Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм

Педагогические средства не сразу стали непременным компонентом педагогического процесса. Очень долго традиционные методы обучения основывались на слове, но «эпоха мела и разговора» кончилась; с увеличением количества информации, технологиза-цией общества появляется необходимость применять технические средства обучения. Педагогические средства представляют собой материальные объекты, которые нужны для организации и осуществления педагогического процесса.

Среди педагогических средств можно выделить: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическую технику, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства. Развитие дидактической техники и ЭВМ построило предпосылки для появления нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее заключается в использовании технологического подхода к построению педагогического процесса. Педагогическая технология соединяет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.

Педагогическая форма является устойчивой завершенной организацией педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Все формы в педагогике можно разделить по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Простые формы построены на наименьшем количестве методов и средств. Обычно они посвящены одной теме, одному содержанию. К таким методам принято относить беседу, экскурсию, викторину, зачет, экзамен, лекцию, консультацию, диспут, культпоход, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт и т. п.

Составные формы образуются на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях. К составным формам принято относить урок, конкурс профмастерства, трудовой десант, праздничный вечер, конференцию, КВН. К примеру, в уроке может содержаться беседа, викторина, инструктаж, опрос, доклады и пр. Комплексные формы образуются как целенаправленная подборка(комплекс)простых и составных форм: это дни открытых дверей, дни, которые посвящены выбранной профессии, дни защиты детей, недели театра, книги, музыки, спорта.

В зависимости от принадлежности к направлениям воспитания можно выделить также методы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания.

Формы организации обучения включают в себя урок, лекцию, семинар, зачет, консультацию, практику и пр.

Можно выделить формы индивидуальной, групповой и коллективной (фронтальной) деятельности учеников. Можно выделить индивидуализированные формы, примерами которых являются консультация, зачет, экзамен.

Также могут быть групповые формы взаимодействия, такие как субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты. К кооперативным формам, когда цель достигается методом распределения функций между учащимися, относятся игры, хозрасчетный кооперативный труд, сборы и т. п.

Форма организации обучения - это способ организации обучения. Педагогическая форма - это устойчивая, завершённая организация педагогиче­ского процесса в единстве всех его компонентов (В.С.Безрукова).

Признаки, характеризующие форму организации обучения:

Состав учащихся (постоянный, временный, одновозрастной, разновозрастной);

Место и время проведения занятий;

Характер деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая ра­бота, тео­ретическая или практическая работа;

Способ руководства: непосредственное руководство (преподаватель - организатор на уроке), опосредованное руководство (домашняя работа).

Каждая форма организации обучения включает в себя различные формы организа­ции учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это может быть:

индивидуальная работа; групповая работа; фронтальная работа; коллективная работа.

В дидактике выделяют 3 системы обучения.

1.Система индивидуального обучения.

2.Система классно-урочная.

3.Лекционносеминарская система.

А вообще существует около 20 форм организации обучения. Форма - это способ существования содержания образования.

Выбор формы организации обучения определяется:

Целью обучения;

Уровнем подготовленности учащихся;

Составом преподавателей;

Материальными условиями.

Классно-урочная форма обучения Классно-урочная форма обучения на данный мо­мент остаётся традиционной.

Урок - это законченная в содержательном, организационном и временном отноше­нии часть учебного процесса.

Преимущества классно-урочной формы обучения:

Даёт возможность обучать большое количество детей;

Экономически выгодна;

Обеспечивает систематичность, доступность и наглядность обучения.

Недостатки классно-урочной формы обучения:

На уроке идёт ориентация на среднего ученика;

На уроке затруднён индивидуальный подход, затруднён учёт типов высшей нерв­ной дея­тельности, интересов, способностей;

Ограничены возможности для организации самостоятельной работы учащихся;

Привязанность к определённому месту;

Ограниченность во времени (компенсация - использование лекций);

Стандартное построение урока от 1-го до 11-го классов в группах (компенсации - приме­не­ние разнообразных форм).

Специфические признаки урока - те признаки, которые отличают его от других форм организации обучения.

1.Занятия проводятся с постоянным однородным по возрасту составом учащихся.

2.Занятия ведутся по твёрдому расписанию со всей группой, определённый строгий рег­ла­мент.

3.На уроке остаётся коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.

4.Руководство осуществляет преподаватель с учётом особенностей каждого учаще­гося и его учебными возможностями.

Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Классификация уроков Признаки классификации:

Метод обучения;

Образовательная цель.

Типы уроков по первому признаку:

Урок-лекция;

Урок-беседа;

Киноурок;

Урок самостоятельной работы учащихся.

Типы уроков по второму признаку:

Вводный урок;

Урок изучения нового материала;

Урок обобщения материала;

Урок усвоения новых знаний;

Урок формирования навыков и умений;

Проблемный урок.

Особенности уроков теоретического и производственного обучения

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отноше­ний к профессии и производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалифи­кации.

Теоретическое обучение рабочих есть одновременно:

Продолжение школьного общего образования;

Научное обеспечение профессиональной практической деятельности;

Основа для последующего получения среднего профессионального образования, выс­шего, научного.

Функции теоретической подготовки: обслуживание их практической деятельности по специальности.

Профессиограмма;

Квалификационная характеристика;

Виды трудовой деятельности в условиях производства.

Практическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических дей­ст­вий - профессиональных навыков и умений.

Профессиональные навыки - это отдельные операции и приёмы трудовой деятель­но­сти, доведённые в результате упражнений до степени автоматизма.

Профессиональные умения - это совокупность навыков в соответствии с имеющи­мися знаниями причин и особенностей их формирования и использования.

Основные тенденции развития системы профессионального образования

В наше время определяющими тенденциями развития профессионального образо­ва­ния выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, де­мокра­тизация и плюрализация образования и др.

Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу не­прерывного развития социально-экономической структуры общества.

1.Непрерывность образования

Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форум ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П.Ленграндом и вызвала огромный теорети­че­ский и практический резонанс.

В предложенной П.Ленграндом трактовке непрерывного образования воплощена гу­манистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому сле­дует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное де­ление жизни на период учёбы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой лич­ности и её деятельности.

По сути, такой взгляд на человека и его жизнь мы находим уже в трудах античных ав­торов. На идее о том, что человек должен учиться всегда, построены нравственные за­коны в Библии, Коране, Хадисах, которые определяют всю историю человеческой циви­лизации. Толчком для создания теории непрерывного образования и образовательного общества, а лучше, на наш взгляд, - сообщества, явилась глобальная концепция «единства мира», со­гласно которой все структурные части человеческой цивилизации взаимосвя­заны и взаимо­обусловлены. При этом человек является главной ценностью и точкой пре­ломления всех процессов, происходящих в мире.

Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непре­рыв­ного образования явилось исследование Р.Даве, определившего принципы непрерыв­ного об­разования.

Р.Даве определяет 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образова­ние. По мнению исследователя, эти признаки можно рассмотреть как итог первой фунда­менталь­ной фазы научного исследования в данной области. Их перечень включает сле­дующие прин­ципы: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последователь­ное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; вклю­чение в систему просвещения, помимо учебных заведений и цен­тров подготовки, формаль­ных, неформальных и внеинституциональных форм образова­ния; горизонтальная интегра­ция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – мир труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; связь между изучаемыми предметами; связь между различными аспек­тами развития человека и. д.

Особенности профессиональной подготовки рабочих

Начальное профессиональное образование - это система подготовки рабочих, по­вы­шение их квалификации или подготовки по новым профессиям Подготовка рабочих означает получение человеком первой профессии. В условиях перехода к рыночной экономике возникла необходимость коренных пре­образований системы подготовки спе­циалистов, ориентации профессионального обра­зования на подготовку специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компе­тентности.

Сегодня: задача профессиональных учебных заведений дать своим выпускникам такое про­фессиональное образование, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда.

Организация педагогического процесса по подготовке рабочих основана на сле­дую­щих прин­ципах: принцип социобразности; принцип природосообразности; принцип демократизации;

принцип гуманизации; принцип профессиональной целесообразности; принцип политехнизма.

Сущность теоретического обучения состоит в формировании тех знаний, отноше­ний к про­фессии и производству, которые обеспечат рабочему получение определённой квалифи­кации. Прак­тическая подготовка состоит в формировании у учащихся практических дей­ст­вий - профессиональ­ных навыков и умений.

На современном этапе труд рабочего становится интегративным. Ему необходима широкая общеобразовательная и политехническая подготовка, которая должна быть тесно связана с профес­сиональной. Такая подготовка даёт широту общего и профессионального кругозора, способ­ность быстро ориентироваться в новых экономических, технологических и организацион­ных си­туациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы организации труда.

Непосредственная связь с производством позволяет взаимоувязать обучение с про­из­водством, создать учебно-производственный процесс.

Законы развития производства делятся на три группы .

1 группа характеризует развитие производства в целом. К ним относятся:

Закон прибыли;

Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил

2 группа отражает особенности перспективы развития промышленного производ­ства в его единстве с технико-технологической составляющей: закон дифференциации и интеграции производственных процессов и др.

3 группа отражает организацию производства на современном этапе его развития.

Все законы производства влияют на организацию учебно-воспитательного про­цесса в учи­лище.Педагогическая наука и система образования в обществе являются частью народно-хозяйствен­ного комплекса. Влияние экономики и производства на процесс подготовки рабо­чих огромно.

При подготовке рабочих действуют следующие педагогические законы:

Закон опережающей роли воспитания и обучения детей и молодёжи в повышении эффек­тивности производства и экономики;

Закон соединения обучения с производительным трудом;

Закон достаточного разнообразия форм подготовки будущих рабочих с учётом потребно­стей рынка рабочей силы;

Закон соответствия целей, содержания и технологии обучения характеру произ­водства, для которого осуществляется подготовка рабочих.

Воспитательные отношения в училище строятся на основе законов педагогики и про­извод­ства.

В учебных заведениях начального профессионального образования проявляются и реализу­ются общие педагогические закономерности:

Обусловленность процесса обучения потребностям общества;

Зависимость эффективности процесса обучения от специфики его содержания, возмож­но­стей обу­чаемых, выбора форм и методов обучения;

Единство преподавания и учения;

Единство образования, воспитания и развития учащихся в процессе обучения.

Профессиональное образование наряду с общим является необходимым и важней­шим факто­ром разностороннего развития личности. Ориентация образования на форми­рование "человека про­фессиональной культуры" обуславливают принципиально иной подход к фор­мированию целей и со­держания образования.

Основными тенденциями развития профессионального образования являются:

гуманизация; демократизация; непрерывность; опережающее образование (уровень образования должен быть выше уровня про­извод­ства.

Уровень начального образования должен быть таким, чтобы подготовить конку­рентно спо­собных рабочих. Конкурентно способный рабочий это высокообразованный рабочий, обладающий вы­соким уровнем профессиональной компетентности.

Общие принципы управления педагогическими системами

Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда прин­ципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управ­ленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить сово­куп­ность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планиро­вания, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принци­пов, имею­щих от­ношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу. Прин­ципы управления явля­ются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основ­ных закономерностей специалисты внутришкольного управле­ния и менеджмента относят такие закономерности, как зави-

симость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной ра­ботой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управле­ния; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой ха­рактером содержания и методов организации педагогического процесса в школе и др.

В числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называют также ана­ли­тичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готов­ность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности.

Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в каче­стве

основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практиче­ской деятельности.

К основным принципам относятся:

Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;

Системность и целостность в управлении;

Рациональное сочетание централизации и децентрализации;

Единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управ­лении педагогическими системами.

Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами

Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие само­дея­тель­ности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при ус­ловии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность ру­ководи­телей школы,

введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров - проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении шко­лой ос­новывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администра­ции, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для учителей и учащихся принимать участие в их обсужде­нии и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направлены на ут­верждение демократиза­ции в школе.

Управление педагогическими системами имеет ту непреложную особенность, что ог­рани­читься здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправле­ние, самоуправление. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдви­гает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Ут­верждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в пе­дагогиче­ской деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обу­чения и вос­пита­ния

Понятие формы пришло в педагогику из философии. Ранее мы говорили, что из философии взяты понятия цели, принципов, содержания, методов, средств. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Говоря языком педагогики, форма объединяет все другие компоненты, составляющие содержание педпроцесса в его философском смысле.

Педагогическая форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Педагогической теорией и особенно практикой школ и ПТУ выработано множество форм, с которыми каждый из нас знакомится с детства: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др. Эти формы легко отличаются друг от друга, несмотря на то, что состоят из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств воспитания учащихся.

В практике можно встретить отождествление понятий "оргформа" и "мероприятие". Особенно это касается внеучебной деятельности учащихся. Понятие "мероприятие" исходно состоит из двух: "мера" (мерка, мерить, соизмерить, отмерить) и "принимать" (принять, предпринять). Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер. К сожалению, в тоталитарной педагогике этот смысл был выхолощен. Сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Зарождение форм организации педпроцесса идет от потребностей людей, от накопления опыта их удовлетворения. Когда в обществе возникла потребность в массовой организации познавательного процесса по освоению человеческого опыта потребность в массовом воспитании, образовании и обучении детей, тогда и возник урок. Именно он стад формой обучения массы детей, да и к тому же дешевой и простой по созданию. Это было в XVII веке. В 20е годы нашего столетия в стране усиленно велась революционная пропаганда и в соответствии с этим возникли агитбригады "синеблузников", политбои, политинформации, агитлистки и др. Во второй половине 70х годов в нашей стране стали возникать неформальные клубы, дискотеки, "круглые столы", что стало предвестником демократизации и общества в целом, и воспитания подрастающих поколений, в частности. Так исторически можно объяснить причины рождения любой педагогической формы. Каждая рождалась, развивалась и отмирала в соответствии с особенностями своего времени.

Любопытно также, что процесс формообразования длительный. Урок, например, складывался более ста лет, пока не был описан Я. А. Коменским, и затем уже стал использоваться повсеместно. Первоначально урок обозначал простое задание воспитаннику, которое он должен был выполнить за определенный срок, Беседа зародилась еще раньше. Ее основателем считают греческого философа Сократа, жившего в третьем столетии до нашей эры.

Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребности. Изучение истории вопроса показало, что практически все названия форм организации педпроцесса имеют глагольное, т. е. действенное, происхождение. Деятельностная сущность формы несомненна. Так, беседа произошла от действия "беседовать", дискуссия - "дискутировать", урок - "давать задание" и т. д. Поэтому в литературе и особенно в практике нередко оргформы называют формами деятельности.

Как только форма организации педпроцесса образуется, приобретает "права гражданства", она сама начинает навязывать педагогу и учащемуся определенные действия. Примером может стать тот же урок. На протяжении последних десятилетий в нашей педагогике развивалось несколько плодотворных идей: программированное, проблемное, развивающее, интенсивное, концентрированное ("погружение") обучение. Но внедрить их в практику оказалось делом трудным: мешал урок с его жестко регламентированным временем и местом проведения, определенным составом участников. Для развивающего обучения он, например, тесен и недемократичен, для программированного - не оснащен, для концентрированного - короток. Та же ситуация сложилась сегодня в училище с введением интегративного урока.

Педагогические формы развивались исторически в зависимости не только от потребностей людей, но и от их экономических возможностей. Урок, лекция - экономически самые дешевые формы организации воспитания и образования. Государство наше не может финансировать формы индивидуальной или групповой (дифференцированной) организации педагогического процесса. Невозможно даже сократить число учащихся в классе или учебной группе ПТУ. Пока нет средств.

Форма через цели, принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. В форме происходит концентрация их усилий по развитию друг друга. Ведь то, что дается педагогом в беседе, на уроке или экскурсии, учащийся может получить и на улице, дома, через средства массовой информации. Но педагог обрабатывает содержание передаваемого опыта, разъясняет его, доказывает, помогает присвоить и сделать личным опытом учащегося. И все это за короткое время. Педагогика в оргформе как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие учащихся усваивать опыт быстрее, прочнее. Участвуя в той или иной форме организации педпроцесса, учащиеся и педагог должны тренировать в себе лучшие качества, формировать все больше и больше новых знаний, навыков, умений. Этот процесс осуществляется интенсивнее благодаря форме.

Особое внимание в любой форме следует обратить на складывающиеся воспитательные отношения: чем они богаче, тем больше условий создают для развития педагога и учащегося.

Воспитательные отношения в форме определяются прежде всего тем, какие роли взяли на себя их участники. Преподаватель, например, может быть организатором, информатором, исполнителем, инструктором, советчиком, демонстратором, консультантом, контролером, стимулирующим руководителем и т. д. При этом его роль будет то ведущей, то ведомой по отношению к учащимся. Также разные роли по отношению к учителю могут играть и учащиеся (слушатели, исполнители, ассистенты, демонстраторы, лаборанты, консультанты, информаторы, инструкторы и т. д.) Это, во-первых.

Во-вторых, воспитательные отношения в форме зависят от дозировки во времени действий участников. Важно, кто и сколько действует в форме: как продолжительно говорит педагог и ученик, как и сколько они практически действуют. Это определяет их активность и самостоятельность. Необходимо, чтобы тенденция была одна: больше говорить и действовать должен учащийся, а не педагог.

В-третьих, воспитательные отношения во многом зависят от жесткости их проектирования. Предписание, регламентирование, нормирование всех действий учащихся в педпроцессе так же вредно, как и учителя. Это формализует отношения, лишает их естественности, сковывает развитие. В любой форме, даже в линейке, должны быть заранее запрограммированные действия, а также свободные спонтанные, жестко неуправляемые. Все дело в их сочетании и опять же дозировке (мере).

На сегодняшний день в практике нашей школы и ПТУ насчитывается свыше тысячи разнообразных форм организации педпроцесса. Без классификатора ими пользоваться трудно.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяются формы простые, составные и комплексные.

Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, как правило, посвящены одной теме (содержанию) или решению одной задачи. К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, "бой эрудитов", шахматный и шашечный турниры, выставка, выпуск газеты, концерт, встречи с интересными людьми, линейка и др. Данных оргформ около одной четвертой части от всех имеющихся. Эти формы называют еще первичными, потому что из них образованы все составные и комплексные. Знать эти формы педагогу крайне важно, т. к. они лежат в основе творческого подхода к организации педпроцесса.

Составные формы, как правило, строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях. Это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, вечер памяти, воскресник, субботник, трудовой десант, конференция, КВН - клуб веселых и находчивых, митинг, слет, собрание и др.

Каждую из составных форм можно разобрать по составу и обнаружить в ней исходные простые формы. Например, урок может содержать в себе беседу, лекцию, викторину, инструктаж и т. д. В проведение конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспут, выставка. В случае вхождения в составные формы простых последние превращаются в методы, т. е. начинают в форме выполнять функцию метода. Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, и методом в составной форме.

Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм. Это дни открытых дверей, дни посвящения выбранной профессии, физкультурника, мира и солидарности, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, поминовения (памяти), науки и производства и др.;

недели театра, книги, музыки, предметные недели, спортивные недели и т. д.:
месячники, декадники и даже годы (год ребенка, год грамотности). Сюда относятся такие формы, как лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения (неформалов, за качество, милосердия, шефства и др.). А также возрождающиеся народные и конфессиональные праздники (у христиан Рождество, Масленица, Пасха и др.).

Комплексные оргформы не меняют статуса всех других форм, используемых в них. Названия комплексных форм условны и чаще всего связаны с их продолжительностью (дни, недели, месячники, декадники, годы). Многие формы называются по ведущему виду деятельности (операции, марши, слеты, походы, движения). В рамках недели книги, например, могут проводиться экскурсии, викторины, лекции, консультации, выставки, концерты, тематические уроки, походы, вечера, субботники, устные журналы, конференции, встречи с писателями и т. д.

В практике школ и ПТУ распространен другой классификатор оргформ - по принадлежности к направлениям содержания воспитания учащихся. В данном случае выделяют формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания. При этом к формам умственного воспитания относят формы организации обучения. Но такое деление очень условно, хотя, к сожалению, и популярно. На самом деле, беседа, вечер, экскурсия - каждая из форм может быть посвящена любой теме, т. е. освоению любого содержания общественного опыта. Кроме того, в отдельно взятой форме могут сочетаться все эти направления. Разве урок, будучи формой умственного воспитания, не влияет на эстетическое или нравственное становление личности?

В силу особой значимости остановимся на формах организации обучения (таблица 18). Этих форм, к сожалению, до сих пор немного. Урок среди них - основная и ведущая. От него, его темы зависят все другие: дополнительные занятия, консультации, практика, экскурсии, семинары, лекции, зачеты и т. д. Все эти формы находятся между собой в сложном взаимодействии.

В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют формы индивидуальной, фронтальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Так принято делить в теории и на практике. Но нам думается, что гораздо грамотнее, профессиональнее делить формы не по количеству участников, а по характеру связей между ними в процессе деятельности. По этому основанию можно выделить индивидуализированные формы (когда цели, и пути их достижения разные): консультацию, урок производственного обучения, зачет, экзамен; формы взаимодействия (когда одна цель достигается успехом каждого в отдельности): субботник, спортивные и другие эстафеты, групповые соревнования, смотры, диспуты и др.; кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися): хозрасчетный кооперативный труд учащихся, игры, собрания, сборы и др.

Формы организации педагогического процесса находятся в сложных отношениях с другими его компонентами. В практике педагоги часто сталкиваются с этим.

Прежде всего, следует остановиться на вопросе соотношения формы и содержания. В педагогике содержание воспитания и обучения имеет самостоятельный статус, формируется отдельно. Содержание как часть опыта поколений отбирается, обрабатывается и фиксируется в форме учебных планов, программ и учебников. Но эти формы не имеют ничего общего с формами организации педагогического процесса. Оргформа использует содержание целиком, подвергая его дальнейшей обработке и делая доступным конкретным учащимся.

Содержание и форма в каждом конкретном случае должны находиться в полном согласии и единстве. Так, познакомить учащихся ПТУ полнее и нагляднее с современным производством лучше через экскурсию. Именно она поможет учащимся более предметно разносторонне и в сравнительно короткие сроки составить о нем общее представление. В свою очередь, чем больше узнают ребята о современном производстве во время посещения, тем богаче их впечатление от экскурсии как формы деятельности.

В педагогической теории и практике содержание воспитания предваряет форму, детерминирует, предопределяет ее. Так, хозрасчетные отношения уже пришли в ПТУ, а адекватных форм их реализации еще нет. Формы исчезают со снижением интереса к их содержанию. Проведение вечеров отдыха, танцев не удовлетворяли никого изза примитивности и бедности содержания. Они практически перестали проводиться. На их место пришли дискотеки.

Постепенно по мере развития или свертывания содержания, его морального старения отмирают, укрепляются или модернизируются формы. В то же время и форма как носитель содержания может его либо поддерживать и развивать, либо свертывать, видоизменять и даже сбрасывать. Такие явления приходится часто видеть. Были факты, когда на своих "огоньках" ребята устраивали встречи с очевидцами трагических событий в стране и за рубежом. Здесь форма явно не соответствовала содержанию, приходила с ним в противоречие. Форма сдерживала развитие содержания, усложняла его передачу учащимся, разрушала восприятие событий.

Форма и содержание могут приходить в противоречие друг с другом и в итоге его разрешения либо взаимно обогащаться, либо сбрасывать друг друга. По этой причине отмирали многие формы организации педагогического процесса или гибло содержание, не поддержанное своевременно найденными формами. Примером первого могут быть политсуды, литературные суды, которые, несмотря на активное стремление педагогов, так и не возродились ни в 70е годы, ни сейчас. Примером второго служит неудовлетворительно организованный производительный труд учащихся, до сих пор не нашедший разнообразных и эффективных форм своей реализации, своей технологии.

Таким образом, единство содержания и формы многозначно.

Коротко остановимся на соотношении категорий формы и метода в педагогике. Метод первичен по отношению к форме, он входит в нее как элемент структуры. Но этим их отношения не исчерпываются. Более глубоко понять их помогает явление полифункциональности понятий в педагогике. Суть его заключается в том, что многие педагогические категории способны в разных условиях выполнять в педагогическом процессе различные категориальные функции. Например, выше мы говорили о том, как форма становится содержанием педагогического процесса. То же наблюдается и в отношении формы и метода, только еще более ярко. Так, некоторые методы способны при определенных конкретных условиях становиться самостоятельными формами деятельности. Беседа, игра, соревнование, самоуправление могут быть то методами, то формами. Все зависит от того, какую задачу выполняют соответствующие им явления. Организационнодеятельностные игры - это формы организации педагогического процесса. Игра же, которая используется на уроке, на вечере отдыха, - это педагогический метод. Игра, как форма, естественно, включает в себя игру, как метод.

При анализе практики нами обнаружен и обратный процесс: переход формы в метод. Так, форма чтения литературного источника исторически переросла в метод выразительного чтения текста: форма конфликта переведена А. С. Макаренко в метод "взрыва"; премии, награждения и их различные формы в конечном итоге были обобщены в метод стимулирования; беседы стали разновидностями метода убеждения. Интересно, что почти все формы, ставшие методами, сохранили в педагогике за собой и свой прежний статус.

Вопрос о соотношении формы воспитательной работы с другими педагогическими категориями - компонентами педагогического процесса - не только теоретический, но и в значительной степени практический. Педагогу бывает трудно отличить, например, беседуметод от беседыформы, как трудно бывает в педагогических явлениях определить причинноследственные связи и отношения.

Виды и типы уроков.

Педагогическая форма -это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех ее компонентов.

В современной дидактике организационную форму обучения понимают как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности обучающихся.

Классификация форм:

Простые формы -минимальное количество методов и средств,как правило, посвящены одной теме,к ним относятся: беседа, лекция, экскурсия, экзамен, инструктаж

Составные формы -строятся на развитии простых либо на их разнообразных сочетаниях-урок, урок конкурс,урок-конференция. Составные формы раскладываются на простые. Урок может содержать в себе беседу, лекцию, инструктаж, а конференция-включать доклады,диспут, выставку, выпуск бюллетеня,тезис докладов.

Комплексные формы -целенаправленная подборка простых и составных форм. К ним относятся тематические лектории, совмещенные уроки по нескольким предметам.

Различают также формы учебной, внеучебной работы и самообразовательной деятельности учащихся

Выделяют следующие организационные формы обучения:

фронтальные (работа со всем потоком);

групповые (поток разбивается на группы);

индивидуальные (работа с каждым обучающимся).;

Формы теоретической подготовки

Лекция - Монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.

Семинарское занятие - это коллективное обсуждение определенной темы по заранее подготовленным вопросам. Виды семинаров: сообщения и доклады, дискуссии, пресс-конференции др. Структура семинара: вначале преподаватель сообщает тему, цели занятия, затем идет обсуждение поставленных вопросов, и в конце подводятся итоги.

Экскурсия - предполагает посещение организаций, предприятий, учебно-производственных участков, музеев и т.д.. Основные этапы: постановка целей, подготовка плана, организация и проведение, подведение итогов.



Самостоятельная учебная работа – самостоятельное овладение учащимися необходимыми знаниями и умениями путем чтения соответствующей литературы, подготовки докладов, сообщений, составления конспектов и т. п.

Конференция - это коллективное обсуждение определенной научно-практической проблемы. Она требует большой подготовительной работы: определения темы, формирования проблем, круга участников, разработки плана проведения, подготовки сборника материалов (если планируется их издавать) и т. д.

Консультация - форма учебного занятия, в процессе которого обучающийся получает ответы преподавателей на конкретные вопросы по теоретическим положениям или аспектам их практического применения. Консультация может быть индивидуальной или групповой.

Индивидуальные занятия проводятся с отдельными учащимися и студентами с целью повышения уровня их подготовки и развития индивидуальных творческих способностей. Они организуются по отдельному графику или заносятся в расписание.

Формы практической подготовки

Лабораторная работа - форма обучения, направленная на формирование необходимых профессиональных умений. В ходе лабораторных занятий обучающиеся под руководством преподавателя или самостоятельно выполняют практическую работу с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Виды лабораторных занятий: ознакомительные, экспериментальные, проблемно-поисковые.

Практические занятия проводятся в лабораториях, мастерских, учебных кабинетах, компьютерных классах, на учебно-опытных и производственных участках. (Практические занятия могут быть связаны, например, с измерениями, сборкой схем, деталей, ознакомлением с приборами и механизмами, проведением опытов и наблюдений и т. п.).



Дидактическая игра - целенаправленная организация учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности специалиста. В процессе игры осуществляется игровое моделирование в условиях воссоздания социального и профессионального опыта.

Практика - получение обучающимися профессиональных умений и навыков в производственных условиях. Она осуществляется в процессе профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством преподавателя и специалиста в данном направлении. Различают ознакомительную, учебную (педагогическую), производственную и преддипломную практику.

Курсовое проектирование - это процесс разработки проектов (курсовых работ) по основным учебным курсам как заключительного этапа дидактического цикла обучения по тому или иному предмету (или группе предметов). Целью этой формы обучения является углубление профессиональной подготовки обучающихся в процессе самостоятельного творческого применения полученных знаний для решения практических задач.

Дипломное проектирование – процесс разработки дипломных проектов на завершающем этапе обучения в профессиональном учебном заведении. Дипломные проекты выполняют роль аттестационных работ при проведении государственной аттестации выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Дипломные работы выполняются по определенной теме под руководством научного руководителя. Они рецензируются и защищаются на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Формы контроля

Управление педагогическим процессом предполагает осуществление функций контроля, т. е. системы выявления эффективности функционирования этого процесса. Различают следующие виды контроля:

Предварительный - выявление начального уровня сформированности знаний и умений;

Текущий - осуществляющийся в процессе повседневной учебной работы;

Тематический - проводимый по завершении изучения темы;

Рубежный - проверка знаний и умений по разделам курсов;

Итоговый - проводимый в конце изучения дисциплины или всего курса обучения в учебном заведении.

Формы контроля , используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными.

Контрольная работа - форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Эта форма контроля особенно характерна для заочного обучения.

Коллоквиум - устное индивидуальное собеседование преподавателя с обучающимися по заданным вопросам; форма текущего, тематического или рубежного контроля. По результатам коллоквиума может решаться вопрос о допуске обучающихся к экзамену.

Зачет - форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования. Зачет выставляется в ведомость, зачетную книжку обучающихся и в приложение к диплому.

Экзамен - форма итогового контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому.

Тестирование - форма текущего тематического и итогового контроля знаний с помощью тестов, представляющих собой систему заданий в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста щ согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании.

Рейтинговая система оценки знаний - это контроль качества усвоения учебного материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнение творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам.

Машинный контроль - это контроль знаний с помощью машин (ЭВМ, ПЭВМ и других контролирующих устройств). Преимущество машинного контроля в том, что машины беспристрастны. Вместе с тем машинный контроль не позволяет выявить типичные ошибки и затруднения обучающихся.

Аттестация - форма текущего и итогового контроля обучающихся. Например, проводятся аттестационные недели, в ходе которых в ведомостях выставляются результаты: «аттестован» или «не аттестован». При этом учитывается текущая успеваемость обучающихся и посещение занятий. Кроме тога, в конце курса обучения проводится государственная аттестация специально созданными Государственными аттестационными комиссиями (ГАК). Выпускники сдают государственный экзамен н защищают аттестационные работы (дипломные проекты» дипломные работы). Выпускникам, успешно прошедшим государствеашую аттестацию, выдают диплом государственного образца.

Урок

Основной формой обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования является урок.

Урок – это организационная форма обучения, при которой преподаватель в течение точно установленного времени руководит познавательной деятельностью обучающихся в группе. Каждый урок имеет обучающие, воспитывающие и развивающие цели и включает в себя в разных вариантах такие компоненты, как опрос, объяснение, закрепление, задание на дом.

Особенности: постоянство отведенного времени и состава учащихся, твердое расписание и место проведения, применение различных методов обучения.

Достоинствами урока являются его экономичность, четкие временные рамки, гибкость, возможность поглощать другие формы организации обучения (урок-лекция, урок-экскурсия и т.д.). Вто же время урок несовершенен и имеет серьезные недостатки : он жестко регламентирован во времени, отличается консервативной структурой,осложняет реализацию индивидуального подхода к учащимся.

Требования к современному уроку :

1.Дидактические: четкое определение образовательных задач урока в целом; определение оптимального содержания урока; выбор наиболее рациональных средств и методов обучения, осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения.

2.Воспитательные: постановка воспитательных задач; формирование у учащихся высших моральных качеств и эстетических вкусов; формирование у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности.

3.Организационные: наличие продуманного типа урока; организационная четкость урока; подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

В ходе урока решается целый комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач:

Формирование знаний, умений и навыков, составляющих содержание общего и профессионального образования;

Формирование отношения к самым различным сторонам жизни (обществу, труду, профессии, специальности, природе и т.д.), в результатечего развивается личностный потенциал учащихся;

Развитие особенностей, задатков, интересов, т.е. Психологических качеств учащихся.

Типы уроков выделяют на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся. Виды уроков определяют на основе различий применяемых методов и простых форм.

Типы уроков :

Урок изучения нового материала (виды : лекция, семинар, киноурок, эвристическая беседа, самостоятельная работа);

Урок совершенствования знаний и умений (виды : устные и письменные упражнения, самостоятельная и лабораторно-практическая работы);

Урок обобщения и систематизации (виды : деловая игра, конференция, соревнования, проблемная дискуссия);

Комбинированный урок (решаются разнообразные дидактические задачи);

Урок проверки знаний и умений (виды: тестирование, письменный опрос, устный опрос, решение задач и упражнений, практикум);

Интегративный или бинарный урок (совмещение изучения учебных материалов двух или более учебный предметов).

В производственном обучении в качестве основной формы используется урок производственного обучения. Различают следуют типы уроков производственного обучения: вводный урок, урок упражнений в трудовых операциях и приемах, урок выполнения комплексных работ, контрольно-проверочный урок. Все большее распространение получают нестандартные уроки: бинарные, ролевые игры, конкурсы и т.д.