Музыкально-театральные жанры. Презентация к уроку "история оперетты" Что такое оперетта презентация

И. Штраус оперетта «Летучая мышь»

«Летучая мышь» – это классический образец танцевальной оперетты, воспевающей яркие эмоции, любовные переживания и семейные перипетии под торжественные мотивы вальса и польки . Музыкальное произведение, созданное знаменитым австрийским композитором Иоганном Штраусом-младшим в ХIХ веке, по-прежнему пользуется успехом и симпатией среди театральной публики. Мелодраматический и комедийный стиль оперетты, пронизанный филигранной иронией и тонким юмором, легко воспринимается зрителем, а приятная, ненавязчивая музыка создает ощущение праздника, интриги и счастья.

Сюжет произведения «Летучая мышь» актуален всегда, ведь он описывает вечные проблемы семейного быта, супружеских отношений, любви и ревности, радости и разочарований. Пикантная ситуация, в которую попадают главные герои произведения, открывает перед зрителем всю палитру эмоций. Неверному Айзенштайну предстоит влюбиться в собственную супругу, представшую в образе прекрасной незнакомки, а очаровательной Розалинде следует постигнуть новые грани женской мудрости и обаяния, чтобы возродить былые чувства и сохранить семейный очаг.

Действующие лица

Описание

Генрих фон Айзенштайн тенор барон, уличенный в измене
Розалинда сопрано баронесса, супруга Айзенштайна
Адель сопрано служанка Розалинды
Альфред тенор тайный воздыхатель Розалинды
Фальк баритон товарищ Айзенштайна, подстроивший розыгрыш
Франк баритон директор тюрьмы
Блинд тенор правозащитник Айзенштайна
Князь Орловский меццо-сопрано владелец дворца, в котором состоялся маскарад

Краткое содержание


Первая часть произведения происходит в доме Айзенштайна. Альфред поет любовную серенаду Розалинде. Горничная Адель смеется над несчастным влюбленным и читает письмо от своей сестры с приглашением на бал к князю Орловскому. Девушка мечтает об актерской карьере и знакомство с влиятельным театральным покровителем как раз кстати. Адель отпрашивается у Розалинды под предлогом болезни близкой родственницы и отправляется на маскарад вместе со своей сестрой.

В это время появляется хозяин дома Айзенштайн с адвокатом Блинди. Судебный процесс потерпел фиаско и теперь Азейнштайн вынужден провести восемь суток в тюремном заключении за драку. После бурных выяснений с подзащитным адвокат уходит. Неожиданно появляется доктор Фальк, который приглашает Азейштайна на бал. Лукавый супруг говорит Розалинде, что едет в тюрьму, а сам, тем временем, отправляется на маскарад. После его ухода к Розалинде приходит Альфред, чтобы в очередной раз признаться в любви. В этот момент появляется директор тюрьмы Франк с намерением забрать с собой Айзенштайна. Боясь скомпрометировать свою возлюбленную, Альфред выдает себя за осужденного Айзенштайна и уходит вместе с Франком.

Второе действие оперетты насыщено яркими событиями, интригами и разоблачениями. Доктор Фальк обещает князю Орловскому настоящее развлечение. Розыгрыш является местью Айзенштайну за неудачную насмешку над товарищем. Как-то, после маскарада, он оставил пьяного Фалька спать на лавочке в костюме летучей мыши и сегодня неверный друг заплатит сполна за свой опрометчивый поступок.

Фальк все тщательно спланировал, он придумал приглашенным гостям новые амплуа. Адель предстает в образе талантливой актрисы, Айзенштайн представляется французским маркизом Ренаром, а Франк – французским шевалье. Узнав Адель, Айзейнштайн обескуражен, однако самое интересное еще впереди.

Кульминацией сюжета является прибытие почетной гостьи - таинственной венгерской графини в маске. Это Розалинда. Она также приглашена на маскарад и с удивлением знакомится со своим мужем, горничной и Франком, не выдавая себя. Ничего не подозревая, Айзенштайн ухаживает за незнакомкой, приглашает ее на свидание и просит показать лицо. «Графиня» отказывается снимать маску и забирает у влюбленного «маркиза» часы, по которым он и узнает ее при следующей встрече.

Третье действие происходит в тюрьме. К утру сюда приходит Айзенштайн и видит за решеткой Альфреда. Ревнивый муж требует разъяснений от супруги, которая также пришла в тюрьму, чтобы восстановить справедливость. В ответ на подозрения Розалинда показывает часы, подаренные венгерской графине. Айзенштайн разоблачен, а Фальк наконец отомстил за оскорбление «летучей мыши». Князь Орловский благодарит Фалька за веселый вечер и дает обещание поспособствовать развитию актерского мастерства Адель. Адвокат Айзенштайна сообщает о его оправдании, а Розалинда великодушно прощает своего легкомысленного, но очень любимого мужа.

Фото :





Интересные факты

  • Существует версия, что при написании произведения «Летучая мышь», Иоганн Штраус взял реальный случай из жизни. Народная молва повествовала об истории неверного мужа, который не узнал свою супругу в маскарадной маске и был пленен ее очарованием и загадочностью.
  • В 1979 году Роланом Пети был поставлен балетный вариант оперетты. Премьера состоялась в Марселе. Автором внесены небольшие правки в сюжет произведения, в частности наблюдается изменение имен главных героев и места событий. Так, например, Айзенштайн стал Иоганном, его супруга – Белла, а Фальк переименовался в Ульриха. Действие происходит в Париже. Наиболее важную роль в постановке отводиться богемскому танцу.
  • Пьеса «Часы с боем», взятая за основу оперетты «Летучая мышь», претерпела множество изменений. Планировалось преобразовать сюжет таким образом, чтобы он имел «венский» характер. Значительную роль в создании нынешнего произведения сыграл талантливый драматург и композитор Р. Жене. Оригинал пьесы с французскими мотивами был существенно изменен и получил новое название: «Никто не любит летучую мышь». Ради венской публики в сценарии появился новый персонаж – шутник и весельчак, доктор Фальк. Однажды друг Штрауса, Густав Леви, прочел пьесу и посоветовал Р. Жене отдать произведение «королю вальсов».
  • Во время работы над опереттой Штраус отказался от пародийности и сатиры и выполняет произведение в стиле шуточной итальянской оперы.
  • Оперетта «Летучая мышь» особенно воспевает женский характер, подчеркивает очарование и мудрость прекрасного пола. Композитор создал сюжет таким образом, чтобы вызвать интерес зрителя к двум главным женским ролям.
  • Многие специалисты считают, что знаменитый австрийский композитор Иоганн Штраус является первопроходцем в области танцевальной оперетты.
  • Согласно мнению некоторых историков, первая супруга великого композитора Иогана Штрауса, Генриетта Трефц, советовала супругу попробовать свои силы в жанре оперетты и способствовала его работе над музыкальными произведениями. Оперная певица активно занималась копированием нот и подготовкой супруга к гастролям. По другой версии французский композитор Жак Оффенбах предложил Штраусу прекратить работу над вальсами и создавать оперетты. С тех пор Штраус написал шестнадцать оперетт и «Летучая мышь» – третья по счету.
  • «Летучая мышь» экранизировалась приблизительно 20 раз и по праву завоевала мировую популярность. Первые кинофильмы появляются в 1917 году. Тогда художественные постановки были немыми.
  • В 1918 году был открыт астероид 900 Rosalindе. Космический объект был назван в честь главной герони оперетты.
  • В 1942 году вышел в свет мюзикл «Розалида», созданный на основе произведения «Летучая мышь».
  • Первые постановки оперетты не отличались успехом, однако один доброжелательный отзыв был напечатан в газете «Morgenpost» (Берлин). Автор издательства шутливо заявил, что во время просмотра оперетты легко заболеть морской болезнью от ритмичных покачиваний зрителей в такт мелодичным звукам. Действительно, Штраус считается королем вальса, поэтому в оперетте преобладают танцевальные мотивы.
  • В 1975 году в книге «Звездные часы оперетты» А. Владимирской упоминается о музыкальном произведении «Летучая мышь». Автор отметил, что в театре еще не слышали мелодий столь солнечных и веселых.
  • В последние годы своей жизни Иоганн Штраус мало появлялся на публике и почти не выходил из своего дома. Однако в день 25-летия музыкального произведения «Летучая мышь» композитор сделал исключение. По случаю торжества его пригласили в качестве дирижера. К сожалению, пожилой музыкант не рассчитал свои силы и слишком усердствовал во время спектакля. По дороге домой Штраус простыл. Вследствие простуды началось воспаление легких, и сердце великого маэстро остановилось 30 июня 1899 года.
Штраусу , поэтому «Летучая мышь» написана с исключительным вдохновением и закончена в максимально сжатые сроки. Всего 6 недель или 42 ночи понадобилось композитору для завершения работы. Над либретто работали Карл Хаффнер и Рихард Жене.

5 апреля 1874 года состоялась презентация оперетты, однако поначалу она не сопровождалась восторженными овациями зрителей. Критики посчитали спектакль банальным и посредственным и, тем самым, повлияли на общее мнение публики. Участники постановки ожидали большего успеха, но сам Штраус не очень огорчился подобным результатом. Еще 17 раз был поставлен спектакль для венской публики и летом того же года произведение увенчалось успехом в Берлине. Оперетта победоносно вернулась на венскую сцену. Теперь произведение получает высокие оценки и одобрительные отклики, она становится настоящей "изюминкой" опереточной сцены.

Через три года в Париже презентуется переделанная версия под названием «Цыганка». Спектакль завоевывает долгожданное признание среди зрителей разных стран, в том числе Австралии и Индии. Однако настоящий триумф оперетта получила только спустя 20 лет после постановки в Гамбурге. Европейский зритель по достоинству оценил комический спектакль, который стал одним из наиболее ярких и представительнейших театральных произведений.

В России «Летучая мышь» всегда проходит с успехом. На столичных театральных сценах комедия появлялась периодически: в 1933 году, потом в 1962 году, а также в 1972-м. Последняя версия поставлена Георгием Анисимовым.

В 1946 году комедия была представлена в новой, оригинальной интерпретации. Измененная версия Михаила Вольпина и Николая Эрдмана послужила основой для снятия художественного фильма.

    ОПЕРЕТТА -(итал. operetta , франц. opérette , буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа.


Происхождение

  • Происхождение . Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, карнавалом. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия...


  • Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах (1819–1880), парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен».

  • В течение последующих 20 лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858),

  • Женевьева Брабантская (1859),

  • Прекрасная Елена (1864),

  • Парижская жизнь (1866),

  • Великая герцогиня Герольштейнская (1867),

  • Принцесса Трапезундская (1869),

  • Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874).

  • Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот.


  • Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший (1825–1899), чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.

  • Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае , Сказки венского леса. Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались

  • Веселая война (1881),

  • Ночь в Венеции (1883)

  • Цыганский барон (1885).


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Итал. operetta, франц. opérette, буквально – маленькая опера), вид музыкального театра; музыкально-сценическое произведение, в котором драматургическая основа носит преимущественно комедийно-мелодраматический характер, и диалог органически сочетается с вокальными, музыкальными и танцевальными эпизодами, а также оркестровыми фрагментами концертного типа

3 слайд

Описание слайда:

Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, й, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В этот день Ж.Оффенбах,истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. .

6 слайд

Описание слайда:

Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно И.Штраус-младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885).

7 слайд

Описание слайда:

В XX веке облик австрийской оперетты существенно изменился. В прошлом исключительно комическая, оперетта превратилась в чувствительную мелодраму с буффонно-фарсовыми элементами. Новое направление, названное "неовенской опереттой", сложилось в творчестве Ф.Легара, И.Кальмана, Л.Фалля и др. Наиболее яркие оперетты неовенской школы - "Веселая вдова", "Граф Люксембург", "Цыганская любовь" Ф.Легара и "Цыган-премьер", "Принцесса цирка", "Княгиня чардаша" (в русском варианте "Сильва"), "Баядера" и "Марица" И.Кальмана.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Имре начал заниматься музыкой поздно и вначале даже не предполагал, что будет музыкантом. Родители хотели, чтобы их сын стал юристом, и юноша поступил на юридический факультет Будапештского университета. Но здесь выяснилось, что ему больше нравится заниматься музыкой, чем юриспруденцией. К тому же у Кальмана обнаружились блестящие музыкальные способности. Окончив первый курс университета, Имре поступил в Будапештскую музыкальную академию в класс известного пианиста Франца Кеслера. Весь следующий год он проучился одновременно в двух местах, но потом решил заниматься только музыкой. Родители были категорически против такого решения сына, считая музыку несерьезным занятием.

10 слайд

Описание слайда:

Но Имре проявил характер и настоял на своем. Ему даже пришлось уйти из семьи и самому зарабатывать на жизнь. Он писал музыку для куплетов и бульварных песенок, работал музыкальным критиком в газетах.

11 слайд

Описание слайда:

В 1906 году Кальману предложили написать музыку к спектаклю «Наследство Переслени». Вскоре в одном из будапештских театров прошла премьера, которую зрители приняли с восторгом. Однако через несколько дней австрийские власти запретили спектакль за его антиправительственную направленность. Как удалось выяснить, причиной запрета стало не только содержание пьесы, но и музыка Кальмана, которая, по мнению цензора, была чересчур насыщена венгерскими народными мелодиями.Тем не менее, директор театра не захотел расставаться с молодым композитором и заказал ему оперетту «Осенние мотивы» на текст, написанный известным поэтом-либреттистом К. Баконем. Премьера спектакля в Будапеште стала триумфом композитора. Вскоре оперетта была поставлена в Вене, и это означало признание Кальмана как мастера этого жанра.

«Комедия Дель Арте» - Влияние на развитие мирового театрального искусства. Итальянская комедия Дель Арте. Джелози. Коломбина. Мимы. Бригелла. Панталоне. Венеция и Неаполь. Полупрофессиональные труппы. Дзанни. Арлекин. Беолько. Противопоставление. Итальянский актер. Комедия масок.

«Спектакль» - Задачи театральной живописи. Сложность и ответственность задачи. Внешняя конструкция спектакля. Особенности театральной музыки. Музыкальное решение спектакля. Сценография. Внешняя конструкция. Музыка для спектакля. Пространство сцены. Ключевые понятия. Вопросы для самопроверки. Мизансцена. Пластическое решение.

«Музыкально-театральный жанр» - Музыкально-сценическое произведение комического содержания. В чем особенности жанров. В музыкальном театре. Представь себя режиссером спектакля. «Мюзикл»-в переводе с английского языка, означает «музыкальный». Оперетта. Мюзикл. Театр музыкальной комедии. Что такое балет. Звуки музыки. Петрушка. Выбери слова.

«Театр народов мира» - Амплуа Дань – женские персонажи. Искусство кукольного театра. Тростевая кукла. Куклы Средневековой Европы. Применение маски насчитывает тысячелетия. Искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы. Слово «марионетка». Театр русской народной драмы.

«Разновидности театра» - Уличный театр. Средневековый театр. Авторский театр. Разновидности театра. Театр кукол. Мюзикл. Театр зверей. Из истории. Балет. Вопросы и задания. Театр инвалидов. Что же такое театр. Дайте определения понятиям. Театр и экран. Оперный театр. Моноспектакль. Драматический театр. Проверьте. Детский театр.

«Театр как вид искусства» - Театр. Спектакль. Ключевые понятия. Основные принципы театра. С эпохи Возрождения театр становится литературным. Актер. Вопросы для самопроверки. Коллективность. Истоки театра. Западно-европейские бродячие актеры. Художественный образ. Культура. Требования к знаниям, умениям и навыкам. Особенности театрального искусства.

Всего в теме 25 презентаций


Опере́тта (итал. operetta , дословно маленькая опера ) - театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки .

Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола»)


Происхождение

Истоки оперетты уходят в глубь веков.

Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях.

Вслед за возникновением серьёзной оперы около 1600 года появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. «Служанка-госпожа» (1733) Дж. Перголези - образец комической оперы, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже и порождённые им споры побудил Ж. Ж. Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его «Деревенский колдун» (1752) - один из трёх источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж. Б. Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.


Французская оперетта

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Жак Оффенбах открыл свой маленький театр «Буфф-Паризьен» в Париже, на Елисейских полях. В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт. Оффенбах был превосходный театральный композитор - динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный. Хотя близкие к жанру оперетты постановки случались и до него (например, у Флоримона Эрве), но, по общему признанию, именно он создал оперетту как художественное целое и определил важнейшие признаки жанра.

Гортензия Шнейдер, примадонна Оффенбаха, в «Герцогине Герольштейнской»


Английская оперетта

Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 плодами сотрудничества У. Гильберта и А. Салливана. Сатирический талант Гильберта в сочетании с изяществом музыки Салливана породили такие популярные произведения, как: «Суд присяжных» (1874)

«Фрегат ее величества „Пинафор“» (1878)

«Пираты Пензанса» (1880)

«Микадо» (1885)

«Гвардеец» (1888 )

«Гондольеры» (1889)

Сцена из «Суда присяжных» Гильберта и Салливана (гравюра)



Венская классическая оперетта начинается с Иоганна Штрауса, чей дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.

Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов («Индиго и сорок разбойников», 1871, и «Римский карнавал», 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты - «Летучую мышь» (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене».

Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались «Веселая война» (1881), «Ночь в Венеции» (1883) и «Цыганский барон» (1885). После смерти Штрауса появилось несколько новых оперетт, музыка которых взята из его вальсов и малоизвестных постановок; среди них самой удачной стала «Венская кровь» (1899, компоновка и обработка Адольфа Мюллера)



«Летучая мышь» - одно из самых непревзойденных творений не только автора, Иоганна Штрауса-младшего, но одна из самых изумительных оперетт. Согласно неподтвержденным слухам, Жан Оффенбах натолкнул Штрауса на мысль писать оперетты. Однажды, беседуя с композитором Оффенбах невзначай заметил: “А почему бы вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и начать писать оперетты?” Считается, что идея очень понравилась Штраусу, и сейчас мы можем наслаждаться великолепными опереттами, написанными композитором. История же создания оперетты «Летучая мышь» подтверждает, что путь от сценария к спектаклю порой бывает нелегким.

За основу сюжета оперетты была взята пьеса «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»), авторами которых стали известные драматурги Мельяк и Галеви, написавшие также сценарий «Кармен», известной оперы Жоржа Бизе. Штраусу очень понравился сценарий, поэтому писал он оперетту с большим воодушевлением. И хотя работал преимущественно ночами, и закончил ее в рекордный срок – 6 недель или за 42 ночи!!


Сюжет «Летучей мыши»

«Летучая мышь» – это набор розыгрышей, остроумного вранья и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга, коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Один влюбляется в незнакомку, не догадываясь, что под маской летучей мыши скрывается собственная жена Розалинда; другой – в служанку Адель, при том, что он посмеивается и подшучивает над ее желанием стать актрисой его театра.



Фильм «Летучая мышь»

В 1978 режиссер Ян Фрид снял одноименный музыкальный фильм на студии Ленфильм, премьера которого состоялась 4 марта 1979. В фильме снялись такие замечательные актеры как: Юрий Соломин, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Виталий Соломин, Олег Видов, Юрий Васильев, Игорь Дмитриев и другие. Фильм, как и оперетта, завоевал популярность на долгие годы, и уже несколько поколений наслаждаются жизнерадостной музыкой, написанной Штраусом, блестящей игрой актеров и тонким юмором. «Летучая мышь» – классика опереточного жанра



Аристократ Эдвин и певица варьете Сильва Вареску полюбили друг друга. Чтобы расстроить невыгодную «партию» сына, аристократические родители вспоминают о давно забытой помолвке сына с «партией» выгодной - графиней Стаси и объявляют о предстоящей свадьбе. Но тут выясняются непредвиденные обстоятельства - оказывается, аристократическая мать Эдвина сама когда-то пела и танцевала в том же самом варьете «Орфеум», да к тому же пользовалась таким успехом, что ее прозвали «соловьем».

Ну а завершается всё, как и положено в оперетте - ко всеобщей радости: после ряда недоразумений влюбленные опять вместе.



Премьера

Премьера с огромным успехом прошла 17 ноября 1915 года в Вене. Исполнители: Сильва Вареску - Митцы Гюнтер (Mitzi Günther), Эдвин - Карл Бахман (Karl Bachmann), графиня Стасси - Сюзан Бахрих (Susanne Bachrich), Бони - Йозеф Конид (Josef König).



Советская оперетта, 1917-1945

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И. Дунаевский.

Николай Михайлович Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы - как в музыке, так и в сюжетных линиях, создавая своеобразные мелодрамы-буфф. Среди его оперетт:

«Холопка» (1929); самая известная его оперетта. Легко заметить, что по сюжетной линии и музыкальной структуре она близка к написанной тремя годами ранее «Принцессе цирка» Кальмана.

«Чайхана в горах» (1930).




Национальный подъём, наблюдавшийся во второй половине XIX века, особенно на окраинах Австро-Венгрии и Российской империи, затронул и оперетту - стали создаваться произведения на основе национального фольклора.

К категории национальных оперетт можно отнести и произведения итальянских композиторов начала XX века, хотя их музыка менее самобытна и смыкается с венской опереттой. Карло Ломбардо (Carlo Lombardo , 1869-1959, известен под псевдонимом « Leon Bard ») написал «Герцогиню Фру-Фру из Табарина» (La duchessa del Bal Tabarin , 1917) и «Страну колокольчиков» (Il Paese dei campanelli , 1923). Несколько удачных оперетт есть у Джузеппе Пьетри (Giuseppe Pietri , 1886-1946). Во второй половине XX века в Италии пользовались успехом оперетты Марио Коста (Mario Costa , 1904-1995). Несколько оперетт написал Руджеро Леонкавалло.


Тигран Чухаджян

Первые оперетты на всём Востоке написал в 70-х годах XIX века классик армянской музыки Тигран Чухаджян (1837 - 1898): «Ариф» (1872, сюжет навеян «Ревизором» Гоголя), «Кёса кёхва» («Плешивый староста», 1873), Леблебиджи («Продавец гороха», 1875, постановка на советской сцене - «Карине»).