Львов. лычаковское кладбище в картинках и историях

Если набрать в Гугле «Лычаковское кладбище», то поисковик выдаст сотни, а то и тысячи ссылок на фото, видео и просто текст с информацией об одном из старейших кладбищ Европы. Так что я не открою Америки и не сообщу вам каких то неизвестных доселе фактов, а всего лишь покажу несколько туристических фото сделанных прошлым летом во время нашей поездки во Львов.

Скажу честно, снимал безсистемно. Мы наугад выбрали направление движения по кладбищу и останавливались иногда чтобы сделать кадр у наиболее заметного или необычного на наш взгляд памятника. Уже дома я вычитал очень много интересного о знаменитом львовском некрополе и пожалел, что не подготовился до поездки. Тогда бы наши передвижения были более осмысленны и в кадр попали бы самые известные и знаменитые «жильцы» лычаковского. Но, что имеем, то имеем.



Официальная дата основания лычаковского 1786 год. Причиной возникновения кладбища послужил указ австрийского императора Иосифа II посчитавшего необходимым упорядочить захоронения и избежать той антисанитарии, которая возникала в результате погребения тел умерших в подземельях возле церквей. В жаркие летние дни в костелах чувствовался трупный запах. Благодаря императору вокруг Львова было обустроено четыре кладбища. Три из них перестали действовать еще во времена Австрийского господства. Через Папоровку проложили железнодорожную ветку, на месте Городоцкого кладбища находится Привокзальный базар, а на месте Стрыйского кладбища монумент Советской армии и отель. Сохранилось только одно - Лычаковское.

Все это известно википедии и куче других источников в интернете и все эти источники единодушны относительно даты и причин возникновения некрополя. А вот дальше начинаются небольшие расхождения. Они касаются названия района Лычаков. По одной версии Лычаков - искаженное немецкое Лютценгоф (двор Лютцев, немецких колонистов поселившихся здесь в конце 16 века), по другой Лычаков происходит от бедняков носивших лапти и заселявших этот район еще в 15 веке. Так же нет единодушия относительно статуса кладбища. Считается, что благодаря своей близости к центру Львова, лычаковское кладбище сразу стало престижным, хоронили на нем богатых жителей «середм i стя». Известно, что на Лычаковском хоронили еще в 15 веке погибших в результате эпидемий, а так же самоубийц. Так что «престижность» кладбища в начале своего существования под вопросом.

Борис Акунин в своих Кладбищенских историях очень точно описал ощущения возникающие на современных действующих кладбищах: "От действующих московских кладбищ меня с души воротит. Они похожи на кровоточащие куски вырванного по живому мяса. Туда подъезжают автобусы с черными полосами по борту, там слишком тихо говорят и слишком громко плачут, а в крематорском конвейерном цехе четыре раза в час завывает хоральный прелюд, и казенная дама в траурном платье говорит поставленным голосом: «Подходим по одному, прощаемся».
Благодаря стараниям ботаника Карла Бауерав 1856 году разработавшему проекталлей и дорожек лычаковское воспринимается скорее как огромный парк утопающий в зелени и уставленный множеством скульптур. Или как музей под открытым небом - история Львова со времен Австро - Венгерской империи до периода распада СССР.

Польские родовые склепы. Некоторые насчитывают несколько сотен лет. Большинство из них были разграблены с приходом советской власти. По легенде некая польская семья была захоронена в золотой обуви. Революционно настроенные мародеры не могли допустить такого нецелевого использования драгоценного метала покойниками - буржуями и проводили по ночам "экспроприяцию" содержимого склепов. Утром кладбищенские сторожа находили гробы с останками прямо на дорожках кладбища.

До наших дней дошло бы гораздо больше памятников, если бы не колесо истории в виде камнедробилки направленной львовским магистратом в 19 веке для уничтожения захоронений находящихся без ухода более двадцати пяти лет. Трехсотлетнии плиты безжалостно перемаловались в каменную крошку, которой потом засыпали аллеи кладбища.

С 1991 года Лычаковское кладбище имет статус историко-культурного заповедника. Все новые захоронения проводятся только с разрешения городсково головы и по соглосованию с председателем ученого совета. Разрешены подзахоронения прямых родственников. Здесь похоронены жители Львова эмигрировшие в Америку, но пожелавшие быть погребенными на родине. Модерновый сверкающий американизм на фоне угрюмых, покрытых мхом камней старушки Европы.

Женские фигуры в скорбящих позах - плакальщицы. Их огромное множество на Лычаковском, в различных вариациях. Говорят, что лицам некоторых из них в утреннии часы действительно катятся "слезы". Но в этом нет нет никакой мистики. Если верить рассказам, то некоторые скульпторы изготавливали систему незаметных желобков в камне, в которых скапливалась утренняя роса и вытекала из отверстий в области глаз.

Ну и конечно, какое старинное кладбище без легенд. Знаменитая лычаковская "спящая красавица". Регина Марковская. Очень хорошо об истории "спящей красавицы" рассказано : "Фигура спящей молодой девушки в натуральную величину - красивое безмятежное лицо, волосы в беспорядке рассыпались по подушке… Рассказывают несколько версий ее смерти. Согласно одной из них, Регина была подающей надежды юной актрисой, которая слишком сильно «вошла в роль» на сцене, и умерла, когда по сценарию спектакля должна была умереть ее героиня. По другой версии, она, уже будучи замужней дамой, влюбилась в молодого ловеласа, и приняла яд, не в силах переносить его постоянные измены. Третья, и по моему скромному мнению, самая правдоподобная легенда - сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату - смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду похоронены вместе с матерью. Раньше в изголовье еще стояла каменная фигура плачущего ангела, а потом куда-то исчезла. Мистика, акт вандализма? Не знаю. Зато на ее могиле всегда свежие цветы - посетителей сюда тянет, как будто магнитом…"

Могила армянского епископа Самвела Кирилла Стефановича. Опять же согласно легенде, в возрасте 75-ти лет епископ тяжело заболел и предчувствуя кончину заказал себе надгробие. К моменту окончения работ состояние больного резко улучшилось и священник пошел на поправку. Он прожил еще 28 лет ухаживая за своим собственным изображением высеченным из камня.

Я приглашаю вас прогуляться по городу мёртвых и послушать его легенды…
Один из дней, а точнее часть дня, нашего пребывания во было решено посвятить прогулке по историко-культурному заповеднику местного значения, по музею надгробной скульптуры и архитектуры под открытым небом, во величественному европейскому некрополю, по одному из старейших кладбищ в Европе (оно старше Парижского Пер-Лашес и Лондонского Хайгейта) – по Лычаковскому кладбищу.

Начать рассказывать, а точнее пересказывать , легенды Лычаковского кладбища наверное стоит с короткой исторической справки.

На территории в 42 га на 86 полях находятся более 5000 гробниц, 2000 склепов, около 500 скульптур, 24 часовни, 5 мемориалов. Насчитывается свыше 100 000 надмогильных сооружений. Каждая плита - история, архитекторы продумали все до мельчайших деталей, запечатлев в камне минуты скорби. О разнородности захоронений свидетельствуют надписи на польском, армянском, немецком, украинском и других языках.

История Лычаковского кладбища начинается в 1783 году. Тогда по распоряжению австрийского императора Иосифа II были запрещены погребения вокруг городских церквей и костелов – в целях санитарии, естественно. Старые некрополи в центре города были раскопаны, и потревоженные останки были перевезены на новое место упокоения.


В то время никто не мог предвидеть, что кладбище на окраине города станет чем-то наподобие прекрасного ландшафтного парка, привлекающего своей таинственной атмосферой мистиков и романтиков. А началось все просто. Талантливый местный специалист по разбивке садов Бауэр с согласия магистрата проложил дороги и аллеи, высадил деревья и цветы – то есть превратил «поле скорби» в очень уютное местечко.

С тех пор Лычаковское кладбище, где до этого еще в XV веке хоронили умерших от чумы, стало «элитным» местом последнего пристанища для «привилегированных» львовян – известных политиков, священников, военных, деятелей культуры и искусства, а также просто богатых горожан.

Сей факт и объясняет презентабельный вид огромных фамильных склепов с великолепными барельефами и надгробных скульптур, многие из которых – настоящие произведения искусства. Именно они, скульптуры – каменные, мраморные, бронзовые, говорят с нами на языке символов и аллегорий, будоража воображение, и порождая легенды.

Чего-чего, а легенд, суеверий, грустных историй здесь обитает предостаточно. Такое уж место.

Пожалуй, самая нереальная из них – об одинокой даме, гуляющей по улице Мечникова, которая тянется вдоль кладбища.

Легенда о женщине без лица

Легенда гласит, что однажды безлунной ночью один молодой повеса (естественно, история его имени не сохранила, кто бы сомневался), возвращаясь домой после жаркого свидания, был привлечен хрупкой женской фигуркой, одиноко бредущей по неровной львовской брусчатке. Неслыханное дело, молодая дама, одна, в таком месте – уже предвкушая новое романтическое знакомство, наш юный друг догнал ее и предложил проводить домой. «Да, будьте так добры…» согласилась женщина, и повернулась…

О ужас, под ее капюшоном не было… лица!
Бедный юноша, дрожа от страха, прикипел к земле, не в состоянии вымолвить ни слова, а дама, помахав ему на прощанье белой ручкой скрылась в проеме кладбищенских ворот… Тут послышался стук колес – приближалась карета, и молодой человек, убедившись, что ноги его стали ватными, и домой уже не донесут, был счастлив «поймать такси». Как вы, уже, возможно, догадались, бедняге опять не повезло – у кучера тоже лица под шляпой не оказалось, а карета с грохотом скрылась за теми же воротами кладбища.

Не будем гадать, сколько юноша накануне выпил вина, а может, чем черт не шутит, коварного абсента… а может, он с детства отличался богатым воображением… но вскоре по городу поползли слухи. И удивительное дело, тут же нашлось с десяток свидетелей «за», которые тоже «видели» и безликую даму в черном, и карету с кучером. Но не было ни малейшего предположения, кем могла бы быть эта загадочная незнакомка… А раз так, то оставим ее, и вернемся к более реальным личностям, у которых, по крайней мере есть имена. Имена, высеченные на каменных надгробиях.

Как умерла Регина Марковская

Регина Марковская. Это имя нам ничего не говорит, но ее надгробие, которое называют «спящей красавицей» можно считать одним из самых поэтических на кладбище.

Фигура спящей молодой девушки в натуральную величину – красивое безмятежное лицо, волосы в беспорядке рассыпались по подушке… Рассказывают несколько версий ее смерти. Согласно одной из них, Регина была подающей надежды юной актрисой, которая слишком сильно «вошла в роль» на сцене, и умерла, когда по сценарию спектакля должна была умереть ее героиня.

По другой версии, она, уже будучи замужней дамой, влюбилась в молодого ловеласа, и приняла яд, не в силах переносить его постоянные измены.

Третья, и серее всего самая правдоподобная легенда – сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату – смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду похоронены вместе с матерью.

Раньше в изголовье еще стояла каменная фигура плачущего ангела, а потом куда-то исчезла. Мистика, акт вандализма? Не знаю. Зато на ее могиле всегда свежие цветы – посетителей сюда тянет, как будто магнитом…

Гротгер и Монне

Романтический ореол окружает памятник польскому художнику Артуру Гротгеру, установленный его возлюбленной Вандой Монне.

…Их свел львовский балл. Пятнадцатилетняя красавица, мамина и тетина воспитаница Ванда Монне никак не могла поверить, что этот разговорчивый, остроумный 28-летний мужчина, который публично сыпал ей комплименты, и есть тот самый Артур Гротгер, которым упивается вся Польша. Еще больше ее поразило, что Артур, не откладывая дела в длинный ящик, во время танца объяснился ей в любви. Однако же разве такое делают в первый вечер знакомства? Откуда в тот миг девушке было знать, что Гротгер уже видел ее раньше и, чувствительный к женской душе и красе, постановил себе завоевать ее сердце? Через день после бала Артур Гротгер уже стоял на пороге их дома. Так началась большая любовь.

Маме и тетке, с которыми проживала Ванда, нравился этот энергичный и искренний юноша, который и к ним выявлял почтительное внимание. Они не запрещали своей любимице часто встречаться с ним, однако когда появился вопрос помолвки, не были в восторге. Артур не имел достаточно средств, чтобы обеспечить их ребенку приличное будущее. Но «нет» они ему не сказали. Совместно было решено, что Ванда будет ждать, пока Артур будет зарабатывать деньги для будущей совместной жизни. Настало время разлуки.

С безумно влюбленной в него Вандой Монне они так и не успели обручиться, но еще раньше, гуляя вместе по Лычакову, Артур поделился с невестой, что именно здесь хотел бы быть когда-то похороненным.

«Моя ты самая дорогая! - писал Гротгер любимой с дороги. - Я ничего не вижу, ни не слышу, кроме тебя единой. Я стал человеком без мыслей, жизни и содержания, если речь идет о делах, которые не затрагивают Тебя или мою любовь. Одним словом, без Тебя ничего нет ни в мыслях, ни в поступках».

Каждую неделю Ванде приходило несколько нежных писем, она отвечала такими же. Но вступить в брак им не судилось.

Артур Гротгер умер в тридцать лет в французских Пиренеях от туберкулеза. Знавая, что он очень больной, хотя не представляя насколько, Ванда Монне рвалась к нему, стремилась быть с ним. Однако мама с теткой, которые материально переживали не самые лучшие времена, не дали ей нужной на дорогу суммы, хотя могли. Горечь и обида к ним не оставят Ванду вплоть до конца ее жизни…

Когда наконец в кармане лежала нужна сумма и панна Монне стала готовиться к отъезду, поступила весть: Артура не стало.

«Умер! - это слово откликалось воплем в моих мыслях, а я еще не понимала до дна той страшной правды, не могла ее понять. Теряла сознание при виде его писем или некоторых безделушек, которые получила от него. Я не могла говорить о нем. Не имела, в конце концов, с кем… В гроб легла вся моя молодость…» (из воспоминаний Ванды Монне, которые хранятся в Львовской научной библиотеке имени Василия Стефаника).

Ванда сделала все, чтобы тело Гротгера с французского погоста было перевезено во . В гроб к нему уже во родственники положили ее перстень и все ее письма, которые Артур очень берег. А Ванда так и не нашла в себе силы в последний раз глянуть на того, чей образ пронесет через всю свою жизнь.

Интересно, что, зная о силе чувств между молодыми людьми, известный скульптор - итальянец Парис Филиппи не взял денег с Ванды Монне за скульптурный памятник на могиле молодого коллеги. Более того, портрет жениха Ванда Монне сделала на памятнике, наполненном различными символами, самостоятельно.

Известно, что через четыре года девушка вышла замуж за близкого товарища Гротгера - Карла Млодницкого, с которым у нее была дочь Мариля (со временем - известная львовская писательница Мариля Вольска), но до конца жизни ее часто видели около могилы Артура, теперь уже также и с дочкой, погруженную в свою память и щемящую тоску.

Сегодня об этой истории напоминает дуб. По легенде, Артур Гротгер посадил его в кадку как символ вечной любви и счастья, а со временем пересадил в Иезуитский сад (ныне - парк имени Ивана Франко), здесь дерево растет и по сей день. Напоминает о ней также мемориальный уголок Артура и Ванды в кофейне «Купол» - в доме, где Ванда Монне дожила до старости. Память берегут надгробие на Лычаковском кладбище и архивные материалы в Львовской научной библиотеке.

Но правдивые чувства, как и рукописи, не сгорают. Львовяне и ныне в адрес влюбленных временами говорят: «Любятся, как Артур и Ванда».

Влюбленные пары рассказывают, что на кладбищенском безлюдье им иногда мерещатся молодой человек и женщина, которые идут улыбающиеся навстречу, держась за руки, но через несколько шагов словно тают в воздухе. Говорят, это Артур и Ванда приходят поздравить настоящую любовь ныне живущих.

Феликс Барчевский

Неподалеку – великолепный мавзолей Феликса Барчевского, в свое время одного из самых богатых магнатов. Несметные сокровища этого рода долго не давали покоя расхитителям гробниц. Но если бы они только знали, что эта гробница – единственное, что осталось от огромного состояния этого странного человека!

Все добро он перед смертью перевел в наличные и завещал на меценатство и добрые дела. Большую половину – на ежегодные премии за лучшие произведения в области литературы и истории, остальное – на стипендии студентам Львовского и Краковского университетов, на приданное девушкам из бедных семей и т.п. В завещании предусмотрительный богач указал, что никто из его родственником не имеет права оспаривать его волю.

Мать и дочь

Есть здесь склепы с «недоброй» репутацией, как например, одна из самых богатых гробниц Розалии и Ванды Замойских. Мать и дочь трагически погибли во время пожара в 1902 году. Рассказывают, что часто можно услышать, склепе гремят цепи, на которых подвешены гробы… Можно было предположить, что это сквозняк, но их склеп герметически закрыт.

Чудотворец Николай Чарнецкий

К скромному надгробию епископа Николая Чарнецкого суеверными посетителями уже протоптана дорожка. Простой мальтийский крест украшен вышитыми рушниками, постоянно горят свечи. Этого мученика тоталитарного режима еще при жизни считали святым и чудотворцем. А сегодня сотрудники Лычакова вынуждены время от времени подсыпать земли на его могилу, ибо ее постоянно растаскивают на талисманы. Люди верят, что она исцеляет, помогает в сердечных делах, и даже… в успешной сдаче сессии! Да-да, именно студенты являются «постоянными клиентами» усопшего священника, принося сюда свои зачетные книжки и пачкая их землей. Учились бы лучше… Также часто можно увидеть, как матери приносят сюда неизлечимо больных детей, уповая на чудо. Как раз в этом случае язык не поворачивается иронизировать. Что же, говорят, вера действительно творит чудеса…

Епископ Кирилл Стефанович

Примечательна могила другого, армянского епископа Самвела Кирилла Стефановича, надгробие здесь изображает растянувшегося во весь рост человека на пышном одре. По легенде, в возрасте 75 лет священнослужитель тяжело заболел, и, предчувствуя близкий конец, заказал для себя гробницу. Но когда ее изготовили, он вдруг поправился, да так успешно, что еще потом 28 лет сам ухаживал за собственной усыпальницей, любуясь своей точной каменной копией.

32. Могила епископа Кирилла Стефановича

Доктор Юзеф и его собаки

Две бронзовые собаки, Плутон и Нерон увековечены у могилы доктора Юзефа Ивановича. Что необычного в собаках? Да то, что по всем канонам, животным не место там, где хоронят людей. Такому невероятному исключению из правил находят весьма трогательное объяснение. Дело в том, что когда уважаемый доктор умер, его собаки последовали на Лычаков вслед за похоронной процессией, и улеглись на могиле пана Юзефа, отказываясь от еды и питья. Естественно, через какое-то время бедняги, тоскуя, померли. Пораженный такой преданностью, скульптор Паоло Евтелье создал эту милую скульптурную группу. Таким образом, верные псы и после смерти охраняют своего хозяина…

Долгожители

На главной аллее, рядом с захоронениями выдающихся личностей можно увидеть две скромные могилки никому не известных солдат польской армии Франциска Зарембы и Антона Пьерецки. Примечательны они тем, сколько лет жизни отмерила судьба этим людям – одному досталось 112, второму чуть меньше – 106 лет.

Львовский Харон

Бывший владелец известной фирмы «Конкордия», которая оказывала горожанам ритуальные услуги, похоронен под памятником, на котором красуется надпись «Львовский Харон». Это сравнение себя с мифическим перевозчиком душ умерших, говорит о своеобразном чувстве юмора человека, лежащего под каменной плитой. А еще он запомнился горожанам своим изобретением специального «отеля-гробницы», где, за определенную плату, находился гроб с покойным до самого дня похорон.

Под крестом поневоле

На могильной плите известного советского публициста Ярослава Галана, известного своими ярыми антирелигиозными сочинениями, после прошедшего дождя отчетливо проступают контуры христианского креста. Это мистическое превращение можно объяснить тем, что для его могилы был использован старый надгробный камень, крест на котором был не до конца затерт нерадивым мастером.

Каменные плакальщицы

Еще одна легенда повествует о том, что некоторые каменные статуи плакальщиц, расположенные на могилах, действительно роняют слезы. Однако заметить это чудо можно только ранним утром, пока не высохла роса. Объясняется данная метаморфоза тем, что давние скульпторы создавали систему незаметных желобков в камне, по которым скопившаяся за ночь роса или же дождевая вода, могла вытекать из специально проделанных отверстий в области глаз статуй.

Таких легенд наверно, сохранилось бы гораздо больше, если бы не одно варварское постановление Львовского магистрата в середине XIX века, а именно, установка на кладбище камнедробилки. Без разбора и сожаления она перемалывала памятники и надгробия на мелкие камушки, которыми потом утрамбовывались аллеи. Более того, из этих камушков были позднее построены центральные врата некрополя. Уничтожались те могилы, за которыми в течении 25 лет никто не ухаживал, и не вносил платы администрации Лычакова. На их месте разрешались новые погребения. Таким образом, трехсотлетних надгробных плит сохранилось до наших дней не так много…

Но это варварство не идет ни в какое сравнение с тем, что началось с приходом во советской власти в 1939 году. Кладбище было открыто для массовых захоронений. С тех пор простые гранитные плиты резко диссонируют с изящными некропольными памятниками прошлого. Но самое возмутительное – это неслыханное мародерство и вандализм. Большинство старых склепов были выпотрошены в поисках сокровищ «буржуазных врагов народа». Как раз тогда очень популярной была байка о том, что будто бы целая семья польских магнатов была похоронена в золотой обуви. Каждое утро сотрудники кладбища находили вскрытые гробы с останками прямо на дорожках… А ограждения большинства могил стали добычей охотников за цветными металлами.

Это безобразие продолжалось вплоть до присвоения Лычаковскому некрополю статуса музея в 1990 году. С тех пор «город мертвых» принимает новых «жильцов» только в виде крайнего исключения. Так, несколько лет назад там были похоронены композиторы Владимир Ивасюк, автор «червоной руты» и Игорь Билозир, зверски убитый журналист Георгий Гонгадзе, отрезанную голову которого, кстати, так и не нашли…

Как уже было сказано выше, на Лычаковском кладбище похоронено много известных людей.

39. Среди каменных ангелов, мадонн и крестов на Лычакове нередко попадаются очень необычные надгробия. Например, бронзовая фигура античного Орфея с лирой на могиле известной оперной певицы Соломии Крушельницкой (это ее именем назван Львовский оперный театр).

40. Образ титана-Прометея, «каменяра», который все долбит скалу, видимо пытаясь достучаться до нас, потомков, на месте последнего пристанища великого украинского писателя Ивана Франко.

41. Могила композитора Владимира Ивасюка, автора «Червоной руты»

42. О этой могиле мало что известно, кроме того, молодые ребята погибли в автоаварии

43. Виктор Чукарин (1921-1984) – спортсмен-гимнаст, переживший фашистский концлагерь; абсолютный чемпион мира, XV и XVI Олимпийских игр.

44. Почетный горожанин

45. Если не ошибаюсь могила одного из руководителей города.

На отдельном участке расположено Кладбище защитников Львова. Здесь похоронены польские защитники Львова, павшие в ходе Польско-украинской войны (1918−1919) в боях против подразделений Западно-Украинской народной республики.

48. Рядом находится Мемориал львовских орлят – по героическому наименованию молодых польских ополченцев «львовские орлята», с оружием в руках принимавших участие в обороне города, в том числе, занимавшими оборону непосредственно на Лычаковском кладбище, где многие из них погибли и похоронены.

51. В этой части похоронены жертвы коммунистических репрессий и Голодомора

56. И совсем недавно появившееся кладбище павших на востоке Украины.

Лычаковское кладбище, которое находится в Львове, было основано в 1786 году. Оно считается одним из старейших кладбищ не только Украины, но и Европы. Здесь погребены и украинские выдающиеся государственные и культурные деятели, и польская шляхта, и австрийские монархи, и армянская интеллигенция. На памятниках надписи на украинском, русском, польском, немецком, армянском языках. На этом кладбище – вся история Львова и Галичины.

С 1991 года Лычаковское кладбище имеет статус историко-культурного заповедника. Все новые захоронения проводятся только с разрешения городского головы и по согласованию с председателем ученого совета.


Разрешены подзахоронения прямых родственников. Здесь похоронены жители Львова эмигрировавшие в Америку, но пожелавшие быть погребенными на родине.






Лычаковское кладбище так же известно своими легендами о погребенных известных деятелях.

Знаменитая лычаковская «спящая красавица». Регина Марковская.
Рассказывают несколько версий ее смерти. Согласно одной из них, Регина была подающей надежды юной актрисой, которая слишком сильно «вошла в роль» на сцене, и умерла, когда по сценарию спектакля должна была умереть ее героиня. По другой версии, она, уже будучи замужней дамой, влюбилась в молодого ловеласа, и приняла яд, не в силах переносить его постоянные измены. Третья, наиболее правдоподобная легенда – сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату – смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду похоронены вместе с матерью. Раньше в изголовье еще стояла каменная фигура плачущего ангела, а потом куда-то исчезла.

Женские фигуры в скорбящих позах – плакальщицы. Их огромное множество на Лычаковском, в различных вариациях. Говорят, что лицам некоторых из них в утренние часы действительно катятся “слезы”. Но в этом нет нет никакой мистики. Если верить рассказам, то некоторые скульпторы изготавливали систему незаметных желобков в камне, в которых скапливалась утренняя роса и вытекала из отверстий в области глаз.



Один из самых распространенных надгробных образов – ангел. Обычно он символизирует Ангела-Хранителя неотступно сопровождающего душу человека, служит ее проводником и заступником в загробном мире. А на земле иногда остается его печальная скульптура охраняющая могилу с прахом.





Национальный историко-культурный музей-заповедник «Лычаковское кладбище» - известное мемориальное кладбище во Львове площадью 40 га.
Главный вход на кладбище находится на улице Мечникова, 33. На кладбище около 300 тыс. захоронений, расположенных на 86 полях, сооружено более 2 000 склепов, установлено на могилах около 500 скульптур и рельефов.


Существует с 1786 года - после того, как австрийские власти запретили хоронить людей на старых кладбищах, которые размещались в городе вокруг церквей. Кладбище предназначалось для центра города и IV участка Львова. На кладбище хоронили преимущественно зажиточных и выдающихся жителей города.

В 1804 и 1808 годах произошло значительное расширение площади кладбища за счет покупки прилегающих земельных участков у частных владельцев. Следующее расширение кладбища произошло в 1856 году. Тогда пригласили университетского ботаника Карла Бауэра, который вместе с руководителем кладбища Тихом Тхужевським упорядочили территорию. Были спланированы аллеи и дорожки, благодаря чему кладбищу придан характер парковой зоны.

В 1975 году было принято решение о прекращении захоронений. Исключение делается лишь для особо известных личностей, семей, имеющих собственные склепы, а также, в отдельных случаях допускаются подзахоронения в существующие могилы родственников после 25-ти летнего срока захоронения.



Польские родовые склепы. Некоторые насчитывают несколько сотен лет. Большинство из них были разграблены с приходом советской власти.

1




Могила армянского епископа Самвела Кирилла Стефановича. Опять же согласно легенде, в возрасте 75-ти лет епископ тяжело заболел и предчувствуя кончину заказал себе надгробие. К моменту окончания работ состояние больного резко улучшилось и священник пошел на поправку. Он прожил еще 28 лет ухаживая за своим собственным изображением высеченным из камня.

И напоследок немного фотографий в цвете...








Здесь похоронены многие известные люди: писатели: Иван Франко, Маркиан Шашкевич, Григорий Тютюнник, Мария Конопницкая, Габриэля Запольская, Юлиан Опильский, Александр Гаврилюк, Степан Тудор, Петр Карманский, Михаил Яцкив, Василий Пачевский, Роман Федоров, Ростислав Братунь, Ирина Вильде, Петр Козланюк, Григорий Скука, Михаил Рудницкий, Юрий Шкрумеляк, Григорий Чубай, Яков Стецюк, Игорь Рымарук, Назар Гончар, Василий Левицкий, Марийка Пидгирянка;
художники, скульпторы: Ярослава Музыка, Леопольд Левицкий, Елена Кульчицкая, Яков Гнездовский, Евгений Лысик, Эммануил Мисько, Виталий Гинзбург, Феодосия Бриж, Виктор Савин, Юрий Стефанчук, Евгений Дзиндра, Михаил Дзындра, Боднар Игорь, Артур Гротгер;
архитекторы: Юлиан Захариевич, Иван Левинский;
композиторы: Владимир Ивасюк, Игорь Билозир, Станислав Людкевич, Филарет Колесса, Николай Колесса, Анатоль Вахнянин, Анатолий Кос-Анатольский;
фольклористы, этнографы: Владимир Барвинский, Владимир Гнатюк, Иван Вагилевич;
артисты: Соломия Крушельницкая, Иван Рубчак, Василий Яременко, Надежда Доценко, Павел Кармалюк, Иван Мацялко;
ученые: Стефан Банах, Емельян Огоновский, Александр Огоновский, Кароль Шайноха, Исидор Шараневич, Александр Барвинский, Иван Крипякевич, Владимир Левицкий, Василий Щурат, Иосиф Застирець, Ярослав Пидстригач, Михаил Шереметьев, Михаил Кобрин, Михаил Ролле, Орест Мацюк, Юрий Киричук Освальд Бальзер, Бенедикт Дыбовский;
общественные и государственные деятели: Евгений Петрушевич, Дмитрий Витовский, Александр Тисовский, Михаил Матчак, Мирон Кордуба, Иван Куровець, Юлиан Романчук, Ярослав Барановский, Адам Коцко, Ярослав Кулачковский, Генрик Ревакович;
галицкие митрополиты: Григорий Яхимович (1792-1863), Спиридон Литвинович (1810-1869), епископ Николай Чарнецкий и др.
Кладбище отличается от других своими прекрасными памятниками скорби (Гартман Витвер, Антон Шимзер, Иосиф Шимзер, Тадеуш Баронч, Константин Годебський, Юлиан Марковский, Григорий Кузневича и др.).
Привлекают внимание многочисленные часовни. Среди них отличается и размерами, и необычностью часовня армянской семьи Кшечуновичев. Находится она на холме, и к входной двери нужно подняться 20-ю ступенями.

Поле почетных захоронений

«Поле почетных захоронений» занимает часть 67-го поля. Учрежденный переносом сюда бренных останков Екатерины Зарицкой (1914-1986). Рядом похоронен ее муж Михаил Сорока (1911-1971). Его прах перенесен из концлагеря № 17 в Мордовии в 1991 году. В 1997 году здесь похоронили выдающегося деятеля УПА Петра Дужого (1916-1997).
Предусмотренной реконструкцией к территории Поля почетных захоронений внесены могилы выдающихся деятелей культуры:
народного артиста Украины Бориса Романицкого (1891-1988)
народной артистки Надежды Доценко (1914-1994)
артиста балета Олега Сталинского (1907-1980)
заслуженной артистки Украины Нины Тычинский (1943-1989)
общественного деятеля и поэта Ростислава Братуня (1927-1995)
Демьяна Пелехатого (1926-1994)

Главная аллея кладбища начинается между часовнями Адамских и Бачевских и удлиненным овалом проходит через все кладбище. В начале аллеи образовался Украинский мемориал на полях № 3, 4, 5 и прилегающих.

Памятники, могилы вдоль главной аллеи:
памятник Великому Каменяру на могиле Ивана Франко - установлен в 1933 году. Сюжет памятника работы скульптора С. Литвиненко связан с известной поэмой «Каменщики».
памятник «будителей Руси» на могиле Маркияна Шашкевича, выполненный в мастерской Генрика Перье.
памятник на могиле Владимира Барвинского скульптора С. Р. Левандовского.
рядом находится гробница и захоронения Барвинских, среди которых в частности Александр и Василий Барвински.
памятник Орфея на могиле Соломии Крушельницкой
памятник на могиле мецената, почетного гражданина Львова Василия Иваницкого.

О Львов, чудесный, старинный, живописный и загадочный. Это город, в котором я хочу жить, да, я хочу там жить, это же не город, а один сплошной памятник Юнеско. Вы уже знаете, что во Львове есть невероятно вкусная мастерская шоколада, а сегодня вы узнаете, что кладбище, может быть не просто мрачным и унылым местом куда вас отвезут в конце жизни, это место может быть и музеем или скорее уютным парком. Если честно, у меня язык не поворачивается назвать это место кладбищем.
И так, Лычаковское кладбище во Львове. Памятники и склепы, которые там стоят уже почти 220 лет, это невероятные по своей красоте шедевры скульптуры и архитектуры, это творения известных мастеров, которые из века в век охраняют память о наших предках.


Лычаковское кладбище появилось примерно в 1786 году. Обрести там покой могли только наиболее богатые жители Львова. Родственники же провожая близких и родных им людей в последний путь, явно не скупились для выражение своей любви нанимать известных скульпторов.

Ранее жителей города хоронили в подземельях возле костёлов, и это приводило к не очень приятным запахам и антисанитарии. И лишь благодаря австрийскому императору Иосифу II, в 1784 году все кладбища из центра города перенесли на околицы. Таким образом, на живописных холмах и террасах древнего Львова появилось уникальное кладбище Лычаков.

Лычаковское кладбище известно не только своими красивейшими склепами и надгробными памятниками, а и тем, что там похоронено много интересных историй и легенд связанных с известными людьми.

5.

Здесь обрели покой представители знатных австрийских, польских и украинских родов. В этом месте вы найдёте памятники таким великим деятелям политики и искусства, как – поэт Иван Франко, композитор Станислав Людкевич, оперная певица Соломия Крушельницкая, актриса Регина Марковская, историк Иван Крипякевич.

Более 400 000 захоронений людей разных национальностей и вероисповеданий. Надписи на надгробьях выбиты на немецком, сербском, итальянском, польском, армянском, латинском, украинском, иврите и русском языках.

Самые первые захоронения Лычакова датируются 1786 и 1797 годами. С 1804 года кладбище сильно расширилось благодаря покупкам земли частными лицами. Строились уже не просто памятники над могилой, а возводились на века монументальные семейные склепы и гробницы.

Главная часть кладбища.

Гуляя между скульптурами, кажется, что ты попал в потусторонний мир, и по не воле начинаешь верить в вечную жизнь, где всегда светло, спокойно и умиротворенно.

Небольшой, уютный компактный склеп.




Вход в потусторонний мир.


Она реально выглядит как живая.

Склепы заметно отличаются от богатых и очень богатых горожан.

На склепах изображено много семейных гербов.


В этом склепе захоронено уже не одно поколение знатной львовской семьи.

Польская гробница.

Потрясающий памятник, который высечен из камня.

Оплакивающая свою семью женщина.

К сожалению, многие памятники настолько позарастали кустарниками и травой, что к ним даже тяжело подобраться.

Многие скульптуры находятся в плачевном состоянии и неухоженном состоянии.




Каждая скульптура по своему очень эмоциональна.



Некоторые скульптуры просто холодят душу.

А это уже варвары постарались.

Ангел – это символ спокойствия, терпения и умиротворения. Это духовное, разумное, обладающее сверхъестественными возможностями существо с белоснежными крыльями за спиной.
Ангел хранитель охраняет вас со дня вашего рождения и остаётся стоять непреклонно возле вашего склепа, охраняя вас в вечной жизни.



Монументально.



Проходят столетия, и чья-то жизнь становится экспонатом музея. Про замершую в камне красоту Лычаково можно рассказывать часами. Туда нужно зайти не потому, что вы во Львове. Во Львов нужно поехать, потому, что там главный некрополь Львова - Лычаковское кладбище.

(c) http://grigoryev.net/lychakovskoe-kladbishe.html

Путешествия – мое любимое времяпровождение. В дороге не только отдыхаешь, но и видишь много чего интересного и запоминающегося. Когда в очередной раз попал во Львов, не смог не посетить одно особенное место – Лычаковское кладбище .

Благодаря фото с описанием у вас тоже появится желание побывать там.

Шаг в историю

Историческая часть Львова впечатлит любого гостя, как, впрочем, и местного жителя. В числе важных достопримечательностей города – Лычаковское кладбище : один из самых старых некрополей Европы. Он, кстати, включен в Список всемирного наследия , составленный ЮНЕСКО , а это уже точно говорит о том, что его стоит посетить.

История первых захоронений на этом кладбище уходит в XVI век, а по преданиям тут хоронили людей, умерших от чумы, еще в XIII веке. Однако самое старое надгробие датировано 1675 годом.

Император Австро-Венгрии Иосиф II в 1783 году издал указ, согласно которому запрещалось хоронить умерших в черте города. Оказывается, это была не просто императорская прихоть. В традициях тех времен людей хоронили либо возле церковных сооружений, либо в подвальных помещениях костелов и храмов. Это приводило к серьезным проблемам. В теплое время года во время служб чувствовался трупный запах. Подобная антисанитария нередко приводила к смертельно опасным инфекционным заболеваниям. Поэтому и нужно было вынести захоронения за черту города.

В итоге по истечении некоторого времени хоронить на Лычаковском кладбище стало весьма престижно. Это в свою очередь повлияло на то, кого именно погребали там. Ближе к городу предавали земле более состоятельных горожан, которые могли позволить себе красивые надгробные памятники.

В 1856 году львовский город мертвых решили превратить в красивый парк для романтиков с дорожками и аллеями. Преобразованием кладбища занялся Карл Бауэр , тогдашний университетский ботаник.

Во второй половине XX века для того, чтобы похоронить человека на Лычаковском кладбище, следовало получить специальное разрешение от властей . Его без проблем выдавали лишь для известных личностей . Однако за немалую по тем временам взятку в 15 тысяч рублей заветное место на кладбище все же предоставляли и тем, кто не имел особых заслуг перед обществом.

Ярко выделяется на Лычаковском кладбище советский период: масса самых обычных надгробий из серого камня с присущими Советам звездами, выпадающими из общей картины некрополя. Правда, таких захоронений лишь третья часть. Большая же часть памятников датируется второй половиной XIX века, хотя встречаются и склепы времен основания некрополя.

Поскольку хоронить здесь близких было роскошью, изготовлением надгробных памятников занимались известные скульпторы. Среди них – Пауль Эутеле , Гартман Витвер , Парис Филиппи , Леонард Маркони , родные братья Иоганн и Антон Шимзеры и другие.

Склепы знаменитостей

Кажется, что может быть интересного на кладбище? Для меня, как для туриста, важно, кто там похоронен, потому что именно это и делает Лычаковское кладбище во Львове таким популярным .

Среди 300 тысяч захоронений около 2 тысяч склепов и чуть более 500 скульптур – немало могил известных личностей, в том числе и львовян.

Как по мне, одним из интересных памятников является склеп семейства Барчевских . Его датируют серединой 80-х годов XIX века. Впечатляет его псевдовизантийский стиль в виде чашеобразного купола, из которого символично произрастает деревце. Построен он был на финансы последнего из династии Барчевских , так и не создавшего собственную семью и умершего в 50-летнем возрасте. Его состояние, которое некому было передать, позволило не только построить роскошную усыпальницу, но и сделать крупные вложения в благотворительность. Склеп частично разрушен во время Второй мировой войны.

Интересно было услышать историю появления склепа армянского епископа Самуэля Стефановича . Почувствовав в преклонном возрасте серьезное недомогание, он заказал себе памятник, потому что не хотел обременять после смерти свою родню. Однако вскоре после выполнения заказа Стефановичу полегчало, и он прожил еще около 28 лет. Все это время он регулярно ухаживал за своей будущей могилой.

Среди интересных памятников – могила молодого, популярного в Польше художника Артура Гроттгера . Преждевременная смерть в 30-летнем возрасте не позволила ему вступить в законный брак с львовской красавицей Вандой Монне . Невеста, продав все фамильные ценности, перевезла прах любимого во Львов, а друг художника, известный скульптор Парис Филиппи , бесплатно создал для него склеп.

Особенно поразила небольшая могилка: холмик, засеянный травой, на простом кресте – терновый венок и фото известного композитора Игоря Билозира .

Нельзя не заметить также мавзолеи известных семейств: Адамских , Суходольских , Кшечуновичей , Моровских , Кисельков и Людинских .

Привлекает внимание скульптура Каменяра – Ивана Франка . Стоит побывать и на могилах автора «Червоной Руты» Владимира Ивасюка , «будителя Руси» Маркиана Шашкевича , «украинского соловья» Саломеи Крушельницкой , композиторов Кос-Анатольского и Станислава Людкевича .


Иван Франко


Владимир Ивасюк

На этом же кладбище похоронены Иван Крипякевич , Антон Манастырский , Мария Конопницкая , Карл Шайноха , Иван Труш , Станислав Щепановский , Ирина Вильде , Стефан Банах , Бронислав Коморовский и многие другие.

Особое место поклонения для верующих и студентов – захоронение Николая Чарнецкого , причисленного к лику блаженных епископа Украинской греко-католической церкви. Во время экзаменов землю на могиле епископа приходится досыпать: студенты верят, что мученик, чьи останки были перезахоронены на Лычаковском кладбище в 1960-х , обязательно им поможет, а сама почва обладает чудодейственными свойствами. Некоторые больные тоже надеются на опеку и помощь Чарнецкого.


Как добраться на Лычаковское кладбище?

Лычаковское кладбище находится в исторической части Львова, адрес легко запоминается: улица Мечникова, 33 .

Есть несколько вариантов, как добраться к нему:

  1. своим авто – ввести в навигатор адрес или GPS-координаты 49°50’2.76’’N 24°3’4.68’’E,
  2. общественным транспортом – маршрутным автобусом по улице Лычаковской доехать до церкви Святых Петра и Павла; со стороны ж/д вокзала – трамваем № 10 или автобусом № 29; со стороны центра (от памятника Ивану Федорову) – трамваем №7 до остановки на улице Пекарской.
Собираясь в путешествие выбирайте удобный багаж для поездки. ваше путешествие будет комфортным. О том, как правильно его упаковать читайте в следующей статье

Режим работы Лычаковского кладбища

Посетить исторический музей можно ежедневно: в летнее время (апрель-сентябрь) –

Исторический центр Старого Львова, благодаря наличию в нем огромного количества музеев, храмов и архитектурных шедевров, занесен всемирной организацией ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
Одной из таких достопримечательностей древнего города, снискавшей Львову мировую славу, является Лычаковское кладбище , которое по праву считается одним из самых древнейших некрополей на территории Старой Европы.

Трудно себе представить, но Лычаковское кладбище старше знаменитого парижского некрополя Пер-Лашез и известного Хайгейта в Лондоне. А началась история кладбища в 1786 году, когда приказом императора Австро-Венгрии Иосифа II было запрещено производить захоронения людей в городской черте. И такая мера была вызвана не просто прихотью самодержца.

Дело в том, что по существующей в то время традиции, людей погребали прямо в подвалах костелов или же возле церковных сооружений. Данная традиция привела к развитию антисанитарии и неконтролируемым вспышкам инфекционных заболеваний. Достаточно сказать, что по воспоминаниям современников, на летних службах в львовских костелах был явственно слышан запах трупных разложений.

Лычаковскому кладбищу было отведено место, на котором еще в 16 веке хоронили горожан, умерших от чумы. Так как данное кладбище было наиболее близко расположено к городу, то на нем предавали земле жителей городского центра. Понятно, что это были, в основном, состоятельные люди, и их надгробные памятники сейчас представляют настоящую культурную ценность.
Со временем, быть похороненным на Лычаковском кладбище стало престижным.

В советское время, начиная где-то с середины 60-х годов, похоронить родственника на Лычаковском кладбище можно было, только получив специальное разрешение от городских властей. В основном тут предавали земле известных политических и общественных деятелей. Хотя, дав огромную по тем временам взятку в 15 тысяч рублей, можно было получить заветное разрешение и без особых заслуг перед обществом.

Советский период в истории кладбища характеризуется появлением на его территории массы однообразных прямоугольных каменных надгробий, увенчанных звездами, которые несколько выпадают из общего архитектурного ансамбля пантеона. Однако таких захоронений не более трети. Большинство Лычаковских могил датируются второй половиной 19-го века, хотя можно найти захоронения, произведенные на самой заре основания некрополя. В те времена среди состоятельных граждан существовала традиция заказывать изготовление надгробных памятников у известных скульпторов. До сих пор люди застывают в молчаливом восхищении перед работами мастеров резца Гартмана Витвера, который создал четыре античные статуи, расположенные по углам площади Рынок, родных братьев Иоганна и Антона Шимзеров, Пауля Эутеле, Монардо Маркони, Париса Филиппи, и других, не менее известных ваятелей той эпохи.

Безмолвные символы людских судеб

Если внимательно присмотреться к могильным памятникам, то можно заметить некоторое их сходство и определенный символизм, в присущих им деталях. Многочисленные женские фигуры, застывшие в скорбных позах, представляют собой фигуры Девы Марии или же безутешных плакальщиц, перед которыми обязательно находится специальная урна или другая емкость, для сбора пролитых слез. Для похороненных авиаторов, которые в то время являлись обладателями одной из самых романтических профессий, неизменным атрибутом памятника являлось стилизованное изображение пропеллера. Таким же образом, подключив воображение, можно расшифровать и другие многочисленные символы, которыми украшены надгробья.

Так, например, песочные часы и сломанная колонна символизируют быстротечность и бессмысленность земной жизни. Чаще всего такие знаки украшают могилы молодых людей, безвременно ушедших из жизни. Различные гусиные перья, лавровые венки или умолкнувшая лира поведают, что на этом месте нашел свой покой человек творческой профессии, а лев сообщит о последнем пристанище мужественного человека, скорее всего военного.

Изображения сокола ставили, как напоминание о присущей покойному верности и любви, а шар, увенчанный крыльями, был неизменным атрибутом могилы торгового человека. Огромное количество могил украшено символикой, присущей христианству. Это и виноградная лоза - символ бессмертия человеческой души, а также просто художественно выполненные кресты.

Последние пристанища известных львовян

Для благочестивых семейств в то время возводили большие и просторные склепы, которые должны были упокоить прах целого рода. Огромный интерес у посетителей вызывает склеп семейства Барчевских , созданный в середине 80-х годов позапрошлого века в псевдовизантийском стиле. Чашеобразный купол этого, одного из самых красивых склепов Лычаковского кладбища, был разрушен в годы Второй мировой войны. Теперь из него символично произрастает дерево.

Интересно, что данный склеп построили на деньги последнего представителя рода Барчевских, который умер в возрасте около пятидесяти лет, так и не создав семьи. Так как он был достаточно состоятелен, то часть своих денег потратил на создание семейного склепа, а остальные пустил на благотворительность.

Достаточно интересна история создания надгробия армянского епископа Самуэля Стефановича , который, однажды, будучи уже в преклонных летах, почувствовав недомогание, решил заказать себе памятник, дабы не обременять будущими заботами родственников. Однако, после того как заказ был выполнен, Стефанович неожиданно выздоровел и прожил еще почти 28 лет, имея возможность наблюдать и ухаживать за своей будущей могилой.

Бывший владелец известной в то время фирмы «Конкордия», которая оказывала горожанам ритуальные услуги, похоронен под памятником, на котором красуется надпись «Львовский Харон». Это сравнение себя с мифическим перевозчиком душ умерших, говорит о своеобразном чувстве юмора человека, лежащего под каменной плитой. А еще он запомнился горожанам своим изобретением специального «отеля-гробницы», где, за определенную плату, находился гроб с покойным до самого дня похорон.

Львовских влюбленных неизменно привлекает к себе могила молодого польского художника Артура Гроттгера , который в то время пользовался огромной популярностью у себя на родине. Полюбив львовскую красавицу Ванду Монне, он собирался сочетаться с ней законным браком, однако, некоторое время спустя, умер в 30 летнем возрасте вдали от родины. Верная своему жениху, Ванда Монне продала все фамильные ценности и перевезла прах своего избранника во Львов, выполнив его последнюю волю. Памятник для могилы был совершенно бесплатно создан другом художника — Парисом Филиппи. Он изображает скорбящую девушку, сидящую перед распростертым у ее ног соколом, лирой и сломанным мольбертом.

На поле №70 — монументальный мавзолей Феликса Барчевского, построенный его сыном — самым богатым человеком на Подоле. Гигантский склеп — единственное современное напоминание о сказочных богатствах этой семьи. После себя Барческий оставил на благотворительнось и науку 700 тыс. гульденов наличными.

Рядом находится одно из самых поэтических надгробий кладбища. Скульптура спящей Юзефы Марковской (умерла в 1877) породила не одну легенду, в которых женщину почему-то называют Барбарой и приписывают ей разные биографии. То ли она была актрисой, умершей во время спектакля, то ли несчастной, которая отравилась из-за измены любимого.

Среди современных надгробий тоже встречаются шедевры, например, длинноногий бронзовый Орфей на могиле Соломии Крушельницкой . Есть необычные надгробия: например, бюст врача Юзефа Ивановича караулят его верные псы Плутон и Нерон.

Легенды Лычаковского кладбища

Как любое старинное место, Лычаковское кладбище тоже имеет свои мистические места и легенды. Правда некоторые из которых можно вполне объяснить рациональными методами.

Например, на могильной плите известного советского публициста Ярослава Галана, известного своими ярыми антирелигиозными сочинениями, после прошедшего дождя отчетливо проступают контуры христианского креста. Это мистическое превращение можно объяснить тем, что для его могилы был использован старый надгробный камень, крест на котором был не до конца затерт нерадивым мастером.

Еще одна легенда повествует о том, что некоторые каменные статуи плакальщиц, расположенные на могилах, действительно роняют слезы. Однако заметить это чудо можно только ранним утром, пока не высохла роса. Объясняется данная метаморфоза тем, что давние скульпторы создавали систему незаметных желобков в камне, по которым скопившаяся за ночь роса или же дождевая вода, могла вытекать из специально проделанных отверстий в области глаз статуй.

А львовские суеверные студенты приходят на Лычаковское кладбище за землей с могилы Николая Чарнецкого. Во время сессий могилу этого греко-католического епископа приходится подсыпать несколько раз. Студенты верят, что мученик, чьи останки перезахоронили в 1960-х годах, поможет успешно сдать экзамен, а земля на его могиле имеет чудодейственную силу.

Непростая история польских «Орлят»

Достаточно большую площадь Лычаковского кладбища занимает «Мемориал львовские орлята», который пользуется огромной популярностью среди польских туристов, посещающих Львов. На нем захоронены останки молодых польских ополченцев, которые погибли при обороне Львова во время Украинско-Польской войны 1918-1919 годов. Многим из них в то время еще не исполнилось и 16 лет.

Эти правильно расположенные ряды одинаковых белых каменных крестов с черными табличками на них, действительно производят сильное впечатление на посетителей мемориала. Сам пантеон был возведен поляками еще в 30-х годах прошлого века. Однако в 1971 году советские власти приняли решение о снесении пантеона, что и было выполнено в короткие сроки несколькими танками.

Еще в середине 90-х годов, тогдашний Президент Украины Леонид Кучма пообещал своему польскому коллеге Александру Квасьневскому сделать все необходимое для восстановления мемориала. Однако долгие дебаты в Львовском городском совете о необходимости ликвидации символов милитаризма, размещенных на некоторых памятниках, не позволили это быстро сделать. Монумент польским орлятам был торжественно открыт только при президентстве Виктора Ющенко в 2005 году.

Одно из старейших кладбищ Европы

Нынешнее Лычаковское клдбище — это более 300 тыс. захоронений, более 2 тысяч склепов, и почти 500 скульптур, среди которых много высокохудожественных. Самые старые захоронения датированы 1787 и 1797 гг. В 1856 г. было решено превратить Лычаков из города мертвых в своеобразный парк для романтиков. Тогда университетский ботаник Карл Бауэр облагородил территорию, проложил дорожки и аллеи.

На Лычаковском кладбище несложно и заблудиться — мало кто похвастается, что хорошо ориентируется на всех его 86 полях. Но вначале просто — до ул. Мечникова, на которой расположен вход в кладбище, едет трамвай №7. Затем неоготичные ворота 17 века и касса. Пара минут уйдет на осмотр внушительных часовен, окружающих площадку у ворот, — это мавзолеи Суходольских, Кисельков, Кшечуновичей, Адамских, Моровских и Людинских. Ну а дальше — несколько аллей и масса маршрутов на выбор.