Русская культура. Русская культура в XIV-XVI веках Достижение русской культуры в 14 16 веках таблица

Вариант 1

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества - удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV- XVI вв. отразились настроения эпохи - времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» - слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод - важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV-XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. - казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-царя. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра - книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
В конце XV-XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564-1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», - внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г. - Авт.) пали, третий стоит, четвертому же - не бывать» (Филофей).

Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга - «Апостол».

В зодчестве XIV-XVI вв. тенденции исторического развития Руси-России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII-XIV вв. возобновляется каменное строительство - в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов - легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV- начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров - Грановитой палатой (1487-1489) - псковские мастера строят Благовещенский собор (1484-1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505-1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555- 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой - шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV-XV столетия - это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Вариант 2

Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.

К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы. Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на «Куликовском поле», героизм русских воинов. В «Задонщине» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о победе над монголо-татарами. Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки «Хождение за три моря», где повествует об обычаях и красотах этого края. Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России «Апостол», а позже «Букварь». В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный «Троицой». Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность. Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело. Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.

Вариант 3

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, использования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества. Наиболее распространенным было обучение при монастырях. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские "мастера грамоты" встречались крайне редко. Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики. В качестве "учебных пособий" использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. Важнейшим явлением культуры 16в. стало начало книгопечатания. В 1564г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым был напечатан "Апостол" - первая русская печатная книга. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый букварь. Однако в 16в. Печатали в основном богослужебные книги. 16в. Дал яркие произведения общественной мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального строя - дворянства.

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели - укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

"Летописец начала царства" описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. "Степенная книга" содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV. Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства.

В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и других городах.

Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов. В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы "бытовизма". Широкое распространение получили иконы богородичного цикла "О тебе радуется", что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется круг тем живописи. Поскольку противостоять этой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также "бытийное письмо", т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. "Бытийным письмом" была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.). Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях , который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести : "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная ("житийная") литература также получила широкое распространение: "Житие Дмитрия Донского"; "Житие Стефана Пермского" Епифания премудрого, "Похвала Сергиевой добродетели", "Житие митрополита Петра" того же автора.

Возобновляется активное каменное строительство . При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу". Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

Большого развития достигло русское прикладное искусство . Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный - в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание . Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура . В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.

С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Литература

В XIV-XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков.

Живопись

Русская живопись в XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир - центральная тема русской живописи.

Великим художником был Феофан Грек , приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

Андре́й Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея).

Диони́сий - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Наиболее известные работы Дионисия - стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Также XIV-XV в стал периодом развития книжной миниатюры.

Книжное дело

Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание. В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров издал первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Архитектура

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен. Получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487-1496). Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554-1560 годах.

13. «Смутное время» в начале 17 века.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства».

Причины смуты : 1. прервался род Рюриковичей 2. начало XVII в. являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. опричнина, показавшая народу его бесправие перед произволом власти

После смерти Ивана IV Грозного (1584) престол унаследовал его сын Федор (1584-1598) - не способный для правления человек. Вся власть была в руках его шурина-Бориса Годунова.

Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного Дмитрия. После смерти Федора Земским собором был избран царем Борис Годунов. С его смертью прекратилась династия Рюриков на московском престоле.

В 1601 - в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий (Григорий Отрепьев) , выдававший себя за сына Ивана Грозного.

В 1605 Бояре предав Бориса (его смерть) присягнули Лжедмитрию, который начал царствовать.

В 1606 в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Василий Шуйский . Усиление крепостного гнета, нестабильность и произвол феодалов вызвали восстание крестьян, холопов.

1606 -первая крестьянская война. Основные причины: процесс закрепощения, нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву.

Летом 1607 г ., когда войско Ивана Болотникова осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II ). Лжедмитрий II добился некоторых успехов.

В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.

Царь Василий 17 июля 1610 г. был свергнут с престола. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Власть перешла в руки бояр, которые вскоре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу, в сентябре 1610 года поляки вступили в столицу.

Часть русских городов не поддержала поляков, страна раскололась на два лагеря. Период с 1610 по 1613 год вошел в историю как «семибоярщина» – по числу бояр, возглавивших «русскую» партию.

В стране поднимается мощное народное антипольское движение и в 1611 году образуется народное ополчение, осадившее Москву. Руководил ополчением рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Из-за противоречия в правительстве I ополчение распалось, но уже на следующий год сформировалось второе ополчение в Нижнем Новгороде. Его староста Кузьма Минин в сентябре 1611 г. призывал сограждан помочь Московскому государству. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский . В октябре ополченцы штурмом взяли Москву и поляки капитулировали.

В январе 1613 года был созван Земский собор, на котором произошло избрание нового царя. Во многом благодаря патриарху Филарету, на царство посадили Михаила Романова , которому в ту пору было 16 лет. Власть нового царя была существенно ограничена боярами и Земским собором, без благословения которых царь не мог принимать наиболее важных решений.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ :

Оценить значение Смутного времени для судьбы нашего государства очень тяжело. Непосредственные события этого периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны . Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель , которые предстояло возвращать с большими потерями: Смоленск, западная Украина, Кольский полуостров . На неопределенный период можно было забыть о выходе к морю, а значит и о торговле с западной Европой. Сильно ослабленное русское государство находилось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары. С другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов, воцарение новой династии Романовых (1613-1917) – сплотили общество, на качественно новую ступень поднялось самосознание русского народа.