Валерий сюткин биография дочь виола. Вечно обаятельный Валерий Сюткин: биография и личная жизнь

На сегодняшний день у него 20 сольных альбомов. Артист занимается и театральным творчеством – ставит собственные моноспектакли, а еще является активным участником Олимпийского движения. Валерий – человек светлый, позитивный, энергичный. За ним не успеть. Говорит, что мог бы быть летчиком. "Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков…" – поет Сюткин уже второй десяток лет. В 2018 году ему исполнится 60 лет. А ведь совсем не скажешь: он молодой парнишка, легко парящий по жизни. И в этой легкости отношения к жизни – секрет его молодости. Корреспондент сайт побеседовал с артистом, и он откровенно рассказал о себе, своей семье и работе.

Валерий, близкие друзья знают Вас как человека неуспокоенного, который все время что-то делает, куда-то улетает, потом прилетает, бежит, спешит... Как Вы живете в таком ритме? Откуда берется энергия, желание все время передвигаться?

Ну, во-первых, я москвич – это ответ на большую часть этого вопроса, потому что у нас высокие скорости жизни и космические энергетики. Москвичей вялыми не назовешь – они привыкли к такому ритму жизни. Когда я прилетаю в другой город и мне говорят: "И как вы там живете в своей Москве?", то я в противовес им говорю, что у них все как-то вяло идет. Во-вторых, я энергичный по генетике. У меня мама очень энергичный человек. Она каждый день ездит в Большой театр на балет – смотреть своих любимых артистов, знает поименно всех танцовщиков, балерин. Она преданный фанат этого жанра. Коля Цискаридзе называет ее "Сюткина мать".

А жена Виола и дочь Виола тоже в таком же ритме живут или они более спокойные девушки?

У нас вся семья шустрая, включая нашу любимую собаку Джульетту. Мы ее даже зовем Джу, потому что пока произнесешь "Джульетта", она уже будет в другом месте. Поэтому у нас семья высоких скоростей.

Чем занимается дочь? Вы говорили как-то, что она живет во Франции?

Мы живем на три города. Это Москва – город, где я тружусь (девочки тоже его очень любят). Он "вкусный" и стремительный. Потом – Юрмала и Рига – это родина моей любимой женщины Виолы. Я муж дочери этнической латышки. Теща – настоящая латышка, Виола – полукровка, а я вот как присоска фигурирую. В Латвии, как и в Израиле, национальность идет по женской, по материнской линии.

В общем, в Юрмалу я периодически совершаю набеги. А третий наш родной город – это Париж, потому что Виола там учится, скоро оканчивает магистратуру Сорбонны. Она у нас историк искусства театра. Где она будет жить после окончания университета, будет решать сама. Я, как папа, стараюсь давать ей самое лучшее, включая крепкое образование, и на это не жалко ни сил, ни времени. Я себя считаю счастливым отцом и дедом. У меня есть чудесная внучка, а Сюткина мать обрела правнучку. Внучку мне подарила старшая дочь.

Когда-то давно Вы говорили, что не общаетесь со старшей дочкой. Сейчас что-то поменялось? Вы пересмотрели свое отношение?

Да нет, особо не было такого. Я, может, с детьми не так много времени проводил. Но все судьбоносные моменты – устройство в школу, организация поступления в институт, финансирование образования, провожание в школу – это все я делал всегда. А сейчас все мои дети ходят на мои концерты – все нормально.

А с мамой старшей дочки поддерживаете дружеские отношения?

Нет, зачем? Я не возвращаюсь никогда. Только дети.

Но бывают разные отношения, например, дружат семьями.

Нет, любовь в жизни у меня одна. А вот детей у меня трое. Это и есть ответ на вопрос "Как устроена моя личная жизнь?".

Валера, а третий кто – сын?

Да, ему 30 лет. Я с Виолой уже 25 лет вместе, и это не назовешь каким-то третьим браком – это один-единственный.

В советское время поколение любило бесплатно и считало в уме. Зиновий Ефимович Гердт говорил, что в то время как только до поцелуев доходило – там и оставались. Раньше и в гостиницу не селили вместе, если не расписаны. Подобные бытовые условия подгоняли под отношения. А сейчас все живут в гражданском браке. И сын мой, и старшая дочь в – гражданском браке, да и младшая тоже. У моей дочери Виолы есть джентльмен из Германии. Он приезжал, и мы прекрасно провели время. Даже дерево вместе посадили на фестивале "Черешневый лес".

Расскажите о своем последнем выступлении в Доме музыки...

У меня два проекта – один музыкальный и один театральный. Спектакль под названием "Восторг!", премьера которого состоялась в конце марта, проходил в театральном центре "На Страстном", и, может, мы будем это продолжать.

Я всегда сначала делаю постановку, а потом жду предложений. "Закрепи" – так говорил Андрей Кнышев в своем афоризме, и я с ним согласен. Закрепи впечатление от спектакля. Недавно давал концерт в Большом зале Дома музыки. Этот проект называется "Валерий Сюткин и light dzass". Тут есть ирония: в английском слово light означает как и "легки"й, так и "светлый" – оба эти понятия под характеристику этого концерта подходят. Алексей Алексеевич Кузнецов – наш легендарный гитарист – лидер коллектива Light dzass. Мы сделали как мои шлягеры, так и шлягеры прошлого века. Андрей Эшпай, Александра Николаевна Пахмутова – в общем, весь золотой фонд отечественной эстрады близок нашему сердцу. Деликатно, но с большой улыбкой исполняем наши старые песни. Последние годы я даю два-три крупных концерта в Москве рок-н-ролл бендов. В этом году, в апреле, следующий концерт будет осенью. Поэтому 25 марта 2018 года – в день моего юбилея – милости просим в "Крокус Сити Холл"!

Я не буду кокетничать, я скажу так: у нас у всех с годами характер выходит на лицо. Хотите молодо выглядеть – никому не завидуйте, не тратьте время на ненужное самокопание - просто радуйтесь жизни, будьте вежливы и легки в отношениях с другими людьми. И эта легкость отразится на вашем лице.

Это и есть Ваш жизненный девиз?

У меня два девиза. Это как в интермедии с участием Никулина и Шуйдина: "Весело берем бревнышко и весело несем". И второй девиз. Вот у меня нет татуировок, но если бы была, она была бы такой, как у Михаила Михайловича Жванецкого: "Попробуйте зашвырнуть комара – он не летит, куда вы его бросаете. Нет, он летит сам по себе и плюет на вас. Надо быть легким и независимым". Комар – он независимый. Легкий и независимый. Вот и все мои девизы.

У Вас счастливый союз с Виолой. Есть какая-то формула любви?

В любви нельзя говорить "дай". Вот когда вы будете говорить "на", тогда и будете чувствовать любовь. Любовь – это "на" – получите, возьмите. Это единственный способ для людей жить в мире.

Надо дарить своим близким любовь, совершенно не надеясь на ответное чувство. Просто дарить и все. И тогда сразу все наладится. Тогда начинаешь чувствовать какую-то легкость и жизнь переливается яркими красками. Поэтому счастье – это "на". Главный наш минус – если мы даем, то сразу начинаем требовать взамен, а из этого ничего не получится. А еще мне нравится, как писал Лев Николаевич Толстой: "Счастье – это удовольствие без раскаяния".

Не могу не спросить о группе "Браво", в которой Вы проработали много лет. Вы сейчас общаетесь с ними, с Женей Хавтаном?

Ну, мы же коллеги. Времени на общение сейчас гораздо меньше, чем тогда, когда работали в "Браво". Но мы поздравляем друг друга с днем рождения, если встречаемся где-то – с удовольствием жмем друг другу руку и делимся новостями. Это не дружба, но уважительные коллегиальные отношения.

Какие у Вас творческие планы? Может, новый альбом?

Мы каждый год выпускаем новый альбом. Готовимся к юбилею. Всегда выпускаю сначала винил – я страстный поклонник этой формы. Когда в руках держишь винил – это особая эстетика, в этом плане я гурман. А так – все 20 моих альбомов есть в интернете.

Валера, Вы – активный участник Олимпийского движения? Откуда такая страсть к профессиональному спорту?

Как говорит мой друг Ваня Ургант, Чебурашка и Валерий Сюткин являются настоящими символами нашей олимпийской сборной. Своим появлением в группе поддержки олимпийцев я приношу успех. Вел вечеринки только по поводу победы, и никогда не случалось – по поводу поражения. Так что я – где-то между Чебурашкой и осьминогом Паулем, хоть и не участвую в спортпрогнозах. Был на семи Олимпиадах и только в Рио не поехал – команде было не до меня из-за скандалов с допингом.

Валера, Вы такой позитивный, светлый, живете легко. Можно лишь позавидовать.

Завидовать надо только белой завистью. Радоваться жизни. Шутить. Дарить добро, любовь и свет. Тогда все будет хорошо.

— Допускаю, что молодежь, услышав фамилию Сюткин, спросит: «А кто это?» И это меня ничуть не задевает. Моя пуб­лика — 40-50-летние люди, и их много. К тому же мне уже не хочется той осады поклонников, которая была во время моей работы в «Браво».


В эту суперпопулярную команду я попал случайно. В 1990 году играл в трио «Фен-о-мен», мы много гастролировали, в основном разогревая публику на выступлениях Боярского. Это был период безудержного веселья и легкости бытия… В один из свободных летних вечеров я направился на концерт «Машины Времени». Сажусь на первый ряд, рядом — Хавтан: «Валерка, привет, что делаешь? Может, в «Браво» попоешь?» Я обалдел, в то время у них солистом был Женя Осин, и мне он нравился, в команде смотрелся органично. Хавтан говорит: «Мы с ним расстались три месяца назад. Давай попробуем?» И я, хотя больше тяготел к року, согласился. Группа «Браво» была очень популярным коллективом.

Через пару дней приехал на репетиционную базу, прихватив с собой широкополую черную шляпу — для образа. Вхожу в зал, музыканты уже в сборе. Женя Хавтан с ходу наигрывает мотив — пам-пам-пам-пам и заявляет: «Нам нужна песня про стиляг». А я писал тексты для групп «Фен-о-мен», «Зодчие» и «Телефон», но поэтом себя не считал. Предлагаю: «Жень, давай сценарий сначала набросаем? Про что вообще хотим сказать?»

Тут же родился сюжет: «Красивый герой идет по Москве, все вокруг падают штабелями — и звучит вопрос: кто этот стиляга? «Каждый ответит, каждый ответит… Конечно, Эдик». А все стиляги звали себя как-то вычурно. Нам же хотелось добавить немного иронии. «Может, Петя или Гриша?»


И тут наш басист Сережа Лапин говорит: «Вася!» Хавтан в ужасе: «Только не Вася!» А я зацепился за имя: «Стоп, именно Вася. Раз возникло отторжение, значит, публике запомнится». Так родился хит. На той же самой репетиции мы написали «Девчонку 16 лет». Я предложил не мудрствовать, а просто перевести с английского песню Чака Берри «Sweet Little Sixteen». А то, что моих познаний в языке не хватило для точного перевода, даже к лучшему, потому что текст вышел художественно осмысленным. С этими двумя песнями и «Желтыми ботинками», в которой пришлось переписать текст с женского (ее же пела Жанна Агузарова) на мужской, я предложил Хавтану поехать на гастроли, чтобы сразу понять, правильный ли выбрали путь. Он в ужасе: с тремя песнями гастроли?! Но согласился — была не была…

И вот 25 августа 1990 года мы дали концерт в крошечном театре города Сумы, где собралось человек сто. И… порвали его как Тузик грелку. Успех был ошеломительным. Женя сказал: «Что-то в этом есть…»

Чтобы досконально понять выбранный нами стиль музыки, я купил себе­ огромную коробку пластинок рок-н-ролла 1950-60-х годов и за месяц все их изучил.

— Вы сразу запомнились зрителям не только лирическим тембром голоса, но и стильным внешним видом. Как рождался образ стиляги?


— По ходу пьесы… Мы с Женей как на работу ходили на барахолку Тишинского рынка. А когда ездили на гастроли по маленьким городкам, не гнушались комиссионками. Продавцы радовались, когда мы, основательно покопавшись в завалах, забирали залежалый товар — узкие ботиночки, пальто с подплечиками, короткие и широкие попугайских расцветок галстуки… Хватали все, что находили интересного, неважно, какого размера, надеясь, что кому-нибудь в группе пригодится. Наша публика — это целая армия — ходила не на Сюткина и Хавтана, а на стиль. И концерты воспринимались как возможность в первую очередь показать себя.

— Вы пели в «Браво» в очень неспокойное для страны время. Наверняка на концертах не обходилось без эксцессов?

— У нас в группе был Олег, официально его должность называлась «специалист по общественным связям», а неофициально это был наш телохранитель. Жилистый такой, сухопарый, широкоплечий, внешне на добермана похож. Как-то в Казани на нас наехали двадцать человек местных братков. Так он вышел и один решил вопрос. Его порекомендовал наш продюсер Евгений Фридлянд. Сказал: «Есть толковый парень из Кемерова, хочет у нас работать».

Мы его пригласили на концерт в зал «Россия» — познакомиться и обсудить перспективы сотрудничества. И вот, помню, на песне «Я то, что надо» на сцену залезает такой двухметровый шкаф, садится на стул лицом в зал и закуривает. А потом громко кричит: «Вован, круто выгляжу на фоне стиляг? Сфотографируй меня!» Я продолжаю петь, а что делать… Тут в проходе показался Олег. И далее то, что я увидел, с трудом поддается описанию. Он легко вспрыгнул на сцену, прошел мимо амбала, не поворачиваясь, схватил его за ноздри и поволок за собой. И все — одним движением руки!

За ними из зала выбежали еще пятеро. Когда мы вышли за кулисы, увидели следующую картинку: все шестеро лежат на полу в отключке, а Олег спокойно курит рядом. Он знал толк в ушу, джиу-джитсу и уличной драке. Зарплату, кстати, мы ему не платили. Он обозначил свой интерес так: «Кормите и возите на гастроли. А по субботам буду отдыхать». Ему действительно наша разгульная жизнь была по кайфу. В то время группа «Браво» была большим дружным колхозом, вовсю получающим удовольствие от жизни.


В целом 1990-е прошли гладко. Несколько раз нас кинули на деньги, ну да ладно. Не скажу, что мы как-то уж шиковали. За концерт получали немного. Но поскольку работали «пакетами», то есть давали несколько концертов подряд, то могли заработать рублей по триста, которые потом быстро спускали в Москве. Более серьезные заработки начались с приходом Фридлянда. Мы предложили ему стать нашим компаньоном, поставив четкую цель — совершить прорыв. Вместо того чтобы выступать по деревням, за 500 км от больших городов, взять Москву, Питер, Киев…

Мы с Хавтаном прекрасно дополняли друг друга. Женя — интеллигентнейший тонкий композитор, застенчивый человек, а я — энерджайзер. Из нас двоих получилась гремучая смесь. Фридлянд четко говорил: «Вы можете разругаться в пух и прах, но пока я здесь, будете работать. Ваш тандем — золотая жила».

Женю я ценю и люблю, жаль, что пройти вместе длинный творческий путь нам оказалось не под силу.

Если бы он не приревновал меня к сольному проекту и не включил начальника, мы бы и по сей день могли выступать вместе и сочинять чудесные песни. Но мной нельзя помыкать.

— Жизнь рок-н-ролльщика вряд ли совместима с семейными ценностями? Какой жене понравится, что в каждом городе у ее мужа поклонницы.

— Все зависит от отношений в семье. У нас работал администратором Леша Савельев, общительный веселый парень. В любом городе он в первый же вечер заказывал для нас ужин в лучшем ресторане, приглашал туда финалисток конкурсов красоты, . Мы в то время жили на полную катушку, вкушая все виды веселья. Но это же надоедает, в какой-то момент любой мужчина начинает хотеть настоящих чувств. Меня перемкнуло в 33 года, когда я встретил Виолу. Хорошо, что не раньше, потому что уже успел сделать правильные выводы.

— А те девушки, из вашей бурной молодости, не пытались поехать вслед за вами в Москву?

— Другое было время… Наши поклонницы все верно понимали: молодой мужчина, играющий рок-н-ролл, не может быть примерным семьянином. И уже в первую минуту знакомства все было ясно и понятно: сегодня мы вместе, а про завтра нечего и думать.

Группа «Браво» в 1990-е рвала стадионы. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Семью вам удалось построить лишь с третьей попытки, ведь до встречи с Виолой вы уже были женаты, причем дважды.


— Не было попыток, только нынешнюю свою семью я считаю первой и единственной. То, что я сейчас скажу, — это не оправдание, а мое восприятие прошлого. Мой первый опыт, скажем так, сожительства с женщинами определялся одним: тем социальным­ строем и теми условиями, в которых мы все жили. Нынешние молодые даже представить себе не могут, что в конце 1970-х — начале 1980-х годов невозможно было провести время на­едине с приличной девушкой, не сделав ей предложения. Познакомились, прогуляли месяц, и тебя уже ведут знакомиться с родителями… А они с порога смотрят вопрошающе — ну, когда же ты скажешь: «Я люблю вашу дочь и хочу взять ее в жены»? Иначе тебя примут за подонка… В то время так женились многие: лишь бы общество не смотрело косо.

Пока в моей жизни главным был рок-н-ролл, мужское поведение было безобразным. (С улыбкой.) Может быть, таким образом свыше меня готовили к встрече с единственной любовью моей жизни?

Виолу я люблю на молекулярном уровне, на уровне запаха, звука, осязания. Ее врожденная недоступность, иногда прохладная отчужденность, порой категоричность стимулируют мой интерес. А также безупречный стиль, красота и достоинство. Собственно говоря, сначала я влюбился в достоинство, потому что меня, короля российского рок-н-ролла, она взяла и отшила.

— Вы говорили, что Виола пришла в «Браво» костюмером и прямым текстом сообщила всем вам, что не намеревается устраивать здесь свою личную жизнь. Вы сразу поняли, что перед вами — женщина вашей мечты?


— Наша история любви явно зародилась на небесах. Я даже жалею, что первое время рассказывал в прессе про очередность событий. Появилось ощущение заезженной пластинки. Исто­рия-то на самом деле глубже! Поэтому скажу так: не помню, как вообще у нас все началось, наверное, что-то мне подсыпали в пищу. Проснулся — уже живу вот с такой красавицей. (Смеется.)

— Так и напишем.

— Знаете, даже не верится, что с тех пор прошел 21 год, потому что и сегодня Виола юная, красивая, великолепная.

Когда я ставлю себя на ее место, не понимаю: а на хрен ей я был нужен? Ненадежный дамский угодник… Представляю, что подумала ее мама, когда узнала, с кем связалась дочка.

— Учитывая, что на тот момент вы состояли в официальном браке, ваша история любви явно не была легкой?

— Я жил как хотел, мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола. Мужчины ценят налаженный быт и удобство. Но в какой-то момент она сказала: «Стоп, хватит». И мы попробовали пожить отдельно. У меня не получилось, я не смог, она мне была нужна как воздух.


Было безумно страшно рвать налаженную жизнь. Но я сделал это в одну минуту. В то время читал Кортасара «Игру в классики». И меня потрясла одна фраза: «Мы делаем все, чтобы отгородить себя от того, что и называется истинным приключением». Это было прямо в точку применительно к моей ситуации. В тот же день я, как порядочный­ мужчина, ушел из дома в чем был, и мы с Виолой начали жизнь с чистого листа. Долгое время снимали квартиру на Каховской, затем пожили немного с моей мамой, но поняли, что это не вариант, снова снимали и спус­тя несколько лет купили собственную квартиру недалеко от Яузского бульвара, где прошло мое детство.

Похожая история случилась с моим старшим другом. Он, женатый человек, влюбился и пришел ко мне за советом. Увидев, что это не бес в ребро, а настоящие чувства, я так ему сказал: «Приготовься заплатить за свой выбор и хлебнуть по полной программе. От тебя отвернутся друзья, потому что их жены в знак солидарности не станут общаться с твоей новой супругой. Но на нашу с Виолой поддержку рассчитывай, потому что мы знаем по себе — за чувства надо бороться». И вот почти семь лет он безудержно счастлив. У них уже трое детей. А в предыдущем браке детей не было. Мне тоже пришлось пройти через чистилище. К примеру, с моим другом Женей Маргулисом только недавно начали вновь плотно общаться, а его жена Аня стала здороваться с Виолой.

— Что за эти двадцать с лишним лет поняли о семейной жизни?

— То, что надо иметь личное пространство. Например, по тем вопросам, которые касаются исключительно меня, то есть моей мамы или старших детей, я не советуюсь с женой и рекомендую ей со мной эти темы не обсуждать. А в остальном я жене уступаю. Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост: мужчина должен быть рыцарем.

— Я жил как хотел. Мне не задавали вопросов и ничего не требовали… И вряд ли я что-то стал бы менять, не встреться мне Виола 1993. Фото: Из личного архива Валерия Сюткина

— Иногда таких называют подкаблучниками.

— А любой нормальный мужчина — подкаблучник. Тот, кто может обеспечить своей женщине красивую жизнь, будет счастливым. Женщины — со­здания благодарные. А если к ним относиться как к обслуге, то счастья не видать.

Я, как и , считаю, что только женщины и собаки дают ощущение наполненности жизни. И живу по принципу: «На! Возьмите, сколько вам нужно!» Мне для себя самого ничего не надо.

Я уже потерял многих своих приятелей. Кому-то не повезло, несчастный случай, болезни. Жизнь мимолетна, как комета. И я вывел такую теорию: чтобы мне было хорошо, нужно все отдать близким. Счастье — это «на»!

И вообще я уже пожилой и каждую неделю летаю на самолете, мало ли что… Всеми моими заработками распоряжается жена и теща, которая у меня бухгалтер.

— Многие мужчины опасаются полностью доверять жене: случись что, останутся без кола, без двора.


— Я уже обнулял свою жизнь и ни ра­зу об этом не пожалел. Пока смогу держать в руках гитару, заработаю на кров и пищу. Промурлыкаю свой «Московский бит» тому, кто захочет его послушать. Я с юности уверен, что лишь щедростью завоевываются женские сердца. Речь идет не только о материальных благах. Вы, женщины, любите мужчин за готовность к поступку, к решению.

На вопрос, кто у нас глава семьи, отвечаю, как Вуди Аллен: «Все, абсолютно все в нашей семье делаю я. А жена, она просто принимает решение». При том что мы с Виолой очень разные, когда нашей дочери было три года, она однажды так сказала: «Мама красивая и принципиальная. А папа у нас шутливый».

— Не могу не спросить: а ваши старшие дети не обижены на вас?

— Это у них надо спросить… Для старших я действительно не был отцом в полном смысле слова, но всегда появлялся, когда требовалась моя поддержка. Лене уже 33, она получила диплом юриста, работает специалистом по пиару в иностранной компании. Совсем недавно они с мужем родили дочку. Сразу прислала мне СМС: «Дедуля, поздравляю!» Сыну Максиму 27, он окончил географический факультет МГУ, работает в туризме, головастый парень. Финансово я им помогал до совершеннолетия, ставил, так сказать, на крыло. Теперь они в моей поддержке не нуждаются.

Претензии к тому, что я мало присутствовал в их жизни, принимаются полностью. Как отец я далек от идеала, но все, что должен был сделать, сделал. Не я сказал, но мне нравится фраза: «Я никого и ни в чем не виню, просто так вышло».


Полностью я воспитал лишь одного ребенка — Виолу. Присутствовал при родах, гулял по бульварам с коляской, бегал на молочную кухню, проверял уроки и развивал ее таланты. Хотя, конечно, самое трудное в плане воспитания выпало моей жене. Это я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: «Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся», а ей приходится проявлять строгость. Очень за это ей благодарен.

Осенью нашей дочери исполнится 18. Два года она проучилась в Швейцарии, окончила колледж, этим летом поступила в Американский университет в Париже. Хочет быть сценаристом и театральным режиссером. Но чтобы писать и режиссировать, требуется богатый внутренний мир и опыт. Так что пока, на мой взгляд, ей следует получить общее широкое образование.­ Европа­ в этом смысле хороша, потому что ребенку приходится проявлять самостоятельность — никто не будет по утрам будить и причесывать.


Очень смешно вышло, когда в первый день пребывания в колледже в Швейцарии Виола чуть не попала под отчисление. Вышло это так. На свой день рождения ее пригласил приятель, Тема Шульгин, сын . Йося Пригожин за­ехал за ней, забрал под расписку. И назад привез только в два ночи, к закрытым дверям кампуса… Никто не знал, что студенты должны быть в своих комнатах ровно в 21:00. Поднялась паника, пока Йося пытался решить проблему, директор уже позвонил мне и сказал, что в истории школы это первый подобный случай. Эффектное начало…

— Мне кажется, что секрет счастливой семейной жизни очень прост. Мужчина должен быть рыцарем. С женой Виолеттой и дочерью Виолой. Фото: Александр Кудряков

— Когда девочке было 10 лет, вы выпустили сборник ее рассказов. Вам правда так понравились сочинения ребенка или просто считаете, что его следует подбадривать и мотивировать на успех?

— Как-то Танич спросил пятилетнюю Виолу: «Как называется страна, в которой ты живешь?» — ожидая, что та ответит: «Россия». А она в этот момент рисовала весну — снег такой серый, деревья распускаются… Поднимает голову и говорит:

«Зимний рай» называется наша страна». Она с рождения мыслит нестандартно. Рассказы она начала сочинять в пять лет. Мне нравится такой, процитирую дословно. «Корса — это моя собака. Когда ее принесли, она была маленькая, она считала, что я ее ребенок. Когда на меня однажды напала собака, Корса на нее набросилась. Почему я это пишу? А потому, что сегодня ровно год, как наша Корса умерла. Но вы не расстраивайтесь, мои дорогие, у вас все будет хорошо». Пять лет я собирал все листочки и на ее 10-летие выпустил сборник тиражом 20 экземпляров. Виоле пришлось сочинить предисловие, которое меня убило.

«Когда я начала писать эту книгу, я была очень маленькая, поэтому в ней есть ошибки. На них не надо обращать внимания, потому что фантазии не имеют границ, а поэзия выходит из берегов».

Когда она подарила книги одноклассникам, один мальчик попросил автограф. Она ко мне подбежала: «Пап, как писать автограф?» — «Напиши «От Виолы…» В ее глазах я прочел: приятно что-то сделать самой.

Мне важно, чтобы дети выросли порядочными людьми, умеющими трудиться. Поэтому я и поощряю получение хорошего образования, хотя, положа руку на сердце, считаю, что женщина должна работать тогда, когда она без этого не может. А если может, то пусть лучше занимается своей красотой и созданием в доме уюта.

Сейчас думаю: я же счастливый человек! Всю жизнь занимаюсь любимым делом, пел вместе с Магомаевым, Миансаровой, Хилем и даже сэром Томом Джонсом. Недавно вместе со своей командой «Сюткин Бэнд» нашел другое поле деятельности: мы проводим праздники для хороших талантливых людей. И душа моя ликует, когда пою и вижу в зале танцующих Познера, Жванецкого, Галину Борисовну Волчек… Они мне говорят спасибо — и это высшее наслаждение. Вообще-то быть счастливым просто, надо лишь принять такое решение: «Я буду счастлив» — и все сразу получится.


Я живу с женщиной, которую люблю и с которой хочу прожить до последнего дня вместе, у меня хорошие дети… Но мне уже 56 лет, и я измеряю каждый свой год как одну пятьдесят шестую жизни… И время летит с бешеной скоростью — у-у-у. На мой полтинник один приятель сказал: «Мы с друзьями хотим тебе презентовать пентхауc, не бесплатно, но с большой скидкой». И тут я вспомнил, что мне уже 50, и понял, что не хочу оставшиеся годы тратить на раздачу долгов. И говорю ему: «В 49 лет взялся бы, а сейчас у меня уже нет времени».

Теперь я стал понимать, что все мечты и планы надо соизмерять с возрастом. Я не возьму даже в подарок яхту, самолет и прочее, что меня будет тянуть вниз.

Главный мой тост сегодня такой: «Жизнь коротка, поэтому прощайте быстро. Целуйтесь с любимыми медленно, любите искренне, дружите преданно, веселитесь неудержимо. А остальное жизнь сама посоветует».

Образование: окончил факультет культурологии МГГУ им. Шолохова

Семья: жена — Виолетта; дети — Виола, Максим, Елена; внучка — Василиса

Карьера: работал в группах «Телефон», «Зодчие», «Фен-о-мен». В 1990 году стал солистом группы «Браво». В 1995 году создал группу «Сюткин и Ко», в 2005-м — оркестр «Сюткин Бэнд». Автор шлягеров: «7000 над землей», «Вася», «Я то, что надо», «Дорога в облака», «Как жаль», «Вот и все» и др. Профессор кафедры вокала и худрук эстрадного отделения МГГУ им. Шолохова. Заслуженный артист России

Сюткин Валерий Миладович (р. 1958) – российский музыкант, композитор и автор песенных текстов, исполнитель, бывший солист музыкальных коллективов «Браво» и «Сюткин и Ко». С 2008 года имеет звание Заслуженного артиста России. В Московском государственном гуманитарном университете имени Шолохова преподаёт на кафедре вокала, художественный руководитель эстрадного отделения. С 2016 года входит в состав Авторского Совета РАО.

Родители

Его мама, Бронислава Андреевна (девичья фамилия Бржевицкая), родилась в Москве. А бабушка по материнской линии приехала в столицу из города Балта Одесской области. Валерий называет её одесситкой и считает, что именно по маминой линии ему досталось врождённое чувство юмора. Деда Сюткин ни разу в своей жизни не видел, но, учитывая его фамилию, Бржевицкий, принадлежал он к коренным польским евреям. Мама работала в военном закрытом радиотехническом НИИ младшим научным сотрудником.

Папа, Сюткин Милад Александрович, 1929 года рождения, родом был из Перми. В родном городе он отучился в техникуме с отличием и был направлен в Москву для дальнейшего обучения. В столице он окончил военно-инженерную академию имени Куйбышева. После учёбы ему предложили заняться в академии преподавательской деятельностью, и отец согласился, так он стал москвичом. Милад Александрович был первоклассным специалистом по военному подземному строительству. В годы Вьетнамской войны он ездил в командировку в эту страну, где строил подземные сооружения. Также отец принимал участие в строительстве Байконура.

Родители Сюткина познакомились на занятиях танцевального кружка, где преподавателями были танцоры из коллектива Игоря Моисеева. Мама и папа много работали, поэтому детские годы Валерия прошли под бабушкиным присмотром.

Знакомство с музыкой

Его осознанное знакомство с музыкой произошло в одиннадцатилетнем возрасте, и этот момент Валера запомнил очень хорошо. На каком-то центральном телевизионном канале показывали политическое обозрение «Семь дней», которое вёл Валентин Зорин. На экране появилась заставка, где был изображён Бруклинский мост, и играла музыка. Маленький Валера как раз зашёл в комнату в этот момент, и от услышанной из телевизора мелодии у него по телу побежали мурашки. Мальчик тогда заявил родителям: «Я вырасту и обязательно научусь играть на гитаре эту песню». Тогда он ещё не знал, что это была мелодия группы «The Beatles».

Валера начал обучаться игре на гитаре. Но пацаны со двора (в основном они были старше его на два-три года) сказали, что зря он увлёкся гитарой, лучше бы вступил к ним в группу и играл по вечерам на танцах. У них как раз не было барабанщика. Сюткин послушал старших товарищей, гитару отложил и стал самостоятельно учиться игре на барабанах. Его учебной ударной установкой оказались огромные шляпные коробки из плотного картона и металлические банки из-под индийского кофе. Так он попал в свой первый музыкальный коллектив, играл на установке, собранной из пионерских барабанов. А первыми слушателями Сюткина была московская молодёжь на танцплощадках района Хитровки.

Родители были не против его увлечения, ведь московский район Хитровка славился хулиганистой шпаной. Вокруг Валерия и в картишки поигрывали, и преступления мелкие совершались, не говоря уже о постоянных драках. Но существовал негласный закон: музыкантов, которые играют на танцах, не бьют. И хотя бы за это мама была спокойна и уверена, что сын не явится домой с разбитым в кровь носом.

Первоначальная цель Валериного увлечения музыкой – понравиться противоположному полу. Известно ведь, что в подростковом возрасте, когда начинают играть гормоны, любой парень хочет произвести на девушек впечатление. Для этого нужно было быть спортсменом, или очень умным и начитанным, либо музыкантом. Причём последние ценились больше, ведь они могли играть на гитарах запрещённые в те времена рок и рок-н-ролл.

Школьные годы

Когда Валере было тринадцать лет, развелись его родители. Для юноши это стало тяжёлым ударом, и спасала только музыка. Сейчас он сам признаётся, что, если бы не это увлечение, мог бы пойти по хулиганистой дорожке. Хотя мальчишкой он рос не задиристым, наоборот, старался во всех дворовых конфликтах выступать в роли миротворца.

В 1973 году, после восьмого класса, всё лето на каникулах Валерий подрабатывал в магазине «Свет» в качестве продавца и консультанта. По трудовому законодательству подросток работать ещё не мог. Но мамина подруга, которая в этом магазине была продавцом, договорилась со своим руководством, что за неё всё лето поработает парень Валера, а она со своим любимым мужчиной уехала в Крым.

Сюткин показывал и рассказывал покупателям, как работают пылесосы. За три летних месяца он заработал астрономические для его возраста деньги – 270 рублей. На эту зарплату он купил себе настоящую ударную установку. В те времена сделать это было непросто, Валера поехал в магазин на Неглинке напротив ЦУМа, где его свели с очень известными московскими спекулянтами. У них парень приобрёл чешские старые и потрёпанные барабаны и начал нарезать на них репертуар группы «Led Zeppelin».

Музыка захватила его полностью, Сюткин даже стал прогуливать школьные занятия, хотя до восьмого класса он учился очень хорошо. По литературе и другим гуманитарным предметам ещё можно было как-то выкрутиться за счёт прочитанных книг, а читал Валерий всегда очень много. А вот по точным наукам, таким как физика и математика, успеваемость снизилась. На момент окончания школы в аттестате у Валерия было четыре «тройки».

Начало творческого пути

После того, как у Валеры появилась барабанная установка, он больше ни разу в жизни не брал денег у родителей. Он всё время играл на танцах, причём не только на Хитровке, их музыкальный коллектив стали приглашать в близлежащие районы Москвы. Его увлечение музыкой приносило неплохой заработок, но это была не профессия. Художники, поэты и музыканты так и назывались в то время – свободными. Чтобы не слыть тунеядцем, Сюткину пришлось устраиваться на работу и получать трудовую книжку с официальными записями, среди которых у него немало рабочих мест и профессий – бармен, дворник, грузчик на Белорусском вокзале, проводник поездов, помощник повара в ресторане «Украина».

В 1976 году Валерия призвали в ряды советских вооружённых сил. Он попал на Дальний Восток в военно-воздушные силы, служил авиамехаником. В часы, когда он не был занят на аэродроме, играл и пел в ансамбле «Полёт».

Вернувшись из армии, Сюткин создал новый музыкальный коллектив, которому дали название «Телефон». Около трёх лет они работали подпольно, а с 1982 года стали профессиональной рок-группой.

Музыканты исполняли композиции в стиле реггей, твист и рок-н-ролл. Песни-фельетоны, в которых высмеивались бытовые неурядицы и проблемы, стали их визитной карточкой:

  • «Приятного аппетита» про еду в общепите и советские столовые;
  • «Баллада об общественном транспорте» о постоянных автобусных давках;
  • «Знай наших» про поражения советской сборной по футболу.

Группа «Телефон» выступала под патронатом филармонии, много гастролировала, выпустила несколько дисков («Ка-ка», «Концерт во Владивостоке», «Твист-Каскад»).

В 1985 году коллектив распался, и Валерий перешёл в группу «Зодчие», куда его пригласил певец и гитарист Юрий Лоза. В 1986 году группа входила в пятёрку самых популярных в Советском Союзе музыкальных коллективов. А уже со следующего 1987 года после неудачного выступления на фестивале «Рок-Панорама 87» в «Зодчих» начались брожения. В 1989 году покинул группу и Сюткин.

Валерий создал новый проект «Фэн-О-Мэн», но успеха он не имел.

«Браво»

Летом 1990 года гитарист и лидер группы «Браво» Евгений Хавтан пригласил Валерия в свой коллектив. До этого момента они очень долго искали постоянного вокалиста. Правда, сразу же у них возникли некие разногласия по поводу Валериной причёски, он носил довольно внушительную шевелюру, и с имиджем стиляг она никак не сочеталась. В конце концов, Валера подкорректировал свои волосы под стандарты рок-н-ролла.

Первой песней, исполненной группой «Браво» в обновлённом составе, стала композиция «Вася», которая и дала старт новому витку популярности коллектива. А Валерий впервые проявил себя как автор текста.

Вслед за «Васей» были исполнены и быстро набрали известность такие музыкальные композиции, как:

  • «Держись, пижон!»;
  • «Девчонка шестнадцати лет»;
  • «Я то, что надо»;
  • «Король Оранжевое лето»;
  • «Мне грустно и легко»;
  • «Добрый вечер, Москва!»;
  • «Звёздный шейк»;
  • «Скорый поезд».

А также новая волна популярности началась у знаменитого советского хита 60-х годов «Чёрный кот». Все эти песни вошли в первый диск группы «Стиляги из Москвы».

Оглушительный успех нового коллектива «Браво» был связан с романтическим имиджем стиляг: широкие брюки и просторный пиджак, в которых комфортно было бы танцевать, затемнённые очки, много разноцветных значков и, конечно же, стильный оранжевый галстук, ему была посвящена целая песня, ставшая хитом.

В 1993 году вышел новый диск группы под названием «Московский бит». В него входили как медленные композиции («Вот и всё», «Лунатик», «Как жаль»), которые отличались изящностью и лёгкостью, так и зажигательные мелодии для танцев («Космический рок-н-ролл», «Заполярный твист»).

Сольная карьера

В 1995 году Валерий ушёл из «Браво» и начал заниматься сольной карьерой, создав новую группу «Сюткин и Ко». Они выпустили альбомы:

  • «То, что надо» (1995);
  • «Радио ночных дорог» (1996);
  • «Далеко не всё» (1998);
  • «004» (2000).

В 1995 году музыкальную композицию «7 000 над землёй» признали лучшим шлягером года, Сюткин получил профессиональную премию «Звезда».

В 2004 году Валерий немного обновил коллектив, расширив состав и поменяв название на «Сюткин рок-н-ролл бэнд».

Две его песни («Маршрутка» и «Москва-Нева») принесли певцу награды – Золотой граммофон.

Вне сцены

Валерий очень молодо выглядит, хотя по признанию самого певца, всё у него согласно возрасту, и кое-где болит, и кое-что пошаливает. Просто, по словам Сюткина, с годами черты характера человека проявляются на его лице. А так как у Валерия очень лёгкий, весёлый и добродушный характер, то его лицо не обременено заботами и проблемами, за счёт чего кажется молодым и свежим.

Сюткина часто можно видеть на российском телевидении:

  • Он был ведущим музыкальных передач «И снова шлягер» (канал Культура) и «Два рояля» (РТР).
  • В 2006 году стал на коньки и принял участие в шоу Первого канала «Звёзды на льду», его партнёршей была фигуристка Ирина Лобачёва.
  • С 2016 года является ведущим развлекательной музыкальной программы канала Россия -1 «Субботний вечер».

Общение в интернете Валерий не признаёт, пользуется им для просмотра афиш и новостей. Очень много читает. Среди любимых книг называет:

  • роман американского писателя Джозефа Хеллера «Уловка 22»;
  • роман немецкого драматурга Патрика Зюскинда «Парфюмер»;
  • произведения американского писателя-сатирика Курта Воннегута и бразильского прозаика Пауло Коэльо.

Среди отечественных писателей больше всего любит Михаила Булгакова и Виктора Пелевина. Уже во взрослом возрасте перечитал Тургенева и Достоевского, потому что в своё время школьная программа отбила любовь к русской литературе. Обожает все произведения Ильфа и Петрова, Михаила Жванецкого.

Если у него мало работы и концертов, певец посвящает это время путешествиям. Старается жить сегодняшним днём и получать удовольствие от жизни, сосредотачивается не на материальных, а на личных ценностях – семье и душе. Его главные жизненные цели – работать, веселиться, радоваться каждому дню и воспитывать детей.

Личная жизнь

Певец был женат трижды. От первых супружеских отношений в 1980 году родилась дочь Елена, которая в 2014 году сделала Валерия дедушкой, подарив внучку Василису.
Во втором браке в 1987 году у Сюткина родился сын Максим, он занимается туристическим бизнесом.

В 1993 году Валерий познакомился со своей третьей супругой Виолой, которая пришла в коллектив группы «Браво» работать костюмершей. Она младше Сюткина на семнадцать лет, но разница в возрасте не помешала их браку стать счастливым и долгим.

В 1996 году у Валерия и Виолы родилась девочка, которой дали точно такое же имя, как у мамы. Певец шутит, что с тех пор в его доме царит полный виолизм. Дочь уже окончила колледж в Швейцарии и сейчас учится в Американском университете в Париже.

Валерий Миладович Сюткин – певец и музыкант, которого нередко называют главным интеллигентом отечественного шоу-бизнеса. Он – бывший солист групп «Браво» и «Сюткин и Ко», а также ряда менее известных проектов: «Телефон», «Зодчие», «Фэн-о-Мэн». В данный момент выступает вместе с джаз-коллективом Light Jazz.

Детство и семья

Валерий Сюткин родился 22 марта 1958 года в центре Москвы, в доме 16/2 Подколокольного переулка.


Уже во взрослом возрасте Валерий, не на шутку увлекающийся историей и генеалогией, установил, что его фамилия имеет уральское происхождение. «В Перми жил такой крестьянин – Никифор Сюткин. Он нашел самый большой слиток золота в этом крае. А другой мой предок был правой рукой Петра Первого на Урале», – рассказывал музыкант.

Отец Валерия – Милад Александрович Сюткин – инженер родом из Перми, преподаватель Военно-инженерной академии им. Куйбышева, специалист по подземному военному строительству. О редком имени отца Валерий рассказывал следующее: «Семейная легенда гласит, что мой папа родился очень симпатичным, так что мама и наградила его таким именем».

Мать будущего музыканта – Бронислава Андреевна Бржезидская – была младшим научным сотрудником в закрытом военном научно-исследовательском институте, где преподавал Милад Сюткин. Предки Брониславы Андреевны – польские евреи, впоследствии обосновавшиеся в городе Балта Одесской области. Но родилась Бронислава уже в Москве.


Познакомились родители Сюткина на занятиях в танцевальном кружке. Когда Валерию исполнилось 13 лет, супруги развелись, что стало для мальчика настоящей трагедией. Следующие годы детства мальчик провел под бабушкиной опекой.

Интерес Валерия Сюткина к музыке проявился в 1969 году. Мальчик увидел по телевизору политическую программу «Семь дней», но ее содержание оставило его равнодушным. А вот от вступительной песни у него пробежали мурашки по коже. Тогда он еще не знал, что это были The Beatles, но твердо решил научиться играть на гитаре, чтобы самому сыграть эту композицию.

Интервью Валерия Сюткина: о первых шагах в музыке

Он быстро овладел основными аккордами, но ребята во дворе убедили его пересесть за ударные, посулив место барабанщика в дворовом коллективе. Собрав ударную установку из подручных материалов – банок из-под чая и шляпных коробок – он научился играть.


В восьмом классе он, нарушив все мыслимые трудовые нормы, заработал свои первые 270 рублей продавцом-консультантом и купил настоящую ударную установку. Набирался опыта он вместе со школьным ансамблем «Возбужденная реальность». Со временем в добавок к барабанам музыкант освоил бас-гитару.

«Телефон»

После окончания школы и недолгого периода работы помощником повара в ресторане «Украина» Сюткин ушел в армию. Служить Валерию выпало в части на Дальнем Востоке, где он попал в военный ансамбль «Полет». В разное время через этот коллектив в процессе службы в армии прошли многие известные впоследствии музыканты, например, Алексей Глызин .


Сначала Сюткин был музыкантом, но как-то раз солист ансамбля заболел, и заменить его предложили Валерию. Оказалось, у барабанщика был великолепный голос, и он стал основным солистом «Полета».

После дембеля Валерий устроился грузчиком при Белорусском вокзале, а чуть позже стал проводником на поезде международного сообщения, где проработал полтора года.

«Телефон» – «Твист-каскад»

Параллельно с основной работой Валерий не прекращал и музыкальную деятельность. На вопросы об образовании, без которого в тех- годы было невозможно пробраться на профессиональную сцену, певец отвечал, что заочно окончил Кировское музыкальное училище. В его дипломе значилась специальность «дирижер-хоровик».

В 1982 году Сюткин познакомился с участниками малоизвестной тогда группы «Телефон», которые пригласили его в коллектив. При его содействии «Телефон» стал профессиональным гастролирующим ансамблем. Совместно с музыкантами ВИА «Телефон» Валерий записал альбом «Ка-Ка», все песни в котором связаны единой сюжетной линией – народными персонажами Сулейманом Сулеймановичем Кадыровым и Львом Абрамовичем Каскадом.


В начале 1985 года ВИА «Телефон» выпустил второй альбом – «Твист-каскад». На обложке релиза впервые упоминалось имя Сюткина. Однако через некоторое время группа распалась.

«Зодчие» и «Фэн-О-Мэн»

После распада «Телефона» Сюткин сгновенно получил приглашение в рок-группу Юрия Давыдова «Зодчие». Позвал его туда неменогим ранее перешедший в ансамбль Юрий Лоза , бывший музыкант ВИА «Интервал». Песни Лозы и Сюткина принесли ранее никому не известной группе всесоюзную популярность – хиты Валерия «Автобус 86», «Спи, малыш», «Время любви» попали в ротацию на радио и ТВ, а газета «Московский комсомолец» включила «Зодчих» в пятерку самых популярных групп Советского Союза.


В 1987 году «Зодчие» испытывали кризис. После турне по УССР группу покинул Юрий Лоза, вследствие чего на «Рок-Панораме-87» группа выступила крайне неудачно. В 1988 году из коллектива ушел клавишник. Работа над новым альбомом «Мусор из избы» шла вяло – он вышел лишь в 1989 году и был встречен прохладно. На фоне всех неурядиц Валерий принял решение закончить сотрудничество с «Зодчими».

После этого группа практически прекратила существование, поставив точку шестым и последним альбомом «Наливай» (1991 год), записанным с вокалом Александра Мартынова.

Расставшись с «Зодчими», Сюткин основал собственный музыкальный проект – трио «Фэн-О-Мэн», просуществовавшее следующие два года и вошедшее в труппу Михаила Боярского .

Дискография «Фэн-О-Мэна» оказалась скудной – единственный альбом «Икра зернистая» вышел в 1989 году. Трио стало обладателем приза зрительских симпатий на международном музыкальном телеконкурсе «Ступень к «Парнасу».

«Браво» и Валерий Сюткин

В августе 1990 года Валерий Сюткин распустил «Фэн-О-Мэн» и перешел в рок-н-ролльный коллектив «Браво» на место Жанны Агузаровой по приглашению руководителя группы, гитариста и композитора Евгения Хавтана.


Первое время работы в коллективе ознаменовалось прениями по поводу прически Сюткина. В то время Валерий обладал необузданной шевелюрой, которая абсолютно не вязалась со «стиляжным» имиджем группы. Споры по поводу прически Сюткина не утихали довольно долго, и, в конце концов, фронтмен вынужден был уступить и привести свои волосы в соответствие со «стандартами рок-н-ролла».

Началась работа над записью альбома «Стиляги из Москвы», который вышел в том же году и получился довольно разношерстным. Надо сказать, что после ухода Агузаровой «Браво» ждало затишье. Неожиданно «выстрелила» песня «Вася», записанная совместно Сюткиным и Хавтаном. Одноименный клип обошелся группе в сущие копейки, но взорвал все музыкальные хит-парады тех лет.

Группа «Браво» – «Вася»

Часть вошедших в новую пластинку песен была записана еще с Жанной – это композиции «Мне грустно и легко», «Король Оранжевое Лето», «Добрый вечер, Москва!», «Скорый поезд», «Звёздный шейк». Для этих песен Сюткин перезаписал вокальные партии, которые были наложены на готовый материал.


Другие же песни были новыми и писались уже Сюткиным и Хавтаном – знаковая «Вася», а также «Держись, пижон» и «Девчонка шестнадцати лет». Кроме того, Валерий предложил коллективу и песню собственного сочинения – «Я – то, что надо», ставшую впоследствии одним из главных хитов коллектива.

«Браво» – «Я то, что надо»

25 августа 1990 года группа успешно дебютировала в новом составе на телепроекте «Утренняя почта».

С приходом Сюткина «Браво» обрело невиданную известность. Имидж группы, построенный полностью на атрибутике субкультуры стиляг, внезапно обеспечил коллективу всенародную популярность. Ключевым символом группы «Браво» того периода стали галстуки – вслед за выходом песни «Стильный оранжевый галстук», ставшей своеобразным гимном российских стиляг.


Пик популярности ансамбля пришелся на 1993-1994 годы. «Браво» с размахом отметило десятилетие грандиозными юбилейными концертами, собрав переполненные стадионы по всему бывшему СССР. При участии Сюткина коллектив выпустил еще два альбома: «Московский бит», «Дорога в облака», а также запись концерта «Live in Moscow». Все пластинки с участием Сюткина получили мультиплатиновый статус (в России для его достижения необходимо продать 150 тысяч копий альбома).

Валерий Сюткин после «Браво»

В 1995 году Валерий Сюткин ушел из «Браво». На решении сказалось и моральное, и физическое истощение музыканта – коллектив давал очень много концертов, поддерживая высокую планку народных любимцев.

Но главной причиной стало разное видение будущего группы. Хавтан осознал, что больше не соотносит себя с так полюбившимся публике лиричным героем-стилягой. Сюткин же хотел двигаться в том же направлении и дальше. Встретив неприятие такой позиции, он создал свою джаз-группу «Сюткин и Ко».

Валерий Сюткин – «7000 над землей»

В том же году шлягер «7000 над землей» из дебютного альбома нового коллектива «То, что надо» был признан лучшим хитом года. Сюткин радовал публику как сольными композициями, так и дуэтами с Андреем Макаревичем , Лаймой Вайкуле , Муслимом Магомаевым .

Муслим Магомаев и Валерий Сюткин – «Лучший город» (2002)

В 2005 году певец сменил музыкальное сопровождение. Отныне коллектив назывался «Сюткин рок-н-ролл бэнд».


В марте 2008 года Валерий Сюткин был признан заслуженным артистом России.

Другие проекты

Сюткин является довольно частым гостем на телевидении. В 2001 году на канале РТР появилась музыкальная телеигра «Два рояля», ведущим которой стал именно Валерий.

В 2006 году Валерий вместе с фигуристкой Ириной Лобачевой принял участие в телешоу «Звезды на льду», снялся в одной из частей популярного новогоднего телемюзикла «Старые песни о главном», а также выступил с камео в фильме «День выборов» авторства Квартета И.


Стоит отметить, что Сюткин принимал участие в культурной программе Олимпийских игр 1988, 2004, 2006, 2008, 2010 и 2012 года.

Личная жизнь Валерия Сюткина

Валерий Сюткин, кумир миллионов российских женщин, был женат трижды. Лишь в третьем браке певец обрел семейное счастье

Второй супругой Сюткина стала девушка его хорошего друга. Ее имя певец также предпочитает не афишировать. Увы, и эти отношения тоже не выдержали проверку временем. Причиной тому – любовь музыканта к противоположному полу. «Я многое позволял себе тогда, чего не хочу позволять сейчас», – рассказывал Сюткин. Даже сын Максим, появившийся на свет в 1987 году, не превратил Валерия в добропорядочного отца семейства. Жена знала о похождениях супруга, но закрывала глаза ради сына и финансового благополучия семьи.

В 1992 году Валерий увлекся 18-летней костюмершей «Браво» по имени Виолетта. И – неожиданно для себя – влюбился по уши. Со временем их отношения из дружеских переросли в интимно-романтические, несмотря на то, что девушка полным ходом готовилась к свадьбе с другим молодым человеком.


В 1994 году Валерий и Виолетта поженились. Два года спустя на свет появилась их обожаемая малышка Виола. «Я приеду с гастролей и бросаюсь к дочери с объятиями: „Мой барсик, моя птичка, мое солнышко, Виолуся“», – как-то раз поделился музыкант трогательными воспоминаниями.


Младшая дочь Сюткина окончила колледж в Швейцарии, а в 2014 поступила в Американский университет в Париже.

В том же 2014 имя певца часто упоминалось в прессе в связи со скандалом. Сюткин предъявил претензии к порталу Lurkmore, где была размещена его фотография в контексте шутки «Бей бабу по…[лицу]». Причем о том, как в Сети распространяется его фотография, Сюткину рассказала его мама. Почему интеллигентный и мирный Сюткин стал поводом для шуток такого характера – неизвестно. Возможно, виноват тут именно его диаметрально противоположный этому призыву характер.

Валерий Сюткин сейчас

С 2015 году Валерий Сюткин выступает вместе с коллективом Light Jazz. В рамках сотрудничества он выпустил альбомы «Москвич 2015» и «Олимпийка». Также музыкант сотрудничает с группой «Ромарио» – их совместные клипы «Москва-река» и «Без варежек» стали настоящими хитами 2016 года.

2017 год: Валерий Сюткин играет в метро

Весной 2017 года музыкант принял участие в социальном проекте «Музыка в метро». Пассажиры московского метрополитена были в шоке, когда увидели Сюткина, выступающего в вестибюле станции «Боровицкая». Он сыграл свой шлягер «42 минуты под землей».

Поклонники и музыкальные критики называют певца «главным интеллигентом отечественного шоу-бизнеса». Пик популярности Валерия Сюткина пришелся на первую половину 1990-х, когда кумир выходил на сцену с культовой группой «Браво» и собирал на концерты многотысячные стадионы в России.

Родился Валерий в столице весной 1958 года. Отец звезды Милад Сюткин – пермяк. Певец отыскал в генеалогическом древе родителя известных предков, чьи корни «зарыты» на Урале. Валерий Сюткин предполагает, что его дальнему родственнику и однофамильцу – пермяцкому крестьянину Никифору – несказанно повезло: однажды ему в руки попался увесистый золотой слиток, какого ранее в крае никто не видел. Второй предок дружил с промышленником Никитой Демидовым и был обласкан за труды .

Редкое имя отцу – Милад – придумала любящая матушка. Милад Сюткин после окончания военно-инженерного вуза возводил под землей оборонительные сооружения и отметился при строительстве космодрома Байконур. Позже преподавал в академии, в которой учился. Там же познакомился с мамой Валерия Сюткина.

У Брониславы Бржезицкой польско-еврейское происхождение. Ее родители переехали из Польши в Украину, потом в Москву, где родилась дочь. В академии Бронислава трудилась младшим научным сотрудником.


Родители Валерия сблизились в хореографическом кружке, работавшем при институте. Танцевальные па «трансформировались» в любовный роман, «хэппи эндом» которого стал Сюткин-младший.

Валерий радовал родителей «пятерками» до тех пор, пока не окунулся с головой в рок-н-ролл. Оценки «поскромнели», но дома мальчика поняли. В семье было не принято навязывать взгляды и диктовать сыну, чем ему заниматься. Позже Валерий Сюткин в интервью поблагодарил родителей за свободу развиваться так, как ему хотелось.


Когда сыну исполнилось 13, папа с мамой расстались. По словам Валерия Сюткина, простить отца он смог, лишь когда повзрослел и нашел личное счастье в третьем браке. В 2010 году Милад Александрович умер.

Впервые Валерий Сюткин обнаружил в себе желание музицировать в 11 лет, когда услышал музыкальную заставку к новостной передаче: мелодия «Битлз» пробрала до мурашек на коже. Подростку захотелось повторить услышанную музыку на гитаре. Разученные аккорды юный музыкант сыграл на импровизированных «барабанах» из жестяных банок, пересесть за которые его убедили дворовые ребята, собравшие любительскую рок-группу.


Ударная установка появилась у мальчика в старших классах: Сюткину удалось заработать сумму, достаточную для приобретения настоящих барабанов. Продемонстрировать навыки Валерий смог в школьном ВИА с удивительным названием «Возбужденная реальность». Там же освоил второй инструмент – бас-гитару. Ребята исполняли хиты популярных «Смоки», «Дип перпл» и «Лед Зеппелин». Со временем музыкант освоил бас-гитару.

Музыка

Творческая биография Валерия Сюткина продолжилась после получения аттестата зрелости. Парень устроился на работу в ресторан «Украина», где помогал повару, а в свободное время играл. Вскоре молодого человека призвали в ряды вооруженных сил. Службу будущий лидер «Браво» нес в Дальневосточном военном округе, где в свободное от обязанностей автомеханика время продолжил совершенствовать музыкальное мастерство. Валерий Сюткин стал участником военного коллектива «Полет», который «вырастил» .


Однажды музыканту пришлось подменить заболевшего солиста. Так коллеги и слушатели узнали, что барабанщик умеет не только попадать в такт на ударниках, но и петь. Обнаружившийся вокальный талант превратил Сюткина в основного солиста ВИА.

После демобилизации в 1978 году музыканту снова пришлось начинать с нуля. Валерий Сюткин работал вокзальным грузчиком, но вскоре получил «повышение» до проводника поезда, курсировавшего по международным путям сообщения. Полтора года Сюткин музицировал в свободное от поездок время и пытался устроиться в одном из столичных коллективов.


Музыкального образования у Валерия не было, поэтому на вопрос «где учился?» пришлось придумать «легенду» о заочном образовании, полученном в музыкальном училище Кировска. Сюткин рассказывал, что он профессиональный дирижер хора.

В начале 1980-х удача улыбнулась Валерию Сюткину – он познакомился с музыкантами малоизвестного коллектива «Телефон» и стал членом ВИА. За три года – до 1985-о – полулюбительский «Телефон» превратился в профессиональный ансамбль, гастролировавший по стране. Группа записала дебютный альбом, назвав его «Ка-Ка». Через все композиции, вошедшие в сборник, соединяющей сюжетной нитью проходили придуманные народные герои Кадыров и Каскад.


Валерий Сюткин и группа "Телефон"

В 1985-м ансамбль записал пятый магнитоальбом, назвав его «Твист-каскад». На обложке значилось имя Валерия Сюткина. Но 1985-й оказался последним годом существования «Телефона».

Время существования ВИА изобиловало многочисленными препятствиями для работы коллектива. При Министерстве культуры СССР за работой певцов и музыкантов пристально следили комиссии и худсоветы, которым показалось странным, что в группе слишком мало участников (4), к тому же в их репертуаре не композиции советских сочинителей, а собственные песни с неутвержденными текстами.

Валерий Сюткин рассказал в интервью, что устал бороться с чиновниками и вынужденно «запутал следы» коллектива, соединив его с другим под названием «Зодчие». У «Зодчих» был свой лидер – Юрий Давыдов, «съевший собаку» на виртуозном лавировании между бюрократическими рифами. Группа известна тем, что в ней трудился , которого, как и Сюткина, приютили «Зодчие».

«Послабление режима» наступило под занавес 1980-х. Репертуар удалось легализировать без опасения попасть под цензурные «ножницы». Композиции группы «Автобус 86», «Спи, малыш» и «Время любви», которые ранее звучали на кассетах, начали «крутить» по радио и на телевидении, они попали в ротации. «МК» включила «Зодчих» в ТОП-5 коллективов СССР.


Валерий Сюткин и группа "Зодчие"

В 1987 году в группе начался кризис. После провальных гастролей по Украине от коллектива «отпочковался» Юрий Лоза, начав сольную карьеру. Пятый сборник «Мусор из избы» меломаны встретили безразлично. Валерий Сюткин покинул коллектив в 1988-м и основал новый проект – трио «Фэн-о-Мэн». Музыканты записали альбом, оказавшийся первым и последним, но успели получить на конкурсе «Ступень к Парнасу» приз от зрителей и поработали в составе труппы .


Валерий Сюткин и группа "Браво"

Перелом в карьере исполнителя случился в 1990 году. Сюткину поступило предложение от руководителя группы «Браво» Евгения Хавтана, Валерий согласился и занял вакантное место, которое освободила . За пять лет работы в рок-н-ролльной группе Валерий Сюткин получил всесоюзную известность. Он изменил репертуар, исполнительский стиль и даже внешность: «стиляжный» имидж «Браво» вынудил солиста «уложить» шевелюру «стиляжным» образом.


Первый сборник с новым фронтменом получил название «Стиляги из Москвы». В него вошел хит «Вася», взорвавший хит-парады 1990-х. Появился видеоклип на песню. Еще одна композиция альбома, «порвавшая» меломанов, – «Я то, что надо». Песню сочинил Валерий Сюткин, и она надолго превратилась в визитку коллектива. Подзабытая субкультура стиляг с появлением «Браво» обрела второе дыхание, в имидже музыкантов появилась примечательная деталь – галстук оранжевого цвета.

Десятилетний юбилей группа отметила громко: концерты прошли по крупным городам России и собрали многотысячные стадионы поклонников. Валерий Сюткин с музыкантами «Браво» записал альбомы «Московский бит» и «Дорога в облака», ставшие мультиплатиновыми.

В середине 1990-х фронтмен оставил коллектив: он устал от плотного графика и работы без выходных. Нахождение на пике популярности на протяжении пяти лет вымотало силы и потребовало от Валерия перезагрузки.

Еще одной причиной ухода из «Браво» оказались разнящиеся взгляды на будущее коллектива у Валерия Сюткина и Евгения Хавтана. Композитор и основатель ратовал за изменения в имидже и стилистике, а Сюткин не понимал, зачем менять то, что нравится поклонникам и не изжило себя.

После короткого антракта певец основал джаз-группу, дав ей название «Сюткин и Ко». Коллектив записал пять альбомов. Первый вышел в год основания группы – в 1995-м. В него вошел шлягер «7000 над землей». В следующем году «Сюткин и Ко» записали диск «Радио ночных дорог». В 1998-м поклонники обрадовались выходу альбома «Далеко не все» с заглавной песней «Далеко».

Валерий Сюткин преподносит сюрпризы поклонникам, возбуждая интерес неожиданными дуэтами. На сцену он выходил с , и . В 2002 году с Муслимом Магометовичем он спел известную композицию «Лучший город». В 2005-м исполнитель сменил название и концепцию группы, переименовав ее в «Сюткин Рок-н-Ролл Бэнд».

В 2008-м певцу дали звание «Заслуженный артист России», а в 2009 году фронтмен порадовал поклонников яркими клипами на песни «Хорошо» («Кираки») и «Я не красавчик» на слова . В 2012-м бэнд записал альбом «Целуйтесь медленно», в который вошел хит «Москва-Нева» – совместное творчество с группой «Ромарио». На песню сняли видеоклип.

С 2015 года звезда 1990-х появляется на сцене в составе коллектива Light Jazz. В том же году меломаны увидели сборник «Москвич 2015», в который вошли «золотые» хиты 1950-60-х, ставшие классикой российской эстрады. 9 мая того же года певец собрал многотысячную армию поклонников на площади в Одинцово, подарив концерт «Как жаль, но ты сегодня не со мной». Валерий Сюткин каждый год радует фанатов участием в театрально-музыкальном фестивале «Черешневый лес».


Певца приглашают на рейтинговые передачи и телешоу. В 2001-м он появился на проекте «Два рояля» как ведущий. А в 2006-м певец в паре с фигуристкой участвовал в шоу «Звезды на льду». Валерий Сюткин неоднократно снимался в новогодних мюзиклах «Старые песни о главном». А в марте 2016 года зрители увидели популярного исполнителя на телепроекте «ДОстояние РЕспублики», посвященном 75-летию со дня рождения . Сюткин спел хит «Остров невезения».


Как приглашенная звезда Валерий Сюткин появляется в кинофильмах. В 2007 году он снялся в роли солиста ВИА в комедии «День выборов», а в 2014-м пригласил певца на роль самого себя в картину «Чемпионы».

Новости в жизни и творчестве исполнителя фанаты внимательно отслеживают на его официальном сайте и странице в «Инстаграм» , где у Сюткина 53 тысячи подписчиков.

Личная жизнь

Главный денди российской эстрады еще тот сердцеед. В паспорте звезды три штампа, подтверждающие официальные браки. Два из них оказались непродолжительными: причиной разводов стали измены Сюткина женам и многочисленные романы «на стороне». Валерий признает, что был ловеласом и, бывало, попадал в сети нескольких красавиц одновременно. Приходилось выкручиваться и лавировать между «предметами любви». Но сегодня амурные истории в прошлом. У звезды крепкая семья и единственная женщина, которую он, по своему же признанию, «любит на молекулярном уровне».


Первой супругой Сюткина оказалась девушка, с которой молодой музыкант познакомился на заре 1980-х. Ее имени Валерий не открывает, не желая огорчать когда-то любимую женщину. Их союз длился два года и его «венцом» стало рождение дочери Елены.

Во второй раз Валерий Сюткин заглянул в ЗАГС в конце 1980-х с девушкой, которую увел у друга. Но романтика в отношениях продолжалась недолго. Ради родившегося сына Максима и видимости семейного благополучия супруга закрывала глаза на похождения неверного мужа. Возможно, этот шаткий союз существовал бы и сегодня, если бы в начале 1990-х Валерий Сюткин не встретил юную рижанку Виолетту, 18-летнюю красавицу, в которую влюбился по уши. Напрасно друзья и коллеги думали, что эта девушка – очередная «страничка» в любовном романе звезды.


Виолетта, работавшая манекенщицей рижского Дома моды, пришла в коллектив «Браво» костюмершей. Полгода девушка общалась с Валерием по рабочим вопросам, но неожиданный поцелуй на гастролях перевернул для обоих мир с ног на голову. Ведь Виолетта собиралась замуж и даже приобрела подвенечное платье, а на безымянном пальце Сюткина «сидело» обручальное кольцо.

Спустя пару месяцев паре пришлось объясниться со своими половинками, не планировавшими расставания. Грянул скандал, но Валерий и Виолетта уже не представляли жизни врозь. Второй жене Сюткин оставил нажитое имущество и вместе с любимой снял «однушку». В середине 1990-х пара поженилась. Вскоре появилась дочь Виола. В браке с третьей супругой певец уже 25 лет. Дочь учится в Сорбонне на искусствоведа.


Валерий Сюткин общается с детьми от предыдущих браков, участвуя в их жизни. Дочь Лена подарила ему очаровательную внучку Василису, а сын Максим делает карьеру в туристическом бизнесе. Но с бывшими женами Сюткин не общается: в его жизни есть место для единственной женщины – Виолетты.

Валерий Сюткин сейчас

Весной 2017 года Валерий Сюткин появился в столичном метро. Москвичи и гости города немало удивились, увидев и услышав звезду в вестибюле станции, где певец исполнял шлягеры. Как оказалось, Сюткин участвовал в проекте «Музыка в метро».


В марте 2017-го на подмостках ТЦ «На Страстном» состоялась премьера музыкальной постановки «Восторг». Автором пьесы выступил Сюткин, он же исполнил главную роль моноспектакля. Это своего рода постановочные «мемуары» артиста: Валерий Миладович рассказал зрителям занимательные истории из собственной биографии, поведал о встречах с известными людьми, которых встретил в гастрольных поездках по России и странам Европы.


Сегодня Валерию Сюткину приходится жить на три страны. Он регулярно наведывается в Литву, на родину жены, и во Францию, где на последнем курсе Сорбонны учится 21-летняя Виола.

Весной 2017 года Сюткин побывал у на шоу «Вечерний Ургант», где рассказал о моноспектакле и событиях, вдохновивших его на постановку. Под аккомпанемент телеведущего зрители услышали в исполнении артиста романтичную композицию «На краю заката».

В том же году экс-солист «Браво» появился на юбилейном шоу, посвященном 30-летию балета «Тодес». Сюткин выступил вместе с артистами прославленного хореографического коллектива , исполнив песню «Красавчик».

Дискография

Группа «Телефон»

  • 1981 - «Телефон-1»
  • 1982 - «Концерт в ФизТехе»
  • 1983 - «Кадыров-Каскад»
  • 1984 - «Концерт во Владивостоке»
  • 1985 - «Твист-Каскад»

Группа «Зодчие»

  • 1986 - «Рок-панорама-1986»
  • 1987 - «Концерт в Таллине»
  • 1987 - «Экология»
  • 1987 - «Пятая Серия»
  • 1987 - «Мусор из избы»

Группа «Фэн-о-мэн»

  • 1989 - «Икра зернистая»

Группа «Браво»

  • 1990 - «Стиляги из Москвы»
  • 1992 - «Московский бит»
  • 1994 - «Live in Moscow»
  • 1994 - «Дорога в облака»
  • 1995 - «Песни разных лет»

«Сюткин и КО»

  • 1995 - «То, что надо»
  • 1996 - «Радио ночных дорог»
  • 1998 - «Далеко не всё»
  • 2000 - «004»
  • 2002 - «Лучшие песни»

«Сюткин Рок-н-Ролл Бэнд»

  • 2006 - «Grand collection»
  • 2010 - «Новое и лучшее»
  • 2012 - «Целуйтесь медленно»

Сюткин & «LIGHT JAZZ»

  • 2015 - «Москвич 2015»
  • 2016 - «Олимпийка»