Большой цирк рим. Большой цирк в риме - самый обширный античный ипподром италии

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременно частью религиозных праздников. В VI в. до н.э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение отвечали не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представления был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течении нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. были учреждены новые представления. Большое значение приобретают плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов.

В конце III - начале II в. до н.э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в честь богини Флоры. Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений:

1. торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, называвшееся помпой;

2. непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.д.

3. сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

4. Заканчивались представления обычным пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов.

Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II - Ш. вв. до н.э.

Крупнейшим достижение аутентичной Римской культуры был цирк. Это слово означающее для нас веселые и красочные зрелища. Но не по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не похож на цирк наших дней.

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково. но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк.

Древнейшими и самыми людными были игры в Большом цирке. Так называлась природная лощина размером примерно 600 x 150 м. между холмами Авентином и Палатином, склоны которых предоставляли места зрителям. Здесь устраивались конские бега. В первые века Республики граждане могли участвовать в состязании и сами, и посылая туда своих коней и рабов. Венок, которым награждался хозяин победившей упряжки, считался столь же почетным, как воинский венок за доблесть. В более позднее время зрительский азарт поддерживался соперничеством цирковых партий (при Республике их было две). Без конских ристаний не обходился ни один праздник. Высшие должностные лица подавали знак к началу бегов. Большой цирк вмещал до 150-200 тыс. зрителей. Свои формы, обращенные к массовой аудитории, имела идеология славы. Так, всенародным зрелищем был так называемый триумф - торжественный въезд победоносного полководца в Рим и ритуальное шествие его к храму Юпитера Капитолийского. Триумфатор в расшитой золотом одежде, украшенный атрибутами Юпитера, в колеснице четверней двигался по городу. Перед ним везли напоказ добычу, изображения захваченных городов, таблички с названиями покоренных стран и народов, вели их предводителей или царей (которых, не доведя до храма, отправляли в тюрьму, где обычно и убивали). Здесь же шли ликторы со знаками власти, а за колесницей следовало войско, чьи победные восклицания подхватывались толпой. Солдаты распевали свои песни, иногда с грубыми насмешками над триумфатором (чтобы не сглазить его счастье). В храме он совершал благодарственное жертвоприношение. Завершался праздник пиром с угощением для народа. Триумф, предоставлявшийся сенатом, считался серьезным событием: он облегчал дальнейшую карьеру самому полководцу, а сыновьям его - соискание должностей. В театральное действо обращались и похороны знатного человека. В погребальном шествии участвовали "изображения" (раскрашенные маски) знаменитых предков умершего. По словам Полибия, они надевались на людей подходящего роста и сложения, одетых в соответствии с должностями изображаемых. Они сопровождали тело на колесницах, а впереди них несли знаки отличия. На Форуме шествие останавливалось. Мертвого обычно ставили стоймя, "дабы он был виден всем", "предки" в масках рассаживались "по порядку в креслах из слоновой кости". "Неужели, - восклицает Полибий, - можно взирать равнодушно на это собрание изображений людей, прославленных за доблесть, как бы оживших, одухотворенных?" "Перед лицом всего народа, стоящего кругом", сын или другой родственник произносит речь, воскрешающую в памяти присутствующих "деяния прошлого", и "личная скорбь родственников обращается во всенародную печаль". По окончании похвального слова умершему оратор "переходит к повествованию о подвигах всех присутствующих здесь покойников, начиная от старейшего из них. Таким образом непрестанно возобновляется память о заслугах доблестных мужей, этим увековечивается слава граждан, совершивших чтолибо достойное, имена благодетелей отечества становятся известными народу и передаются в потомство; вместе с тем - и это всего важнее - обычай поощряет юношество ко всевозможным испытаниям на благо государства, лишь бы достигнуть славы, сопутствующей доблестным гражданам" (пер.Ф. Мищенко).

Такие ритуальные похвалы, связывавшие военные подвиги умершего со всем его нравственным обликом, Дионисий Галикарнасский называл "древним изобретением римлян". Цицерон, правда, сетовал на то, что "изза этих похвальных слов наша история полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: вымышленные триумфы, многие консульства, даже вымышленные родословия.". Однако и в его время образцы такого красноречия, хранившиеся в фамильных архивах, находили практическое применение, служа продолжению определенной традиции. От масок, выносившихся на похоронах, вел свое начало знаменитый римский скульптурный портрет с его интересом к индивидуальным чертам лица, стремлением к правдивости и неприкрашенности. Постепенно складывающийся облик города давал возможность как бы созерцать картины римских побед. На его площадях и улицах умножались памятники военной славы: храмы, посвященные победам, колонны, воздвигнутые в честь полководцев, статуи знаменитых римлян. Со II в. до н.э. появляется и специфически римский тип памятного сооружения - триумфальная арка. Этому способствовало изобретение римскими строителями бетонной техники, стимулировавшее широкое распространение арочносводчатых конструкций и преобразовавшее античную архитектуру. Аркады играют роль несущего элемента в очень характерном типе римских сооружений, вошедшем существенным элементом в римский городской пейзаж, - в акведуке (надземном водопроводе). Тип арочного акведука был выработан в 40х годах II в. до н.э., когда был сооружен первый его образец - Марциев акведук. Если раньше спектакли устраивались только раз в год (на Римских играх), то в конце III - начале II в. устанавливаются еще три праздника, которые сопровождаются сценическими представлениями. Кроме того спектакли могли устраиваться и по поводу погребальных игр, триумфов и т.п. С начала II в. до н.э. в обычай входят звериные травли - во времена Республики их устраивали в Большом цирке. Иногда это бывали просто "охоты" на безопасных зверей, но ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Кровавые зрелища все больше дорожали. В конце II в. до н.э. гладиаторские игры были в первый раз даны магистратами. Их популярность росла очень быстро (хотя до конца Республики они, как и театральные представления, давались во временных деревянных сооружениях).

Самые различные события в государственной и общественной жизни Рима имели тенденцию принимать зрелищный облик или, во всяком случае, находить то или иное отражение в стихии зрелищ. Зрелища были рассчитаны на активность зрителей и как бы собирали зрительскую толпу в единое целое, позволяя воздействовать на общественное настроение. Если сравнивать эти настроения римлян с агоническими реалиями греков, чувствуется заметная разница между мирным и гуманистическим началом в зрелищах греков и брутальнокровавых игрищах римлян.


Цирк в Древнем Риме

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зрелища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Однако ни по архитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, называвшихся публичными играми, римский цирк не был похож на цирк наших дней.

Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год - после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 тысяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Кстати сказать, чрезвычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к пожарам и обвалам, сопровождавшимся большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление императора Диоклетиана из-за этого погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина - широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятники - обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее

На поверхности спины, около каждого ее конца, было сооружено по четырехколонной постройке. На плоской крыше одной из них покоилось семь металлических позолоченных яиц, а на другой - столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя колесница завершала очередной заезд (а их обычно полагалось семь), снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покровительствовавшими цирку, - Нептуном и братьями Диоскурами.

Первому посвящались конные состязания вообще, так как полагали, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стремительно носившими его по водной глади; кроме того, прямое отношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворением самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно легенде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из братьев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,- как отважный кулачный боец.

Оконечности спины представляли полукруглые поворотные столбы-меты. Именно здесь от каждого возницы требовалось более всего ловкости и выдержки: при приближении к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо столбов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком повороте, а в случае падения - не быть растоптанным лошадьми соперников (последнее случалось довольно часто). Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, освистываемую зрителями, приходилось оплачивать потерей нескольких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

Постараемся представить себе (хотя бы в самых общих чертах) одно из состязаний в цирке.

Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посыпанную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публики из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, запряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно направлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неистово хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидывались на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Такое «попечение» правительства о своих гражданах лучше всего объясняют слова императора Аврелиана: «Предавайтесь забавам, занимайтесь зрелищами. Нас пусть занимают общественные нужды, вас пусть интересуют развлечения!» Публичные игры и сопровождавшие их угощения представляли собой своеобразную зрелищную политику, рассчитанную на приобретение народного благорасположения (которое было крайне важно в условиях жесточайшей эксплуатации рабов и частых гражданских войн).

Известный сатирик древности Ювенал метко назвал внутригосударственную политику римских властей политикой «хлеба и зрелищ». Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе иных зрелищ амфитеатры и, прежде всего - Колизей.

Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне восхищаются руинами Колизея, который некогда был громадным амфитеатром - окружностью более 500 метров и вместимостью около 50 тысяч человек.

Хотя название Колизей и является теперь общепринятым, но к амфитеатру оно не имеет почти никакого отношения: оно происходит от искаженного в средние века латинского слова «колоссеум» (колосс), которым древние римляне именовали грандиозную статую императора Нерона, воздвигнутую около амфитеатра. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев - по фамильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

По своему устройству Колизей в какой-то степени походил на теперешние цирки. Его огромную арену окружали пять ярусов зрительных мест (причем мраморные сиденья предназначались - как и в цирках-ипподромах - для богачей, а деревянные скамьи «галерки» - для простого народа). Колизей не имел крыши, но для защиты публики от дождей и палящей жары над зданием натягивался полотняный тент, укреплявшийся на специальных кронштейнах в наружной стене. Фасад Колизея привлекал всеобщее внимание необычайной пышностью: в нишах второго и третьего этажей, которые зияют сейчас пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи...

Небезынтересно отметить, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Люди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони. Возницам и лошадям, которые отличились много раз, воздвигались в городе статуи, а после смерти - великолепные надгробия с восхваляющими надписями и подробнейшим перечислением одержанных побед.

Разумеется, цирковые кони были самых лучших пород. Не считаясь ни с какими затратами, лошадей доставляли в Рим из Испании и из Северной Африки, а в Сицилии почти все плодородные хлебные поля превратили в пастбища. Фактом, кажущимся просто невероятным, было то, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды, а накануне состязаний, где он участвовал, солдаты наблюдали за тем, чтобы ни малейший шум в окрестности не потревожил покой лошади!

Проведение игр было сосредоточено в руках специальных обществ, состоявших из римских богачей. Отнюдь не без выгоды для себя они поставляли устроителям игр лошадей, колесницы, а также и возниц (так как последние являлись, как правило, бывшими рабами и были связаны со своими прежними хозяевами различными денежными отношениями). Конкуренция между этими обществами превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании), которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каждого из четырех возниц). Поскольку зрители в цирке постоянно держали азартные пари о победах возниц и лошадей, а сами победители составляли предмет усерднейших разговоров по всему Риму, все городское население было разделено на четыре враждующих между собой лагеря - приверженцев той или другой партии. Такое положение дел привело к тому, что цирковые партии стали со временем партиями политическими, которые активно вмешивались в государственные дела.

Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Шестьдесят четыре дня в году было отведено для состязаний на колесницах, и огромные массы людей, стекавшиеся на эти бега со всей Италии, надо было не только бесплатно развлекать, но и бесплатно кормить. Поэтому на аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов, на которых красовались зажаренные целиком быки, свиньи, козы, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Всеми этими яствами насыщалась в первую очередь знать, а затем подавался знак «галёрке», которая лавиной устремлялась вниз и в давке и драке расхватывала остатки...

Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латинского языка означает приблизительно - меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками - древнейшими жителями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались картине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись общественными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиаторов восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы - схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора - мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в переводе с латыни означает - носящий сеть). Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижигали павшего каленым железом и, удостоверившись таким образом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и императорских), где царила жестокая палочная дисциплина - вплоть до забивания насмерть.

Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страдания?

Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варвары», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи - люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).

В гладиаторские школы поступали и свободные люди - бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и надежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свободных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: поступая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разрешает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными - вепрями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными - с коротким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...
и т.д.................

Большой цирк (Circus Maximus или Circo Massimo/Чиркус Максимус или Чирко Массимо) это самый большой ипподром в древнем Риме, расположенный в центре исторической части Рима, на левом береге реки Тибр, в долине между холмами Авентином и Палатином, пешей доступности от таких известных достопримечательностей как , и Римский Форум.

Большой цирк был самым крупным первым ипподромом и стадионом античного Рима. В наши дни он вошел в десятку самых посещаемых исторических объектов, демонстрирующих былую мощь Древнего Рима.

Как ранее использовали Большой цирк в Риме

В античном Риме ипподром использовался по прямому назначению, на арене Большого цирка проводились состязания на колесницах и другие массовые мероприятия. Это было знаменитое место для конных соревнований - конных ристаний (ludi Romani). В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царем Тарквинием Приском, а это ни много ни мало, а в 500 годах до нашей эры.

Вдоль арены, на разной высоте были размещены сидения для нескольких тысяч зрителей, среди которых были места и для почетных гостей. Все места для зрителей подразделялись на несколько рангов, те, что ближе к арене предназначались для знати, те же что поодаль - для всех остальных желающих посмотреть на скачки. На внешних трибунах находились торговые лавки.

Большой цирк в настоящее время

В настоящее время Большой цирк в Риме, описанием которого можно было бы занять не одну страницу, превратился в руины. Это место используется как парковая зона. Руины и прогулочный парк, это всё, что осталось от некогда знаменитого и грандиозного сооружения, античного римского ипподрома.

Но даже сегодня, эти остатки потрясают своей грандиозностью и величием. В те далекие времена, в рассвет своего существования, Circus Maximus в Риме представлял собой удлиненное сооружение, овальной формы, это видно и сейчас. Центральную и основную часть данного сооружения занимала арена, на которой и происходили конные состязания. С одной стороны арены были установлены три башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

Только представьте себе те античные времена, грандиозное сооружение, огромный стадион, зрительские мечта забиты под завязку, на арене украшенные расписные колесницы, а гости ликуют и аплодируют. Но это всё осталось в далеком прошлом, сегодня мы можем видеть только часть руин сооружения и неглубокую яму посередине.

Сейчас по бывшей древнеримской арене прогуливаются туристы, в тени деревьев отдыхают местные жители, а молодежь использует ипподром для уличных футбольных состязаний. Время от времени на бывшей арене Большого цирка проводят концерты и общественные мероприятия.

Как добраться до Большого цирка в Риме

Большой цирк расположен в Риме, в районе улицы Via del Circo Massimo, 00186 Roma Италия.

Добраться до римского ипподрома можно пешком, всего за 5 минут от Римского Форума (Foro Romano) и (Colosseo).

Можно воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В), это будет удобнее всего. Также можно доехать на автобусах № 60, 81, 75, 160 и 175 или трамвае № 3.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

Туристические страховки ищем на Cherehapa, где можно сравнить цены многих страховых компаний

Такси/трансфер заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в "чужих" странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте

Дешевые билеты на поезда по Европе ищем на RailEurope

Дешевые билеты на автобусы по Европе ищем на FlixBus

Горящие туры ищем на Level.travel

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Древний Рим

    Ужасы средневековой Европы. Антисанитария

    Архитектура Древнего Рима (рус.) История древнего мира

    Субтитры

    Когда я изучал историю Древнего Рима, то сложнее всего мне было понять, как соотносятся друг с другом все эти древние руины, но, к счастью, теперь у нас есть д-р Бернард Фришер, который создал превосходную видео-модель, позволяющую наглядно представить себе пространство Вечного Города. Создать подобную модель было весьма сложно по двум причинам. Во-первых, древние города сейчас лежат в развалинах, и, соответственно, нам довольно трудно понять, как эти развалины в действительности выглядели в древности. А во-вторых, до нашего времени дошли лишь случайные обломки, и всем объемом материала мы не располагаем. Конечно, внешний вид Пантеона или Колизея – это еще не внешний вид всего города. Как выглядело все остальное? Большая часть зданий не сохранилась. В общем, в рамках нашей модели мы пытаемся представить, как выглядел весь город целиком. Так давайте же посмотрим! Давайте! Мы как будто летим над городом, над Тибром. Это хорошее место для начала нашей экскурсии, потому что, как известно, Тибр делит Рим на две части. И вон там, в отдалении, я вижу очень большой храм. Это Капитолийский храм, который представлял собой главный храм Рима. Он располагался на вершине Капитолийского холма, который по этой причине считался центром государственного культа и государственной религии. Итак, какой же момент в римской истории вы выбрали для своей модели? Теоретически это 320 г. н.э., когда римское градостроительство достигло своего пика. Прежде всего, это, конечно, касается общественных зданий. Императором в это время был Константин Великий, который вскоре после этого перенес столицу из Рима в Константинополь. Итак, мы летим над рекой и за Капитолийским холмом видим Палатин, еще один из семи канонических холмов Рима. Палатин очень хорошо заметен всем, кто приезжает в Рим. Это тот самый большой холм с дворцами, который прекрасно виден с Форума. Кстати, английское слово «palace[пэлис]», обозначающее дворец, происходит именно от слова «Палатин». Римляне говорили: «Где император – там дворец». Таким образом, термин постепенно оторвался от конкретного холма и стал обозначать просто место, где живет правитель. И действительно, пролетая мимо Большого цирка, мы видим огромный императорский дворец, занимающий практически весь склон холма. При этом мы, конечно, должны помнить о том, что дворец был не только жилищем императора и его семьи, но и центром государственного управления. А какова же связь между дворцом и огромным цирком? Они на самом деле соединены друг с другом. Роскошные цирковые игры нередко давались самим императором, который спускался в свою ложу непосредственно из дворца или вообще мог смотреть скачки прямо из окна своих покоев. Да, конечно, это не был цирк в нашем современном понимании. Мы говорим о различных спортивных состязаниях, чаще всего это были гонки на колесницах. Вспомните хотя бы знаменитую сцену из фильма «Бен Гур». Кроме того, в цирке проходили звериные травли, парады, религиозные и триумфальные процессии. А теперь давайте взглянем на сам город. Нам известно, что в Риме была очень развита культура торговли и имелись настоящие рынки. Но что же мы знаем о повседневной жизни римлян? Очень многое. Мы знаем сотни римских ремесел и профессий, множество различных социальных прослоек. Мы знаем, чем римляне питались и как долго жили. Ученые реконструировали их повседневную жизнь в мельчайших подробностях. А вот мы видим акведук, огромный водопровод, одно из самых впечатляющих сооружений Рима. Да, римляне знамениты своими акведуками. Их город никогда не стал бы таким огромным с миллионом жителей или даже двумя без акведуков, по которым вода поступала в дома из районов, расположенных в 20-30 милях от Рима. Римляне заставили работать эту систему, используя источники, расположенные высоко в горах, откуда вода самотеком сбегала вниз – в город и долину. При этом римские мастера каким-то образом могли строить подобные сооружения таким образом, чтобы их уклон составлял всего 1 фут на 2000, что, конечно, совершенно удивительно. Мы не знаем, каким образом они могли провести настолько точные расчеты, чтобы вода текла сверху вниз медленно, но с постоянным напором. Здесь мы имеем дело с честолюбивым стремлением человека к контролю над природой. Построить город там, где уже есть вода? Нет! Нужно подчинить природу своим потребностям. Римляне были невероятно искусными инженерами. Конечно, они использовали воду для питья, очевидно – для приготовления пищи и т.д., но в то же время многие акведуки заканчивались великолепными фонтанами или вели в огромные общественные бани – так называемые те[э]рмы. И вот этот район, судя по всему, был некоторым образом отделен от более густонаселенной части города. Вот здесь у нас располагаются термы Траяна. Да. Эти термы не были первыми, но они стали образцом для многих других общественных бань. Блок банных сооружений находился в центре своеобразной парковой зоны, обнесенной стенами. Мы уже говорили о том, что императоры всячески стремились обеспечить благополучие горожан, и в данном случае мы имеем дело с превосходным примером подобного стремления. Далее мы приближаемся к, пожалуй, самым знаменитым сооружениям Древнего Рима. Колизей… Но мы сейчас говорим о довольно позднем этапе римской истории. Не было ли раньше на месте Колизея еще какого-нибудь дворца? Конечно, был. Колизей был построен императором Веспасианом, который взошел на престол в 69 г. до н.э., после самоубийства Нерона, который был очень непопулярным правителем. Одной из причин его непопулярности было то, что после великого пожара 64 г. н.э., в ходе которого была уничтожена весьма значительная часть Рима, он конфисковал более 100 акров земли в центре города и построил там собственный дворец. Золотой дом Нерона. А в дворцовых садах располагался большой пруд. И Веспасиан, чтобы показать, что является другом народа, повелел пруд засыпать и возвести на этом месте Колизей, но он изначально не назывался «Колизей». Это название появилось лишь в Раннее Средневековье. Римляне называли это сооружение амфитеатром Флавиев, потому что Веспасиан происходил из рода Флавиев. И это действительно амфитеатр, то есть «двойной» театр овальной формы. Римляне, без сомнения, не называли его Колизеем, но зато они называли Колоссом вот эту огромную статую бога солнца. Вы упоминали о том, что мы говорим о том периоде, когда Римом правил Константин, который еще не перенес столицу на восток. Очень любопытно будет взглянуть вот на эту арку, арку Константина. Она еще совершенно новая. Ей всего пара лет. Константин покинул Рим после того, как разбил Максенция в битве у Мульвийского моста. Насколько нам известно, в Вечный Город он больше не возвращался – и арку так и не увидел. А теперь давайте заглянем внутрь Колизея. Здесь, как в зеркале, отражается все римское общество. Лучшие места – это те, что расположены ниже прочих, ближе всего к арене. Они были зарезервированы для императора, высших чиновников, жрецов и так далее. За ними сидели сенаторы, еще дальше – богатые купцы, а за ними – обычные свободнорожденные граждане. На самом верху располагались места для женщин, рабов и иноземцев. Что же приходили смотреть все эти люди? Сейчас у нас тут происходит как раз то, что чаще всего ассоциируется с Колизеем – гладиаторские бои. Кроме того, в Колизее устраивались любимые римлянами звериные травли, а также казни преступников – нередко весьма красочные и очень жестокие. А теперь давайте повернем налево и двинемся по направлению к форуму. Что это за огромный храм? Это крупнейшее религиозное сооружение Рима. Храм Венеры и Ромы. Он был построен императором Адрианом. Это сооружение является весьма любопытным, потому что на самом деле это два храма с общей внутренней стеной. Один из них был посвящен богине Венере и выходил к Колизею, а второй был посвящен богине Роме и выходил на форум. Судя по всему, на это были свои причины. Венера смотрит на Колизей, который ассоциируется с забавами и играми, т.е. досугом – который сами римляне называли «оциум». Тогда как Рома – богиня более серьезная. Она смотрит на форум, который представляет собой территорию «негоциум», т.е. дел и работы. Далее мы переходим собственно к форуму. Для начала остановимся у Базилики Максенция, последней из крупных гражданских построек, возведенных в Риме до переноса столицы. Это поистине огромное сооружение. Слово «базилика» вполне может быть вам знакомо – так мы нередко называем церкви. Но для римлян это было гражданское здание, в котором в основном проходили судебные заседания. Христиане же просто переняли форму этого здания, потому что нередко молились в базиликах, и наполнили эту форму новым содержанием. Итак, мы попадаем на территорию одной из самых сложных частей Рима. Особенно сложно, глядя на современные развалины, понять, как все эти здания были связаны друг с другом. Я всегда сравниваю форум с Мемориалом ветеранов Вьетнама в Вашингтоне. Это большая открытая общественная территория, которая используется для проведения различных общественных мероприятий типа парадов и торжественных речей. Здания, расположенные вокруг этого открытого пространства, также являются общественными и представляют собой суды и храмы. Кроме того, на форуме – так же, как и на территории вашингтонского мемориала – располагались памятники великим людям и монументы в честь наиболее важных событий. Частные владения, прилегающие к форуму, постепенно скупались, в силу чего каждый император мог построить свой собственный форум. Это были так называемые «императорские форумы». Итак, мы описали полный круг и теперь вновь смотрим на Капитолий. Мы проносимся над Форумом – и к нему еще вернемся. Мы проносимся над Капитолийским холмом и видим Капитолийский храм, а потом перемещаемся обратно к реке, где обнаруживаем большую плоскую площадку, которая называется Марсовым полем. Во времена Республики, когда римская армия состояла из граждан, здесь собирались и тренировались воины. Далее, мы приближаемся к красивому квадратному пруду и смотрим сбоку на очень важное здание, которое именуется Пантеоном. Ротонды, круглой части, в древности мы бы не увидели. Вместо нее мы бы увидели сооружение с восемью колоннами в передней части, которое выглядело как традиционный римский храм. Я хочу сказать, что это здание было построено с определенным сюрпризом внутри. Потому что снаружи оно действительно выглядит как обычный греческий или римский храм, но когда вы входите внутрь, то замечаете наличие ротонды. Я просто хочу еще мгновение полюбоваться масштабом конструкции. Посмотрите на эти колонны – они просто колоссальны. Способность поставить такие огромные камни вертикально уже сама по себе феноменальна. Но это еще не все. Ведь этот камень – это гранит, привезенный из Египта, который находился очень далеко. Это здание, которое прославляет римских императоров. Как нам известно, здесь стояли статуи Юлия Цезаря и Августа, и на этом основании мы полагаем, что Пантеон всегда был связан с императорским культом. Итак, внутреннее пространство Пантеона просто магическим образом раскрывается перед вами. Это просто волшебно. Я водил сюда много экскурсий и спрашивал посетителей, испытывали ли они те же впечатления, что и я. Если вы остановитесь прямо на пороге и будете держать голову прямо, я всегда спрашиваю: «Что вы видите?» И все всегда соглашаются со мной, что здесь видно отверстие в куполе, пол и вы можно смотреть направо и налево. То есть перед вами открывается грандиозное пространство. Но при этом оно находится точно на самом пределе человеческого зрения, и для меня подобные вещи служат показателем истинно классического стиля, который всегда опирается на человеческие формы, пропорции и ограничения. Здание, которое четко соответствует пределам нашего зрения, воистину облагораживает нас. Оно позволяет нам почувствовать себя великими. Оно не принижает нас. А вот, если бы это здание было бы в десять раз больше, мы бы чувствовали себя низведенными до размеров муравья. Конструкция здания теснейшим образом связана с круглыми формами, и в то же время в ней очень много квадратов. Эту игру квадратов и кругов легко заметить, глядя на пол. И, конечно, нельзя не упомянуть потолковые кессоны, которые создают прекрасное чувство ритма. Совершенно верно! И обратите внимание на то, что здесь тоже заметна игра квадратов и кругов, потому что квадратные кессоны образуют полукруглый купол. Но для меня интересней всего то, что этот купол был раскрашен, хотя сейчас почти вся краска уже исчезла. Купол тесно связан с небесными мотивами, и, соответственно, его основание было выкрашено в голубой цвет. Кессоны же были подкрашены желтым – как если бы они излучали солнечный свет, а в середине кессонов, вероятно, имелись розетки, символизировавшие светила или звезды. Как нам известно из одного исторического труда, написанного всего через сто лет после сооружения Пантеона, даже в древности люди не могли понять, как архитекторам удалось построить такой купол. Даже в древности это вызывало удивление. Очень интересно, как падает свет. Если вы посмотрите на купол, то поймете, что солнечные лучи должны направляться на различные кессоны в различное время суток и в определенные дни года. Недавние исследования показывают, что это были не солнечные часы, а, скорее, некая игра света, которая должна была показывать ход времени в течение года. В частности, солнечный свет проходил четко через отверстие в куполе в полдень 21 апреля, освещая основную дверь Пантеона. Как мы помним, Пантеон в рассматриваемом виде был построен при императоре Адриане. А ведь именно этот император особо интересовался празднеством, посвященным дню основания Рима и отмечавшимся как раз 21 апреля. Адриан переименовал это празднество в честь богини Ромы. Судя по всему, именно его заслуга заключается и в создании рассматриваемого драматического эффекта, но при этом мы можем только догадываться о том, какие церемонии проходили в Пантеоне 21 апреля. А теперь давайте вернемся на форум. Здесь сходились многие из основных дорог, проходящих через город, и многие римские граждане проходили здесь по своим делам. И вот камера отъезжает назад. Теперь мы можем охватить взглядом весь город – и понять, насколько сложной, насколько продвинутой была эта древняя цивилизация. Сколько зданий было в этом городе – задумывались ли вы об этом? По данным двух переписей, проведенных в IV в. н.э., в Риме было от восьми до десяти тысяч построек. Население же города, вероятно, составляло 1-2 миллиона, а общая площадь – примерно двадцать пять квадратных километров. Таким образом, это был крупнейший город западного мира – вплоть до XIX века, когда его место занял Лондон.

Терминология

Цирковые сооружения

В начале существования Рима, при первых царях, местом цирка служило Марсово поле ; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого цирка » (лат. Circus Maximus ).

Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов ; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей прочих сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши , но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского «Великого цирка» строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях , в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без подобного здания. В Риме кроме «Великого цирка» находилось ещё три:

  • построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия цирк Фламиния , в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов посреди арены, наполненной водой;
  • цирк Нерона (называвшийся также цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкой при Калигуле , законченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров;
  • цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков.

Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 году остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор , на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Игры

Почти полное разрушение цирков объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирков была каменной. Всё же и при таком состоянии разрушения можно себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части цирка. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость цирка: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблизительно 150 000, а ко времени Константина увеличилось почти до 200 000.

О внутреннем убранстве цирка можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в цирке кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др.

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa , которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Открывались одновременно ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina . Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.

Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и отдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, возможно субсидируемые правительством. Предприятия содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя предприятий было factio ; главный заведующий носил имя dommus factionis .

Различались factiones между собой цветом . Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и поэтому назывались russata и albata . В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей цирка.

Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы цирка были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались навредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости более всего зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из цирков; рука об руку с ней шла выработка понятия о её неуместности, как ремесла, для римской аристократии. Поначалу колесницы в цирке гоняли юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri , там же демонстрировали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так называемых троянских играх (lusus Troiae ).

В последние века республики всё это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей).

Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением цирком Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц , их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону.

Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые погонщики из общества всё-таки были исключением: тон в цирке задавали профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа (Flavius Scorpus) или Диокла , и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру.

Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотатывались ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалий также обматывались ремнями, всё это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не было одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязывались к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны.

является самым большим ипподромом в древнем городе. Найти его можно между холмами в Риме Авентин и Палатин, которые, в свою очередь, расположены на левом берегу . Иными словами, Большой цирк в Риме расположен практически в центре современного города.

Название

Больший цирк в Риме, или Circo Massimo стал называться так от латинского названия, которое звучит как Circus Maximus. Слово Circus в одном из своих значений переводится как ристалище, то есть место для проведения конных соревнований. Прежде в долине, расположенной между холмами проводились скачки. По мнению историков, данное событие могло обозначать собой сезонное празднование, организуемое в честь Нептуна Конного.

Проведение первых таких соревнований датировано 500 г. н. э., во времена правления в Риме царя Тарквиния Приска. В этом действии колесницы запрягались квадригами, то есть, четверкой лошадей, они по прямой мчались со старта. Далее, достигнув края долины, они совершали разворот, после чего во всю прыть мчались в обратном направлении, стремясь первыми достигнуть финиша.

Постепенно, во II в. до н.э., правила подлежали изменениям, что обусловлено было строительством в Риме водопровода, начатом ориентировочно в 146 г. до н.э. Он был проложен вдоль дна долины с предварительной раскопкой тоннеля, достигавшего в высоту 4,5 метра, и в ширину составлявшего 2,5 метра. Через все ристалище протянулся холм. Разравнивать его не стали, потому лошади в соревнованиях были пущены по кругу. Из-за этого в полной мере было оправдано второе значение, которое имеет латинское слово Circus – это круг. В дальнейшем уже от него производным стало слово цирк. И действительно, цирк оказался «массимо», потому как он был большим, по размерам растянувшимся на всю долину. Если говорить о цифрах, то ширина его составила 150 м, в то время как в длину он составил свыше 600.

Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.

Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности. Так, под его указом была проведена перестройка. При ней арена, которой располагал Большой цирк в Риме, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал. С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. В ширину арена составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.

В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще». В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.

Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла. Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Большой цирк в Риме покидали победители соревнований.

Сохранившиеся отголоски прошлого

По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной , или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.


Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна – покровителя ристалищ.

Большой Цирк привлекал жителей Рима в течение следующих 500 лет после правления Цезаря. Создавалось впечатление, что закат славы его не коснется еще на протяжении долгого времени. Надежды на лучшее подкреплялись и тем, что правящие императоры зачастую вносили определенные перемены, украшая, тем самым, Большой цирк в Риме.

В 31 г. до н.э. случился пожар, после которого правящий император Рима Август поспособствовал восстановлению Большого цирка, придав ему такую форму, в которой он известен сейчас. В качестве основы для нее служили каменные трибуны, это ступени, рассчитанные на привилегированных зрителей. Ими были, например, всадники и сенаторы. Деревянными остались верхние ярусы, с наружной стороны были обустроены аркады, в которых размещались трактиры и магазинчики. После Августа Большой Цирк в Риме все также продолжали украшать. Так, во время правления Клавдия карцеры стали мраморными, меты – и вовсе золотыми. Правление Нерона в Риме было отмечено расширением арены, при котором канал был закопан.

Скачки были проведены в последний раз в Риме в 549 г. Тогда правящим императором был Тотил. Это же время стало точкой отсчета, которую для Большого цирка в Риме можно обозначить как эпоху разрушения.

Использованный в древних постройках камень жители Рима разобрали, используя его для дальнейшего строительства новых зданий. Остатки Большого цирка постепенно стали заноситься грунтом. При раскопках, проводимых археологами в XIX в. перед строительством на месте Большого цирка газового завода, были найдены нижние ряды. Их глубина «ушла» вниз на 6 метров.

Что касается современного положения, в котором оказался Большой Цирк в Риме, то сейчас там, где он прежде находился, расположена большая овальная поляна. Руины, оставшиеся от былого Большого цирка в виде каменных трибун, мраморных карцеров и частей дорожек, не оставляют равнодушными никого, потрясая собственными размерами.

Сейчас здесь также расположена весьма важная зона отдыха в Риме. Нередко она используется для парадов военной техники и для проведения концертов и других торжественных мероприятий. День Рождения Рима, кстати, также традиционно празднуется на территории Большого цирка. В 2014 году, кстати, здесь прошел концерт Rolling Stones. Легендарная группа выступила именно в Риме как в единственном месте на территории Италии. Стоит ли говорить, что к проведению этого события сюда собралось свыше 65 тысяч поклонников группы.

Большой цирк в Риме: как добраться

До Большого цирка можно добраться за пять минут, следуя пешком от Колизея и Римского Форума. Непосредственно к Большому цирку также ведет лестница Кака, следующая от холма Палатин в Риме. Считается, что как раз здесь в свое время Как, трехглавый пастух, сын Медузы и Гефеста, известный еще и тем, что он изрыгал пламя, припрятал украденных у Геракла лучших из коров Гериона. Сам Геракл на момент кражи мирно спал на берегу Тибра. Здесь же он вступил в бой с Каком, вернув впоследствии украденное у него.

Итак, возвращаясь к современным условиям в решении, как увидеть Большой цирк в Риме, отметим, что можно для этого воспользоваться метрополитеном. Здесь нужна линия В, на которой потребуется доехать до одноименной станции Circo Massimo.

Если есть желание воспользоваться другими видами городского транспорта Риме из определенной точки отправления, то автобусы 75, 60 81, 175 и 160, а также трамвай под номером 3 довезут к Большому цирку без особых сложностей для вас.

Чтобы свободно перемещаться по Риму на любом виде общественного транспорта, не забудьте приобрести заранее дисконтную карту Рома Пасс. Сделать это можно онлайн по ссылке .

По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.

Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин, однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.

Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.