Лев Николаевич Толстой. Лев Толстой: жизнь и судьба

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

План

1. Начало пути Л.Н. Толстого

2. Зрелый Толстой. Уход

Литература

1 . Начало пути Л.Н. Толстого

Если попытаться освободить наше восприятие Льва Толстого от образа доброго «дедушки», который учит нравственности и «любит детей», то этот великий писатель предстанет перед нами как очень непростая фигура: он был трудным, неуживчивым человеком. Это он объявлял трагедии Шекспира бездарными, а всемирную славу великого драматурга - чем-то наподобие массовой истерии. Это он писал, по сути, свой вариант Евангелия, очищая канонический текст от того, что считал лишним. Это его общественное кредо, по названию одного из публицистических выступлений: «Не могу молчать». Это он отлучён от церкви - ситуация, казалось бы, немыслимая в новое время. Основной тон его живого присутствия - вовсе не благость и добро, как это предполагает стереотипный образ, подменивший Толстого в нашем сознании; скорее, это ощущение неудобства, беспокойства - то самое ощущение, которое во внутреннем мире вызывает совесть, не дающая успокоиться, нравственно уснуть.

Личность и судьба Л.Н. Толстого - культурный феномен, имеющий такое же значение, как и его произведения. Он проживает очень длинную жизнь (ребёнком застаёт живого Пушкина, конец жизни приходится на время Блока). Само присутствие великого писателя, его мнение по тем или иным вопросам имело определяющее значение. И в качестве такого несомненного общественного авторитета он воспринимается уже с 1860-1870-х гг. - ему дано было быть Учителем около полувека.

Толстой принадлежит к старинному аристократическому дворянскому роду. Он рано теряет родителей (примерно в том возрасте, в каком герой «Детства» теряет мать, сам писатель теряет отца и остаётся круглым сиротой; мать он потерял в самом раннем детстве, её он почти не помнит). Толстой воспитывается у тёток (вспомним похожий контекст в «Воскресении»). Он не был бедным сиротой, но отсутствие собственной семьи в детстве может стать важным штрихом к портрету человека, стремящегося к самовоспитанию, к выработке собственного мнения по любому вопросу. Толстой не боится подвергать сомнению, лично проверять любые аксиомы. Его не пугает возможность показаться наивным, когда он говорит о прописных истинах как о чём-то неизвестном («Опять Толстой открыл Средиземное море», - сказал о нём И.С. Тургенев).

Толстой - гениальный недоучка и самоучка. Поступив в Казанский университет, успев за год полностью сменить предмет изучения, будущий писатель бросает учёбу. Университетское образование, по его оценке, бесполезно, оно не отвечает на главные вопросы жизни - и оно действительно не отвечает, наоборот, последние вопросы как нечто, на что нельзя ответить точно, тут под запретом. Молодой Толстой решает учиться по собственному плану. Его не интересуют частные специальные знания, ему нужен сразу смысл человеческого бытия. Ко второй половине 1840-х гг., к периоду ранней юности писателя, относятся первые замыслы и наброски - по преимуществу философского характера. За что будет браться молодой самоучка? Конечно, за максимально масштабные вопросы. Вот заглавие из его работ и замыслов этого времени: «Что нужно для блага России и очерк русских нравов» (1846).

Но не будем забывать, что Толстой доказал всей своей жизнью право говорить о таких предметах, «открывать Средиземное море».

С 1847 г. Толстой ведёт дневник, с 1850-го обращается к нему ежедневно, непрерывно до самой смерти. Это специфический «франклинов» дневник, восходящий к масонским формам нравственного самосовершенствования. Здесь не просто фиксируются жизненные впечатления, это форма нравственного самоотчета, здесь каждый день подводятся итоги, оценивается моральный смысл всех действий и помыслов, выявляются ошибки и слабости и строятся планы само- исправления. Такую кропотливую ежедневную внутреннюю работу Толстой вел на протяжении шестидесяти лет. Дневник стал также истоком психологизма великого писателя, того, что Н.Г. Чернышевский назвал «знанием тайн человеческого сердца».

Путь Толстого - как и у его любимых героев - идёт через кризисы, разочарования, переоценки ценностей, «чистки души», как это названо в «Воскресении». Такого рода кризисы, в ходе которых он радикально меняет свою жизнь, происходят примерно раз в десятилетие. Бросив учёбу в университете, молодой граф Толстой окончательно теряет направление жизни, и выходом оказывается уход на войну. Там будущий писатель пытается найти смысл жизни, правду, ответы на последние вопросы, которых не нашел в университетском образовании.

Автор «Войны и мира» - фронтовой офицер (он был артиллеристом). Сначала он воюет на Кавказе, потом в Крыму (в том числе под Севастополем). Это время его литературного дебюта. Находясь на фронте, он пишет повести «Детство» и «Отрочество», а также военные рассказы. Первые произведения Толстого публикуются в «Современнике», ему представляется, что принципы писателей-демо- кратов наиболее близки его пафосу неприкрытой правды жизни.

2 . Зрелый Толстой. Уход

Шестидесятые годы - десятилетие «Войны и мира». Толстой окончательно сформировался как художник, он обретает счастье в браке. Чувство осмысленности бытия, характерное для него в это время, отражается в его знаменитом романе-эпопее.

Главным философским ориентиром Толстого является Руссо. Пафос русского писателя связан с представлением о первозданной нравственности естественного человека (отсюда интерес к миру ребёнка и простого человека из народа) и ложности, безнравственности современной цивилизации. В русле этих взглядов выстраивается педагогическая деятельность Толстого: писатель открывает школу для крестьянских детей в своем поместье Ясная Поляна. Главная идея великого мыслителя: образование не должно сводиться к формированию социально-шаблонного человека, нужно сохранять первозданно детское. Не надо «учить», думая, что мы, стереотипно оформленные по законам ложной современной цивилизации, будто бы за счёт этого знаем больше. То, чем уже обладают дети, гораздо ценнее.

Начало 1870-х характеризуется отказом Толстого от прежних взглядов (от пафоса прозаической правды жизни в духе «Современника» писатель приходит к «чистому искусству», сближаясь с Боткиным и Дружининым). Это чувствуется в «Анне Карениной» - названный роман стал главным результатом этого десятилетия.

1880-е гг. - начало самой глубокой толстовской «чистки души», этот кризис будет продолжаться, по сути, до конца жизни. Это время его нравственно-религиозных трактатов, время публикации его «Исповеди», написанной чуть раньше. Он пытается буквально осуществить свои представления о жизни «в правде», в частности раздать всё имущество бедным, но эти планы вступают в конфликт с интересами его семьи. Он отрекается от литературы, потому что она является частью современной ложной цивилизации и не учит добру, а, наоборот, потворствует пороку.

Специфика этого периода жизни и творчества отражена в романе «Воскресение», который Толстой с перерывами пишет около десяти лет и публикует в 1899 г.

Жизнь Льва Толстого заканчивается его знаменитым «уходом». Он давно чувствует глубокую неудовлетворённость тем, что не может в собственной жизни воплотить свои принципы.

И вот он тайком от семьи уходит из дома, чтобы жить по принципам народной правды, как он её понимает. И очень скоро умирает в дороге от воспаления лёгких.

Как относиться к смерти этого великого человека? Как к подвигу во имя утверждения своих принципов ценою жизни, Галилееву «А всё-таки она вертится»? Или как к еще одному проявлению толстовской склонности к крайностям, как к ненужному жесту, как к трагической нелепости, приведшей к такой невосполнимой потере?

В этой двойственности весь Толстой. Его нельзя просто причислить к лику классиков и поставить пылиться на книжную полку. Он слишком нетривиальный, слишком вне всех стереотипов.

личность толстой творческий философский

Литература

Лица: Биографический альманах. М.; СПб., 1994. Т. 4. 479 с.

Толстой Л.Н. Жизнь и творчество: Документы. Фотографии. Рукописи. М.: Планета, 1995. 604 с.

Л.Н. Толстой pro et contra: Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. СПб.: РХГИ, 2000. 981 с.

Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский: Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 624 с.

Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом. М.: Политиздат, 1991. 336 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные вехи жизненного пути Л.Н. Толстого: происхождение, детство, образование, литературная и педагогическая деятельность, военная карьера. Обзор наиболее известных произведений Толстого: "Война и мир", "Анна Каренина". Причины отлучения от церкви.

    реферат , добавлен 26.01.2011

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    История происхождения рода Толстых. Биографические данные Льва Николаевича Толстого (1828-1910), общая характеристика его творческого пути. Анализ наиболее известных произведений Толстого – "Казаки", "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и другие.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

    презентация , добавлен 28.01.2013

    Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого. Добро и зло в романе "Преступление и наказание". Стремление к нравственному идеалу. Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе "Война и мир". Тема "маленького человека" в романах Достоевского.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Биография А.К. Толстого, его воспитание в Малороссии братом матери А.А. Перовским. Карьера и стремительное восхождение по службе, начало литературной деятельности. Произведения, ставшие романсами. Музыка композиторов, написанная на стихи Толстого.

    презентация , добавлен 07.03.2011

    Разнообразие малой прозы Л.Н. Толстого. Рассказ "Метель" - первое произведение Толстого на "мирную" тему. "Люцерн" как памфлет, где писатель соединяет художественные сцены с публицистическими отступлениями. Реальность жизни в народных рассказах писателя.

    реферат , добавлен 12.03.2010

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

    презентация , добавлен 02.05.2017

    Детские и юношеские годы Толстого, получение образования. Начало литературной деятельности, основные увлечения будущего писателя. Педагогическая деятельность Толстого, обустройство Яснополянской школы. Расцвет творчества, наиболее великие произведения.

    презентация , добавлен 07.11.2012

    Эстетические взгляды Льва Николаевича Толстого конца XIX века. Л.Н. Толстой об искусстве. Художественное мастерство Л.Н. Толстого в романе "Воскресенье". Проблема искусства на страницах романа "Воскресение". Путь духовного развития Нехлюдова.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) считается одним из самых величайших писателей не только России, но и всего мира. Он создал такие шедевры как "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Живой труп" и др. Происходил он из знатного дворянского рода. Уже это обеспечило ему благополучную и сытую жизнь. Но, перешагнув 50-летний рубеж, писатель начал задумываться о сущности бытия.

Он вдруг осознал, что материальное благополучие вовсе не главное. Поэтому стал заниматься физическим трудом, начал одеваться в одежду простолюдинов, отказался от употребления мяса и объявил себя вегетарианцем. В довершение к этому отказался от прав на свою литературную собственность и состояние в пользу семьи. Он также выдвинул теорию непротивления злу, опираясь в своих высказываниях на евангелистское всепрощение. Взгляды великого писателя очень быстро стали популярными среди людей, и нашли своих последователей.

В 1891 году в Черноземье и Среднем Поволжье разразился голод в результате неурожая. По инициативе Льва Николаевича были организованы учреждения, в задачу которых входило помогать нуждающимся людям. Писатель стал инициатором пожертвований, и за короткий срок было собрано 150 тыс. рублей. На них открыли около 200 столовых, в которых кормились тысячи людей. Пострадавшим были выданы семена и лошади. Все эти благородные деяния прекрасно характеризуют личность Льва Толстого.

Однако подлинная сущность человека познаётся в мелочах. В его мимолётных высказываниях, суждениях и незначительных поступках. Тут следует заметить, что многие люди, жизнь которых проходит спокойно, сытно и безмятежно, иногда мечтают хоть немного пострадать, испытать тяготы и невзгоды. Чаще всего происходит это от пресыщенности и скуки. В редких случаях такое желание искреннее, и тогда человек действительно кардинально меняет свою жизнь. Он раздаёт имущество нищим, уходит в монастырь или уезжает на войну.

Но подавляющая часть благополучных людей подобного никогда не делает. Такие господа лишь говорят окружающим о своём желании, но палец о палец не ударяют, чтобы претворить его в реальность. Именно к такой публике и относился великий писатель. Но чтобы не быть голословными, обратимся к фактам.

Вот что вспоминал Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) - известный писатель, публицист и журналист, отбывавший 6 лет ссылку в Якутии:
"По прошествию нескольких месяцев после моего возвращения из ссылки отправился я к Льву Николаевичу Толстому. Нужно было выпустить книгу, и очень хотелось, чтобы он принял в этом участие. Представил меня писателю Златовратский. Он сказал, что Короленко был в ссылке, причём описал самые тяжёлые и неприятные её моменты.

Подойдите ко мне, - сказал Лев Николаевич, глядя на меня пристальным взглядом. - Какой же вы счастливый человек. Вы были в Сибири, прошли через тюрьмы. А я молю бога, чтобы дал пострадать мне за убеждения, но ведь не даёт.

Вскоре я встретил человека, которого мне представили как Орлова. Он был вначале нечаевцем, затем стал толстовцем. Жил на городской окраине с большой семьёй, влачил полунищее существование. Лев Николаевич частенько заходил к нему в гости. Садился на стул, любовался убогой обстановкой, оборванными и полуголодными детишками. При этом он постоянно повторял, что завидует Орлову, что у того удивительно хорошо в доме".

Однажды с великим писателем познакомилась вдова Успенская. Муж её умер на каторге, а бедная женщина боролась за выживание, старясь вывести в люди своего единственного сына. Жила она в крошечной квартирке, сама рубила дрова, растапливала печь, стряпала, мыла посуду, носила обноски. Толстой искренне восхищался этой женщиной, и всякий раз при случае растрогано говорил, что не встречал более счастливого человека, чем она. Однако маститый писатель ни разу не помог Успенской даже копейкой. Да и действительно, зачем - она же счастлива.

Вспоминал Владимир Александрович Поссе (1864-1940) – журналист и участник революционного движения:
"Однажды Лев Николаевич поинтересовался у меня: "А вы сидели в тюрьме?" На что я ответил утвердительно. Писатель оживился и мечтательно заметил: "Чего мне не хватает, так это тюрьмы. Как же это здорово в полной мере познать лишения и испытать муки! Мне бы очень хотелось посидеть в настоящей сырой тюрьме". На это я не нашёлся, что сказать".

Личность Льва Толстого примечательна ещё с одной стороны. Вот что вспоминал Николай Васильевич Давыдов (1848-1920) - прокурор, общественный деятель, близкий друг семьи писателя и частый гость Ясной поляны:
"Мы собрались однажды вечером в Ясной поляне на веранде. Кто-то из семьи начала читать главу из "Войны и мира". Самого Льва Николаевича с нами не было. Он был нездоров и находился в своей комнате. Однако вскоре писатель показался в дверях, постоял и послушал чтение. Когда же читать закончили, то с интересом поинтересовался, что это такое читали. Уж больно хорошо и складно написано".

Жизненный путь великого классика, несомненно, заслуживает всяческого уважения. Но иногда он явно играл на публику, чем ставил окружающих в неловкое положение.

МОУ Хазанская СОШ

Урок по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)

(С использованием элементов технологии критического мышления )

Урок 1.

Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. « Чтобы жить честно… ».

Цели урока:

Обучающие:

    Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;

    постичь особенности композиции рассказа «После бала»;

    закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;

    погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа

Развивающие:

    Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

    долговременную память в процессе деятельности;

    аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

    умение работать с текстом;

Воспитывающие:

    Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;

    Развивать творческую и познавательную активность учащихся;

    создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения

    Воспитывать чувство долга, чести, совести

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, диск с записью рассказа «После бала» Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-

душевная подлость.
Л.Н.Толстой

1. Фаза вызова Ход урока

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на портрет художника Ге. Кто изображен на нем? Как вы думаете, какое состояние передает художник в портрете Л.Толстого?

- Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.

Многие считали, что Толстой знает всё. Ему присылали письма. Например: «Я не понимаю учения Будды. Объясните». Ему писали письма из тюрем,

простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. (Зажечь свечу)

А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…

И вот она, мудрость, пришедшая в таких муках :

Чтобы жить честно , надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начи-
нать и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.

Л.Н.Толстой

Учащиеся формулируют тему урока и цели, записывают в тетради: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество (1828-1910 г). « Чтобы жить честно… ».

2. Фаза осмысления

Учитель : Что вы знаете о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Проверка домашнего задания. Короткий пересказ материала учебника по кластеру. (В тетрадях все дети дома оформили кластеры).

Примерно:

Дополнения учащихся.

Я тоже дома работала над кластером, посмотрите, что получилось у меня.

Путешественник, педагог общественный деятель, философ

Нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий

Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле

Л. Н. Толстой « «Господи, научи меня жить…»

Активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях

Принимал участие в крестьянском труде

Вся его жизнь – это и есть служение человечеству

Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками

Студент Казанского университета, военный подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе

Синквейны

« Господи, научи меня жить…».Какие жизненные принципы кажутся вам наиболее важными и сегодня? Дополните свой кластер

Любовь , милосердие (в Новом Завете греческое слово « », αγάπη , caritas ) - христианская : любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из наряду с верой и надеждой, причем главная из них.

Церковь учит, что любовь (милосердие) - это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), причем вторая без первой мало чего стоит }