Антонина Нежданова: биография, творчество, карьера, личная жизнь.

Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.

Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).

В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).

театральные работы

Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

После 1917 года Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 года много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы - Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Парася ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского ), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева ). С 1936 года преподавала в студии Большого театра, в "Оперной студии К. С. Станиславского", с 1943 - в Московской консерватории.

Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере - особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка "отстраненное" звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 года участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П. Г. Чеснокова. Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей.

Великая русская оперная певица Антонина Васильевна Нежданова помимо множества официальных званий и наград имела почетное народное звание Царица Русской Сцены, которым ее величали задолго до присвоения ей в 1936 году звания Народной артистки СССР. Творческая жизнь этой певицы - яркий пример не только необыкновенного природного таланта помноженного на удивительную, грандиозную работоспособность, но и пример изумительного патриотизма. Для Неждановой не существовало никакой другой сцены, более желанной, чем подмостки . Никакого зрителя она не ценили так высоко, и не дорожила его вниманием, как русского зрителя. Русское оперное искусство она отстаивала яростно и без компромиссно от посягательств авангардистов и всевозможных модных течений. Не одному поколению восхищенных слушателей посчастливилось стать свидетелями ее гениального творчества, и не удивительно, что оно стало легендой. Волшебное звучание пения Антонины Неждановой заняло особую нишу в золотом фонде мирового оперного исполнительства.

Божественное предвидение или случайность

Антонина Нежданова появилась на свет 16 июня 1873 года под Одессой, в деревне Кривая Балка, в семье сельских учителей. Вся многочисленная семья девочки была певучей и она сама начала с семи лет петь в церковном хоре. На девочку с ангельским голосом специально приходило множество людей и ее называли канареечкой. Поступив в Одесскую женскую гимназию, с пятого класса Тоня Нежданова начинает выступать сольно. Семья рано потеряла отца, и девочке пришлось самостоятельно зарабатывать на учебу и помогать матери растить младших детей. Ей помогли устроиться на работу младшей учительницей в городское женское училище.

Антонина мечтала получить музыкальное образование и выступать на сцене. Уже в возрасте 26 лет она поступила в Московскую консерваторию и через три года закончила ее первой золотой медалисткой. Неждановой повезло, что ее природный талант попал под огранку великолепного педагога профессора Мазетти. Он с необыкновенной бережностью отнесся к дарованию Неждановой, и она всегда была верна своему первому педагогу. Почти 20 лет, несмотря на блестящие успехи в карьере, она занималась с Мазетти вокалом до его смерти в 1919 году.

“Царица Русской Сцены”

После окончания консерватории Нежданова отказалась от приглашения в Мариининский театр, а осталась в Большом, петь на сцене которого было для нее самой заветной мечтой. Уникальный случай помог ей дебютировать в очень сложной партии Антониды в опере “Жизнь за царя” и стал звездным часом для Антонины Неждановой. В одно мгновение, вернее, за один спектакль, почитатели оперного искусства поняли, что на небосводе русской музыкальной культуры взошла новая яркая, самобытная звезда.

“Русский соловей”

За свою творческую жизнь Нежданова исполняла около 700 произведений русских и зарубежных композиторов. Ее партнерами по сцене были такие великие певцы как Шаляпин, Собинов, Карузо. Сольные выступления певицы проходили под аккомпанемент гениальных композиторов , Глазунова, . Природная, уникальная красота лирико-колоратурного сопрано Неждановой была дополнена не только ювелирно отточенной техникой, но и очаровательным тембром, интонацией, одухотворенной простотой и искренностью исполнения.

Современные композиторы ценили ее за предельно полное понимание замысла произведения, умение постичь его не только умом, но и душой. Известен случай, когда Сергей Рахманинов, очень сдержанный в выражениях своих чувств, во время сольного выступления Антонины Неждановой вышел на сцену и экспромтом стал аккомпанировать певице. Бернард Шоу, потрясенный и восторженный после выступления русской певицы, написал в своем послании ей, что ее творчество лучшее, что ему довелось услышать в своей жизни.

“Русский соловей” - так называли Нежданову восхищенные зарубежные слушатели и антрепренеры, предлагая выступления на таких прославленных, сценах как Ла-Скала, Монте-Карло. Но Нежданова всегда была верна России и русскому зрителю. Родине навсегда было отдано ее сердце и ее непревзойденный талант. Умерла певица 26.06.1950 года.

Ее феноменальное искусство, восхищавшее несколько поколений слушателей, стало легендой. Ее творчество заняло особое место в сокровищнице мирового исполнительства.

«Уникальная красота, очарование тембров и интонаций, благородная простота и искренность вокализации, дар перевоплощения, максимально глубокое и полное постижение замысла и стиля композитора, безукоризненный вкус, точность образного мышления - вот свойства таланта Неждановой», - отмечает В. Киселев.

Бернард Шоу, ошеломленный исполнением Неждановой русских песен, подарил певице свой портрет с надписью: «Я понимаю теперь, почему природа дала мне возможность дожить до 70 лет - для того, чтобы я услышал лучшее из творений - Нежданову». Основатель МХАТа К.С. Станиславский писал:

"Дорогая, чудесная, удивительная Антонина Васильевна!.. Знаете ли, чем Вы прекрасны и почему Вы гармоничны? Потому что в Вас соединились: серебристый голос удивительной красоты, талант, музыкальность, совершенство техники с вечно молодой, чистой, свежей и наивной душой. Она звенит, как Ваш голос. Что может быть прекраснее, обаятельнее и неотразимее блестящих природных данных в соединении с совершенством искусства? Последнее стоило Вам огромных трудов всей Вашей жизни. Но мы этого не знаем, когда Вы поражаете нас легкостью техники, подчас доведенной до шалости. Искусство и техника стали Вашей второй органической природой. Вы, как птица, поете потому, что Вы не можете не петь, и Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы - Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры.

Как артист и человек, как Ваш неизменный почитатель и друг я удивляюсь, преклоняюсь перед Вами и прославляю Вас и люблю".

Антонина Васильевна Нежданова родилась 16 июня 1873 года в деревне Кривая Балка, близ Одессы, в учительской семье.

Тоне было всего семь лет, когда ее участие в церковном хоре привлекло массу народа. Голос девочки умилял односельчан, которые восхищенно говорили: «Вот же канареечка, вот же голосок ласковый!»

Сама Нежданова вспоминала: "Благодаря тому, что в своей семье я была окружена музыкальной обстановкой - мои родные пели, друзья и знакомые, посещавшие нас, также много пели и играли, мои музыкальные способности развивались очень заметно.

Мать обладала, так же как и отец, хорошим голосом, музыкальной памятью и прекрасным слухом. В детстве от них я научилась петь по слуху много самых разнообразных песен. Когда я была артисткой Большого театра, моя мать часто бывала на оперных спектаклях. На другой день она совершенно правильно напевала слышанные ею накануне мелодии из опер. До глубокой старости голос у нее сохранился чистым и высоким".

В девять лет Тоню перевезли в Одессу и отдали во 2-ю Мариинскую женскую гимназию. В гимназии она заметно выделялась своим голосом красивого тембра. С пятого класса Антонина начала выступать соло.

Большую роль в жизни Неждановой сыграла семья директора Народных училищ В.И. Фармаковского, где она находила не только моральную поддержку, но и материальную помощь. Когда умер отец, Антонина училась в седьмом классе. Ей неожиданно пришлось стать опорой семьи.

Именно Фармаковский помог девушке внести плату за восьмой класс гимназии. Окончив его, Нежданова была зачислена на свободную вакансию учительницы в Одесском городском девичьем училище.

Несмотря на тяготы жизни, девушка находит время на посещение одесских театров. Ее поразил певец Фигнер, его умное пение произвело потрясающее впечатление на Нежданову.

«Именно благодаря ему у меня возникла мысль учиться пению, когда я еще работала учительницей одной из одесских школ», - пишет Нежданова.

Антонина начинает заниматься в Одессе с преподавательницей пения С.Г. Рубинштейн. Но мысли об учебе в одной из столичных консерваторий приходят все чаще и настойчивее. Благодаря помощи доктора М.К. Бурда девушка едет в Петербург поступать в консерваторию. Здесь ее ждет неудача. Зато счастье улыбнулось Неждановой в Москве. Учебный год в Московской консерватории уже начался, но Нежданову прослушали директор консерватории В.И. Сафонов и профессор пения Умберто Мазетти. Ее пение понравилось.

Все исследователи и биографы единодушны в высокой оценке школы Мазетти. По мнению Л.Б. Дмитриева, он "являл собой пример представителя итальянской музыкальной культуры, сумевшего глубоко почувствовать особенности русской музыки, русского исполнительского стиля и творчески сочетать эти стилевые особенности русской вокальной школы с итальянской культурой владения певческим звуком.

Мазетти умел раскрыть перед учеником музыкальные богатства произведения. Блестяще аккомпанируя ученикам, он увлекал их эмоциональной передачей музыкального текста, темпераментом, артистизмом. С первых шагов, требуя осмысленного пения и эмоционально окрашенного звучания голоса, он одновременно уделял огромное внимание красоте и верности образования певческого тона. «Пойте красиво» - одно из основных требований Мазетти".

В 1902 году Нежданова окончила консерваторию с золотой медалью, став первой вокалисткой, удостоенной столь высокого отличия. С того года и по 1948-й она оставалась солисткой Большого театра.

На дебют Неждановой 23 апреля 1902 года в опере «Иван Сусанин» восторженно откликнулся критик С.Н. Кругликов: «Молодая дебютантка выступила в партии Антониды. Необычайный интерес, возбужденный в слушателях начинающей артисткой, увлечение, с которым в публике обменивались впечатлением по поводу новой Антониды, решительный ее успех тотчас же после блестящего по непринужденности исполнения выходной арии, принадлежащей, как известно, к труднейшим номерам оперной литературы, дают полное право быть уверенным в том, что Нежданову ожидает счастливая и выдающаяся сценическая будущность».

Один из любимых партнеров артистки С.И. Мигай вспоминает: «Особенное наслаждение доставляли мне как слушателю ее выступления в операх Глинки. В партии Антониды образ простой русской девушки был поднят Неждановой на необычайную высоту. Каждый звук этой партии был проникнут духом русского народного искусства, и каждая фраза была для меня откровением. Слушая Антонину Васильевну, я совершенно забывал о вокальных трудностях каватины „В поле чистое гляжу…“, до такой степени меня волновала правда сердца, воплощенная в интонациях ее голоса. Не было ни тени „наигрыша“ или надрыва в ее исполнении романса „Не о том скорблю, подруженьки“, проникнутом искренней горестью, но не такой, которая говорит о душевной слабости, - в облике дочери крестьянина-героя ощущалась стойкость и богатство жизненных сил».

Партия Антониды открывает галерею пленительных образов, созданных Неждановой в операх русских композиторов: Людмила, («Руслан и Людмила», 1902); Волхова («Садко», 1906); Татьяна («Евгений Онегин», 1906); Снегурочка (одноименная опера, 1907); Шемаханская царица («Золотой петушок», 1909); Марфа («Царская невеста», 2 февраля 1916); Иоланта (одноименная опера, 25 января 1917 года); Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане», 1920); Ольга («Русалка», 1924); Парася («Сорочинская ярмарка», 1925).

"В каждой из этих ролей артистка находила строго индивидуализированные психологические черты, жанровое своеобразие, в совершенстве владея искусством свето - и цветотени, дополняя вокальный портрет точно найденным сценическим рисунком, лаконичным и емким в согласии с живописным обликом, тщательно обдуманным костюмом, - пишет В. Киселев. - Всех ее героинь объединяет обаяние женственности, трепетное ожидание счастья и любви. Вот почему Нежданова, обладая уникальным лирико-колоратурным сопрано, обращалась и к партиям, рассчитанным на лирическое сопрано, как, например, Татьяна в «Евгении Онегине», добиваясь художественной законченности.

Знаменательно, что свой сценический шедевр - образ Марфы в «Царской невесте» - Нежданова создала почти на половине творческого пути, в 1916 году, и не расставалась с ролью до самого конца, включив акт из нее в свой юбилейный спектакль 1933 года.

Лиризм любви с ее внутренней стойкостью, рождение личности через любовь, высота чувств - тема всего творчества Неждановой. В поисках образов радости, женской самоотверженности, сердечной чистоты, счастья артистка пришла к партии Марфы. Всех, кто слышал Нежданову в этой роли, покоряла взыскательность, душевная искренность, благородство ее героини. Артистка, казалось, приникала к самому верному источнику вдохновения - народному сознанию с его устоявшимися в веках моральными и эстетическими нормами".

В своих воспоминаниях Нежданова замечает: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью. Я глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца. Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое».

Крупнейшие оперные театры мира мечтали заключить длительные контракты с «русским соловьем», но Нежданова отвергала самые лестные ангажементы. Лишь однажды великая русская певица согласилась выступить на сцене парижской «Гранд-опера». В апреле-мае 1912 года она исполнила партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами были знаменитые итальянские певцы Энрико Карузо и Титта Руффо.

«Успех госпожи Неждановой, певицы еще неизвестной в Париже, сравнялся с успехом ее знаменитых партнеров - Карузо и Руффо», - писал французский критик. Другая газета писала: «Голос ее прежде всего обладает удивительной прозрачностью, верностью интонации и легкостью при совершенно выравненных регистрах. Затем она умеет петь, выказывая глубокое познание искусства пения, и вместе с тем производит на слушателей трогательное впечатление. Немного найдется артисток в наше время, которые с таким чувством смогут передать эту партию, имеющую только тогда цену, когда она передана идеально. Госпожа Нежданова достигла этого идеального исполнения, и оно по справедливости было признано всеми».

В советское время певица гастролирует по многим городам страны, представляя Большой театр. Многократно расширяется ее концертная деятельность.

Почти двадцать лет, до самой Великой Отечественной войны, Нежданова регулярно выступала на радио. Ее постоянным партнером в камерных выступлениях был Н. Голованов. В 1922 году с этим артистом Антонина Васильевна совершила триумфальное турне по странам Западной Европы и Прибалтики.

Богатейший опыт оперной и камерной певицы Нежданова использовала в своей педагогической работе. С 1936 года - преподавала в Оперной студии Большого театра, затем в Оперной студии имени К.С. Станиславского. С 1944 года Антонина Васильевна - профессор Московской консерватории.

Арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог.

Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили музыку, литературу, нар. песни (отец певицы играл на скрипке, рук. любительскими хорами).

С семи лет солировала в церковном и сельском хорах. В 1883-91 училась в одесской Мариинской гимназии (в 1885 одновременно обучалась игре на ф-п. в Муз. уч-ще), по окончании к-рой преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. женском уч-ще. В этот период посещала оперные спектакли с участием М. и Н. Фигнеров, Л. Яковлева, Л. Тетраццини, М. Баттистини, Дж. Гальвани.

Нек-рое время брала уроки пения у С. Рубинштейн, выступала в благотворительных концертах, на любительских вечерах, где гл. обр. пела нар. песни. Пению обучалась в 1899-1902 в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, позднее под его рук. разучивала новые партии), к-рую окончила с малой золотой медалью.

В студенческие годы неоднократно участвовала в концертах, где обратила на себя внимание знатоков и любителей вокального искусства, в т. ч. А. Скрябина и В. Сафонова.

Познакомившись в 1900 с семьей И. Сеченова, пела в его доме перед выдающимися деятелями рус. науки и культуры.

Впервые на оперной сцене выступила 16 апр. 1900 в партии Миссис Форд ("Виндзорские кумушки", консерваторский спектакль, Большой т-р). Летом 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию.

В 1902-34 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды).

Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, 1908, 1911, 1915, 1916; Нар. дом, 1915, 1916), Киеве (1909), Париже ("Гранд-Опера", 1912, пела в "Риголетто" в ансамбле с Э. Карузо и Т. Руффо; здесь встречалась с П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Тосканини), Ташкенте и Самарканде (1924), Свердловске (1929). Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона (до Фа, соль 3-й октавы), блестящей виртуозной колор. техникой, безупречной интонацией.

Исп. отличалось драм. выразительностью, естественностью, "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. Немирович-Данченко).

Создавая муз.-сцен. образы, уделяла большое внимание звуковой окраске, интонации каждой муз. фразы. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. Собинова - своего постоянного партнера, Ф. Шаляпина (в партиях Розины - "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Маргариты - "Фауст"), К. Станиславского.

В ее обширный и разнообразный (лирич., романтич., комич., сказочный) репертуар входили 16 партий рус. композиторов и 21 - зарубеж. 1-я исп. партий - Забавы Путятичны ("Добрыня Никитич"), Франчески ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Герды ("Оле из Нордланда"), Параси ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре - Шемаханской царицы ("Золотой петушок"), Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Нинетты ("Любовь к трем апельсинам"), Лейлы ("Искатели жемчуга"), Манон ("Манон"); на рус. сцене - Утраты ("Зимняя сказка"). Создала целую галерею разнохарактерных худож. образов, среди к-рых Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова, Снегурочка (1907, в работе над партией помогали режиссеры В. Лосский, Л. Сулержицкий и худож. К. Коровин), Шемаханская царица (1909, партию готовила с балетмейстером М. Мордкиным), Марфа ("Царская невеста", 1916; считала своей лучшей ролью), Иоланта (1917; Н. специально посетила лазарет для слепых, где изучала их движения; эта роль по силе худож. впечатления стала одной из вершин ее творчества), Царевна Лебедь (1913), Джильда, Лакме (партию готовила с М. Ван Зандт), Виолетта (сцен. подготовку партии проходила с Э. Павловской, позднее с М. Ермоловой), Мими ("Богема", работала над сцен. воплощением образа также вместе с М. Ермоловой), Эльза ("Лоэнгрин", в исп. партии внесла лирическую интонацию; вместе с Л. Собиновым открыла "новую эпоху в сценической истории вагнеровских образов"). Др. партии: Ольга ("Русалка"), Татьяна, Царица ночи, Констанца, Микаэла, Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Офелия, Филина, Маргарита Валуа, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Партнеры: Г. Бакланов, С. Власов, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, М. Максаков, С. Мигай, Н. Озеров, В. Петров.

Пела п/у И. Альтани, Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, А. Никита, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука. Н. была также замечательной камерной певицей.

Постоянно выступала в симф. концертах в Москве (с 1902) и Петербурге (с 1907), где пела п/у Сафонова (1905, 1917), С. Кусевицкого (1910, 1919), Э. Купера (1911); была одной из первых участниц "Исторических концертов" в Москве п/у С. Василенко.

В 1912 и 1913 вместе с клавесинисткой В. Ландовской пела в концертах старинной музыки.

Часто в концертах певице аккомпанировали А. Аренский, А. Глазунов, А. Скрябин, С. Танеев, С. Рахманинов; постоянным аккомпаниатором в ее камерных выступлениях был Н. Голованов.

С 1911 гастролировала во многих городах России (Одесса, Харьков.

Киев. Саратов, Казань, Смоленск, Минск, Тбилиси, Баку и др.) и за рубежом (в 1922 совершила турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии; в течение девяти мес. дала 41 концерт).

После 1917 принимала активное участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев, с 1924 выступала на радио. Последний концерт певицы состоялся в 1937. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.

Обширный и разнообразный камерный репертуар певицы включал св. 700 произв.

В него вошли соч. А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова (посвятил Н. "Вокализ"), М. Ипполитова-Иванова (посвятил Н. "Четыре провансальские песни"), Н. Метнера, И. Стравинского, С Василенко (1-я исп. цикла "М аорийские песн и", 11 февр. 1917), Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, З. Левиной, нар. песни (рус., укр., белорус., тат., чеш., нем., испан., норвеж., франц.). В 1936 (янв. - май) преподавала в Оперной студии Большого т-ра, с дек. того же года по май 1941 и в 1943 - в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского.

В 1943-45 и 1947-50 проф. Моск. конс. Ученики: Р. Атакишев.

А. Выспрева, Л. Гриценко, Г. Долидзе, В. Нечаев, А. Огнивцев.

Н. вела активную муз.-общ. деят-сть. Пред. жюри Всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1938, 1945, 1949), принимала участие в работе различных муз. и театр. комиссий и советов.

Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Пате", "1904; "Граммофон", 1913) и Москве ("Граммофон", 1906, 1907, 1910-15); на первых дисках - в ансамбле с У. Мазетти.

Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1933), медалями.

Гос. премия СССР (1943). Имеется портрет певицы худож. Ф. Захарова (1951). В 1951 оперному кл. Моск. конс. было присвоено имя певицы.

Ее именем названы организованный при Доме актера ВТО муз. кружок (1951), вокально-творческий кабинет (1952). В 1973, к 100-летию со дня рождения Н., был выпущен почтовый конверт с ее портретом.

В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова". Соч.: А. В. Луначарский // Совр. театр. 1927. № 11; Память о художнике (совм. с Н. С. Головановым) [о Л. В. Собинове] // Сов. искусство. 1934. № 148; Певец-художник [о Л. В. Собинове] // Музыка. 1937. № 12, Заметки певицы // Сов. искусство. 1938. № 171; Из воспоминаний // Сов. музыка. 1952. № 6; Русские певцы // Василий Родионович Петров: Сб. статей и материалов. - М., 1953; Первый настоящий оперный режиссер // Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары.

Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. - М., 1959. С. 300-302; Страницы жизни: Отрывки из воспоминаний // Муз. жизнь. 1960. № 12. С. 17; Блестящий талант [о Л. В. Собинове] // Муз. жизнь. 1962. № 13; Воспоминания // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. - М., 1967; К 30-летию сценической деятельности Н. Обуховой // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания.

Статьи и материалы. - М., 1970. С. 121 - 122. Лит.: Королевич В. Нежданова. (Очерк-характеристика). - М., 1928; Поляновский Г. А. В. Нежданова. - М.; Л., 1944; Его ж е. А. В. Нежданова. - М., 1970; Его же. В доме "русского соловья" // Сов. музыка. 1973. № 1. С. 141 -142; Его же. Великая русская певица // Муз. жизнь. 1973. № 11. С. 15-17; Львов М. А. В. Нежданова. - М., 1952; Его ж е. А. В. Нежданова //Львов М. Русские певцы. - М., 1965; Власов В. Три автографа // Муз. жизнь. 1959. № 7; Его же. Ариозо Иоланты // Там же. 1965. № 8; Подольская В. А. В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера). - М., 1960; Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. - М., 1967. С. 519-525; Серебрякова Г. Душа музыки: Страницы воспоминаний // Лит. Россия. 1967. 16 июня; Ее же. А. В. Нежданова и Н. С. Голованов // Серебрякова Г. И. О других и о себе: Новеллы. - М., 1968. С. 309-326; Генина М. Не смолкли "звуки чудных песен" // Веч. Москва. 1970. 10 янв.; Варваци Е. Великая русская певица// Муз. жизнь. 1971. № 4. Иноземцева Г. Свидание с Орфеем // Культура и жизнь. 1971. № 6. С. 37-39; Гужова В. А. В. Нежданова // Гужова В. Спогади. - Київ, 1971; Pайдма Э. Миссия Антонины Неждановой // Сов. Эстония. 1972. 3 дек.; Примеров Б. Русский соловей // Лит, Россия. 1973. 15 июня; Брайнина Р. Русский соловей // Веч. Москва. 1973. 15 июня; Соколов Н. "Русский соловей" // Сов. культура. 1973. 15 июня; Бэлза И. Она была великой певицей // Моск. комсомолец. 1973. 16 июня; Козловский И. Нежданова // Сов. Россия. 1973. 16 июня; Рунов Б. Пленительный талант // Моск. правда. 1973. 16 июня; Фокина М. Гордость русской оперной сцены // Туркменская искра (Ашхабад). 1973. 16 июня; Евтушенко Д. Великая певица // Правда Украины (Киев). 1973. 16 июня; Прянишникова Д. Прославленная русская певица // Сов. Молдавия (Кишинев). 1973. 16 июня; Свешников А. Великая артистка // Труд. 1973. 17 июня; Apxипова И. Великая русская певица // Сов. артист. 1973. 29 июня; Шпиллер Н. Учиться у нее мастерству // Сов. музыка. 1973. № 9; Лемешев С. Чудо искусства // Там же. С. 75-76; Из писем А. В. Неждановой к Н. С. Голованову // Там же. С. 76-84; Петрова Ф. А. В. Нежданова - педагог // Муз. жизнь. 1973. № 11; Костецкий Е. В квартире-музее // Театр. жизнь. 1973. № 12; Глиэp P. M. Мои встречи с А. В. Неждановой // Р. М. Глиэр. Статьи и воспоминания. - М., 1975. С. 141 -143; Мигай С. Рождена для пения // Сов. культура. 1976. 21 мая; Киселев В. Антонина Васильевна Нежданова // Мастера Большого театра.

Народные артисты СССР. - М., 1976; Александров М. В доме Неждановой // Огонек. 1977. № 10; Его же. Люди как люди. - М., 1980. С. 20-27; Hopцов П. Дивное звучание // Театр. жизнь. 1983. № 14. Нежданова, Антонина Васильевна Род. 1873, ум. 1950. Певица (лирико-колоратурное сопрано).

Выпускница Московской консерватории (класс У. М. Мазетти, 1902). На сцене с 1900. Всю жизнь проработала в Большом театре (с 1900 г., 1902-48 гг. солистка).

Вела активную гастрольную деятельность, пела на сценах крупнейших театров мира (Мариинский, "Гранд-Опера", "Ковент-Гарден", опера Монте-Карло, театр в Кремоне и др.). Партии: Парася ("Сорочинская ярмарка"), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам"), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа ("Царская невеста"), Людмила ("Руслан и Людмила"), Волхова ("Садко"), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Виолетта ("Травиата"), Эльза ("Лоэнгрин"), Герхильда ("Валькирия"), Джильда ("Риголетто") и др. Участница "Исторических концертов" С. Н. Василенко.

Преподавала в Оперной студии Большого театра (с 1936), Московской консерватории (с 1943, профессор).

Герой Труда (1925). Народная артистка СССР (1936). Лауреат Государственной премии СССР (1943).