Какая гитара лучше? (Часто задаваемые вопросы). Классическая и акустическая гитара

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Прочитайте эту статью, если вы сомневаетесь с выбором между акустической и электрогитарой.

Выберите тот тип гитары, на котором вам больше нравится играть.

Как начинающему игроку, ваш первый опыт очень важен для того, чтобы достигнуть успеха в будущем. Выбор правильной гитары означает выбор той гитары, от звучания которой вы сами испытываете восторг. Какой тип больше привлекает ваше внимание? Это и будет тот тип гитар, на которой вы будете мотивированы обучаться и играть.

Правильно рассчитайте ваш бюджет.

Было бы идеально, если выбор между акустической и электрогитарой ограничивался только бы вашим желанием. Однако, он может быть сильно ограничен бюджетом. Покупка электрогитары, в общем, требует больших затрат, т.к. для нее нужен усилитель и другие примочки. Если вы все же очень хотите электрогитару, то лучше подождать немного и накопить больше средств, чем покупать вместо нее акустическую гитару.

Играть на электрогитаре немного полегче.

У электрогитар меньший размер корпуса, тонкий гриф и меньшее натяжение струн. Звукосниматели и усилитель обрабатывают звук, поэтому требуются лишь небольшие прикосновения к достаточно легко натянутым струнам, чтобы получить хорошее звучание. Однако, далеко не всем нравится каждый раз подсоединять гитару к усилителю и включать его, что, в свою очередь, может перебить желание поиграть.

У акустических гитар большее натяжение струн, поэтому потребуется большее усилие для игры пальцами или медиатором.

Верхняя дека, изготовленная из дерева, должна вибрировать, чтобы производить звук. Для этого требуется большее струнное натяжение и немного более сильные удары медиатором или щипки пальцами. Корпус акустической гитары намного больше, чем у электрогитары. Гриф обычно более толстый для того, чтобы выдержать большее струнное натяжение. Зато акустическая гитара не требует усилителя, достаточно взять её и начать играть.

Со временем у вас может появится желание играть на другом типе гитар.

Не стоит полагать, что выбирая один тип гитары, вы привязываетесь к нему на всю жизнь. Многие игроки со временем начинают стремиться к другому типу. Это происходит вместе с тем, как ваши навыки развиваются и желание обучаться и играть становится более уверенным. В таком случае вы, скорее всего, будете совершенствовать умение играть как на акустической, так и на электрогитаре, затрагивая при этом разные стили музыки.

Очень важно выбрать хорошо изготовленную гитару, на которой вам будет удобно играть.

Много серьезных проблем при игре опираются на качество инструмента и его пригодность для игры. Нет большего препятствия для развития техники игры и получения удовольствия от обучения, чем некачественно сделанный или плохо настроенный инструмент. Игра как на акустической, так и на электрогитаре будет казаться вам легкой, если инструмент будет удобен для вас.

С одной стороны гитаристов любят все, с другой - в бас-гитаре всего четыре струны, и научиться играть на ней гораздо проще. Что же выбрать, если играть хочется так, что сил никаких нет?

Электро или бас

Состав рок-группы немыслим без электрогитары. Да и другие жанры - джаз, блюз, неоклассика и даже порой электронная музыка сегодня не обходятся без нее.

Пара слов об основных элементах электрогитары . Корпус гитары состоит из деки (широкая часть) и грифа (длинная узкая часть). На деке расположены струнодержатель (он же бридж), звукосниматели (та самая часть, что преобразует колебания струн в электрический ток), регуляторы тона и громкости. На грифе расположены лады (поперечные узкие металлические выступы, к которым прижимают струны), а венчает его головка грифа, где при помощи колков накручиваются и настраиваются струны.

Бас-гитара отличаются от электрогитары меньшим количеством струн (их обычно четыре или пять) и более низким звучанием. Бас-гитара вместе с ударными ведет ритм, образуя ритм-секцию, и задает основной тон другим участникам музыкального коллектива.

Для начала

Гитаристу, совершающему свои первые шаги в музыке, не обязательно сразу покупать такую же гитару, как у его кумира. Для начала можно приобрести не очень дорогой комплект, в котором помимо гитары будет чехол для переноски, ремень через плечо, медиаторы и запасные струны. В некоторых комплектах встречаются еще и комбоусилитель (его также называют просто «комбик») с проводом для подключения к нему и тюнер для настройки гитары. Если комбоусилителя в комплекте нет, то его можно приобрести отдельно. Усилители для электрогитар и бас-гитар различаются: басовые комбики обычно имеют большие динамики и лучше воспроизводят низкие частоты, в то время как комбики для электрогитары «заточены» под средние частоты.

Планируешь учиться играть на гитаре? Пред тобой стоит непростая дилемма. Во-первых, нужно определиться, где и как учиться: брать частные уроки, онлайн или видео курсы и т.д. Но еще важней решить для себя, что именно ты хочешь научиться играть. Все это непростые вопросы. Но мы попробуем разобраться, ведь это может повлиять на твою карьеру в будущем и выбор инструмента в настоящем. Для наглядности я расскажу о том, как сам начинал учиться играть на гитаре.

С раннего детства у меня в голове постоянно крутилась музыка. В какой-то момент я решил взять гитару в руки и попробовать сыграть на ней то, что звучит в голове. Уже тогда авторитетами для меня были Марк Нопфлер (Mark Knopfler, Dire Straits), Джордж Харрисон и Роберт Смит (Robert Smith, The Cure). И у меня было несколько любимых примеров гитарного звучания, например гитара Нопфлера в “Money For Nothing” и грязноватый зафузованный звук как у The Beatles в “Revolution”. И вот я прошу своих родителей купить мне гитару и мой отец говорит мне слова, которые я уже предвидел и которые ввергали меня в бесконечную тоску:

“Для начала можешь попробовать на акустике, и если у тебя пойдет, то через пару лет купим тебе электрогитару”.

Дальше случилось следующее. Дед Мороз принес мне на новый год акустическую гитару с нейлоновыми струнами (видимо, он подслушал тот разговор), и я принялся разучивать все, что мог. Учился я быстро, возможно, даже слишком, потому что легко снимал партии на слух и ленился лишний раз заглянуть в ноты и табы, в результате чего у меня ушли годы на то, чтобы начать играть некоторые песни правильно. Но у меня действительно “пошло”. Однако, кое-что постоянно бесило меня. Все, что я ни играл, звучало совсем не так, как мне хотелось. Я пошел на разного рода ухищрения, чтобы приблизить свое звучание к звуку электрогитар, которые я слышал по телевизору и на записях. Я обнаружил, что звук будет острее, гнусавее и плотнее, если ударять по струнам совсем близко к нижнему порожку. Но все равно он был совсем не такой, как у Ричи Самборы из Bon Jovi на альбоме Slippery When Wet. Я пытался засунуть микрофон внутрь гитары через резонаторное отверстие и подключал его к усилителю (а кто не пробовал?!), но звук получался гулкий и странный и ни разу не такой, как у Гари Мура в “Still Got The Blues”.

Через два года Дед Мороз вернулся с новым подарком. На этот раз он принес мне довольно дешевую электрогитару. И это было круто, по нескольким причинам: во-первых, электрогитара сама по себе выглядит офигенно, а во-вторых, поскольку это была дешевая модель, у нее постоянно что-нибудь отваливалось, благодаря чему в 12 лет я уже многое знал про устройство гитары и научился ее чинить. Удивительным образом для меня этот минус обернулся в большой и жирный плюс. И все же звук моей гитары не был похож на мои любимые записи, но я уже знал про гитары достаточно, чтобы понимать почему: на моем недорогом комбо усилителе было всего две ручки – громкость и тон. Никакого перегруза. Овердрайв и дисторшн это то, что большинство из нас подразумевает, говоря про звук электрогитары. Короче, пришлось ждать своего дня рождения, чтобы получить педаль перегруза. Тогда наконец у меня и появилась возможность играть по-настоящему. И по-настоящему громко.

Спустя много лет, когда я стал преподавать игру на гитаре, меня часто спрашивали и ученики, и их родители: “На чем лучше начинать учиться - на акустике или электрогитаре?” Я всегда отвечал так: “На чем хотите играть в будущем, на том и учитесь”. Акустическая гитара это не трехколесник, с которого потом пересаживаются на взрослый велосипед. Особенно это касается классической гитары с нейлоновыми струнами, где высота и расположение струн а также ширина грифа как день и ночь отличаются от того, с чем тебе придется столкнуться, когда ты “дорастешь” до электрогитары. На акустической гитаре стоит учиться в том случае, если ты изначально планируешь играть на акустике. Только в этом случае ты будешь слышать из под своих пальцев именно те звуки, которые вдохновляют и направляют тебя. Если ты видишь себя в будущем играющим на электрогитаре, с нее и начинай! Так твое реальное звучание будет гораздо ближе к тому представлению, которое есть у тебя в голове.

У меня была одна ученица, которая любила метал, но папа купил ей акустическую гитару с очень высоким положением струн. Что она ни делала, звук все равно не получался таким, как ей хотелось. Другая ученица оказалась в похожей ситуации, но после полугода стабильного прогресса, она купила себе Epiphone Les Paul, после чего ее игра буквально преобразилась – она, например, стала влегкую снимать песни Muse и активно сочинять собственные. Мораль сей басни в том, что если твоя гитара звучит как тот инструмент, который вдохновил тебя на начало обучения, с гораздо большей вероятностью ты будешь развивать свои музыкальные способности, а не разочаруешься и бросишь это дело. А ведь миру так не хватает хороших гитаристов! 

перевод: сайт 



Итак, сегодня на повестке дня очень популярный вопрос среди новичков: что же купить, акустику или электруху? Друзья как один твердят в голос, что чтобы научиться не электрогитаре играть, надо обязательно сначала освоить акустическую . И чем раздолбанней она будет, тем лучше. Некоторые вообще говорят, зачем электруха нужна, она громкая и на природу у костра попеть не возьмешь.

А кто-то вообще сказал, что гитара это очень сложно и через месяц мытарств, все равно забросишь. Да уж, советчики, один другого краше. На самом деле, все эти фразы слышал я, когда только думал о покупке гитары. А советчики кто? Обычные люди, которые инструмент-то в руках не держали. Но я тогда сделал правильный выбор, чисто интуитивно. В этой статье, я постараюсь поставить тебя на путь истинный, новичок. И расскажу, как тебе поступить.

На самом деле выбор тут довольно прост. Покупайте именно то, что хотите в данный момент. Это два совершенно разных инструмента с разными техниками игры и для различных целей. Хотите пилить дикие соло и высекать брутальные риффы металлики - смело берите электрогитару. И не надо сначала осваивать акустику, на ней электрогитарной технике не научитесь. Может быть вас вообще больше тянет к классической музыке, тогда классическая или испанская гитара ваш выбор. Но конечно, я не исключаю ситуации, что вы не знаете, что вам больше подойдет (такое редко, но бывает). Тогда, перечислим несколько критериев для выбора, и я думаю после них у вас точно не возникнет сомнений, что же купить. Ну или вообще передумаете =)

Это были основные 3 критерия выбора инструмента. Вообще, конечно, если вы и правда захотели заняться музыкой и купить себе гитару, то такой вопрос возникать не должен. Ну только если горе-советчики всю голову вам заморочили. Кстати если не знаете какую гитару выбрать новичку, то советую прочесть . В любом случае, главное, чтобы первая гитара для новичка была удобной и радовала вас когда вы на ней играете. В общем, ориентируйтесь на ваши вкусы и удачи в покупке и освоении!