Шуман интересные факты из жизни. Роберт Шуман - биография личной жизни

Известный немецкий композитор Роберт Шуман - романтик, мечтатель с нежной и ранимой душой, привнес в традиционную классическую размеренность мирового музыкального искусства прогресс и новаторство. Соединив в своем творчестве поэтику, гармонию и философию, он добился того, что его произведения были не просто мелодичными и красивыми по звучанию, но были внешним отражением внутреннего мироощущения человека, его стремлением выразить душевное состояние. Шумана с полным правом можно считать новатором, стремившемся к прогрессу в европейской классической музыке 19 века.

Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически. Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений. Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Творчество композитора

Роберт Шуман оставил после себя огромное музыкальное наследие. Начиная с первых напечатанных произведений «Бабочки», «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьеы”, «Крейслериана» таких воздушных, нежных, прозрачных миниатюр, наполненных воздухом и светом, и заканчивая операми «Фауст», «Манфред», симфониями и ораториями, он всегда оставался, верен своему идеалу в музыке.

Роберт Шуман, несомненно, тонкий и талантливый мастер, гениально передает все оттенки чувств и настроений, поэтому его знаменитые лиричные циклы «Круг песен», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», по-прежнему пользуются необыкновенной популярностью среди исполнителей и слушателей. Многие, как и его современники, считают его произведения трудными, сложными для восприятия, но сочинения Шумана это образец духовности и благородства человеческой натуры, а не только блеск и мишура гламурности.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шумана Роберта Александра

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

ШУМАН (Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке
Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - «Вариации на имя ABEGG» (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Давидово братство
В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik («Новый музыкальный журнал») и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического «Давидова братства» (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы «Бабочки», «Карнавал» (в нем фигурируют музыкальные «портреты» членов Давидова братства - давидсбюндлеров), «Танцы давидсбюндлеров», «Детские сцены», «Крейслериана» (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), «Венский карнавал», сборник миниатюр «Фантастические пьесы». «Флорестановское» и «эвзебиевское» начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные «Вариации на тему Клары Вик»), масштабной трехчастной Фантазии, «Симфонических этюдах» (в форме вариаций на тему Ф. Вика), «Юмореске».

Любовь
Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год «годом песен». В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и «Любовь поэта» (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными «эпилогами», ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в «Любви и жизни женщины») или одной из центральных частей (в «Любви поэта»). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника «Мирты» (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман
В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной («арабесочной») фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам «Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы
Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу «Геновева» (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к «Фаусту».
В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая «Рейнская» (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.
У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

ШУМАН (Schumann ) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор "Нойе цайтшрифт фюр музик" ("Новый музыкальный журнал", 1834). Создатель программных фортепианных циклов ("Бабочки", 1831; "Карнавал", 1835; "Фантастические пьесы", 1837; "Крейслериана", 1838), лирико-драматических вокальных циклов ("Любовь поэта", "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций ("Симфонические этюды", 2-я редакция 1852). Опера "Геновева" (1848), оратория "Рай и Пери" (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме "Манфред" Дж. (1849).

ШУМАН (Schumann ) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке

Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - "Вариации на имя ABEGG" (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

Давидово братство

В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik ("Новый музыкальный журнал") и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. , Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического "Давидова братства" (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы "Бабочки", "Карнавал" (в нем фигурируют музыкальные "портреты" членов Давидова братства - давидсбюндлеров), "Танцы давидсбюндлеров", "Детские сцены", "Крейслериана" (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), "Венский карнавал", сборник миниатюр "Фантастические пьесы". "Флорестановское" и "эвзебиевское" начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные "Вариации на тему Клары Вик"), масштабной трехчастной Фантазии, "Симфонических этюдах" (в форме вариаций на тему Ф. Вика), "Юмореске".

Любовь

Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год "годом песен". В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы "Любовь и жизнь женщины" (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и "Любовь поэта" (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными "эпилогами", ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в "Любви и жизни женщины") или одной из центральных частей (в "Любви поэта"). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника "Мирты" (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман

В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной ("арабесочной") фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) "Рай и Пери" (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам "Фауста И. В. ; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы

Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. . Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу "Геновева" (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к "Фаусту".

В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая "Рейнская" (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.

У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

ТВОРЧЕСТВО РОБЕРТА ШУМАНА
Ко дню рождения Роберта Шумана (1810 - 1856)

Музыка Роберта Шумана пленяет поэтической образностью, проникновением в глубины психологического мира, порывистостью. Он открыл романтическую страницу в фортепианном искусстве, насытив его программностью, сближаающей фортепианные миниатюры с литературными новеллами. Новая мелодика, гармония, фактура помогают раскрыть образ нового героя — романтика, наделенного сложными и противоречивыми душевными переживаниями, устремленного к идеалу.

Фортепиано — причина горестных переживаний Шумана, повредившего руку чрезмерно усердными упражнениями и вынужденного навсегда отказаться от карьеры пианиста, — стало инструментом его первых открытий, первых новаторских сочинений, запечатлевших озарения 20-летнего композитора. Другой его излюбленный жанр — песня. Более 130 родилось в «год песен» (1840), когда счастье соединения с любимой после долгих лет борьбы за нее вдохновило Шумана на создание многочисленных вокальных циклов. В них с удивительной проникновенностью воплощены тончайшие, неуловимые оттенки человеческих чувств, отражен индивидуальный стиль каждого из поэтов, привлекавших композитора. А их круг очень широк: Шуман положил на музыку стихи чуть ли не всех современных ему немецких и английских романтиков, отдав дань уважения и классику Гёте.



Композитор тонко разбирался в поэзии и сам обладал большим литературным талантом, что отразилось в его критической деятельности, существенно отличавшейся от других музыкантов-романтиков. Шуман создал музыкальный журнал и был его основным автором. Его статьи — настоящая литературная проза, написанная от лица различных по темпераменту музыкантов, придуманных Шуманом персонажей. Герои — авторы статей Флорестан и Эвсебий, олицетворение двух сторон романтизма вообще и шумановского мировосприятия в частности, порывистости и мечтательности, находят воплощение и в его музыке, прежде всего в лирике фортепианных и вокальных миниатюр. Тогда как крупные жанры — симфонический, ораториальный, оперный, к которым Шуман обращается; в 1840-е — 1850-е годы, отличаются большей объективностью и далеко не столь оригинальны.

Литературную одаренность и тяготение к издательской деятельности Роберт Шуман, родившийся 8 июня 1810 года в маленьком городке Цвиккау в Саксонии, унаследовал от отца. Процветающий книгоиздатель, переводчик Вальтера Скотта и Байрона, на протяжении двух десятков лет занимавшийся периодическими изданиями, он писал исследования для справочников, биографии знаменитых людей для словарей и даже романы. Мать отличалась любовью к музыке и знала так много отрывков из опер, что ее называли «живой книгой арий». Она охотно пела в кругу друзей, разучивала с мужем арии Моцарта. И сын с раннего детства постоянно пел. С 7 до 15 лет его обучал игре на фортепиано Иоганн Готфрид Куншт, музыкант-практик, самоучка, скромные педагогические способности которого ученик быстро перерос. В 7 лет мальчик импровизировал на фортепиано, сочинял танцевальные пьесы, в 12 написал первое крупное произведение — 150-й псалом для хора и оркестра, в 17 — песни и фортепианный концерт, оставшийся, правда, незаконченным. Найдя в магазин отца партитуру какой-то увертюры с комплектом оркестровых голoсов, Роберт организовал домашний оркестр и руководил им, играя фортепиано. А поскольку оркестрантов не хватало, он овладел еще игрой на флейте и виолончели.
Отец настаивал на общем гуманитарном образовании. Оно началосьс изучения латыни, французского и греческого языков. На протяжении 9 лет (1820—1828) Шуман посещал гимназию, где переводил античных авторов, писал стихи и драмы, которые были поставлены в домашнем театре, эстетические статьи и биографии знаменитых людей для издаваемой отцом серии книг, создал литературный кружок и оркестр, с которым выступал в качестве солиста-пианиста на домашних и гимназических вечерах. Он увлекался в равной мере поэзией и музыкой, драматургией и филологией, а по окончании гимназии, как сказано в аттестате, «педагогический совет признал его во всех отношениях достойным направления в университет в качестве студента-юриста ».

Юриспруденции Шуман отдал два учебных года (1828—1830) — вначале в Лейпциге, затем в Гейдельберге. Из университетских предметов его интересовали философия, итальянский и французский, а затем английский и испанский языки, литература и, конечно, музыка. Уже через несколько дней после приезда в Лейпциг Шуман встретился с известным фортепианным педагогом Фридрихом Виком и его дочерью Кларой, 9-летним вундеркиндом, начал брать у него уроки, а в следующем году—выступать в домашних концертах. Вскоре Шуман заслужил репутацию «любимца публики» и в 20 лет решил резко изменить жизнь, целиком посвятив себя музыке. Для этого надо было сломить сопротивление матери (отец к тому времени скончался), старших братьев и опекуна — почтенного купца. Мнение Вика, считавшего, что «Роберт при его таланте и воображении примерно за три года может стать одним из крупнейших пианистов среди ныне живущих», решило дело. Осенью 1830 Шуман поселился у Вика и по 6-7 часов в день упражнялся на рояле, и в течение 10 месяцев брал уроки композиции у Генриха Дорна.



Год сверхусердных занятий на фортепиано привел к катастрофе. Шуман почувствовал боль в правой руке. Причиной был изобретенный им прибор для разработки самостоятельности всех пальцев: произошло растяжение сухожилия, что привело к параличу одного пальца, а потом и к неизлечимой болезни кисти. О карьере пианиста-виртуоза Шуману пришлось забыть навсегда. Но сочинять он мог. К этому времени выходят из печати первые фортепианные произведения, свидетельствующие о формировании оригинального таланта; на протяжении 1830-х возникают знаменитые циклы миниатюр «Карнавал», «Крейслериана», «Танцы Давидсбюндлеров», «Симфонические этюды», а также по-новому трактуемые сонаты.

Тогда же Шуман начинает выступать как публицист. 7 декабря 1831 появляется его первая статья в лейпцигской музыкальной газете, а 2 с половиной года спустя выходит первый номер созданного им «Нового музыкального журнала». В нем он выступает против обывательских вкусов, рутины, косности, его девиз — «Юность и движение вперед ». Вокруг Шумана группируются молодые музыканты, образующие Давидово братство, названное по имени библейского царя Давида, музыканта и воина, победителя филистимлян (по-немецки название этого враждебного народа совпадает с обозначением мещан-филистеров — главных врагов Шумана). Образы Давидсбюндлеров постоянно встречаются в музыке композитора, как и образ Киарины — Клары Вик, дочери его учителя.

Поселившись у Вика, Шуман сочиняет для Клары и ее младших братьев волшебные сказки и разбойничьи истории, играет в шарады. Особенно сближает их музыка. Клара — не только выдающаяся пианистка, с 11 лет дающая самостоятельные концерты. Она пробует сочинять музыку, и Шуман использует ее темы в своих сонатах, посвящая ей сочинения «от имени Флорестана и Эвсебия». Между ними возникает и крепнет чувство, но на пути становится отец. Вик в течение 5 лет прибегает к любым способам, чтобы разлучить влюбленных. Борьба мучительна. В 1837 Роберт и Клара тайно обручаются, а 2 года спустя им приходится прибегнуть к помощи суда. Судебное разбирательство затягивается на 13 месяцев. Вик обвиняет Шумана в пьянстве и беспутстве в таких выражениях, что судья вынужден прерывать его. В защиту Шумана выступают многие уважаемые граждане Лейпцига, среди них Мендельсон. Наконец суд выносит решение в пользу Шумана. 12 сентября 1840 года, накануне совершеннолетия Клары, они венчаются в маленькой деревенской церкви неподалеку от Лейпцига, и начинаются годы семейного счастья. Клара стала для Роберта не только возлюбленной, женой, матерью 8 детей, но и верным другом, музой, пропагандистом его творчества.

40-е годы — новый этап в творчестве Шумана. Он находится в центре музыкальной жизни Лейпцига. Его журнал — признанный орган передовых музыкантов. Его приглашают преподавать фортепиано, сочинение и чтение партитур в открытую Мендельсоном первую в Германии консерваторию.



Иенский университет присваивает ему почетное звание доктора философии. Расширяется круг интересующих его музыкальных жанров: Шуман создает симфонии, фортепианный концерт, камерные ансамбли, хоры, оратории, музыку к пьесам, оперу. 4 симфонии возникли после знакомства композитора с последней симфонией Шуберта, партитуру которой он нашел во время пребывания в Вене в 1839 году.

Отправившись на кладбище, чтобы поклониться Бетховену и Шуберту, Шуман, по собственному выражению, «долго созерцал эти две священные могилы, почти завидуя какому-то, если не ошибаюсь, графу Одоннелю, лежащему как раз между ними». Затем посетил брата Шуберта, бедного школьного учителя, жившего на окраине города, и увидел множество шубертовских рукописей: «Радостный трепет охватил меня при виде груды лежащих здесь богатств. С чего начать, на чем остановиться?». Шуман выбрал последнюю симфонию. Она вскоре была исполнена под управлением Мендельсона, и Шуман написал о ней большую статью.

В феврале 1844 года Роберт и Клара Шуман отправились в Россию и провели 2 месяца в Петербурге и Москве. Они встречались с Глинкой и Рубинштейном, под управлением Шумана прозвучала его Первая симфония (в салоне братьев Виельгорских, по их инициативе).



Любовь к Шуману была многократно засвидетельствована Чайковским и деятелями «Могучей кучки». Особенно проникновенно высказывался о Шумане Чайковский, отмечавший волнующую современность шумановского творчества, новизну содержания, новизну самого музыкального мышления композитора. «Музыка Шумана , — писал Чайковский, — органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от него отделяющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственных духовных процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».

По возвращении в Лейпциг наступило резкое ухудшение здоровья Шумана: он испытал приступ нервной болезни, обнаружившейся еще в 23 года. Припадки становились все более тяжелыми, и композитор был вынужден отказаться от работы в журнале и переехать в более тихий Дрезден. Там он основал симфонические концерты, руководил мужским хором, а затем хоровым обществом, дирижировал ораториями Баха и Генделя, собственными Сценами из «Фауста», ораторией «Рай и пери».



Шуман встречался с Вагнером, в то время капельмейстером Дрезденского театра, создававшим первые реформаторские оперы. В отличие от 30-х годов, Шумана не привлекли новаторские идеи; диалога двух крупнейших немецких композиторов не получилось.

Последний город, с которым связана жизнь Шумана, — Дюссельдорф, где он в сентябре 1850 занял должность городского дирижера — руководителя симфонического оркестра и певческого общества. В честь приезда композитора был дан торжественный концерт из его произведений, но уже в следующем году обнаружились признаки недовольства его деятельностью и со стороны публики, и со стороны исполнителей. В 1853 году Шуман отказался от должности, хотя и провел в мае грандиозный Нижнерейнский фестиваль. Зато пришло признание в других городах Германии. Лейпциг организует Шумановскую неделю, в Веймаре Лист исполняет его музыку к драме Байрона «Манфред». Шумана избирают почетным членом Королевского музыкального общества Антверпена (1852). В следующем году он совершает триумфальную поездку по голландским городам, там прозвучали Вторая и Третья симфонии, а Клара сыграла Фортепианный концерт. Тогда же состоялась знаменательная встреча стоящего на краю могилы Шумана и 20-летнего Брамса. О нем Шуман написал свою последнюю статью под названием «Новые пути», в которой предсказал молодому музыканту великое будущее.

Длительный и острый приступ нервной болезни настиг Шумана в феврале 1854. Он рассказывал, что ночью «образ Шуберта послал ему чудесную мелодию, которую он записал и сочиняет на нее вариации». Это последняя нотная запись Шумана. Его не оставляли одного, но он, улучив момент, выбежал из дома и бросился с моста в Рейн. Спасли композитора рыбаки, после чего по его настойчивым просьбам он был помещен в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. 4 месяца спустя родился его последний сын, названный в честь Мендельсона Феликсом.

Клара не виделась с мужем более 2 лет: врачи боялись лишних волнений. Однако в июле 1856 года ее срочно вызвали в больницу, а через 2 дня после свидания, 29 июля, Шуман скончался. Еще 2 дня спустя состоялись его скромные похороны в Бонне — городе, где началась жизнь Бетховена, которого Шуман так любил. она оставалась знаменитой пианисткой. В 1878 Клара получила приглашение стать «первым педагогом фортепьяно» во вновь созданную консерваторию Хоха во Франкфурте-на-Майне, там она преподавала 14 лет. Клара Шуман редактировала произведения Роберта Шумана и опубликовала ряд его писем. Последний концерт Клара дала 12 марта 1891, ей было 71. Через пять лет она перенесла апоплексический удар и умерла спустя несколько месяцев в возрасте 76 лет. Согласно желанию Клары Шуман, она похоронена в Бонне на Старом кладбище рядом с мужем.



Биография

Дом Шумана в Цвиккау

Роберт Шуман, Вена, 1839

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82

Концерты

  • Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Вокальные произведения

  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа , 20 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне , 16 песен)
  • «Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120
  • Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
  • Увертюра «Мессинская невеста»

См. также

Ссылки

  • Роберт Шуман: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Sempre Fantasticamente ed Appassionatamente (info)
  • Moderato, Sempre energico (info)
  • Lento sostenuto Sempre piano (info)
Произведения Роберта Шумана
Для фортепиано Концерты Вокальные произведения Камерная музыка Симфоническая музыка

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, соч. 2
Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
Карнавал, ор. 9
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, соч. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

«Круг песен», ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 20 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Геновева». Опера (1848)

Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
Увертюра «Мессинская невеста»


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шуман Роберт" в других словарях:

    ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР (Schumann, Robert Alexander) РОБЕРТ ШУМАН (1810 1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе… … Энциклопедия Кольера