В чем ошибается базаров. Сочинение на тему: В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.

Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.

Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»

Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.

Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.

Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь.

Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.

Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.

В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.

Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.

Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»

Сочинение на тему: В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Евгений Базаров - главный герой романа «Отцы и Дети», написанного Тургеневым как отклик на разночинное движение в России 60-х годов 19 века, когда все в стране, по словам Л. Толстого, «переворачивалось и укладывалось» (идеология, мораль, экономика, наука). Личность яркая, самобытная, Базаров не только стал центром притяжения романа, но и породил массу споров как среди нигилистов, так и либералов.

Нигилист (от латинского слова, означающего «ничто»), по словам Аркадия Кирсанова, - это человек, «который относится ко всему с критической точки зрения» и не принимает на веру ни одного принципа, закона жизни.

Читая роман, мы проникаемся мыслью о сложности, неоднозначности характера героя, вобравшего в себя самые спорные идеи, которые волновали русское общество.

Трагизм Базарова заключается в его глобальном одиночестве. У него нет единомышленников, ему не на кого опереться.

Вспомним Кукшину и Ситникова, которые считали себя нигилистами, но далее чтения глупых книжек у них дело не шло. И в нигилизме они усматривали только моду. А на «моду» (не только костюм, прически, манера держаться, образ жизни, но и идеи) они были падки.

Аркадий Кирсанов, товарищ Базарова по университету, считая себя учеником Базарова, в конце концов отошел от него, увлекшись Катенькой и хозяйственной деятельностыо в имении отца. Писарев называет незадачливого друга «временным попутчиком» нигилиста, променявшего спокойную, тихую, сытую жизнь на волнения, беспокойство, споры. Острая революционность Базарова, его мятежный дух, его неприкаянность и требовательность к себе и к окружающим пугают доброго, мягкого Аркадия. Их дружба обречена.

Тургенев проводит своего героя и через испытание любовью как высшим счастьем. Базаров до встречи с Одинцовой никого не любил, считая чувство к женщине «вздором», «романтизмом» и презирая всякую расслабленность перед прекрасным полом. Впервые увидев Одинцову, он произнес: «Какое богатое тело!». «Физиологический» подход к отношениям с женщиной не поза, не бравада. Это позиция. Любовная страсть, проснувшаяся в Евгении, едва не сбила его с ног, но чувство не было взаимным. Впереди бобыльское одиночество, трагизм не заполненного любовью существования.

Но можно жить идеей служения России, народу, науке, противопоставив эти благородные задачи тесноте, духоте тихого семейного счастья. Не высокой ли целью грезит Базаров, чувствуя в себе силы необъятные?

Роман кончается смертью героя. Она трагична, потому что он умирает в расцвете сил. В ней кроется какой-то символический смысл: время Базаровых еще не наступило.

Возникает вопрос: нужны ли вообще Базаровы России? На него сам герой отвечает отрицательно, не нашедши языка ни с просвещенным дворянством, ни с невежественным крестьянством. «Нет, видно я не нужен России», - горько замечает он.

И. С. Тургенев считает иначе: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», а значит, для писателя передовой класс - все-таки Базаровы, так как они во все времена дают толчок новой идее, новому мышлению, переменам во всех сферах жизни.

РЕЦЕНЗИЯ

Это не самое худшее сочинение, которое мне приходилось читать на эту тему: его отличает композиционная стройность, ясность мысли и понимание места образа Базарова в контексте эпохи.

Основной недостаток работы - отсутствие глубины в осознании трагической сущности всякого нигилиста, объявляющего борьбу общечеловеческим ценностям в период «ошибки» вечного, непреложного в отношениях к жизни и к человеку (Природа, Красота, Дружба, Любовь, Семья, Бог как абсолютный критерий ценностей нашего духа и поведения) с материализмом и атеизмом.

Другой не менее серьезный недостаток - какая-то выхолощенность сочинения: бедный язык, простенькие идеи, лежащие на поверхности, бесстрастность повествования, сведение мятущейся натуры героя (прошедшего через антипатию и презрение аристократа П. Кирсанова, дуэль, похожую на фарс, через пошлость Ситниковых, отвержение женщиной, грустную встречу в дорогими родителями; через споры с Аркадием о наполненности нашего жизненного «чемодана» высокой целью и мрачные раздумья о принесении себя в жертву «Филиппам и Сидорам», которые настроят себе новые избы, когда из него будет лопух расти) к голой констатации факта глобального одиночества.

Не согласна я и с основным тезисом: «трагизм...заключается в одиночестве, Базарову не на кого опереться». Может быть, скорее всего в том, что он не хочет ни на кого опираться? И неуступчиво, бескомпромиссно, подчас грубо идет по жизни, разрушая ее целостность?


Поделиться в социальных сетях!

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю свою творческую жизнь провел в поисках "своего" героя. Эти поиски - самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе "Отцы и дети" такой герой им был найден. Это никто другой, как Евгений Васильевич Базаров.

Да, это реально фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что "при сочинении Базарова... не только не сердился на него, но и чувствовал к нему "влечение*", род недуга". Может показаться странным последнее сочетание: "влечение" и "род недуга". Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает бессмысленно, нелепо, хотя вообще-то, смерть в столь раннем возрасте вечно нелепа. Трагична фигура Базаров в большей степени из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть Базарова представляется полностью закономерной.

Базаров - сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его свобода автора. Сам Базаров заявляет, что он "нигилист", т. е. отрицатель. Отрицает он все: авторитеты, принципы, идеализм, поэзию, музыку и проч. и проч. В своем бесконечном отрицании он изредка доходит до нелепости, абсурда. И может быть, что одна из причин его трагичности как раз в том и состоит, что как он ни отрицает все вышеперечисленное, не считаться с этим, обойтись без этого всего нельзя. Базаров и сам это понимает, что в силу какого-то упрямства не признает очевидного.

Базаров называет любовь, нежность, вообще любые чувства "романтизмом", "вздором", короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям, а к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишаясь простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.

Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен "слабостям", т. е. и он способен полюбить. Но более того поняв это, он продолжает ругать себя за такое проявление своей души: "он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем вечно трунил, что возмущало всю его гордость".

Эта раздвоенность, поселившаяся в его душе, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, вероятно, и делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, вечно больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.

Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.

Базаров одинок. Он одинок изначально, потому как не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним.

Аркадия Кирсанова уж конечно нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.

Даже в доме своем он одинок. Родители благоговеют перед ним, и в некоторой степени боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество - самое тяжелое опробование, не все его выдерживают. Конечно, Базаров, как сильный человек, справится с ним, но кто знает, какой ценой ему это удастся.

Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет смекнуть об этом. И выходит, что смерть - наилучший выход из положения. Это отмечал и Писарев Д. И., весьма положительно отозвавшийся на роман в своей статье "Базаров".

Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное час. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной. Поэтому можно уверенно сообщить, что фигура Базарова - фигура трагическая. И трагизм тот самый содержится прежде всего внутри самого героя. Когда человек не может существовать в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам от души жаль Базарова.

Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.

Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.

Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»

Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.

Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.

Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это белиберда, непростительная дурь, болезнь.

Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.

Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.

В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.

Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.

Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Желая стать народным героем, Базаров только отрывается от народа. Он желает получить уважение от тех, кого презирает, а такое невозможно. Трагичность образа Базарова заключается в его противоречивости. С одной стороны, он жаждет любви и хочет быть любимым, но не может себе этого позволить. Он чувствует себя несколько виноватым, что предал свою идею, и своим поведением, резким и грубым отталкивает Одинцову. Точно так же он желает добра своему народу, но совершенно не принимает в расчет глубокую духовность народа, его сложившуюся веками высокую культуру. Желая разрушить, «расчистить место» для новой жизни, как он говорит, Базаров бесцеремонно пытается перечеркнуть тысячелетний опыт человечества, что в принципе невозможно в данных условиях. До определенной степени Базаров прав. Наука необходима для продуктивного прогресса, для новых достижений, для облегчения жизни людей, но нельзя делать из нее самоцель, отрывать от потребностей простых людей.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.


Долгое время роман «Отцы и дети» в критической литературе вызывал разночтения и порождал диаметрально противоположные точки зрения. Так, очень часто либералы и консерваторы читали произведение как оправдание собственной мягкотелости, обличение резкости суждений молодежи, а революционеры находили близкие темы для себя. Такая однобокость угнетала писателя, но он ничего не мог поделать. Осознание противоречивости произведения пришло в критику уже многие годы спустя после смерти автора.