Пенсне читать краткое содержание. Художественные средства и приемы











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока. Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.

  • Раскрыть обучающимся особенность восприятия писателем мира вещей.
  • Оборудование: интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

    В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий.

    Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

    “Любовь к жизни” - единственная философия автора.

    II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

    Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

    Писатель – большой труженик. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа “Сивцев Вражек” - о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

    Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.

    Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

    III. Работа с текстом.

    Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

    Это риторический вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

    В чём никто не должен сомневаться?

    Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и “одушевлённая”.

    В чём нас хочет убедить рассказчик?

    Предметы быта обладают своим “лицом”, своим “характером”, более того, они наделены “разумом”.

    IV. Будьте внимательны к слову.

    Работа со слайдами

    “Необычная “жизнь ” вещей”.

    Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость” .

    …у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.

    Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

    Например, “раздвинутые ножницы кричат” потому, что напоминают раскрытый в крике рот; “часы шагают” - реализация метафоры “часы идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

    Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

    Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

    Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

    Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: “лицо” шляпы “забулдыжно-актерское”, “душонка”, “недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И вдруг – раз! – и падает карандаш”.

    VI. Пересказ фрагментов текста.

    Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

    Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

    Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

    В рассказе множество выразительных эпитетов: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.

    Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

    Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

    VII. Развивайте дар слова.

    /Презентация работ “История предметов”./

    У каждого из нас есть такие вещи, которые могут бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом неожиданно вернуться. В таких случаях я задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей жизнью? Всё возможно.

    Я расскажу об одной своей вещичке, которую я беру в руки по сто раз на день – о чехле для мобильного телефона. Он должен находиться на телефоне или рядом с ним.

    Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер без всякого успеха, а утром, собираясь в школу, могу найти его без проблем.

    Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его оставляю, забываю.

    Однажды случилось так, что я разговаривала по телефону в саду, а чехол положила в карман и потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он его нашел, я даже и не знаю.

    Ещё одна удивительная история произошла с моей сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она положила дома. Прошло много времени, сестра купила такую же пару перчаток.

    Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была всё это время и как вернулась к хозяйке?

    Рассказ старого учебник

    Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на своем веку. За всю свою жизнь я успел познакомиться со многими ребятами. Общение с ними оставляло во мне или теплые воспоминания, или неприятные отметины.

    Например, когда я жил у Нади, мне всегда было уютно и хорошо, потому, что она редко доставала меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои странички тогда были чистыми, белыми, а обложка – яркой и цветной.

    Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он носил меня в школу в большом красивом рюкзаке, где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того, чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не отрывались корешки, мальчик с самого начала учебного года одел нас в яркие нарядные обложки. Мы чувствовали себя модными и красивыми.

    А затем в моей жизни настала черная полоса. Я попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я только не испытывал! Это было ужасно! Андрей пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с репродукциями известных картин, брал меня грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из меня листки и делал самолетики. Особенно сильно потрясла меня попытка Андрея в чем-то переубедить своего друга: он ударил мной его по голове! От такого сильного удара я чуть не рассыпался на все листочки!

    Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки меня никому не дают, только в читальном зале можно пользоваться. И правильно, мне так спокойнее.

    Нас окружает большое количество различных предметов. Часто в повседневной жизни мы не обращаем на них особого внимания. Но иногда я стала замечать, что у окружающих меня вещей своя, не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова появляются, когда им вздумается. Со мной очень часто такое случается.

    У меня есть диск, на который я записала свои любимые песни. И как-то раз мне захотелось его послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его на привычном месте. Обычно он лежит на полке рядом с компьютером вместе с остальными дисками. Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто не увидела его среди всех остальных дисков. Я посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей комнате его тоже не было. У меня началась паника. Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было. После неудачных поисков занялась более важными делами, и на какое-то время даже забыла о диске.

    Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало, лежал на том самом месте, где и должен был лежать. Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я задумалась, а что если все вещи живут “своей” жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы думаем, что переложили вещи куда-то в другое место или дали кому-то попользоваться и просто забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают существовать отдельно от нас. Они теряются и снова находятся, когда им этого захочется.

    Итоги урока.

    Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

    Все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

    25.01.2013 27940 1464

    Урок 58 внеклассное чтение. М. А. Осоргин «пенсне». и. с. шмелев «как я стал писателем». писатели улыбаются

    Цели урока: подчеркнуть общую проблематику рассказов; учить выступать перед одноклассниками, делать выводы по своей теме; закрепить понятия «метафора», «олицетворение».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Работа по новой теме.

    1. Слово учителя.

    Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни – в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, – говорил Осоргин, – находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои – прототипов. Ведет же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.

    Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.

    Он родился и вырос в Перми, «в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась... независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса... Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведенные здесь, – лучшими университетами. «Все, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг, – все это было раньше вышито зеленой гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие («его выдвинуло утро и очаровало... ниоткудностью»): «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

    2. Творческая «защита» I группы .

    «Осоргин – «служитель правды и справедливости».

    (Устный журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)

    1-й ученик .«На пороге».

    В 1897 г. Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления – все, что он вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время, когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины, которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899 г. за участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в университете, в 1902 г. оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой. Он не берет денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту «прав трудового народа».

    2-й ученик . «Служитель правды и справедливости».

    Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» – литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не похожим голосом: о самых серьезных вещах он рассуждает с иронией, никогда не выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.

    Очень скоро в адвокатской конторе «стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных прокламаций».

    В 1904 г. Михаил Андреевич вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго, и никогда – особенно активным (по его собственным словам, «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом... по полной неспособности к руководящим ролям»).

    Но полиция, очевидно, не считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905 г. Михаил Андреевич был арестован. Приговор – три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По счастью, удалось обмануть правосудие: Осоргина выпустили на время из тюрьмы – под залог, и назад он не вернулся.

    Поначалу он скрывается в деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи дела, как плохи люди... Дошло до того, что трудно отличить революционера от хулигана».

    Оставаться близ Москвы становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда видно, что уезжать еще дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в крайности». И все же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней осенью 1906 г. недавний узник Таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле «Мария» – в приюте многих русских политических эмигрантов.

    3-й ученик . «В Италии».

    «Узелок», с которым пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Все больше и больше он погружается в литературные занятия. С 1908 г. Осоргин – постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913 г. вышла его книга «Очерки современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы Осоргина, герои которых – эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю жизнь:

    «Эмигранты, это – такие оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу тяжело. Я им симпатизирую, – вы можете считать их врагами... Сентиментальных гражданских слез «о пасынках России» я лить также не стану; им это будет обидно...

    Настоящий эмигрант отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».

    4-й ученик .«Дым Отечества».

    В 1916 г., так и не добившись официального разрешения, М. А. Осоргин на свой страх и риск возвратился на родину.

    – Вас же сошлют в Нарым.

    – Чем Нарым чуже Рима? А может быть, и не сошлют.

    Не сослали – подоспела Февральская революция 1917 г. Поначалу он принял ее восторженно, активно включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с настоящим».

    С первых же дней Октябрьского переворота 1917 г. Осоргин призывает не подчиняться самозванному правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти», разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке, понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает ее: она вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда, встав на дыбы, она опрокидывает всадника – и сейчас же позволяет взнуздать себя другому».

    1921 г. Голод в Поволжье. Осоргин – главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим. В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться... В результате в Поволжье погибли 5 млн человек, но политическое положение было спасено. Осоргин вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к «ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф. Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

    5-й ученик . Защитник «незначительного».

    В чем смысл и цель бытия, тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не устраивали. Он не хотел быть рабом – ни царским, ни Божьим.

    Еще в 1914 г., в Италии, он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное познание тайны Природы.

    Во время второй парижской эмиграции Осоргин – один из самых активных и влиятельных русских масонов. Однако с началом Второй мировой войны писатель вынужден покинуть Париж – фашисты преследовали масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в Америку, в газету «Русское слово».

    Мечта о возвращении на родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком... последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».

    3. Беседа по вопросам к рассказу Осоргина «Пенсне».

    – Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»? Кто становится в произведении главным героем?

    – Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?

    – В рассказе Осоргина пенсне имеет физиономию, кристальную душу . Как называется используемый автором данный прием художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение – это... (учебник, с. 114) ; метафора – это... .)

    – Как показана в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?

    – Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют...» до «... суетливая сплетница – почтовая марка» (с. 109–110, учебник).

    4. Чтение мини-этюдов (1–2) о вещах, которые находятся в комнате, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное домашнее задание I творческой группы).

    5. Творческая «защита» II группы учащихся.

    Слово учителя об И. С. Шмелеве.

    Даром воображения Иван Сергеевич Шмелев был наделен в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел: яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна... И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.

    «Живая была метла – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу – «наказана». Я утешал ее, гладил ее волосики...» Он говорил и с людьми, и с игрушками, и с тою же метлой или половой щеткой.

    1-й ученик .

    Шмелев рано испытал счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии, мартовским вечером 1894 г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке, глухой омут у старой мельницы, и вдруг все ожило в его воображении. Единым махом, сам пораженный произошедшим, Шмелев написал рассказ.

    Свое сочинение осмелился отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон вручил толстую книжку журнала. Студент открыл ее с дрожью – и прочитал столь знакомое название: «У мельницы».

    2-й ученик .

    Чтение эпизода, посвященного переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его произведения (учебник).

    Беседа по вопросам :

    1) Как вы думаете, почему герой не испытывал радости?

    2) Какое определение дает искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

    3) Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать... – готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?

    3-й ученик представляет составленную схему системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом.

    4-й ученик читает рассказ на одну из тем: «Как я готовился к сочинению», «Как я написал свое первое сочинение», «Отзыв на рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».

    6. Беседа по «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"».

    1) Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?

    2) Назовите настоящее имя Тэффи.

    3) Прочитайте приведенные отрывки из «Всеобщей истории...» и объясните, как создается сатирический эффект?

    (Проецируется на экран.)

    «В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».

    «Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».

    «Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нем». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь – вздую».

    4) Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории...» следующие выражения: цари грызлись; терпение лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

    7. Работа по карточкам (индивидуальная творческая работа).

    Прочитайте первую главку «Славяне» из главы «Начало Руси» «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"». На основе какой языковой игры строится данный отрывок? Выпишите слова, значение которых обыгрывается автором, а также те языковые единицы, сочетаемость которых нарушается, что и приводит к сатирическому эффекту. Придумайте свои примеры языковой игры. Дайте определение выделенным словам.

    «Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.

    Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они отбирали подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть известной нормы.

    Когда же по истечении срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия. <...>

    Жили славяне на берегах рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты славянской оседлости.

    3анимались они ловлей невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и щеголеватым.

    Рыбу славяне жарили и варили. С зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты же в свою очередь сдирали шкуру с славян и отсылали своим родителям. <...>

    Сражались они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружною толпой и сомкнутыми рядами.

    Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким образом, неприятеля с носом и в дураках. <...>

    Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что бог послал.

    Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.

    Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества».

    Прочитайте отрывок из главы «Рюрик, Синеус и Трувор» «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и попытайтесь «переработать» его в духе писателей «Сатирикона».

    «Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде Меч сильных или храбрость честолюбивых вводили самовластье (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан; повествует наш летописец – и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

    Желая некоторым образом изъяснить сие важное происшествие, мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость.

    Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с югом и западом Европы, где на развалинах колосса римского основались новые государства и где кровавые следы варварства, обузданного человеколюбивым духом христианства, уже отчасти изгладились счастливыми трудами жизни гражданской, – варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера; могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властью завоевателей, которая уничтожила их собственную, возмутительную, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне, убежденные – так говорит предание – советом новогородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Древняя летопись не упоминает о сем благоразумном советнике; но ежели предание истинно, то Гостомысл достоин бессмертия и славы в нашей истории».

    8. Творческое задание III группы учащихся (по творчеству Тэффи).

    1) Пересказ статьи учебника о Тэффи (с. 125–126).

    2) Анализ составленной схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они связаны друг с другом.

    3) Пересказ истории, рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника.

    Подведение итогов.

    – Какой человеческий порок высмеивает писатель-сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?

    9. Творческое задание IV группы учащихся (по творчеству М. М. Зощенко).

    а) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М. М. Зощенко.

    б) Беседа по вопросам.

    – Какую цель преследовал М. М. Зощенко, занимаясь литературной деятельностью?

    – В каком жанре работал Зощенко?

    – Какова тема и идея рассказа «История болезни»?

    – Кто ведет повествование? Что вы можете рассказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?

    – В начале ХХ века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, было создано много сложносокращенных слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

    – Какую функцию в рассказе Зощенко «История болезни» выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идет от жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т. д.?

    в) Викторина по произведениям Зощенко.

    – Из какого это произведения?

    «А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.

    Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах».

    «Скажи, – говорит, спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять – святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело».

    «Иду, на крымскую природу не гляжу. Только бы, думаю, живьем до Алупки дойти.

    Оборачиваюсь. Гляжу – он рукой мне машет. Я ему тоже махнул рукой. Дескать, отстань, сделай милость».

    IV. Подведение итогов урока.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    Вещи имеют только то значение, которое мы им придаем.
    Жиль Легардинье. Не доверяйте кошкам

    Ежедневно люди приобретают, выбрасывают, теряют и находят вещи. Они играют значимую роль в жизни человека, ведь мужчины и женщины разных национальностей, возрастов, взглядов используют разнообразные изобретения постоянно. Но правильно ли мы их воспринимаем? Может, стоит относиться к ним иначе? Не существуют ли вещи независимо от человека? Именно эту тему и поднимает Осоргин в юмористическом рассказе «Пенсне».

    В начале своего произведения автор ставит с риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?». Для доказательства данной точки зрения Михаил Андреевич использует множество средств выразительности: олицетворений («книги дышат, ораторствуют, перекликаются»), сравнений («чайник, этот добродушный комик»), а также эпитетов («раздражающее пенсне»). Рассказчик, таким образом, желает показать самостоятельность действий и поведения вещи от человека и его вмешательства. У них даже существуют взаимоотношения («к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики»). По мнению повествователя, у вещей свой индивидуальный характер и стремления, у них личные политические предпочтения («демократический стакан»), а также в их обществе произошла социальная дифференциация («интеллигент-термометр, неудачник из мещан»).

    Несмотря на то, что в произведении нет упоминания о характере и внешности рассказчика, я представляю его необычайно умным, внимательным и добрым человеком. Он фантазер, ведь не каждый замечает такие удивительные и волшебные вещи. Он оживляет свои предметы, наделяет их индивидуальностью и видит то, что обычно не видим мы. Однако главным героем произведения, по моему мнению, необходимо считать не рассказчика, а пропавшее пенсне. Поскольку именно его исчезновение приводит повествователя к основной мысли рассказа.

    Герой неожиданно потерял свои очки во время чтения. Он неоднократно искал их, звал своего знакомого для помощи в поиске, который в свою очередь был озадачен проблемой, а также прислуга делала уборку. Однако очки так и не были обнаружены. Спустя огромный промежуток времени рассказчик неожиданно нашел их на месте, которое несколько раз осматривалось. Тут автор также использует риторический вопрос («Где оно шлялось?»), словно обращаясь к читателю, и сам приходит к убеждению, что его стёклышки гуляли.

    Из данного повествования о пенсне и происходит основная мысль произведения: у вещей есть индивидуальность, они так же, как и люди чувствуют, мечтают и, главное, путешествуют. Мне очень понравилось произведение Михаила Осоргина. Оно учит быть более внимательными в повседневной жизни, применять воображение в обыкновенных ситуациях, не терять детскую непосредственность и стремиться к продуктивной, но не менее интересной деятельности. Также нам следует быть более аккуратными в обращении с вещами. Вдруг они действительно живые?..