Описание типов в соционике. Что такое соционика

Соционика

Социо́ника - концепция типов личности и взаимоотношений между ними, основанная на типологии Юнга и теории информационного метаболизма А. Кемпинского . Применяя теорию «информационного метаболизма» Кемпинского к Юнговской типологии, соционика утверждает существование определённых вариантов информационного обмена между субъектами, в зависимости от свойственного им «социотипа » , называемого также ТИМ, «тип информационного метаболизма». Из теории психических функций Юнга соционика выводит существование 16 таких типов как результат различных комбинаций психических функций .

Соционика целенаправленно изучает тот механизм, с помощью которого человек воспринимает и оценивает поступающую к нему информацию. В связи с этим человек рассматривается как психоинформационная система, имеющая конкретные каналы связи. Человеческое общение, соответственно, предстаёт как обмен информацией, при этом термин «информация» понимается достаточно широко: информация может быть вербальная и невербальная, выраженная в жестах и мимике, информационный характер носят и чувства, и настроения, и впечатления от произведений искусства.

В соционике субъектами информационных взаимодействий и следующих из них взаимоотношений могут быть не только отдельные люди (взаимоотношения которых рассматривает более общепринятая соционика), но и группы людей, коллективы и даже этносы и государства - это предмет рассмотрения предлагаемый некоторыми авторами, более абстрактной, «интегральной соционики» . Можно также рассматривать в рамках соционической модели взаимодействия человека со сложными техническими устройствами и процессами производства. Предлагаемое расширение предмета соционики требует привлечения методов информатики и социологии , делая её междисциплинарным направлением.

По мнению сторонников соционики, её прикладное значение заключается «в правильной оценке человеком собственного потенциала и нахождении адекватных путей самореализации, профессионального выбора, а также в объективном восприятии возможностей и способностей окружающих, чтобы строить более гармоничные взаимоотношения с ними» .

Соционика распространена почти исключительно на постсоветском пространстве , где также не является общепринятой концепцией. На Западе термин «соционика» употребляется в научной области для обозначения междисциплинарной области исследований в области распределённых систем искусственного интеллекта и их приложениям к социологии .

История

Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским социологом, психологом и экономистом Аушрой Аугустинавичюте и оформлена в работе «О дуальной природе человека» (Вильнюс, 1980). Основным материалом для создания соционики послужило творческое прочтение работы Карла Юнга «Психологические типы». Юнг ввёл понятие психических функций и разделил их на рациональные (мышление и чувствование) и иррациональные (ощущение и интуиция) в экстравертной и интровертной установке. Эта терминология и была впоследствии использована в соционике .

Второй отправной точкой для построения соционики стала теория «информационного метаболизма» Кемпинского, которая, по утверждению её автора, является одним из теоретико-методологических подходов (в широком смысле) в психиатрии и психотерапии (потенциально - в психологии) . Однако существует мнение, что Кемпинский употреблял понятие «информационного метаболизма» в ином смысле, чем оно понимается в соционике .

Статус соционики

О статусе соционики существуют противоположные мнения. По наиболее смелым оценкам она представляет собой самостоятельную дисциплину, выходящую за рамки психологии . В. Крысько, составитель «Словаря-справочника по социальной психологии», считает её междисциплинарной наукой, лежащей на стыке психологии, информатики и социологии . Ф. Шарков считает, что соционика изучает процессы, происходящие в обществе . Некоторые соционики, являясь в то же время специалистами в области технических наук, полностью выходят за рамки психологии и социологии, рассматривая в рамках соционики взаимодействия технических устройств.

Ряд авторов, напротив, рассматривает соционику только в рамках психологии, как одну из многих существующих типологий личности, вариант типологии Юнга, поскольку для выделения её в отдельную науку нет оснований . Философ П. Монастырский отмечает, что категории соционики являются умозрительными, не основанными на эмпирическом опыте. Ряд специалистов по соционике рассматривают соционическую типологию личности применительно к коллективам и группам людей, , и даже к целым народам а другие распространяют её и на неодушевлённые объекты, такие, как технические устройства но этот подход встречает возражения даже среди социоников .

Наконец, по противоположному мнению, соционика - псевдонаука .. Другие авторы, напротив, определяют соционику как информационную бионику, которая первой из гуманитарных наук использовала информационную модель как «инструмент» изучения и прогнозирования экологии человеческих отношений, поведения и развития таких сложных объектов, какими в соверменном мире являются человек и человеческие общества. . Некоторые авторы связывают бурный рост под видом новых направлений в науке таких экзотических, причудливых и «эндемичных » дисциплин, как имиджеология, акмеология , соционика, с общим упадком высшего образования на постсоветском пространстве .

Существует и промежуточная точка зрения: её занимают как отдельные соционики, критикующие её изнутри за «опасную близость к псевдонауке», но считающие, что тенденция к её очищению от псевдонаучных пережитков раннего этапа нарастает, так и ряд психологов и социологов, публикующих исследования в рамках соционической теории.

Неопределённость статуса соционики связана также с такой часто отмечаемой её особенностью, как существенный разброс идей «соционических школ» и отдельных исследователей как в теоретическом аспекте, так и в практических приложениях.

Соционика как типология личности

В некоторых учебниках для вузов и книгах по психологии соционическая типология, или типология информационного метаболизма, рассматривается наравне с другими типологиями личности. По мнению ряда социоников, соционическая типология полностью согласуется с юнговской и следует из неё, в отличие от типологии Майерс-Бриггс , отклонившейся от типологии Юнга ввиду переставленых в ней у интровертированных типов позиций доминантной и вспомогательной психических функций . По мнению других, говорить о «полной согласуемости с первоисточником» некорректно: и в соционике, и в типологии Майерс-Бриггс по сравнению с оригинальной типологией Юнга произошла трансформация терминов .

По примерной основной программе высшего профессионального образования по специальности «Социология», принятой Университетским Межвузовским объединением (УМО), в которое входит 116 университетов России, и утвержденной Министерством образования и науки РФ , основы соционики как одной из типологий личности в рамках психологии входят в учебный курс дисциплины «Социальная психология» (включая «диагностику соционического типа», «анализ индивидуальных особенностей и стратегий взаимоотношений с другими людьми на основе знания социотипа»).

Соционика как научная дисциплина

В настоящее время соционика не входит в номенклатуру научных специальностей ВАК РФ , однако основы соционики преподаются в более чем 120 университетах и других вузах России, Украины, других стран СНГ, Латвии либо в качестве отдельного курса, либо, ввиду приложимости методов соционики к различным гуманитарным наукам , в виде составной части учебных курсов по социологии , педагогике , социальной психологии , менеджмента , психологии управления , управления человеческими ресурсами, конфликтологии , социально-культурного сервиса и туризма , информатики и программирования , философии , неврологии , журналистики , документоведения, рекламе , библиотековедении , социальной работы , лингводидактики и других, в том числе технических дисциплин .

Университетами России, Украины , Болгарии , Румынии издан ряд учебников и монографий по соционике, либо по психологии, педагогике и менеджменту, в которых соционике и её методам посвящены отдельные разделы.

Соционика применяется в педагогической , библиотечной , социологической , авиационной и других предметных областях.

Наиболее активно соционика используется в образовательном процессе, причем не только как инструмент учителя для управления учебным процессом , но и как основа для развития и совершенствования системы образования и подготовки кадров . Утверждается что педагог, владеющий соционическими знаниями и технологиями, может сознательно налаживать взаимодействия с окружающими и повысить эффективность профессиональной деятельности . Целенаправленное использование интертипных отношений позволяет интенсифицировать дидактический процесс, усилить мотивацию учащихся . Соционика также применяется для оценки индивидуально-психологических и личных качеств человека с целью прогноза успешности его профессиональной деятельности .

Соционика представляет интерес в области рекламы и маркетинга , поскольку позволяет объяснить причины поведения потребителей.

Соционика служит инструментом изучения личности и творчества писателя, типологии персонажей его произведений . Метод лингвосоционического моделирования, предложенный Л. М. Комиссаровой , применяется при анализе индивидуального лексикона языковой личности . Перевод соционических характеристик в речевые называют «методом лингвосоционического моделирования».

Соционические методы были предложены для моделирования информационных процессов в системах «человек-машина» , а также практически используются для моделирования систем «оператор-воздушное судно» при обучении летчиков , и в других аналогичных областях.

Ввиду многообразия сфер применения соционики, её концепций и информационных моделей, с 90-х годов 20-го века предложено различать соционику личности, или дифференциальную соционику, и обобщенную, более абстрактную интегральную соционику [значимость факта? ] . Ряд специалистов считает, что концепции информационного метаболизма, кибернетического моделирования и общей теории систем позволяют выйти за рамки собственно психологии и социологии и рассматривают информационные взаимоотношения технических устройств , а также виды информационных взаимодействий человека как оператора с различными техническими и электронными системами управления крупных производств, в том числе химических, атомными электростанциями, сложными компьютерными комплексами, с адаптивно перестраиваемыми под конкретного оператора интерфейсами .

Информационные аспекты и психические функции

Аушра Аугустинавичюте переработала понятие психологических функций, уточнив и дополнив его, рассматривая их прежде всего как структуры, воспринимающие и обрабатывающие информацию. Поэтому они были названы «функциями информационного метаболизма». Были внесены изменения в терминологию: вместо названий «мышление» и «чувство» используются термины «логика» и «этика», а вместо «ощущение» - «сенсорика».

Аспекты информационного потока

С точки зрения соционики, информационный поток, воспринимаемый и обрабатываемый психикой в процессе информационного метаболизма, делится на 8 аспектов. Каждый информационный аспект обрабатывается определённой психической функцией - функцией информационного метаболизма. Соционика исходит из положения, что разные типы по-разному воспринимают и обрабатывают разные «информационные аспекты».

В терминологии Аугустинавичюте, по тем дихотомиям, по которым у Юнга делились психические функции, в соционике делится информационный поток на различные аспекты: на «рациональные» или «иррациональные», и далее «рациональные» аспекты делятся на «логические» и «этические», а «иррациональные» - на «сенсорные» и «интуитивные», и далее все эти аспекты делятся ещё и по дихотомии «экстраверсия»/«интраверсия», уточняя возможность акцентированности соционических функций на внешних или внутренних составляющих аспектов базовых дихотомий. Получается элементарных аспектов, на которых способна акцентироваться психика в разных своих соционических функциях.

Для графического обозначения аспектов Аугустинавичюте ввела символы: логика обозначается квадратом, этика - квадратом с вынутым верхне-правым углом, сенсорика - кругом, а интуиция - треугольником. Экстравертные аспекты обозначаются чёрным цветом (заштрихованная фигура), а интровертные - белым (незаштрихованная фигура). Выбор цвета аспектов при графическом изображении является условным.

Несколько слов о происхождении графических символов:

Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика - это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .

Краткое описание информационных аспектов

  • - экстравертная «чёрная логика», «деловая логика» - устройство технологических процессов, принципы работы механизмов, деловые качества, уровень эффективности и оптимальности, целесообразность. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием организаторские способности, стремление и умение к сбору полной и достоверной информации.
  • - интровертная «белая логика», «структурная логика» - причинно-следственные связи между объектами, объективные закономерности, правила и схемы. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием понимание формальных правил, стремление к систематизации информации и деятельности.
  • - экстравертная «чёрная этика», «этика эмоций» - эмоциональное состояние человека, эмоциональная энергетика, эмоциональная оценка объектов и явлений в объективном смысле. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием умение управлять настроением отдельного человека и эмоциональным фоном людей в группе, выражать чувства и эмоции, стремление и умение создавать имидж.
  • - интровертная «белая этика», «этика отношений» - меж личностные отношения, субъективные симпатии и антипатии, моральная оценка поступков людей по отношению друг к другу. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием возможность манипуляции отношениями, понимание тонкостей поведения в обществе, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
  • - экстравертная «чёрная интуиция», «интуиция возможностей» - потенциальные качества и возможности объектов, способности людей, варианты. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием многоплановое восприятие мира, стремление к новаторству.
  • - интровертная «белая интуиция», «интуиция времени» - тенденции развития событий, пути перехода от одной ситуации к другой , своевременность, связь времён. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к прогнозированию, оценке затрат времени, способности по управлению своим и чужим временем. Также «белая интуиция» представляет собой целостность субъективной реальности человека что проявляется как ощущение душевного комфорта либо дискомфорта.
  • - экстравертная «чёрная сенсорика», «силовая сенсорика» - физическая сила и волевые качества людей, влияние их материального положения и веса в обществе, расстановка сил, объективные качества внешнего вида объектов. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к восприятию материальных объектов и окружающего пространства, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
  • - интровертная «белая сенсорика», «сенсорика ощущений» - гармония форм и положений одних объектов относительно других , ощущения органов чувств, физическое состояние человека. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием стремление к удобству, комфорту и уюту, здоровью, физическим удовольствиям, умение это обеспечить.

Психические функции

А. Аугустинавичюте высказала гипотезу, что для восприятия окружающего мира психика человека использует 8 элементов информационного метаболизма (8 психических функций), каждый из которых воспринимает один определённый аспект объективной действительности .

Психические функции (точнее - функции информационного метаболизма) - это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира. Всего существует 8 психических функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым одним из 8 информационных аспектов - воспринимает, обрабатывает или выдаёт информацию, связанную с ним. Эти 8 функций соответствуют 4-м психическим функциям, введенным Юнгом, в экстравертированной или интровертированной установке. На психологическом уровне развитость той или иной функции означает способность человека разбираться в определённых аспектах окружающего мира.

Соционический тип

Тип информационного метаболизма человека, по А.Аугустинавичюте, определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком «о разных аспектах мира». Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны. Согласно концепции А.Аугустинавичюте, все 16 типов в совокупности образуют целостную информационную систему - «социон», целостность которого обусловливается информационными взаимодействиями между ними .

При разделении всего «социона» по четырём дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими псевдонимами:

  • «Дон Кихот» , «Искатель» - интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Дюма» , «Посредник» - сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • «Гюго» , «Энтузиаст» - этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» - логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гамлет» , «Наставник» - этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Максим» («Максим Горький»), «Инспектор» - логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Жуков» , «Маршал» - сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Есенин» (Тутанхамон), «Лирик» - интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Наполеон» (Цезарь), «Политик» - сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Бальзак» , «Критик» - интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Джек» («Джек Лондон») , «Предприниматель» - логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Драйзер» , «Хранитель» - этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Штирлиц» (Шерлок Холмс), «Администратор» - логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • «Достоевский» , «Гуманист» - этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гексли» , «Советчик» - интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Габен» («Жан Габен»), «Мастер» - сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Информационная модель психики (модель А)

Аугустинавичюте разработала информационную модель психики человека, которую назвала своим инициалом, «модель А». Использование «модели А», по мнению социоников, позволяет описать особенности восприятия мира и поведение представителей разных соционических типов, дать научный прогноз отношений между людьми и служит основой для теории интертипных отношений . В ней используются термины психоанализа «Эго », «Суперэго » и «Ид », а также неологизм «Суперид» [уточнить ] . «Модель А» состоит из восьми полей, соответствующих всем четырём психическим функциям Юнга в обоих вариантах психологической установки (как «экстравертные» и как «интровертные»). Для каждого социотипа в эти ячейки заносят аспекты, на которых акцентированы психические функции у данного социотипа. Порядок распределения аспектов по функциям 3-8 жёстко зависит от аспектов, на которых акцентированы первые две функции и полностью определяется закономерностями, введенными Аугустинавичюте при её разработке.

Модель А на примере типа «ИЛЭ»:

1 2
4 3
6 5
7 8
Эго
Супер-эго
Суперид
Ид
  • 1 функция - «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и «программу действий» человека.
  • 2 функция - «творческая» , она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
  • 3 функция - «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
  • 4 функция - «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов.
  • 5 функция - «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем - «чего-то хочется, а чего конкретно - непонятно».
  • 6 функция - «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
  • 7 функция - «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
  • 8 функция - «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Блоки «Эго» и «Суперэго» называют «ментальное кольцо», а блоки «Ид» и «Суперид» - «витальное кольцо». Считается, что обработка информации в функциях первого кольца осознаётся человеком, а второго - происходит бессознательно. Распределение аспектов по функциям колец в модели А получается зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».

Функции блоков «Эго» и «Ид» характеризуются как «сильные», а функции блоков «Суперэго» и «Суперид» - «слабые». Имеется ввиду соответствующее различие в возможностях - по пропускной способности и гибкости в оперировании выбранным аспектом информации.

Некоторые школы отмечают и исследуют у функций модели А различия по ещё нескольким параметрам, например размерностям, знакам и т. п.

Интертипные отношения

Соционика - не столько типология личности, но в гораздо большей мере теория отношений, возникающих в результате взаимодействия между типами . Моделирование межтипных отношений, по утверждениям приверженцев соционики, позволило соционике открыть законы психологической совместимости и объяснить их на основе принципа дополняемости .

Под интертипными отношениями понимаются особенности информационных взаимодействий между представителями соционических типов. Информация, выдаваемая по каждому аспекту функциями психики одного представителя, обрабатывается теми функциями психики второго представителя, которые на этих аспектах у него специализированы. Если один и тот же аспект информации у двух ТИМ обрабатывают разные функции, отношение и влияние соответствующей информации на ТИМ оказывается разным. Отличие в отношениях к той или иной информации двух людей во многом определяет их отношение друг к другу. Результат взаимодействия двух типов (и характер интертипного отношения) зависит от того, какие на каких позициях в этих типов стоят взаимодействующие функции.

Например, если у одного ТИМ некий аспект информации обрабатывается базовой функцией, а у другого - нормативной, представителями первого ТИМ представители второго будут с большой вероятностью восприниматься как ограниченные и упёртые в данном аспекте, а представители второго ТИМ с большой вероятностью будут воспринимать свойственную базовой функции первого ТИМ гибкость решений по этому аспекту как беспринципность. А если у вторго ТИМ этим аспектом будет заниматься суггестивная функция, он будет воспринимать проявления базовой функции первого как непостижимую, но очень нужную помощь и поддержку, а первый представитель будет с большой вероятностью воспринимать второго как благодарного но бестолкового подопечного. Соответствующим образом, по-разному будут встречно оцениваться и особености обработки остальных 7-ми аспектов, что обусловлено относительным положением пар функций, обрабатывающий одинаковые аспекты у обоих ТИМ, и не зависит от того, какими именно аспектами они занимаются.

При шестнадцати вариантах распределения аспектов по функциям в рамках ТИМ (то есть при 16 ТИМ) получается шестнадцать возможных комплектов пар взаимодействующих функций, то есть шестнадцать вариантов интертипных отношений. Иначе говоря, любой из ТИМ имеет свой вид отношений к каждому из 16 ТИМ.

Двеннадцать из этих вариантов симметричны, то есть представители ТИМ относятся друг к другу одинаково, несмотря на то что во всех кроме «тождественных» отношений, отношения строятся на основании оценки обработки разных аспектов. Например, при отношениях, котороые названы «дуальными», программная функция одного ТИМ обрабатывает тот аспект информации, который у второго ТИМ обрабатывает суггестивная функция, и наоборот, программная функция второго обрабатывает тот же аспект, что суггестивная функция первого. Таким образом, оба ТИМ считают это полезной для себя помощью с одной стороны и проявлением подопечности с другой, хоть и каждый по своему аспекту. Получается взаимопомошь, один помогает в одном аспекте, второй симметрично помогает в другом. Итак, симметричные отношения получили следующие названия: «тождественные», «дуальные», «зеркальные», «активации», «родственные», «полудуальные», «деловые», «миражные», «погашения», «суперэго», «квазитождественные» и «конфликтные».

Четыре остальные вида интертипных отношений асиметричны, и каждый ТИМ участвует в каждом из них с обоих сторон. То есть, по сути, вместо двух разных видов отношений он участвует в одном виде, но в разных ролях. Таким образом получается не четыре, а всего два вида асимметричных интертипных отношений: отношеня социального «заказа» и отношения «ревизии» (контроля).

Подробное описание механизма возникновения и сущности всех интертипных отношений дано автором теории А. Аугустинавичюте .

Исследование статистики «интертипных отношений» в устойчивых супружеских парах, проведенное научными сотрудниками ТОО «Международный институт соционики» , подтверждает «законы психологической совместимости», описанные соционической теорией А. Аугустинавичюте.

Таблица интертипных отношений
Составлена В. Ляшкявичюсом, учеником А. Аугустинавичюте
I квадра II квадра III квадра IV квадра
ИЛЭ СЭИ ЭСЭ ЛИИ ЭИЭ ЛСИ СЛЭ ИЭИ СЭЭ ИЛИ ЛИЭ ЭСИ ЛСЭ ЭИИ ИЭЭ СЛИ
ИЛЭ
«Дон Кихот»
Т Д А З П Р дел м СЭ пп квт К п р ро пД
СЭИ
«Дюма»
Д Т З А Р П м дел пп СЭ К квт р п пД ро
ЭСЭ
«Гюго»
А З Т Д ро пД п р квт К СЭ пп дел м П Р
ЛИИ
«Робеспьер»
З А Д Т пД ро р п К квт пп СЭ м дел Р П
ЭИЭ
«Гамлет»
п р ро пД Т Д А З П Р дел м СЭ пп квт К
ЛСИ
«Максим Горький»
р п пД ро Д Т З А Р П м дел пп СЭ К квт
СЛЭ
«Жуков»
дел м П Р А З Т Д ро пД п р квт К СЭ пп
ИЭИ
«Есенин»
м дел Р П З А Д Т пД ро р п К квт пп СЭ
СЭЭ
«Наполеон»
СЭ пп квт К п р ро пД Т Д А З П Р дел м
ИЛИ
«Бальзак»
пп СЭ К квт р п пД ро Д Т З А Р П м дел
ЛИЭ
«Джек Лондон»
квт К СЭ пп дел м П Р А З Т Д ро пД п р
ЭСИ
«Драйзер»
К квт пп СЭ м дел Р П З А Д Т пД ро р п
ЛСЭ
«Штирлиц»
П Р дел м СЭ пп квт К п р ро пД Т Д А З
ЭИИ
«Достоевский»
Р П м дел пп СЭ К квт р п пД ро Д Т З А
ИЭЭ
«Гексли»
ро пД п р квт К СЭ пп дел м П Р А З Т Д
СЛИ
«Габен»
пД ро р п К квт пп СЭ м дел Р П З А Д Т
Сокращения:
  • Т - тождественные отношения
  • Д - дуальные отношения
  • А - отношения активации
  • З - Зеркальные отношения
  • ро - родственные отношения
  • пД - полудуальные отношения
  • дел - деловые отношения
  • м - миражные отношения
  • СЭ - отношения суперэго
  • квт - отношения квазитождества
  • пп - отношения полной противоположности
  • К - конфликтные отношения
  • П - отношения заказа (В заголовке строки - заказчик)
  • п - отношения заказа (В заголовке строки - подзаказный)
  • Р - отношения ревизии (В заголовке строки - ревизор)
  • р - отношения ревизии (В заголовке строки - подревизный)
Пояснение: для определения интертипных отношений представителя одного ТИМ к представителю другого ТИМ, по таблице находим строку первого ТИМ по заголовкам в левом столбце, и столбец второго ТИМ по заголовкам в верхней строчке. Пересечение найденных строки и столбца покажет искомое интертипное отношение.

Малые группы

Соционическая квадра

Соционические типы, находящиеся между собой в тождественных, дуальных, зеркальных и активационных отношениях, образуют четверку или квадру . У всех ТИМов квадры совпадают ценностные информационные аспекты (также называемые квадральными ценностями) (в модели А они занимают позиции базовой, творческой, внушаемой и активационной функций), делая общение внутри квадры максимально комфортным и неконфликтным.

  • 1 квадра - «альфа» - Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер
  • 2 квадра - «бета» - Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин
  • 3 квадра - «гамма» - Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер
  • 4 квадра - «дельта» - Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен

Соционический клуб

Социотипы, находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название - установка на род деятельности).

  • «учёные», «сайентисты» (логики-интуиты) - Дон Кихот, Робеспьер, Бальзак, Джек Лондон
  • «управленцы», «производственники» (логики-сенсорики) - Максим Горький, Жуков, Штирлиц, Габен
  • «социалы» (этики-сенсорики) - Дюма, Гюго, Наполеон, Драйзер
  • «гуманитарии» (этики-интуиты) - Гамлет, Есенин, Достоевский, Гексли

Кольца заказа

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях заказа и суперэго, образуют противоположно направленные кольца заказа .

  • экстравертное квестимное кольцо заказа («энергогенераторы» по Гуленко) - Дон Кихот, Гамлет, Наполеон, Штирлиц
  • экстравертное деклатимное кольцо заказа («энергоносители» по Гуленко) - Гюго, Гексли, Джек Лондон, Жуков
  • интровертное квестимное кольцо заказа («инфогенераторы» по Гуленко) - Робеспьер, Габен, Драйзер, Есенин
  • интровертное деклатимное кольцо заказа («инфонакопители» по Гуленко) - Дюма, Максим Горький, Бальзак, Достоевский.

Кольца контроля (ревизии)

Социотипы, находящиеся между собой в отношениях контроля (ревизии) и суперэго, образуют противоположно направленные кольца контроля .

Другие малые группы

Всего в соционике известно 35x4=140 малых групп, образованных из социотипов, у которых совпадает три (два ортогональных и третий связанный с ними) из 15 признаков Рейнина, в частности:

  • «квадрат» (признаки рациональность/иррациональность, рассудительность/решительность, беспечность/предусмотрительность). Типы в такой группе связаны дуальными, полудуальными и родственными отношениями.
  • «букет», или «темпераментная группа» (признаки экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность, статика/динамика). Типы в такой группе связаны родственными, деловыми отношениями и отношениями суперэго.
  • «стимульная группа» (признаки экстраверсия/интроверсия, интуиция/сенсорика, беспечность/предусмотрительность).
  • «группа аргументации» (признаки логика/этика, рациональность/иррациональность, конструктивность/эмотивность).
  • и другие группы…

Признаки Рейнина

Можно выделить следующие основные подходы к определению социотипа:

По способу получения информации

  • Тесты
  • Интервью
  • Эксперимент. Метод эксперимента используется при создании специальных условий, постановке реальной задачи, которую должен решить типируемый. При этом эксперты наблюдают за реакциями, действиями, принимаемыми решениями и делают вывод о способе обработки информации типируемого. (В. Гуленко «Признак „аристократы - демократы“: проверка гипотезы в полевом эксперименте»)
  • Наблюдение (наблюдение за деятельностью человека или группы; за поступками, реакциями типируемого; наблюдение внешности)
  • Сбор досье в виде документов, текстов, свидетельств очевидцев, дневниковых записей, результатов творчества, видео материалов, фотографий и т. д.

Идентификация ТИМа состоит из этапов : выдвижения гипотезы и верификации ТИМа

В процессе диагностики происходит процесс сравнения наблюдаемых проявлений человека с эталоном. На практике в соционике используются следующие эталоны сравнения :

  • индивидуальный образ ТИМа психики (внешний вид, поведение, особенности движений, а также образ информационный, как модель реакций определенного ТИМ психики), который формируется в психике каждого эксперта при наблюдении за представителями различных ТИМов психики;
  • описания типов, подтипов, акцентов типов и т. д., составленные разными авторами;
  • дихотомии Юнга (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность);
  • признаки Рейнина;
  • модель А с описанием работы функций;
  • модель А, дополненная параметрами размерностей и знаков функций;
  • схема интертипных отношений;
  • другие модели разных авторов.

В разных школах используются различные совокупности методов диагностики, в соционике нет единого общепринятого метода диагностики ТИМа.

Тесты

Первые соционические тесты появились ещё в самом начале развития соционики. Сначала они работали по достаточно простому алгоритму выделения четырёх базовых дихотомий «логика-этика», «интуиция-сенсорика», «интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-рациональность». Кроме того, с конца 1980-х гг. соционики использовали опросники, составленные на основе типологии Майерс-Бриггс . В примерной образовательной программе РФ подготовки бакалавров по социологии за 2010 год, где соционическое типирование включается как один из методов социальной психологии, для определения соционического типа применяется опросник Майерс-Бриггс. Многие школы соционики утверждают о неполном соответствии типологии Майерс-Бриггс и соционической типологии, однако считают допустимым использование различных дихотомических тестов, включая различные адаптированные версии опросника Майерс-Бриггс в качестве одного из инструментов, наряду с другими, для определения соционического типа, или типа информационного метаболизма.

В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нём используется древовидная структура. Тест Гуленко построен аналогичным образом, хотя вопросов в нём уже около 70. Также для определения социотипа могут применяться тесты, используемые в родственных соционике типологиях, - MBTI, тест Кейрси и другие.

В последнее время появились более сложные опросники, которые учитывают больше параметров. Наиболее известные из них «Многофакторный Тест» (МТ) Д. и М. Лытовых и опросники В. Таланова (ПКЛ, ЛОГиТ, ЛОТ), однако эти разработки нуждаются в независимой проверке.

Вайсбанду принадлежит попытка разработать набор диагностических признаков, тестирование по которому предполагает подробное ознакомление со смыслом каждого из них. Этот тест граничит с методами анализа поведения.

Противники тестового метода утверждают, что эта методика ненадежна ввиду проблематичности адекватной самооценки человеком, и процесс типирования возможен только с сопутствующим применением других методов. При этом существует довольно успешный, с точки зрения популярности, пример применения тестов в активно развивающейся и широко распространяющейся типологии Майерс-Бриггс , где, впрочем, интервьюирование является желательным уточняющим этапом.

Согласно результатам исследования Т. Н. Петровой, интертестовая сходимость при определении социотипа по тестам Гуленко, Кейрси и Мегедь и Овчарова составляет только 25 %. Она считает, что такие расхождения отчасти обусловлены следующими причинами:

  • существует проблема отделения устойчивого и неизменного в психике человека, от динамики психических процессов, текущего состояния и влияния внешней среды на психику человека;
  • специалист, проводящий диагностику, на основе наблюдений, бессознательно переносит собственный тип, субъективизируя оценку типа реципиента;
  • диагностируемый человек не разбирается в свойствах своей психики, либо намеренно или бессознательно искажает свой психотип, пытаясь подстроиться под требования, предъявляемые к избранной профессии или должности;

поэтому при определении типа она предлагает использовать не только тесты-вопросники, но и другие методики, в том числе проективные, «позволяющие уточнить слабо осознаваемые или сознательно искажаемые элементы информационного метаболизма».

Интервью

Соционическое интервью представляет собой беседу эксперта (или группы экспертов) с типируемым на запланированые и произвольные темы. Иногда беседа может дополняться заполнением соционических анкет или тестов.

В ходе диагностики, эксперт по ответам типируемого:

На основе анализа способа обработки информации выносится заключение о ТИМе, некоторыми социониками практикуется выдача протокола диагностики ТИМа. Протокол диагностики - документ, содержащий запись вопросов экспертов и ответов типируемого, полный анализ ответов с точки зрения параметров функций, вывод о ТИМе, список экспертов, время и место проведения диагностики ТИМа.

Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром и другими людьми. Её основы были заложены в трудах швейцарского психолога Карла Густава Юнга, а в классическом варианте она была разработана в 70-х годах XX века литовской исследовательницей Аушрой Аугустинавичюте.

Соционика – это наука, позволяющая прогнозировать поведение и отношения людей на основе структуры психики и законов информационного обмена. Вся наша жизнь, по сути, это сплошная работа с информацией, и каждый человек имеет для этой работы свой инструмент. В каждого из нас от рождения встроена информационная матрица или способ восприятия, обработки и выдачи информации (можно сказать, призма, через которую мы смотрим на мир). В зависимости от этого, одна информация усваивается в полном объёме и без напряжения, а другая искажается и воспринимается с трудом. В связи с этим, у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны, что позволяет нам с лёгкостью добиваться успеха в одной сфере и делает это практически невозможным в другой.

Соционика основана на стыке социологии, психологии и информатики. Согласно ей выделяют 16 типов личности, тип является врождённым, и на протяжении всей жизни не меняется. Все 16 типов образуют социон. Социон – это единица человечества, или модель общества в миниатюре. Если собираются все 16 типов, то они видят мир целиком, во всем его многообразии.

Каждому социотипу в соционике присвоен псевдоним известного человека или героя художественного произведения: Дон Кихот, Дюма, Гамлет, Есенин, Наполеон, Бальзак, Штирлиц и т.д. Это было сделано с целью популяризации соционики и её распространения.

Самым важным открытием соционики стала таблица интертипных отношений . Там, где психология личности и социальная психология видели хаос, соционика обнаружила четкие закономерности.

Соционика нам говорит: нет плохих людей – есть сложные отношения. Здесь можно провести аналогию с химией. Есть химические элементы, которые всегда вступают в реакцию, есть химические элементы, которые вступают в реакцию при определённых условиях или при дополнительном воздействии, а есть химические элементы, которые не вступают в реакцию никогда. Также и с людьми, с кем-то нам легко и комфортно, а с кем-то тяжело и непонятно, что делать.

Так вот, в соционике разработана таблица интертипных отношений, которая позволяет предполагать, как сложатся отношения с людьми различных типов. Как выяснилось, эта величина постоянная, и обусловлена характером информационного обмена. С кем-то — хорошо вместе работать, с кем-то — хорошо отдыхать, а с кем-то — создавать семью.

Изучение соционики, как и любой другой науки, требует, прежде всего, желания и настойчивости. Но самое интересное, что как только вы начинаете изучать соционику, вы сразу видите результаты! Вы понимаете, что она «работает», работает всегда и везде.

Соционика — это учение о том, как воспринимает человек информацию об окружающем мире и информационно взаимодействует с другими людьми. Она была создана в 1970-х годах литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте . В её основе лежит учение Юнга "Психологические типы" и теория Антония Кемпиньского об информационном метаболизме. Само слово "соционика" происходит от латинского societas — общество.

Под информационным метаболизмом понимается процесс восприятия и обработки информации психикой об окружающем мире и происходящих в нём процессах.

Попытки описать типы поведения людей предпринимались тем же Гиппократом , который ввёл понятие темперамента . Карл Юнг, изучая поведение людей, вывел 4 основные функции психики: интуиция, мышление, ощущение и эмоции. Выделив 2 установки экстраверсию и интраверсию, он сформировал систему из 8 типов.

Соционику можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. Типология . Изучение человеческой психики.
  2. Социопрактика . Регулирование человеческих отношений.

В основе соционики лежит системный подход и моделирование . Она не относится к области психологии или социологии, это самостоятельное направление.

Одной из основных проблем соционики является отсутствие объективных критериев определения соционического типа человека. Поскольку они были выведены умозрительно, то невозможно строго проверить результаты типирования. Поэтому соционика не относится к наукам, а представляет собой лишь направление. Однако, оно признано рядом ведущих психологов.

Как социопрактика, она помогает оптимизировать человеческие отношения и совместную деятельность . Представления о соционических типах, аспектах и интертипных взаимодействиях широко используются в повседневной жизни людей.

Аушра Аугустинавичюте вывела 16 соционических типов:

  1. "Дон Кихот" , "Искатель" — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал).
  2. "Дюма" , "Посредник" — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал).
  3. "Гюго" , "Энтузиаст" — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал).
  4. "Робеспьер" (Декарт), "Аналитик" — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал).
  5. "Гамлет", "Наставник" — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал).
  6. "Максим" ("Максим Горький"), "Инспектор" — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал).
  7. "Жуков ", "Маршал" — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал).
  8. "Есенин", "Лирик" — интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал).
  9. "Наполеон" (Цезарь), "Политик" — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал).
  10. "Бальзак", "Критик" — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал).
  11. "Джек" ("Джек Лондон"), "Предприниматель" — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал).
  12. "Драйзер", "Хранитель" — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал).
  13. "Штирлиц", "Администратор" — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал).
  14. "Достоевский", "Гуманист" — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал).
  15. "Гексли", "Советчик" — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал).
  16. "Габен", "Мастер" — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал).

Соционика утверждает, что тип человека в течение жизни не меняется, однако наполнение каких-то аспектов может быть изменено. Определяется тип следующими методами :

  • Тест,
  • Интервью (анкетирование),
  • Анализ поведения,
  • Анализ поведения, вербальных и невербальных реакций в процессе тренинга.

Эти подходы могут применяться, как по отдельности, так и в комплексе.

Данное направление в наши дни нашло широкое применение на практике :

  • Кадровый менеджмент . Помогает при подборе персонала, формированию сплочённого коллектива для более эффективного функционирования.
  • Организация знакомств . В настоящее время существует даже служба знакомств, которая так и называется "Соционические знакомства". Также организуются встречи, согласно соцоническим типам.
  • Педагогика, обучение . Подбор групп для организации обучения. Ведётся внедрение соционических практик в обучение и воспитание детей.

Несмотря на все проблемы, которые существуют на сегодняшний день в соционике (достоверность, надёжность методик, проблемы научного статуса, расхождения между школами, терминологическая путаница) у неё есть большое преимущество, которое заключается в том, что она работает с врождённой структурой личности . Соционика помогает лучше понимать поведение людей, прогнозировать их реакции . Соционический подход позволяет выявить суть конфликта поколений, раскрыть особенность наших взаимоотношений с родителями и детьми, коллегами по работе.

Соционика не только помогает понять свой тип личности, но и отвечает на вопрос "Что дальше?"

Елена Удалова

ЧТО ТАКОЕ СОЦИОНИКА И ЧТО ОНА ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ?

В наше время способность человека эффективно усваивать новую информацию становится важным фактором успеха. Но что мы знаем об этом явлении? И особенно о том, как в этом огромном мире, наполненном информацией, чувствует себя каждый отдельный человек?

В самом общем виде эту проблему изучает наука СОЦИОНИКА. Эта наука о том, как человек воспринимает, перерабатывает и выдает информацию. Оказывается, то, что является важным и ключевым для одного человека — совершенно не впечатляет другого. Почему мозг каждого человека действует избирательно в общем потоке информации?

Соционика базируется на наблюдениях швейцарского психолога К. Г. Юнга. Именно он открыл фундаментальные законы восприятия и переработки информации и описал их в своей книге «Психологические типы» в 1921 году.

Оказалось, что существует 16 различных типов восприятия информации. И это нормально. Одни типы экспертно воспринимают информацию одного вида, другие — совершенно противоположную.

Применяя законы восприятия информации человеком, мы должны помнить, что собираясь донести до человека какую-то мысль, скажем, составить важный документ, мы обязаны учитывать, легко или трудно дается формальная логика данному типу, интерес или отвращение она вызывает. И это как раз типовые, а не индивидуальные особенности людей.

СОЦИОНИКА утверждает, что наша информационная система (наш «бортовой компьютер») — совершенно реальная часть психики. Она поддается наблюдению и изучению. Результаты этого изучения привели к созданию моделей 16 типов информационного метаболизма человека.

Понять, кто ты есть, выбрать профессию и партнера, наладить отношения в команде — далеко не полный перечень возможностей успешного применения соционики.

Трудности самоидентификации

Как это ни странно звучит, но не каждый взрослый человек знает о своих талантах и слабостях. Оказывается, непростая это задача — отыскать в себе скрытый талант и признать свои слабости. Бывает, что на это не хватает и целой жизни! Чаще хочется, преодолевая себя, доказывать всем, что «я это умею и я не хуже других».

Признание своей слабости и желание принять помощь оказывается непростой задачей для человека. Необходимо известное мужество, чтобы положиться на партнера в ситуациях, которые самому недостаточно ясны.

Хорошо, когда стандартные пути решения жизненных вопросов совпадают с сильными осознанными функциями человека. Тогда принимаемые решения будут адекватными, творческими и ответственными. Они только укрепят самооценку человека. Если же одобряемые обществом методы не лежат в области сильных функций типа, вопрос превращается в проблему, которая для своего решения требует от человека жертв и разрушений его информационной структуры. Он вынужден опираться на слабые функции, а сильные при этом не получают развития.

СОЦИОНИКА помогает в короткие сроки понять и принять свои типовые особенности, научиться их использовать, оберегать свои слабые стороны и повысить самооценку, опираясь на свои естественные таланты, присущие каждому без исключения человеку.

О дуализации

Человек, воспринимающий ситуацию адекватно и осознанно, хорошо видит отдельные ее компоненты и динамику. Трезво оценив свои силы, он в состоянии творчески воздействовать на нее или отказаться от участия в ней. Более того, если ситуация развивается не в области его сильных функций, человек гармоничный (в соционике он называется «дуализированный») в состоянии признать свою слабость и воспользоваться помощью партнера, не испытывая при этом чувства неполноценности.

Еще один плюс дуализации заключается в том, что человек испытывает искреннее восхищение и благодарность к людям, обладающим противоположными (дополняющими) талантами. Это улучшает его отношения с окружающими. А отказ судить других людей по своим слабым функциям, и некоторое смирение своих амбиций в этой области, освобождают от многих недоразумений в отношениях. Правда, при этом придется признать, что половина мира для тебя практически невидима, и положиться в этом на дополняющего партнера.

Зато именно дополняющий партнер наполняет нашу жизнь ощущением праздника и заботы, защищенности и востребованности.

О коммуникациях

СОЦИОНИКА занимается типовыми закономерностями информационного метаболизма человека. И самыми главными из этих тем, по сути, являются механизмы взаимопонимания.

Работы Юнга позволили сделать вывод о том, что в человеческом обществе существует информационное разделение труда. Одни люди экспертно воспринимают одни аспекты информации, другим доступна вся информационная картина других аспектов. И это не причуда эволюции, а жесткая необходимость. Поскольку эволюционное преимущество человека — это творческая работа с информацией, сообщество должно было обеспечить ее всестороннюю обработку. Но каждый отдельный человек не в состоянии адекватно воспринять ВСЕ стороны мира, что очень ясно показал в своих работах Юнг.

Поэтому эволюция и пошла по пути специализации. Но, чтобы вся информация, добытая разными «специалистами», дошла до каждого, необходима развитая коммуникация между людьми различных типов.

И мы на практике видим, что там, где понимание себя, взаимопонимание и толерантность появляются, происходят значительные рывки в освоении реальности. Там, где этого нет — наблюдается застой и развал.

Информационная система человека была «задумана» эволюцией именно как «орган коммуникации». И если взаимопонимания человека с партнерами не происходит, значит, система настолько повреждена, что не выполняет свою основную функцию — связывать человека с миром и другими людьми.

Поэтому, знание о том, как воспринимается информация окружающими людьми — это верный путь к улучшению взаимопонимания и отношений. Это утверждение много лет доказывают наши практические наблюдения.

Всем известны примеры быстрых и приятных контактов или беспричинно возникающей антипатии к мало знакомому человеку. Так проявляют себя информационные взаимодействия людей. СОЦИОНИКА уже более 40 лет изучает различные аспекты этих взаимодействий, успешно их описывает и прогнозирует. Сейчас можно сказать очень многое, как о конкретных свойствах типа, так и о его успешности в отношениях с другими типами.

Подбор персонала

  • Квалификация, пол, возраст, тесты на память, интеллект, скорость реакции…
  • Но кто может угадать, будет ли на самом деле интересна претенденту предлагаемая работа, или он будет относиться к ней как к неизбежному злу?
  • Состоятся ли его отношения с коллегами, руководством, клиентами?
  • Захочет ли он развивать свои навыки или «завязнет» на достигнутом уровне?
  • Вообще, способен ли он решать творческие задачи в интересующей нас области?

Кажется, что такие вещи невозможно предугадать. Но это не так. Все вышеперечисленное и многое другое надежно и быстро можно определить с помощью СОЦИОНИКИ или информационного психоанализа.

СОЦИОНИКА дает четкие критерии для выбора такого претендента на данную работу, который сможет сочетать интересы фирмы с интересами собственного развития.

И, наоборот, становится ясно, в какой информации ему будет трудно ориентироваться, потому что она проходит через его систему восприятия с потерями и искажениями. В этом случае человеку трудно получить правильное представление о предмете, и работа становится для него изматывающей и очень трудоемкой. При этом падает самооценка человека, он теряет веру в себя, его отношения с окружающими разрушаются.

К какому типу относится конкретный человек, в чем в связи с этим раскроются его таланты, насколько хорошее взаимопонимание ожидает его с другими типами, как грамотно построить отношения с ними — всё это и изучает новая наука. А также и многое другое.

Простота основ соционики

Чтобы научиться определять все вышеперечисленное и многое другое, необходимо усвоить основные принципы соционической диагностики. Удивительно, но базовых понятий в соционике не так уж много. Восемь функций информационного метаболизма, модель А, некоторые дополнительные признаки — вот набор сведений, которые легко усвоить за 50 часов. Но они открывают необъятные возможности в пространстве нашего взаимопонимания.

Более простая, чем таблица умножения, но не менее необходимая людям для счастья — эта наука должна стать достоянием каждого человека.

Прежде чем отвечать на вопрос «Что такое соционика?», посмотрим, зачем она может быть нужна, какова может быть ее польза в жизни.

  • Правильно определив тип человека, можно легко прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях с высокой долей вероятности.
  • Зная свой собственный тип, легко узнать свои сильные и слабые стороны, наметить пути для собственного развития, правильно выбрать профессию.
  • Знание особенности социотипов и отношений между ними позволяет более эффективно подбирать рабочие команды и коллективы; под решение каждой задачи подбирать такого кандидата, который справится с ней наилучшим образом.
  • В межличностых отношениях соционика учит терпимости (ведь все типы разные, у каждого свои особенности!) и улучшает взаимопонимание между родителями и детьми, внутри семейных пар, между друзьями и коллегами.

Другим словами, соционика помогает нам лучше понять себя и других, позволяет лучше ориентироваться в жизни, продуктивнее решать личностные и профессиональные задачи. Соционика снабжает человека знанием о том, из чего состоит психика и как она работает.

Почему меня не понимают родители? Как мне найти общий язык с коллегой? Какие темы лучше не затрагивать в разговоре с начальником, чтобы не нарваться на неприятности? Чем мне заниматься по жизни, к чему я более склонен(-на)? Что у меня будет получаться лучше, чем у других? Какое свидание устроить понравившейся девушке, чтобы она получила от него максимум удовольствия и с радостью пришла на второе?

На эти и многие другие вопросы, которые встают чуть ли не каждый день перед любым человеком, способна ответить соционика.

Широкой популярностью соционика пользуется как раз потому, что предлагает стройную технологичную систему знаний, которые существенно расширяют познания в области человека. В то же время обучиться соционике можно относительно быстро (для этого не нужно просиживать штаны 4-6 лет в вузе; достаточно толкового трехдневного семинара с последующими клубными встречами примерно раз в месяц, на которых техника типирования будет улучшаться).

Основная сфера приложения соционики, — это личностный рост, саморазвитие.
Именно в этой, значимой для всех людей, сфере соционика находит свое самое широкое применение.

Другие важные области, в которых соционика также оказывается серьезным подспорьем и хорошим помощником:
— Межличностные отношения.
— Формирование бизнес-команд.

Что такое соционика?

В сторогом смысле определение соционики выглядит следующим образом:

Соционика — это отрасль практического (психологического) знания, согласно которой все люди в соответствии с четырьмя дихотомиями ( — , — , — , рациональность — иррациональность) делятся на 16 социотипов.

Говоря другими словами, согласно соционике, всех людей можно отнести к тому или иному типу (всего соционических типов 16). Каждый тип имеет свои особенности, которые и проявляются в поведении, в мышлении, в переживаниях, в образе жизни, привычках, приоритетах людей. Зная свой тип и тип другого человека, можно более эффективно выстраивать взаимодействие друг с другом в самых разных сферах жизни.

Немного об истории соционики и ее месте в настоящем времени

Соционика — это наука?

Объясняется это тем, что, зародившись в недрах психологии (а именно, в типологии Карла Густава Юнга), соционика в дальнейшем была оторвана от своих корней и претендовала на то, чтобы занять статус самостоятельной (непсихологической) практики.

Соционика — одна из прикладных отраслей психологии

Соционика стала особенно популярна среди представителей точных наук, желавших легко и технологично раскрыть природу психики человека. Однако чем сильнее соционика отдалялась от психологии, тем больше встречалось сложностей на ее пути.

В теоретическом смысле проблемой стало превратное понимание такого психологического явления, как «тип», замена его на несоответствующий явлению термин «тип информационного метаболизма», а в худшем случае «тип» превращается в «ярлык», чем убивает остатки психологичности и пригодности в соционике. Поверхностное же представление складывалось о юнговских соционических функциях, ведь вне психологии понять их смысл не представляется возможным.

В области практики одной из нерешаемых проблем стала задача определения типа. Без опоры на психологическую методологию соционика не смогла справиться с этой базовой для себя задачей, породив множество разных соционических школ. Каждая школа использует свой особенный подход к определению типа; в случаях, когда тип ярко выражен, почти все сходятся во мнении о том, что это за тип. Но если тип выражен неявно, если он изрядно скомпенсирован, то гипотезы о том, какой же это тип, выдвигаются самые разнообразные…

Есть еще одна проблема — организационного плана, — которая встала ребром при отделении соционики от психологии. Причем проблема эта не осознается большинством практикующих горе-социоников. Соционика — это область личности и межличностных отношений, использование соционики как инструмента для работы с личностью требует соблюдать некие правила индивидуальной и групповой психологической работы. Правила эти нехитрые, но чтобы их солюдать, нужен хотя бы минимальный навык профессиональной психологической работы с людьми. В общих чертах эти правила известны любому выпускнику вузовских психологических факультетов. Но соционикой зачастую занимаются люди, не имеющие психологического образования или, тем более, подготовки в области практической психологии; поэтому свои соционические мероприятия они проводят порой с грубыми нарушениями правил психологической работы. А это, в свою очередь, естественным образом отпугивает от соционики заинтересовавшихся в ней людей.

Все встает на свои места, когда мы придаем соционике ее законный статус, а именно, статус отрасли психологии: достигается более глубокое понимание теоретических оснований соционики (в частности, что такое соционические функции, каков смысл каждой позиции функций в типе, что такое «тип» и какую роль он играет в психике человека); как следствие, находятся и надежные методы для определения типа; а соционическая работа оказывается в руках профессиональных психологов, умеющих грамотно и корректно выстраивать профессиональные отношения с клиентом по любому поводу, в том числе, и по поводу соционики.