Иван васильевич в произведении после бала. Сочинение Толстой Л.Н

В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ “После бала”, который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя - Сергеем Николаевичем Толстым.
Интересно, что писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи. Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания. В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны. Но все же в основном рассказ ведется от первого лица - Ивана Васильевича.
Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был “студентом в провинциальном университете”, жил, “как свойственно молодости”: учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.
Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; “танцевал до упаду”.
Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу, у которого возникло “в то время какое-то восторженно-нежное чувство” к полковнику. И это чувство еще больше усилилось, когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью. Иван Васильевич проникся глубоким уважением к этому воинскому начальнику “типа старого служаки николаевской выправки”.
Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.
На балу Иван Васильевич даже и не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не смог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими.
В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.
Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. На сердце у него была “почти физическая, доходившая до тошноты, тоска”, такая, что он несколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он “услыхал и увидел опять все и вскочил”.
После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.
На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

В образе Ивана Васильевича - героя рассказа “После бала” - Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение (каким оно “должно быть”) каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым.
Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у нее уважение. Он принимается рассказывать о “делах давно минувших дней”. Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим. Но обратимся к рассказу.
В то время (40-е годы XIX века) Иван Васильевич был студентом в университете, “веселым и бойким малым, да еще и богатым”. Все свое время он отдавал развлечениям да веселым похождениям (а иногда и учебе). Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам, был просто красавец. В общем, он не отличался от других молодых людей своего времени - был такой же легкомысленный и совершенно не думал о нравственных категориях, о государственных делах, о философских истинах. Последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой - писаной красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. Случилось так, что Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру, губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное - среди гостей была Варенька Б., что особенно радовало Ивана Васильевича. Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой. Она улыбалась ему, и он был счастлив своей любовью. Он очень нервничал, когда танцевал не со своей избранницей, и всегда смотрел в ее сторону, будто на свою пару. Иван Васильевич не знал, любит ли Варенька его, но почитал за счастье свое собственное чувство. Этой своей любовью он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех. Восторг, радость, любовь и счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. И Варенька была благосклонна, что только увеличивало счастье.
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари - “статный, высокий и свежий старик” с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и “зачесанными вперед височками”. Он улыбался, грудь его была украшена орденами, “он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки”. Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все “па”. Дочь была счастлива, когда им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь передавалась через нее и к Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги полковника Б. - старомодные, с квадратными носами. Поговаривали, что он не заказывал себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Васильевича очень тронула эта забота. Он искренне полюбил отца Вареньки.
И вот окончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже под утро отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна: чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б., увидеть ее, может быть, еще раз.
Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая. (Здесь Толстой применяет прием нагнетания, подводит читателя к кульминации. Слова “мрачная”, “черная” повторяются несколько раз.)
Подходя к дому Б., на пустыре Иван Васильевич увидел что-то черное, страшное. Играла визгливая ужасная музыка. Иван Васильевич подумал было, что это учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело.
Между двумя рядами солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к прикладам татарина-солдата. Его гоняли “сквозь строй” за побег. Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его подымали, сыпались удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу.
После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил? Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но внутри его бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного (и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело его чувство к Вареньке.
Что же кроется за этим?
Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе.
Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто, человек восстает внутренне против ужасных порядков, беззаконий и пережитков прошлого, не умерших и в настоящем.

Глубокий смысл маленькой истории

Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа «После бала» Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими штрихами нарисовать внутренний мир человека, разобраться в его состоянии. В рамках небольшого произведения решаются не только личные, но и общественные проблемы. Нужны ли нам дела давно минувших дней? Л. Н. толстой убеждает нас в том, что знание истории помогает правильно жить, не совершать ошибки, адекватно оценивать действительность. Прошлое и настоящее тесно связаны между собой.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» возвращает нас в далёкое прошлое, но остаётся востребованным и в нашем современном XI веке. В нём поднимаются вечные проблемы бытия, которые являются актуальными для любого человека. Вопрос нравственного выбора – один из основных в этом небольшом по объёму, но достаточно глубоком по содержанию произведении.

Знакомство с главным героем

Каждому хотя бы раз приходится принимать решения, влияющие на дальнейшую судьбу. Главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала» тоже стоит перед выбором.

Красивый, молодой, богатый

Человек, рассказывающий поучительную историю – центральный персонаж произведения. Мужчина вспоминает историю, круто изменившую его жизнь. Описание Ивана Васильевича из рассказа «После бала» вложено в уста самого героя. Много лет назад он был молодым человеком, учился, развлекался, влюблялся. Обладая привлекательной внешностью, большим состоянием и добрым нравом, Иван Васильевич имел много друзей, пользовался успехом у женщин. Молодой человек мог позволить себе весело проводить время и не задумываться о будущем. Его «удовольствие составляли вечера и балы». Был таким же, как и его сверстники, прожигал жизнь как все. «Были мы просто молоды, и жили как свойственно молодости: учились и веселились», – объясняет рассказчик.

Добрый малый

В рассказе «После бала» характеристики Ивану Васильевичу автор не даёт. Но из текста становится ясно, что это был обычный молодой человек. Добрый по натуре, он искренне видел в людях только хорошее. Губернский предводитель и его жена – милая семейная пара, полковник – любящий и заботливый отец, Варенька – ангел, спустившийся с небес, с «ласковой, всегда весёлой улыбкой у рта». Мы понимаем, что влюблённый юноша наивен и бескорыстен. Он живёт счастливым настоящим и мечтает о будущем.

Жизнь раскололась пополам

Счастье на балу

Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое. Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки. Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.

Ужас после бала

Страшная картина экзекуции беглого солдата заставила юношу по-другому взглянуть на современную действительность. Неприятные, резкие звуки, чёрные мундиры, красная спина символизируют боль, несчастье и ужас. Реальная действительность разрушила мечты и грёзы. Ивана Васильевича.

Трудный выбор

«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина. Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь. И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры. «Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей. Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.

Уроки произведения

Нелегко выбирать правильный путь в своей жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость», – говорил сам великий писатель Л. Н. Толстой. Важно принимать такие решения, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Главный герой рассказа «После бала» – пример для подражания. Его поступки учат честности и благородству.

Тест по произведению

Сочинение

Иван Васильевич - главный герой, рассказчик. Его повествование переносит слушателей в обстановку российского провинциального города 1840-х гг. В то время И. В. учился в университете, ни в каких кружках не участвовал, а просто жил, «как свойственно молодости».

Однажды случилось ему быть «в последний день масленицы на бале у губернского предводителя». Там оказалась и его возлюбленная - Варенька Б. Особо И. В. останавливается на «бестелесности» своей страсти к молодой красивой женщине, стремясь создать у слушателей впечатление чуть ли не «ангелопо-добности» своего внутреннего состояния: «...Я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Умиление собой, Варенькой постепенно переносится И. В. на всех присутствующих: на добродушного хлебосольного предводителя и его супругу, даму с пухлыми белыми открытыми плечами (И. В. подчеркивает ее сходство с парадными портретами императрицы Елизаветы Петровны), на отца Вареньки, полковника В., и даже на инженера Анисимова, отбившего у него первую мазурку с Варенькой. «Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Эта поистине божественная, братская любовь, открывшаяся И. В. в последний день масленицы, накануне Великого поста, странным образом санкционируется в изображении Толстого языческими, в целом - кощунственными законами бального светского увеселения.

Дальнейшие события происходят с И. В. уже на следующее утро, в первый день Великого поста. Случайно он становится свидетелем варварской экзекуции - обряда наказания шпицрутенами беглого татарина. Сцена экзекуции - кривое зеркало бального ритуала. Восприятие И. В. невольно фиксирует эти искаженные соответствия. Мелодия мазурки накладывается на визгливый аккомпанемент барабана и флейты, ритм танцевальных па - на чеканный взмах солдатских рук и хлесткий посвист палочных ударов, танец Вареньки с отцом - на адский «танец» истязаемого под пыткой татарина и идущего с ним в паре «твердой, подрагивающей походкой» полковника Б. Вместо «бестелесной» Вареньки - «пестрое, мокрое, красное» «тело человека»: «Братцы, помилосердуйте». Это «братцы», эта явная аналогия с Голгофой недвусмысленным образом перекликаются с мотивом братской, общечеловеческой любви, испытываемой И. В. во время бала. В его воображении чудовищно переплетаются, казалось бы, несходные миры: духовный и плотский, христианский и языческий, божественный и демонический. Масленичный бал, язычески-фарисейская официозная культура порождают идею всечеловеческой любви, а «современная Голгофа», увиденная в начале поста, наоборот, являет не лик страдающего за человечество Христа, а безобразное кровавое месиво истязуемой человеческой плоти. Сатана служит Богу, Бог - сатане, и все это объединяется общим символом ритуализованной пляски. Все это для Толстого «лжекультура», «культура-оборотень», отрицающая сама же себя.

В отличие от автора И. В. не в состоянии принять открывшуюся ему истину. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», - думал И. В. про полковника, наблюдая, как тот легко и привычно от бала переходит к экзекуции, от «духа» к «плоти», не меняя, по сути, своего поведения. И. В. так и «не посвятили» в тайны светских «приличий», оправдывающих подобное «оборотничество». Он остался «по ту сторону» совершаемого носителями официальной морали добра и зла. Не вникнув в современные ему постулаты «пристойного» поведения, И. В. в то же время не поверил и своему естественному, еще не испорченному обществом моральному чувству. Отказ от военной службы и женитьбы на Вареньке - это не столько протест, сколько духовная капитуляция И. В. перед хаосом современной ему культуры.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала») Изложение замысла рассказа «После бала» Толстого

Сочинение

В образе Ивана Васильевича - героя рассказа “После бала” - Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение (каким оно “должно быть”) каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым.
Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у нее уважение. Он принимается рассказывать о “делах давно минувших дней”. Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим. Но обратимся к рассказу.
В то время (40-е годы XIX века) Иван Васильевич был студентом в университете, “веселым и бойким малым, да еще и богатым”. Все свое время он отдавал развлечениям да веселым похождениям (а иногда и учебе). Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам, был просто красавец. В общем, он не отличался от других молодых людей своего времени - был такой же легкомысленный и совершенно не думал о нравственных категориях, о государственных делах, о философских истинах. Последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой - писаной красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. Случилось так, что Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру, губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное - среди гостей была Варенька Б., что особенно радовало Ивана Васильевича. Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой. Она улыбалась ему, и он был счастлив своей любовью. Он очень нервничал, когда танцевал не со своей избранницей, и всегда смотрел в ее сторону, будто на свою пару. Иван Васильевич не знал, любит ли Варенька его, но почитал за счастье свое собственное чувство. Этой своей любовью он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех. Восторг, радость, любовь и счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. И Варенька была благосклонна, что только увеличивало счастье.
Особенное впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари - “статный, высокий и свежий старик” с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и “зачесанными вперед височками”. Он улыбался, грудь его была украшена орденами, “он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки”. Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все “па”. Дочь была счастлива, когда им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь передавалась через нее и к Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги полковника Б. - старомодные, с квадратными носами. Поговаривали, что он не заказывал себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Ва- сильевича очень тронула эта забота. Он искренне полюбил отца Вареньки.
И вот окончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже под утро отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна: чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б., увидеть ее, может быть, еще раз.
Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая. (Здесь Толстой применяет прием нагнетания, подводит читателя к кульминации. Слова “мрачная”, “черная” повторяются несколько раз.)
Подходя к дому Б., на пустыре Иван Васильевич увидел что-то черное, страшное. Играла визгливая ужасная музыка. Иван Васильевич подумал было, что это учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело.
Между двумя рядами солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к прикладам татарина-солдата. Его гоняли “сквозь строй” за побег. Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его подымали, сыпались удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая фигура военного, шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу.
После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил? Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но внутри его бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного (и не стал им впоследствии), даже почему-то охладело его чувство к Вареньке.
Что же кроется за этим?
Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе.
Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто, человек восстает внутренне против ужасных порядков, беззаконий и пережитков прошлого, не умерших и в настоящем.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Глубокий смысл маленькой истории

Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа «После бала» Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими штрихами нарисовать внутренний мир человека, разобраться в его состоянии. В рамках небольшого произведения решаются не только личные, но и общественные проблемы. Нужны ли нам дела давно минувших дней? Л. Н. толстой убеждает нас в том, что знание истории помогает правильно жить, не совершать ошибки, адекватно оценивать действительность. Прошлое и настоящее тесно связаны между собой.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» возвращает нас в далёкое прошлое, но остаётся востребованным и в нашем современном XI веке. В нём поднимаются вечные проблемы бытия, которые являются актуальными для любого человека. Вопрос нравственного выбора – один из основных в этом небольшом по объёму, но достаточно глубоком по содержанию произведении.

Знакомство с главным героем

Каждому хотя бы раз приходится принимать решения, влияющие на дальнейшую судьбу. Главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала» тоже стоит перед выбором.

Красивый, молодой, богатый

Человек, рассказывающий поучительную историю – центральный персонаж произведения. Мужчина вспоминает историю, круто изменившую его жизнь. Описание Ивана Васильевича из рассказа «После бала» вложено в уста самого героя. Много лет назад он был молодым человеком, учился, развлекался, влюблялся. Обладая привлекательной внешностью, большим состоянием и добрым нравом, Иван Васильевич имел много друзей, пользовался успехом у женщин. Молодой человек мог позволить себе весело проводить время и не задумываться о будущем. Его «удовольствие составляли вечера и балы». Был таким же, как и его сверстники, прожигал жизнь как все. «Были мы просто молоды, и жили как свойственно молодости: учились и веселились», – объясняет рассказчик.

Добрый малый

В рассказе «После бала» характеристики Ивану Васильевичу автор не даёт. Но из текста становится ясно, что это был обычный молодой человек. Добрый по натуре, он искренне видел в людях только хорошее. Губернский предводитель и его жена – милая семейная пара, полковник – любящий и заботливый отец, Варенька – ангел, спустившийся с небес, с «ласковой, всегда весёлой улыбкой у рта». Мы понимаем, что влюблённый юноша наивен и бескорыстен. Он живёт счастливым настоящим и мечтает о будущем.

Жизнь раскололась пополам

Счастье на балу

Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое. Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки. Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.

Ужас после бала

Страшная картина экзекуции беглого солдата заставила юношу по-другому взглянуть на современную действительность. Неприятные, резкие звуки, чёрные мундиры, красная спина символизируют боль, несчастье и ужас. Реальная действительность разрушила мечты и грёзы. Ивана Васильевича.

Трудный выбор

«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина. Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь. И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры. «Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей. Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.

Уроки произведения

Нелегко выбирать правильный путь в своей жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость», – говорил сам великий писатель Л. Н. Толстой. Важно принимать такие решения, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Главный герой рассказа «После бала» – пример для подражания. Его поступки учат честности и благородству.

Тест по произведению