Белоусенко. Братья Гонкур в библиотеке А.Белоусенко Гонкур Эдмон, Жюль

ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ

В Д В У Х Т О М А Х

Перевод с французского

ТОМ I

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О

« Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А »

М О С К В А 1 9 6 4

Edmond et Jules de Goncourt

MÉMOIRES DE LA VIE LITTERAIRE

Составление и комментарий

С. Л е й б о в и ч

Вступительная статья В. Ш о р а

Редактор перевода В. Д ы н н и к

Оформление художника

А. Лепятского

Эдмонд и Жюль Гонкуры

Литография Гаварни

БРАТЬЯ ГОНКУРЫ И ИХ « ДНЕВНИК »

«Дневник» братьев Гонкуров - явление примечательное. Уже давно

он завоевал репутацию интереснейшего документального памятника

эпохи и талантливого литературного произведения.

Всякий, кто интересуется французской культурой прошлого века,

не может миновать «Дневник», со страниц которого встают многочис

ленные образы деятелей литературы, искусства, науки - крупнейших,

памятных нам и по сей день, и второстепенных, в том числе ныне уже

забытых, но сыгравших определенную роль в умственной π художест

венной жизни своего времени.

Наполненный огромным историко-культурным материалом, «Днев

ник» Гонкуров вместе с тем не мемуары в обычном смысле. Это отнюдь

не отстоявшиеся, обработанные воспоминания, лишь вложенные в

условную дневниковую форму, а живые свидетельства современников об

их эпохе, почти синхронная запись еще не успевших остыть, свежих

впечатлений, жизненных наблюдений, встреч, разговоров. Запись тем

упорством вели ее день за днем на протяжении долгих лет. Гонкуры

мыслили «Дневник» как своего рода «стенограмму» действительности;

многое в нем показано эскизно, фрагментарно, порой поверхностно. Но

при чтении «Дневника» недостаточная глубина анализа и незавершен

ность образов искупаются острым ощущением встречи с «живой

читателя каждая страница, он словно вступает в непосредственное,

интимное соприкосновение с миром, запечатленным Гонкурами.

Гонкуры играли заметную роль в литературной жизни Франции

второй половины XIX столетия, находились в самой гуще литературно-

эстетической борьбы. Вместе с Флобером сражались они за утверждение

реалистического искусства и были основоположниками «натуралисти

ческой школы», вождем которой стал Золя. Положение Гонкуров в ли

тературе связало их личными и идейно-творческими отношениями с

виднейшими собратьями по перу. «Дневник» поэтому изобилует фак

тами высокой исторической ценности. Необозримо много в нем и вся

кого другого материала, относящегося к окружавшей Гонкуров жизни.

«Стенографический» характер записей в «Дневнике» отнюдь не ста

новится у Гонкуров в противоречие с требованиями художественной

взыскательности. Многие их страницы отличаются замечательным лите

ратурным мастерством, представляют собой образцы прозы, которую

можно охарактеризовать как словесную живопись, воспроизводящую

мгновенные аспекты действительности, тончайшие оттенки в облике

«видимого мира».

Литературная борьба, в которой участвовали Гонкуры, развертыва

лась главным образом на почве романа. Романы Гонкуров вместе с со

провождающими их предисловиями-манифестами отличались определен

ной новизной и оказали немалое влияние на развитие французской ли

тературы. И, однако, даже лучшие гонкуровские романы по своей худо

жественной силе и познавательному значению уступают «Дневнику», на

котором доныне основана популярность их имени.

Братья Гонкуры были сыновьями наполеоновского офицера, дворя

нина во втором поколении, получившего при Людовике XVIII титул

виконта. Старший из братьев, Эдмон, родился в 1822 году, младший,

Жюль, - в 1830 году. Дворянством своим они гордились и в 60-х годах

мянувшего о них в такой, показавшейся им оскорбительной, форме:

«Эдмон и Жюль Гюо, именуемые де Гонкур». Аристократические пред

рассудки были в них сильны всю жизнь, и Гонкуры тем более укрепля

лись в них, чем более ненавистным становилось им окружавшее их

общество «лавочников». Предрассудки эти наложили некоторый отпе

чаток и на их творчество.

Дворянское звание, однако, само по себе не давало материального

обеспечения, достаток семьи был довольно скромным. По окончании

коллежа Эдмон должен был служить клерком у адвоката, а затем чинов

ником в казначействе. Но и он и младший его брат испытывали отвра

щение ко всем «респектабельным» буржуазным профессиям. С ранних

лет в обоих пробудилась любовь к искусству и литературе. Вскоре после

смерти матери, в 1848 году, Эдмон оставляет тяготившую его службу,

а Жюль, еще не закончивший обучения в коллеже, пишет в то же время

одному из своих друзей:

«Мое решение твердо, и ничто не заставит меня его изменить: ни

уговоры, ни советы, даже если они будут исходить от тебя, моего испы

танного друга. Я не буду делать ничего, если употребить ходовое выра

жение, хотя оно и неверно по существу. Я знаю, что мне станут без

печить мое будущее, поместив меня в одно из тех затхлых мест, где

скапливаются счета и копии с деловых писем и откуда молодые люди

вроде меня обычно начинают свою карьеру. Но что поделать? У меня нет

ни капли честолюбия. Это чудовищно, но это так. Пусть мне предо

ставляют самую лучшую в мире должность, с самым высоким жало

ваньем - я все равно от нее откажусь».

Уже в молодые годы, став свидетелями серьезных общественных по

трясений: революции 1848 года, опрокинувшей Июльскую монархию,

классовых боев в годы буржуазной республики, государственного пере

прониклись неприязнью к современной им действительности и доста

точно проницательно оценивали происходившие на их глазах события.

«Не следует заблуждаться, мой милый Луи, - писал Жюль своему другу

после июньского восстания 1848 года, - это начало социальной войны

бедного против богатого, того, кто не владеет ничем, против того, кто

владеет многим». Эдмон в то же время отмечает в одном из писем, что

«под красным знаменем сражалось 50-60 тысяч, и пол-Парижа поддер

живает новые доктрины». Заглядывая в будущее, он высказывает про

зорливые предположения: «Какими бы абсурдными ни казались социа

Братья ГОНКУР

ГОНКУР (Goncourt), братья Эдмон Луи Антуан (1822–1896) и Жюль Альфред Юо (1830–1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев.
Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль –17 декабря 1830 в Париже. В 1834 они потеряли отца, в 1848 – мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству.
Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18.. ), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L"Art du dix-huitième siècle , 1859–1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Société francaise pendant la Révolution , 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitième siecle , 1857–1858).
Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly , 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomène , 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Renée Mauperin , 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux , 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon , 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais , 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки.
Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa , 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frères Zemganno , 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin , 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821–1858).
В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro , 1891) и Хокусай (Hokusaï , 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours , 1887–1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник ) – одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896.
ЛИТЕРАТУРА
Гонкур Э. и Ж. Дневник (...), тт. 1-2. М., 1964
Гонкур Э. Жермини Ласерте . Братья Земганно . Актриса Фостен . М., 1972
Шор В. Гонкуры и импрессионисты. – В кн.: Импрессионисты, их современники, их соратники. М., 1976
Меньшиков Г.Ф. Братья Гонкуры . Жизнь, творчество, эстетические взгляды . Самарканд, 1985
(Из энциклопедии "Кругосвет" )

    Эдмон и Жюль де Гонкур. "Дневник: Записки о литературной жизни" (перевод с французского) - прислал Александр Продан

    Том первый (1851-70 гг.; PDF 6.6 mb; 710 стр.)
    Том второй (1870-96 гг.; PDF 7 mb; 750 стр.)

    Аннотация издательства:
    «Дневник» братьев Гонкуров - явление примечательное. Уже давно он завоевал репутацию интереснейшего документального памятника эпохи и талантливого литературного произведения.
    Всякий, кто интересуется французской культурой прошлого века, не может миновать «Дневник», со страниц которого встают многочисленные образы деятелей литературы, искусства, науки - крупнейших, памятных нам и по сей день, и второстепенных, в том числе ныне уже забытых, но сыгравших определенную роль в умственной и художественной жизни своего времени.
    Наполненный огромным историко-культурным материалом, «Дневник» Гонкуров вместе с тем не мемуары в обычном смысле. Это отнюдь не отстоявшиеся, обработанные воспоминания, лишь вложенные в условную дневниковую форму, а живые свидетельства современников об их эпохе, почти синхронная запись еще не успевших остыть, свежих впечатлений, жизненных наблюдений, встреч, разговоров. Запись тем более интересная, что авторы с удивительной последовательностью и упорством вели ее день за днем на протяжении долгих лет. Гонкуры мыслили «Дневник» как своего рода «стенограмму» действительности; многое в нем показано эскизно, фрагментарно, порой поверхностно. Но при чтении «Дневника» недостаточная глубина анализа и незавершенность образов искупаются острым ощущением встречи с «живой жизнью», как бы захваченной авторами врасплох, - ее теплом обдает читателя каждая страница, он словно вступает в непосредственное, интимное соприкосновение с миром, запечатленным Гонкурами...

    Фрагменты из книги:

    "И когда я и Флобер спорим с ним, отрицая такое значение любви для писателя, русский романист восклицает, разведя руками:
    - Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину... Как это выразить? Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое, не правда ли?
    И, погрузившись на минуту в воспоминания, с отсветом счастья на лице, он продолжает:
    - Послушайте, в молодости у меня была любовница - мельничиха в окрестностях Санкт-Петербурга. Я виделся с ней, когда ездил на охоту. Она была прелестна - беленькая, с лучистыми глазами, какие встречаются у нас довольно часто. Она не хотела ничего брать от меня. В один прекрасный день она сказала: «Вы должны сделать мне подарок». - «Что же ты хочешь?» - «Привезите мне мыло». Я привез ей мыло. Она взяла его и исчезла, а потом вернулась, раскрасневшаяся от волнения, и прошептала, протягивая мне благоухающие руки: «Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в гостиных Санкт-Петербурга!» Я бросился перед ней на колени... и, поверьте, не было в моей жизни мгновения, которое могло бы сравниться с этим!"

    "В наши дни подрастает поколение книгочиев, чьи глаза знакомы лишь с черным типографским шрифтом, поколение мелкотравчатых молодых людей, чуждых страсти и воодушевления, незрячими глазами глядящих на женщин, на цветы, на произведения искусства, на красоту природы и, однако, считающих себя способными писать книги. Книги, значительные книги возникают лишь как отклик сердца пылкого человека, взволнованного всеми чудесами мира, - прекрасными или уродливыми.
    Что-либо хорошее в искусстве создается лишь тогда, когда все чувства человека - словно окна, распахнутые настежь."

    "История - поистине учебник разочарования: в ней действуют или плуты, или честные дураки."

    "В эти невыносимо томительные дни меня навязчиво преследует мысль, что против кристально чистого человека, против благородного человека, против талантливого человека существует тайный сговор всех сил природы с целью замучить и оболванить его."

    "Бесчисленные планы человека редко завершаются удачей, в них есть что-то общее с рыбьей икрой: из миллионов икринок лишь несколько десятков удачливы."

    "Религиозный обряд у гроба Тургенева заставил сегодня выйти из парижских домов целый мирок: людей богатырского роста, с расплывчатыми чертами лица, бородатых, как бог-отец, - подлинную Россию в миниатюре, о существовании которой в столице и не подозреваешь.
    Там было также много женщин - русских, немок, англичанок, почтительных и верных читательниц, явившихся принести дань уважения великому и изящному романисту."

    "Право, живи мы хоть тысячу лет, и все же человек, одаренный творческим умом, в день своей смерти обнаружит, что он не сделал и половины того, что хотел сделать."

ГОНКУР (Goncourt), братья Эдмон Луи Антуан (1822–1896) и Жюль Альфред Юо (1830–1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев.

Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль –17 декабря 1830 в Париже . В 1834 они потеряли отца, в 1848 – мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству.

Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18.. ), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L"Art du dix-huitième siècle , 1859–1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Société francaise pendant la Révolution , 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitième siecle , 1857–1858).

Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly , 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomène , 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Renée Mauperin , 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux , 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon , 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais , 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки.

Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa , 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frères Zemganno , 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin , 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821–1858).

В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro , 1891) и Хокусай (Hokusaï , 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours , 1887–1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник ) – одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896.

Гонкуры

Гонкуры - Эдмон и Жюль - французские писатели, братья, долголетнее лит-ое сотрудничество которых - редкий пример творческого единства. Лишь на основании признаний Эдмона де Г. и анализа произведений, написанных им одним, после смерти младшего из братьев, можно заключить об отличии их художественных темпераментов. Эдмон де Г., более сильный в области психологического анализа, уступал Жюлю де Г. в мастерстве пластического воплощения. Дебютировали Г. в литературе романом "В 18. . .", который остался незамеченным. Затем последовал ряд книг по истории быта и нравов - "История французского общества в эпоху революции" , "История французского общества во время Директории" , "История Марии-Антуанетты" и др., книги художественной критики, как "Салон 1852 года" , этюды о живописи - "Искусство XVIII века" и др. В основной период своего творчества братья Г. написали шесть романов: "Шарль Демайи (Charles Demailly), "Сестра Филомена"(8сеиг Philomene), "Ренэ Моперен" (Renee Mauperin), "Жермини Ласерте" (Germinie Lacerteux), "Манетт Саломон" (Manette Salomon), "Г-жа Жервезе" (Madame Gervaisais), в которых жизнь центрального персонажа развернута в биографическом плане на фоне бытовой среды. После смерти младшего брата Эдмон де Г. написал четыре романа: "Девица Элиза" (La fille Elisa), "Братья Земганно" (Les freres Zemganno, 1877), задуманные совместно с братом, и самостоятельно- "Фостина"(Ьа Faustine, 1882), "Шери" (Cherie, 1884), затем ряд книг по искусству -"Актриса XVIII века", "Японское искусство" и др.

Творчество Г. развилось не в плоскости того демократического реализма, который был представлен в 50-х годах активной группой реалистов - писателями Дюран-ти (см.), Шанфлери (см.) и художником Курбе, а имело индивидуалистический и аристократический уклон. Характерный для творчества Г. историзм они развили на бытовых этюдах о XVIII веке. Создавая современный роман, Г. перенесли в его разработку свои методы трактовки "человеческого документа", заменив только архивные материалы непосредственными наблюдениями над живой действительностью. "История - это роман, который был в прошлом; роман - это история, какой она могла бы быть". И в том и в другом случае под историей Г. разумели не широкие социально-экономические движения, а характерные мелкие факты быта и нравов, материальной обстановки, умонастроений и жизни чувств. История была для Гонкуров кадром для жанровых зарисовок, в которых сказывался их импрессионизм. Хотя романы Гонкуров носили "биографический" характер, тем не менее они остались этюдами о современных им нравах. В этом отношении показательны первоначальные заголовки: "Шарль Демайи", напр., носил название - "Литераторы", "Ренэ Моперен" - "Молодая буржуазия".

Часто "человеческим документом" являлась для Г. личная их жизнь, как в "Шарле Демайи", где изображена история их литературных дебютов или жизнь близких им лиц: в "Жермини Ласерте" - их служанка, в "Г-же Жервезе" - их тетка. Техника подбора "человеческих документов" проводилась Г. частью путем репортерских приемов беглой фиксации явлений повседневной жизни, частью путем длительного изучения людей и обстановки, - напр., для "Сестры Филомены" госпиталя, предместий Парижа или Рима.

Пользуясь "человеческим документом" применительно к обыденной, средней личности, Гонкуры тяготеют к исключительному, трактуя, анормальные, психопатологические явления (в "Жермини Ласерте" - "клинику любви", эротическую истерию, в "Г-же Жервезе" - религиозный психоз).

Они считали, что натуралистические тенденции Гонкуров сказываются в том, что, по их мнению, писатель должен ставить своей целью научное изучение изображаемого. У Г. оно было направлено гл. обр. на описание современного невроза. Они называли себя "историками нервов; "все их творчество покоится на нервном заболевании". Это сближение методов искусства и науки, в эпоху реализма особенно подчеркнутое Флобером, стало общим методом натуралистической поэтики (Г., Золя, Тэн). Принцип документальности направил внимание Г. на психо-физиологическую сторону человеческой жизни. И здесь они остановились на изображении "социальных низов", потому что "женщины и мужчины из народа, более близкие к природе и стихийной жизни чувств, отличаются простотой, малой сложностью..." "Внутренний быт рабочего или работницы наблюдатель схватывает в одно посещение". Значительно более художественно осложненным представлялось им изображение высшего света. Декларативное предисловие Г. к "Жермини Ласерте" об изображении "низших классов" в романе не следует расценивать как выражение социальной идеологии писателей: "Живя в XIX в., в эпоху всеобщего избирательного права, демократии и либерализма, мы задали себе вопрос, не имеют ли права на роман так наз. ,низшие классы", должен ли остаться под литературным запретом, презираемый писателями, этот мир, расположенный внизу, народ, о душе и сердце которого до сих пор умалчивалось... словом, могут ли слезы, которые проливают в низах, так же вызвать слезы, как те, которыми плачут в верхах". Г. придали в данном случае своим поискам нового сюжета лишь видимость демократической и гуманитарной проповеди в духе модного народного романа, образцами которого были "Отверженные" Гюго и социально-авантюрные мелодраматические романы Эжена Сю.

Типичной книгой, изображающей жизнь низов, является у Г. "Жермини Ласерте". В ней нет никаких признаков социальной окраски сюжета. Это - бытовой жанровый роман. Но изображение служанки, рабочего-гуляки, мелкой буржуазии, пригорода, кабачка, меблированных комнат - послужило отправной точкой для натуралистического романа ("Западня" Золя). Позднее Эдмон де Г. называл такой тип романа "лит-ой чернью". Это было в ту пору, когда, стремясь отмежеваться от буржуазно-демократического натурализма Золя, Эдмон де Г. выдвинул идею романа о "высшем свете", разработанного по принципам натуралистического исследования человеческого документа. И тут Эдмон де Г. социальной проблеме сюжета придал характер чисто художественного задания в борьбе с романтизмом и классицизмом, к-рые, по его мнению, будут преодолены лишь тогда, когда объектом анализа, примененного уже натуралистами к изображению социальных низов, станут люди высших классов.

Г. положили начало импрессионизму в пределах натуралистического стиля - тому изображению вещного, преимущественно зрительного, которое фиксирует отрывочные восприятия физических ощущений, не стремясь создать из них цельной, пластической картины.

Импрессионистическая манера Г. сказалась и на композиции их романов - фрагментарности ("Ренэ Моперен"), членении на мелкие главы, иногда занимающие до полустраницы ("Братья Земганно"). Это - или замкнутые в себе картины, или же запись отрывочных переживаний. Эдмон де Гонкур, развивая заложенную в творчестве обоих тенденцию, приходит к отрицанию фа-бульности как основы жанра романа и пытается создать "произведение чистого анализа- роман "Шери". Импрессионистический стиль Гонкуров сказался также в их поэтическом синтаксисе, в приемах пейзажа и портрета. Здесь отразилось отчасти первоначальное увлечение Г. живописью и изучение японской цветной гравюры с ее резкой динамикой изображения.

Поэтика Г., направленная на изображение исключительного, антидемократизм их образов сказались во всем их стиле, в том "художественном письме", к-рое Флобер критиковал как коллекционерство словесных редкостей. В лексиконе своем Г. щеголяют неологизмами и техническими терминами, привлекающими их необычностью звуковой или пластической выразительности. Им случается прибегать к искусственным приемам - инверсии и тавтологическим повторам, субстантивированию определений. В последних романах Эдмона де Гонкур изощренность стиля граничит с жеманством. В области критики Г. также были представителями импрессионистического стиля в том смысле, что их критические произведения представляют собой этюды по поводу изображаемого, вариации на избранную тему.

Система взглядов Г. на искусство вскрывается из "Дневника" (Journal, 9 vv.), сборника "Идеи и ощущения" (Idees et sensations), а также из "Предисловий и литературных манифестов", изданных Эдмоном де Г. отдельной книгой.

"Дневник" Г. до настоящего времени полностью не опубликован. Обработанный и законченный старшим братом, "Дневник" дает очень обширный и увлекательный материал по лит-ой жизни второй половины XIX в. во Франции и имеет не меньшее значение, чем "Переписка" Фридриха Гримма для XVIII века. Суждения о современниках, живые зарисовки бесед и встреч чередуются в нем с разнообразными документальными данными и эскизами художественных замыслов, набросками сцен, портретов. В этом смысле в "Дневнике" - не только материал по поэтике Г., но и по генетике их замыслов, творческой истории их произведений.

По непосредственным высказываниям Гонкуров в "Дневнике" (и "Идеях и ощущениях") можно установить их идеологию. Они пишут там, что "нужно жить в согласии со всяким правительством, как бы оно ни было вам антипатично, верить лишь в искусство и исповедывать только литературу". Гонкуры считали, что "свобода, равенство и братство означают подавление высших классов", что "республика - самая неестественная из утопий". Они возражали против всеобщей подачи голосов и всеобщего образования. Их смутным идеалом было государство, в котором руководящую роль играла бы художественная аристократия, потому что "демократия и буржуазия равно вульгаризируют искусство".

Эти идеи, ясно отразившие социальное бытие Г., художественно воплощены ими в образы автобиографические или близкие к таковым (Шарль Демайи, художник Ко-риолис из "Манетт Саломон") и определили всю сюжетную сторону их романов.

Аполитический эстетизм Г.- идеология рантье; как и импрессионизм, их творчество выражает психологию людей этой социальной группы, живущих на доходы с наследства, обеспеченных и независимых. Этим определяется и импрессионизм Г. с его "быстрыми и мимолетными чувствованиями", с чрезмерным неврастеническим вниманием к "мельчайшим мелочам жизни". Связанное с ограниченной социальной группой, творчество Г. не имело широкого успеха и было оценено профессионалами художественного слова и узким кругом знатоков лит-ого мастерства.

После смерти Эдмона де Г., согласно его завещанию, была основана Академия Г. из 10 членов. Первоначально в состав ее вошли восемь писателей: А. Додэ, Ж. Жеффруа, Л. Энник, Ж. К. Гюисманс, П. Маргерит, Окт. Мирбо, братья Рони. Академия Г. периодически присуждает премии молодым писателям и является распорядителем всего литературного наследия Г.

Библиография: I . Романы Г. переводились на русск. яз. неоднократно, начиная с 70-х гг. Собрание сочин., изд. "Сфинкс", М., 1911 (т. I, Элиза, перев. М. Бердниковой, со вступ. ст. В. Гофмана; т. II, Жермини Лаеерте, перев. 3. Венгеровой; т. III, Братья Земганно; т. IV, Мадам Жервезе, пеоев. Станкевича), в последние годы - в Гизе. Извлечения из "Дневника" Г. даны в кн. "Дневник братьев Гонкур: Записки лит-ой жизни", СПБ., 1898.

II. Фриче В. М., Очерк развития зап.- европейской литературы, изд. "Пролетарий" 1927; Zola E., Les romaneiers naturalistes, 1881, есть русск. перев.; В run В., Le roman social en France en XIX s., 1910; Fuchg M., Lexique du "Journal" de Goncourt, 1910; Кoher Еr., Edmond und Jules de Goncourt. Die Begriinder des Impressionismus (284 S.), 1912; Martino P., Le roman realiste sous le second Empire, 1913; Losch, Die impressionistische Syntax der Goncourts, 1919; SabatierP., L"esthetique des Goncourt (наиболее полная французская библиография), 1920 (632 pp.); Martino P., Le naturalisme francais, 1923; Rоsnу J. H., Memoires de la vie litteraire, Academie Goncourt, 1927.