Кто нарисовал завтрак на траве. Картины мане "завтрак на траве" и "олимпия" - звезды салона отверженных

Пока фотографии с очередной гонки загружаются, расскажу о ещё одной скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве".

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Сюжет кар­тины - двое муж­чин с пол­но­стью обна­жен­ной жен­щи­ной – вызвал насто­я­щий скан­дал, к тому же пер­со­нажи были легко узна­ва­емы. На полотне худож­ник изоб­ра­зил соб­ствен­ного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фер­ди­нанда Леен­хофа. В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами. В 1863 году “Зав­трак на траве” стал сим­во­лом Салона отвер­жен­ных и в даль­ней­шем источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для мно­гих поко­ле­ний худож­ни­ков.

1866 Клод Моне.

В 1865 году Клод Моне, кото­рого позд­нее назо­вут осно­ва­те­лем импрес­си­о­низма, напи­сал боль­шую кар­тину на пле­нэре в Шайи и назвал ее “Зав­трак на траве” – реве­ранс в честь зна­ме­ни­той работы Эду­арда Мане. Уез­жая в Париж, худож­ник оста­вил гото­вое полотно в каче­стве залога хозя­ину гости­ницы “Золо­той лев”, в кото­рой жил. Кар­тина хра­ни­лась в сыром под­вале и зна­чи­тельно постра­дала. Моне раз­ре­зал ее на части и выбро­сил фраг­менты, покры­тые пле­се­нью. Сей­час сохра­нив­ши­еся части кар­тины можно уви­деть в музей д’Орсе в Париже. Спу­стя год худож­ник вновь воз­вра­ща­ется к этой теме и создает умень­шен­ный вари­ант ком­по­зи­ции. Эта кар­тина напи­сана более мягко, в ней отсут­ствуют рез­кие кон­тра­сты, при­су­щие сохра­нив­шимся фраг­мен­там “Зав­трака на траве”. На кар­тине изоб­ра­жена ком­па­ния из 12 чело­век, но для их напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал только две модели. Для жен­ских фигур пози­ро­вала воз­люб­лен­ная худож­ника и его буду­щая жена Камилла Дон­сье, а для муж­ских - друг Клода Моне худож­ник Фре­де­рик Базиль, кото­рый погиб­нет четыре года спу­стя в бою во время франко-прус­ской войны в воз­расте 29 лет.

"Завтрак на траве" 1959-62г. По Мане Пабло Пикассо.

Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года Завтрак на траве (Le Déjeuner Sur l"Herbe, сегодня в Musée d"Orsay).
Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц. Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.
Как-то в 1929 году Пикассо заметил: "Когда я вижу Déjeuner Sur l"Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее." И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины. Мане, в свою очередь, написал Завтрак на траве как стилизацию на работу Джорджоне (теперь ее считают ранней работой Тициана) Сельский концерт, 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre, крупнее здесь), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля (Raphael). Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой "диалог сквозь века" сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.

В «Завтраке на траве» Мане не просто изобразил нагое женское тело, он показал, что его присутствие среди мужчин - обычное дело. Женщина здесь - часть трапезы

Когда в 1863 году Эдуард Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения. «Какая-то голая уличная девка, - писал критик Луи Этьенн, - бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки». На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри, и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству. Там выставлялся и «Завтрак». Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. «Бредовое произведение, - передавал толки вокруг картины Эмиль Золя, друг Мане, - нелепое и неприличное. «Завтрак» рождает не только смех, он вызывает ярость». Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было.


Ярко освещенное нагое тело - тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.

Выражение лица Викторины критики называли сомнамбулическим. И это в какой-то степени справедливо. Голову модели Мане писал уже после того, как их роман закончился. У Мане умер отец. Вероятно, этим был снят некий запрет, и Эдуард женится на своей учительнице музыки Сюзанне Ленхов. Оказалось, что у них была давняя связь и есть даже ребенок - сын-подросток, изображенный Мане на картине «Флейтист». Викторина очень болезненно переживала окончание романа с художником, и это не могло не отразиться на ее лице.

На рентгенографии «Завтрака» видно, как сильно менялось его выражение во время работы с Мане. Натурщиками Эдуарду послужили его брат Гюстав...

И брат невесты Мане - Фердинанд Ленхов. Все они, как и Викторина, были изображены портретно и легко узнавались посетителями выставки.

Здесь тоже не обошлось без скандала: брат невесты Эдуарда позировал на одной картине с любовницей Мане!

Сам Мане утверждал, что картина написана на пленэре, но на холсте видно несколько нестыковок, выдающих ее постановочность. Так, неестественно смотрится фрак, в котором изображен Гюстав Мане. В таком никому и в голову бы не пришло выезжать на природу. Создается впечатление, что Мане просто издевался над публикой. Об этом свидетельствуют и размеры картины. Они подходят для эпических сюжетов, а не для пасторалей с любовницей.

Лес на заднем фоне также небрежен и напоминает театральную декорацию.


Девушка на заднем плане непропорционально велика. Тем самым Мане создает эффект неправильной перспективы: непонятно, где начало, центр и фон картины. Картина вызывающе композиционно нелепа.

Лягушку внизу картины искусствоведы обычно воспринимают как намек на нравственность Викторины Мёран: лягушками называли проституток.

Так же могут трактоваться и вишни, выпавшие из корзины (символ сладострастия)

Возможно, это еще одна нелепость, как и снегирь в ветвях деревьев (летом снегирей во Франции нет)

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается
шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком.
Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию
безрассудного бунтаря.
Парижская творческая элита издевалась над полотном

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин
среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали
художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к
участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести
отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела
шедевр Мане.
Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому
ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн,
картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению
наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит,
что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее
проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим.
В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

Контекст картины вызвал споры

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического
искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине
Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане
видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном
одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события.
Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей,
ничуть не стесняясь своей наготы".

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое"
объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной
сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе
название, хотя и немного изменённое, прижилось.

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более
300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную
женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда
Париса".

Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже,
но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский
концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы
предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная
сцена.
Одетые мужчины — родственники Мане. Один из них - его брат Эжен Мане. А другой
— будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой
вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на
белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из
самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был
полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность
обычной женщины.

Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками,
но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака
на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами
свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила
выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Мёран сама стала впоследствии художницей

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было
отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885
и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских
артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье",
которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

"Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают - Размеры картины — 208 × 264,5 см.

Картина Мане в галерее.

На скандальной картине есть небольшой натюрморт

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с
фруктами и круглый хлеб.

Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в
Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была
изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью
была не Мёран, а путана.

Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане
также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане,
которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед
ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких
как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

“Завтрак на траве” в – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него. Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.

Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.

Вторая картина хранится в в Париже. Правда картина сохранилась не полностью. Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.

Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.

Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

Нам она может показаться обычной. Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.

Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа. Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.

Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали. Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться.
Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия

Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”. Об этом читайте в статье

Клод Моне готовится к Парижскому салону.

Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.

Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета. Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.




Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. , Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г.

Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.

Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы. Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.

Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней. Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. , Париж.

Работа шла тяжело. Слишком большое полотно. Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно.
Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня. Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.

И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”. Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении.
Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия

Публике “Камилла” понравилась. Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.

Ещё одна попытка попасть на Парижский салон

“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.

На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.

Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному . Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом.
Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. , Париж

Картину в Парижском салоне не приняли. Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”

Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков. Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.

История спасения “Завтрака на траве”

Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.

Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля. Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.

Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии. Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.

Об этой интересной истории я также писала в статье

PS.

После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.

Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи. Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.

Вконтакте


Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.

1. Парижская творческая элита издевалась над полотном



Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела шедевр Мане.

2. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"


В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

3. Контекст картины вызвал споры


Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы".

4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое" объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

5. Отсылка к Рафаэлю


В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда Париса".

6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения


Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.

7. Одетые мужчины - родственники Мане

Один из них - его брат Эжен Мане. А другой - будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

8. Обнаженная женщина - любимая модель Мане


Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем", "Гитарист" и "Железная дорога".

9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"


В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.

10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

11. Мёран сама стала впоследствии художницей


В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье", которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

12. "Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают

15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.