Как научиться понимать библию. С чего начать читать библию

Когда вы приходите в гости и вам показывают семейный фотоальбом, то вам не обойтись без некоторых дополнительных комментариев, помогающих правильно ориентироваться в изображенных лицах. Ведь семейный архив является достоянием данного семейства, так что человек посторонний может и не разобраться здесь самостоятельно.

Библия была написана для избранного народа, наследником которого после пришествия в мир Господа и Спасителя стал народ Божий, то есть Церковь Христова. Библия есть книга Церкви. И поэтому понимать ее надо так, как понимает ее семья, которой она принадлежит, то есть Церковь.

Но сначала порассуждаем вот о чем. Сегодня каждый человек может приобрести Библию, открыть ее и начать читать. Что же нужно для того, чтобы это чтение привело к положительному результату, стало спасительным? И можно ли читать Библию так, как читают обычную книгу?

Библия есть книга Божественная, это обращенное к нам Слово Божие. Но к правильному пониманию этого Слова надо себя подготовить. Если мы открываем священные страницы где-нибудь в метро или в автобусе, если пытаемся проникнуть в их смысл наспех или без усилий, то скорее всего не поймем ничего. Здесь требуется внутренняя подготовка, определенный духовный настрой.

Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва - концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы “остыть” от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний. “Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине”, - внушает преподобный Исаак Сирин. Древние монахи читали Писание понемногу, вслух, стараясь максимальным образом сосредоточиться на смысле библейского текста. В египетских монастырях IV века монахи заучивали библейские тексты наизусть, постоянно повторяя их про себя в течение всего дня. А великий русский святой XIX века преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен “плавать” в словах Писания. Читая Библию, нужно с

готовностью воспринимать ее не только разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Не нужно поглощать главу за главой, прочитывая по нескольку страниц без остановки. “Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, - говорит преподобный Никодим Святогорец. - Но с размышлением вникай в каждое слово”. Лучше всего читать не более одной главы в день, размышляя над прочитанным. Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещенного человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос.

Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаем Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.

В зависимости от уровня знаний, образования, жизненного опыта у человека складывается свое восприятие и понимание библейского текста. В этом сокрыта некоторая опасность. С одной стороны, индивидуальная работа со Словом Божиим возгревает в нас религиозное чувство, укрепляет нашу веру. Но с другой стороны - мы не застрахованы от ошибок, когда, читая Библию, способны по незнанию, отсутствию опыта и соответствующего образования прийти к неправильным выводам.
В связи с этим возникает вопрос: а существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Церковь утверждает: поскольку Библия есть книга народа Божия - Церкви, то общецерковное понимание и содержит в себе тот критерий, сверяясь с которым, можно избежать ошибок.

Почему же общецерковное понимание Библии безошибочно, а индивидуальное может обернуться заблуждением?
Библия есть Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению, и, чтобы проникнуть в суть Божия послания к миру и человеку, нужно иметь Духа Святого в своем сердце.

Люди находятся на разном расстоянии от Бога. Один стоит ближе, другой - дальше. Один имеет великие дары Духа Святого, а другой этих даров не имеет. Но известно: в Церкви как общине веры живет и действует тот же Божественный Дух, Который внушал древним библейским авторам Богодухновенные тексты. И потому Церковь, имея в себе этот Дух, способна безошибочно постигать Слово Божие. Это всесовершенное толкование Священного Писания содержится, конечно, не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей, пусть даже самых просвещенных и авторитетных. Безошибочное понимание Слова Божия хранится в церковном учении, которое формируется на основании Священного Писания, принадлежит Церкви и передается в лоне ее из поколения в поколение. Таким образом, Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушенный силою Святого Духа.

С какой торжественностью, с какой величавостью происходит в Церкви чтение Священного Писания! В один из самых важных моментов богослужения Слово Божие торжественно выносят на середину храма. Перед тем как провозгласить текст во время Божественной литургии, священник читает особую молитву, в которой просит Господа помочь всем присутствующим понять смысл читаемого. Диакон возглашает: “Премудрость. Вонмем”, - подчеркивая тем самым, что Слово Божие несет особую мудрость людям, и воспринимать его надо с особым вниманием. После прочтения библейских текстов за литургией следует проповедь, содействующая правильному церковному пониманию Божественных истин.

Вслушиваясь в слова Священного Писания, мы стоим со склоненной головой, готовые к приятию Слова Божия. Вслушиваясь в вечные глаголы Божественного Откровения, мы расстаемся на время с миром и погружаемся в себя. Ибо Слово Божие, по свидетельству апостола, действием своим подобно “мечу духовному” (Еф. 6. 17), способному рассечь человеческое естество, отделить правду от неправды, свет от тьмы, добро от зла. Слово Божие обладает колоссальной силой духовного воздействия на человека. И очень важно, чтобы, внимая этому Слову, мы впитывали истину, которую Дух Святой передал древним авторам Библии и которую доныне преподает Церкви Христовой, общине веры.

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Евангелие от Иоанна. Глава 8, стих 32).

Перед многими людьми, открывающими для себя богатство Православия, возникает вопрос: «Какие же книги может читать христианин, чему мы должны уделить основное внимание»? Конечно же, на первом месте для христианина стоит Священное Писание – Библия, которая является ни чем иным, как сверхъестественным откровением Бога о Самом Себе и о Своем отношении к миру и человеку, Словом Божиим.

Само слово Библия – греческое и означает «книги». Действительно, Библия представляет сборник, собрание различных книг, написанных различными людьми в разное время. Этот сборник разделяется на две большие части – Ветхий, то есть древний, и Новый Завет. Ветхий Завет был написан до Рождества Христова и рассказывает о подготовке мира и человечества к пришествию Бога во плоти. Новый Завет повествует о спасительном служении Господа нашего Иисуса Христа и о первых годах жизни святой Церкви. Все эти книги объединены воедино лишь по одной отличительной черте, по одному признаку – богодухновенности. Критерием включения той или иной книги религиозного содержания в канон, в состав Библии были ни древность, ни имя автора, но лишь признание всей Церковью ее книгой, написанной под непосредственным влиянием Святого Духа. Церковь, будучи хранительницей благодати Святого Духа, всегда чувствовала идентичность собственной харизмы, благодати с Духом, вдохновлявшим составителя той или иной библейской книги, и именно это становилось поводом для включения книги в состав Священного Писания, которое окончательно сформировалось лишь в начале IV века.

В Церкви всегда существовало уважительное отношение к Священному Писанию и чтение библейских книг было одним из основных моментов богослужения. И сейчас чтение Евангелия – рассказа о спасительном служении, крестном подвиге и воскресении Христа Спасителя воспринимается как один из самых значимых моментов Литургии. Но, к сожалению, немногие наши современники могут ежедневно бывать на всех уставных богослужениях, совершаемых в монастырских и соборных храмах. Да и не во всех приходских храмах существует реальная возможность для совершения ежедневного продолжительного богослужения. И потому каждый христианин должен самостоятельно дома читать Священное Писание. К огромному счастью, Библия есть сейчас почти в каждом доме, достать ее не представляет никакой трудности. Но, к сожалению, многие, называющие себя православными, не утруждаются изучением Слова Божия. Можно с ужасом констатировать тот факт, что люди, стоящие за церковной оградой, лучше знают Библию, чем те, к кому она непосредственно обращена. Именно таким людям хочется напомнить завет святителя Игнатия Брянчанинова, согласно которому каждый христианин должен ежедневно, а не от случая к случаю, читать по одной главе из Евангелия и по две главы из Посланий апостольских, начиная с Книги Деяний и заканчивая Книгой Откровение.

Многие могут возразить: мы начинали читать, но ничего не поняли. Действительно, сразу понять Священное Писание бывает нелегко, но трудности должны не останавливать нас, а наоборот – еще более подстегивать к изучению. Можно воспользоваться святоотеческими комментариями или толкованиями авторитетных богословов, внимательнее вчитаться в текст Библии – и многое станет более понятным и доступным. Конечно же, предваряйте чтение Слова Божия обращением к Господу, молитвой о том, чтобы Бог помог постичь прочитанное. Идеальным вариантом является чтение молитвы «Царю Небесный», которая и обращена к Святому Духу – великому Автору всей Библии.

При первом обращении к Священному Писанию лучше начинать чтение не с Ветхого Завета, а с Нового, и, думаю, именно с Евангелий. Для первого ознакомления можно предложить Евангелие по апостолу Луке как более полное и изложенное в хронологическом порядке или Евангелие по святому апостолу Марку как самое маленькое по объему.

Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь

Просмотрено (301) раз

Инструкция

Изучите краткую историю создания Библии. Сведения об этом вы можете найти в любой библейской энциклопедии. Если нужной книги нет под рукой, поговорите с верующими людьми, которые любят читать Библию . Учтите, что есть много журналов, книг, в которых рассказывается о духовных истинах. Старайтесь беседовать не с теми людьми, которые читают журналы, а с христианами, которые постоянно читают Библию и считают ее высшим авторитетом в духовных вопросах.Есть несколько основных фактов, которые полезно знать перед началом чтения. Библия - это не одна , а собрание книг. Она делится на две части - Ветхий завет (в нем 39 книг) и Новый завет (в нем 27 книг). Ветхий завет охватывает временной промежуток от мира до Рождества Христова (или до нашей эры). Новый Завет охватывает временной промежуток от Рождества Христова до 2-го Христа (или до конца мира, до апокалипсиса).

Усвойте основную тему Библии. Наверняка у вас вопрос, почему так много книг Ветхого и Нового завета объединены в одну. Хотя эти книги записывались на протяжении нескольких тысячелетий, все они говорят об одной личности - Спасителе людей.Личность спасителя привлекательна для любой культуры. Вспомните о добрых героях, рыцарях, освободителях. Все это имеет глубокие корни. Ветхий завет рассказывает не только о развитии человечества, но и о пришествии Спасителя. Люди, изгнанные из рая, жили по 900 с лишним лет. Но урока изгнания было не достаточно. Люди отворачивались от Бога, любили грех. За разврат Бог сократил срок жизни людей до 120 лет, но они не останавливались. И все они во время потопа, кроме Ноя и его семьи.Бог обещал, что потопа больше не будет. Но Бог раскаялся в том, что человека со свободной волей. Потому что люди продолжали выбирать греховные пути. Святость не может соприкасаться со грехом. Поэтому Бог обещал, что придет Спаситель. В Ветхом завете много пророчеств о пришествии Христа.Новый завет рассказывает о том, как был за грехи людей и воскрес Спаситель. Сейчас , но благодаря жертве Христа, воскреснут при 2-м пришествии, и в вечности будут с Богом. Спаситель, который пришел искупить верующих - это и есть основная тема Библии, вокруг которой объединены все ее книги.

Прочитайте Новый завет. Он начинается с 4-х Евангелий, повествующих о жизни Христа. Евангелие от Матфея говорит о Христе, как о Царе, пришествие которого предсказывали пророки Ветхого завета. Евангелие от Марка показывает Христа как Слугу, который пришел послужить людям с кротостью и любовью. Евангелие от Луки рассказывает о человеческой природе Христа, показывает его как идеального Человека. Евангелие от Иоанна больше говорит о Божественной природе Христа.Затем в Новом завете идет книга Деяний Апостолов. В ней рассказывается, как после воскресения Христа в первых Церквах действовал Дух Святой. Затем идут Послания апостолов - о том, как христиане должны строить свою жизнь, ожидая 2-го пришествия Господа. Последняя книга Нового завета - Откровение или Апокалипсис. Она повествует о последнем времени.

После изучения Нового завета читайте Ветхий завет. Вы увидите, как Бог учил людей избегать греха. В 39-и книгах прочитаете о пришествии Христа и увидите, как люди погибали, отворачиваясь от Бога.

Видео по теме

Обратите внимание

Не верьте людям, которые говорят, что вы не способны понять Библию. Кто-то сказал, что Библия написана для детей. Если у вас есть вера, перед чтением всегда просите Бога, чтобы помог вам понять написанное. Больше читайте Библию, а не журналы, которые пытаются ее толковать.

Полезный совет

При чтении помните о том, что главная мысль Библии - любовь Бога к грешному человеку. Именно поэтому Бог дает людям время, чтобы подготовиться к вечности.

Источники:

  • Вопрос пастору: Как понимать стих из Библии Марка 16:17 в 2018

Библия – сборник отдельных текстов религиозного характера, написанных разными людьми в разные времена (предполагается, что в течение 1500 лет). Интересно то, что все тексты выдержаны в едином стиле повествования, описывающем историю самой жизни, словно разноцветные бусины, пронзенные единой нитью, как символом вечного Бытия - всепроникающего, многообразного и неизменного.

Инструкция

Первые библейские тексты были высечены на камне (знаменитые Десять Заповедей). Позже стали использовать медные пластины и свитки (из пергамента и папируса).

Принято считать, что первым человеком, объединившим все эти разрозненные повествования, был вдохновленный Божественной Силой книжник Ездра. Так, в 450 г. до рождества Христова (Р.Х) возник Ветхий Завет. Эта первая часть современной Библии постоянно пополнялась новыми повествованиями, вплоть до 397 г. до Р.Х. Причем первый текст датирован примерно 1521 г. до Р.Х., а последний был дописан в 397 г. до Р.Х. К тому времени Ветхий Завет уже насчитывал 39 глав, не считая 14 приданий (апокрифических добавлений). Впрочем, последние так и не вошли в окончательный канонизированный вариант Библии, так как не упоминались в сохранившемся древнееврейском варианте первоисточника.

К концу 70-х годов ІІ столетия был завершен первый перевод наиболее полного варианта Ветхого Завета с иврита на древнегреческий, известный как Септуагинта (результат труда 72-х переводчиков), для Александрийской библиотеки в Египте. Сейчас он является достоянием Британского Музея.

Устные сказания об Иисусе начали записываться его учениками примерно с 50-х по 90-е годы н.э. После окончания земного пути святых апостолов их последователи начали по крупицам собирать все воедино. До 200 года четыре Евангелия и основные писания были признаны Церковью и объединены во вторую книгу Библии - Новый Завет, насчитывающую 27 глав. С этого времени свитки заменили первыми сшитыми тетрадями, именуемыми «кодекс».

Монахи старательно переписывали эти папирусные книги, перепроверяли их по количеству строк, букв и ключевым словам. Однако неточности были неизбежны, учитывая холод, скудное освещение и усталость. Иногда переписчики вносили собственные разъяснения вместо оригинального текста. Можно представить процент искажения, если даже каждый сделал по одной ошибке.

По мере распространения учения Христа Библия начала переводиться на все возможные языки мира. К началу 19 века насчитывалось более 70 переводов. Для перевода Библии на древнеславянский язык в 863 г., двум христианским просветителям, Кириллу и Мефодию, пришлось изобрести алфавит – прообраз нынешней кириллицы. На современный русский язык Библия переводилась частями: в 1821 г. в свет вышел Новый Завет, в 1875 г. – Ветхий Завет.

Видео по теме

В поисках ответов на насущные жизненные вопросы многие люди обращаются к Библии. Действительно, Священное Писание нередко помогает найти опору в водовороте жизни. Чтобы чтение Библии принесло пользу, при ознакомлении с ней желательно соблюдать некоторые правила. Они не являются обязательными, но могут помочь лучше разобраться в сущности христианского вероучения.

Вам понадобится

  • - канонический текст Библии.

Инструкция

Возьмите Библию в руки, перелистайте ее и ознакомьтесь со структурой Священного Писания. Библия – не простое однородное повествование, она включает в свой состав 66 книг, объединенных в Ветхий и Новый Завет. Первая часть заимствована христианской религией из иудаизма. Новый Завет написан значительно позже; его канонический текст включает в себя четыре Евангелия (жизнеописания Иисуса Христа), деяния его учеников и Апокалипсис.

Первый раз приступая к чтению Библии, не пытайтесь изучать ее с самого начала. Вы можете сразу испытать затруднения, которые способны отбить интерес к дальнейшему чтению Священного Писания. Помните, что для полного понимания сущности христианского мировоззрения важно ознакомиться вначале с жизнеописанием Иисуса Христа и его земными деяниями.

Начните изучать Библию с Нового Завета. Лучше всего, если вы выберете для начала Евангелие от Иоанна, которое отличается более литературным изложением, доступным для понимания современному читателю. Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна содержат сведения о земной жизни Христа, рассмотренные под несколько разными углами зрения. Знакомясь с Евангелиями, постарайтесь сравнить их между собой, найдя сходства и различия в описаниях.

Перейдите к ознакомлению с деяниями, совершавшимися учениками Христа. Деяния апостолов - книга, имеющая вид исторического повествования. Она содержит много интересных сведений о распространении христианской религии и тех нравственных принципах, которые положены в основу этого нового для своего времени религиозного мировоззрения.

Усвоив дух христианства, попробуйте обратиться к книгам Ветхого Завета. Знакомясь с библейскими книгами, старайтесь не разделять их на главы и стихи. Лучше всего выделять при чтении отдельные отрывки, в которых излагаются сходные мысли. Помните, что канонический русскоязычный текст Библии содержит слова, употреблявшие более ста лет назад. За прошедшее время смысл многих слов и выражений изменился.

Не стремитесь облегчить свое ознакомление с Библией, предпочтя ей упрощенные варианты, к примеру, так называемую детскую Библию. Сокращенные пересказы не позволят вам составить свое собственное мнение о первоисточнике. Новые переводы и доступные для понимания пересказы Библии включают в себя мнение авторов и их личное понимание смысла Священного Писания, которое может быть очень далеким от того, что имеется в каноническом тексте.

Рассказ о Боге

Сначала обратите внимание ребенка, что весь окружающий мир был в давние времена создан Богом. Когда-то, много тысяч лет тому назад ничего этого не было: существовала лишь темнота, бескрайние просторы Вселенной и был Господь Бог. Его еще называют Творцом или Создателем, потому что именно он решил сотворить этот прекрасный мир.

Бог создал землю и небо, многочисленные звезды на небосводе и солнце, которое согревает и освещает землю. По воле Божьей появились леса и поля, реки, моря и озера. Господь сотворил рыб, птиц и животных. Все, кто населяют планету, созданы по замыслу и желанию Бога. Когда Господь создал это земное великолепие, он решил сотворить человека, чтобы тот жил на земле и заботился обо всем окружающем Божьем творении и был полноправным хозяином.

Творец сотворил первого человека - Адама из кусочка земли этого мира. Он слепил человеческое тело и вдохнул в него душу, наделил умом и сознанием. Спустя время Создатель увидел, что человеку грустно одному жить на земле, и возжелал Бог подарить человеку спутницу жизни. Он напустил на Адама крепкий сон и достал у него одно из ребер, из которого создал первую женщину - Еву. Она стала подругой и женой Адаму.

Первая семья зажила счастливо, и у них родилось много детей. Со временем людей становилось все больше и больше, и мир заселялся новыми семьями. Появлялись разные народы, которые верили в Бога и почитали его.

Но какие-то люди жили в неведении: они мало знали о Боге, о Его учениках, которые совершали подвиги, чтобы донести до людей знания о Всевышнем и правилах жизни. Поэтому для всех людей на земле ученики Божьи решили написать священную книгу о жизни.

Библия - священная книга жизни

Ученики Бога написали подробную книгу о правилах жизни и назвали ее Библией. В книге они описали, как Бог создавал мир: шесть дней он трудился, украшая землю растениями, фруктами и цветами, а на седьмой день Бог отдыхал и любовался плодами своего творения.

Так Господь и завещал людям на земле по шесть дней в неделю работать, а седьмой посвящать отдыху, созерцанию красоты и общению в мыслях с Богом. В этом священном писании приводятся слова Создателя о том, как устроен мир и какие необходимо соблюдать правила, чтобы жить счастливо.

Господь завещал людям, которых он сотворил, жить в мире и согласии, любить мир и всех окружающих, помогать слабым и совершать только добрые поступки.

Б ывало ли у вас когда-нибудь, что вы открывали свою Библию и не знали, с чего начать?

В Библии тысячи страниц. 66 книг. И вечный вопрос новообращённых:

На самом деле, и много верующих со стажем задают мне тот же вопрос. Закончив одну книгу, они часто задумываются, как двигаться дальше.

У многих христиан была такая ситуация, когда они какое-то время не читали Библию или читали непоследовательно, а потом им было трудно понять, с чего опять начать читать.

Вот несколько моих предложений для христиан, которые задаются вопросом, с чего же им начать читать Библию.

1. Псалмы. Я люблю Псалмы. На самом деле, бывают такие периоды, когда я читаю только Псалмы, особенно, когда у меня трудное время в жизни. Читать о сражениях Давида и о том, как он был способен славить Бога и поклоняться Ему, проходя все эти испытания, - это такое ободрение для меня, и это даёт мне силы делать то же самое. Кроме того, читая Псалмы, я часто наталкиваюсь на слова из моих любимых песен прославления. Я люблю рисовать музыкальную ноту возле этих стихов.

2. Притчи. Знаете ли вы, что существует 31 притча - по одной на каждый день месяца? Вы могли бы читать Притчи каждый месяц, и это было бы очень полезно. Есть выражение “Одна притча в день заставляет дьявола держаться подальше” . В своей статье “Как читать книгу Притчей” (на англ.) я рассказываю о своём уникальном методе чтения Библии, с помощью которого можно разбивать каждую Притчу на отдельные крупицы мудрости, которые можно применить к жизни.

3. Лука. Евангелие от Луки - наиболее описательный рассказ о жизни Иисуса. Мне нравится так думать, потому что он был врачом и уделял внимание каждой детали. Если вы хотите по-настоящему узнать Иисуса, читайте Евангелие от Луки. А когда закончите, перелистните две следующие книги и прочитайте написанное им продолжение - Деяния Апостолов.

4. Иоанн. Если вы хотите понять глубину любви и жертвы Иисуса, прочитайте Евангелие от Иоанна. Иоанн по-настоящему раскрывает путь спасения через Иисуса Христа. Мы видим это в самом популярном стихе из всей Библии - Иоанна 3:16. Хотя она и не написана в хронологической последовательности, как Евангелие от Луки, вы можете заметить аккуратную и целенаправленную структуру, в которой написана книга Иоанна с целью рассказать о спасении, которое Иисус дал миру.

5. Ефесянам. Вы боретесь со своим прошлым? Вас мучает чувство вины и осуждения? Вы часто чувствуете себя как Божий “приёмный ребёнок”? Прочитайте Послание к Ефесянам. В своём письме в Эфес Павел каждую главу наполнил напоминаниями о том, кто мы такие во Христе, о наших правах как Его детей, и о власти, которую Он даёт нам, через свой Святой Дух.

6. Филиппийцам. Если вы утратили радость, откройте Послание к Филиппийцам. Читайте его, изучайте его, размышляйте о нём, и позвольте каждому стиху войти в ваш дух.

Это некоторые из моих самых любимых книг Библии.

Не начинайте с Бытия и не читайте просто от корки до корки, если только вы - не опытный христианин, который регулярно читал Библию долгое время. Со многими христианами, которые применяли этот подход к чтению Библии, случалось то, что они застревали на книге Левит или Числа и, полные разочарования, прекращали читать.

Прочитывайте книгу целиком. Читая книгу полностью, а не выбирая стихи то тут, то там, вы прочувствуете весь полный контекст. Иногда вы будете удивлены тем, как известный стих приобретает абсолютно новое значение в контексте всей истории или общей идеи.

Читайте, пока не станут понятными какие-то 3 вещи. В своей статье , я делюсь тем, почему так важно читать, пока не станут понятными три вещи, и без этого понимания не двигаться дальше. Запишите их и размышляйте о них в течение дня.

Этот пост будет дополняться и улучшаться!

1. У каждого есть свой метод изучения

1.1. Метод гадания:

  1. Откройте Библию.
  2. Поместите свой палец в случайное место.
  3. Читайте, что вы найдете.
  4. Доверяйте, что это Божья воля для вас сегодня.

1.2. Групповой метод:

  1. Прочитайте отрывок из Библии.
  2. Закройте Библию.
  3. Обсудите, что, как вам кажется, Бог говорит к вам через этот текст.

1.3. Молитвенный метод:

  1. Попросите Бога напомнить Вам отрывок из Библии, который подходил бы под вашу текущую ситуацию.
  2. Прислушайтесь к своим мыслям, которые сейчас у вас в голове.
  3. Прочитайте эти отрывки для ободрения или помощи.

1.4. Метод перекрёстных ссылок:

  1. Прочитайте отрывок из Библии.
  2. Выделите ключевые слова или фразы в этом отрывке.
  3. Посмотрите еще один отрывок, который напоминает вам только что рассмотренный (перекрёстные ссылки в средней колонке вашей Библии действительно помогают в этом).
  4. Посмотрите ещё один отрывок, который напоминает второй.
  5. Посмотрите ещё один отрывок, который напоминает третий.
  6. Повторяйте, пока не закончится время.

1.5. Метод изучения слов:

  1. Решите, какую тему вы хотели бы изучить в Библии.
  2. Определите одно или несколько ключевых слов, которые характеризуют эту тему.
  3. Посмотрите все места, где употребляются эти ключевые слова.
  4. Прочитайте каждый стих, который вы нашли.
  5. Объедините все стихи по выбранной теме.
  6. Живите в свете того, что узнали.

1.6. Экспертный метод:

  • Прочитайте отрывок из Библии.
  • Прочтите библейский комментарий к этому отрывку.
  • Верьте и действуйте так, как написал комментатор.

Стоит признать: каждый, кто читает Библию, имеет метод изучения Библии. Каков ваш обычный метод?

2. Лучший метод – НИП

1. Наблюдение: Что текст говорит?
2. Истолкование: Что это означает?
3. Применение: Что мне необходимо изменить в моей жизни?

Конечно, эти три пункта можно определить и в виде трёх вопросов: Что? Почему? Как? Или можно так: Что автор желал нам донести? Что это означало для его читателей? Как этот текст применим в нашем контексте сегодня?

Это нормальный старый метод. В семинариях его называют историко-грамматическим. Кто-то зовет его «индуктивным». Но можно и просто НИП!
Самое важное в нём – позволить Библии говорить к нам! Он доступен даже для детей.

Если мы пренебрежём наблюдением над текстом Библии, то мы не построим верного фундамента для познания Христа. У нас могут быть хорошие намерения, но в неверных направлениях. Пример плохого наблюдения можно найти в Луки 24:25-27:

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

Если мы пренебрежём истолкованием текста, тогда мы не сможем понять, во что нам верить и что является библейским, а что нет. Как нам почитать Господа? И это стоит узнать до того, как мы встретимся лицом к лицу. Пример плохого истолкования – Марк 12:24:

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

Если мы пренебрежём применением , то мы будем подобны плохим строителям, которые строят дом на песке. Наши уста будут провозглашать Христа, но сердца будут далеки от Него (Мф.15:8-9). Бог желает нашего уподобления Христу (Рим.8:29), и Он не успокоится, пока Его Слово не достигнет Его целей (Ис.55:10-11)

3. Наблюдение

Первый шаг в изучении Библии – это наблюдение. И нашей самой большой опасностью является привыкание, или чувство хорошего знания, когда мы читаем хорошо известный нам текст. Потому что в таком случаем мы просто невнимательны.

Например, сколько ступенек у нас в доме? Какого цвета глаза ваших детей или родителей? Какой номер вашего водительского удостоверения? Назовите троих людей из вашего окружения, которые пишут левой рукой.
Как говорил Шерлок Холмс доктору Ватсону в известной книге «Скандал в Богемии»: «Как всегда, Ватсон, ты смотришь, но не наблюдаешь».

Я приведу вам пример. Некоторое время назад я преподавал Бытие 31 главу – историю Иакова, который убегает от Лавана, не сообщив ему об этом. Моё первое восприятие было вполне понятным. Я её очень хорошо знаю. Что там может быть нового для меня в этих 55 стихах?
Но я стал читать и внимательно читать. И тогда я стал замечать.
Например, с 4 по 16 стихи очень много отсылок к Богу, а потом Иаков про Него долго не вспоминает.
Потом Моисей называет Лавана «Арамеянином» (Быт.31:20,24). Хотя до этого называл его братом матери Иакова (например, Быт.29:10). То есть автор не воспринимает Лавана как часть избранной семьи.
Затем мы читаем, как Лаван призывает Бога во свидетели при заключении договора (Быт.31:53):

53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.

Истинный Бог призвал Авраама оставить дом отцов своих (Быт.12:1) и пойти за Ним. Иаков знает этого Бога, но Лаван не понимает этого. Иаков же клянется истинным Богом, Страхом отца своего Исаака (ст.53).
Я могу продолжить этот список. Но нам не стоит торопиться пробегать знакомый нам текст быстро.

И вот еще один пример. Один из наиболее известных отрывков Библии – 1 Коринфянам 13:1-13. Так называемая глава любви. Нам она хорошо известна. Но большинство из нас упускает её главную идею.
Прочитайте еще раз всю главу, стих за стихом, и спросите себя: почему Апостол Павел все это написал. Внимательно вникните в текст. Это не романтика, и не ободрение. На самом деле – это серьезное обличение тем, кто не любит своих ближних.

В наблюдении есть 5 ключевых элементов.

1. Слова.
Посмотрите на слова отрывка. Подсчитайте, сколько раз повторяются некоторые из них. Обратите внимание, что и как описывается или выделяется ими.

2. Грамматика
Определите подлежащее, сказуемое и другие части предложения. Какой или какие основные глаголы, что они поясняют или выражают, как?

3. Структура
Как этот отрывок связан внутри себя? Разбейте его на подпункты. Посмотрите на переходы между абзацами.

4. Жанр
Это поэзия или проза? Письмо или рассказ? Кто автор? Кто его аудитория?

Вот упражнение для вас. Давайте просто возьмем один стих, Иоанна 3:16:

«16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»

Например, вот так полезно просмотреть слова в тексте.

Лука 2:1-21. Очень хорошо известный текст. Поэтому придется потрудиться, чтобы провести хорошее наблюдение.
Заметьте, как тема отрывка всплывает через слова в этих первых стихах:

Повеление
Кесарь
Август
Вся земля
Перепись
Квириний
Правление
Сирия
Город Давидов – 2 раза
Дом и род Давидов
Первенец
Господь
Слава
Спаситель
Христос
Многочисленное воинство небесное

Ради чего все эти слова? Чтобы обратить наше внимание на силу, славу и власть. Здесь показывается напряжение между имперской властью (представленной Кесарем и его подчиненными) и Божьей властью (представленной Сыном Божьим).

А теперь посмотрите на другой набор слов:
Иосиф
Назарет
Вифлеем
Мария, обрученная ему
Беременная
Время родить
Младенец в пеленах – 2 раза
Ясли – 3 раза
Не было места им в гостинице

Здесь развивается другая тема – невероятное уничижение или смирение.

И последнее наблюдение, касательно слов в Луки 2:11:
ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель
Который есть Христос
Который есть Господь

Автор Евангелия, через ангелов, передает нам важную информацию через подбор своих слов:
Кто такой «Спаситель»? Тот, кто спасает. Герой. Спасатель. Он не тот, кто бежит из горящего здания, чтобы спасти свою жизнь; он тот, кто бежит в горящее здание, чтобы спасти жизни других.
Кто такой «Христос»? Нам нужна некоторая справочная помощь по этому вопросу, но «Христос» – это греческий перевод еврейского слова «Мессия», что означает «Помазанный». Что же такое «помазанный»? У нас их больше нет! Но есть понятная современная параллель – когда человека избирают на какую-то должность, то он дает присягу. Лука желает, чтобы мы знали, что у Иисуса есть работа, и Он уполномочен Богом выполнить эту работу.
Кто такой «Господь»? Это то, как древние евреи называли Бога. Пролистайте свой Ветхий Завет и посмотрите, как часто слово Господь появляется. Нередко оно написано большими буквами. Обычно этим словом заменялось заветное имя Бога – ЯХВЕ. Рассказчик хочет, чтобы мы знали через провозглашение ангела, что Иисус есть, по сути, Бог.

4 совета по наблюдению

1. Повторяющиеся слова.
Обращайте внимание на то, что повторяется в тексте. Вы сможете сразу же увидеть основную идею автора. Например, Бытие 14 глава повторяет слово «царь» более 20 раз. Там даже есть Мелхиседек, царь Салимский, чье имя буквально означает – «царь праведности». Автор желает, чтобы мы задумались над тем, как же выглядит истинный Царь!

2. Сравнения и контрасты.
Отрывок нередко показывает что-то в сравнении и/или в противопоставлении с другими вещами. Это может нам помочь понять текст лучше. Например, Быт.24, Быт.29, Исх.2 и Ин.4 – все описывают взаимодействие между мужчиной и женщиной у колодца. Что есть общее, а что отличается в каждом случае?

3. Действующие лица
Авторы нередко обозначают конкретных персонажей, чтобы мы могли увидеть их в самом начале или в процессе повествования. Таким образом, они стараются передать нам свою мысль. Например, Бытие 21, где много сказано об Измаиле, но его имя ни разу не упоминается. Он всегда – «сын Агари» или «сын рабыни». Почему так?

4. Переходные слова
Такие слова как «поэтому», «следовательно», «итак», «в те дни», «таким же» являются важными переходными словами между предложениями, отрывками, главами. Например, Бытие 15:1 начинается с такой фразы: «После сих происшествий». Как это помогает нам лучше понять эту главу? Какое настроение или состояние было у Аврама после событий в главе 14?

4. Истолкование

Наблюдение помогает нам понять ЧТО говорит отрывок, истолкование же помогает разобраться ПОЧЕМУ он это говорит.
Самой большой враг истолкования – наблюдение. Если мы сделали плохое наблюдение, то наше истолкование будет, вероятно, также плохим.

Например, люди часто обращаются к известному отрывку Рим.1:18-32, чтобы показать греховность человечества. Это хорошее наблюдение. Но почему Павел дает такое длинное пояснение греховности человечества? Возможно, потому, что он хочет медленно и незаметно затянуть петлю вокруг своего читателя. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого]» (Рим.2:1).

Другой пример из Флп.4:4-9. Это тоже известный текст. Из него нередко много цитируют. Нам нравится фраза – «радуйтесь всегда в Господе» (Флп.4:4). Нам дает утешение, что Бог слышит наши молитвы и дает мир нашему сердцу. Поэтому мы можем благодарить Его (Флп.4:7). Это все хорошие наблюдения, но почему эти стихи – в этом месте послания Павла? В местной церкви был серьёзный конфликт между заметными сёстрами (Флп.4:2-3). Поэтому Павел дает наставление, как разрешать конфликт. Прочтите теперь этот отрывок во свете этой реальности. И текст заговорит с вами совсем по-другому.

И ещё пример из Ветхого Завета. Обычно когда мы читаем ветхозаветные истории про различных героев, то мы смотрим, чему мы можем подражать, а чего стоит избегать. И видеть в них примеры – вовсе не является неправильным (см.1Кор.10:11). Но это будет неразумно – остановиться только здесь. Почему эти истории помещены в Библию, почему в этом месте? Показать нам Иисуса – Ин.1:45, Лк.24:44-47.

Не позволяйте привычности и известности текста лишить вас хорошего наблюдения, и соответственно – верного истолкования!

Дополнительные примеры:

1. Про одежду

3 Чтобы старицы также одевались прилично святым, – Тит.2:3

2. Про «небеса»

9 Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». – 1Кор.2:9

Враги истолкования

1. Релятивизм
Когда я хочу толковать текст, как я сам хочу. (Еф.4:14)
Примеры:

2. Традиция
Церковная традиция – это хорошо и полезно. Но она не должна диктовать нам истолкование текста. Она не должна определять наше мышление и отношение к тексту.
Примеры:

3. Образование
Оно должно помогать расти в мышлении, но не индоктринировать наше мышление.
Примеры:

4. Поспешное истолкование
Когда мы хотим быстрых и практических применений, вместо того, чтобы разобраться, что же текст говорит на самом деле.
Примеры:

5. Авторитеты
Когда мы доверяем авторитетам, экспертам. Это хорошо — обращаться к авторитетным источникам, но необходимо прийти самостоятельно к выводам, пусть и идентичным или похожим. Надо расти в опыте истолкования Писания и учиться обретать личные убеждения.

Три шага в истолковании

1. Задать вопросы для лучшего наблюдения – надо попытаться максимально понять содержание текста
Вот такая таблица может помочь

Например, если взять Луку 2:1-21
Мы увидели, что здесь повторяется идея власти и авторитета. Вот какие вопросы можно было бы задать:

О какой власти Лука больше переживает? Кто был правителем Древнего Рима? Как эта власть проявлялась? Как власть Иисуса отличалась от императорской? Кто такие ангелы? Еще есть уточняющие вопросы: как долго длилось путешествие из Назарета в Вифлеем? Как в то время люди воспринимали пастухов?
Почему Лука поднимает вопрос о власти? Зачем Кесарь сделал это повеление? Почему автор противопоставляет славу младенца Иисуса с властью Рима? Почему пастухи исполнились страха, когда увидели ангелов?
Означает ли это, что автор показывает нам, где находится подлинная власть? Во что мы должны верить касательно Иисуса? Какие конфликты ждут Иисуса, когда Он начнет публичное служение?

2. Ответить на свои вопросы из текста
Важное правило – отвечать только тогда, когда текст напрямую или косвенно отвечает на этот вопрос. На нужно хитрить или подтягивать за уши.

Существует два вида ответов из текста

1. Некоторые ответы подразумеваются.
Читатели этого библейского текста хорошо понимали. Но по причине расстояния, культуры и времени нам сейчас сложно понимать. Нам нужна помощь справочников, параллельных текстов.
2. Некоторые прямо находятся в тексте. Они прямые и понятные

Например, из Лук.2:1-21
1. Предполагаемые ответы
Какой была перепись?
Некоторые читатели Луки хорошо помнили ее при Квиринии.

Что означает, что Иисус назван здесь «Христом»?
Помощь из Псалом 2:2 даст нам лучшее понимание сути

Как долго продлилось путешествие Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем? Как люди воспринимали пастухов в то время?
Большинство читателей того времени хорошо понимали, сколько понадобилось времени для такого путешествия и что значит пересечься с пастухами. Справочники и словари могут нам помочь в этом.

2. Прямые ответы
Почему Лука противопоставляет славу Иисуса и римских правителей?
Потому что Бог заслуживает высшей славы (Лук.2:14). Он спасает мир через Христа Господа (Лук.2:11)

Что Лука желает, чтобы мы узнали об Иисусе?
В контрасте с Могущественным Римом (Лук.2:1-2), Мария слагала все это в своем сердце (Лук.2:19), и пастухи воздали славу и хвалу Богу (Лук.2:20). Лука ожидает, что и его читатели сделают также.

Также еще есть несколько вопросов, которые не имеют ни предполагаемых, ни прямых ответов.
Мария ехала на осле или шла пешком?
Иисус был рожден в пещере или в хлеву?
Есть ли у ангелов крылья?
Кто эти, в которых благоволение (Лук.2:14), и что это говорит нам о предопределении?

Большинство богословских разногласий происходит, когда люди фокусируются на деталях, а не на основных идеях автора.
Вот, что нам поможет в ее нахождении.
Смотрите за развитием мысли автора. Как он продвигается от первого до последнего стиха отрывка. Разбиение главы на абзацы помогает. Потом стоит найти основную идею каждого абзаца. И тогда можно посмотреть на основную идею главы. Если не получилось, то разбивайте абзацы, вплоть до предложений, чтобы лучше понять и выйти на основную идею автора.
Поработайте над грамматикой. Потребуется внимательное наблюдение за отрывком. Нужно построить структуру отрывка. Просто разбиение на подлежащее, сказуемое и дополнение очень помогает. Структура выводит нас на главную мысль.
Подумайте, что об Иисусе говорит этот отрывок. Он есть основная идея Библии (Иоан.5:39), поэтому мы можем ожидать этого. Думаю, что Лука 24:46-47 предлагает нам хорошую помощь. Каждый отрывок говорит, так или иначе, об Иисусе через одну или другую истину:
Мессия будет страдать (умрет)
Мессия воскреснет из мертвых
Мы должны покаяться в грехах, чтобы получить прощение
Весть о смерти и воскресении Мессии, которые сделали прощение возможным, должна быть проповедана всем народам

Спросите: Почему? Мы не ищем вывода или обобщения, мы ищем основную мысль автора.

Если мы посмотрим на Лук.2:1-21, то

Стихи 1-7 – контраст между могущественным Римом, Иисусом, наследником Царя Давида, рожденного в такой скромности и безызвестности.
Стихи 8-14 – небесное воинство приветствует Его смирение, не Его власть. Иисус показан не как завоеватель, но как Спаситель, Который есть Мессия, Господь!
Стихи 15-21 – смиренное служение истинному Царю: послушанием, наблюдением и свидетельством.

Следует помнить:

О ВАЖНОСТИ КОНТЕКСТА

Как увидеть Иисуса в отрывках

Нам следует понимать Ветхий Завет во свете свершений Христа и указания на Него.

Нам не нужно искать в каждой детали ВЗ. Его там просто нет. Но послание о Нем есть. Все послание Библии можно суммировать в 4 пункта из Луки 24:46-47
Например, Божий призыв Аврама в Быт.12:1-9 показывает нам, как Бог избрал одного человека стать благословением для всего мира. Как это соединить с Иисусом? Его послание для всех народов!

Другой пример: когда Бог попросил Авраама принести в жертву своего единственного сына Исаака (Быт.22), Он показывал Аврааму (и нам), как Мессия должен будет умереть и воскреснуть из мертвых.
Другой пример: когда невиновный Даниил был брошен в львиный ров и попал туда безоружный (Дан.6), он показал нам смерть Мессии и воскресение.
Когда Моисей и Соломон писали Закон и Притчи, Бог показывал нам Свои высокие стандарты. Он раскрыл нашу неспособность их воплотить, чтобы мы могли научиться раскаянию и обретению прощения.

5. Применение

Изучение Библии — мы должны наблюдать, толковать и применять. Сначала нам необходимо понять, о чем говорит этот отрывок, прежде, чем приступить к пониманию его значения. Когда мы нашли значение, то мы готовы смотреть, как исполнить волю Божию.
Нередко мы останавливаемся на толковании и не идем к применению. Но иногда мы спешим что-то делать, когда мы еще плохо поняли суть — и наше толкование неверно. Иисус говорил о такой опасности (Матф.23:23-24).
Как перейти от толкования к применению? Вот два совета.

1. Отталкивайтесь от главной идеи автора
Важно ее понять до начала применения. Тогда наше применение будет точным и сфокусированным на том, что Бог считает самым важным. Такое применение действенно и удовлетворяющее.
Если вы работаете с Ветхим Заветом, то сначала определите основную идею автора, потом соедините ее с Иисусом, и только потом ищите применение.

2. Задавайте вопрос: «И что?»
Это очень важный вопрос. Он помогает перейти от толкования к применению.
На примере Лук.2:1-21
Итак, основная идея автора – Бог послал Иисуса, чтобы Он спас смиренных и править ими милостиво. Это принесет Ему наивысшую славу! И что?
Что изменило рождение Иисуса? Самый низкий может быть спасен. Их новый Царь – милостивый Царь!

Какие люди будет спасены? Смиренные
Что принесет Богу наивысшую славу? Спасение и правление смиренными. Смирение великих и могущественных земли.

Каким мне нужно быть, чтобы Иисус спас меня? Я ничего не сделал, чтобы заслужить мое спасение. Я всего лишь еще один пример того, как Бог использует слабых, чтобы посрамить сильных. Я смиренный слуга моего великого и милостивого Царя.
И что мне ожидать от христианской жизни, какая она должна быть? Потому, что Бог прославляет Себя через спасение смиренных, Он продолжит помогать мне расти в понимании моего смирения и Его величия. Это может быть болезненный процесс, но он произведет во мне стиль жизни, полный хвалы и благодарности. Это не что иное, как то, что Иисус пережил в Своем рождении и жизни.
Теперь можно говорить еще более конкретно.

Самый большой враг применения – прозорливость или проницательность. Помню, как братья спорили над Рим.8:29 – это за кальвинистов или арминиан. И они упустили главное в этом – преображение в образ Христа.

Применение Библии направлено в двух направлениях – вовнутрь и вовне. Другими словами, мы преображаемся в образ Христа (вовнутрь) и мы помогаем другим преображаться (вовне). Мы рабы и, одновременно, посланники Царя Иисуса.

Наш текст — Лука 2
Вовнутрь – такие вопросы помогут нам в этом:
Вижу ли я себя среди смиренных или среди высоких и сильных?
Открыт ли я для Божьей коррекции и спасения?
Как я могу воздать большую славу Богу, когда Он спасает меня от моего греха и неразумия?
Где я чувствую боль моей слабости? В чем я противостою Божьей работе по моему изменению?
Кто может мне помочь быть более открытым в моей нужде во Христе? Как я могу начать получать такое наставление?

Вовне
Верно ли я провозглашаю послание Христова спасения другим?
Как я могу быть более эффективным в донесении истины о спасительной силе Христа для смиренных?
Как я могу добавить соли в мои разговоры, чтобы показать людям, что они больше доверяют себе, чем Христу, в Ком они реально нуждаются?
Верю ли я в то, что Иисус может спасти любого?
Как я могу лучше молиться за моих неспасенных родственников? Моих соседей? Моих коллег по работе?
Почему я молчу, заботясь больше о моей славе и комфорте, чем о Божьем желании спасать грешников?

Три сферы применения

Три компонента применения – голова, руки, сердце.
Голова – убеждения/доктрина, руки – умения/навыки и сердце – характер.
В отрывке — одно значение и одна основная идея, но много применений.

Голова – что я думаю, во что верю. Эта сфера касается того, что мы думаем о Боге и нашей веры в истину. Здесь мы замечаем наши или чужие заблуждения и заменяем их истиной.
Ты бунтуешь против Бога, когда веришь в то, что не является истиной (Рим.1:25).
Знание истины Божьей освобождает тебя от рабства обмана (Иоан.8:31-32)
Вера – это когда ты удаляешь заблуждение и доверяешь истине, даже если это не кажется подходящим или этого не видно в реальности (Евр.11:1)

Пример Луки 2:1-21 – что для головы?
Я нередко думаю, что мое поведение перед Иисусом добьется того, что Он меня заметит. Я должен думать больше о Его славном избавлении меня, чем о моих достижениях и усилиях.
Я обычно думаю, что это послужит во вред мне, если моя слабость будет обнаружена. На самом деле это даже очень хорошо.
Я обычно думаю, что я должен мобилизовать всех в команду, чтобы суметь руководить ими. В действительности, что более важно – чтобы они видели, как я доверяю Иисусу и воздаю всю славу Ему.

И не забудьте внешнее применение
Выражаю ли я одобрение или недовольство в отношении других на основании их поступков? Или я верю, что наше совершенство во Христе?
В глубине души в отношении некоторых людей я считаю, что они не заслуживают спасения. Я должен раскаяться в таком неверии и отношении к ним. И действовать в отношении их с верой во всемогущество Божие, Который работает через смиренных.
Я думаю, что я не особо коммуникабельный, общительный или одаренный человек, чтобы мне благовествовать другим. Но в действительности я люблю свой комфорт и репутацию. Я должен видеть себя как посла Христова.

Руки – говорит о том, что ты делаешь. Это сфера нашего подражания Господу и служение как Его посланников, обучение новым навыкам, чтобы быть более действенными в созидании Его Царства, и отказ от привычек и поступков эгоцентричного характера.
Ты не вполне сокрушился в своем грехе, если твоя жизнь не изменилась (Лук.3:7-8, 10-14)
Изменение включает в себя веру в истину, отвержение прежнего поведения и развитие новых привычек послушания (Еф.4:20-24, как пример 25-32).
Любая вера, которая обеспокоена только доктриной, не является подлинной верой. Доктрина имеет значение, но если только она включает в себя практику (Иак.2:14-17)

Лук.2:1-21
Вовнуть
Я должен добровольно и свободно признать, что в моей жизни есть сферы, где я слаб и неспособен (смирение).
Я буду говорить об этих проблемах и буду просить совета и помощи, чтобы мне возрасти в этих сферах.
Я будут славить Бога за прогресс.
Я буду славить Бога за неудачу.
Я призван думать и говорить об Иисусе, Его спасительном труде и Его милостивом правлении.
Я буду учиться включать Иисуса в каждый мой разговор (Кол.4:5-6).
Я буду учиться слушать и понимать других, даже несмотря на то, что они не слышат меня.
Вовне
Я буду наставлять молодых верующих (включая моих детей) во всем вышеперечисленном.
Я буду радоваться и отмечать их прогресс.
Я буду милостиво обличать тех, кто следует за Христом, но в жизни которых не видно прогресса.
Если я чему-то научусь для служения, я постараюсь обучить этому другого, чтобы Божья слава наполняла землю.

Сердце – говорит о тебе, кто ты. Эта сфера говорит о нашем преображении в нового человека, каким нас желает видеть Господь, который показывает благочестивую мудрость и самоотверженный характер.

Изменение твоего поведения без изменения твоего сердца — мерзость (Ис.29:13-14)
Знание правильной истины (голова) и ее применение (руки) без рождения свыше никак не будет засчитано (Гал.6:15-16).

Сердце по Христу, полное любви к Богу и людям, более ценно, чем доброе поведение и правильная вера (Марк 12:32-34).

Лука 2:21
Как мне быть таким, каким Бог желает меня видеть?

Вовнутрь
Я призван жить для Божьей славы, а не моей.
Мне нужно защищаться… когда меня обличают. Это нормально, когда моя слабость обнаружена. Мне необходимо расти в принятии таких обличений.
Я могу быть честным касательно моих борений с друзьями, супругой, церковной семьей и детьми.
Я не должен смотреть на других свысока. Если Бог спас меня, то Он может спасти любого.
Я должен любить нехристиан и желать их спасения. Почему мне это не удается?

Вовне
Я должен говорить о славе Божьей чаще и призывать к этому других.
Я должен понять, почему я стыжусь говорить об Иисусе. Почему я так сильно ценю мою славу?
Когда я наставляю молодых христиан, мне необходимо задавать лучше вопросы, чтобы раскрыть, что они ценят и желают, что влечет их ко греху. Тогда я смогу им указать на крест, чтобы они раскаялись и обновились.
Мои дети нуждаются в том, чтобы научиться учиться, чем просто приобрести конкретный навык или поведение. Показываю ли я им пример обучаемого человека?
Потому, что Иисус не прятался от нашего конфликта с Ним, то и я не буду прятаться от моих конфликтов с другими. Я буду искать их с милостью, имея желание подлинного восстановления.

Будьте конкретными в своем применении!