Биография андреева николая яковлевича. Краткая биография леонида андреева

Первая повесть Николая Гоголя - «Старосветские помещики». Краткое содержание этого произведения, созданного в 1835 году, изложено в сегодняшней статье. Повесть имеет мало общего с рассказами, вошедшими в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая принесла известность начинающему писателю. Герои этого произведения вполне реалистичны. В повести, по мнению некоторых критиков, содержится острая сатира на помещичий быт.

Бытописание старых чревоугодников

Критики и литераторы по-разному восприняли повесть «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя. Краткое содержание этого произведения можно изложить следующим образом: в жизни двух стариков нет забот, а потому главным в их жизни становится приём пищи.

Впрочем, в жизни героев Гоголя есть и страдания, и потери, и одиночество. Писатель обличал распространенные людские пороки, но делал это с единственной целью. А именно сделать человечество лучше. Повесть «Старосветские помещики», краткое содержание которой представлено ниже, можно назвать притчей о смерти, любви, старости. Это произведение наполнено грустью и очарованием.

«Старосветские помещики»: краткое содержание по главам

Повесть состоит из двух частей. В первой автор описывает подробно барский дом и образ жизни главных героев. Здесь же писатель дает характеристику Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне. Немаловажную роль в повествовании играет и пейзаж, что стоит упомянуть, делая художественный анализ. Краткое содержание «Старосветских помещиков» в этой статье изложено по следующему плану:

  • Барский дом.
  • Хлебосольные хозяева.
  • Исчезновение кошки.
  • Смерть Пульхерии Ивановны.
  • Спустя пять лет.
  • Кончина старого помещика.

Барский дом

Прежде чем приступить к изложению краткого содержания, стоит сказать о важной особенности произведения. С самοгο повествования автор признаётся в любви к Малοрοссии: её прирοде, нравам, οбычаям, людям… Это удивительно красочное и поэтическое произведение, хотя и создано в жанре реализма.

Маленькие комнатки барского дома заставлены разнообразными вещицами. Двери скрипят, «поют на разные лады». Кладовая заполнена яствами, в приготовлении которых задействованы все дворовые. Кулинарным процессом управляет Пульхерия Ивановна. Хозяйство регулярно обворовывается приказчиком, но земля в деревне, в которой обитают герои повести, плодородная. Она производит всё в том же количестве. Афанасий Иванович и его супруга не замечают хищений.

Οчень красивы οписания, с кοтοрых и начинается пοвесть. Пища - практически единственнοе, чтο забοтит старикοв. Вся жизнь пοдчинена ей: утрοм пοкушали, затем закусили, после пообедали… Из двух блюд, чтο предлагает к трапезе старуха, ее муж неизменно выбирает οба варианта. А нοчью в жаркοй кοмнате стοнет - живοт бοлит. Лечение οт любого недуга заключается опять же в принятии пищи: кислοгο мοлοка пοпил и сразу лучше. Наливки используются исключительно в качестве лекарства.

Хлебосольные хозяева

Если приезжают гοсти, тο уж у старикοв пир. Рассказчика, который в этом хлебосольном доме бывал не раз, угοщали, раскрывая все секреты приготовления сοлений, напиткοв. Οн οбъедался, нο не мог себя сдержать. Гοстя всегда οставляли нοчевать, пугая разбοйниками. Кстати, дед любил навести страху и на свοю тихую супругу. К примеру, чтο будет, если их дοм сгοрит? А Пульхерия Иванοвна страсть как бοялась утратить пοкοй.

Запасοв в дοме былο много. Хотя вся двοрня ела дο дурнοты и бессовестно вοрοвала, провизия не переводилась в кладовой. Старики врοде и старались кοнтрοлирοвать хοзяйственные прοцессы, нο делали это очень неумело.

Исчезновение кошки

Οднажды любимица Пульхерии сбежала. Через нескοлькο дней вернулась οдичавшей. Пοела, снοва прοпала. И Пульхерия решила, чтο ее срοк настал. Кошка вернулась исхудавшая, обозленная. Старуха решила, что к ней явилась смерть в образе животного.

Смерть Пульхерии

Старуха начала метοдичнο гοтοвиться к смерти: раздавала указания пο хοзяйству, сοбирала платье, прοщалась сο старикοм. Свοеοбразным было ее представление о загробном мире. Так, οна гοвοрила: «Делайте пο-мοему, а тο я буду рядοм с Христοм, так я ему всё прο вас скажу, если οслушаетесь». Пульхерия слегла и в нескοлькο дней "сгοрела".

Спустя пять лет

Повествования ведется от лица частого гостя стариков. Рассказчик приезжает к Афанасию Ивановичу после смерти Пульхерии лишь спустя пять лет. И видит трагическую перемену в облике старого вдовца. Он сочувствует кончине Пульхерии - доброй и простой женщины, кοтοрοй представилοсь, чтο в οбразе её загулявшей кοшки прихοдила к ней сама смерть.

Афанасий Иванοвич никак не мοг пοверить в её смерть. Ему всё сталο безразлично. В быту он был словно ребенок: не мог пообедать, не измазавшись.

Смерть старого помещика

Без жены старик Афанасий прожил ещё лет десять в запущеннοм дοме, нο никак не смог смириться с печальнοй мыслью. Перед смертью старик будтο слышал, как умершая жена звала егο в саду. Ухοд егο был таким же загадочным, как и смерть Пульхерии.

Для кοнтраста писатель привοдит истοрию ο мοлοдοм челοвеке, у кοтοрοгο вοзлюбленную ранο οтняла смерть. Бοльше егο ничегο не интересοвалο. Егο закрыли дοма рοдные, прятали οт негο οстрые предметы. И всё же пару раз οн пοпытался пοкοнчить с сοбοй… Нο прοшли гοды, герοй женился снοва, οн счастлив, весел. Мοжет быть, и правильнο, чтο юнοша не пοтерял вкус к жизни, нο автοру οт этοгο грустнο. Инοгда прοстые, приземленные люди прοявляют бοлее вοзвышенные чувства.

Первым произведением цикла «Миргород» стали «Старосветские помещики». Кратким содержанием ограничиваться не стоит. Ведь образный, красочный язык Н. Гоголя не передаст ни одно изложение.

Как уже было сказано, главный литературный критик 19-го столетия увидел в произведении сатиру на бездуховный помещичий мир. Возможно, он прав, но повесть пронизана необыкновенной нежностью, любовью к родному краю. Пейзажу здесь отведена более важная роль, чем сатире. К своим героям автор испытывает симпатию, сострадание.

Автор «Старосветских помещиков» заставляет читателя задуматься о смысле жизни и неминуемой старости. Не каждому суждено оставить на этой земле яркий след. Писатель полагал, что в провинциальной затворнической жизни нет ничего предосудительного.

В 1835 году написал Н. В. Гоголь первую повесть из цикла «Миргород» под названием «Старосветские помещики». Ее главными героями стали двое супругов, владевших большим хозяйством и проживших душа в душу много лет. Это произведение повествует о трогательной взаимной заботе персонажей, одновременно иронизируя над их ограниченностью. Мы приведем здесь краткое содержание. «Старосветские помещики» - повесть, которая до сих пор вызывает неоднозначные эмоции читателей.

Знакомство с главными героями

В одной из отдаленных деревень в Малороссии живут старички Товстогубы: Пульхерия Ивановна, серьезная на вид хлопотунья, и Афанасий Иванович, любитель подшутить над своей хозяйкой. Они владеют довольно большим хозяйством. Жизнь их тиха и спокойна. Каждый, кто заезжает в этот благословенный уголок, поражается тому, как все волнения бушующего мира перестают здесь довлеть над умами и душами людей. Кажется, что этот низенький барский домик, утопающий в зелени, живет какой-то своей особенной жизнью. Целыми днями в нем готовятся припасы, варятся повидло и наливки, желе и пастила, сушатся грибы.

Хозяйство старичков немилосердно обкрадывалось приказчиком и лакеями. Дворовые девки регулярно забирались в чулан и объедались там всевозможными яствами. Но здешняя плодородная земля всего производила в таком количестве, что хозяева совершенно не замечали хищений. Добрыми и простодушными изобразил главных героев Гоголь. «Старосветские помещики», краткое содержание которых здесь приведено - это ироничная повесть о старичках, весь смысл жизни которых состоял в поедании грибков и сушеных рыбок и постоянной заботе друг о друге.

Взаимная привязанность стариков

Афанасий Петрович и Пульхерия Ивановна не имеют детей. Всю свою нерастраченную нежность и теплоту они обратили друг на друга.

Когда-то, давным-давно, наш герой служил компанейцем, затем стал секунд-майором. На Пульхерии Ивановне он женился тогда, когда ему было тридцать лет. Ходили слухи, что он очень ловко увез ее от недовольных родственников, чтобы обвенчаться. Всю жизнь эти милые люди прожили душа в душу. Со стороны было очень интересно наблюдать, как они трогательно обращались друг к другу на «вы». Почувствовать прелесть безмятежной и спокойной жизни главных героев повести поможет вам ее краткое содержание. «Старосветские помещики» - это история глубокой сердечной привязанности и заботы о близких людях.

Гостеприимство старосветских владетелей

Очень любили эти старички покушать. Как только наступало утро, в доме уже пели на все лады скрипящие двери. Девки в полосатых исподницах бегали по кухне и готовили всевозможные кушанья. Пульхерия Ивановна ходила повсюду, контролируя и распоряжаясь, звеня ключами, беспрестанно открывая и закрывая многочисленные замки амбаров и чуланов. Завтрак хозяев всегда начинался с кофе, за ним следовали коржики с салом, пирожки с маком, чарка водки с сушеными рыбками и грибками для Афанасия Ивановича и так далее. А как гостеприимны были эти милые и добрые старички! Если приходилось у них задержаться какому-нибудь человеку, его ежечасно потчевали лучшими блюдами домашней кухни. Хозяева с вниманием и удовольствием слушали рассказы странников. Казалось, что они жили для гостей.

Если вдруг проезжающий мимо и навестивший старичков человек поздним вечером вдруг собирался в дорогу, то они со всем жаром принимались его убеждать остаться и переночевать у них. И гость всегда оставался. Наградой ему были обильный, источающий ароматы ужин, радушный, согревающий и вместе с тем усыпляющий рассказ хозяев дома, теплая мягкая постель. Таковы были эти старосветские помещики. Очень краткое содержание данной повести позволит понять авторский замысел и составить представление об образе жизни этих тихих, добрых обитателей дома.

Смерть Пульхерии Ивановны

Жизнь милых стариков была безмятежна. Казалось, что так будет всегда. Однако вскоре с хозяйкой дома приключилось одно происшествие, имевшее для супругов трагические последствия. У Пульхерии Ивановны была беленькая кошечка, о которой добрая старушка очень заботилась. Однажды она пропала: сманили местные коты. Через три дня беглянка объявилась. Хозяйка тут же распорядилась дать ей молока и попробовала приласкать животное. Но кошечка дичилась, и когда Пульхерия Ивановна протянула к ней руку, неблагодарное создание бросилось в окно и убежало. Больше кошечки никто не видел. С этого дня милая старушка стала скучна и задумчива. На вопросы мужа о ее самочувствии она отвечала, что предчувствует скорою смерть. Все попытки Афанасия Ивановича развеселить супругу заканчивались неудачей. Пульхерия Ивановна все твердила о том, что это, видимо, смерть за ней приходила в образе ее кошечки. Она настолько себя убедила в этом, что вскоре слегла и по происшествии некоторого времени действительно скончалась.

Но на этом не заканчивает свою повесть Гоголь. «Старосветские помещики" (краткое содержание здесь приводится) - произведение с трагическим финалом. Посмотрим, что дальше ждет осиротевшего хозяина дома?

Одиночество Афанасия Ивановича

Покойницу обмыли, обрядили в приготовленное ею самой платье и положили в гроб. Афанасий Иванович на все это смотрел безучастно, как будто не с ним это все происходило. Бедняга все не мог оправиться от такого удара и поверить в то, что его дорогой любимой женушки больше нет. Лишь когда могилу сравняли с землей, он вырвался вперед и произнес: «Вот уж и погребли? Зачем же?» После этого одиночество и тоска с головой накрыли веселого некогда старичка. Придя с кладбища, он громко рыдал в комнате Пульхерии Ивановны. Дворовые стали переживать за то, как бы он с собою что-нибудь не сделал. Первое время они прятали от него ножи и все острые предметы, которыми он мог себя ранить. Но вскоре они успокоились и перестали следовать за хозяином дома по пятам. А он тут же достал пистолет и выстрелил себе в голову. Его нашли с размозжённым черепом. Рана оказалось несмертельной. Вызвали доктора, который поставил старичка на ноги. Но как только домашний люд успокоился и вновь перестал следить за Афанасием Ивановичем, тот бросился под колеса экипажа. Ему повредило руку и ногу, но он опять остался жив. Скоро его уже видели в многолюдном зале увеселительного заведения играющим в карты. За спинкой его кресла стояла, улыбаясь, его молодая жена. Все это были попытки заглушить щемящую тоску и скорбь. Почувствовать всю безнадежность, овладевшую главным героем повести, можно, даже прочтя ее краткое содержание. «Старосветские помещики» - произведение о безграничной нежности и привязанности людей, проживших вместе всю жизнь.

Печальный финал

Спустя пять лет после описанных событий автор возвратился в этот хуторок, чтобы навестить хозяина дома. Что же он увидел здесь? В некогда богатом хозяйстве царит запустение. Избы мужиков почти развалились, а сами они спились и числились в большинстве своем в бегах. Изгородь возле барского дома почти упала. Везде чувствовалось отсутствие хозяйской руки. А самого владельца дома теперь было почти не узнать: он сгорбился и ходил, еле передвигая ноги.

Все в доме напоминало ему о заботливой хозяйке, покинувшей его. Часто он сидел, погрузившись в свои мысли. И в такие минуты по щекам его текли горячие слезы. Вскоре и Афанасия Ивановича не стало. Причем кончина его имеет нечто общее с кончиной самой Пульхерии Ивановны. Однажды летним солнечным днем он гулял по саду. Вдруг ему почудилось, что кто-то окликнул его по имени. Убедив себя в том, что это была обожаемая им покойная супруга, Афанасий Иванович стал сохнуть, хиреть и вскоре умер. Похоронили его рядом с женой. После этого в поместье приехал какой-то дальний родственник стариков и принялся «поднимать» упавшее хозяйство. За несколько месяцев оно было пущено по ветру. Таково краткое содержание рассказа «Старосветские помещики». Финал произведения печален. Эра безмятежности безвозвратно ушла в прошлое.

Мы познакомились с одним из рассказов В. Н. Гоголя. Здесь приведено его краткое содержание. «Старосветские помещики» - одно из любимых публикой произведений великого классика уже многие десятилетия.

Главные герои произведения – помещики из Малороссии Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы. Эта пожилая бездетная пара проживает в своем небольшом поместье. Афанасий Иванович – высокий старик 60 лет с постоянной доброй улыбкой. Пульхерии Ивановне исполнилось пятьдесят пять. Эта дама выглядит серьезной, почти не смеется, но лицо и глаза ее излучают доброту. Автор с ласковой иронией и любовью рассказывает о быте и привычках этой семьи.

В молодости Афанасий Иванович был военным. В тридцать лет он посватался к Пульхерии Ивановне, но ее родители не хотели отдавать дочь за отставного секунд-майора. Тогда Афанасий Иванович весьма ловко увез будущую супругу. Эти бурные события почтенная чета уже почти не помнила и никогда о них не говорила.

Обращаются Товстогубы друг к другу исключительно на «вы» и по имени-отчеству, вежливо, заботливо. Они очень радушные хозяева и всегда с огромным удовольствием принимают гостей. Афанасий Иванович любит расспросить гостя о его делах и проблемах, совершенно искренне интересуется окружающим миром, внимательно слушает рассказы о разных новшествах и модных тенденциях. При этом он, в отличие от большинства стариков, не брюзжит, что в его молодости все было лучше и разумнее устроено, не пускается в пространные воспоминания и не ведет долгие нравоучительные беседы.

Живут Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна в небольшом низеньком домике. Рядом расположены сад, лес, покосившиеся крестьянские избы. Товстогубы очень любят тепло, поэтому в каждой комнате есть большая печь, которая постоянно топится. С непривычки гостям душно и жарко, но уют, вкусная еда и радушие хозяев все равно влекут к ним соседей и просто знакомых. Каждого гостя здесь непременно оставляют ночевать, хоть и ехать ему домой три-четыре версты.

В комнате Пульхерии Ивановны стоит множество сундучков и ящичков. Здесь хранится куча разной мелочи, которая, по мнению хозяйки, может когда-нибудь пригодиться.

Афанасий Иванович хозяйством почти не занимается. Он лишь иногда выезжает в поле посмотреть на работу жнецов и косарей. Пульхерия Ивановна хлопочет по дому, заготавливает впрок всякие варенья, сушеные грибы и фрукты. Приказчик и сельский староста, которого в здешних краях называют войт, хозяйничают по собственному усмотрению и воруют безбожно. Но земля щедра, а потребности стариков минимальны, поэтому хватает всем.

Товстогубы любят поесть. Ранним утром они пьют кофе, потом завтракают. За час до обеда Афанасий Иванович перекусывает и выпивает чарку водки. В двенадцать часов чета обедает, и хозяин идет отдыхать. Через час жена приносит ему фрукты, и супруги отправляются на прогулку в сад. Затем Пульхерия Ивановна уходит по делам, а Афанасий Иванович усаживается в тени и наблюдает за хозяйственной суетой. Вскоре он снова перекусывает. Ужинают Товстогубы в половине десятого и сразу ложатся спать. Но случается, что ночью Афанасий Иванович жалуется на боли в желудке, которые устраняются очередным перекусом.

Старичок любит подшучивать над своей супругой. Заводит, к примеру, разговор о том, что они станут делать, если сгорит дом, или грозится пойти на войну. У Пульхерии Ивановны живет серенькая кошечка. Старушка к ней привыкла, часто гладит и любит ухаживать за животным. В это время Афанасий Иванович рассуждает о бесполезности кошки, сравнивая ее с собакой.

Из-за этой кошечки все и началось. Однажды она сбежала. Должно быть, ее выманили в лес дикие коты. Пульхерия Ивановна несколько дней ищет кошку, но безрезультатно. Через некоторое время кошечка возвращается сама, худая и потрепанная. Старушка дает ей мяса и молока, кошечка все съедает и быстро убегает.

Пульхерия Ивановна почему-то решает, что за ней приходила смерть. Не обращая внимания на уговоры супруга, она дает распоряжения, что и как делать на похоронах, наказывает ключнице смотреть за Афанасием Ивановичем. Старичок горько плачет, но Пульхерия Ивановна непреклонна в своей уверенности о скорой кончине.

Действительно, через несколько дней она уже не может встать с постели и вскоре умирает. Хоронят старушку в точности по ее наказам. Афанасий Иванович находится в каком-то оцепенении. Вернувшись домой с кладбища, он видит, что в доме пусто, и горько рыдает.

Проходит пять лет. Автор рассуждает о том, что за это время заживает даже самая глубокая сердечная рана. Он рассказывает об одном знакомом, который так скорбел о смерти своей возлюбленной, что дважды пытался покончить с собой. Оба раза он чудом оставался жив, а через пять лет автор встретил его. Бывший страдалец преспокойно играл в карты, рядом стояла его новая молоденькая жена.

Но Афанасий Иванович не забыл о своей Пульхерии Ивановне. Когда автор заезжает к нему в гости, то удивляется произошедшему в поместье запустению. Некому смотреть за хозяйством, дома крестьян совсем покосились, слуги обленились. Старик сгорбился и выглядит совсем дряхлым. Нет уже на столе тех разносолов, ложку хозяин подносит вместо рта к носу, а вилкой тычет в графин.

Афанасий Иванович слушает гостя с прежней доброй улыбкой, но глаза его остаются пустыми. Вдруг он вспоминает о жене и начинает горько плакать. Автор потрясен: неужели привычка сильнее страсти?

Вскоре после этого визита он узнает, что Афанасий Иванович умер. Старик вышел прогуляться в сад и вдруг услышал голос, который его звал. Вокруг никого не было, и Афанасий Иванович решил, что это его зовет к себе Пульхерия Ивановна. С того дня он чахнет, тает и велит похоронить себя рядом с супругой. Его желание исполняют.

Приказчик и войт растаскивают то немногое, что еще осталось. Внезапно объявляется и наследник, который быстро доводит поместье до полного разорения.

  • «Старосветские помещики», анализ повести Гоголя

Герои повести «Старосветские помещики» — два старичка. Живут они тихо, так тихо, как только могут жить старички, во всем обеспеченные; а обеспечены они вполне, несмотря на то, что их обкрадывают приказчик, дворовые и все кому не лень: их благодарный уголок производит всего в такой мере, что на них хватает вполне и еще «с лихвой». Да и много ли им нужно? Нужно только, чтобы было что есть, а остальное все выходит за пределы их жизни. Зато в этой доступной им области они берут от жизни все, что только могут, и пользуются своей обеспеченностью вполне. Они не только любят вкусно и в свое удовольствие поесть, но в этом вся их жизнь, вся их радость. Интересы их никогда не перелетают за частокол, окружающий их дворик, а на дворике все интересы направлены к еде. В еде заключаются все их радости, а огорчения … огорчений у них и нет совсем. Пульхерия Ивановна, та хоть еще занимается хозяйством, у ней есть занятие, даже для нее, пожалуй, и очень важное; чего только ей не нужно сделать: варенье, желе, пастила, на меду и на сахаре; настойки на персиковых листьях, на черемуховом цвете, на золототысячнике, на вишневых косточках; массу всяких солений и сушений … Во всем этом Пульхерия Ивановна большая искусница, и делает она все это мастерски, но все-таки здесь могут быть маленькие неудачи, огорчения. Афанасий Иванович лишен и этого разнообразия. Он изредка только поговорит с приказчиком о хозяйстве или съездит в поле посмотреть на работы. Это он делает не потому, чтобы интересовался своим хозяйством, а так, чтобы поболтать немножко. А поболтать он иногда любил, даже посмеяться над Пульхерией Ивановной. Правда, эти насмешки были самого невинного свойства, вроде сборов его на войну или пожара в доме, но они доставляли ему истинное удовольствие. Но все это было, между прочим, от нечего делать, в свободное время. Настоящее же занятие его была еда. Здесь Афанасий Иванович совершал необыкновенные подвиги.

Вставали они рано, и пили за столиком кофе. После кофе Афанасий Иванович шел прогуляться по саду и любил поговорить с приказчиком. «После этого Афанасий Иванович возвращался в покои и говорил, приблизившись к Пульхерии Ивановне: — А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?. 3а час до обеда Афанасий Иванович закусывал снова, выпивая старинную серебряную чарку водки, заедал грибами, разными сушеными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов … 3а обедом обыкновенно шел разговор о предметах, самых близких к обеду. — Мне кажется, будто это каша, — говаривал обыкновенно Афанасий Иванович, — немного пригорела; — Нет, Афанасий Иванович, вы положите побольше масла, тогда она не будет пригорелой. Через часок после обеда Афанасий Иванович съедал с Пульхерией Ивановной арбуз и несколько гуш, затем, после небольшой прогулки по саду Афанасий Иванович съедал еще вареников с ягодами и кисельку. 3атем он успевал еще разок закусить, а в половине десятого они садились ужинать. Ночью «иногда Афанасий Иванович, ходя по комнате, стонал. Тогда Пульхерия Ивановна спрашивала: — Чего вы стонете, Афанасий Иванович? — Бог его знает, Пульхерия Ивановна; как будто немного живот болит, — говорил Афанасий Иванович. — А не лучше ли чего-нибудь съесть, Афанасий Иванович? — Не знаю, будет ли оно хорошо, Пульхерия Ивановна. Впрочем, чего же бы такого съесть? — Кисленького молочка или жиденького узвара с сушеными грушами. — Пожалуй, разве так только, попробовать» — говорил Афанасий Иванович. Сонная девка отправлялась рьггься по шкафам, Афанасий Иванович сьедал тарелочку; после чего он обыкновенно говорил: «Теперь так как будто легче».

Если прибавить ко всему этому их необыкновенное радушие к гостям и бесконечную доброту их лиц, то вот и вся их жизнь. «Жизнь их … так тиха, — говорит Гоголь, — так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсть, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют, и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении». Да, более мирную жизнь трудно представить. Это не жизнь человеческая, но и не жизнь животная, — зачем обижать милых старичков таким грубым определением, да оно и не к лицу: жизнь животного все же шире и богаче — оно должно вести активную борьбу за существование, бороться с опасностями. Жизнь этих старичков — это жизнь растения, совершенно пассивная, не знающая желаний и забот. Если и было в них что-нибудь присущее человеку, так это их взаимная привязанность; привязанность, основанная на привычке. Когда-то их жизнь не была так однообразна и они истинно любили друг друга. Афанасий Иванович даже увез Пульхерию Ивановну, которую родственники не хотели выдать за него. Но все это с течением времени было позабыто, во всяком случае, никогда не вспоминалось об этом. Живая любовь уже выветрилась и осталась одна привычка. Но привычка друг к другу у Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны была так сильна, что они совершенно не могли существовать друг без друга. При том микроскопическом горизонте, который им был доступен, все их внимание было обращено друг к другу. Они наполняли жизнь и вполне заменяли весь мир один другому. Не удивительно поэтому, что, когда умерла Пульхерия Ивановна, Афанасий Иванович быт совершенно выбит из колеи и уже никогда не мог попасть в нее. В Пульхерии Ивановне он потерял не друга жизни, даже не цель жизни, — он потерял самую форму жизни, единственно ему доступную. В его сознании и жизни появился такой пробел, которого он уже никак не мог заполнить. Он в полумладенческом состоянии еще влачил пять лет, но эта жизнь была лишена уже и того небогатого содержания, какое было при Пульхерии Ивановне, и продолжалась чисто механически. Наконец он умирает, так же тихо и безропотно, как и Пульхерия Ивановна. Читая повесть, мы невольно проникаемся любовью и сочувствием к ее героям. Мы смеемся, но добродушно смеемся; мы горюем о тихой кончине старичков. Мы вместе с автором чувствуем какое-то умиление при виде их и самую теплую нежность к ним. Но, несмотря на это, вряд ли кто-нибудь хотел походить на Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну.

СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ива-новна - двое старичков "прошедшего века", нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Иванович был высок, ходил всегда в бараньем тулупчике, и практически все-гда улыбался. Пульхерия Ивановна почти никогда не смеялась, но "на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица". Детей у них небыло. Афанасий Иванович ни-когда не критикует современность и не хвалит своего прошло-го; напротив, показывает живой интерес к событиям жизни дру-гих людей, в т. ч. молодых. "Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сунду-ками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узел-ков и мешков с семенами, цветочными, огородными и арбузны-ми, висело по стенам. Множество клубков с разноцветной шер-стью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится". Афанасий Иванович мало занимается хозяйством; бразды правления находятся в руках Пульхерии Ивановны. Она бес-престанно варит варенье, сушит фрукты, перегоняет водку, со-лит грибы и огурцы; все это потом разворовывается дворовы-ми девками, но это даже к лучшему, иначе запасов хозяйки хва-тило бы на несколько лет. Приказчик обкрадывает Товстогубов; Пульхерия Иванов-на постоянно обнаруживает, что в лесу исчезают столетние дубы, но вполне удовлетворяется ответами, вроде "громом по-било и черви источили". Афанасий Иванович - охотник хорошо покушать; от боли в желудке у него также одно средство - дополнительная тра-пеза. Самое страшное, что могут себе представить супруги - пожар в их доме. Но и тут они, обсуждая возможность такого бедствия, не унывают: Афанасий Иванович готов перейти в ком-нату прислуги, а Пульхерия Ивановна - в кладовую. "Но интереснее всего казались для меня старички в то вре-мя, когда у них бывали гости. Тогда все в их доме принимало другой вид. Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них было лучшего, все это выносилось... во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах, так шли к ним, что поневоле соглашался на их просьбы. Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых бесхитростных душ". Однажды кошечку Пульхерии Ивановны "подманили" ди-кие коты, и она отправилась вместе с ними в лес. Хозяйка жа-леет о пропаже кошки три дня, затем успокаивается. Неожи-данно кошка появляется; она очень отощала и одичала. Несмот-ря на то, что Пульхерия Ивановна кормит ее, кошка, поев, убе-гает снова в лес. Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней.

Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней. Об этом она объявляет мужу, делится с ним своими предчувствиями близкой кончины. Хотя видимого по-вода волноваться у нее нет никакого, старушка начинает таять день ото дня. Она объявляет свою последнюю волю и принима-ется готовиться к собственным похоронам. Ей больше себя жаль Афанасия Ивановича, который после ее смерти останется со-всем один и некому будет любящим гладом присмотреть за ним. Ничем не больная, но твердо уверенная в своей близкой кончи-не, через несколько дней Пульхерия Ивановна действительно умирает. Афанасий Иванович так поражен, что даже не может пла-кать на похоронах; кажется, будто он не совсем понимает, что произошло. Когда гроб уже засыпают землей, Афанасий Ива-нович беспомощно задает вопрос: "Так вот это вы уже и погреб-ли ее! зачем!" Вернувшись в опустевший дом," Афанасий Ива-нович рыдает долго и безутешно. Проходит пять лет. Афанасий Иванович очень сильно по-старел и сгорбился, стал неряшлив и невнимателен. Он не в со-стоянии оправиться после ужасного несчастья, постигшего его. Он слушает рассеянно, словно отсутствует. Внимание его при-влекает блюдо, которое всегда прежде готовила и подавала по-койная жена. Он не в состоянии даже выговорить ее имя и за-ливается безудержными слезами. "Боже! - думал я, глядя на него, - пять лет всеистребдяющего времени o- старик уже бес-чувственный, старик, которого жизнь, казалось, состояла толь-ко из сидения на высоком стуле, из ядения сушеных яблок и груш, из добродушных рассказов, - и такая долгая, такая жар-кая печаль! Что же сильнее над нами: страсть или привычка?" Вскоре после этого Афанасий Иванович скончался. Незадолго до того, прогуливаясь по саду, он слышит как кто-то называет его по имени, хотя вокруг безлюдно. Афанасий Иванович свет-леет лицом и (как когда-то жена) начинает таять, сохнуть, уми-рать. "Это Пульхерия Ивановна зовет меня!" - говорит Афа-насий Иванович и просит похоронить себя возле жены.

Дом помещиков описан как райский сад, и это не только из-за обилия еды и иного убранства. Это просто дух, созданный автором. В повествовании старики постоянно едят. Афанасий иванович ест даже ночью. Он просыпается от духоты, ворочиется, стонает, пульхерия ивановна перечисляет кушанья, которые могут утолить голод супруга.

Замкнутое пространство, огороженное частоколом, через которое не перелетало ни одно желание. Внутри время неподвижное, в этих маленьких низеньких комнатах. Тут идет бессмысленное, бесцельное, животное существование.

Для героев нет мира вокруг, их жизнь ограничена друг другом и их бытом. Даже ребенок был бы лишним в их мире.

Время идет линейно до момента смерти пульхерии ивановны. Потом происходит разрыв на 5 лет. Повествователь думает, что за 5 лет афанасий иванович успокоился, но ошибается.

В этом рассказе нельзя ничему научиться. Здесь ты просто наслаждаешься тем, как пишет Гоголь. Это просто «вкусно» написано.

Мы через время и пространство понимаем, как оценивать героев, ситуацию.

Бахтин описывал хронотоп порога – какая-то сюжетная ситуация, про которую можно сказать: до нее было так, после – совершенно изменилось. После границы порога время начинает двигаться быстрее.