Якудза мафия японии. Якудза - это японская мафия

Якудза

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Якудза" в других словарях:

    ЯКУДЗА - наиболее распространенная форма организованной преступности в Японии. Контроль над легальными и нелегальными азартными играми продолжает оставаться одной из важнейших статей их доходов и в современной Японии. В первой половине 20 в. якудза… … Юридическая энциклопедия

    - «ЯКУДЗА» (The Yakuza) США, 1974, 112 мин. Триллер, приключенческий фильм. Хэрри Килмер, бывший солдат, а ныне частный детектив, вновь приезжает в Японию, где в 50 е годы провел несколько лет. Он хочет помочь своему приятелю, судовладельцу Джорджу … Энциклопедия кино

    ЯКУДЗА, ЯКУЗА [яп. «негодяй, бездельник»] в Японии: хулиган, бандит, ГАНГСТЕР. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. якудза, якуза (яп. негодяй, бездельник) в Японии: хулиган, бандит, гангстер. Новый словарь иностранных слов. by EdwART … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 2 мафия (13) якуза (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Улицы Токио популярное место сбора современных якудза У этого термина существуют и другие значения, см. Якудза (значения). Якудза (яп … Википедия

    якудза - япон. а) японская организованная преступность, японская мафия; б) участник подобной группировки (из японской карточной игры ойчо кабу) син. якудза, гокудо, хати кю сан см. тж гуми, оябун, кумитё, сятэй, вакасю … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    I ж. Название японской организованной преступности; японская мафия. II м. и ж. Член японской мафии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    якудза - як удза, нескл., жен. (японская мафия) и муж. (мафиозо) … Русский орфографический словарь

    якудза - и, ж. В Японії – мафія; організований злочинний світ … Український тлумачний словник

    Ы; ж. В Японии: мафия; организованный преступный мир … Энциклопедический словарь

Книги

  • Якудза (изд. 2018 г.) , Силлов Д.О.. Человек свободен, как ему кажется. Но на самом деле стать марионеткой в борьбе за власть проще простого. Именно это и произошло с Виктором Савельевым. Жизнь вынудилаВиктора связаться сначала…

Находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок - «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет - он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность - местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки - один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков..

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам - в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений - от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим - началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза - гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям - если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег - итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» - например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей - отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании - относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, - это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки - предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой - обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы - карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято - и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами - взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов - представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний - например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, - но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

Босс Японской мафии Кэнъити Синода

Крупнейшая группировка японской якудза Ямагути-гуми раскололась. Не менее десяти банд криминального синдиката заявили о выходе из организации из-за несогласия с курсом нынешнего босса Кэнъити Синоды. Японские правоохранители опасаются, что раскол мафии приведет к войне за передел сфер влияния - такое уже происходило в 1980-х. Впрочем, кризис в Ямагути-гуми длится уже не первый год, и раскол группировки стал лишь его логичным продолжением.

Японская полиция приведена в состояние повышенной готовности. Поводом для этого стал раскол крупнейшей группировки японской мафии якудза Ямагути-гуми. Новость освещается на местных телеканалах.

По данным японских медиа, более десяти банд, связанных с этим криминальным синдикатом, по всей видимости, намерены отделиться и создать собственную организацию. До сегодняшнего дня подобное случалось лишь в далеких 1980-х - тогда раскол в Ямагути-гуми привел к войне за передел сфер влияния и стал причиной гибели не менее двух десятков мафиози.

Сигналом раскола стало неприсутствие боссов нескольких группировок на общей сходке в штаб-квартире Ямагути-гуми на этой неделе. Ожидается, что отделение будет официально оформлено на собрании в начале следующего месяца. После этого организация даже сменит свое имя, добавив в него слово «Кобе» - так называется город, в котором расположена штаб-квартира синдиката.

Полицейские источники, на которых ссылаются японские СМИ, утверждают, что причиной нынешнего разделения группировки стало недовольство курсом, проводимым в Ямагути-гуми боссом Кэнъити Синодой (также известным как Синобу Цукаса). Некоторым участникам синдиката не понравилось, что Синода уделяет слишком много внимания своей собственной группировке Кодо-кай, основанной им в 1984 году. При нынешнем боссе Ямагути-гуми начала усиливать свое влияние в Токио и восточных частях Японии, в то время как западная часть - традиционная сфера влияния этой группировки - осталась за бортом.

Эксперты склонны видеть другую причину, лежащую в основе раскола, - экономическую. Как пишет журналист Брэтт Булл, специализирующийся на организованной преступности в Японии, членство в мафии попросту перестало приносить доходы некоторым бандитам: «Разделение Ямагути-гуми не связано ни с чем, кроме японской экономики. Грубо говоря, «нарезать капусты» в Токио проще, и поэтому упор Синоды на Кодо-кай и Токио вызвал разочарование среди членов банды в западной части Японии».

По данным правоохранителей, по состоянию на конец прошлого года в составе Ямагути-гуми насчитывалось более 23 тыс. бандитов. Еще пять лет назад в группировке состояло 27,7 тыс. человек. Тем не менее Ямагути-гуми по-прежнему принято считать крупнейшей группировкой я стране, куда входит половина всех японских мафиози. Синдикат даже прозвали «Уолмартом» преступного мира Японии за его умение легко расправляться с оппонентами и генерировать огромные доходы.

Еще в 2010 году, когда синдикат начал выпускать собственный корпоративный журнал «Ямагути-гуми Симпо», Кенити Синода в своей колонке жаловался, что для мафиози настали тяжелые времена. Он также признал, что Ямагути-гуми больше не может полагаться на свой «бренд», чтобы обеспечить выгодность своих операций.

Количество членов якудза ежегодно падает - похоже, бандитам становится все труднее справляться со своими задачами из-за политики по борьбе с мафией, которая не позволяет им открывать новые банковские счета или заключать договоры по покупке-продаже недвижимости. При этом исторически сложилось так, что власти Японии терпят деятельность банд якудза и не ставят мафию вне закона, хотя в особо вопиющих случаях столкновения гангстеров и полиции все же происходят. Кроме того, в самом сознании японцев мафия была и остается неизменным атрибутом общества.

Деятельность якудза и жизнь японских мафиози, широко растиражированные в фильмах, телесериалах и журналах, создают впечатление, что гангстеры ведут роскошную жизнь и живут по самурайскому коду чести бусидо. Якудза появлялась во множестве фильмов: «Убить Билла» Квентина Тарантино, «Васаби» и «Такси-2» Люка Бессона, «Тройном форсаже» Джастина Лина (снявшего все последовавшие «Форсажи») и даже в «Росомахе», который, казалось бы, никакого отношения к японской мафии не имеет. Неудивительно, что «экранная» якудза разительно отличается от настоящих бандитов, орудующих в Токио. Впрочем, японские режиссеры с этим феноменом знакомы намного ближе, и их фильмы позволяют представить, как в действительности устроена жизнь мафиозных группировок Японии. Очень показателен фильм Такеши Китано «Полный беспредел», в котором изображено столкновение «старого» и «нового» в жизни якудза. В фильме теснимые к обочине старые боссы пьют уже не саке с пивом, а красное и белое вино, но в целом к новой реальности относятся с раздражением.

Кроме того, режиссер наглядно объясняет, что представители всех поколений чтят самурайские принципы только на словах, предавая друг друга на каждом шагу.

Якудза опирается на ценности патриархальной семьи, принципы беспрекословного подчинения боссу и строгого соблюдения свода правил (кодекса мафии), за нарушение которых предусмотрено неминуемое наказание. Между рядовыми членами группировки поддерживаются горизонтальные «братские» отношения, что обеспечивает кланам относительную стабильность.

Ямагути-гуми названа в честь ее основателя Харукити Ямагути. Своими корнями эта группировка уходит в профсоюз докеров в довоенном Кобе (Япония), основанный в 1915 году. Несмотря на то что Ямагути-гуми переживает не самые лучшие времена, она по-прежнему остается самой крупной из всех группировок якудза.

По данным полиции, синдикат получает миллиарды долларов прибыли в год от вымогательства, азартных игр, секс-индустрии, торговли оружием, наркотиками, а также операций в сфере недвижимости и строительства.

Они также участвуют в акциях манипулирования рынком и создании порнографических сайтов.

Ямагути-гуми берет ответственность за более чем 40% организованных преступлений в стране. Штаб-квартира синдиката располагается в Кобе, но организация действует на территории всей Японии и осуществляет свой бизнес и за рубежом, в основном в Азии и США.

Япония для большинства представляется высокотехнологичным обществом со своей культурой. Но за ширмой закрытой страны кроется немало интересного. Есть там и своя организованная преступность, ее традиционная форма зовется якудза. Это настоящие преступные синдикаты, которые и определяют местный криминальный мир.

Сравниться с якудза по степени влияния могут, к примеру, азиатские триады или мафия на Западе. Вот только организация японской преступности совсем другая, чем у аналогичных структур. Да и работает якудза иначе. Говорят, что у этой мафии есть даже свои офисные здания, а об ее действиях открыто рассуждают в прессе.

Появилась якудза еще в XVII веке, когда феодалы вдруг стали понимать, что открытая борьба с противником, как это делают самураи, менее эффективна, чем скрытая и незаметная. Сегодня якудза является, без преувеличения, одной из японских достопримечательностей. Но на Западе знают о ней крайне мало, так что стоит поведать о самых интересных фактах об этой скрытной организации.

Сокайя - организация взяточничества. Слово сокайя подразумевает не просто взяточничество, а крупномасштабную ее форму, которая и практикуется якудза. Японская мафия приобретает сперва крупный пакет акций компаний, достаточный для присутствия и голоса на совете директоров. После этого преступники стараются узнать о руководстве компании максимум информации, выискивая компромат на них. Затем уже начинаются своеобразные торги. Якудза угрожает акционерам разглашением конфиденциальной информации, заставляя платить за молчание. Это очень серьезная угроза, ведь в японской корпоративной культуре позор является мощным рычагом давления, так что такая тактика обычно оказывается успешной. Необычным в этом взяточничестве является то, что все это происходит с крайней вежливостью. Сами угрозы, как и плата за молчание производится не напрямую, а окольными путями. К примеру, якудза может устроить некий конкурс или спортивное соревнование, а жертвам ненавязчиво рекомендуют приобрести билеты по весьма завышенным ценам. Надо сказать, что такая участь ждала многие японские компании. К примеру, один из вымогателей угодил за решетку на восемь месяцев после того, как пытался шантажировать руководство компании «Мицубиси». Представитель якудза пытался воспользоваться информацией о незаконном использовании чиновниками арендных платежей за дом отдыха. Сокайя уже в 1982 году достигла настолько внушительных масштабов, что правительство даже ввело ряд законов, которые запрещали платить вымогателям. Но пользы от этого оказалось немного. Якудза тут же отреагировала на это, придумав просто более сложную схему для сокрытия своей деятельности. Руководителям же часто приходится потакать якудза, ведь информация об участии в прошлом в сокайя грозит уголовным делом. Сегодня корпорации придумали свой действенный способ борьбы с вымогателями - проведение собраний акционеров в один день по всей страны. В итоге члены мафии не могут физически оказаться одновременно в нескольких местах. Такая мера принята на Токийской фондовой бирже. Там в 90% случаев корпорации проводят свои ежегодные собрания в один и тот же день.

Жесткая борьба с якудза. Власти Японии знают многое о самом крупном преступном синдикате страны, Ямагути-гуми. В последнее время в борьбу с ним включилось еще и правительство США, его отделения по борьбе с организованной преступностью. Американским гражданам попросту запретили идти на какие-либо финансовые сделки с главой синдиката, Кэнъити Синода. В «черный список» попал и его «правая рука» Киеси Такаяма. Да и все активы организации на территории Соединенных Штатов были заморожены. В Японии также появились законы, которые призваны разорвать связи якудза с законопослушным бизнесом. Ранее в Стране восходящего солнца меры ограничивались лишь введением штрафов для тех предприятий, которые идут на сотрудничество с криминалом. Новые меры оказались на удивление действенными. В итоге число представителей якудза в Японии сократилось до рекордного за последние пол столетия уровня. Сам же Синода считает, что исчезновение его синдиката станет проблемой для страны. Ведь на улицы выйдут тысячи безработных бандитов, которые станут угрозой для общественного порядка в Японии.

Помощь нуждающимся со стороны якудза. В 2011 году в Японию пришло природное ненастье - страна была атакована мощными цунами. Но в числе первых организаций, кто пришел с помощью в пострадавшие районы, оказалась и якудза. И этот случай вовсе не редкость - еще в 1995 году после землетрясения в крупном городе Кобе, члены мафии организовали доставку ценных грузов в разрушенные кварталы мегаполиса. Для этого якудза использовала вертолеты, лодки и скутера. Есть даже легенда о том, что якудза всегда помогает нуждающимся, когда им это надо. Ведь члены преступной организации являются изгоями, которые не могут не сочувствовать пострадавшим от невнимания со стороны официальных властей. Другие же люди придерживаются более практичной и циничной точки зрения, для них такое поведение мафиози всего лишь форма пиара и способ получить общественную поддержку. Ну как после такой благотворительности призвать общество на борьбу с якудза? Однако не только имидж завоевывает якудза с помощью подобных добрых дел. Они приносят криминальным синдикатам еще и немалую финансовую выгоду. Сразу после землетрясения в 2011 году подконтрольные якудза организации смогли получить выгодные государственные строительные контракты. Катастрофа оказалось настолько масштабной, что власти просто вынуждены были прибегнуть к помощи сомнительных фирм. Тем более что подпольные синдикаты себя открыто не афишируют, стараясь действовать через подставные компании. И поди разберись, кто из них связан с криминалом. Интересно, что один из таких контрактов привел главу подставной компании в тюрьму. Он просто клал в свой карман часть заработной платы своих же сотрудников, считая, что якудза сможет защитить его.

Журнал якудза. В Ямагути-гуми принято раздавать всем членам информационные бюллетени. В последний раз они достались 28 тысячам членами организации. В этом своеобразном корпоративном журнале под названием «Ямагути-гуми Шинпо» публиковались также хайку и статьи о рыбалке. Редакторы высказали мнение главы синдиката о том, что для него наступают трудные времена. В то время дела якудза действительно шли плохо, вот и стал журнал своеобразным инструментом для поднятия настроения своих криминальных читателей. Удивительно, но некоторые экземпляры издания попали и в руки обычных мирных японцев. Специалисты полагают такую «промашку» неслучайной. Якудза понимала, что слух о выходе журнала просочится. Так что рассылка осуществилась умышленно не только членам синдиката, но и некоторым обычным гражданам. Так мафия попыталась уменьшить свою сложившуюся насильственную репутацию в глазах сограждан.

Ритуал юбитсуме. В якудза принято по-своему наказывать тех, кто провинился. Бандитов, которые поступили неправильно с точки зрения всей организации, заставляют отрубать кончик собственного пальца. Это и зовется юбитсуме. Если за первый проступок отрубают только кончик мизинца, то дальнейшие провинности влекут за собой уже серьезные увечья. В итоге у многих японских мафиози левый мизинец отсутствует частично или полностью, а порой нет и каких-то других пальцев. С одной стороны, видно, кто перед вами. А с другой, понятно, что это не самый успешный мафиози, раз был неоднократно наказан. Такой ритуал положил даже начало спросу на искусственные пальцы. Понятно, что отсутствие их на руке является печатью позора. Скрыть это сложно, но просто необходимо – большинство японцев в курсе ритуала юбитсуме. Известный английский эксперт по коже, профессор Алан Робертс, экспортировал в Японию столько натуральных внешне протезов, что получил в якудза даже прозвище «Господин Палец». Очевидно, что его услуги пользуются спросом.

Сложные татуировки. Важной часть культа якудза являются необычные цветные татуировки на телах преступников. Японские мафиози пользуются традиционным способом, вводя вручную чернила под кожу. Этот метод называется ирезуми и его отличает крайняя болезненность. Зато пройдя через эту процедуру, можно доказать свою храбрость. Надо отметить, что цветные татуировки в последнее время стали популярны и среди обычных японцев. Самыми же популярными рисунками являются женщины, драконы и горы. И хотя татуировки распространились в обычном обществе, с ними все еще ассоциируются членов преступной организации. Мэр города Осака даже ввел запрет на подобные нательные художества для государственных служащих. Чиновник попросил подчиненных либо избавиться от татуировки, либо искать себе другую работу.

Якудза и суд. Мы не удивляемся тому, что наши преступников судят, но вот иски к криминальным структурам – это возможно только в Японии. Не так давно одна владелица ресторана подала в суд на Кэнъити Синода, того самого могущественного главу Ямагути-гуми. Женщина утверждала, что якудза должна нести ответственность за своих представителей, которые вымогали у нее деньги за защиту и угрожали сжечь ее заведение. Хозяйка ресторана официально потребовала от якудза возместить ей ущерб в размере 17 миллионов иен, или же 2,8 миллионов долларов. И это далеко не первый случай, когда на якудза подают в суд. Нечто похожее произошло и в 2008 году. Тогда несколько граждан пошли в суд, чтобы выселить банду Доинкаи из их штаб-квартиры в городе Куруме. После того, как организация стала разрушаться изнутри, благодаря междоусобным стычкам в борьбе за лидерство, разразилась настоящая жестокая война. Горожане утверждали, что имеют право на жизнь в мире, так что они потребовали от бандитов покинуть их город. Но якудза не всегда выступает на стороне ответчика. В начале 2013 года синдикат Кудо-кай с юга страны был официально наречен правоохранительным органами «опасным». Члены якудза оказались вовлеченными в серию нападений на штаб-квартиру другой мафиозной организации. При этих атаках бандиты даже использовали гранаты. На суде адвокат Кудо-кай заявил, что такая характеристика его подзащитных несправедлива. Дело в том, что синдикат является лишь одним из пяти, что действуют в этом регионе. Такое ущемление прав якудза, по мнению адвоката, является нарушением Конституции страны.

Экзамены для мафиози. В 2009 году в Ямагути-гуми членов организации заставили пройти специальный тест на 12 страницах. На такой шаг мафия пошла после того, как правительство предприняло серьезные шаги против организованной преступности. Считалось, что благодаря этим экзаменам, члены синдиката смогут уберечься от разных неприятностей и продемонстрировать свое знание законов. В анкете было немало разнообразных тем, начиная от незаконного выброса мусора и заканчивая гоном машин. Кажется нелепым, что злые татуированные бандиты сидят смиренно в аудитории и сдают экзамены, тщательно вызубрив все ответы. Однако такой подход дает в целом представление обо всей японской экономике. Давно уже считается, что именно якудза является своеобразным критерием национальной культуры и экономики. И если даже бандиты признают, что их организация находится в кризисе в эти времена и готовы пойти на все, чтобы минимизировать проблемы, то и остальным японцам приходится не лучше.

Посвящение в члены якудза. Известно, что в Японии новообращенные члены мафии вынуждены выполнять роль подчиненных для более опытных членов организации. Новичков называют кобун, что буквально означает «роль ребенка». За долгие годы существования местной мафии в ней была выработана довольно непростая структура управления. Так что дойти до вершины непросто, предстоит преодолеть немало ступеней. Ритуал посвящения новичка основан на церемонии сакэ под названием саказукигото. Посвящаемого садят напротив своего оябуна, главенствующего члена группировки, своеобразного «отца». Другие же члены мафии готовят тем временем напиток. Новичку полагается меньшая часть напитка, тогда как его учителю полагается полная чаша. Тем самым подчеркивается статус члена банды. После того, как каждый отпивает из своей чаши, происходит обмен ими. Так завершается церемония. Сам ритуал подразумевает создание связи между оябуном и кобуном, которая напоминает связь приемного отца и сына. Церемония распития сакэ вообще довольно традиционная для японской культуры, так создаются незримые связи между людьми. Сам этот напиток рассматривается, как связующее звено между людьми и божествами, а также позволяет укрепить отношение между людьми. Сакэ словно бы благословляет хороший урожай. Эта церемония считается историчной и даже религиозной. Неслучайно она проводится в японском синтоистском храме.

Якудза и политика. В 2012 году в Японии разразился громкий политический скандал. Министр юстиции вынужден был подать в отставку после того, как стало известно о его связях с якудза. Но японские политики не всегда сторонились своих отношений с мафией. К примеру, известно, что Либерально-демократическая партия (ЛДП), которая управляла Японией на протяжении 54 из 58 последних лет, не гнушалась сотрудничеством с якудза. Известно, что первый премьер-министр от ЛДП, Нобусуке Киши, активно взаимодействовал с Ямагути-гуми. В 1971 году он вместе с некоторыми другими политиками внес даже залог за мафиозного лидера, осужденного, между прочим, за убийство. Премьера видели также на свадьбах и похоронах членов мафиозного синдиката. На выборах члены якудза обычно играют видную роль - они выполняют функции агитаторов и телохранителей. Благодаря организованности, банды могут обеспечить на выборах нужным кандидатам большое число голосов. Один представитель якудза в Киото заявил, что может обеспечить минимум 30 тысяч голосов, чтобы избрать определенного чиновника. Да и минимум четыре других премьер-министра имели вполне определенные связи с якудза. Речь идет в том числе и о Нобуру Такешита, пришедшего к власти в 1987 году. Незадолго до выборов на него стали оказывать давление ультраправые оппоненты. Пришлось политику обратиться за помощью к самой крупной структуре якудза в Токио, Инагава-кай. Мафия быстро решила все проблемы будущего премьера. Но в стране многие стали задаваться вопросами об излишне комфортном пребывании правящей элиты под защитой организованной преступности.

Расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире .

Ритуалы Якудзы.

Юбицумэ (yubitsume) , или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.

Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.

В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi») . Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когда ойтё-кабу (Oicho-Kabu) , они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у является совместное распитие – таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов – Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.

История появления и развития якудза.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto) . Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko) , защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений .

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся . Поскольку в то время клан уже не угрожал власти , то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.

Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а поставило в зависимость от них – «зарплата» выплачивалась в виде натурального продукта – риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины , сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.

Современные якудза , однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние – совсем как многие современные банды, – игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный – в том числе и на Западе – «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык) .

Исконные типы якудза.

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya») , которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto») , которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.

Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.

Это стало огромным шагом вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

Гурэнтай: якудза после 1945 года.

Буракумин и корейско-японские якудза.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей , возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев , был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) – крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам . Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.

Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды – Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

Деятельность якудза в конце ХХ начале XXI века.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.