Тематическая неделя «Животные холодных стран». Презентация «Животные холодных стран» презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Животные холодных стран развитие речи

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

1.Активизировать и актуализировать словарь по теме «Дикие животные холодных стран»».

2. Обогащать экспрессивную речь словами - антонимами.

3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что).

4.Учить придумывать рассказ о животных по вопросам.

4.Развивать связную речь, логическое мышление, фантазию, память и воображение.

Оборудование: игра «Что в круге?», мяч, картинки к игре «Волшебный экран, картинки с изображением диких животных холодных стран, карточки с изображением веселого и грустного человечка.

1. Игра «Здравствуй дружок».

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа).

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева).

Скорей становись со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем: «Привет!» (Руки поднять вверх).

И животным холодных стран

Скажем: «Привет!» (Руки поднять вверх).

2. Сначала поиграем в пальчиковую игру «Айболит».

По утрам у Айболита Удар кулачок о кулачок, хлопок в ладоши,

показать «очки».

До обеденной поры. Удар кулачок о кулачок, хлопок в ладоши.

Лечат зубы. Хлопки в ладоши.

Белые медведи, моржи, Поочередное загибание пальчиков.

Тюлени, северные олени

3. Ребята, для вас я приготовила ребус - «Животные».

(Дети составляют слово по первым буквам картинок: жук, игла, волк, облако, телефон, носки, ы, енот).

Отгадав его, узнаете, чем мы сегодня будем заниматься.

Поговорим с вами о диких животных холодных стран.

4. Игра «Что в круге?» (Дикие животные холодных стран).

А). Если круг - дикие животные холодных стран.

То точки - белый медведь, тюлень, морж, песец, северный олень,

полярный волк.

Где можно встретить диких животных холодных стран?

(В зоопарке, заказнике, цирке, на севере).

5. Поиграем в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).

Морж большой, а песец (маленький).

Белый медведь хищный, а олень (травоядный).

Тюлень черный, а детеныш (белый).

У песца хвост пушистый, а у оленя (гладкий).

Олень быстроногий, а тюлень неуклюжий.

На севере холодно, а на юге (тепло).

6.А сейчас дети поиграем в игру «Полином фантазии» (Белый медведь).

Ребята посмотрите на картинку.

1). Кто это? Белый медведь, житель севера.

2).Где находится? Сидит на льдине северного океана.

3).Что делает? Караулит тюленя около лунки.

4).Что говорит? «Как я проголодался и хочу есть».

5).А что сказали люди? «Тюлень тебя заметил и уплыл».

6). Чем закончилась история? Медведь решил тоже поплавать и

нырнул в океан.

7). Игра «Найди причину»

Белый медведь не замерзает на севере, потому что… (у него толстый слой жира и теплый мех).

У тюлений малыши рождаются белыми, потому что… (их не видно на снегу и белый медведь их не съест).

Белого медведя, песца, полярного волка называют хищными животными, потому что… (они питаются другими животными).

8. Ребята, поиграем в игру «Цепочка слов».

А). - Белый медведь какой?

(большой, огромный, сильный, мощный, дикий, хищный, белый).

А кто бывает белым? (белые волки, песцы, детеныш тюленя - бельки).

Детеныш тюленя какой? (белый, беспомощный, маленький, пушистый, беззащитный).

Б). М - медвежонок.

В - вместе

Е - с Екатериной

Д - Даниловной

9. А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Животные»

А). Белый медвежонок - топ - топ. Топают.

Тюлень - хлоп - хлоп. Хлопают.

Песец - шмыг - шмыг. Прыгают.

Олень - брык - брык. Ножкой как - будто «Брыкаются»

Б). Медведь белый шел, шел, шел. Идут по кругу друг за другом.

К океану он пришел.

Сделал полный поворот, Поворачиваются в другую сторону.

И назад пошел. Идут по кругу друг за другом.

10. Предлагаю поиграть в игру «Да - нетка», которая поможет, отгадать с кем мы сейчас поиграем.

Воспитатель загадывает один из объектов, лежащих на столе (картинки с изображением белого медведя, северных гусей, оленя, мха).

Дети задают вопросы воспитателю, он отвечает одним словом да или нет.

Дети: Это живое?

Воспитатель: Да.

Дети: Это мох?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это птица?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это животное?

Воспитатель: Да.

Дети: Это белый медведь?

Воспитатель: Да.

11.Игра «Волшебный экран» (Белый медведь).

Открываем 1 экран:

Кто это?

(Белый медведь).

Открываем 2 экран:

Белый медведь относится к кому?

(ко всем животным холодных стран).

Открываем 3 экран:

Белый медведь состоит из чего?

(из туловища, головы, четырех лап, хвост).

Открываем 4 экран:

Что было раньше с белым медведем?

(он был медвежонком).

Открываем 5 экран:

Белый медвежонок относится к кому?

(ко всем детенышам животных холодных стран).

Открываем 6 экран:

Медвежонок состоит из чего?

(из головы, туловища, четырех ног, хвостика).

Открываем 7 экран:

Что может быть с медведицей в будущем?

(она станет мамой).

Открываем 8 экран:

Медведица с медвежонком относится к кому?

(ко всем животным холодных стран с детенышами).

Открываем 9 экран:

Медведица с медвежонком состоит из чего?

(головы, туловища, четырех ног, хвостика).

13. Ребята, мы сегодня с вами говорили о животных холодных стран, играли в игры. Вы молодцы! А теперь, пожалуйста, покажите карточки человечков, которые скажут, понравилось вам игры или нет.

МБДОУ «Булгаковский детский сад «Теремок»

КОНСПЕКТ

непосредственно организованной образовательной деятельности по теме

«Животные северного полюса»

Выполнили: воспитатели

Панкова О.А.

САРАНСК 2016

Тема: «Животные северного полюса».

Интегрируемые области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие»Художественно-эстетическое развитие.

Цель: расширить представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи:

    уточнить с детьми названия животных, их внешних признаков;

    формировать элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания (живут в дикой природе, медведь накапливает жир);

    активизировать и расширить словарь признаков: медведь – белый, неуклюжий и т.д.

    прививать любовь к животным.

Материалы: «Животные Севера» - муляжи, схемы – загадки.

Предварительная работа : Чтение: Катаев В. «Цветик – Семицветик». Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, чтение стихов и разгадывание загадок.

Ход совместной деятельности :

Воспитатель :

Воспитатель: Пойдемте искать, аккуратно по льдинкам. А это первый сугроб, кто же там сидит? Здесь загадка.

Длинный мех бел, как снег.

Ест рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан, весит тыщу килограмм!

И в любую непогоду

Спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь) Белый медведь. Это самый крупный зверь на Северном полюсе. Тело его покрыто белой длинной шерстью. Толстый слой жира под кожей и густая длинная шерсть предохраняет медведя от холода. Белый цвет делает его незаметным на снегу и это позволяет ему незаметно подкрадываться к тюленям, моржам, на которых он охотится. Медведь хорошо плавает, может охотиться на рыбу, он хищник.

Воспитатель: Правильно, это белый медведь. Он приготовил вам несколько вопросов о себе.

Воспитатель: Чем питается белый медведь?

Дети: Рыбой

Воспитатель: Почему не холодно белому медведю?

Дети: Толстый подкожный слой жира.

Воспитатель: Где мы можем встретить белого медведя в Саранске?

Дети : В зоопарке.

Воспитатель: Молодцы. Идем дальше. Следующий сугроб. А вот загадка.

Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте-ка ребятки,

Что за богатырь такой . (Морж). У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Ласты помогают им передвигаться по суше, плавать и нырять. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что под кожей у них толстый слой жира. Моржи могут спать не только на суше. Моржи питаются моллюсками, рачками, червями, которых они достают со дна.

Воспитатель: А теперь немножко отдохнем

Физминутка «Пингвины».

Идут вразвалочку пингвины (ходят друг за другом по кругу)

Друг за другом все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка (останавливаются, поворачиваются

Начинаем подготовку , поворачиваются лицо в круг)

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щёки)

Растопырили ладошки (руки вдоль туловища,

ладошки оттопыривают)

И попрыгали немножко . (прыгают на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули, двинемся дальше. Еще несколько сугробов

Что за хищник за такой, с шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны –

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. (Песец) Песец. Песец напоминает лисицу, но по размеру меньше. У песцов густая длинная шерсть, бывает белого и голубого цвета. Питаются мышами.

Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень) Северный олень. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. На голове – длинные рога, тело покрыто густой шерстью, которая защищает оленя в суровые морозы. Питаются олени травой, грибами.

Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель раскладывает карточки с изображениями животных. Дети рассматривают картинки и отбирают лишнюю, оставляя только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

Тюлень. Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них удлиненное тело, короткая шея. Большую часть времени они проводят в воде, быстро в ней передвигаются, ловко ныряют. Тело тюленя покрыто короткой жесткой шерстью. Тюлени питаются рыбой, рачками.

Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.

У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся обратно в садик с помощью цветика – семицветика.

Дети: Лети, лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращаясь сделав круг, лишь коснешься ты земли, будь по-нашему вели чтобы мы обратно оказались в саду.

Подводят итог.

Воспитатель: С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?

Дети высказывают свои предположения. Рассказывают, что им больше всего понравилось.

А теперь давайте изобразим любое животное которое мы сегодня видели на северном полюсе.

Программные задачи:

  • формировать представление о климате в холодных странах, о типичных обитателях данной климатической зоны (белый медведь, тюлень);
  • систематизировать представления об особенностях приспособления животных к среде обитания;
  • закрепить представление о суше и водных пространствах, полюсах;
  • развивать умение сравнивать животных одного вида, но разной среды обитания;
  • закреплять умение соотносить животное со средой обитания;
  • активизировать в речи слова и выражения по теме занятия;
  • стимулировать развитие связной речи (умение строить полные предложения);
  • воспитывать познавательное отношение в природе, .

Материал и оборудование: телеграмма от доктора Айболита; снежинки из салфеток, ; разрезные картинки по количеству детей с изображением тюленя и белого медведя; одна большая разрезная картинка с изображением нескольких обитателей севера; конверт для отправления картинок доктору Айболиту; витамины для детей; глобус.

Пояснительная записка: игра-занятие проводится в форме путешествия в холодные страны с использованием мультимедийной презентации ().

Воспитатель(В.). Здравствуйте, ребята! Меня зовут…, сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)

В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).

С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).

Вы проснулись? Проснулись!

И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).

В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.

Я ведь к вам, ребята, пришла не просто так. Мне нужна ваша помощь.

(Воспитатель достаёт телеграмма от доктора Айболита).

В. Я сегодня получила телеграмму. Как вы думаете от кого? (Ответы детей).

В. Она от доктора Айболита. Что у него могло случиться? (Ответы детей).

В. (читает текст телеграммы).

Приезжайте, доктор,

На Север поскорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

В. Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится Север, кто из животных там обитает. Как тогда ему их лечить!

Поможем доктору Айболиту?

Дети. Да.

В. Давайте собираться в путешествие на Север, в холодные страны. А почему их так называют? (Ответы детей).

В. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Слайд № 1

В. Но вот на нашем пути первой препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть …(тюлень).

Слайд № 2.

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза «Мороз».

А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).

Но не хочется домой. (покачать головой).

Ручками похлопайте

И на ручки подышите.

Ножками потопайте.

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

Слайд № 3.

В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета.).

Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).

Слайд № 4.

В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоко. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.

Слайд № 5.

В. На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звёзды.

В. В холодных странах кругом лежит снег. А какой он? (Ответы детей).

Снег медленно падает на землю, кружится. А когда подует ветерок, снежинки разлетаются в разные стороны. Давайте мы устроим настоящую метель.

Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой.

Детям раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. После чтения слов нужно дуть на снежинки так, чтобы как можно дольше не падали на пол.

Дуй, дуй, не зевай.

Упасть снежинке не давай.

Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

Слайд № 6.

В. Какой медведь? (Ответы детей).

У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).

Дидактическая игра «Сравни медведей» Слайд № 7.

Дети отвечают на вопросы воспитателя в индивидуальном порядке полными предложениями.

В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу) Слайд № 8.

В. Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться места и почему? (Ответы детей).

В. Бурый медведь замёрз бы среди снегов, а белому медведю было бы очень жарко летом. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду. Слайд № 9.

В. Белые медведи очень заботливы родители, они опекают своих малышей.

Давайте поиграем в игру «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи ». Слайд № 10.

Один ребёнок – медведь, остальные — медвежата. «Медведь» по команде ловит «медвежат», они становятся цепочкой и вместе ловят остальных.

Раз, два, три. Лови!

В. Порезвились «медведи», нужно отдохнуть. Присядьте на коврик.

Релаксационная пауза «Колыбельная медведицы»

Дети закрывают глаза, имитируют сон под музыку.

В. Просыпайтесь, нам пора возвращаться, чтобы отправить письмо доктору Айболиту.

Динамическая пауза.

Мы идём, идём вперёд!

Весело шагаем.

Мы идём, идём вперёд.

О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).

В. Пора нам выполнить последнее задание.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Выполняется в индивидуальном порядке. После выполнения задания дети назвать то, что у них получилось. Если кто-то выполняет быстрее, ему предлагается сложить ещё одну картинку. Все остальные подключаются.

В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Их изображения мы отправим доктору Айболиту.

А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Что вы расскажите своим мамам и папам, друзьям?

В. Вы все сегодня помогали мне и доктору Айболиту, были очень внимательными. Чтобы вы не болели, доктор Айболит передал вам витамины. (Раздаёт детям витамины.)

Ребенок приобретает основные познания о мире, который его окружает, как растительном, так и животном. В возрасте 5-7 лет малыш с интересом осваивает новые названия растений и животных, среду их обитания, с легкостью запоминает особенности тех или иных видов, расширяет свой словарный запас. Очень важно проводить такие занятия максимально занимательно для детей. Рассмотрим, насколько полезно и интересно можно провести урок на тему «Животные холодных стран», а также варианты подобных занятий в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи занятия

Для начала необходимо определиться с целями занятия. Проведение урока в подготовительной группе на тему «Животные холодных стран» может преследовать следующие цели и задачи:

  • расширить словарный запас детей рассказами о животных, их повадках и детенышах, местах обитания;
  • познакомить детей с птицами и животными холодных стран, а также с географическими наименованиями и положением этих регионов;
  • развить внимание, слуховое и зрительное восприятие информации;
  • формирование и развитие активного познавательного процесса, нахождение причинно-следственных связей;
  • создание навыков общения и сотрудничества в коллективе;
  • формирование бережного отношения и любви к животному миру и природе в целом.

Необходимый материал

Для проведения тематической недели «Животные холодных стран» будет необходим дидактический материал с изображением животных жарких и холодных стран, глобус или карта мира, подробная карта Севера, цветные фишки, пластилин, бумага и карандаши для рисования, карточки-загадки, фигурки животных. Можно использовать все, что позволит наглядно познакомить детей с темой занятия. Воспитателю понадобится также конспект «Животные холодных стран» в подготовительной группе. При соответствующем техническом оснащении возможно применение слайдов и проектора.

Подготовка к занятию

Для занятия на тему «Животные холодных стран» лучше выделить несколько дней (тематическая неделя в течение 5 рабочих дней), с обычной продолжительностью занятия 25-30 минут. В первый и во второй дни рекомендуется провести ознакомительную работу: показать детям изображения животных, кратко описать их, показать обучающие видеоматериалы или мультик «Умка», прочесть рассказы об обитателях Крайнего Севера.

Чтобы ребенка подготовить к занятию, лучше всего предварительно поработать с ним дома. Попросите родителей составить рассказ о животных холодных стран для детей, в котором будут встречаться такие слова, как тундра, Арктика, Антарктика, белый медведь, полярная сова, морж, пингвины, тюлень, льдины, полярная ночь, песец, северный олень и другие. После рассказа родителям рекомендуется задать вопросы, проверяющие, насколько хорошо ребенок усвоил новые названия, места обитания животных и птиц, способы их пропитания.

Занятие. Начальный этап

Занятие «Животные холодных стран» в группе лучше проводить на третий день тематической недели. Для привлечения внимания детей и их организации желательно рассадить ребят в полукруг, а ведущему встать по центру. В руках у воспитателя глобус, с помощью которого он объясняет, где находятся северные страны, а также то, что Северный и Южный полюса Земли - самые холодные места на нашей планете. Здесь всегда лежит снег, дуют холодные ветры и море покрыто толстым слоем льда. Но, несмотря на это, в этих местах есть обитатели. Далее предлагается назвать детям, какие животные холодных стран им знакомы. Как называются детеныши пингвина, тюленя, моржа, белого медведя и других животных?

Затем воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие на Северный полюс, объяснив, что из-за далеких расстояний и холода попасть туда можно самолетом или кораблем-ледоколом. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно сделать, прежде чем отправиться в дорогу (одеться теплее). Почему?

Познавательные моменты

После "прилета" на Северный полюс воспитатель говорит детям, как вокруг холодно, кругом вечная мерзлота, сугробы, льдины, а еще видно северное сияние. Затем предлагается ребятишкам отправиться на поиски животных: «Вот какой огромный сугроб, посмотрите, кто же в нем сидит? Это белый медведь - дикое животное холодных стран, самый крупный зверь на Северном полюсе. Не замерзать ему помогают длинная шерсть и толстый слой подкожного жира. А белый цвет меха помогает в охоте быть незамеченным среди снегов. Но нос у него черный. Белый мишка отлично плавает, охотится на тюленей и рыбу. Он приготовил вам, ребята, интересные вопросы о себе: чем он питается? Почему не замерзает? И др.».

Двигаясь дальше, гид по Северу на льдине «замечает» моржа. Воспитатель: «Моржи - это крупные животные с усами и мощными клыками и туловищем, с ластами вместо лап. У них тоже есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше. Корм для них - это разнообразные морские моллюски и рачки, которых они добывают со дна. Скажите, ребята, что у моржей вместо лап? Как морж добывает пищу?».

Прослушав ответы детей, можно сделать динамическую паузу, также используя тематику северных животных.

Физкульт-пауза

Попросите детей подняться с мест. Воспитатель: «Давайте представим, что мы стая пингвинов и пройдемся вразвалочку, как они. Можно держаться паровозиком. Посмотрели направо, посмотрели налево, подняли ручки и похлопали! А затем попрыгаем, раз-два-три. Какие замечательные пингвины, молодцы!»

Еще один вариант подобной подвижной минутки. Воспитатель делит детей на белых медведей и детей-рыбок. Дети-медведи крепко схватившись за руки изображают «ворота». Дети- рыбки, сгруппировавшись, стараются прорваться через них. Воспитатель произносит стишок: «Много рыбок в океане, они плавают в воде, ну а мишки эту рыбку караулят в полынье». Как только стих заканчивается, можно подсчитывать улов мишек, то есть детей, которые не смогли пробиться через ворота.

Продолжение занятия

Затем «в сугробах» воспитатель «замечает» песца. Он объясняет, что песец - это псовая порода, он схож с лисой, но чуть меньше ее. У них очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами. После чего целесообразно задать детям вопросы на запоминание рассказа о песце.

Далее видно северного оленя. Воспитатель: «Северный олень - это благородное красивое животное, у него ветвистые рога. Шерсть у оленя густая и жесткая, оберегает его от морозов. Питается северный олень мхом ягелем, травой и грибами. Это животное приручили народы Севера, и теперь олень служит им транспортом, дает молоко и теплую одежду».

На занятии о животных холодных стран в подготовительной группе, если позволяет время, можно рассказать о тюлене. Это такие животные, которые обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета. После воспитатель задает вопросы о тюлене.

Завершающие логические игры

В завершение занятия можно провести с детьми несколько игр на логику. В игре «Назови правильно» воспитатель называет пару примеров, чтобы дети поняли суть игры. « У белого медведя лапы толстые. Значит, он толстолапый. А как называют песца с острыми зубами? Острозубый. У моржа толстая кожа (толстокожий), быстрые ноги у оленя (быстроногий), у тюленя короткая шерсть (короткошерстный).

В игре «Посчитай животных» ребенок соотносит числительные и животных. «Один олень, два оленя, много оленей, один песец, два песца, много песцов и т.д…».

Игра «Собери животное». Воспитатель берет несколько предварительно разрезанных пополам (по диагонали, вертикали, горизонтали) карточек с изображениями животных и перемешивает их. Задача детей - найти правильную часть животного.

Завершая путешествие, дети «садятся на самолет или ледокол в обратную дорогу», воспитатель благодарит их за интересное путешествие.

Закрепляющее занятие

На четвертый день тематической недели полезно провести занятие, призванное закрепить изученный материал. Для этого воспитателю на карте или глобусе необходимо отметить фигурками животных места их обитания. Затем попросить нескольких ребят сделать то же самое.

В игре «Сравни животных» воспитатель отмечает их отличительные особенности. Например, морж крупный, а тюлень мельче. У тюленя шерсть короткая, у белого медведя длинная. У песца лапы, а у моржа ласты.

Также можно раздать детям карточки с изображением животных жарких и холодных стран и попросить отобрать только северных животных, а лишние убрать. Можно создать соревновательный процесс по столам. В процессе игры можно загадывать детям загадки про животных жарких и холодных стран.

В конце закрепляющего занятия детям можно прочесть рассказ о животных Севера (например, «Отважный пингвиненок», Г.Снегирев) и задать несколько вопросов об услышанном.

Практические занятия

На пятый, завершающий день тематической недели, раздав детям необходимый материал, можно попросить их нарисовать понравившееся северное животное. Или же слепить из пластилина, предварительно показав им, как можно сделать, например, пингвина.

После того, как дети нарисуют или слепят животных, важно пообщаться с ними, почему их привлекло то или иное животное, что ребенок знает о нем.

Домашнее задание в виде создания совместно с родителями самодельной книжки-малышки с рассказом и рисунками о северном животном поможет закрепить полученные знания у ребенка, создаст дополнительный повод для общения его с родителями и будет способствовать развитию воображения.

Занятие, на котором дети дошкольного возраста больше узнают о животных отдаленных стран, будет не только очень интересным и увлекательным для малышей, но и полезным, ведь такие уроки развивают внимательность, расширяют словарный запас, формируют навыки общения и так далее.

Уважаемые родители:

Знает ли Ваш ребёнок: Животных, обитающих в на севере, в Антарктиде?

Части тела животных и чем они покрыты?

Названия детенышей животных?

Где можно увидеть белого медведя и других севера, океана в городе? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме)

Рассмотрите с детьми иллюстрации, картины, фотографии с изображением природы (тундра, Антарктида, Северный полюс) животных холодных стран.

Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец), В Антарктиде (пингвина

Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде?

Почему медведи и волки на севере белые?

Прочитайте детям стихи и рассказы:

А.Барто «Олень», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом», А.Барто «Если б я была дельфином», Ю.Яковлев «Умка»

Сходите с детьми в зоопарк. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке?

Расскажите детям о животных севера.

Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап.

У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок. У моржей массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной и длинные клыки. Морж защищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей достигает одного метра. Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода.

У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишайником. Когда лежит снег, он по запаху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник. Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега.

Животные Антарктиды

Антарктида не похожа на другие материки. Она покрыта слоем льда толщиной 2000-2500 м. Гнездящиеся здесь кайры откладывают яйца на пуховую подстилку и ни на секунду не оставляют их, согревая своим теплом. Но холод далеко не единственное неудобство, с которым приходится мириться немногочисленным здешним обитателям. В Антарктиде очень сухой воздух, осадков выпадает мало, зато много месяцев царит кромешная тьма. Наземных жителей, кроме пингвинов, здесь нет совсем. Жизнь почти всех видов животных и птиц Антарктиды связана с океаном - с антарктическими водными бассейнами и отчасти с окраинной полосой материка.

Антарктида бедна наземными животными, млекопитающих на материке вовсе нет. Встречаются бескрылые насекомые. Отсутствие крыльев обуславливается постоянно дующими сильными ветрами: насекомые не могут подниматься в воздух. На островах Антарктики имеется несколько видов жуков, пауков, пресноводных моллюсков, один вид нелетающей бабочки. Пресноводных рыб нет. Из птиц известны белая ржанка, конек, один вид утки, гнездящейся на острове Южная Георгия.

Зато воды Антарктики богаты морскими и полусухопутными видами животных. Из млекопитающих многочисленны ластоногие и киты. Ластоногие представлены различными видами тюленей. Самый крупный из тюленей - морской слон в настоящее время сильно истреблен. Почти все тюлени питаются рачками, моллюсками и рыбой, а морской леопард уничтожает в большом количестве пингвинов.

Самые крупные из млекопитающих - китообразные представлены усатыми и зубатыми китами. Среди усатых выделяются синие киты, горбачи. Самый крупный кит - синий, или блювал, достигающий длины 33 м. Он сильно истреблен. С 1967 года находится под охраной. Крупный кит дает до 20 тонн чистого жира и имеет массу до 160 тонн.

К зубатым китам Антарктики относятся кашалоты, бутылконосы и касатки. Касатки - опаснейшие хищники, снабженные большим острым спинным плавником - косачом.

Исключительно своеобразны птицы Антарктиды. Все они живут у воды и питаются рыбой, а также мелкими морскими животными.

Самые замечательные - пингвины - птицы с короткими крыльями, похожими на ласты, дающие возможность прекрасно плавать. Издали пингвины с их вертикальным положением тела напоминают людей. Взрослые пингвины принимают пищу только в воде и вообще чувствуют себя там гораздо лучше, чем па суше.