Производство цветных карандашей монополизировала одна компания. Как делают карандаши? Производство карандашей

Существует два основных вида карандашей – простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет, в зависимости от твердости графита, серым цветом – от светлого до почти черного оттенка. Простые карандаши различаются по твердости грифеля, которая обозначается буквами М (или В в англоязычном варианте) – мягкий и Т (или Н) – твердый. Обычный – твердо-мягкий карандаш маркируется буквами ТМ или НИ (иногда он же обозначается буквой F). Эта маркировка наносится на корпус карандаша. Если карандаш никак не промаркирован, это означает, что он твердо-мягкий. Цветные карандаши также бывают нескольких видов: цветные классические (односторонние и двусторонние), восковые, пастельные, акварельные и т. д.

Несмотря на то, что графитовый карандаш в народе называется «простым», технология его производства оказывается намного сложнее технологии изготовления цветных карандашей, так как, в отличие от последних, он требует дополнительного обжига.

Грифель простых карандашей производится из белой глины – каолина и графита, а стержень цветных карандашей состоит из каолина с цветными пигментами. Причем сами пигменты могут быть как синтетическими, так и натуральными. Грифель, в состав которого входят натуральные компоненты, более удобен в использовании, обеспечивает мягкое нанесение, дает яркие насыщенные цвета, которые не выгорают даже под прямым воздействием солнечных лучей. В грифель акварельных карандашей добавляются специальные эмульсии, которые при контакте с водой растворяются, создавая равномерный слой краски на бумаге – так называемый эффект акварели.

Стержни для пастельных карандашей производятся путем прессования натуральных пигментов и льняного масла. А в состав грифеля восковых карандашей в качестве вяжущего вещества входит, как понятно из названия, воск. Он создает прочное крепление грифеля, оставляет широкий маслянистый след и обеспечивает лучшее скольжение по бумаге.

Процесс производства карандашей в древесной оболочке полностью автоматизирован и состоит из нескольких этапов: изготовление грифеля, дощечек, соединения составляющих и обработки заготовок. Прежде всего, из смеси глины с графитом производится грифель будущих карандашей. Пропорции составляющих на этапе смешивания графита и глины определяют твердость будущего грифеля. Чем больше графита добавляется в грифель, тем мягче будет его структура. Если же в грифеле преобладает каолин, карандаш будет более твердым.

Глина проходит предварительную очистку. Для этого сырье сначала измельчается в дробилках, потом смешивается с теплой водой в специальных мельницах. Глину, разведенную в воде, заливают жидким стеклом, чтобы избавиться от посторонних примесей – песка и пр. Затем в глину добавляется графит, согласно рецептуре, и связующее вещество, которое варится из крахмала.

Стержневая масса должны быть определенной температуры и влажности. Малейшее отклонение от нормы приведет к порче сырья. Например, при пересыхании смеси она станет слишком твердой, что может вызвать поломку оборудования. Тщательно вымешанное «тесто» из графита и глины попадает в винтовой пресс. Там оно формуется через вальцы с тремя различными зазорами. В результате этой процедуры масса измельчается, становится однородной, из нее удаляются пузырьки воздуха и излишняя влага. Толщина теста при каждой повторной обработке постепенно уменьшается – с 1 мм до 0,25 мм.

Затем массу пропускают через фильеру с отверстиями, после чего оно превращается в так называемую «лапшу». Она формируется в цилиндры, из которых на прессе выдавливается стержень необходимой длины и диаметра. Стержни нужно просушить. Это осуществляется в сушильных шкафах при непрерывном вращении в течение 15-16 часов. Влажность готового стержня не должна превышать 0,5%. После сушки стержни прокаливаются в специальных тиглях в печи. В процессе обжига в стержне выжигается связующее вещество, а спекшаяся глина образует каркас грифеля.

Помимо соотношения глины, на степень твердости готового карандаша также влияет температура и длительность обжига, а также компоненты, которые входят в состав так называемой жирующей ванны. Обжиг грифеля, в зависимости от желаемой градации, осуществляется при температуре от 800 до 1200 градусов Цельсия. После обжига стержни помещаются в специальную ванну для жировки. В результате этой операции поры, которые образовались в графите после выжига связующего, заполняются жиром, стеарином или воском под давлением при определенной температуре.

Иногда в качестве сырья могут использоваться пищевые и кондитерские жиры, а также дополнительные связующие вещества (например, на основе крахмала). Выбор вещества, которое используется для жировки, зависит от твердости стержня. К примеру, для карандашей с мягким грифелем используется кондитерский жир, а для твердых – воск. Стеарин для жировки применяется для изготовления грифелей промежуточной твердости (например, твердо-мягкие). Стержни больших диаметров производятся на вертикальных прессах кладки.

Несколько иначе изготавливаются стержни для цветных карандашей. В их состав входят пигменты, наполнители, связующие и жирующие вещества. Глина (каолин) является основным сырьем. К ней добавляются пигменты, вяжущие вещества и в некоторых случаях жировые добавки. У каждого производителя своя рецептура изготовления грифелей, которая держится в большом секрете. Многие фабрики используют и другие дополнительные добавки, включая красители, натуральные наполнители, воск, связывающие вещества на основе целлюлозы.

После смешивания всех компонентов смесь экструдируется с помощью пресса, и на выходе получаются стержни нужного диаметра. Они разрезаются на части заданной длины, а затем высушиваются при комнатной температуре. Как мы уже упоминали выше, закалке подвергаются только графитовые стержни. Стержни для цветных карандашей не проходят тепловую обработку, так как под воздействием высокой температуры цветовые пигменты разрушаются (если речь идет о компонентах натурального происхождения) или же значительно изменяют цвет (это касается, в первую очередь, неорганических составляющих).

На этапе добавления жира, который дает цветной след и удерживает цветные частицы на бумаге, могут использоваться две различные технологии: так называемое холодное или горячее «препарирование». При холодном препарировании во время смешивания компонентов в смесь добавляется жир. Как правило, эта технология используется при производстве недорогих карандашей среднего качества, грифель которых состоит из органических пигментов, которым, в свою очередь, противопоказаны высокие температуры.

Горячее препарирование проводится сразу же после сушки стержней. В результате этой процедуры грифели смачиваются в горячем жире. Этот метод используется при производстве качественных художественных (особенно акварельных) карандашей. Состав такой ванны является одной из главных коммерческих тайн фабрики, но, в любом случае, в нее входят органические жиры высокого качества (например, кокосовое или подсолнечное масло).

Все цветные карандаши условно подразделяются на школьные (качественные, недорогие и дешевые) и художественные. Последние отличаются самым высоким качеством и хорошими красящими свойствами. Но, в любом случае, независимо от ценовой категории, стержни и простых, и цветных карандашей должны проходить несколько этапов проверки качества, если, конечно, компания-производитель заботится о своей репутации.

Одновременно с производством стержней изготавливаются корпуса для карандашей. Карандашный корпус производится из различных пород деревьев, что определяет качество готового продукта. Так, например, древесина ольхи и тополя считается низкокачественной. Для того чтобы добиться удовлетворительного качества корпуса, этот материал требует дорогостоящей обработки, которую не могут позволить себе мелкие производители, выбирающие такую древесину. Древесина липы считается удовлетворительной по качеству. Она используется чаще всего для производства недорогих школьных карандашей. Древесина сосны, джелутонга и кедра (сибирского и калифорнийского) считается высококачественной, дорогой и используется для производства специальных художественных карандашей.

Процесс изготовления деревянного корпуса для карандаша состоит из нескольких операций. Прежде всего, потребуются готовые бруски древесины. Они торцуются по длине будущих карандашей с припусками на механическую обработку и усушку. Деревянные заготовки распиливаются на отдельные дощечки на многопильном станке и пропитываются парафином в автоклавах для улучшения механических свойств готового изделия. Толщина каждой дощечки составляет половину толщины готового изделия. При паровой обработке из дощечек удаляются смолы, а древесина приобретает светло-коричневый цвет с розовым оттенком.

После чего дощечки просушиваются в «колодцах», куда они складываются при помощи станка. Используемый способ укладки позволяет увеличить площадь дощечки, которая соприкасается с горячим паром. С одной стороны, это оптимизирует процесс производства, а с другой – позволяет максимально удалить влагу из сырья. «Колодцы» переставляются в сушильные комнаты, где они находятся на протяжении 72 часов. Затем дощечки вынимаются и сортируются. Во время сортировки удаляется брак (расколовшиеся заготовки, неправильно распиленные дощечки и т. д.). Пропитанные различными составами и высушенные дощечки сортируются и калибруются по размерам.

На каждой дощечке делаются канавки или желобки для грифеля, а затем на нее ровным слоем наносится клей ПВА. После чего выполняется сборка карандаша: в одну из двух дощечек вкладывается грифель, а затем он накрывается второй дощечкой. При этом сам стержень не приклеивается к доске, а удерживается за счет натяга «оболочки».

Так как диаметр стержня немного больше диаметра канавки, то большое значение имеет правильное сжатие дощечки в специальном устройстве – струбцине, где осуществляется склейка карандашей. Согласно технологии производства, для карандашей определенного размера и типа используется свой показатель давления для запрессовки. Отклонение от рекомендуемых показателей приводит к большому количеству брака: карандаши просто ломаются под прессом.

Получившиеся блоки поступают на фрезерно-пропускную линию, где они разделяются на карандаши при помощи ножей. Вид ножа определяет форму будущего карандаша – граненую, овальную или круглую. Затем почти готовые карандаши отправляются на сортировку по конвейерному транспортеру. Сортировщики проверяют каждый карандаш, выявляя и изымая бракованную продукцию.

Полученные в результате опрессовки заготовки распиливаются по длине карандаша, выравниваются, шлифуются, грунтуются и покрываются краской и лаком. Поверхность карандаша вскрывается краской и лаком методом протяжки (экструзии), а его торцы – окунанием. В первом случае карандаш пропускается через грунтовочный аппарат. Сначала он движется в одну сторону при одновременном нанесении лака или краски, а потом на другом конце конвейера переворачивается и возвращается обратно. Это помогает создать ровное и равномерное покрытие.

Карандаши темных цветов покрываются краской минимум в пять слоев, а лаком – в четыре. В светлые цвета карандаш окрашивается минимум в семь слоев краски и четыре лака. Но в идеале, чтобы поверхность карандаша была ровной, без подтеков и «заусениц», общее количество слоев лака должно быть не менее семи-восьми (чем больше слоев, тем дороже готовое изделие). Максимальное количество слоев – 18.

Для окрашивания торцов карандашей применяется так называемая окунальная машина. С ее помощью рама с карандашами аккуратно опускается в бак с краской. Но в некоторых случаях краска и лак не требуются. Например, карандаши с корпусом из кедра поступают в продажу без дополнительной обработки древесины. Считается, что сама фактура дерева достаточно красива и не требует покраски и лакировки. Обозначение твердости грифеля наносится на карандаш путем ударного горячего тиснения с использованием цветной фольгированной ленты.

Карандаши поступают в продажу в двух видах – заточенными и незаточенными. Продукция первого вида упаковывается в коробки исключительно вручную, а второго – вручную и с помощью специального автоматического и полуавтоматического оборудования. На полуавтоматической машине можно упаковывать около 15 тысяч карандашей за смену, на автомате – более чем в десять раз больше. Автоматы фасуют коробки по шесть или двенадцать карандашей в каждой. Производительность оборудования для упаковки карандашей составляет, в среднем, 350-550 упаковок в час.

Итак, на качество и, следовательно, стоимость готового продукта влияет точное соблюдение технологического процесса при производстве грифеля и корпуса и при осуществлении сборки. Стержень карандаша должен располагаться строго по центру корпуса. Если центровка грифеля нарушена, то при заточке он будет срезаться неравномерно и рисовать таким карандашом будет невозможно.

Для заточки карандаша также важен тип используемой древесины. Материал плохого качества крошится, а древесина липы, сосны или кедра дает ровную аккуратную стружку при заточке изделия. Большое значение имеет качественная двойная проклейка грифеля. Она защищает стержень от деформации внутри корпуса. Такому карандашу не страшно падение даже с большой высоты. «Правило восьми слоев» обеспечивает не только эстетический внешний вид изделия из ольхи, липы или тополя, но и защищает от заноз. И, безусловно, особое значение имеет безопасность используемых на производстве материала – от древесины до краски и лака. В частности, для производства карандашей используется только безопасный лак на водной основе.

Общая стоимость необходимого оборудования для производства простых и цветных карандашей начинается с 2,5 млн. руб. Во столько обойдется самая дешевая подержанная линия (скорее всего, в неполной комплектации). Прибавьте к этому затраты на аренду производственных помещений (минимум 50 кв. метров для маленького производства), оплату коммунальных расходов, заработную плату работникам.

Для работы на производстве карандашей понадобятся следующие специалисты: калибровщик дощечек, заточник карандашей, стержней и палочек, комплектовщик карандашей и стержней, красильщик карандашей, машинист печатной машины, оператор автоматической линии изготовления белого карандаша, обжигальщик графитовых стержней, оператор автоматов сборки карандашей, оператор вальцовочной линии, оператор дисперсионных смесителей по приготовлению стержневой массы, отделочник карандашей на автомате, прессовщик карандашных блоков, прессовщик стержней, пропитчик карандашных дощечек, пропитчик стержней, размольщик карандашной массы, раскатчик стержней, резчик нитей стержней, смесительщик, сортировщик в производстве карандашей, сушильщик стержней, шихтовщик, шлифовщик стержней, штемпелевщик карандашей. Конечно, точное количество и виды специалистов, которые потребуются для работы на фабрике, зависят от размеров производства, ассортимента, используемых технологий и бюджета.

Готовая продукция реализуется, как правило, через оптовые компании. Выпускаемые партии карандашей слишком большие, поэтому работать с розничными сетями напрямую производителям нецелесообразно.

Точные сроки окупаемости бизнеса по производству карандашей назвать сложно. В первую очередь, они зависят от объема производства и первоначального стартового капитала. Кроме того, в течение первого времени вся прибыль, скорее всего, будет вкладываться в продвижение своей продукции на рынке, так как конкуренция среди производителей простых и цветных карандашей очень высока (особенно среди западных производителей, с которыми отечественные фабрики пока не могут конкурировать по качеству производимой ими продукции). Минимальный срок окупаемости по некоторым данным составляет от 2-3 лет (для мелкого предприятия).

Лилия Сысоева
- портал бизнес-планов и руководств

В далеком 1912 году по указу царского правительства в Томске была создана фабрика, где пилили кедровую дощечку для карандашей, производимых на территории всей страны.

На сегодняшний день «Сибирская карандашная фабрика» – единственный на территории бывшего Советского Союза производитель карандашей и карандашной дощечки из сибирского кедра, древесина которого применяется для производства карандашей высшей ценовой категории.

Как же производят карандаши, знакомые нам с самого детства?

Производство карандашей начинается с лесной биржи, где складируется заготовленный кедр. Сейчас здесь находится больше трех тысяч кубов дерева. Областные власти очень помогли фабрике в обеспечении материалом и в этом году здесь планируют произвести около 85 миллионов карандашей.

Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки, – говорит Анатолий Лунин, директор фабрики. – В подавляющем большинстве это санитарная рубка перестоявшегося кедра, который уже не дает орех. Кедр растет до 500 лет, но шишки на нем появляются где-то до 250-летнего возраста, после чего он начинает умирать, его поражают различные насекомые. Если срубить его в этот период, быстрее вырастет новый кедр.

До момента распила бревна проходят обязательную подготовку: каждое бревно нужно вымыть, чтобы приставшие куски земли или глины с камнями случайно не повредили пилы. Для этого дерево с лесной биржи помещают и выдерживают в специальном бассейне с теплой водой. Летом его здесь держат недолго, до двадцати минут, но в зимний период бревно находится в бассейне до тех пор, пока не оттает – на это может уходить до трех часов. А через 369 часов или 16,5 суток и 26 различных технологических операций из бревна получатся готовые карандаши.

На лесопилке из бревна делают вот такой брус:

Производство деревянного карандаша чрезвычайно требовательно к качеству материала, в дело идет только чистая прямая древесина. И если для столярных изделий наличие таких дефектов, как, например, сучки, не катастрофично, то карандаш из такого дерева уже не сделать. Поэтому сказать заранее, сколько карандашей получится из одного бруса, очень сложно.

Чтобы уменьшить количество отходов, на предприятии ищут разные способы увеличения глубины переработки древесины. Один из таких способов – расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, из дощечки, которая не годится для производства карандаша, планируют наладить выпуск деревянных пазлов-раскрасок для детей и средств от моли. Что-то идет на производство коротких карандашей, как для магазинов «IKEA», а часть, на производство вот таких деревянных шампуров:

Полученный из бревна брус распиливают на короткие отрезки, каждый из которых затем распускают на десять дощечек. Чтобы все дощечки были одинаковыми, их нужно откалибровать. Для этого их прогоняют через специальный станок. На выходе из него дощечки имеют одинаковый размер и строго перпендикулярные грани.

Затем откалиброванные дощечки помещают в автоклав. По своему внешнему виду он напоминает бочку, к которой подведено множество труб разного диаметра. При помощи этих труб в камере можно создавать вакуум, нагнетать давление и подавать внутрь всевозможные растворы.

В результате этих процессов из дощечки удаляются содержащиеся в ней смолы, и древесина импрегнируется (пропитывается) парафином. На сегодняшний день это не самый простой, но один из самых эффективных способов улучшить важные свойства материала и защитить дерево от вредного воздействия окружающей среды.

«Облагороженные» после обработки в автоклаве карандашные дощечки остается как следует просушить, а затем – отправить непосредственно на карандашное производство. На этом процесс изготовления дощечки можно считать завершенным. Так выглядят дощечки после обработки в автоклаве

Основной принцип и технология производства с тех пор как в Томске начали делать карандаши, не меняется, – говорит Анатолий Лунин. – Все процессы на нашей фабрике хорошо отлажены. Модернизация оборудования выражается в замене некоторых узлов, или переходе на более экономичные моторы, использование новых фрез. Приходят какие-то новые материалы, мы что-то меняем в приемке и оценке, но сама технология остается неизменной.

Готовая дощечка поступает в цех белого карандаша, где для начала в ней на станке нарезают канавки, куда затем будут уложены стержни (слово «белый» в данном случае означает то, что карандаш на данном этапе еще не окрашен). Дощечки подаются с одной стороны станка, по дороге их поверхность шлифуется для склейки, особой фрезой в ней выпиливаются углубления. На ближнем краю станка дощечки автоматически укладываются в стопку. Толщина отшлифованной дощечки с нарезанными канавками составляет 5 мм, что равно половине толщины будущего карандаша.

На следующем этапе дощечки склеивают попарно между собой, чтобы получился один карандашный блок.

Станок плавно подает первую дощечку и укладывает стержни в ее канавки. Вслед за этим из другого устройства «выезжает» вторая дощечка, уже смазанная водорастворимым клеем, и аккуратно ложится на первую. Получившиеся карандашные блоки зажимают в пневматическом прессе и стягивают струбцинами.

Если дощечку на фабрике изготавливают самостоятельно, то стержень, в основном, закупают в Китае. Там его начали производить по «сухой» технологии, которая не требует обжига в печи при высокой температуре.

Вследствие этого, себестоимость стержня оказалась настолько низкой, что львиная доля производителей карандаша перешла именно на такой стержень.

Чтобы грифель карандаша не ломался внутри корпуса, на фабрике применяют технологию дополнительного проклеивания стержня специальной клеевой системой. После этой операции склеенные блоки выдерживают в специальной сушильной камере несколько часов.

В камере довольно жарко. Горячий воздух нагнетается вентилятором, поддерживая температуру порядка 35-40 градусов. Древесине нужно хорошо просохнуть, чтобы в дальнейшем карандаш за один проход стал гладким и получил нужную геометрию. Карандаш с «простым» грифелем сохнет здесь не менее двух часов, а цветной – не менее четырех. Из-за того, что цветной содержит больше жировых веществ, ему требуется больше времени, чтобы просохнуть.

По прошествии этого времени блоки разбирают, укладывают в тележки с указанием всех дальнейших параметров и отправляют на следующий станок, который разделит их на отдельные карандаши.

Своей формой станок похож на тот, который делает канавки в дощечках, но у него есть и свои особенности. Заготовки помещают в загрузочный бункер.

Они проходят по транспортным узлам, торцуются, отпиливаются и на выходе получается привычный деревянный карандаш, только еще не окрашенный.

Двойная фреза, которая разделяет блоки, задает и форму будущего карандаша, причем делается это все за один проход. Именно от типа профиля режущей фрезы зависит то, каким будет карандаш – шестигранным или круглым.

Совсем недавно на фабрике освоили производство трехгранного карандаша. Оказалось, что спрос на такую форму растет. Покупателей привлекает эргономичность и естественность расположения пальцев на гранях, что, безусловно, облегчает обучение письму детей.

Рядом со станком стоит рабочий стол сортировщицы. Ее задача – перебрать сделанные карандаши, отобрать «годные» и отделить дефектные. К дефектам относятся сколы стержня на торце, шероховатости, ожоги древесины и тому подобное. Над столом висит памятка с нормами по браку. В каждый стоящий на столе лоток помещается 1440 карандашей.

Отсортированные карандаши на специальном лифте поднимаются на следующий этаж, где их будут красить.

Краску закупают в сухом виде и разводят до нужной густоты в лаборатории красок. Сама покраска происходит достаточно быстро.

Устройство непрерывно выталкивает окрашенные карандаши на конвейер. Длина и скорость движения транспортерной ленты рассчитаны таким образом, чтобы карандаш высыхал, пока движется на ней.

Доезжая до противоположного конца конвейера, карандаши попадают в один из трех приемников, откуда они отправляются обратно на следующее покрытие.

В среднем каждый карандаш покрывается тремя слоями краски и двумя слоями лака – здесь все зависит от желания заказчика. Покрасить карандаш можно тоже практически в любой цвет. Фабрика выпускает наборы из шести, двенадцати, восемнадцати и двадцати четырех цветов. Некоторые карандаши покрывают только лаком.

После покраски, карандаши отправляют в цех финишной отделки. В этом месте они приобретают тот окончательный вид, в котором дойдут до потребителя. На карандаши наносят штамп, надевают ластик и затачивают.

Способов нанесения штампов довольно много, но на «Сибирской карандашной фабрике» это делают с помощью фольги разных цветов. Такой метод называется термостатированием. Рабочая часть станка нагревается, и штамп через фольгу переносится на карандаш – так он не будет облезать и марать руки. Сам штамп может быть любым, его специально заказывают у гравировщика. В зависимости от сложности, на его изготовление уходит около пяти дней.

На часть карандашей, если это необходимо, надевают ластик.

Последняя операция – это заточка. Затачиваются карандаши на шлифовальной шкурке, надетой на барабан и движущейся с большой скоростью. Это происходит очень быстро, буквально за считанные секунды.

В далеком 1912 году по указу царского правительства в Томске была создана фабрика, где пилили кедровую дощечку для карандашей, производимых на территории всей страны.

И сегодня «Сибирская карандашная фабрика» – единственный на территории бывшего Советского Союза производитель карандашей и карандашной дощечки из сибирского кедра, древесина которого применяется для производства карандашей высшей ценовой категории. Осенью прошлого года продукция «Сибирской карандашной фабрики», пройдя экспертизу комиссии, стала лауреатом конкурса «Лучшие товары и услуги Томской области», а затем и дипломантом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

Как же производят карандаши, получившие столь массовое и заслуженное признание?

ПОДГОТОВКА

Производство карандашей начинается с лесной биржи, где складируется заготовленный кедр. Сейчас здесь находится больше трех тысяч кубов дерева. В прошлом году областные власти очень помогли фабрике в обеспечении материалом и в этом году здесь планируют произвести около 85 миллионов карандашей.

– Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки, – говорит Анатолий Лунин, директор фабрики. – В подавляющем большинстве это санитарная рубка перестоявшегося кедра, который уже не дает орех. Кедр растет до 500 лет, но шишки на нем появляются где-то до 250-летнего возраста, после чего он начинает умирать, его поражают различные насекомые. Если срубить его в этот период, быстрее вырастет новый кедр.

До момента распила бревна проходят обязательную подготовку: каждое бревно нужно вымыть, чтобы пристывшие куски земли или глины с камнями случайно не повредили пилы. Для этого дерево с лесной биржи помещают и выдерживают в специальном бассейне с теплой водой. Летом его здесь держат недолго, до двадцати минут, но в зимний период бревно находится в бассейне до тех пор, пока не оттает – на это может уходить до трех часов. А через 369 часов или 16,5 суток и 26 различных технологических операций из бревна получатся готовые карандаши.

На лесопилке из бревна делают вот такой брус:

Производство деревянного карандаша чрезвычайно требовательно к качеству материала, в дело идет только чистая прямая древесина. И если для столярных изделий наличие таких дефектов, как, например, сучки, не катастрофично, то карандаш из такого дерева уже не сделать. Поэтому сказать заранее, сколько карандашей получится из одного бруса, очень сложно.

Чтобы уменьшить количество отходов, на предприятии ищут разные способы увеличения глубины переработки древесины. Один из таких способов – расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, из дощечки, которая не годится для производства карандаша, к лету планируют наладить выпуск деревянных пазлов-раскрасок для детей и средств от моли. Что-то идет на производство коротких карандашей, как для магазинов «IKEA», а часть, на производство вот таких деревянных шампуров:

Полученный из бревна брус распиливают на короткие отрезки, каждый из которых затем распускают на десять дощечек. Чтобы все дощечки были одинаковыми, их нужно откалибровать. Для этого их прогоняют через специальный станок. На выходе из него дощечки имеют одинаковый размер и строго перпендикулярные грани.
Затем откалиброванные дощечки помещают в автоклав. По своему внешнему виду он напоминает бочку, к которой подведено множество труб разного диаметра. При помощи этих труб в камере можно создавать вакуум, нагнетать давление и подавать внутрь всевозможные растворы. В результате этих процессов из дощечки удаляются содержащиеся в ней смолы, и древесина импрегнируется (пропитывается) парафином. На сегодняшний день это не самый простой, но один из самых эффективных способов улучшить важные свойства материала и защитить дерево от вредного воздействия окружающей среды.


«Облагороженные» после обработки в автоклаве карандашные дощечки остается как следует просушить, а затем – отправить непоредственно на карандашное производство. На этом процесс изготовления дощечки можно считать завершенным.

Так выглядят дощечки после обработки в автоклаве

– Основной принцип и технология производства с тех пор как в Томске начали делать карандаши, не меняется, – говорит Анатолий Лунин. – Все процессы на нашей фабрике хорошо отлажены. Модернизация оборудования выражается в замене некоторых узлов, или переходе на более экономичные моторы, использование новых фрез. Приходят какие-то новые материалы, мы что-то меняем в приемке и оценке, но сама технология остается неизменной.

ПРОИЗВОДСТВО

Готовая дощечка поступает в цех белого карандаша, где для начала в ней на станке нарезают канавки, куда затем будут уложены стержни (слово «белый» в данном случае означает то, что карандаш на данном этапе еще не окрашен). Дощечки подаются с одной стороны станка, по дороге их поверхность шлифуется для склейки, особой фрезой в ней выпиливаются углубления. На ближнем краю станка дощечки автоматически укладываются в стопку. Толщина отшлифованной дощечки с нарезанными канавками составляет 5 мм, что равно половине толщины будущего карандаша.


На следующем этапе дощечки склеивают попарно между собой, чтобы получился один карандашный блок. Станок плавно подает первую дощечку и укладывает стержни в ее канавки. Вслед за этим из другого устройства «выезжает» вторая дощечка, уже смазанная водорастворимым клеем, и аккуратно ложится на первую. Получившиеся карандашные блоки зажимают в пневматическом прессе и стягивают струбцинами.




Если дощечку на фабрике изготавливают самостоятельно, то стержень, в основном, закупают в Китае. Там его начали производить по «сухой» технологии, которая не требует обжига в печи при высокой температуре. Вследствие этого, себестоимость стержня оказалась настолько низкой, что львиная доля производителей карандаша перешла именно на такой стержень.

Чтобы грифель карандаша не ломался внутри корпуса, на фабрике применяют технологию дополнительного проклеивания стержня специальной клеевой системой. После этой операции склеенные блоки выдерживают в специальной сушильной камере несколько часов.

В камере довольно жарко. Горячий воздух нагнетается вентилятором, поддерживая температуру порядка 35-40 градусов. Древесине нужно хорошо просохнуть, чтобы в дальнейшем карандаш за один проход стал гладким и получил нужную геометрию. Карандаш с «простым» грифелем сохнет здесь не менее двух часов, а цветной – не менее четырех. Из-за того, что цветной содержит больше жировых веществ, ему требуется больше времени, чтобы просохнуть.



По прошествии этого времени блоки разбирают, укладывают в тележки с указанием всех дальнейших параметров и отправляют на следующий станок, который разделит их на отдельные карандаши.
Своей формой станок похож на тот, который делает канавки в дощечках, но у него есть и свои особенности. Заготовки помещают в загрузочный бункер. Они проходят по транспортным узлам, торцуются, пилятся и на выходе получается привычный деревянный карандаш, только еще не окрашенный.



Двойная фреза, которая разделяет блоки, задает и форму будущего карандаша, причем делается это все за один проход. Именно от типа профиля режущей фрезы зависит то, каким будет карандаш – шестигранным или круглым.

Совсем недавно на фабрике освоили производство трехгранного карандаша. Оказалось, что спрос на такую форму растет. Покупателей привлекает эргономичность и естественность расположения пальцев на гранях, что, безусловно, облегчает обучение письму детей.

Рядом со станком стоит рабочий стол сортировщицы. Ее задача – перебрать сделанные карандаши, отобрать «годные» и отделить дефектные. К дефектам относятся сколы стержня на торце, шероховатости, ожоги древесины и тому подобное. Над столом висит памятка с нормами по браку. В каждый стоящий на столе лоток помещается 1440 карандашей.


Отсортированные карандаши на специальном лифте поднимаются на следующий этаж, где их будут красить.


ПОКРАСКА И УПАКОВКА

Краску закупают в сухом виде и разводят до нужной густоты в лаборатории красок. Сама покраска происходит достаточно быстро. Устройство непрерывно выталкивает окрашенные карандаши на конвейер. Длина и скорость движения транспортерной ленты рассчитаны таким образом, чтобы карандаш высыхал, пока движется на ней. Доезжая до противоположного конца конвейера, карандаши попадают в один из трех приемников, откуда они отправляются обратно на следующее покрытие.





В среднем каждый карандаш покрывается тремя слоями краски и двумя слоями лака – здесь все зависит от желания заказчика. Покрасить карандаш можно тоже практически в любой цвет. Фабрика выпускает наборы из шести, двенадцати, восемнадцати и двадцати четырех цветов. Некоторые карандаши покрывают только лаком.

После покраски, карандаши отправляют в цех финишной отделки. В этом месте они приобретают тот окончательный вид, в котором дойдут до потребителя. На карандаши наносят штамп, надевают ластик и затачивают.

Способов нанесения штампов довольно много, но на «Сибирской карандашной фабрике» это делают с помощью фольги разных цветов. Такой метод называется термостатированием. Рабочая часть станка нагревается, и штамп через фольгу переносится на карандаш – так он не будет облезать и марать руки. Сам штамп может быть любым, его специально заказывают у гравировщика. В зависимости от сложности, на его изготовление уходит около пяти дней.

На часть карандашей, если это необходимо, надевают ластик.

Последняя операция – это заточка. Затачиваются карандаши на шлифовальной шкурке, надетой на барабан и движущейся с большой скоростью. Это происходит очень быстро, буквально за считанные секунды.



Кроме заточки станок можно настроить на выполнение вальцовки – обработки обратной торцевой части карандаша под небольшим наклоном. Теперь карандаши готовы к упаковке, их отправляют в следующее помещение. Там карандаши собирают в набор, складывают в коробоку и направляют потребителю.

Упаковку под нужное количество карандашей печатают в Новосибирске. Она поступает в плоском виде, поэтому сначала ей придают объем. Потом через комплектовочные станки необходимое количество карандашей раскладывают в заданной цветовой гамме. Специальный станок позволяет собирать набор из двенадцати цветов. В конце карандаши раскладывают по коробочкам.





На вопрос, не планирует ли фабрика, по примеру китайских предприятий, перейти на производство карандаша из более дешевых пород дерева или пластмассы Анатолий Лунин признается:

– Я подумывал попробовать сделать экономичный карандаш из низкосортной осины, но это другая технология, и пускай уж китайцы этим занимаются. Меня больше интересует тема увеличения полезного выхода за счет повышения качества переработки древесины. А с точки зрения экологии, производить что-либо лучше из возобновляемого сырья. Пластмассовый карандаш никогда не сгниет, а деревянный за несколько лет полностью разложится.

Остается только пожелать, чтобы в век глобальной компьютеризации нашлось место простому деревянному карандашу.

Карандаш — настолько распространенная вещь, что кажется ничем не примечательным и простым инструментом для рисования. Однако, чтобы его изготовить используется достаточно сложная технология производства. Об этом малоизвестном процессе мне и хочется рассказать.

Этапы производства карандашей можно поделить на две части: изготовление грифеля и изготовление деревянной оболочки, в которую он вставляется.

Грифель карандаша производится из смеси порошков графита и специальной глины. Сам же графитовый порошок изготавливается из грифельного сланца. Смесь графита и глины тщательно перемешивается с водой, потом высушивается, затем снова перетирается в порошок, а в конце вновь добавляется небольшое количество воды до образования густой пасты. От соотношения графита и глины в этой пасте будет зависеть твердость карандаша. Чем больше глины — тем тверже будет карандаш. Но степень твердости еще будет зависеть от другого процесса, который я опишу ниже.

Затем, эта паста поступает на специальное оборудование, похожее на экструдер. Графитовая паста продавливается через формообразующие отверстия штампа и на выходе можно увидеть всем знакомый стержень карандаша. Однако, до готового стержня ему еще далеко.

Получившуюся заготовку грифеля просушивают. Затем обжигают при высоких температурах в специальной печи. Во время обжига графит и глина соединяются, а стержень твердеет. Как я писал выше, от этого процесса в значительной степени будет зависеть твердость карандаша. Чем выше температура обжига — тем тверже будет карандаш. Чем меньше глины в составе грифеля и чем меньше температура обжига — тем карандаш будет мягче. Как известно, на карандашах указывется твердость либо английскими буквами, либо русскими. Английская «H» означает «твердый», а английская «B» означает «мягкий». Соответственно русская буква «Т» означает твердый, а русская буква «М» — «мягкий». Существует еще разная степень твердости карандаша. Например, 2B или 2М — это двойная мягкость, а 2H или 2Т — двойная твердость. Всего различают около 17 степеней твердости карандаша: от 8М до 8Т.

После обжига графитовые стержни укладываются в специальные деревянные заготовки будущих карандашей. Эти заготовки представляют собой деревянные пластины, толщиной в половину карандаша. Они изготавливаются, как правило, из кедра или липы. Эта древесина мягкая и обладает волокнами, хорошо подходящими для изготовления карандашей. Из каждой такой дощечки-заготовки получается либо 6, либо 8 карандашей, в зависимости от стандарта производства. Соответственно, в этих дощечках пропиливаются 6 — 8 канавок, для графитовых стержней карандаша.

Далее в пропиленные канавки укладываются стержни. Затем, деревянная пластина со стержнями накрывается точно такой же пластиной сверху. Графитовые стержни оказывается между двумя деревянными пластинами. Стержни надежно закрепляются в деревянной оболочке двумя способами: либо посредством клея, либо за счет сдавливания деревянных половин будущего карандаша. Сами половины в обоих случаях соединяются посредством клея и пресса.

На следующем этапе производства эти заготовки поступают на специальный станок, фрезы которого имеют зубья в виде половин шестигранника, либо половин круга. Такими фрезами распиливается деревянная заготовка со стержнями, и одновременно придается шестигранная или круглая форма получившимся карандашам.

Ну вот, теперь карандаш почти готов! Но его еще не покрасили. Покраску делают специальными эмалями. А когда карандаш уже окрашен, на нем делается маркировка с указанием производителя, степени мягкости карандаша и т. п. Такое тиснение производится посредством краски или фольги.

Вот такой он — непростой процесс изготовления, казалось бы, простого карандаша.

Карандаш в жизни человека – это вещь поистине незаменимая. Знакомство с ним происходит еще в самом раннем возрасте.

Сопровождает карандаш человека в школьные и университетские годы. Он всегда есть в офисе и дома. Кроме того, эта письменная принадлежность необходима и при разгадывании кроссвордов.

Некоторые отходы фанерного производства – карандаши. Это остатки чурака, которые получаются после лущения. Несмотря на одинаковое название, отношения к канцелярским принадлежностям такие карандаши не имеют.

Стартовый капитал

Для организации среднего по мощности производства понадобится приобрести комплект необходимого оборудования. Стоимость такового начинается с 2 млн. руб. Причем это цена подержанной линии. Кроме того, понадобится заплатить за аренду помещения, где будут размещены машины.

Маленький цех должен находиться на площади не менее пятидесяти квадратных метров. Понадобятся деньги на закупку необходимого сырья, выплату работникам заработной платы, а также возмещение коммунальных расходов. Конкретный срок окупаемости такого проекта назвать сложно.

Данный период находится в прямой зависимости от количества выпускаемой продукции, а также от начальных вложений. Помимо этого, в начальный период получаемая прибыль обязательно вкладывается в увеличение объемов продаж. Однако многими специалистами называется минимальный срок окупаемости небольших предприятий, равный двум-трем годам.

Технология

Для производства карандашей деревянную заготовку следует тщательно отшлифовать. После этого корпус полуфабриката грунтуется четыре раза. Данный этап технологического процесса позволяет обеспечить прочность дерева перед последующей окраской.

Экономить на любом этапе технологического процесса не рекомендуется. Это хоть и скажется на снижении себестоимости продукции, но приведет к ухудшению ее качества. Немаловажным фактором для успешного бизнеса является и экологичность выпускаемых карандашей, которая зависит от состава лака, наносимого на корпус изделия.

Ведь дети, да и порой взрослые, любят грызть принадлежности для письма. Именно поэтому применяемый лак должен быть на водной основе и не включать в свой состав химических растворителей, вредных для здоровья.

Необходимые материалы

Для того чтобы изготовить простые карандаши, понадобится грифель из глины и графита, а также древесина. Для покупателей, не обращающих внимание на качество, выпускаются дешевые товары из ольхи. Такая древесина, помимо своего невзрачного внешнего вида, недостаточно крепко удерживает внутри грифель.

Более дорогую продукцию производят из сосны, а также кедра и джелутонга – тропического дерева. Их производственные характеристики достаточно высоки. Однако наилучшей древесиной для карандашей является калифорнийский кедр. Канцелярские принадлежности из этого материала считаются престижными и имеют высокую стоимость.

Техническое оснащение производства

Оборудование для производства карандашей отличается разноплановостью. Для процесса, во время которого осуществляется очистка глины, потребуются специальные мельницы. Необходимы будут и дробилки. Разведенную в воде глину заливают жидким стеклом.

При этом она освобождается от ненужных примесей, в число которых входит песок. После этого, согласно технологии, в глину добавляется связующее вещество из крахмала и графит. Полученная стержневая масса должна обладать определенной влажностью и температурой. При несоблюдении данного условия сырье подвергается порче.

Оборудование для производства карандашей включает в свой состав и винтовой пресс. На него отправляется тщательно перемешанное «тесто» из глины и графита. В винтовом прессе поступающая масса подвергается формовке. Это происходит при помощи вальцов, имеющих три различных зазора.

После прохождения данного этапа масса измельчается и становится однородной, без пузырьков воздуха с излишней влагой. Толщина полученного пласта постепенно уменьшается с 1 до 0,25 мм. Это происходит после повторной обработки массы.

Оборудование для производства карандашей включает в свой состав фильеру с отверстиями. Через нее пропускается масса из графита и глины, принимая вид «лапши». Полученные заготовки проходят через специальные цилиндры, из которых прессом выдавливается необходимого диаметра и длины стержень.

В оборудование для производства карандашей обязательно должны входить сушильные шкафы с непрерывным процессом вращения в течение 15-16 часов. В этих аппаратах стержни должны хорошенько просушиться, достигнув влажности 0,5%. На следующем этапе происходит прокаливание материала. Его осуществляют в специальных тиглях.

Технология производства стержней для цветных карандашей имеет некоторые отличия. В их рецептуру, помимо глины входят наполнители, красители, жирующие и связующие компоненты. Такие стержни не подвергаются тепловой обработке. Это важно для сохранения цветовых пигментов.

Параллельно со стержнями изготавливаются корпуса изделий. При этом применяется станок для производства карандашей. С его помощью будущие изделия торцуются по необходимой длине, с учетом дальнейшей механической обработки и усушки. На многопильном станке заготовки из дерева распиливаются на дощечки. После этого они в специальных автоклавах пропитываются парафином.

Это позволяет улучшить механические характеристики готового карандаша. При помощи специального станка заготовленные дощечки, толщина которых равна половине толщины будущего изделия, складываются в «колодцы», где происходит процесс сушки. На заготовках делаются желобки из грифеля. После этого дощечки покрываются слоем клея ПВА.

Следующим этапом технологического процесса является сборка изделия. Грифель вкладывается в канавку одной заготовки и накрывается другой. Дощечки сжимают в специальном устройстве, которое называется струбцина. После этого полученные блоки проходят через фрезерно-пропускную линию, где при помощи ножей происходит процесс их разделения на карандаши. На следующем этапе технологического процесса заготовки подвергаются выравниванию, шлифовке, грунтовке и покрытию лаком и краской.

Сувенирная продукция

В настоящее время большой популярностью пользуются карандаши с логотипом. Производство таких изделий осуществляется для офисов и для промоакций.

Карандаш, обладающий фирменной символикой - это великолепный сувенир или корпоративный подарок. Изображение на исходное изделие при этом может быть нанесено одним из двух методов - горячим тиснением или тампонной печатью.