Классики современной литературы, которых стыдно не знать. Классическая и современная литература

Мы часто слышим о пользе классической литературы, но чем она в действительности отличается от любого другого чтива? В этом видео мы поговорим о том, почему стоит читать именно классическую литературу. Приятного просмотра!

В современном мире столько чтива, что лишь короткий взгляд на забитые полки книжных магазинов вызывают чувство потерянности. Интернет же полон электронными изданиями, книгами и подкастами. Как выбрать из всего этого разнообразия?
К сожалению, многие смотрят на классику, будь то музыка или книги, как на нечто устаревшее, не имеющее отношение к современной реальности, думая, что раз эти произведения были созданы сотни лет назад, то ничего общего с нашим миром в них нет. Это очень большое заблуждение.
Если мы взглянем, например, на современных музыкантов, писателей, звёзд и бизнесменов, то с удивлением обнаружим, что о них очень быстро забывают.
Например, Битлз, о которых гремело всё прошлое поколение, которые были настоящим феноменом музыки, уже почти забыты сейчас. Через пару поколений никто о них и не вспомнит. Современные писатели канут в лету ещё раньше.
В чём же секрет классической музыки и литературы? Почему мы знаем имена и фамилии этих писателей спустя десятки поколений?
Всех людей, вне зависимости от их поколения и взглядов на мир, интересуют так называемые бессметные вопросы. И эти вопросы и поднимаются в классических творениях. Они были актуальны пятьсот лет до нашего рождения и продолжат интересовать людей так же после нашей смерти. Итак, первая причина читать классику – это вечные истины.
Но чем ещё хороша классика помимо вечных истин? Она проверена временем. Да, всё так банально. Плохая книга не проживёт сотни лет. Если книга действительно красиво и с умом повествует о вечных истинах, она преодолевает время. А покупая книгу, написанную вчера, вы рискуете напрасно потратить время, ведь в таком случае, вы решаете стать первым испытателем.
Классическая литература так же очень полезна тем, что способна оторвать нас от той узкой реальности, в которой мы привыкли жить. Нравы, законы и понятия давних времён как бы протирают наши толстые запотевшие очки, и мы начинаем смотреть на мир шире. Появляется некая перспектива, история. Мы начинаем видеть закономерности там, где раньше всё казалось несвязанной цепью событий.
Человек, живущий современными журналами и газетами, рискует быть подвержен минутным влияниям информационной среды. Классическая же литература выстраивает некий мировоззренческий базис, стержень, который невозможно поколебать информационными войнами.

Эти книги не оставляют равнодушными. С ними светло, грустно, смешно, волнительно, интересно… Кого же литературные критики всего мира могут назвать современными классиками?

Россия: Леонид Юзефович

Что читать:

– авантюрный роман «Журавли и карлики» (премия «Большая книга», 2009)

– историко-детективный роман «Казароза» (номинация на премию «Русский Букер», 2003)

документальный роман «Зимняя дорога» (премия «Национальный бестселлер», 2016; «Большая книга», 2016)

Чего ждать от автора

В одном из интервью Юзефович сказал о себе так: его задача как историка – честно реконструировать прошлое, а как литератора – убедить тех, кто захочет его слушать, что так и было на самом деле. Поэтому грань между вымыслом и достоверностью в его творчестве зачастую неощутима. Юзефович любит сочетать в одном произведении разные пласты времени и планы повествования. И не делит события и людей на однозначно плохих и хороших, подчеркивая: он рассказчик, а не учитель жизни и судья. Размышления, оценки, выводы – за читателем.

США: Донна Тартт

Что читать:

– остросюжетный роман «Маленький друг» (литературная премия WNSmith, 2003)

– роман-эпопея «Щегол» (Пулитцеровская премия, 2014)

– остросюжетный роман «Тайная история» (бестселлер года по версии The New York Times, 1992)

Чего ждать от автора

Тартт любит игру с жанрами: в каждом ее романе есть и детективная составляющая, и психологическая, и социальная, и авантюрно-плутовская, и интеллектуальная в духе Умберто Эко. В творчестве Донны заметна преемственность традиций классической литературы XIX века, в частности таких ее титанов, как Диккенс и Достоевский. Процесс работы над книгой Донна Тартт сравнивает по длительности и сложности с кругосветным плаванием, полярной экспедицией или… картиной во всю стену, написанной кисточкой для туши. Американку отличает любовь к деталям и подробностям, явным и скрытым цитатам из великих произведений литературы и философских трактатов, а второстепенные персонажи ее романов не менее живые и сложные, чем главные герои.

Великобритания: Антония Байетт

Что читать:

– неовикторианский роман «Обладать» (Букеровская премия, 1990)

– роман-сага «Детская книга» (шорт-лист Букеровской премии, 2009)

Чего ждать от автора

Если вы как читатель в восторге от Льва Толстого, осилили хоть что-то у Пруста и Джойса, то и многослойные эпичные интеллектуальные романы британки Антонии Байетт вам придутся по душе. Как признается Байетт, ей нравится писать о прошлом: действие романа «Обладать» происходит в наши дни, но погружает и в викторианскую эпоху, а семейная сага «Детская книга» охватывает наступивший затем эдвардианский период. Труд писателя Байетт сравнивает с коллекционированием – идей, образов, судеб, чтобы изучить и рассказать о них людям.

Франция: Мишель Уэльбек

Что читать:

– роман-антиутопия «Покорность» (участник рейтинга The New York Times «100 лучших книг 2015 года»)

– социально-фантастический роман «Возможность острова» (премия «Интералье», 2005)

– социально-философский роман «Карта и территория» (Гонкуровская премия, 2010)

– социально-философский роман «Элементарные частицы» (премия «Приз Ноября», 1998)

Чего ждать от автора

Его называют enfant terrible («несносное, капризное дитя») французской литературы. Он самый переводимый и самый читаемый из современных авторов Пятой республики. Мишель Уэльбек пишет о скором закате Европы и крахе духовных ценностей западного общества, смело высказывается об экспансии ислама в христианских странах. На вопрос, как он пишет романы, Уэльбек отвечает цитатой Шопенгауэра: «Первое и практически единственное условие хорошей книги – когда есть что сказать». - Houellebecq, « C"est ainsi que je fabrique mes livres». И добавляет: писателю не нужно пытаться все понять, «лучше всего наблюдать факты и не обязательно опираться на какую-либо теорию».

Германия: Бернхард Шлинк

Что читать:

– социально-психологический роман «Чтец» (первый роман немецкого писателя в списке бестселлеров The New York Times, 1997; премия Hans-Fallada-Preis, 1997; литературная премия журнала Die Welt, 1999)

Чего ждать от автора

Главная тема Шлинка – конфликт отцов и детей. Но не столько вечный, вызванный недопониманием старшего и младшего поколений, а вполне конкретный, исторический – немцев, принявших идеологию нацизма в 1930–1940-е, и их потомков, которые разрываются между осуждением страшных преступлений против человечества и попыткой понять их мотивы. «Чтец» поднимает и другие сложные темы: любовь между юношей и женщиной с большой разницей в возрасте, неприемлемую в консервативном обществе; неграмотность, которой, казалось бы, нет места в середине ХХ века, и ее роковые последствия. Как пишет Шлинк, «понять не значит простить; понять и при этом осудить – возможно и необходимо, однако это очень тяжело. И эту тяжесть приходится нести».

Испания: Карлос Руис Сафон

Что читать:

– мистико-детективный роман «Тень ветра» (премия Joseph-Beth and Davis-Kidd Booksellers Fiction Award, 2004; Borders Original Voices Award, 2004; NYPL Books to Remember Award, 2005; Book Sense Book of the Year: Honorable Mention, 2005; Gumshoe Award, 2005; Barry Award for Best First Novel, 2005)

– мистико-детективный роман «Игра ангела» (премия Premi Sant Jordi de novel.la, 2008; Euskadi de Plata, 2008)

Чего ждать от автора

Романы знаменитого испанца нередко называют неоготическими: в них есть и пугающая мистика, и детективный сюжет с интеллектуальными загадками во вкусе Умберто Эко, и страстные чувства. «Тень ветра» и «Игра ангела» объединяет место действия – Барселона – и сюжет: второй роман – приквел первого. Тайны Кладбища забытых книг и хитросплетения судеб увлекают и героев Карлоса Руиса Сафона, и читателей. «Тень ветра» стала самым успешным романом, изданным в Испании со времен «Дон Кихота» Сервантеса, а «Игра ангела» – самой продаваемой книгой за всю историю страны: за неделю после выхода в свет было раскуплено 230 тысяч экземпляров романа.

Япония: Харуки Мураками

Что читать:

– философско-фантастический роман «Хроники Заводной Птицы» (премия «Ёмиури», 1995; номинация Дублинской литературной премии, 1999)

– роман-антиутопия «Охота на овец» (премия «Нома», 1982)

– психологический роман «Норвежский лес» (участник рейтинга «Топ-20 самых продаваемых книг на Amazon.com», 2000 [год, когда книга была полностью переведена на английский], 2010 [год, когда книга была экранизирована])

Чего ждать от автора

Мураками называют самым «западным» писателем Страны восходящего солнца, но повествование в своих книгах он ведет как истинный сын Востока: сюжетные линии возникают и текут, как ручьи или реки, а сам автор описывает, но никогда не объясняет, что происходит. Вопросы есть, а ответов на них нет, главные герои – «странные люди», которые явно не отвечают представлениям большинства о нормальности и благополучии. Мир персонажей похож на сюрреалистический коллаж яви со снами, фантазиями, страхами, протестами подавляемой воли. «Литературный труд – это всегда немножко обман, – подчеркивает Мураками. – Но писательская фантазия помогает человеку взглянуть на окружающий мир по-другому».

Музей восковых фигур. Пушкин.

Вопрос, вынесенный в заголовок, отнюдь не праздный. Когда мне время от времени доводится работать в школе и преподавать любимую литературу, то даже старшеклассники могут искренне удивиться тому, например, факту, что указываю у современного писателя только год рождения. «А он, что, еще жив?» — спрашивают они. Логика такова, что раз жив – почему в школе изучают? Понятие «живой классик» у них в голове не укладывается.

И правда – кого из ныне живущих можно считать живыми классиками? Попробую ответить навскидку: в скульптуре – Зураба Церетели и Эрнста Неизвестного , в живописи – Илью Глазунова , в литературе — уже упомянутого , в музыке – Пола Маккартни . По отношению к ним еще применяют схожий термин – «живая легенда ». И хотя, строго говоря, легендой называется повествование о «делах давно минувших дней», в контексте дня сегодняшнего легенда значительно «помолодела». Делать нечего – миришься и с этим обстоятельством…

Существует точка зрения, согласно которой классикой следует считать только то, что было создано до начала ХХ века. Логика в этом утверждении есть. Художественная культура прошлого, пользуясь пушкинской формулой, «пробуждала» в людях «добрые чувства», сеяла «разумное, доброе, вечное» (Н.А. Некрасов ). Но уже во второй половине XIX столетия картина начала меняться. Первым видом искусства, который затронула «порча», была живопись.

Появились французские импрессионисты . Они еще не порвали с реализмом окончательно, хотя и настоящими модернистами их назвать сложно. Но впервые определяющим моментом искусства стало субъективное ви дение художника, его настроение и состояние, впечатление от окружающего мира.

Дальше – больше. Вместо привычных пейзажей, натюрмортов, батальных полотен , анималистической живописи, портретов публика видит цветовые пятна, кривые линии, геометрические фигуры. Модернизм уходит от предметного мира. А наследующий ему абстракционизм и вовсе знаменует то, что испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гасет назвал «дегуманизацией искусства ».

Что же касается нашего «серебряного века», то и там было немало «изломанных и лживых жестов» (С. Есенин). Позерство, «жизнестроительство», эпатаж, эксперименты со словом и звуком. А подлинных художественных открытий, как потом выяснится, совсем немного. Да и те не были открытиями в полном смысле слова – и Блок, и Есенин, и , каждый по-своему впитали и усвоили классику «золотого века», творчески ее переосмыслив и воплотив заново.

А уж словосочетание «советская классика », равно как и «советская интеллигенция » в каком-то смысле нонсенс. Да, талантливо написан роман А. , только сам автор определил его основную идею как «перековку человеческого материала». Каково звучит, вдумайтесь – «человеческий материал»?!

Я не за то, чтобы от чего-то отказываться и бросать «с парохода современности » — хватит уже, проходили… Но если проводить разделительную черту между «той» классикой и новейшей – конечно, выберу ту. И другим посоветую. Сколько было написано советскими литераторами на злобу дня! А что теперь? Эти опусы интересны, разве что, историкам литературы, в качестве документа времени. «Кавалер Золотой звезды» С. Бабаевского, «Русский лес»

Очень часто приходится слышать термин "классика" или "классический". Но что вкладывается в смысл этого слова?

Классика - это...

У слова "классика" есть несколько значений. Большинство толковых словарй предлагает одно из них - произведения классиков: литература, музыка, живопись или архитектура. Также данное слово употребляют по отношению к некоторым образцам искусства, например "классика жанра". Однако чаще всего данный термин упоминают как указание на конкретный временной период в развитии того или иного не забывая о том, что к числу классических авторов причисляются лишь некоторые, наиболее успешные. В литературе классикой считается все, что было написано в 18-19 веках. В 20-м веке классика уступает место модерну. Многие писатели-модернисты стремились к разрушению предсшествующей традиции, старались найти новую форму, темы, наполнение. Другие же, напротив, использовали произведения предшественников в своих целях. Так, произведения постмодерна полны аллюзиями и реминисценциями.

Классика - это то, что всегда будет в моде. Это некий образец, который формирует наше мировоззрение, в котором отражены все характерные особенности нации конкретного времени.

Какие писатели могут называться классиками?

Как уже отмечалось выше, в ряды классиков зачисляют не каждого автора, а только тех, чье творчество оказало значительное влияние на развитие русской культуры. Пожалуй, первые писатели-классики, оставившие значительный след в - это Ломоносов и Державин.

Михаил Васильевич Ломоносов

Его литературное творчество приходится на первую половину 18-го века. Он стал основоположником такого направления, как классицизм, поэтому не причислить его к классикам времени невозможно. Ломоносов внес огромный вклад не только в литературу, но и в языкознание (выделив в родном языке три стиля), а также в химию, физику и математику. Наиболее значительные его проиведения: "Утреннее/Вечернее размышление о Божием Величестве", "Ода на день восшествия...", "Разговор с Анакреоном", "Письмо о пользе стекла". Следует отметить, что большинство поэтических текстов Ломоносова носило характер подражательный. В своем творчестве Михаил Васильевич ориентировался на Горация и других античных авторов.

Гаврила Романович Державин

Писатели второй половины 19 века

Среди поэтов особо выделить следует Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Именно они ознаменовали собою всю поэзию второй половины 19 века. Среди прозаиков - такие яркие фигуры, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Произведения этого периода полны психологических изысканий. Каждый из реалистических романов открывает перед нами необыкновенный мир, где все герои прорисованы ярко и жизненно. Невозможно прочесть эти книги и ни о чем не задуматься. Классика - это глубина мысли, полет фантазии, образец для подражания. Как бы ни изощрались модернисты, говоря, что искусство должно находиться в стороне от морали, произведения писателей-классиков учат нас самому прекрасному, что есть в жизни.

Чем классика объективно лучше современной литературы? (с)
она старше.

Почему к первой относятся с трепещущим благоговением, а ко второй – с презрением и неуважением, называя ее поклонников быдлом, а авторов в большинстве своем бездарями? (с)
не отношусь с благоговением, не отношусь с презрением, не называю быдлом, не называю бездарями.
хотя порой все так и есть, да

Ведь современная беллетристика на самом деле лучше классики. (с)
спорно. ниже вы не сумели это доказать.
в качестве аксиомы же принимать это не вижу смысла.
а до вашего персонального выбора в целом никому дела нет.

Во-первых, в ней, в отличие от классики, используются современные и понятные нам слова и выражения. (с)
нет.
если вы начнете читать киберпанк, то увидите там айти-сленг; в книгах про мир высокой моды в глазах рябит от неизвестных мне брендов; а романы про современную индию все равно пестрят многочисленными терминами из буддизма-индуизма-джайнизма.
во-вторых, в классической литературе 19 века не так уж и много непонятных слов и выражений: на один "гамбурга пирог нетленный" (пушкин) приходится 2000 вполне привычных слов.
кстати, лексикон переведенных куртуазных романов 13 века тоже не шибко утомляет.
а самое главное - по такой логике дальше букваря не стоит идти.

Во-вторых, в отличие от классической литературы, современная описывает более актуальные проблемы. (с)
нет.
проблемы все те же (исключение - твердый скай-фай), просто исторические декорации разные. жрать-любить-путешествовать-мечтать хочется всегда

Кого сейчас волнует крепостное право, которого уже давно и в помине нет? (с)
вообще-то конкретно к.п. в рф проступает то тут, то там по сей день.
например, на прошлой неделе чиновники из министерств спорта высказались в духе "запретить одним нашим спортсменам уезжать в америку, а другим - вовсе запретить играть при достижении определенного возраста".
если вас не волнует - не читайте.

В-третьих, современную литературу и описываемые в ней вещи куда проще отнести к нашему быту и условиям жизни. (с)
нет.
жизнь современной норвежской деревни, бразильских фавел или японского мегаполиса ко мне не имеет никакого отношения.
жизнь гомосексуалистов-дизайнеров, капитанов дальнего плавания и сборщиков чая на плантациях тоже.

И почему классику считают обязательной к прочтению? (с)
кто?

Мы же с вами не читаем труды Гомера, так почему должны читать Пушкина и Достоевского? (с)
см.выше: не читайте.
если перевести в килобайты, то лично я гомера прочел больше, чем достоевского. кстати, понравилось.