В помощь школьнику. Повесть Быкова "Сотников": главные герои

Сочинение

В отличие от предыдущих произведений, в «Сотникове», по меткому наблюдению венгерского критика Антала Вечека, отсутствует изначальное резкое разграничение «света» и «тени» в характерах главных персонажей, раскрываемых полностью лишь в завершающих эпизодах повести, где нравственная победа Сотникова заставляет, наконец, Рыбака догадаться, что можно позавидовать чужой смерти и проклясть дарованную тебе жизнь. Шарлотта Шмитц пыталась уверить читателей, будто и Рыбак и Сотников - оба терпят фиаско, поскольку ничего не меняют в течении событий, будто ни «жертвенность» Сотникова, ни прагматическое «бегство» Рыбака ничего не дают людям, одинаково бессмысленны. Это заявление возмутило Василя Быкова. Назвав поведение Сотникова «борьбой на крайнем пределе сил», он писал: «Я не знаю, каковы критерии подвига у Ш. Шмитц, но для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь к спасению жизни Рыбак».

В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево подчеркнул, что Сотников до конца жизни «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и смертью своей призывает к борьбе с фашизмом. И в связи с этим вспомнил трагедию Гете «Эгмонт», слова ее героя о необходимости сражаться до конца: «В чем вам пример сегодня подаю!» Сотникову очень хочется встретиться взглядом с мальчиком, чтоб тот не думал о людях плохо. И они - встречаются. Сотников «одними глазами улыбнулся мальчику». Сын комиссара гражданской войны, с честью прошедший свой путь, передает несгибаемость, веру, чувство чести - пример будущему поколению. Символом преемственности является здесь «старая армейская буденовка» с красной звездой. По тонкому замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».

«Быковское отношение к войне выделяется из основного потока современной литературы, - правильно писал в Норман Н. Шнайдман.- Его повести являются философскими по своей концепции и психологическими но природе». Однако объективность изменила профессору, едва он перешел к анализу повести «Сотников», приведшему его к утверждению, которое он попытался распространить не только на другие повести Василя Быкова, но и на романы Юрия Бондарева, на «Потерянный кров» Понаса Авижюса: «Исследование и психологический анализ характера предателей и частая симпатия к тем, кто оказался слишком слабым, чтобы сопротивляться неистовому давлению обстоятельств, и кто хочет любой ценой спасти свою жизнь, - относительно новая тема в русской литературе». Единственным аргументом профессору послужило то, что Сотников, в мыслях подойдя к Рыбаку «по высшему кодексу человечности», заключил: «Рыбак недобрал чего-то как человек и гражданин». Свидетельствуя о недосягаемом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку». Короткой фразой Сотников определял и собственное, и авторское, и наше общее отношение к Рыбаку.

Фиксируя все большую сосредоточенность Василя Быкова в последующем творчестве на проблеме, «что завещали будущим поколениям мертвые последней войны, 20 миллионов погибших советских воинов», немецкая исследовательница Ньота Тун правильно заметила, что «эпиграфом ко всему творчеству Быкова могут служить слова из его повести «Обелиск»: «Смерть, братец, имеет смысл, большой смысл... Смерть - это абсолютное доказательство». В «Обелиске» он объявляет свое эстетическое кредо, он показывает, что придает Сотникову и лейтенанту Ивановскому уверенность в том, что смерть, неизбежность ее, не уничтожает память об их существовании».

Оказавшись перед решающим выбором, Сотников сознательно принимает решение, обусловленное всей его жизнью. Мимо этого, главного, прошли зарубежные истолкователи творчества Василя Быкова, воспринявшие ее как экзистенциалиста. В плену предубеждений оказался и Норман Н. Шнайдман, не заметивший неразрывной связи Сотникова и с предыдущим поколением (отец-комиссар), и со своими современниками (взирающие на него люди, которым он дает урок мужества), и с идущими ему на смену (мальчик в буденовском шлеме).

Профессор написал о Василе Быкове: «Он не обращается к героическим и романтическим убеждениям, с которыми по традиции ассоциируется военная тема. Он отвергает наивный, но широко распространенный взгляд, что есть особая порода людей, принадлежащих к «военному поколению», или что существует «абстрактное товарищество между солдатами». По Быкову, армия состоит из индивидуумов, и война не превращает их в одно единое тело. Он понимает, что человек перед лицом смертельной опасности одинок, одинокое созданье, отрешенное от повседневной жизни и занятое только тем, как бы выжить. Быков сочувствует своим героям, но он не щадит их. Многие из них проявляют подлинный героизм, вдохновленные глубокими порывами, но смерть оказывается ценой этической чистоты».

Можно подумать, что канадский профессор незнаком ни с «Альпийской балладой», ни с «Сотниковым» - произведениями, как мы видели, всем строем опровергающими подобные построения. Всемогущая, но совершенно непредсказуемая случайность, как в «Постороннем» Альбера Камю, определяющая выбор у экзистенциалистов, уступает у Василя Быкова место совершенно конкретным императивным доминантам характера, сформированным в человеке русским образом жизни.

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \"Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников"

Елена Котынова

Елена Юрьевна Котынова - учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей», Псковская область, г. Великие Луки.

“Коварная судьба заплутавшего на войне человека”

Тема нравственного выбора в повести Василя Быкова «Сотников»

I. Слово учителя

Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней исковеркала! Под страшным ветром пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать выбор: любым путём сохранить единственно неповторимое - жизнь или отдать её во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей.

Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя, в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор приходится делать его героям. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже.

Сам Быков воевал в пехоте и артиллерии. Вот как он объяснял замысел своего произведения: “Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к её изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Статья опубликована при поддержке официального дистрибьютора по России и СТС, группа компаний "Терриком" "Antonio Merloni Cylinders Ghergo Group S.P.A.". Автономная газификация домов, а также объектов различной степени сложности, автономные газгольдеры "Antonio Merloni", сжиженный газ. Посмотреть готовые решения, каталог, фото, видео и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://antonio-merloni.ru/.

II. Анализ повести

1. Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что “совсем не понятно” Рыбаку в поведении напарника?

(Рыбака назначил командир, Сотников был простужен, мог не идти, но не отказался потому, что “другие отказались”.)

2. Как Василь Быков в мелочах показывает разницу характеров, отношения партизан к происходящим событиям, их целей, жизненных позиций?

  • Рыбак вспоминает Любку - “огонь-девка!” Сотников: “У тебя ещё девки на уме?”
  • При виде сожжённого хутора Рыбак - “Подрубали, называется”. Сотников: “Выдал кто-то”.
  • Разговор об отсутствии у Сотникова хорошей шапки. Рыбак: “Зато в деревне у каждого мужика шапка”. Сотников: “Что же, с мужика снимать?”

3. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качану? Почему? Поменялось ли оно со временем или “нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”?

(“Ты немцам служишь, поэтому нам враг”, - говорит Рыбак старосте. Для партизан нет уважительных причин, чтобы служить врагу, даже после объяснения старостихи. Однако Рыбак не убивает Петра, думая: “Если что, его накажут другие”.)

4. Сравните поведение и мысли партизан во время перестрелки с полицаями. Почему Рыбак всё-таки не бросил товарища? Что им двигало?

(Выбор у Рыбака невелик: бежать самому, спастись, принести овцу в отряд или спасать товарища. Но, понимая, что если он бросится на помощь, то убьют обоих, приходит к выводу: “…пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь”. Сотников же отстреливался как мог, спасая тем самым Рыбака от гибели, прикрывая его отход. “Он понял, что задержал их [полицаев], и это вызвало короткое удовлетворение”. Стараясь не рассуждать, Рыбак “двинулся по своему следу назад”. Почему? Нужно было бы что-то объяснять в отряде: “Но что он скажет в лесу?” Не стремление помочь товарищу движет им, а боязнь ответст­венности.)

5. Какова роль внутреннего монолога Сотникова (глава 6)? Чем же измеряется “степень отваги в бою, бесстрашие и твёрдость перед лицом врага”? Почему после этого монолога Сотников вспоминает допрос русского полковника?

(“Он страдал от своей физической беспомощности” и старался не встретиться взглядом с Рыбаком. Именно Сотников рассуждает о “единственной реальной ценности всего сущего и для человека тоже” - о жизни. Может ли человек продлить своё присутствие на земле после смерти? Что сильнее - физические способности или сила духа? История допроса русского полковника напоминает сцену из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Оба героя: и полковник, и Андрей Со­колов - сумели вызвать к себе уважение жесткого врага, одержали духовную победу над имеющими власть фашистами.)

6. Расскажите о Рыбаке-партизане. Случайно ли он прослужил три года (!) старшиной роты? Но что настораживает в рассуждениях героя?

(Рыбак “был незлой человек”, ему “по душе было живое, реальное дело”, энергичен, в бою умеет “вовремя принять решение”, “чувствовал себя полноценным партизанским бойцом”. На войне ему даже казалось легко, ведь цель борьбы была ясна, “а над прочими обстоя тельствами он не очень раздумывал”. Но ведь на войне приходится не только стрелять! Настораживает также и его отношение к больным и слабым. Он “почти с неприязнью слушал нездоровое дыхание товарища”, испытывал пренебрежение к тем, кто “чего-то не мог, не умел”. Наверное, и решение красного командира Левинсона (А.Фадеев. «Разгром») о судьбе больного Фролова он абсолютно оправдал бы…)

7. Как вы думаете, какое отношение к подобным мыслям имеет история раненого лейтенанта? И почему её вспоминает именно Сотников?

(Сотников вспоминает плен и исхудавшего лейтенанта, от раненой ноги которого исходил запах гнили, обречённого на гибель всем своим “полусумасшедшим видом”. Обессилевший без воды и пищи, с лихорадочным блеском в глазах, он ценой собственной жизни даёт возможность спастись другим. Значит, и находящиеся в полушаге от гибели могут на войне быть бойцами! Этот человек оказался сильнее многих более здоровых! Сотникова этот лейтенант спас, и он не сможет поступить иначе в подобной критической ситуации.)

8. Как ведут себя Рыбак и Сотников во время ареста? Что больше всего тревожит героев? Как характеризует их тон разговора с полицаями, отношение к Дёмчихе?

(Рыбаку вдруг захотелось, “чтобы первым поднялся Сотников”, он же на четвереньках выполз из-под крыши, встал и поднял руки. “Гибель как будто откладывалась, это было главное”. Не делает попытки защитить Дёмчиху, говорит с полицаями негромко и уныло, опускает в разговоре голову. О поведении Сотникова думает: “Какого чёрта он задирается?” Сотников “мучительно переживал оттого, что так подвёл Рыбака да и Дёмчиху... он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём”. Заступается за женщину, отвечает не сдерживаясь, смотря в лицо конвоиру, называет полицаев палачами, истязателями, гадами. Единст­венное, что тревожит - “только бы выгородить Дёмчиху”.)

9. Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:

  • тон разговора;
  • ответы на вопросы;
  • отношение к судьбе Дёмчихи, Петра Качана.

Как вы считаете, прав ли Рыбак, думая, что “отсутствие всякого выбора предельно сузило его возможности”? Есть ли вообще выход в подобной ситуации?

(Сотников сразу разгадал хитрую игру полицая и не поддался на уловки Портнова. Он не пытается изворачиваться, готов терпеть пытки, но ничего не говорит об отряде.

Пробует договориться с Портновым только с одной целью - спасти Дёмчиху.

Ещё до допроса Рыбак много думает, как “перехитрить полицию”, прикидывает пути, не исключая в своих хитростях “припутать старосту”, которому якобы “это не слишком прибавит… вины перед немцами, а им, двоим, возможно, и повезёт”. По сути дела, готов подставить кого угодно, лишь бы спасти свою шкуру. На допросе, особенно не размышляя, отвечает на все вопросы, подставляя под удар отряд Дубового, говорит, что одного из полицаев подстрелил Сотников. Быстро отказывается от попытки спасти Дёмчиху. В конце допроса “почтительно поднялся со стула”, “с деланной преданностью взглянул в… глаза полицейского”. Уж какая здесь хитрость - сплошное предательство!)

10. Какие мысли охватывают всех обитателей “камеры смертников” после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему?

(Пётр Качан: “Звери!”

Рыбак: “Тихо вы! Услышат!”

Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак “ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним”.)

11. Чем собрался “поторговаться” Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13-я глава? Что символизирует собой “крысиный угол”? (На чашах весов для Рыбака - собственная жизнь и собственная смерть. Ни о ком другом и ни о чём другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый бежит с тонущего корабля, с другой - вызывает чувство брезгливости, как загнанная в угол крыса.

“Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке”, - писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашёл надёжное место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать своё дело.)

12. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают?

(Сотников: собственная жизнь - судьба отряда, Дёмчихи, Петра, Баси;

Пётр: собственная жизнь - честь 68-летнего старика;

Бася: собственная жизнь - судьба людей, помогавших ей.

И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака.)

(Тринадцатилетняя девочка, оказавшаяся в “камере смертников” по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.)

14. После рассказа о Басе следует история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова (история с отцовским маузером) и сделайте вывод, к чему они приводят (см. схему снизу).

III. Выводы

В 1944 году Василь Быков оказался около сборного пункта военнопленных, а впоследствии вспоминал это событие: “И вдруг загорелое, небритое лицо одного из тех, что безучастно сидели в канаве у самой изгороди, показалось мне знакомым. Пленный тоже задержал на мне свой отрешённый взгляд, и в следующее мгновение я узнал в нём когдатошнего моего сослуживца, который с осени 43-го считался погибшим. Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном, в котором он был начальником штаба, этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводили беседы, на его опыте учились воевать. А он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе с трёхцветным шевроном на рукаве, на котором красноречиво поблёскивали три знакомые буквы «РОА»…

Он попросил закурить и кратко поведал печальную и одновременно страшную в своей уничтожающей простоте историю. Оказывается, в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обхитрить немцев, записался во власовскую армию с надеждой улучить момент и перебежать к своим. Но как назло удобного момента всё не было, фронт находился в жёсткой обороне, а за власовцами строго следили гитлеровцы. С начала нашего наступления ему пришлось принять участие в боях против своих, хотя, разумеется, он стрелял вверх: разве он враг, утешал он себя. И вот в конце концов оказался в плену, конечно же, сдался сам, иначе бы тут не сидел.

Я слушал его и верил ему: он не врал, он говорил правду. Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу, его личная храбрость и воинское мастерство были засвидетель­ствованы высокой наградой. Просто, оказавшись в плену, он превыше всего поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. И вот плачевный результат хитрости…”

Ф.Энгельс писал: “Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнём”. Что же лежит в основе мужества Сотникова? (Сила духа, чувство ответственности за жизнь других людей, честность.)

  • Испытывает ли Василь Быков отвращение либо презрение к этому пленному и к герою повести Рыбаку? Почему? Обоснованно ли цитатное название нашего урока?

IV. Домашнее задание. Письменное рассуждение: «Две дороги к одной петле».

Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

Главные герои

Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи

Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

Глава 2

После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

Глава 18

Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1272.

Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

Основными персонажами повести представляются два товарища, Сотников и Рыбак, воюющие в партизанском отряде, и в соответствии с сюжетной линией оказываются плененными немецкими захватчиками.

Композиционная структура произведения состоит из двух частей, в которых действие повести разделяется на события, предшествующие плену героев, и непосредственное нахождение в плену, где персонажи оказываются поставленными перед необходимостью сделать самый страшный выбор в своей жизни.

Противопоставление персонажей повести в образах Сотникова и Рыбака является основой композиции произведения, выраженной в их внутренних монологах, диалогах, воспоминаниях из прошлой жизни, в повествовательном содержании раскрывающихся в разном нравственном мировоззрении героев.

Сюжетная линия повести по авторскому замыслу имеет стремительное развитие, при этом писатель ставит своих героев в обстоятельства, усложняющие их жизнь в прогрессирующем порядке (военное время, наступление болезней, ощущение постоянного голода, получение ранений, фашистский плен), с целью создания ситуации, в которой необходимо принять единственное верное жизненное решение либо в виде предательства, либо смерти.

Рыбак представляется в повести в образе человека с выраженным инстинктом самосохранения, отличающимся моральной незрелостью и жаждой жизни, заставляющих его сломаться от вражеского насилия и сделать свой выбор в пользу предательства собственной родины. При этом писатель в определенных обстоятельствах подчеркивает положительные качества данного героя в виде его помощи раненному товарищу, проявления доброты и заботы, но, оказавшись перед лицом смерти, ставшим малодушным и трусливым.

Сотников характеризуется писателем в качестве полной противоположности своему товарищу, человека, сумевшего выдержать с честью и достоинством неимоверные издевательства и пытки, оставшегося настоящим патриотом отчизны. Герой, поставленный в нечеловеческую ситуацию, будучи глубоко нравственным человеком, делает свой жизненный выбор в пользу смертельного исхода, стойко и выдержанно принимая собственную кончину.

Для раскрытия характеров героев писатель тонко и точно используется сложные психологические зарисовки, отличающиеся многогранностью, разноплановостью и правдивостью, позволяющие воспринимать повествование в мельчайших деталях, при этом не делая акцента на авторском отношении к поступкам персонажей повести.

Эпизоды из детства героев, представленные в виде их воспоминаний, позволяют подчеркнуть влияние воспитания детей на формирование их дальнейших личностных качеств.

Повесть затрагивает насущные проблемы человеческого общества в виде справедливости, совести, гуманизма, чести.

Анализ 2

Известно, что многие творения писателя Быкова были про Великую Отечественную Войну. И это совершенно закономерно, поскольку сам писатель был участником войны. Такое явление как война, рассматривается Василием Быковым в первую очередь с позиций нравственности. Писатель описывает нам жизнь людей в плохих условиях, призывает читателя подумать об истоках внутренней силы, которая характерна для лучших из его персонажей. В произведении "Сотников" Быков хочет показать нам что внутренняя сила не находится в зависимости от физических способностей индивидуума, она полностью связана с областью духа.

В главных героях повести воплощаются черты двух противоположных типов человека. Если подобные люди окажутся перед важным нравственным выбором, то поведут себя по разному: кто-то предаст и продолжит влачить жалкое существование; кто-то окажется мужественным и стойким человеком и предпочтут погибнуть со спокойствием на душе. В произведении "Сотников" противопоставляются два человека - Сотников и Рыбак.

Изначально Рыбак предстает перед читателем вполне доброй личностью: он оказывает помощь болеющему другу, отдаёт ему последнее зерно, не выказывает злости насчет нечаянной обузы. Рыбак по-своему добр. Он так и не решился на убийство старосты, хотя думал что это непременно нужно сделать.

В первый раз страх за собственную жизнь у Рыбака просыпается когда полицаями совершается погоня: изначально он хотел предать Сотникова, придумывая себе оправдания, что ему всё равно не спастись.

Когда был устроен допрос, Рыбак пугается и выдаёт свой отряд. Когда ему предлагают переход на сторону Германии, он соглашается. И в подтверждение своей готовности служить Германии, Рыбак помогает повесить Сотникова. Рыбак думает о собственном освобождении, глубоко в душе надеется на побег, но после казни ясно понимает, что ничего не выйдет.

Размышляя обо всём случившимся, Рыбак не может понять, каким образом это вышло и кто же виноват во всём. Ему не хочется признавать собственную вину. Он опускается до оправданий, что сражался за жизнь, и во всём виноват сам Сотников. Он не осознаёт того факта, что его глупые попытки оправдать себя крайне нелогичны и плохи. Сам Быков в конце произведения говорит читателю о том, что всё что произошло с Рыбаком - коварная судьба заплутавшего на войне человека. В книге поднимаются проблемы справедливости и гуманизма, она отвечает на такие не простые вопросы о том, как сохранить в себе человеческое, каким человеком нужно быть и т.д.

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть , написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.