточности?
- Концерты движутся к тому, что мы в течение трёх часов будем играть только бронебойные хиты. Это очень сложная задача для нас, потому что жалко бывает выкидывать те или иные песни, но мы следуем логике беспощадного отбора и со временем придём к идеальной программе. Больше трёх часов всё-таки сложно людям, это надо понимать.

Это был первый раз, когда я сказал «всё, горшочек, не вари».

- Людям с обеих сторон сцены.
- Ты, конечно, на сцене рубишься, прыгаешь с гитаркой, устаёшь, много потеешь, можешь сорвать голос, но, во всяком случае, тебе не тычут в лицо сигаретами, тебя не затаптывают в слэме. В общем, у тебя есть некоторая фора перед людьми, которые вынуждены терпеть этот ад в течение такого количества времени. Я помню, когда мы сгоняли с парнями на Limp Bizkit в Киев, парни (LB) играли 2,5 часа, и мы поняли, что вообще это довольно жестоко. Раньше мы не задумывались, а тогда, я помню, пришел момент что-то такое осознать.

- Ты понял, для кого существуют сидячие залы?
- Ну, как-то да, пришли вот такие моменты в голову. Но, это не повлияло на наше решение, и мы продолжили играть столько же, сколько обычно.

Я так понимаю, что недавно ты, так скажем, продолжил свой киноопыт в сериале, где главную роль исполняет Сергей Шнуров. Хотелось бы услышать пару слов вообще об этом сериале, насколько тебя приколола сама затея. Ну, раз ты там снялся, значит, уже приколола. Насколько тебя приколол, скорее, результат, и насколько ты вообще ожидал увидеть Сергея в главной роли сериала вполне себе мейнстримового?
- Это я знал изначально. Просто обычно Шнур не соглашается играть в какой-то совсем уж эпидерсии, это было дополнительным поводом принять положительное решение. Мне показалась интересной эта задумка, именно поэтому я и принял участие. Ну, если честно, на данный момент я ещё ни одной серии не видел, у меня не доходят руки посмотреть. Мы сейчас с моей женой жонглируем детьми максимально, не всегда получается посмотреть какие-то новости.

- Есть ли желание, как жонглёр в процессе обучения, перейти от двух мандаринов к трём?
- Ну, пока что, мне кажется, нужно отточить своё умение на двух.

На тему Сергея Шнурова и его неучастия в сомнительных проектах, как ты сказал: знаешь ли ты, что Сергей в скором времени принимает участие в концерте-камбэке группы «На-На»?
- Да ладно!?

- Да, я видел это на билборде в метро - Бари Алибасову 75 лет, или сколько там… И главный гость - Сергей Шнуров.
- Я считаю, что это следствие Серёгиной формулы «так плохо, что аж хорошо»! Что если уж выступить на говняном концерте, то тогда уж самом говняном, только так. Кажется, здесь работает такой подход. Я не знаю, случай с СТС это был он же или нет…

Коллектив Noize MC всегда славился зубодробительными, по российским меркам, турами, просто нескончаемыми. С рождением второго ребёнка, видишь ли ты для себя возможность после этого короткого отпуска отправляться в такие же насыщенные поездки?
- В такие же нет. У нас, кажется, восемь концертов в марте, у нас довольно продолжительный тур по Сибири, потом отдыхаем майские праздники и в июле планируем целый месяц свободный.

Тебя могут отблагодарить только люди которым это очень надо.

- Ну, уже вольготнее, чем в прошлом году…
- Даже не в прошлом, а в 2010-ом, с ним по ужасу ничто не сравнится. Это был первый раз, когда я сказал «всё, горшочек, не вари», потому что это превратилось в полнейший треш.

Напоследок бы хотелось коснуться вот какой темы. Так как интервью появится там же, где эксклюзивно появится твой «Новый альбом», на сайте ThankYou.ru, хотелось бы услышать твоё мнение о нынешнем этапе развития, или напротив - этапе разложения музыкальной культуры, релизовой культуры. В чём ты видишь будущее этой индустрии - действительно система «pay-what-you-want», пост-оплатная система, когда слушатель знакомится с музыкой и лишь потом, в зависимости от своих возможностей, выражает свою денежную благодарность музыканту, является одним из перспективных путей развития, или есть какие-то другие альтернативы на виду?
- Нет, мне кажется, что на данный момент, в существующей ситуации, это самый честный подход. Ну и вообще это похоже на уличную историю. Музыкант играет на улице. Если кому-то понравилось, он бросит полтинник, если не понравилось - ничего не бросит. По-моему, это честно. С другой стороны, в России рассчитывать на что-то другое вообще нет смысла. Тебя могут отблагодарить только люди которым это очень надо, я имею в виду аудиозаписи. Я думаю, что с развитием и упрощением систем электронных платежей в стране, это может приносить музыканту вменяемые деньги. Главной ценностью были, есть и остаются хорошие песни. Их придётся писать, и придётся писать много. Никому никуда от этого не деться.

- Что ж, спасибо тебе, человек улиц, за эту милую беседу!
- Псы! Псы!

Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей.

Один из наиболее обсуждаемых и популярных отечественных альтернативных музыкантов Иван Алексеев, известный как Noize MC, встретил Новый год новым альбомом «Царь горы». «Лента.ру» поговорила с исполнителем о «пятнадцати минутах славы» в эпоху лайков, хамстве полиции и о том, как смешно быть рэпером.

«Лента.ру»: Уже в стартовом треке нового альбома ты повторяешь: «Моя музыка всегда со мной…» Сама по себе эта фраза - одно из стереотипных высказываний многих исполнителей. Но ты же, наверное, имеешь в виду что-то конкретное?

Noize MC: Куда уж конкретнее? Более прямолинейной песни, чем процитированный тобой трек Make Some Noize, на всем альбоме, пожалуй, нет. Ну, разве что «Любимый цвет» еще. Так вот, моя музыка действительно всегда со мной: в любое путешествие я беру с собой микрофон, ноутбук, звуковую карту, гитару, миди-клавиатуру, портативные колонки и кучу всяких проводов. Тексты пишу в смартфоне, иногда в нем же делаю первые наброски инструменталов или записываю на диктофон только что сочиненные гитарные риффы. Я сочиняю песни в метро, самолетах, поездах и автобусах. Альбом «Царь горы» так и был записан - за исключением одной-единственной студийной сессии мы все сделали прямо в туре, в переездах и перерывах между концертами. Make Some Noize - это эпиграф всей пластинки, рассказ о том, как она, собственно, сделана.

Ты уже проверил, как реагирует аудитория на заглавную тему альбома? Насколько далеко расходятся представления публики о «царе горы» с твоими смыслами?

Наша постоянная аудитория в основном все считывает верно. Это песня о скоротечности массового успеха и потребительском отношении публики к артисту; о «пятнадцати минутах славы» и «халифе на час». О том, как музыка из средства самовыражения превратилась в зрелище и соревнование. Но некоторые люди воспринимают этот трек как высказывание о жажде власти, о борьбе за нее - хотя это только поверхностный слой, буквальное прочтение и лишь фасад всей аллегории. А вот что касается хип-хоп-комьюнити, то в этой среде некоторые ребята, напротив, даже перебарщивают с декодингом: ищут в тексте отсылки к конкретным персонам русского рэпа, наезды им какие-то мерещатся. Ничего такого я туда не закладывал - наоборот, это песня как раз про обезличивающую артиста индустрию.

Что такого нашел Баста, чтобы сейчас «заряжать» сольник в «Олимпийском»? И чего ты никогда делать на станешь, даже если продюсеры аргументируют: сделай так - и поедем по стадионам?

Продюсеров у меня нет, а площадки мы и так собираем немаленькие. Да, в Москве это не «Олимпийский», а «Стадиум». Но у нашей группы и музыка более радикальная. Нас почти не крутят по радио. Я редкий гость в телевизоре. Сбербанк на корпоратив не позовет. И я не стремлюсь как-то это изменить. Я постоянно экспериментирую, стараюсь совместить несовместимое: мне, как и раньше, интересны причудливые жанровые гибриды и разнообразная музыкальная палитра - а огромное количество людей по-прежнему, как и десять лет назад, пытается выяснить, это все-таки рок или рэп? Причем порой с такой претензией, как будто они пакет молока покупали, а внутри оказался апельсиновый сок. Да, с точки зрения шоу-биз-маркетинга Noize MC - это сущий кошмар. Такой товар трудно продать через сеть супермаркетов - непонятно, на какую полку поставить. А проблемы с дистрибуцией и мерчандайзингом, скажем так, бьют по объемам продаж. Вася поступил хитрее: под псевдонимом Баста он выпускает более мягкую, порой прямо эстрадную музыку; есть Ноггано - во многом его истинное лицо, как мне кажется, - хотя, конечно, темные стороны его личности там гипертрофированы до гротеска; есть N1NT3ND0 - если честно, моя любимая ипостась, потому что там я вижу то, что больше всего ценю сам: смелый эксперимент, отсутствие какого бы то ни было ориентирования на аудиторию. А у меня сайд-проектов нет. Я мешаю все свои коктейли за одной и той же барной стойкой. Нравится не всем и не все - но уж если нравится, то они со мной всерьез и надолго. Я никогда не стану «рэпером номер один» просто потому, что я не рэпер. «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, Форрест? - А разве я не буду самим собой?»

Когда ты прикоснулся к теме Осипа Мандельштама «Сохрани мою речь», это показалось любопытным. Но подобных опытов у тебя пока больше нет. Хотя, мне кажется, сделать хип-хоповый цикл на основе драматичного, классического литературного материала может быть весьма убедительным ходом.

Это штучная вещь. «Сохрани мою речь» Мандельштама бешено срезонировала с моим собственным мироощущением. Я написал эту песню очень быстро, практически мгновенно - так бывает, когда ты даже не сочиняешь, а будто под чью-то диктовку записываешь. Это нельзя поставить на поток, превратить в подход, в метод. Может быть, я еще обращусь к классической поэзии, и не раз. А может, этого больше не будет никогда - не знаю. Вот, например, хип-хопера (неологизм Алексеева для обозначения понятия «хип-хоп-опера» - прим. «Ленты.ру» ) «Орфей и Эвридика», которую мы с Юрием Квятковским в минувшем году поставили в Москве на сцене Tesla 4000 - это, мне кажется, в какой-то степени близко к тому, о чем ты говоришь. В 2017 году я планирую издать аудиоверсию оперы - в качестве концептуального хип-хоп-альбома, и мы повторим постановку в Москве и в Питере ближе к концу года.

Рэп-публицистика, рэп-сатира ныне для тебя совсем не близкие приемы, или нужен опять какой-то особый повод?

Нужно ли мне, чтобы полиция снова нахамила мне на собственном концерте, а потом посадила в спецприемник за ответную реакцию на это хамство? Хочу ли я, чтобы родственники моих друзей снова погибли в аварии, произошедшей по вине босса нефтяной компании? Соскучился ли я по травле в СМИ и людям с автоматами, вылезающими на сцену посреди песни? Нет, не очень. Хотя кому-то, наверное, скучновато без едких рэп-памфлетов на злобу дня. «Эй, что за унылая лента? Больше вирусного контента!»

Допускаешь, если какой-нибудь очередной поборник нравственности доберется до твоей темы «чайлдфри», то может снова прозвучать что-то из серии: «Прислушайтесь, о чем поет Иван Алексеев? Это к чему он призывает новые поколения!?»

Не «прислушайтесь», а «послушайте вот эти четыре строчки, плюнув на остальные сорок! Ай-яй-яй!» Я не то что допускаю, я буду дико удивлен, если этого вдруг не произойдет. Глупо отрицать, что это провокационная песня. Да, провокационная. Огромное количество родителей фактически игнорируют своих детей, не пытаются найти с ними общий язык, не вникают в их интересы и проблемы, а когда потом случается абсолютно закономерный коллапс, виноваты оказываются музыканты с «неправильным репертуаром». Я готов к публичной дискуссии на эту тему, почему нет? Я сам отец двоих детей. Да, конкретно эту песню я им в машине не поставлю и под гитару дома не спою. Поставлю и спою другие. Точно так же, как я им могу включить мультфильм про Карлсона или кино про Буратино, а вот нового «Чужого» посмотрю сам, без них. Многие современные родители вручают своим детям айпад с двухлетнего возраста и идут заниматься своими делами, а потом удивляются, что подростки подписываются на «паблики смерти». Песня «Чайлдфри» - о том, к чему может привести слепое следование чужим советам и мнению «авторитетов» из медиа, о персональной ответственности за собственные жизненные решения. А то, что многие люди не в состоянии отличить лирического героя от личности автора, для меня не новость.

Первый концерт в нынешнем году ты дал в Москве уже 2 января. Это потому, что ты теперь ведешь сравнительно здоровый образ жизни и делать в праздники тебе все равно нечего?

Ровно год назад мы давали концерт в том же месте. Это, кажется, становится доброй традицией. Мне нравятся необычные концерты - с «изюминкой», с концепцией. Что значит «делать в праздники все равно нечего»? Выступать на собственном новогоднем шоу в костюме зайца - это одно из лучших занятий в жизни! Рок-н-ролл гораздо интереснее обычного запоя.

В марте тебе будет 32. Это не те 22-23, когда начиналась твоя популярность и многое вокруг было несколько иным. Как ты ощущаешь свое взросление? И как вообще нужно «стареть» рэперу, чтобы не стать смешным?

По моим ощущениям, я куда более осознанно воспринимаю происходящее вокруг. Меня сложнее спровоцировать, вывести из себя или что-то навязать. Меньше иллюзий в отношении людей. Больше опыта. Ничего особенного - просто мне действительно уже не 22. Рэперу не нужно стареть. А вот взрослеть не помешало бы: осознать, что слово имеет вес и смысл только тогда, когда ты его не девальвируешь пустыми спекуляциями; что это крутые песни делают тебя крутым артистом, а не
наоборот; что все мы - в первую очередь люди, а уже потом - эмси, рок-звезды, диджеи, банковские служащие, дворники, слесари и доктора наук. А, кстати, быть смешным иногда нужно обязательно. Без самоиронии рэперу не повзрослеть. Это же смешно - быть рэпером. Особенно взрослым. Невыносимая боль от неразделенного чувства гипертрофированной собственной важности - главная проблема хип-хоп-мира.

2017-й ты, видимо, отчасти посвятишь гастролям в поддержку нового альбома. Недавно в сети трансляцию твоего концерта посмотрели 250 тысяч человек. Цифра внушительная. Но мне кажется, что твоя офлайн-аудитория, по крайней мере в России, все же в определенной степени ограничена, сосредоточена в нескольких крупных городах и, возможно, из отечественного хип-хопа ничего, кроме Нойза, не слушает. Насколько я прав?

Степень твоей правоты, к сожалению или к счастью, стремится к нулю. Наша онлайн-аудитория как раз достаточно скромна по сравнению с реальной. Я не веду Twitter, не делаю видеоблоги, не «перископлю», не участвую в интернет-перепалках - мне все эти бушующие страсти не очень интересны, я лучше песню сочиню. Хотя от современного артиста аудитория, конечно, в первую очередь ждет не каких-то там песен, а неистового интерактива и незамедлительной реакции на каждый пук, ибо интернет-пук - явление в высшей степени недолговечное, и тут зевать некогда: нужно его срочно публично проанализировать в соцсетях, сорвав на своей незаменимой экспертной оценке заслуженный джек-пот из лайков, просмотров и комментариев. А там уж, может, и на концерт кто-нибудь сходит - селфи сделать и снять видосик с припевом главного хита. Таковы реалии современного мира. И если раньше андеграундом был тот, кого никогда по телевизору не показывают, то сегодня андеграунд - это когда у тебя в Instagram мало подписчиков.

Что же касается нашей концертной публики, то за последние три месяца мы выступили в пятидесяти городах. В небольших городах работаем в залах на тысячу мест, в миллионниках ситуация другая. В зале я периодически вижу людей в фирменных футболках других артистов - аудитория явно пересекается и с ведущими рэп-артистами, и с известными рок-группами.

Наблюдая за современной музыкой и микшируя ее в своих композициях, ты не почувствовал, что приближается момент рождения какого-то нового тренда, какими становились когда-то рэп, хард-рок, панк, гранж, брит-поп?

Я чувствую, что момент назрел. Современная музыкальная культура уже слишком давно пережевывает сама себя. Сейчас может вдруг стать популярным что-то совершенно неожиданное. Возможно, новизна будет заключаться даже не в самой музыке, а в способе ее исполнения и донесения до слушателя, например. Будущее за мультимедиа. Песня без клипа уже воспринимается многими как полдела, как распечатанный текст без звука - то есть о’кей, мне нравятся слова, но этого недостаточно.

Вообще, если посмотреть, что происходило в музыкальной культуре в последние несколько десятилетий, можно увидеть, как маятник массового интереса постоянно курсирует между гитарной и электронной музыкой - с периодичностью примерно в семь-десять лет. Возможно, все вот-вот устанут от рейва и автотюна с драм-машинами, и он опять качнется в сторону очередной реинкарнации рок-н-ролла. А может быть, наконец сменится вся парадигма. Вот это было бы по-настоящему круто и интересно. Но что бы ни случилось, лично я по-прежнему планирую стремиться писать песни, которые и на кухне под гитару хороши, и двадцать тысяч человек на фестивале заставляют прыгать.

Ты сейчас даёшь в Москве 2 концерта подряд. Не сложно ли? И каково давать концерт в свой день рождения?

Ваня : Почему сложно? Сложно давать 20 концертов подряд (смеётся), а тут 2 концерта и причём в одном городе, где я живу. А насчёт дня рождения… У нас уже был опыт. 2 года назад, когда мы презентовали свою пластинку под названием «Последний альбом», кстати в этом же клубе, только он назывался «Б1», у нашего басиста Саши Кислинского был день рождения. Поэтому, это уже пройденный этап. (улыбается)

Вот я бывал часто на твоих концертах. Где тебе удобнее и проще выступать: в больших клубах, в маленьких «квартирниках» или вообще на Арбате?

Ваня : Вот у меня частенько спрашивают такое и… Я так и не выбрал…(смеётся) Вот в твоём списке нет фестивальных концертов, а это же вообще отдельная история!

Ну, хорошо. У тебя сейчас подрастают детишки и такой вопрос: Как ты относишься к нынешнему школьному образованию?

Ваня : Ну, я, как старое поколение (улыбается) , конечно же говорю, что в наше время было всё намного лучше и образование тоже было лучше.

С тобой всегда было интересно общаться… Вот расскажи своё мнение о гражданской войне на Украине и вообще о той ситуации в целом.

Ваня : Я вообще не могу понять что там происходит. Вот чего, а именно войны я там не хочу видеть. Янукович не лучший президент, а кто лучший, я не знаю.

Понятно. А какой самый необычный подарок или сюрприз тебе дарили или делали?

Ваня : Вот во время прошлого тура, мне подарила девочка из Пензы маленькую копию моей гитары. Это очень мило.

Классно… А вот…

Ваня : Ой, подожди… Подарки… Я забыл совсем… Сегодня моя семья, а именно моя жена, с утра, подарила мне кулон, в котором были отпечатки пальцев моих сыновей: Васи и Миши.

Оуу, как мило…

Ваня : Да это вообще очень круто!

Ну смотри, так как у нас сайт музыкальный, следует такой вопрос: Какие группы ты котируешь?

Ваня : Хорошие! Котирую только хорошие группы! Плохие – не котирую! (смеётся)

А что интересного ты слышал за последние 3 месяца?

Ваня : За последние 3 месяца….

Ну, вот хотя бы за 2014 год

Ваня : Последние 3 месяца я провёл на острове Самуи, в Тайланде. И в какой-то момент там оказались все наши друзья. Все музыканты были там и было ощущение, что это своего рода KUBANA (cмеётся) . Вот Юра Каплан, так же известный как Валентин Стрыкало, играл все песни свои. Можно было его попросить, и он бы сыграл всё, что ты захочешь (смеётся) Вот это был самый крутой концерт!

Круто! А ты сам ходишь на какие-нибудь концерты?

Ваня : Конечно! Я 2 раза был на Die Antwoord. Вот из групп, которые выступают под минусовки, это самая крутая.

Точно! А на чьи бы концерты ты хотел попасть?

Ваня : Вот мне говорили, что Deftones очень круто играют живьём…

Ну, вот они все будут на Park Live этим летом…

Ваня : Да, Park Live, точно… Надо запомнить… Если никуда не уедем, точно схожу.

Смотри, вопрос от нашего читателя: «Говорят, что архитектура — это застывшая музыка. А про ваши песни можно сказать…»

Ваня : Что эта архитектура разваливается? (смеётся)

Неет, «А про ваши песни можно сказать что-то подобное? Есть ли ощущение, что, записывая какую-то песню, она приобретает какую-нибудь форму или цвет?»

Ваня : Форму или цвет… Ну форму да, а цвет иногда не приобретает (смеётся)

Какие ближайшие релизы нам ждать?

Ваня : Осенью выйдет наш новый фильм. Вместе с ним выйдет и диск саундреком к фильму. Как раз через полгода.

А клипы?

Ваня : А клипы это тоже релиз? Конечно будут клипы и песни… Будет клип на песню «Капитан Америка»… Мы очень ждём его!

Ну, смотри, такой быстрый блиц. Ты должен очень быстро отвечать.

Ваня : Давай

Как тебе GTA5?

Ваня : Не играл

Какое твоё любимое блюдо?

Ваня : Нуу.. пусть будут пельмени

Когда стричься?

Ваня : В будущем. Стричься в будущем.

Сколько ты спишь ночью?

Ваня : Сколько получится…

Какой-то грустный блиц…

Ваня : (улыбается)

Какое любимое место для отдыха?

Ваня : Ну, пусть будет прибрежье.

Ваня : Хороший! Очень хороший! Он бы всем помогал! (Смеётся)

Спасибо, Вань и с днём рождения ещё раз!

Ваня : Спасибо, пока. (улыбается)

Интервью брал: Александр Нечаев.