О е после шипящих в суффиксах упражнения. Правописание гласныхо-е-ё после шипящих и ц

Алгоритм по теме « Правописание о, ё (е) после шипящих и ц»

1) Если ударная гласная находится в корне, посмотрите:

есть чередование с е (шёлк-шелка) - пишем ё ; нет чередования -пишем о (шорох);

2) если гласная находится в суффиксе или окончании, обратите внимание на часть речи: в именах существительных, прилагательных и наречиях под ударением пишется о (медвежонок, чужого, горячо); в глаголах и отглагольных образованиях пишется ё (сбережёт, тушёный, сгущёнка).

После ц под ударением пишется о, без ударения- е.

Например: цоколь, пальтецо, письмеца, огурцом, танцор, облицовывать, лицо;

глянцевый, облицевать, танцевать, зданьице, платьице.

Правописание о, ё, е после шипящих и Ц

ё(е) в корне

Следует обратить внимание на непроверяемое написание. Будет полезна и интересна работа с орфографическим словарём.

* Запишите в словарик

джонка (китайское парусное судно)

жокей

жонглёр

капюшон

крюшон

мажор (музыкальное радостное настроение)

ретушёр (занимающийся ретушью)

трещотка

шовинизм (крайний национализм)

шомпол

шоссе

шофёр

цокотуха

палаццо (дворец)

скерцо (музыкальная пьеса в быстром темпе)

Индивидуальный контроль за усвоением материала можно осуществлять с помощью заданий по карточкам.

Для закрепления орфографических навыков можно использовать следующие упражнения.

Вставьте гласные о и е после шипящих в корнях слов.

ж..лтенъкий

ц.. кот

ж..м

ч..рт

пощ..чина

ш..к

ж..рнов

прич..ска

прич..ска

ж..нглер

прожорливый

печ..нка

разношерстный

крыж..вник

ш..коладный

ч..порный

ш..рты

изж..га

деш..вый

щ..лочь

Ш.тландия

сжегший

шоссейный

капюш..н

подж-.г (сущ.)

пч..лы

ц..котуха

заж..г(глаг.)

ж..ваный

сгущ..нка

ц.. коль

тяж.. лый

туш.. ный

Укажите неправильные написания слов печёный электросчётчик

щёлканье выточенный вечорка жолудь

пощочина полушепот шофёр шоколад мажорный размежовка сгущонка шоковый печонка

размежовка прожорливый рубашонка

пижён розовощёкий жёваная

жолчный капюшон портчонки

шофер стажор джокер молодожёны дешёвка многоженство

Учитывая большие обучающие возможности диктантов, безусловно, следует постоянно проводить тематические.

* Спишите, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.

Маленький мыш..нок с кош..лкой в руч..нках бродил по чащ..бе. Жуя струч..к фасоли он огорч.мно рассматривал круж..ч..к копч.мой колбасы завёрнутый в холщ..вую тряпч..нку. Истощенный после ноч..вки в лесу мыш.мок думал о том как мама горяч., обнимет его напеч..т ему пирожков откроет банку туш.мки. Тогда всё ему будет нипоч..м! Вскоре пош..л дождь. Укрывшись плащ..м и надев капюш.м он повёл теч..м и наступая на ж..луди побежал домой..

* Спишите, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы.

Ч..порный дириж..р смущ..нно посмотрел на бессчётную публику и испытал ш..к. Маж..рная музыка не заглушала странного ш..пота и ш..роха.В плохо освещенном зале кто-то дож:..вывал деш..вый бутерброд с ч..рным хлебом кто-то утирал парч..вым платком щ..ки испачканные груш..вым джемом. Один вооруженный до зубов обж..ра размахивая зажж..нной свеч..й чуть не совершил подж..г и едва не обж..г сидевш..го рядом танц..ра которого все ласково звали Кузъмич..м.

Тесты по правилу «О-Ё после шипящих и ц в разных частях слова и частях речи»

    Медвеж..нок - в суффиксе существительных под ударением после шипящих

пишется ё.

    Ж..лоб - в корне после шипящих пишется ё , так как есть проверочное слово.

    Кольц..вая - в суффиксе прилагательного после ц не под ударением пишется е.

    Кипяч..ный - в суффиксе отглагольного прилагательного после шипящих пишется ё.

2. Укажите правильное объяснение написание слова.

    Туш..нка - в суффиксе существительных под ударением после шипящих пишется буква о.

    Сожж..нный - в суффиксе причастия пишется после шипящих.

    Нош..й - в окончании существительных не под ударением пишется буква о.

    Ш..рох - в корне под ударением после шипящих пишется о, так как есть проверочное слово.

3. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

А морж..вый Б душ..нка В шов Г сокращ..н

1. А Г 2. А Б В 3. А Б 4 Б Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?

А сгущ..нка Б береж..ный В маж..р Г стаж..р

1. А Г 2. А Б В 3. А Б 4 Б Г

Алгоритм по теме «Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий».

1. Правописание имён прилагательных зависит от состава суффиксов:

Н пишу в суффиксах:

Ин- пчелиный

Ан- песчаный

Ян- серебряный

Запомнить:

стеклянный, оловянный, деревянный

НН пишу в суффиксах :

Они- организационный

Енн- соломенный

в словах с основой на Н +суффикс Н

туман - туманный

Запомнить:

Ветреный (день), ветряной (под действием ветра работающий) двигатель, но безветренный.

Юный, румяный, свиной, зелёный и др.

* В краткой форме пишется столько же Н, сколько в полной: туманный - туманна, ветреный - ветрена.

2. Правописание причастий.

НН пишется в полных причастиях, имеющих одно из условий:

1) приставку, кроме НЕ: разбросанный,

2) суффикс -ова- (-ева-),-ирова- линованный,асфалътированный

3) зависимое слово: кошенный кем-то луг

4) образовано от глагола совершенного вида: решённый.

Запомнить: раненый, пораненный в бою.

Н пишется

в слове при отсутствии всех этих условий, а также

в кратких причастиях: вещи разбросаны.

3. Правописание наречий .

В наречиях пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано:

говорит отвлечённо (от отвлечённый),

говорит путано (от путано).

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и

причастий.

В прилагательных

Запишите в словарик.

желанный

неслыханный

нежданный

негаданный

нечаянный

невиданный

синий

зелёный

румяный

юный

свиной

ветреный (но ветряная оспа, ветряной двига­тель)

стеклянный оловянный

деревянный раненый (но изранен­ный, раненный в бою)

Карточки по теме

1. Выпишите номера примеров, в которых пишется одна буква Н.

1. серебря...ые часы

2. стари...ое оружие

3. лебеди...ая песня

4. недюжи.„ые способности

5. подли...ые документы

6. песча...ый берег

7. лимо...ый сок

8. конопля...ое масло

9. обыкнове...ый человек

10.лекцио...ый материал

11..лу...ый свет

12.маши...ое отделение

13.кожа...ое кресло

14.лед...ой ветер

15.ветр...ые мельницы

16.письме...ый стол

17.стра...ая женщина

18.деревя...ый дом

19.моче...ые яблоки

20.пута...ые ответы

21.суше...ые грибы

22. выкова...ые обручи

23.увере...ая поступь

2.Вставьте пропущенные буквы. Объясните написания графически.

1. маза...ая печь

2. вымаза...ос платье

3. золочс...ос блюдо

4. позолочс...ыс ложки

5. гашё...ая или негашё...ая известь

6. скоше...ый луг

7. нескоше...ые травы

8. луг, не скоше...ый колхозниками

9. варё...ый картофель

10. вываре...ос мясо

11.варё...ая в котелке картошка

12.дра...ый сапог

13.ободра...ос лицо

14.травле...ый волк

3. Определите неправильные написания слов.

1. туманная мгла

2. ветренная подруга

3. несказаная тишина

4. непаханное поле

5. длинные тени

6. серебрянные часы

7. незаслужсная обида

8. таинственные приключения

9. сеянные травы

10. каменные ворота

11. холстиная рубаха

12.подлиное чувство

13. взволнованное лицо

14. нечаянная встреча

15.данный текст

4. Определите правильные написания слов.

1. мощеная улица

2. серебрянный кубок

3. посеребреная цепочка

4. тканая скатерть

5. вытканный ковер

6. златотканный рисунок

7. сливочное мороженое

8. мороженое мясо

9. замороженное филе

10. свежемороженные фрукты

11. свежезамороженные овощи

12. златокованое изделие

13. осенний день -

14. сушеные ягоды

15. военное дело

16. военизированный отряд

17. уверенный взгляд

18. кожаная куртка

Тесты по правилу «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий».

1. Укажите неверное объяснение написание слова.

    Камен..ый - у прилагательного пишется две буквы НН на стыке основы, оканчивающейся на Н, и суффикса –Н-.

    Орошен..а - в суффиксе краткого страдательного причастия пишется одна буква Н.

    Ветреный – в суффиксе прилагательного –ЕНН- пишется две буквы Н.

    Асфальтирован..ый - в суффиксе причастия пишется две буквы НН, так в слове есть суффикс -ИРОВА-.

    В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

    Ночь туман..а

    Люди действовали умело и слажен..о.

    Учёные сосредоточен.. на решении задач.

    Участники похода спокойны и сдеожан..ы.

3. В каком примере в отымённом прилагательном в суффиксе –АН- (-ЯН-)пишется одна буква Н.

    Ткан..ый ковёр.

    Стеклян..ая веранда.

    Желан..ые гости.

    Багрян..ые цветы.

4. В каком примере к выделенному слову применимо правило: « В суффиксе –ЕНН- прилагательных, образованных от существительных, пишется две буквы НН»?

1. Кошен..ые на лугу травы.

2. Бешен..ый галоп.

3. Соломен..ые шляпы.

4. Выкрашен..ые полы.

5. Укажите пример с прилагательным, в котором пишется НН, так как оно образовано от существительного с основой на –Н с помощью суффикса –Н-?

    Полотняные заводы

    Посеребрен..ая посуда

    Одеколон..ый запах.

    Калён..ый металл

6. В каком варианте ответа указаны все слова с одной буквой Н?

А Бархан..ые пески.

Б Топлён..ое молоко.

В Потушен..ый свет.

Г Писан..ый красавец.

1. А Б В 2. А Г 3. В Г 4. Г

7. В каком варианте ответа указаны все слова с двумя буквами НН?

А. Задержан..ый преступник.

Б Крашен..ый стол.

В Оловян..ый солдатик

Г Серебрян..ый поднос.

1. А В 2 А Б В 3 А 4 В

По правилу «Правописание наречий».

1. Укажите правильное объяснение написание наречия.

    Где то - пишется раздельно с суффиксом то.

    По французски - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного при помощи приставки по- и суффикса -ски.

    Давным давно - пишется раздельно, так как это сложное наречие.

    Кое как - после приставки кое пишется раздельно.

2. Укажите неверное объяснение написание наречия.

    По твоему (следу) - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного

при помощи приставки по- и суффикса -ему.

2. Где нибудь пишется через дефис, так есть суффикс нибудь.

3. По медвежьи - пишется через дефис, так как образовано от прилагательного при

помощи приставки по и суффикса ьи.

4. Далеко далеко - пишется через дефис, так как это сложное наречие.

3. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых следует поставить дефис?

А (По)просту Б (по)турецки В точь (в) точь Г бок (о) бок

1. А Б В Г 2. Б В 3. А Б Г 4. Б В Г

4. В каком варианте ответа указаны все слова, которые следует писать слитно?

А (в)верху Б (на) цыпочках В (по) одиночке Г (по) одному

1. А Б Г 2. А В Г 3. А 4. А В

5. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В наречиях, образованных от существительных, полных прилагательных и собирательных числительных с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса, наречие обычно пишется слитно.

1. Поднять на смех

2. Кто то шёл

3. Увеличить в трое.

4. Потратить время по пустому.

6. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «Наречие, образованное соединением приставки с наречием пишется слитно».

    Запомнить на всегда.

    Во время путешествия.

    По отечески заботиться.

    Убежать без оглядки.

7. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «Сложное наречие,

образованное путём повтора, пишется через дефис».

    Волей неволей.

    Шаг за шагом.

    В конце концов.

    С боку на бок.

8. Это наречие пишется слитно.

    По одиночке

    По турецки

    Нежданно негаданно

    Разделить по ровну

9. Это наречие пишется через дефис.

    С глазу на глаз

    Крест на крест

    Во что бы то ни стало

    Побывать за границей

10. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В наречии пишу столько же Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

    Неожидан…о

  1. Организован..о

    Особен..о

11. В каком варианте ответа указаны все наречия, на конце которых пишется суффикс О?

Б занов…

В досух…

Г досрочн..

1. А Б Г 2. Б В 3. А 4. А В

12. В каком варианте ответа указаны все слова, на конце которых пишется суффикс А?

А издалек..

Б докрасн..

В запрост..Г доверчив..

1. А Б 2. В Г 3. Б Г 4. А В

13. В каком варианте ответа указаны все наречия оканчиваются на О?

А горяч… Б ещ... В певуч… Г свеж..

1. А Б Г 2. В Г 3. А Г 4. Г

14. В каком варианте ответа указаны все наречия оканчиваются на Е?

А блестящ.. Б общ.. В хорош.. Г убаюкивающ..

1. А Б Г 2. В Г 3. А Г 4. Г

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме

«Правописание наречий».

1. Тип урока: обобщение и систематизация знаний

2. Цели: образовательная (обобщить знания по теме «Правописание наречий»,подготовиться к практической работе; развиваюшая (отличать наречия от других частей речи) воспитательная (способствовать воспитанию познавательного интереса к предмету, воли и настойчивости при достижении цели.

3. Отбор содержания: (дидактический материал, доклад учащегося)

4. Метод: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный)

5. Формы: фронтальный опрос, сообщения учащихся, коллективная творческая деятельность.

6. Контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой,

взаимоконтроль, ответы на вопросы учителя

7. Результат:

Ход урока.

1. Организационный этап (Сообщение темы и цели урока.)

Сегодня на уроке мы заканчиваем повторять тему «Правописание наречий». Задачей этого урока: научиться правильно писать наречия и наречные сочетаниея, а также приготовиться к контрольному диктанту.

2. Проверка домашнего задания.

Ученица приготовила для нас сообщение из истории образования наречий почти и зря.

Проверка домашнего задания (устно).

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Фронтальный опрос.

Какой раздел науки о языке изучает написание слов по правилу?

Что называется наречием?

Расскажите о правописании наречий с шипящей на конце.

4. Этап обобщения и систематизации знаний

1. Работа с карточкой (выписать наречия, вставив, где нужно, ь ) с последующей самопроверкой.

Подчеркните наречия, вставьте, где необходимо, мягкий знак.

    Собьёш..

    напроч..

    наотмаш..

    сплош..

    замуж..

    невтерпёж.

    хорош

    полчищ..

    лож..

    участвуеш.

    училищ

    молод

    ёж..

    линюч..

    уж (сущ)

    лиш..

    чувствуеш..

    туш..

    намаж..те

    невмоч..

2 Групповая работа (по 4 человека) над составлением наречий по заданным схемам:

Образуйте наречия по заданным схемам. Какое правила о правописании

наречий вы использованы, составляя наречия?

В- о, на~о, кое - …, …-нибудь, …-либо, в~ую, за-о, до~а, по-ему, ~ - ~.

Учащиеся после выполнения работы зачитывают получившиеся наречия, а один из группы рассказывает одно из правил о

правописании наречий (суффиксы О и А на конце наречий, дефисное, слитное и раздельное написание наречий)

3. Работа «по цепочке». Записать наречия в три столбика: слитно, через дефис, раздельно.

Определите слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

    (без)ведома

    почему(то)

    (точь)(в)(точь)

    (по)трое

    сказать (с)плеча

    выложить (на)показ

    (с)просонок

    (с)боку

    (в)скоре

    когда(либо)

    (до)сыта

    (на)двое

    (тютелька) (в) (тютельку)

    (по)строчно

    (в)одиночку

    (по)французски

    (до)тла

    (по)кабаньи

    (после)завтра

    (в)третьих

    дело (делом)

    расхваливать (на)перерыв друг

    (по)больше друга

    (в)сплошную

    (мало)мальски

    разделить (на)трое

    (тихо)смирно

    (кое)где

    (на)ощупь

Вывод учителя:

Итак, мы разобрали правила о правописании наречий.

Всё ли вам понятно?

4. Выполнение практической работы (В тетради или на карточке)

Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

В середине сентября ясная погода установилась (на)долго, и мы с ребятами (по)многу гуляли в лесу, который находиться (не)подалёку. Нам хотелось насладит..ся последним теплом, и мы отправлялись в лес (по)одиночке, (по)двое, (по)трое,

Как(то) раз мои друзья (не)сколько часов (к)ряду искали грибы. День прошёл (в)пустую, однако возвращаться (ни) с (чем) не хотелось. И вот (в)далеке показалась небольшая поляна, в середине которой возвышался корявый пень, сплошь усыпан..ый грибами. Это был сон (на)яву. Ребята (в)миг повеселели и (на)перегонки бросились к заветному пню. (С)начал.. рвали грибы (без)разбора и (в)перемешку бросали в корзину, но (в)скоре заметили, что вся поляна усеяна лисичками и груздями.

В тот день друзья (до)упаду соб,.рали грибы, (до)отказа наполнив корзины, выл..жили (с)верху (на)показ самые красивые лисички и пошли (на)зад, (без)удержно хохоча и (ис)подтишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до)сыта наелись жарен..ых грибов.

5. Домашнее задание

Составить устный рассказ о наречии.

6. Рефлексия.

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Правописание -о-, -е-, -ё- после шипящих и ц.

Части речи

Любая часть речи

Под ударением после шипящих пишется -ё- (можно заменить на -е-)

Искл: шов, шорох, крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, чопорный

Шёпот (шептать),

значения

Существительное

Ожог (руки)

Поджог (сарая)

Ожёг (руку)

Поджёг (сарай)

Существительное

    Под ударением -о-

    Без ударения -е-

Но в сущ., образованных от глаг., под ударением пишем -ё-

Речонка, галчонок; Сгущёнка, ночёвка, тушёнка.

-ёр- (иноязычный)

Прилагательное

    Под ударением -о-

(образованных от сущ.)

    Без ударения -е-

    В прил., образованных от глаг., пишем -ё-

Парчовый (парча)

Рыжеватый

Золочёный (от золотить).

Причастие

    Под ударением -ё-

    Без ударения -е-

Освещённый,

окружённый

    Под ударением -о-

    Без ударения -е-

Горячо, хорошо, короче, хуже

Окончание

существительное

    Под ударением -о-

    Без ударения -е-

Плечом, свечой

товарищем

прилагательное

Большой, чужой

хорошего

    Под ударением -ё-

Печёшь, жжёт

1. А) Тихий ш..рох, говорить общ.., благодарить горяч.., боч..нок с водой, жж..ный кофе, асфальтированное ш..ссе, искусный ж..нглёр, вертеть трещ..тку, словно ш..лковая ш..рстка, опытный ш..фер, двойной ш..в, холщ..вый меш..к, моч..ные яблоки, золоч..ная серёжка.
Б) Ч..ткие контуры, бессч..тное богатство, смешной медвеж..нок, ж..лтый пуш..к, ш..коладный торт, камыш..вая крыша, разожж..нный костёр, заверш..нный урок, ударил вожж..й, кот уч..ный, поч..тный гражданин, суш..ные груши, возвращ..нное обещание, последние подсч..ты, обреч..нный на смерть узник.

2. Проверь себя!
Вставьте в тексте пропущенные в словах буквы, выделите орфограмму.

Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч..рт, весело встряхнув ч..лкой, пустился танцевать чеч..тку так, что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и, совершив один неудачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятачок, покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятяч..к. "Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т!", - чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.

3. Тест 1
Задание: вставьте пропущенные буквы (о/ё).

1. Дикие пч..лы;
2. Прож..г тряпку
3. Талантливый стаж..р
4. Сильный ож..г
5. Печ..т пирог
6. Хорош.. отдохнул
7. Потухшей свеч..й
8. Больш..й дом
9. Размеж..вывать
10. Вчерашняя ноч..вка
11. Улич..нный в измене
12. Просч..т в решении
13. Резиновым мяч..м
14. Тяж..лая ноша
15. Ч..порный англичанин
16. Хитрый ч..рт
17. Поч..тная грамота
18. Ч..тные числа
19. Плюшевый медвеж..нок
20. Ж..лтый утёнок

От 0 до 16 - Вам стоит проанализировать свои ошибки, повторить тему и попробовать еще раз.
От 17 до 19 - Весьма неплохой результат. Проанализируйте свои ошибки и приступайте к контрольному тесту.
20 - Отличный результат. Вы хорошо разбираетесь в данной теме и можете перейти к контрольному тесту.

4. Контрольный тест

1) Прыж..к со склона
2) Ч..рный цвет
3) Грязное плеч..
4) Ещ.. не выучил
5) Разрубленное меч..м
6) Веч..р, ты помнишь, вьюга злилась
7) Смуглый мальч..нка
8) Колючий крыж..вник
9) Юркий ч..рт
10) Влеч..т магнитом
11) Сильная изж..га
12) Теч..т близ города
13) Лиш..нный еды
14) Ж..лтое яблоко
15) Нежный пуш..к
16) Зач..ркнутые строки
17) Исключ..нный из института
18) Облач..нная в платье
19) Испуганный ш..пот
20) Жж..т кожу
21) Ш..рох листьев
22) Тёмная трущ..ба
23) Кривой ш..в
24) Обманутый ретуш..р
25) Корч..вка деревьев
26) Сломанный крюч..к
27) Лучший дириж..р
28) Больно сеч..т
29) Захватывающее ш..у
30) Деревянная щ..тка
31) Пляшущий чеч..тку
32) Моч...ные яблоки
33) Догоревшей свеч..й
34) Парч..вый халат
35) Ч..кнутый профессор
36) Ч..ткое руководство
37) Круч..ный удар
38) Ш..лковое платье
39) Звонкая пощ..чина
40) Копч..ный сыр
41) Суш..ный кальмар
42) Сгущ..нное молоко
43) Защ..лкнутый замок
44) Детский волч..к
45) Сильный толч..к
46) Форс-маж..р
47) Замещ..нный дублёром
48) Пуч..к света
49) Надоедливый сверч..к
50) Поч..тная грамота.

От 0 до 44 баллов - К сожалению, вы не справились с тестом. Проанализируйте ваши ошибки, повторите тему и попробуйте заново пройти тест.
От 45 до 49 баллов - Вы справились с тестом, обратите внимание на ваши ошибки и проанализируйте их.
50 баллов - Вы замечательно понимаете данную тему!

Упражнение №3 .

Объясните правописание приставок.

Пресытиться, преодолеть, притворство, преображать, приморский, преемник, притворный, престол, придумать, принарядиться, преломить.

Упражнение №4*.

Запишите слова в два столбика: с приставками при- , пре-.

Пр…вратный, пр…соединить, пр…бежище, пр…градить, пр…проводить, пр…сяга, пр…одолеть, пр…вратник, непр…ложная истина, пр…дать прах земле, пр…тязание, камень пр…ткновения, пр…вилегия, пр…творный, пр…емственность, пр…задуматься, пр…готовить, пр…словутый, пр…рекаться, пр…способить, пр…ступить к работе, пр…людия, пр…чуда, пр…верженец, пр…парат, пр…ключение, пр…небрегать.

Контрольные упражнения

Вставьте пропущенные буквы.

Вариант 1

1. Между тем горбатый нищий молча пр…близился и устремил яркие чёрные глаза на великодушного господина. 2. Нищий взглянул на них (слуг) с пр…зрением. 3. Где скрывается добродетель, там может скрываться и пр…ступление. 4. Она посмотрела ему пристально в глаза, как будто пр…поминая нечто давно, давно прошедшее. 5. Под разными пр…длогами, пр…небрегая гнев госпожи своей, Ольга отлучилась от скучной работы. 6. Он был непр…клонен: умел отвести разговор на другой пр…дмет. 7. В один миг он подскочил к пр…казчику и сшиб его на землю одним ударом. 8. Люди, когда страдают, обыкновенно покорны; но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягнёнок пр…вращается в тигра; пр…теснённый делается пр…теснителем и платит сторицею – и тогда горе побеждённым. 9. Она пр…рвала непр…ятное молчание. 10. Он посмеялся над ним: с этой минуты началась непр…миримая вражда.

Вариант 2

1. Она в самом деле отгадала: великие души имеют особенное пр…имущество понимать друг друга. 2. Моя жизнь, моя судьба пр…надлежит тебе. 3. Одним слово, делал всё, чем мог пр…обрести доверенность. 4. Он не знал, что, слишком пр…вязавшись к мечте, мы теряем существенность. 5. В это время на стенных часах в пр…ёмной пробило одиннадцать. 6. Его любовь сама по себе в крови чужда всякого тщеславия, но если к ней пр…мешивается воображение, то горе несчастному. 7. Облака пр…зывали моё воображение к себе на воздушные крылья. 8. Тут он пр…задумался. 9. Долго я бродил без крова и пр…станища. 10. От моего пр…косновения увяли твои надежды. 11. Месяц тому назад он с богомольцем, которого встретил на дороге, пр…слал письмо, извещая о скором пр…бытии. 12. Он пр…близился: от него веяло холодом. 13. «Как тебе нравится мой горбач! – сказал Борис Петрович. – Пр…уморительный». 14. Таков был ужас Макбета, когда, готовый сесть на королевский пр…стол, он увидал на нём окровавленную тень Банкуо… 15. Таинственные ответы Ольги, иногда её пр…творная холодность всё более и более воспламеняли Юрия. 16. Но в том-то и прелесть любви; она пр…вращает нас в детей, дарит золотые сны.

Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц

Правописание О, Е, Ё после шипящих может представлять определённую сложность. Это связано с тем, что данный выбор зависит от ряда условий: к какой части речи относится слово и в какой части слова находится орфограмма.