В этот день был убит джон леннон. Убийство Джона Леннона

Содержимое

1980 год, который поразил фанатов печальной новостью, должен был стать новой взлетной полосой в карьере музыканта. После 5-летнего перерыва (Джон захотел посвятить время новорожденному сыну Шону) выпустил новый альбом «Double Fantasy». Его успех поразил всех. Как критики, так и фанаты восторгались альбомом. Но поздравлять музыканта пришлось недолго…

Путь к громкому успеху и славе

Когда Джон родился, его родители не ладили между собой, а через 4 года развелись. Воспитывать маленького мальчика взялись тетя и дядя по линии матери. С юного возраста мальчишка уверял: будет заниматься музыкой. Среди сверстников выделялся настойчивостью. Тетя сопротивлялась увлечению парня, а дядя всячески поддерживал.

В школе Джон не придавал внимания получению новых знаний. Активно занимался творческой деятельностью при школе. Ходил на журналистику, пел, рисовал иллюстрации к комическим рассказам. Учителя заметили талант школьника и отправили его в другую школу, откуда мальчик перешел в Ливерпульский художественный колледж.


Легендарный коллектив «The Beatles» Джон создал совместно из близкими друзьями. Участники группы, как и все на тот момент, показывали бунтарский дух, одевались как рок-звезды. Но их менеджер уговорил сменить образ на классические костюмы и убрать ругательства из речи. С появлением новых песен известность и востребованность коллектива возрастала.

Со временем в участников группы начали появляться разногласия. И в 1970 году легендарный коллектив распался.

С началом сольной карьеры Джон ударился в тематику мира и любви. В то же время его поведение по отношению к жене ухудшилось. Джон начал злоупотреблять наркотическими веществами. Забросил занятия музыкой. Но в 1972 году выпустил альбом «Walls And Bridges», который сразу же завоевал поклонников. Критики также оценили сборник.

В 1975 году к Джону вернулась его жена, родила сына. С тех пор Джон ушел в тень и скрылся от глаз камер. Даже если показывался публике, то лишь на каком-то событии у друзей или для получения наград.

После выхода последнего альбома музыкант планировал через несколько месяцев выпустить еще один, но не было суждено…

Причина смерти Джона Леннона

О том, как произошла смерть Джона Леннона, говорили все газеты и новости. Еще задолго до своей гибели музыкант чувствовал угрозу жизни. Подозрения и опасения начали появляться еще в 1964 году во Франции, где Джон получил страшную тайную записку с угрозами смерти. В жутком волнении артист провел целую ночь, но ничего не произошло. Такие записки приходили много раз. Джон расценивал их как неудачную и глупую шутку какого-нибудь странного поклонника.

Итак, как погиб Джон Леннон?

8 декабря в полночь Джон вместе с женой возвращались с работы домой. Они готовили новый альбом, поэтому дел в студии звукозаписи было предостаточно. Когда супруги подходили к подъезду, Джона неожиданно позвали сзади из темноты. Как только артист обернулся, в него сразу же последовали выстрелы. Один, затем второй, третий… В целом прозвучало 5 выстрелов: две пули попали в плечо, и еще две в спину. Йоко не сдержалась и пронзительно закричала.

Леннон, истекающий кровью, медленно начал ползти к подъезду. Музыкант добрался до охранника и еле звучно прохрипел: «В меня стреляли…» В этот момент у умирающего из рук выпала кассета с песней, над которой они так упорно работали в студии с Йоко.

Через пару минут примчалась полиция и, забрав раненого, отвезла в ближайший медицинский пункт. Как ни пытались спасти музыканта на операционном столе, ничего не вышло. Кровопотеря составила 80%. Шансов на спасение не осталось.

Кто был убийцей великого музыканта

Умер Джон Леннон по вине Марка Чепмена. В день смерти артиста Марк встретил Джона по пути в звукозаписывающую студию и попросил дать автограф. Удивительно: их вдвоем запечатлели на снимке, который в итоге стал роковым. Его сделал преданный фанат «Битлз» Пол Гореш. Позже выяснилось, что сам Марк подошел к Полу и за 50 долларов попросил запечатлеть их с Ленноном на совместном фото. Чепмену задавали вопрос по поводу этого поступка. Парень аргументировал тем, что на Гавайях ему не поверят, что он разговаривал с Джоном Ленноном.

После того, как Чепмен выстрелил в Леннона, он даже не попытался скрыться, хотя поблизости было метро. Парень спокойно сел напротив дома музыканта, открыл книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и погрузился в чтение. Эту книгу захватил не случайно, так как приравнивал себя к главному герою – Холдену Колфилду.

Швейцар дома, увидев спокойно читающего убийцу, выскочил к нему и закричал не своим голосом: «Ты хоть понимаешь, что ты наделал?!» На что с невозмутимым спокойствием парень ответил: «Да, убил Джона Леннона.»

Дабы помянуть мужа, Йоко позвала поклонников прийти в Центральный парк Нью-Йорка. Минутой молчания великого артиста помянуло более 225 тыс. человек.

Что побудило Марка Чепмена совершить жестокое преступление

Причина смерти Джона Леннона и поведение его убийцы стали загадкой для прессы и фанатов. Во время расследования выяснилось: у Марка раздвоение личности. Убийца сам признался на следующий день. Сказал, что в нем живут две личности: темная и светлая. Темная – дьявол, который несколько месяцев подбивал парня совершить преступление. Парень также признался: мечтал быть, как Джон, иметь его славу, роскошь и признание. Даже расписывался как «Джон Леннон».

Другие источники говорят, что Чепмен не просто завидовал музыканту. Убийца думал, что он и есть Джон Леннон, а настоящий музыкант – это подделка.

Все же, несмотря на тронутый ум, Чепмена посадили за решетку. В тюрьме убийца провел уже больше 36 лет. Марк не раз подавал прошения на освобождение, но они не были одобрены. В частности, на это влияла Йоко: не хотела, чтобы убийца выходил на свободу. Иначе снова бы нарушился ее покой.

Творчество и личность великого музыканта навсегда останется в памяти фанатов. Музыка Джона Леннона находит преданных поклонников в любые времена. Творчество музыканта будет жить вечно.

Новое слово в хронике громких преступлений: убийца берет у жертвы автограф!

Почему убили Джона Леннона? Кто его убил? Ответы на эти вопросы адепты теорий заговора ищут до сих пор.

Та самая «Дакота» – место, где принял смерть Джон Леннон.

8 декабря – черная дата для битломанов: в этот день 30 лет назад Марк Чэпмен застрелил Джона Леннона. Официальная версия гласит, что Чэпмен был убийцей-одиночкой, однако верят этому не все. Как обычно и бывает с покушениями на видных людей, убийство Джона Леннона моментально обросло теориями заговора.

Пять выстрелов у «Дакоты»

События рокового для Джона Леннона дня расписаны буквально по минутам. Утром в доме «Дакота» на Манхэттене, где жили Леннон и Йоко Оно, побывала Энни Лейбовитц, фотограф журнала Rolling Stone. После обеда Леннон дал свое последнее интервью радиодиджею Дэйву Шолину. Около пяти часов вечера Джон и Йоко отправились на студию микшировать песню «Walking On Thin Ice».

На пути к лимузину их встретила группа просителей автографов, среди которых был и Марк Дэвид Чэпмен, 25-летний охранник из Гонолулу. Некогда он боготворил Леннона, потом, когда тот заявил, что не верит в Бога, возненавидел его (сам Чэпмен считал себя христианином). Идею убить Леннона Чэпмен вынашивал давно и с этой целью прилетал в Нью-Йорк с Гавайев в октябре, однако решил повременить.

Когда Ленноны вернулись из студии к «Дакоте», было без десяти одиннадцать. Джон направился к воротам здания, Чэпмен, ждавший под аркой, выпустил в него пять пуль. Первый выстрел ушел в молоко, одна пуля застряла в теле Леннона, остальные три прошли насквозь. Фатальным оказался выстрел, разорвавший аорту. Леннон скончался через полчаса в реанимации от потери крови.

Расправившись с бывшим кумиром, Чэпмен спокойно сел на землю и стал в ожидании полиции читать повесть Сэлинджера «Над пропастью во ржи», с героем которой он себя отождествлял. Книга была надписана рукой Чэпмена: «Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Вот мое заявление». К слову, накануне убийства Марк Чэпмен читал Евангелие от Марка, с которым тоже себя отождествлял – как-никак тезка.

Убийца сразу признал себя виновным, потому расследование не проводилось. Несмотря на очевидное помешательство (на суде Чэпмен зачитал вслух отрывок из Сэлинджера, полагая, что это всё объясняет), его отправили не в психушку, а в тюрьму, осудив на 20 лет лишения свободы.

Немало людей верит в то, что Чэпмен действовал по чьей-то указке. Кто-то считает, что «заказать» певца могла Йоко Оно – вскоре после убийства у нее вроде бы завязался роман с одним из знакомых Леннона. По традиции в убийстве винят масонов и, разумеется, спецслужбы.

Запрограммирован на убийство

Наибольшей популярностью пользуется «теория манчжурского кандидата», названная так по американскому триллеру «Манчжурский кандидат» (1962). В этом фильме советские ученые имплантируют солдату, попавшему в плен на Корейской войне, ложные воспоминания и «программу», которая должна заставить его убить одного из кандидатов в президенты. Марк Чэпмен, говорят приверженцы этой теории, застрелил Леннона не по своей воле: он выполнял ментальную программу, которую заложили в его подкорку спецы из Федерального бюро расследований. До поры Чэпмен и не подозревал о том, что стал машиной для убийства. Программа активизировалась в тот момент, когда убийца открыл книгу «Над пропастью во ржи».

ФБР в самом деле держало Леннона под колпаком, в частности, из-за того, что он выступал против войны во Вьетнаме и симпатизировал коммунистам. В 1983 году историк Джон Винер через суд потребовал обнародовать «дело Леннона», в котором насчитывалась 281 страница. Разбирательства заняли полтора десятка лет, основной массив документов был опубликован в конце 1990-х, остаток – в декабре 2006-го. Из бумаг следует, что в начале 1970-х за Джоном Ленноном велась слежка, однако в них нет и намека на причастность ФБР к убийству.

Зачем спецслужбам понадобилось убить Леннона в 1980 году, когда экс-битл не представлял для властей реальной угрозы? Конспиролог Мэй Брасселл считает, что дело тут в Рональде Рейгане, который через полтора месяца после убийства стал президентом и тут же принялся готовить США к войне с СССР. Если бы Леннон был жив, он не стал бы молчать: страну потрясли бы массовые демонстрации, могло дойти и до революции. Вот Рейган и решил убрать неудобного ему пацифиста. В это верит, в частности, сын Леннона Шон.

Брасселл указывает на то, что 1976-1978 годы в биографии Чэпмена остаются «темным пятном». Как власти разрешили явно нездоровому человеку работать охранником и иметь при себе оружие? Откуда Чэпмен взял деньги на свое кругосветное путешествие? Был ли он запрограммирован на убийство?

«Я всего лишь вооруженная пешка...»

Самая безумная теория гласит, что Леннона убил не Марк Чэпмен, а... Стивен Кинг. Да-да, тот самый Стивен Кинг, «король ужасов» и автор полусотни бестселлеров. На чистую воду писателя вывел некто Стив Лайтфут из Калифорнии. Для Лайтфута раскрытие убийства Леннона стало делом всей жизни, он даже электронную почту завел по адресу [email protected]. В основании теории лежит сходство между убийцей, который берет у Леннона автограф (этот момент заснял фотограф Пол Гореш), и Стивеном Кингом, каким он изображен на обложке романа «Воспламеняющая взглядом». Лайтфут считает, что автограф у Леннона брал вовсе не Чэпмен: у того были другие очки и не было ямочек на щеках. А у Стивена Кинга ямочки на щеках есть!

Прямых доказательств причастности писателя к убийству у Лайтфута нет, зато есть косвенные – «правительственные коды». Власти США зачем-то зашифровали информацию о готовящемся убийстве в текстах, публиковавшихся в печатной прессе. Так, за три недели до убийства в журнале U.S. News & World Report были напечатаны письма сержанта Роджера Чэпмена («Как и миллионы добровольцев в нашей армии, я – лишь вооруженная пешка, ожидающая момента, когда гигантская рука передвинет меня на враждебное поле...»; автор добавлял: «Mark my words» – «Попомните мои слова») и некоего Дэвида Кинга. Совпадение или намек?

Более того, в том же номере «Плейбоя», где было напечатано одно из последних интервью Леннона, появилась и статья Стивена Кинга о фильмах ужасов. Кинг писал о том, что эти фильмы помогают ему «кормить крокодилов подсознания», то есть гасить вспышки агрессии. Завершалась статья словами: «Джон Леннон и Пол Маккартни сказали, что всё, что нам нужно – это любовь, и я согласен. Только крокодилы должны быть накормлены». Снова намек! Наконец, немало интересного можно найти и в романах Кинга, начиная с «Салимова удела», где действует персонаж Марк, и заканчивая «Мертвой зоной», во многом напоминающей «Манчжурского кандидата»...

Вот как-то не хочется рассматривать данную работу с точки зрения Чэмпэна, или Леннона. Эндрю Пиддингтон нам ведь не это хотел показать, не точку зрения первого, и уж тем более второго. Весь фильм нам показывают глазами Колфилда, как-бы не скрывая этого, наоборот, толкая нас в это , в этот мир, который в глазах. И пусть сколько угодно повторял «родитель» Холдена, что передать этот мир посредством объектива ну никак не удастся, попыток совершено было достаточно, чтобы в какой-то мере иметь возможность сравнивать. Сравнивать книгу, и (как-же)… ее экранизации.

Да что там говорить о экранизации, если Чэмпэн осмелился заняться ее (книги) реализацией. Наверное, он действительно был самым ярким фанатом Сэленджера, если согласился (опять-же наверное и опять-же, скорее всего, возножно) с автором книги в том, что экранизация дело неблагодарное, куда проще и правильнее задуматься о реализации. И пусть это все всего лишь догадки, и пускай никто не знает настоящего мотива Чэмпэна, наверное, даже он сам. Это все неважно по отношению к данному фильму, ведь Пиддингтон показывает нам все именно так. Открыто в концовке, но так явно до нее.

В нашем мире жутко тяжело быть не фанатом Леннона. Можно его не любить, можно не любить его творчество, его взгляды, можно не любить Йоко Оно в конце концов! Но тяжело признавать, что ты не фанат Джона. Сказать об этом одному, сказать другому, третьему, сказать всему миру, что ты не фанат Леннона. Особенно это тяжело было в 70-х — 80-х годах.

Жутко тяжело «отклоняться». Прям «до чертиков» тяжело. Леннон был эпохой, прервать которую значило вписать свое имя в историю. Не это ли главный мотив Чэмпэна? Сэлинджер своим Холденом пытался донести, что «выделяться» это никак не синоним «отклонятся». Убить «пижона», это никак не значит не признавать систему, ее моральные ценности и идеалы. Это скорее значит подчеркнуть себя, но никак не отделить себя.

Автор фильма делает попытку разобраться в самом Чэмпэне, показать его окружение, его обыденность, его внутренний мир. Предлагает зрителю посмотреть на мир глазами Чэмпэна, который, как считает автор, смотрит на мир глазами Холдена. Не совсем теми, которыми смотрит Сэлинджер, а именно теми, которыми смотрит Чэмпен, отождествляя себя с главным героем нашумевшей книги. Не совсем удачно — на протяжении всего фильма создается впечатление, что Чэмпэн только и запомнил, как прекрасно было бы ловить ребятишек, падающих в пропасть, да как бы воплотить мечты Колфилда относительно убийства толстяка в реальность. Ах да, еще о проститутке вспомнил.

Исходя из увиденного на протяжении почти двух часов, напрашивается вывод, что Чэмпэн, будучи ярким фанатом Колфилда, просто не замечает те учения и мораль, которую вложил в своей роман Сэлинджер. Чэмпэн тот-же 16-летний юнец, с которым он себя отождествляет, что и было подчеркнуто в одной из начальных реплик фильма. Делает те же ошибки, что и Холден, только последствия этих ошибок куда более весомые…

… Или все это фарс, показуха, притворство? Скрываясь за этим 16-летним юнцом, Чэмпэн прежде всего осуществляет то, что было коварно задумано? Вписывает себя в эпоху, становится знаменитым. О нем даже фильмы снимают, и не один. И поди разбери, то ли он безумец, то ли безумный гений, просчитав и сотворив то, чего и добивался. Раскаивается ли он за свой поступок? Или, как показывает фильм, считает себя основателем новой эпохи, со своими последователями (вспомнить о попытке покушения на Рейгана). Но это не значит, что он не раскаивается…

Этот фильм, как нам говориться в начальных титрах, был снят на месте реальных событий и все слова Чэмпэна являются реальными цитатами. Порекомендовать его можно прежде всего людям, прочитавшим роман Сэленджера «Над пропастью во ржи». Как тем, кому этот роман понравился, так и тем, кто не нашел в нем ничего своего. Также фильм должен понравиться фанатам Леннона. Как тем, которые являются реальными его фанатами, так и тем, кто просто любит об этом говорить. Остальным также можно порекомендовать этот фильм. Ничего после просмотра вы не потеряете, кроме, разве что, двух часов, но ведь это мелочи. А вот получить можете гораздо больше. Ну хотя бы, возможно, прочтете сам культовый роман.

Совсем немного о технических излишествах. Довольно приличная игра актеров, точнее, актера. Старается, и весьма успешно. Прекрасная операторская работа, действительно прекрасная. Бюджет у фильма невелик, чтобы говорить о каких-то там спец эффектах и прочей ерунде. Они здесь излишни.

Исходя из всего сказанного, несказанного и недосказанного, можно подытожить и сказать, что фильм на мое субъективное мнение заслуживает:

… но если вспомнить, что все это прежде всего показуха и притворство, то следует поставить.

История человечества знает немало убийств, изменивших мир. Как правило, речь идёт о покушениях на влиятельных политических деятелей, королевских особ и военачальников. Но в 1980 году мир содрогнулся от гибели человека, не имевшего отношения к сильным мира сего, но при этом ставшего кумиром для миллионов людей в разных странах.

1980 год должен был стать поворотным в карьере Джона Леннона . После пяти лет фактического затворничества и перерыва в музыкальной деятельности, который Леннон объявил в 1975 году в связи с рождением сына Шона , музыкант выпустил новый альбом «Double Fantasy». Он был высоко оценён критиками и с восторгом принят фанатами.

Поклонники «Битлз» после возобновления Ленноном активной творческой деятельности вновь стали лелеять мечту о воссоединении любимой группы.

Джон Леннон, 9 октября 1980 года отметивший своё 40-летие, находился в расцвете сил и был вполне доволен жизнью. За плечами был успех «Битлз», активная антивоенная деятельность конца 1960 - начала 1970-х, обернувшаяся даже временным запретом на въезд в США. К 40 годам Леннон добился мирового признания как музыкант и общественный деятель как со стороны общества, так и со стороны власть предержащих.

«Это всё, чего вы хотели?»

Вместе со своей женой Йоко Оно и сыном Шоном Леннон жил в Нью-Йорке, в доме «премиум-класса» «Дакота», работал над записью новых песен на студии звукозаписи и охотно общался с поклонниками, толпами осаждавшими подходы к его дому.

Музыкант любил своих фанатов и не отказывал им во встречах. В начале декабря 1980 года Леннон заметил в интервью: что люди подходят к нему, просят автографы или говорят: «Привет», но при этом не пристают и не надоедают.

День 8 декабря 1980 года был для Леннона самым обычным. Около 10 утра они с Йоко давали интервью журналистам в своей квартире, затем там же состоялась фотосессия для журнала Rolling Stone. Покончив с этим и немного отдохнув, Леннон с женой отправились на студию Record Plant, чтобы продолжить работу над песней «Walking on Thin Ice».

Джон Леннон и Йоко Оно. Фото: www.globallookpress.com

Возле дома случилась заминка из-за не прибывшего вовремя лимузина, которой воспользовались фанаты, просившие автограф. Леннон никому не отказывал.

Молодой человек лет 25 протянул музыканту альбом «Double Fantasy» и ручку. Леннон улыбнулся и написал на экземпляре: «John Lennon, December 1980». В это время звезду и поклонника запечатлел фотограф.

— Это всё, чего вы хотели? — спросил Леннон.

— Да. Спасибо, Джон, — ответил фанат.

Поклонника звали Марк Дэвид Чепмен .

Маленький человек, жаждавший славы

25-летний уроженец Техаса стал битломаном ещё в 10-летнем возрасте. Он собирал все пластинки группы и плакаты с изображением её участников, пытался подражать им, играя на гитаре в школьной рок-группе. Марк одевался, как «битлы», и носил такие же, как они, причёски.

Но, когда Марку исполнилось 15 лет, группа распалась. Для подростка это стало настоящим ударом. Через какое-то время он резко изменился — коротко постригся, стал носить строгую одежду, изучал Священное писание. Как оказалось, Марк вступил в «Ассоциацию молодых христиан».

С юности он мечтал прославиться, стать известным и уважаемым. Окончив школу, он нигде больше не учился, не получил профессии, но много путешествовал в качестве «агента по делам азиатских беженцев».

В конце концов Чепмен осел в Гонолулу, на Гавайях, устроившись в качестве охранника на работу в кооперативный дом «Вайкики», и обзавёлся семьёй.

Но остепениться он не смог — мечты о славе не давали покоя. Чепмен решил, что самый надёжный и быстрый способ прославиться — это совершить убийство известной личности, политика, спортсмена или артиста. В голове охранника из Гонолулу крутился целый список потенциальных жертв, но номером один стоял Джон Леннон, главный кумир юности. Он обожал и в то же время ненавидел его. Жена Чепмена позже рассказывала, что Марк, прочитав очередную статью о Ленноне, приходил в ярость, называя его «ублюдком», который, проповедуя мир и любовь, сколотил на этих проповедях миллионное состояние.

«Я буду ждать»

В начале осени 1980 года Чепмен стал планировать убийство. Он приобрёл оружие и боеприпасы, но всё ещё колебался. О своём замысле он рассказал жене, которая, ужаснувшись, посоветовала ему срочно обратиться к психиатру. Марк поначалу согласился и даже записался к врачу, но затем решимость осуществить задуманное взяла верх.

Жену он убедил, что от оружия избавился и ни о каком убийстве больше не помышляет. Затем он рассказал супруге, что у него появился идея написания детской книжки, в связи с чем ему необходимо съездить в Нью-Йорк.

В Нью-Йорк Чепмен, вооружённый револьвером, прибыл 6 декабря. Он крутился возле «Дакоты», где собирались поклонники Леннона и «Битлз», выжидая удобного случая. Чтобы иметь повод обратиться к Леннону, Чепмен приобрёл альбом «Double Fantasy».

8 декабря Чепмен попросил фотографа-любителя Пола Гореша , который также был фанатом музыканта, помочь обратиться к Леннону за автографом и заплатил ему 50 долларов, чтобы тот сфотографировал его с Джоном, так как, по его словам, на Гавайях ему никто бы не поверил.

Джон Леннон даёт автограф на обложке альбома «Double Fantasy» для Чепмена за шесть часов до убийства. Фото: Commons.wikimedia.org / Paul Goresh

Когда автограф был получен и фотография сделана, а Леннон с Йоко Оно уехали на студию звукозаписи, Пол Гореш сказал, что собирается домой, так как Джон вернётся поздно.

— Я буду ждать. Ты никогда не знаешь, увидишь ли его опять, — заметил Чепмен. Никто из присутствующих не увидел угрозы в этих словах.

Чепмен остался у дома, беседуя с одним из швейцаров «Дакоты».

«Я только что застрелил Джона Леннона»

В 22:30 Леннон с женой закончили работу на студии и поехали домой. Они хотели заехать куда-нибудь поужинать, но затем решили вернуться домой, чтобы пожелать спокойной ночи сыну, который оставался в квартире в «Дакоте» с няней.

Дело было не только в сыне — Леннон знал, что его фанаты собираются около дома и поздно вечером, и не упускал случая вознаградить их за преданность своим появлением.

Машина, на которой ехали Леннон и Йоко Оно, могла заехать в охраняемый двор «Дакоты», недоступный для посторонних, но они попросили высадить их на улице. Джон не чувствовал никакой опасности.

Они подходили к дому, Йоко шла чуть впереди мужа. Чепмен замер в ожидании. Поравнявшись с ним, Леннон бросил на поклонника короткий взгляд и двинулся дальше. Они подходили к арке, когда Чепмен выхватил револьвер и открыл огонь.

Он выпустил пять пуль, четыре из которых попали в Леннона. Две из них попали в левую часть спины, две — в левое плечо. Чепмен стрелял экспансивными пулями, которые при попадании в мягкие ткани увеличивают свой диаметр и причиняют страшные повреждения.

Леннон сумел сделать ещё шесть шагов, затем произнёс: «Я ранен», — и упал, выронив кассеты, записанные на студии.

Один из консьержей бросился к Чепмену и выбил у него оружие. Впрочем, стрелок не сопротивлялся. На вопрос, понимает ли он, что натворил, он ответил:

— Да, я только что застрелил Джона Леннона.

Чепмен снял пальто и шляпу и спокойно сел на тротуар, даже не пытаясь скрыться.

«Мёртв по прибытии»

Второй консьерж в это время пытался оказать Леннону помощь, но увидев характер ранений, понял, что помочь может только немедленное прибытие медиков. Поэтому он просто накрыл раненого своим жакетом.

Прибывший на место стрельбы полицейский наряд едва не схватил сердобольного консьержа — тот после попытки помочь Леннону был весь в крови музыканта. Однако коллеги консьержа из «Дакоты» указали на истинного виновника — Чепмен продолжал спокойно сидеть на тротуаре, читая роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи».

Второй полицейский наряд, прибывший на место, увидев, что подозреваемый задержан, принялся за пострадавшего. Осмотрев Леннона, полицейские пришли к выводу, что счёт идёт на минуты. Не дожидаясь врачей, они погрузили музыканта на заднее сиденье машины и помчались в расположенную в 800 метрах от места событий больницу Святого Луки — Рузвельта.

По пути, который занял считанные минуты, полицейский пытался разговаривать с Ленноном, но состояние раненого стремительно ухудшалось.

К моменту, когда Леннон оказался на операционном столе, он уже не дышал и не имел пульса. Тем не менее опытнейшие врачи в течение 20 минут пытались реанимировать музыканта. Увы, все попытки оказались безуспешными.

В 23:07 8 декабря 1980 года первый доктор больницы по неотложной помощи Стефан Линн объявил Джона Леннона «мёртвым по прибытии».

По словам свидетелей, в этот момент в больнице зазвучала одна из песен «Битлз» — «All My Loving».

Йоко Оно покидает больницу после смерти мужа. Фото: Commons.wikimedia.org

В 23:15 доктор Линн вышел к прибывшей в больницу вслед за мужем Йоко Оно и сказал: «У него не было шансов. Мы ничего не могли сделать для спасения вашего мужа. Полагаем, что первая пуля убила его. Она разорвала грудь Джона и нанесла непоправимые повреждения главной артерии».

В этот момент в больнице находился журналист телеканала ABС, попавший в аварию. Он сумел добраться до телефона и сообщить своим коллегам сенсационную новость.

Канал ABC передал сообщение об убийстве Джона Леннона во время трансляции матча по американскому футболу между клубами «Майами Долфинс» и «Нью-Ингленд Пэтриотс».

Вскрытие показало, что причиной смерти Джона Леннона стали болевой шок и массивная потеря крови.

«Убийцы не являются кем-нибудь»

Марка Чепмена обвинили в убийстве второй степени. Главным вопросом во время разбирательства по данному делу была не виновность подозреваемого, а его вменяемость.

Многие считали, что убийца Леннона психически болен, но в итоге было принято решение, что он способен отвечать за совершённое преступление.

В ходе расследования всплыла ещё одна подробность — у Чепмена была «запасная жертва». Если бы по каким-то причинам убить Леннона не удалось, охранник из Гонолулу собирался застрелить . Чепмен побывал на спектакле «Человек-Слон», в котором играл Боуи, сделав фотографию артиста у входа на сцену. Таким образом, гибель Джона Леннона, как ни страшно звучит, избавила от этой участи Дэвида Боуи.

24 августа 1981 года суд приговорил Марка Дэвида Чепмена к заключению сроком от 20 лет до пожизненного с обязательным прохождением лечения у психиатра.

Начиная с 2000 года Чепмен получил право на ходатайство об условно-досрочном освобождении. Слушания по этому вопросу проводятся каждые два года, и неизменно Чепмен получает отказ.

Убийца Леннона, кажется, смирился со своей участью. В одном из интервью он заметил: «Я чувствовал, что, убив Джона Леннона, я стану кем-нибудь. Вместо этого я стал убийцей, а убийцы не являются кем-нибудь».

А экземпляр альбома «Double Fantasy», который Леннон подписал своему убийце за несколько часов для гибели, стал настоящим раритетом. В 2011 году он был продан на аукционе за 530 тысяч фунтов.

Джон Леннон родился в портовом английском городе Ливерпуль. Его мать Джулия и отец Альфред Леннон практически не жили вместе. Вскоре после рождения сына Альфреда забрали на фронт, а Джулия встретила другого мужчину и вышла за него замуж. Когда Джону исполнилось 4 года, он переехал жить к сестре своей матери Мими Смит, у которой не было собственных детей. С родной матерью мальчик виделся редко, их отношения были скорее дружескими, чем материнско-сыновьими.

У Джона был достаточно высокий коэффициент IQ, но в школе он учился очень плохо, так как не мог выносить рутину ежедневных занятий. Но творческий потенциал мальчик начал реализовывать еще в детстве. Джон пел в хоре, издавал собственный журнал, талантливо рисовал.

Когда в середине 50-х годов Англию настиг бум рок-н-ролла, подростки на каждом шагу стали создавать собственные группы. Не остался в стороне и юный Леннон. Он организовал коллектив «The Quarrymen», название ему дала школа, в которой учились все его участники.

Через год к группе присоединился первый мальчик из другого района города. Он был младше других, но играл на гитаре намного лучше. Это был , который вскоре привел , учившегося вместе с ним.

Оканчивая общеобразовательную школу, Джон Леннон умудрился провалить все выпускные экзамены и единственным учебным заведением, которое согласилось принять необычного подростка, оказался Ливерпульский художественный колледж.


Но даже художественное образование не привлекало Джона. Всё больше времени он проводил с Полом, Джорджем и Стюартом Сатклиффом, с которым познакомился в колледже и пригласил его в «The Quarrymen» играть на бас-гитаре. Вскоре название коллектива изменили на «Long Johnny and Silver Beetles», а позднее сократили до последнего слова, изменили одну букву, чтобы включить в название игру слов, и стали именоваться «The Beatles».

«The Beatles»

С начала 60-х годов ребята полностью сосредоточились на музыке. Они не только делали собственные кавер-версии знаменитых хитов, но и начали писать собственные песни. Постепенно группа стала популярна в родном Ливерпуле, после чего «Битлз» несколько раз ездили в Гамбург, где играли в ночных клубах.


Джон Леннон и группа "Битлз" в начале карьеры

В то время стиль музыки и имидж группы был стандартным для рок-бэнда: кожаные куртки, ковбойские сапоги, прически как у и так далее. Но в 1961 году менеджером «Битлз» становится Брайан Эпстайн, который полностью меняет их облик. Ребята переодеваются в строгие костюмы без лацканов, начинают вести себя на сцене профессионально. Знаменитую на весь мир прическу битлам придумала немецкая фотограф Астрид Кирхер, ради которой в Германии остался жить Стюарт Сатклифф.


Джон Леннон и группа "Битлз" в новом образе

Смена имиджа способствовала популярности коллектива. Еще более привлекло внимание к группе выступление «Битлз» в Королевском концертном зале, где Джон Леннон сказал знаменитую фразу:

«Те, кто сидит на дешёвых местах, аплодируйте. Остальные могут позвякивать своими драгоценностями».
«Сейчас мы более популярны, чем Иисус».

После выхода первого сингла «Love Me Do» и последовавшей за ним полноформатной пластинки «Please Please Me» в Великобритании началась битломания. А после выхода нового сингла «I Want to Hold Your Hand» волна популярности захлестнула Америку, а затем и весь мир.

Последующие несколько лет битлы жили практически на чемоданах, безостановочно гастролируя и выпуская один альбом за другим.

В 1967 году, когда Джон, Пол, Джордж и Ринго перестали гастролировать, сосредоточились на звукозаписи и написании новых песен, Леннон начал терять интерес к группе. Сначала он отказался от роли лидера «Битлз», затем впервые за многие годы стал сочинять отдельно от Маккартни.


Раньше все песни они создавали только вместе. Выпустив еще несколько очень успешных пластинок, группа прекратила свое существование. Официально это случилось в 1970 году, но проблемы в коллективе были на протяжении 2-х последних лет.

Сольная карьера

Свой первый самостоятельный альбом Джон Леннон записал в 1968 году и назвал его «Unfinished Music No.1: Two Virgins». В работе над этим диском принимала участие и Йоко Оно. Это был музыкальный психоделический эксперимент, который записали за одну ночь. На этой пластинке нет песен, она состоит из обрывочного набора звуков, криков и стонов. В аналогичном ключе выдержаны и следующие работы «Wedding Album» и «Unfinished Music No.2: Life With The Lions».

Первым «песенным» альбомом стал «John Lennon/Plastic Ono Band», выпущенный в 1970 году. А следующая пластинка «Imagine», вышедшая через год, практически повторила успех последних альбомов «The Beatles». Заглавная песня стала визитной карточкой певца и до сих пор считается одним из антиполитических и антирелигиозных гимнов.

В списке «500 величайших песен всех времён», который составил журнал «Rolling Stone» в 2004 году, эта композиция заняла 3 место.

Впоследствии Джон Леннон выпустил еще 5 студийных альбомов, несколько сборников и концертных записей.

Творчество

Джон Леннон знаменит не только как автор множества популярных песен. Также он известен как актер. Вместе с другими битлами Леннон снимался в музыкальных фильмах «Вечер трудного дня», «На помощь!», «Волшебное таинственное путешествие» и «Пусть будет так». Также он сыграл стрелка Грипвид в военной комедии «Как я выиграл войну», сатирической комедии «Цыплёнок-динамит» и драме «Огонь в воде». Кроме того, вместе с Йоко Оно Леннон снял несколько фильмов в качестве режиссера. В основном это были политические социальные кинокартины.

Как писатель Джон Леннон реализовался еще в 60-х годах. Он издал 3 книги: в 1964 году вышла «Пишу, как пишется», через год появилась «Испалец в колесе», а в 1986 посмертно издали книгу «Устная небопись». Каждое издание представляет сборник рассказов в стиле черного юмора, с большим количеством спланированных ошибок, каламбуров и игры слов, которая отразилась и в названиях произведений.

Личная жизнь

Первый раз Джон Леннон женился в 1962 году на своей однокурснице Синтии Пауэлл. В апреле 1963 года у них родился сын Джулиан Леннон. Но брак не был крепким из-за постоянных отлучек Джона, связанных с гастролями группы «Битлз», а также из-за обрушившейся популярности. Синтия, которой больше хотелось спокойной жизни, ушла от мужа в 1967 году, а официально они развелись через год.


В 1966 году Джон познакомился с японской художницей-авангардисткой . В 1968 году у них завязался роман, а через год Джон и Йоко поженились и стали неразлучными.


Своей свадьбе супруги посвятили песню «The Ballad of John and Yoko». В октябре 1975 года у них родился сын Шон Леннон. После этого события Джон официально объявил о завершении музыкальной карьеры, перестал гастролировать, почти не появлялся на публике и сосредоточился на воспитании сына.

Убийство

В конце 1980 года Джон Леннон выпустил студийный альбом «Double Fantasy» после многолетнего перерыва. 8 декабря 1980 года он давал интервью журналистам на студии звукозаписи «Hit Factory» в Нью-Йорке. Выходя со студии, певец раздал множество автографов, в том числе он расписался на обложке собственной пластинки, о чем его попросил человек по имени Марк Чепмен.


Когда Джон и Йоко возвратились домой и уже входили в арку здания «Дакота», где они проживали, Чепмен сделал 5 выстрелов в спину Леннона. Певца через несколько минут доставили в госпиталь имени , но из-за большой потери крови врачи не смогли спасти жизнь знаменитого музыканта, и он скончался в тот же день.

Джон Леннон был кремирован, а его прах Йоко Оно развеяла в нью-йоркском Центральном парке Стробэри Филдс.

Марк Чепмен за свое преступление был осужден и отбывает пожизненное заключение. Мотивом убийства он назвал желание стать таким же знаменитым, как и сам Джон Леннон.

Сольная дискография

  • 1968 - Unfinished Music No.1: Two Virgins
  • 1969 - Unfinished Music No.2: Life With The Lions
  • 1969 - Wedding Album
  • 1970 - John Lennon/Plastic Ono Band
  • 1971 - Imagine
  • 1972 - Some Time In New York City
  • 1973 - Mind Games
  • 1974 - Walls And Bridges
  • 1975 - Rock’n’Roll
  • 1980 - Double Fantasy